Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Эта волшебница вода" по познавательному развитию для детей старшей группы
план-конспект по экологии на тему
Документ составлен в соответствии с требованиями ФГОС и является составной частью экологического проекта "Живая и неживая природа"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_voda_st.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Веневский центр образования №1»
структурное подразделение «Детский сад №5»
Конспект
непосредственно - образовательной деятельности
для детей старшей группы
по познавательному развитию
Подготовила: Решетникова Л.А.,
педагог дополнительного образования
2016 год
Цель: развитие познавательного интереса к воде как важнейшему компоненту неживой природы.
Задачи: образовательные
- расширять знания о воде, ее свойствах и агрегатных состояниях; учить делать выводы на основании увиденного; пополнять словарный запас; дать первоначальные представления о круговороте воды в природе
развивающие
- развивать: а) умения проводить элементарную опытническую работу;
б) навыки работы в коллективе: выслушивать с уважением мнения сверстников и педагога, отстаивать свои суждения, умения договариваться; в) речевые действия;
г) способность воплощения творческого замысла в процессе продуктивной деятельности;
воспитательные
- воспитывать бережное отношение к воде как к природному богатству; желание и умение действовать со сверстниками при создании коллективной работы; потребность в двигательной активности.
Методы и приемы:
- практические: экспериментирование, моделирование, рисование, дидактическая и подвижная игра, появление игрового персонажа, создание игровой ситуации;
- словесные: беседа, рассказы детей и педагога, чтение стихотворения, загадывание и отгадывание загадок, педагогическая оценка, пояснения, указания;
- наглядные: демонстрация пособий, слайдов презентации.
Форма организации образовательной деятельности: совместная деятельность педагога с детьми (групповая)
Предварительная работа
- Экскурсия по детскому саду «Кому нужна вода».
- Эксперименты: «Какие свойства», «Куда делась вода», «Пар - это тоже вода».
- Наблюдения: «Следы на снегу», «Какой снег», «Получаем талую воду», «Измерение глубины снежного покрова».
- Беседы: «Правила поведения при катании на коньках, лыжах, санках, играх в снежки», «Внимание – гололед», «Чем опасны сосульки?».
- Составление памятки для родителей «Как сделать дома разноцветные льдинки-игрушки».
- Чтение стихотворений: С.Жупанин «Прыг да прыг…», А.Тараскин «Сколько знаю я дождей», В.Лившиц «Видел сам», В.Кудрявцева «Роса», Ю.Кушак «Ночное приключение», В.Фетисов «Речка зимой».
- Просмотр и обсуждение мультфильма «Ручеек».
8) Рассматривание иллюстраций по теме «Вода в природе»
9) Прослушивание аудиозаписи «Голоса воды»
Материалы и оборудование:
Презентация «Вода в природных явлениях».
Схемы: «Модель рассказа о свойствах веществ», «Круговорот воды в природе».
Игровой персонаж Капитошка, шапочки капелек.
Аудиозаписи музыкального сопровождения к подвижной игре и изодеятельности.
Стаканы, вода, галька для экспериментов, салфетки.
Лист ватмана, цветные восковые мелки для коллективной работы.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Ход непосредственно-образовательной деятельности
Организационный момент.
Педагог. Здравствуйте ребята, сегодня мы поговорим об одном из важнейших веществ в природе, без которого невозможна жизнь на Земле. Я вам загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать, о чем пойдет речь: - В морях и реках обитает, но часто по небу летает, а как наскучит ей летать, на землю падает опять. Ответы детей. Правильно, сегодня мы будем говорить о воде. У меня есть помощник. Вы знаете, кто он такой? Ответы. Верно, это Капиточка. Почему его так назвали? Ответы: состоит из капелек воды. Капитошка очень хочет с вами подружиться. Как вы думаете, что нам для этого нужно сделать? Один из предполагаемых ответов: превратиться в капельки. Наденем шапочки капелек.
Основная часть
- Экспериментальная деятельность с использованием схемы «Модель рассказа о свойствах вещества».
Педагог. Теперь вы все очень похожи на Капитошку. Давайте сделаем ему приятное. Как? Один из ответов: расскажем ему о воде. Мы с вами проводили опыты с водой. Какая вода? Ответы: вода жидкая, бесцветная, прозрачная, без вкуса и запаха. Капитошка сомневается, что вода жидкая и прозрачная. Как это доказать? Ответ: провести опыты. Давайте вспомним о правилах работы с водой. Ответы: работаем аккуратно, если прольем – вытрем салфеткой.
Дети. Чтобы доказать, что вода жидкая, нужно перелить ее из сосуда в сосуд. Подходят к общему столу, берут по два стакана, в один из которых
налита вода, садятся за столы и выполняют действия. Делают вывод: вода льется, потому, что она жидкая.
Дети. Чтобы доказать, что вода прозрачная, нужно опустить в стакан с водой какой-нибудь предмет.
Подходят к общему столу, берут гальку. Возвращаются к своему столу и выполняют действия. Делают вывод: галька видна, значит вода в стакане прозрачная.
2. Беседа
Педагог. Скажите, пожалуйста, всегда ли вода в природе бывает одинаковой? Ответы детей. Пусть каждый из вас объяснит, что он представляет при слове «вода». Ответы детей: дождь, туман и т.д.
Получается, что вода бывает очень разной. Может быть, вода, как волшебница, умеет превращаться? Ответы.
Демонстрация презентации «Вода в природных явлениях». Отгадывание загадок.
Слайд 1. Титульный: «Презентация к проекту Вода» для детей старшей группы»
Слайд 2. Цель: развитие умственной активности дошкольников.
Задачи: образовательные
- способствовать расширению и обобщению представлений детей о состояниях воды: жидком, твердом, газообразном;
- формировать умения самостоятельно делать выводы, умозаключения;
- учить видеть красоту природных явлений;
развивающие
- развивать способность к рассуждению и доказательству, к анализу и обобщению, сообразительность, быстроту реакции;
воспитательные
- воспитывать эмоционально - положительное отношение к природе
Слайд 3. «Дождь». - Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадет. Но никуда я не пойду, покуда он идет.
Слайд 4. «Облака». – Путешествует лошадка, а может бегемот. А может просто ватка над нами вдаль плывет.
Слайд 5. «Снег». – Бел, да не сахар. Ног нет, да идет. На всех садится, никого не боится.
Слайд 6. «Роса». – На траве она лежит, хоть вода, но не бежит. Не ручей и не река, и не дождик в облаках! Точно! Не дождинка!- Ведь она..!
Слайд 7. «Туман». – Сквозь густую пелену ничего я не пойму. Дом, деревья, водоем серый гость накрыл плащом.
Слайд 8. «Иней». – В белом бархате деревня, и заборы, и деревья. А как ветер нападет, этот бархат опадет.
Слайд 9. «Радуга». – Что за чудо-красота! Расписные ворота показались на пути! В них ни въехать, ни войти.
Слайд 10. «Рисунок на стекле». - Какой это мастер на стекла нанес и листья, и травы, и заросли роз?
Слайд 11. «Снежная баба». – Меня не растили. Из снега слепили. Вместо носа ловко вставили морковку. Глаза-угольки, руки-сучки. Холодная, большая. Кто я такая?
Слайд 12. «Сосульки». Наш серебряный кинжал недолго дома пролежал. Мы поднять его хотели, а он к порогу убежал!
Слайд 13. Дидактическая игра «Четвертый лишний».
Цель: - закреплять знания детей о различных состояниях воды;
- развивать способность рассуждать, делать выводы;
- воспитывать уважительное отношение к суждениям сверстников.
Ход игры
Из четырех предложенных иллюстраций выбрать одну, где изображена не вода, и объяснить причину выбора.
Слайд 14. Река, озеро, море, песок (ответы детей: песок, потому, что в реке, озере и море жидкая вода, а песок – это не вода, а другое твердое вещество).
Слайд 15. Лед, снег, сосульки, леденец (ответы: леденец, потому что первые три – это вода в твердом состоянии, а леденец – это не вода, а сладкий продукт питания).
Слайд 16. Пар, облако, туман, дым из трубы (дым, потому что первые три – это вода в газообразном состоянии, а дым – это не вода).
Слайд 17. Методическое обеспечение.
3. Беседа по схеме «Круговорот воды в природе»
Педагог. Наш гость любит путешествовать. Сейчас я предлагаю послушать, что нам расскажет Капитошка о своем путешествии.
Рассказ Капитошки. Жил я когда-то в большом-большом океане. Но жил не один. Рядом со мной жили мои сестры и братья. Нас было очень много. Жили мы весело, играли в разные игры. Однажды в жаркий день мы так разыгрались, что я не удержался и оторвался от своих сестер и братьев. Стал невесомым, легким и полетел вверх. Летел я, летел и так было интересно рассматривать землю сверху. Но одному было скучно. А ветер относил меня все дальше и дальше. На своем пути я стал все чаще встречать своих братьев и сестер. Нас было уже целое облако. Но вдруг подул холодный ветер. Мы начали мерзнуть и стали прижиматься друг к другу, чтобы хоть как-то согреться. Мы превратились в большую тяжелую каплю и уже не могли удержаться над землей и начали падать вниз. Мне было очень интересно, куда же я упаду, где я побываю и что увижу нового. Приземлился я в речку, и снова встретил там своих сестер и братьев. Мы снова начали весело играть. А мне так понравилось путешествовать, что я все время ждал, когда же наступит снова такой момент.
Педагог. Спасибо тебе, Капитошка, за интересный рассказ. Теперь ребята знают, как путешествует вода. Это происходит постоянно: вода испаряется с поверхности земли. Образует облака. В виде дождя и снега возвращается на землю. Читает стихотворение: - В природе путешествует вода, она не исчезает никогда: то в снег превратится, то в лед, растает и снова в поход! По горным вершинам, широким долинам, вдруг в небо взовьется, дождем обернется. Вокруг оглянитесь, в природу вглядитесь: вас окружает везде и всегда эта волшебница наша вода!
4. Подвижная игра «Мы – капельки»
Педагог. Обращается к детям. Как вы думаете, у нас получится проделать такой же путь? Ответы детей. Давайте попробуем.
А что, если вы представите себя сестрами и братьями Капитошки?
Педагог – это мама-тучка, а дети – ее детки-капельки. Ребята окружают маму-тучку, водят хоровод. Затем она отпускает их на землю, дает наставления вести себя хорошо, полить растения, умыть землю и вернуться обратно. Дети разбегаются в стороны, затем собираются вместе, становятся друг за другом, образуя ручейки (ручейков должно быть несколько). Затем по команде педагога ручейки соединяются вместе (двойные ряды), образуя реку. Река впадает в океан - дети делают большой круг. Мама-тучка напоминает им, что они капельки, зовет их домой. Дети поднимают руки, кружатся, по одному возвращаются к туче. Круг замкнулся.
5. Творческая деятельность детей.
Педагог. Почему же воду называют волшебницей?
Дети. Вода – волшебница, потому что она бывает разной, умеет превращаться.
Педагог. У меня к вам предложение: попробуем изобразить воду. Одному человеку очень сложно нарисовать ее «портрет» Что бы хотел нарисовать каждый из вас? (Ответы детей: реку, сосульку, снег, дождь и т.д.)
Дети подходят к рулону бумаги, прикрепленному на стене, берут восковые мелки и рисуют воду в разных вариантах. По мере выполнения работы «авторы» комментируют свои рисунки.
Заключительная часть.
Коллективная работа детей размещается в раздевалке.
Педагог. О каком веществе мы сегодня говорили? Что вам запомнилось больше всего? Что еще вы хотели бы узнать о воде? Ответы детей.
Спасибо вам, ребята. Вы все большие молодцы. До свидания.