Конспект непосредственно образовательной деятельности "Дифференциация звуков С-Ц в слогах, словах" у старших дошкольников
план-конспект занятия по теме
Целью непосредственно образовательной деятельности является дифференциация звуков С-Ц в слогах, словах путем совершенствования фонематических процессов, развития языкового анализа и синтеза, способности к переключению, выработке самоконтроля за произнесением отрабатываемых звуков. Работа построена на лексической теме "Зимующие и перелетные птицы", способствующей уточнению знаний о птицах, совершенствованию функций словообразования и словоизменения, развитию правильной самостоятельной речи. Рекомендовано работать со старшими дошкольниками, младшими дошкольниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differentsiatsiya_zvukov_s-ts_v_slogakh_i_slovakh.docx | 20.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №16 компенсирующего вида
Красногвардейского района
г. Санкт-Петербург
Составила: учитель-логопед Л.А.Якимова
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
(образовательная область: коммуникация, социализация, познание)
Тема: Дифференциация звуков С – Ц в слогах, словах
(подготовительная группа, первый класс с ОНР)
Цель: дифференциация звуков С – Ц в слогах, словах.
Задачи.
Образовательные:
1. Расширять знания детей о птицах.
Коррекционные:
2. Упражнять детей в четкой дифференциации фонем С-Ц в слогах, в словах.
3. Совершенствовать фонематическое восприятие, навыки звуко-слогового анализа и синтеза.
4. Развивать функции словообразования , словоизменения
5. Совершенствовать способности к переключению, контрольные действия.
6. Развивать оптико-пространственную ориентировку, мелкую моторику.
Воспитательные:
7. Воспитывать познавательный интерес, заботливое отношение к птицам.
Оборудование: предметные картинки птиц, таблицы слогов, маленькие силуэты насекомых-фишки, буквы, изографы, артикуляционные таблицы.
Ход деятельности:
I. Организационный момент.
1. Общее расслабление:
Вот на ветках, посмотри (По 4 хлопка руками по бокам и по 4
В красных майках снегири. -Наклоны головы на строку.
Распушили перышки, -На 1слово каждой строки –частое потря-
Греются на солнышке. -хивание руками, на 2-е –1 хлопок по бокам
Головой вертят, -По 2 поворота головы на каждую строку
Улететь хотят.
-Кыш! Кыш! Улетели! -Дети взмахивают руками, как крыльями.)
За метелью! За метелью!
- О какой птице говорится в стихотворении?
- Что о ней знаете? (зимующая)
- Каких зимующих птиц ещё знаете ? (ворона, сорока, галка, воробей, голубь, снегирь, сова, кукушка, дятел, синица, глухарь)
Игра « 4 лишний» - Кто Лишний?
- Как заботятся люди о зимующих птицах?
- Почему люди заботятся
Медведь, барсук, цапля, лиса. – (цапля –перелетная птица, остальные –дикие животные.)
- Каких перелётных птиц вы знаете? (грач, скворец, ласточка, журавль, соловей, аист, ласточка, жаворонок).
- Сегодня зимующие и перелётные птицы будут нашими помощниками на занятии.
II.Сообщение темы деятельности.
В слове «снегирь» назовите 1 звук. С
В слове «цапля» назовите 1 звук. Ц
Сегодня мы будем учиться различать звуки С-Ц в слогах, словах
III. Основная часть деятельности.
1. Произношение звуков и характеристика звуков.
-Как произносим звук С? – по таблице
- Губы в улыбе
- Зубы сближены
- Кончик языка за нижними зубами
- По языку идет узкая, плавная воздушная струя
- Голосовые складки не включаются.
-Как произносим звук Ц? –по таблице
- Губы в улыбке
- Зубы сближены
- Кончик языка за нижними зуами
- Передняя спинка языка поднята и образует смычку с верхними альвеолами
- Сильная воздушная струю разрывает смычку
- Голосовые складки не работают.
- Возьмите зеркало и произнесите звук С 2 раза, а звук Ц –3 раза
(песенка синички Ц-Ц-Ц)
- Охарактеризуйте звук С (таблица), звук Ц (таблица).
Согласный, твердый, глухой, парный.
2. Дифференциация звуков.
На слух:
- звуки: с т ц ц с ш ц с и т.д.;
- в слогах: ас, цо, иц, оц, ус, ацт, уст, цто, си, сты
- в словах: цифры, циркуль, станция, сирень, ступеньки, акация, стадион, мыльница, солнце, супница, мыльница, сахарница и т.д.
В произношении:
- слоговые ряды:
ас-ас-ац ас-ац-ас ас-ац-ас | ацл-ацл-асл ацл-асл-ацл ацл-асл-асл |
- Игра «Наоборот»-в слогах, словах:
ас-ац ос ус ис | са-ца со су сы | цок-сок цел-сел бац-бас цена-сено |
- В предложении:
- Лодка выкрашена в красный цвет.
В комнате горит яркий … свет.
-В болоте стоит цапля.
На стене висит … сабля.
-На ногах у Коли бутсы.
А на шее Ани … бусы.
3. Физминутка.
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем,
Правую руку вверх –ах, левую руку вверх –ух.
Ах-Ух! Ах-Ух! Пляшут руки во весь дух.
4. Работа с буквами.
А) -Закройте глаза, отгадайте на ощупь буквы. С-Ц
-Какой звук обозначается на письме буквой С? Ц?
-Из скольких элементов состоит письменная б.С, Ц?
Напишите в воздухе.
Б) Игра «Электронная муха» -слоги, слова:
ай | ка | ва |
стай | ☼ | нец |
цо | пте | со |
Птенец сова яйцо стайка
-Что такое стайка? –маленькая группа птиц.
-А большая группа птиц? –стая.
-Откуда появляется птенец? Один птенец, а много птенцов.
Одно яйцо, а много яиц.
-Запишите эти слова в тетрадь.
-Прочитайте слова, в которых есть С, Ц.
В) Изографы:
-Какая это птица? (сорока, аист) Какой звук в слове? С.
Г) Синтез слова а п и т ц (птица) Какой звук в слове? Ц.
- 1 3 2 4
-Составьте предложение со словом птица.
-Сколько слов? Какое 1, 2, 3 и т.д. Схема.
IV. Итог деятельности. -Какие звуки различали?
-Чем они похожи, чем они отличаются?
-Каких птиц вы знаете?
Игра с мячом «Птенцы» воробей-воробышек,
ворона-вороненок
сорока-сороченок
скворец-скворчонок, галчонок и т.д.
ай | ка | ва |
стай | ☼ | нец |
цо | пте | со |
ай | ка | ва |
стай | ☼ | нец |
цо | пте | со |
ай | ка | ва |
стай | ☼ | нец |
цо | пте | со |
ай | ка | ва |
стай | ☼ | нец |
цо | пте | со |
ай | ка | ва |
стай | ☼ | нец |
цо | пте | со |
ай | ка | ва |
стай | ☼ | нец |
цо | пте | со |
ай | ка | ва |
стай | ☼ | нец |
цо | пте | со |
ай | ка | ва |
стай | ☼ | нец |
цо | пте | со |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по освоению образовательной области "Коммуникация" и коррекционному направлению в индивидуальной форме
.В конспекте описывается работа по развитию речи и слухового восприятия детей с нарушениями слуха с использованием сурдологопедического тренажера "Дэльфа-130"....
Конспект непосредственной образовательной деятельности в области "Музыка" для старших дошкольников "В ГОСТЯХ У ТАНЦА",с презентацией.
Конспект музыкального занятия по слушанию музыки.Предназначен для музыкальных руководителей....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Дифференциация звуков С-Ц в словах, предложениях у старших дошкольников"
Целью непосредственно образовательной деятельности является дифференциация звуков С-Ц в словах и предложениях путем совершенствования фонематических процессов, формирования практических обобщений о зв...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе № 4 компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития Образовательная деятельность: коммуникация Раздел: развитие речи Тема «Перелётные птицы»
конспект итоговой НОД составлен для детей старшей группы, имеющих задержку психического развития. к конспекту прилагается презентация с дидактическими играми, которые можно использовать как вне заняти...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей логопедической группе. Тема : Звуки «С»; «Сь»
Продолжать учить детей внимательно слушать и различать речевые звуки, четко произносить звук «С,Сь.»Продолжать учить выделять звук « С,Сь» в начале, в середине, в конце слов .Продолж...
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей логопедической группы «В магазине игрушек. Звуки М-МЬ. Буква М»
Знакомство со звуками М-Мь, буквой М. Игры и упражнения на развитие связной речи, зрительного внимания, фономатического восприятия, артикуляционная гимнастика, активизация словаря по теме "Игруш...
Конспект занятия по теме: « Звук Л в закрытых слогах и в позиции на конце слова» (индивидуальное логопедическое занятие для дошкольника старшего возраста)
Отражён комплексный подход при коррекции звукопроизношения : включены упражненияпо развитию слухового восприятия, речевого дыхания, ручной умелости,по авктивизации процессов внимания, памяти и л...