Конспект непосредственно образовательной деятельности по коррекции общего недоразвития речи у детей подготовительной группы (2-ой год обучения) "Безопасное колесо".
план-конспект занятия на тему

Алексеева Светлана Владимировна--

Совершенствование умений и навыков словоизменения и словообразования, номинативного и предикативного словаря. Развитие фонематических процессов на материале лексической темы «Транспорт. Правила дорожного движения»Развитие навыков связной речи 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_pl_pdd_2.docx36.78 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ  д/с  № 17

компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников Калининского района

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

по коррекции общего недоразвития речи

у детей подготовительной  группы

(2-ой год обучения)

Тема: «Совершенствование умений и навыков словоизменения и словообразования, номинативного и предикативного словаря. Развитие фонематических процессов на материале лексической темы «Транспорт. Правила дорожного движения»Развитие навыков связной речи ».

«Безопасное колесо»

           Учитель-логопед ВКК     Алексеева С.В.

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ТЕМА:

Совершенствование умений и навыков словоизменения и словообразования, номинативного и предикативного словаря. Развитие фонематических процессов.

ЛЕКСИЧЕСКИЕ ТЕМЫ:

  • «Транспорт. Правила дорожного движения».

ГРАММАТИЧЕСКАЯ ТЕМА:

Развитие навыков связной речи

КОРРЕКЦИОННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:

  • Развитие творческих способностей на основе предметной и речевой деятельности;
  • Учить устанавливать и закреплять причинно – временные отношения между событиями;
  • Совершенствовать навыки речедвижения, отрабатывать интонационные и выразительные средства;
  • Совершенствовать навыки понимания обращенной речи;
  • Развивать навыки работоспособности с помощью смены видов деятельности, целевых установок и методических условий организации занятия;
  • Актуализация имеющихся знаний детей о транспорте и правилах дорожного движения».
  • Развивать навыки языкового чутья и словотворчества;
  • Совершенствовать навыки словообразования с использованием знакомых и малознакомых словоформ, тем самым формируя морфологические обобщения;
  • Развитие навыка слогового анализа, синтеза, представлений;
  • Совершенствование навыков звуко – буквенного анализа, синтеза, представлений;
  • Добиваться положительной мотивации при выполнении заданий, опираясь на зону ближайшего развития и имеющиеся конкретные интересы детей.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ

  • Учить навыкам коллективной и индивидуальной работы.
  • Учить навыкам самоконтроля.
  • Развивать мотивацию игровой и учебной деятельности.
  • Воспитание личных качеств ребенка, активности, самостоятельности, творчества.

Задачи:

  1. систематизировать знания детей по правилам дорожного движения, привить навыки правильного поведения на улицах города, соблюдать и выполнять правила дорожного движения
  2. Обучение детей дошкольного возраста правилам поведения на улицах, ознакомление с различными видами транспорта – грузовыми и легковыми машинами, трамваем, троллейбусом, автобусом, – с регулированием движения на улицах города.

2.        Усвоение норм и правил поведения, проявления терпимости к антиобщественным поступкам;

3.        Формирование у детей навыков и умений наблюдения за дорожной обстановкой и предвидения опасных ситуаций, умение обходить их;

4.        Воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного движения, культуры поведения.

Коррекционно – развивающие:

  1. Коррециязвукоопроизношения (автоматизация в речи).
  2. Развитие общих речевых навыков.
  • Развитие просодических компонентов речи. Совершенствовать интонационную выразительность речи.
  • Учить координировать речь с движениями; запоминать рифмованный текст.
  1. Развитие лексико-грамматического строя речи.
  • Активизация словаря по лексическим темам «Транспорт. Правила дорожного движения».
  • Закрепление навыка использования относительных прилагательных, причастий, деепричастий.
  1. Развитие языкового анализа, синтеза и представлений.
  • Закрепить представление о гласных и согласных звуках.
  • Закрепить навык выделения звука в слове.
  • Совершенствование умения выполнять звуко- слоговой анализ слов.
  1. Развитие связной речи..
  • Формировать умение детей связно отвечать на вопросы, используя аргументированную речь.
  1. Развитие зрительно- пространственных  представлений:
  • Воспитывать зрительное внимание и быстроту реакции.
  1. Развивать мелкую и общую моторику.

Психоло – педагогические:

  1. Развитие памяти, зрительного и слухового внимания.
  2. Воспитывать умение внимательно выслушивать ответы товарищей, проявлять самостоятельность при выполнении заданий.
  3. Воспитание активного внимания к речи, совершенствование умения вслушиваться в обращ1нную речь.

Интеграция образовательных областей:
«Познание», «Чтение художественной литературы», «Здоровье», «Коммуникация», «Социализация», «Безопасность».

Материалы и оборудование:

  1. Комплект напольный  «Азбука дорожного движения»   Альма.
  2. Модели автомобилей с магнитным элементом (для магнитной доски).
  3. Дорожные знаки  (для магнитной доски).
  4. Светофоры, пешеходы, велосипедисты, регулировщики, объекты социально-культурного быта, пешеходная разметка, лежачий полицейский.
  5. Светофор транспортный с пешеходным переходом  электрифицированный.
  6. Компьютер, проектор, экран.
  7. Игрушка «Колесо», «Регулировщик».
  8. Запись «Шум города».
  9. Презентация (Приложение 1).
  10. Картинки для звукового анализа
  11. Звуковые пеналы.
  12. Сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации;
  13. Регулируемый пешеходный переход.
  14. Наградные знаки для детей.
  15. Светофоры, фигурки людей (пешеходов, водителей);
  16. Транспорт различного функционального назначения (грузовые и легковые машины, автобусы, поезда, пожарные и почтовые машины, «скорая медицинская помощь» и т. д.);
  17. Дорожные знаки.

« Безопасное колесо»

Ход непосредственно образовательной деятельности.

  1. Приветствие.
  2. Введение в тему.

«Колесо»:         «Я качу, качу, качу.

                            Домик свой найти хочу».

Л: Что случилось?

«Колесо»:         «Я попал впросак, друзья,

 Где-то на дороге,

Случилась там со мной беда.

И я здесь в итоге!

От чего же я, друзья,

                            Отлетел в пути?

Помогите мне скорей «домик» мой найти»!

Л: От чего же может быть это колесо?

Д: Колесо может быть от автобуса (троллейбуса, легкового автомобиля, грузового

автомобиля, мотоцикла, велосипеда, …. (перечисление транспорта, уточнения его вида.

Л: Какое оно?

Д. в диалоге с логопедом: Колесо из резины (резиновое), пластмассы (пластмассовое).

     Бывают широкие и наоборот (узкие), большие и ( маленькие), грязные и (чистые), старые (новые).

Л: Но все колёса обязательно какие (по форме)?

Д: Все колёса круглые.

Л: «Да. Только круглые друзья из беды спасут меня!».

 (Картинки с круглыми предметами).

О чём можно сказать «круглый», « круглая», «круглое»?

Д: Круглый руль, круглый диск, круглый дорожный знак, …

Л: И первым поможет нам предмет, чьё название начинается со звука [Д’].

Д: Первым поможет нам «электронный (компьютерный ) диск.

  - Включаются  «шумы  улицы».

Л: Дети что вы слышите?

Д: Я слышу шум моторов, (сигналы машин, разговор людей, сирену…).

Л: Значит мы оказались где?  

Д: Мы оказались на улице.

Л: Улица какая?  

Д:Городская, шумная, оживлённая.

Л: Зачем людям нужен транспорт?

Д: Транспорт нужен для того, чтобы…..

Л: На каком виде пассажирского транспорта могут передвигаться люди?

Д: Люди могут передвигаться на троллейбусах, автобусах, …и т.д.

Колесо:«Да-это все мои друзья. Но своих не слышу я».

Л: Может быть тебе помогут речевые звуки?

    Слушай внимательно и собирай звуки в слово:

1.[Г], [Р], [У], [З], [О], [В’], [И], [К]  (ГРУЗОВИК)

   Слово ТАКСИ по звукам произнеси ты:

   Д:[Т], [А], [К], [С’], [И] .

2. Собери слово из слогов:БУС, ТРО, ЛЛЕЙ (ТРОЛЛЕЙБУС).

 А слово ТРАМВАЙ    раздели на слоги самостоятельно.

  1. В названиикакого слова мы слышим гласные звуки [А], [О], [У]. (АВТОБУС).
  2. Подберите звуковую схему к слову, которому она соответствует:  (ТАКСИ)
  3. Назовите звуки самостоятельно. Дайте им характеристику.

Л: Попробуем приладить  к нему и вместе с колесом прокатиться на такси.     Если такси приближается , то свои слова оно будет произносить громче, а если удаляется , то тише.Возьмите мячики, и, катая их между ладонями, произносите вместе с нами.

«Колесо и дети»:         «Я качу, качу, качу.

 Домик свой найти хочу».  (Изменение силы голоса)

«Колесо»   Нет, не подхожу я к этому автомобилю. Нужно искать дальше».

Л: Пора собираться в дорогу.

 Как называется часть дороги, по которой движется транспорт?

Д: Транспорт движется по проезжей части.

Л: По какой части дороги движутся пешеходы?

Д: Пешеходы передвигаются по тротуару.

Значит, мы пойдём по тротуару.

Л: Значит, мы пойдём по тротуару.

    Можно ли мячи брать с собой в дорогу?

Д: Нельзя, т.к. мяч может выкатиться на проезжую часть.

Л: Оставим мячи и отправимся в путь по одному друг за другом,

проговаривая слова «колеса» в разном темпе, то ускоряясь, то замедляясь. «Слово – шаг»         (Речь с движением):

«Я качу, качу, качу!

                       Найти домик свой хочу!»

Подошли к Магнитной доске.  

Л.: Остановилось наше колесо. Давайте разбираться , что произошло:

 (На магнитной доске смоделированы различные ситуации).

Л: Дети, помогите разобраться и исправить ошибки.

Появляется инспектор дорожного движения с картинками и просит разобраться.

Дети разбирают (восстанавливают) последовательность событий по серии сюжетных картинок.

«Колесо» «Ребята, да это же мой грузовой автомобиль! Как хорошо, что вы помогли мне  его найти.

 В память о нашей встрече, я дарю вам картинки. Надеюсь вы всегда будете соблюдать правила дорожного движения и никогда не попадёте в беду.

«Регулировщик»

А я помогу вам перейти дорогу, чтобы оказались опять в детском саду.

Л: А наши ребята знают как это правильно делать.

    Расскажите:

«Раз налево, два направо на дорогу посмотри

И с мигалкой и сигналом все машины пропусти!

Красный свет зажегся – СТОЙ,

Жёлтый – СТОЙ и ЖДИ!

А зелёный свет иди!

Л: Какой стороны зебры должны придерживаться пешеходы правой или левой?

(регулируемый пешеходный переход).

Итог."Чтобы жить, не зная огорченья,

            Чтобы бегать, прыгать и играть.

 Все должны мы правила движенья

всегда и всюду соблюдать".

Колесо: Ребята, я хочу поблагодарить вас за оказанную помощь, и в благодарность подарить    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе № 4 компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития Образовательная деятельность: коммуникация Раздел: развитие речи Тема «Перелётные птицы»

конспект итоговой НОД составлен для детей старшей группы, имеющих задержку психического развития. к конспекту прилагается презентация с дидактическими играми, которые можно использовать как вне заняти...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по коррекции общего недоразвития речи III уровня и профилактики нарушений чтения у детей дошкольного возраста 5-7- лет «Грамотей»

Цель программы : коррекция общего недоразвития речи III уровня у детей дошкольного возраста 5- 7- лет, профилактика нарушений чтения различной этиологии у дошкольников.Практическая направленность прог...

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по коррекции звукопроизношения для детей старшего дошкольного возраста с применением информационно- коммуникативных технологий "Космонавты, вперед!"

Конспект интегрированной непосредственной  образовательной  деятельности по коррекции звукопроизношения  для детей старшего  дошкольного возраста  с применением  информац...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми «Цветные полянки», средняя группа для детей с тяжелыми нарушениями речи

У детей с тяжелыми нарушениями речи отмечается неполная сформированность познавательных процессов, связанных с речевой деятельностью (внимание, словесно-логическое мышление, память, пальцевая и артику...

Титульный лист программы " Коррекция общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста"

«Коррекция общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста» Программа носит коррекционно-развивающий характер. В основе создания этой программы лежат современные коррекционно-развивающи...

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей с тяжелыми нарушениями речи 5-6 лет. Тема "Зимнее путешествие"

Расширение представлений и активизация словаря по темам: «Зимующие птицы», «Дикие животные», формирование навыка правильного употребления предлогов....