Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Дифференциация звуков С-Ц в словах, предложениях у старших дошкольников"
план-конспект занятия на тему

Якимова Лариса Анатольевна

Целью непосредственно образовательной деятельности является дифференциация звуков С-Ц в словах и предложениях путем совершенствования фонематических процессов, формирования практических обобщений о звуковом и морфологическом составе слова, способности к переключению, выработки самоконтроля воспитанником за произнесением поставленных звуков. Дифференциация звуков построена на лексической теме «Зимующие и перелетные птицы», способствующей уточнению и обогащению знаний о птицах, совершенствованию навыков функций словообразования и словоизменения, развитию грамотной речи детей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад №16 компенсирующего вида

Красногвардейского района

г. Санкт-Петербург

Составила: учитель-логопед Л.А.Якимова

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

Тема: Дифференциация звуков С – Ц в словах, предложениях

(подготовительная группа, первый класс с ОНР)

Цель: дифференциация звуков С – Ц в словах, предложениях.

Задачи.

Образовательные:

1. Расширять знания детей о птицах.

2. Закреплять понятия «слова-признаки», «зимующие и перелетные птицы».

Коррекционные:

1. Упражнять детей в четкой дифференциации фонем С-Ц в словах, в предложениях.

2. Совершенствовать фонематическое восприятие, навыки определения позиционности звука в слове.

3. Уточнять, обогащать, активизировать словарный запас детей.

4. Развивать функции словообразования, словоизменения.

5. Развивать оптико-пространственную координацию, тактильные ощущения.

6. Совершенствовать способности к переключению, произвольность

общения и деятельности.

Воспитательные:

Воспитывать познавательный интерес, заботливое отношение к птицам.

Оборудование: 

предметные картинки птиц, таблица для составления описательного рассказа, буквы С-Ц, артикуляционная таблица С-Ц, таблица слов-признаков на пленке, цифровой ряд, карточки с буквами, карточки слов, фишки, мяч.

Ход деятельности:

I. Организационно-подготовительная часть.

1.Общее расслабление, просодика:

      Мы руки поднимаем, мы руки опускаем.

      Правую руку вверх АХ  (кулачки)

      Левую руку вверх УХ    (кулачки)

     ↑АХ –УХ!↓    ↑  АХ –УХ!↓

      Пляшут руки во весь дух. (дети дирижируют).

2. Артикуляционная моторика:

Утром солнышко встает,

Всем улыбки раздает. (кончик языка упирается в нижние зубы)

3. Введение в тему:

- Послушайте загадку:    

Непоседа пёстрая, птица длиннохвостая,

Птица говорливая, самая болтливая (сорока)

- Назовите первый звук -С.

- Сорока –это кто?    Птица   Какой звук стоит перед гласным А?  -Ц

- Какие звуки сравнивали в слогах, словах на прошлом занятии? С-Ц.

4. Произношение звуков.

-Как произносим звук С?   длительный

- Как произносим звук Ц?  (артикуляция губ, зубов, кончика языка такая

же, как у у звука С, но передняя спинка языка поднята к верхним деснам,

при произнесении резко опускается, воздушная струя сильная, голос не

включается).

II. Сообщение темы:

- Сегодня будем сравнивать звуки С-Ц в словах и предложениях.

- Кто нам будет помогать? Птицы.  Это какие птицы? (зимующие)

- А эти птицы? (Перелетные)    Почему?

- Оказывают ли помощь птицам люди? Когда? Расскажите.

III. Основная часть деятельности:

1. Дифференциация звуков по картинкам.

- Отберите птиц, в названиях которых звук С  (ласточка, соловей, аист,

снегирь, сова, клест).

- Отберите птиц, в названиях которых звук Ц  (цапля)

- Отберите птиц, в названиях которых звуки С-Ц  (скворец)

2. Сходства и различия.

- Почему я поставила одинаковые фишки к С-Ц?

3. Определение позиционности звуков.

- Возьмите цифровой ряд.

- В слове «скворец» определите позицию звука С.

(1 звук С –он согласный, твердый, глухой, парный, свистящий).

- Определите позицию звука Ц.

(7 звук Ц –он согласный, твердый, глухой, непарный, свистящий.

4. Развитие зрительного восприятия.

- Найдите буквы С, Ц среди других букв.

-  Напишите правой рукой на левой ладони письменную букву Ц ,

левой рукой на правой ладони  С (пишем справа…).

5. Игра «Шифровка» слов: яйцо, стая, птенцы, ласточка, певец.

- Я диктую слова, а вы, если в слове звук Ц – пишете букву Ц,

если в слове звук С – пишите С.   ц с ц с ц

- Сколько Ц, С?  Назовите слова с Ц, с С.

6. Физминутка. Сравним птиц с людьми и животными.

Игра с мячом «Человек, животные, птицы».

У человека-дети, а у птицы-птенцы.  Назовите слова со звуками С-Ц.

У птицы- клюв, а у человека-нос.

У человека- руки, а у птицы-крылья.

У птицы- перья, а у животного-шерсть.

На голове птиц перья, а на голове человека- волосы.

Много людей- группа, а много птиц- стая.

7. Работа над лексико- грамматическим строем речи.

А) – Подберите слова-признаки к птицам. Птицы Какие?

Красивые, певчие, голосистые, разноцветные, быстрые, весёлые,

проворные, шумные, звонкие, задорные.

-Прочитайте признаки в таблице хором.

Птицы

 какие?

-Прочитайте слова со звуком С,  Ц.

В) -Теперь образуем длинные слова-признаки.

У вороны черный хвост –какая она?        чернохвостая

У ласточки длинный хвост –какая она?   длиннохвостая

У сороки черные крылья -                          чернокрылая

У дятла пестрые крылья -                         пестрокрылый

У журавля длинные ноги –какой?              длинноногий

У снегиря красная грудка -                         красногрудый

У филина большая голова -                        большеголовый

У совы большие глаза-                                большеглазая

У сороки белые бока -                                 белобокая

У синицы желтая грудка -                         желтогрудая

Д) «Исправим ошибку» в предложении.

Червяк склевал скворца.

Песня спела соловья.  Есть ли слово со звуком Ц? - нет

Гусеница съела аиста. Назовите слово, в котором СЬ, Ц

В деревянные скворцы возвращаются дворцы.

- Разберите предложение про скворцов.    Начертите схему в тетради.

Е) Загадайте загадку о птице. (по таблице)

IV. Итог деятельности. - Какие звуки сравнивали?

- Чем похожи? Согласные, твердые, глухие, свистящие.

-  Чем отличаются? С –длительный, Ц –краткий.

-  О какой птице хотите больше знать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности в области "Музыка" для старших дошкольников "В ГОСТЯХ У ТАНЦА",с презентацией.

Конспект музыкального занятия по слушанию музыки.Предназначен для музыкальных руководителей....

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Дифференциация звуков С-Ц в слогах, словах" у старших дошкольников

Целью непосредственно образовательной деятельности является дифференциация звуков С-Ц в слогах, словах путем совершенствования фонематических процессов, развития языкового анализа и синтеза, способнос...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по «физической культуре» тема: «Спасатели спешат на помощь» старший дошкольный возраст (5 – 6 лет)

Цель:-всестороннее воспитание и развитие детей, укрепление их здоровья, совершенствование физических качеств через формирование представления об опасных ситуациях для человека из окружающего мира и сп...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей логопедической группе. Тема : Звуки «С»; «Сь»

Продолжать учить  детей внимательно слушать и различать речевые звуки, четко произносить звук  «С,Сь.»Продолжать учить выделять звук « С,Сь» в начале, в середине, в конце  слов .Продолж...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей логопедической группы «В магазине игрушек. Звуки М-МЬ. Буква М»

Знакомство со звуками М-Мь, буквой М. Игры и упражнения на развитие связной речи, зрительного внимания, фономатического восприятия, артикуляционная  гимнастика, активизация словаря по теме "Игруш...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Эта волшебница вода" по познавательному развитию для детей старшей группы

Документ составлен в соответствии с требованиями ФГОС и является составной частью экологического проекта "Живая и неживая природа"...