Конспект непосредственно образовательной деятельности "Дифференциация звуков С-Ц в слогах, словах" у старших дошкольников
план-конспект занятия по теме

Якимова Лариса Анатольевна

Целью непосредственно образовательной деятельности является дифференциация звуков С-Ц в слогах, словах путем совершенствования фонематических процессов, развития языкового анализа и синтеза, способности к переключению, выработке самоконтроля за произнесением отрабатываемых звуков. Работа построена на лексической теме "Зимующие и перелетные птицы", способствующей уточнению знаний о птицах, совершенствованию функций словообразования и словоизменения, развитию правильной самостоятельной речи. Рекомендовано работать со старшими дошкольниками, младшими дошкольниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsiatsiya_zvukov_s-ts_v_slogakh_i_slovakh.docx20.8 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №16 компенсирующего вида

Красногвардейского района

г. Санкт-Петербург

Составила: учитель-логопед Л.А.Якимова

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

(образовательная область: коммуникация, социализация, познание)

Тема: Дифференциация звуков С – Ц в слогах, словах

(подготовительная группа, первый класс с ОНР)

Цель: дифференциация звуков С – Ц в слогах, словах.

Задачи.

Образовательные:

1. Расширять знания детей о птицах.

Коррекционные:

2. Упражнять детей в четкой дифференциации фонем С-Ц в слогах, в словах.

3. Совершенствовать фонематическое восприятие, навыки звуко-слогового анализа и синтеза.

4. Развивать функции словообразования , словоизменения

5. Совершенствовать способности к переключению, контрольные действия.

6. Развивать оптико-пространственную ориентировку, мелкую моторику.

Воспитательные:

7. Воспитывать познавательный интерес, заботливое отношение к птицам.

Оборудование: предметные картинки птиц, таблицы слогов, маленькие силуэты насекомых-фишки, буквы, изографы, артикуляционные таблицы.

Ход деятельности:

I. Организационный момент.

 1. Общее расслабление:

Вот на ветках, посмотри                        (По 4 хлопка руками по бокам и по 4

В красных майках снегири.                       -Наклоны головы на строку.

Распушили перышки,                                -На 1слово каждой строки –частое потря-

Греются на солнышке.                            -хивание руками, на 2-е  –1 хлопок по бокам

Головой вертят,                                      -По 2 поворота головы на каждую строку

Улететь хотят.

-Кыш! Кыш! Улетели!                           -Дети взмахивают руками, как крыльями.)

За метелью! За метелью!

  • О какой птице говорится в стихотворении?
  • Что о ней знаете? (зимующая)
  • Каких зимующих птиц ещё знаете ? (ворона, сорока, галка, воробей, голубь, снегирь, сова, кукушка, дятел, синица, глухарь)

Игра « 4 лишний» - Кто Лишний?

  • Как заботятся люди о зимующих птицах?
  • Почему люди заботятся

Медведь, барсук, цапля, лиса. – (цапля –перелетная птица, остальные –дикие животные.)

  • Каких перелётных птиц вы знаете? (грач, скворец, ласточка, журавль, соловей, аист, ласточка, жаворонок).
  • Сегодня зимующие и перелётные птицы будут нашими помощниками на занятии.

II.Сообщение темы деятельности.

В слове «снегирь» назовите 1 звук.  С

В слове «цапля» назовите 1 звук.  Ц

Сегодня мы будем учиться различать звуки С-Ц в слогах, словах

III. Основная часть деятельности.

1. Произношение звуков и характеристика звуков.

-Как произносим звук С? – по таблице

  • Губы в улыбе
  • Зубы сближены
  • Кончик языка за нижними зубами
  • По языку идет узкая, плавная воздушная струя
  • Голосовые складки не  включаются.

-Как произносим звук Ц? –по таблице

  • Губы в улыбке
  • Зубы сближены
  • Кончик языка за нижними зуами
  • Передняя спинка языка поднята и образует смычку с верхними альвеолами
  • Сильная воздушная струю разрывает смычку
  • Голосовые складки не работают.

- Возьмите зеркало и произнесите звук С 2 раза, а звук Ц –3 раза

(песенка синички Ц-Ц-Ц)

- Охарактеризуйте звук С (таблица), звук Ц (таблица).

Согласный, твердый, глухой, парный.

2. Дифференциация звуков.

На слух:

  • звуки:  с  т  ц  ц  с  ш  ц  с и т.д.;
  •  в слогах:  ас,  цо, иц, оц, ус, ацт, уст, цто, си, сты
  •  в словах: цифры, циркуль, станция, сирень, ступеньки, акация, стадион, мыльница, солнце, супница, мыльница, сахарница и т.д.

В произношении:

  •  слоговые ряды:

ас-ас-ац

ас-ац-ас

ас-ац-ас

ацл-ацл-асл

ацл-асл-ацл

 ацл-асл-асл

  • Игра «Наоборот»-в слогах, словах:

ас-ац

ос

ус

ис

са-ца

со

су

сы

цок-сок

цел-сел

бац-бас

цена-сено

  • В предложении:

- Лодка выкрашена в красный цвет.

В комнате горит яркий …         свет.

-В болоте стоит цапля.

На стене висит …              сабля.

-На ногах у Коли бутсы.

А на шее Ани …           бусы.

3. Физминутка.

Мы руки поднимаем, мы руки опускаем,

Правую руку вверх –ах, левую руку вверх –ух.

Ах-Ух!  Ах-Ух!  Пляшут руки во весь дух.

4. Работа с буквами.

А) -Закройте глаза, отгадайте на ощупь буквы.  С-Ц

-Какой звук обозначается на письме буквой С?  Ц?

-Из скольких элементов состоит письменная б.С,  Ц?

Напишите в воздухе.

Б) Игра «Электронная муха» -слоги, слова:

ай

ка

ва

стай

нец

цо

пте

со

Птенец  сова  яйцо  стайка

-Что такое стайка? –маленькая группа птиц.

-А большая группа птиц? –стая.

-Откуда появляется птенец?     Один птенец, а много птенцов.

                                                        Одно яйцо, а много яиц.

-Запишите эти слова в тетрадь.

-Прочитайте слова, в которых есть С, Ц.

В) Изографы:

-Какая это птица?  (сорока, аист)  Какой звук в слове? С.

Г) Синтез слова  а п и т ц (птица)    Какой звук в слове?  Ц.

  1.  1  3  2  4

-Составьте предложение со словом  птица.

-Сколько слов?  Какое 1, 2, 3 и т.д.  Схема.

IV. Итог деятельности. -Какие звуки различали?

-Чем они похожи, чем они отличаются?

-Каких птиц вы знаете?

Игра с мячом «Птенцы»  воробей-воробышек,

                                            ворона-вороненок

                                            сорока-сороченок

                                            скворец-скворчонок, галчонок и т.д.                          

ай

ка

ва

стай

нец

цо

пте

со

ай

ка

ва

стай

нец

цо

пте

со

ай

ка

ва

стай

нец

цо

пте

со

ай

ка

ва

стай

нец

цо

пте

со

ай

ка

ва

стай

нец

цо

пте

со

ай

ка

ва

стай

нец

цо

пте

со

ай

ка

ва

стай

нец

цо

пте

со

ай

ка

ва

стай

нец

цо

пте

со


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по освоению образовательной области "Коммуникация" и коррекционному направлению в индивидуальной форме

.В конспекте описывается работа по развитию речи и слухового восприятия детей с нарушениями слуха с использованием сурдологопедического тренажера "Дэльфа-130"....

Конспект непосредственной образовательной деятельности в области "Музыка" для старших дошкольников "В ГОСТЯХ У ТАНЦА",с презентацией.

Конспект музыкального занятия по слушанию музыки.Предназначен для музыкальных руководителей....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Дифференциация звуков С-Ц в словах, предложениях у старших дошкольников"

Целью непосредственно образовательной деятельности является дифференциация звуков С-Ц в словах и предложениях путем совершенствования фонематических процессов, формирования практических обобщений о зв...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе № 4 компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития Образовательная деятельность: коммуникация Раздел: развитие речи Тема «Перелётные птицы»

конспект итоговой НОД составлен для детей старшей группы, имеющих задержку психического развития. к конспекту прилагается презентация с дидактическими играми, которые можно использовать как вне заняти...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей логопедической группе. Тема : Звуки «С»; «Сь»

Продолжать учить  детей внимательно слушать и различать речевые звуки, четко произносить звук  «С,Сь.»Продолжать учить выделять звук « С,Сь» в начале, в середине, в конце  слов .Продолж...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей логопедической группы «В магазине игрушек. Звуки М-МЬ. Буква М»

Знакомство со звуками М-Мь, буквой М. Игры и упражнения на развитие связной речи, зрительного внимания, фономатического восприятия, артикуляционная  гимнастика, активизация словаря по теме "Игруш...

Конспект занятия по теме: « Звук Л в закрытых слогах и в позиции на конце слова» (индивидуальное логопедическое занятие для дошкольника старшего возраста)

Отражён комплексный подход при коррекции звукопроизношения : включены упражненияпо развитию слухового восприятия, речевого дыхания, ручной умелости,по авктивизации процессов внимания, памяти и л...