Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию связной речи дошкольников по теме: «Знакомство с правилами смысловой связи предложений в повествовательном рассказе на примере пересказа «Как петух напал на медвежонка»
план-конспект занятия по теме

Тюрина Светлана Викторовна

Данный конспект составлен по методике  В. К. Воробьевой. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_pereskaz_otkrytoe_zanyatie.docx36.44 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы

Содержание

Примерные действия детей

I.Организационный

Логопед: Ребята, пока я сегодня шла в наш детский сад, мне почтальон передал для вас посылку от Незнайки. Это непростая посылка – а видеописьмо. Давайте с вами посмотрим, что же нам хочет сказать Незнайка.

(На доске появляется видео с Незнайкой:

Дал задание мне Знайка,

«Вот возьми и прочитай-ка,

Прочитай и расскажи,

За это приз получишь ты».

Как мне это рассказать?

Надо ж буквы вспоминать.

Ничего не вспоминается,

И рассказ не получается.

Думал день, думал ночь,

Кто бы мог мне помочь,

Вспомнил я, что есть друзья.

В детском саде у меня.

Очень всех прошу я вас.

Помогите мне сейчас!!!

И как в русской доброй сказке,

Знайка дал мне три подсказки.

Их я тоже вам послал,

И в конвертах передал.

II. Чтение рассказа логопедом

1 подсказка: письмо с рассказом

Логопед: итак, ребята, нам с вами надо прочитать рассказ. Вы постарайтесь запомнить о ком? или о чем? сообщается в этом рассказе?

«Как петух напал на медвежонка»

Как-то в зимнюю стужу охотники отправились в лес. В лесу они нашли медвежонка. Медвежонка принесли в деревню. В деревне отдали хозяйке. Хозяйка выпустила медвежонка во двор. А во дворе в это время разгуливал петух. Петух напал на медвежонка. Медвежонок бросился в собачью будку.

Скажите, кто  главный в рассказе?

Кто и где его нашел?

Что они сделали потом?

Куда выпустила хозяйка медвежонка?

Что там с ним произошло?

Куда спрятался медвежонок?

Медвежонок.

Охотники в лесу.

Принесли его в деревню и отдали хозяйки.

Хозяйка выпустила его во двор.

На него напал петух.

Он спрятался в собачью будку.

III. Сенсорно-словарная работа

2 подсказка: банк картинок

Логопед: смотрите здесь вторая подсказка от Знайки. Он пишет: выберите только те картинки, которые подходят для нашего рассказа.

Логопед проверяет, правильно ли дети отобрали картинки, одновременно спрашивает, что означают слова собачья будка, двор, опираясь на картинки  и словарь.

- А давайте с вами обратимся к особой книги, в которой описаны значения  всех слов русского языка – это книга называется толковый словарь. (чтение значения слов). Ребята попробуем подобрать к слову двор похожие слова.

- Ребята, а какие еще слова незнакомые встретились в рассказе?

- Кто может объяснить, что означает это слово?

Подберите похожие слова к слову стужа

Дети выбирают картинки

….

Дворовый, дворик, подворье, дворняга.

Стужа

Студень, студить, студёный, простуда, простудился, застуженный…

IV. Составление предметно-графического плана

3 подсказка: Запиши рассказ картинками

Логопед: ребята, я предлагаю попробовать записать наш рассказ в виде картинок – символов, я буду читать по предложению, а мы будем выставлять картинки на доске.

Вспомним, что любое действие, мы с вами обозначаем каким символом?

Давайте посчитаем, сколько предложений получилось в нашем рассказе. Каждое предложение – это строка.

Ребята, а кто помнит, что такое рассказ?

- Правильно, если мы посмотрим внимательно на наш рассказ, то увидим, что каждое предложение начинается с того слова, с которого окончилось, как бы цепляются между собой, как в цепочке одно звено за другое. И если хотя бы одно звено будет утеряно, то и цепочка рассыплется, так же и в рассказе.

(логопед наглядно показывает на примере гирлянды из бумаги)

Стрелкой.

Дети выставляют картинки символы, которые были выбраны из банка картинок.

8 предложений

Рассказ это когда все предложения дружат между собой.

V. Пересказ рассказа детьми  с опорой на картинно-графический план.

Логопед: я вам еще раз читаю рассказ, а вы постарайтесь, глядя на наш план, запомнить. Кто хочет первый пересказать.

(Дети пересказывают рассказ)

Ребята, а можно я тоже попробую пересказать рассказ, вы послушайте и скажите, все ли я сделала правильно?

(Логопед пересказывает рассказ деформированно, а дети должны найти какие ошибки допустил логопед)

Как-то в зимнюю стужу охотники отправились в лес.

В лесу они нашли медвежонка.

Хозяйка выпустила медвежонка во двор.

Медвежонок бросился в собачью будку.

Ребята, а кто сможет рассказать без картинок?

VI. Итог

Скажите, мы справились с вами с заданием, которое задал Знайка Незнайки.

А кто мне может сказать, что такое рассказ?

Правильно, как колечки в цепочке – одно за другим.

Молодцы, ребята, вы были все активными и внимательными, а сейчас у нас телемост с Цветочным городом.

Телемост с Цветочным городом:

Вот, спасибо вам друзья,

Буду знать теперь всегда,

Что приложив старание,

Я выполню задание.

Вам спасибо говорю,

Эту книгу вам дарю!

Да, мы прочитали и пересказали рассказ.

Это когда предложения дружат между собой.

Тема: пересказ рассказа «Как петух напал на медвежонка»

Цель: познакомить детей с правилами пересказа цепного текста.

Задачи:

  1. Образовательные: формировать навыки устной связной речи, формировать у детей учебные действия по выявлению, осознанию и усвоению правил смысловой связи предложений в повествовательных текстах цепной структуры; учить пересказывать рассказ с опорой на картинно-графический план и без него; уточнить значения слов, сложных по семантике; автоматизировать в речи детей слова, сложные по слоговой структуре.
  2. Развивающие: развивать объем кратковременной памяти (учить запоминать ряд, состоящий из 8 элементов, развивать логическое мышление.
  3. Воспитательные: воспитывать бережное отношение к животным, умение работать сообща, отвечать на вопросы по очереди, прививать любовь к родной речи, прививать стремление говорить красивым и правильным языком.

Оборудование:

  1. Посылка от Незнайки (диск с видеообращением, конверты с подсказками, книга в подарок);
  2. Набор картинок на магнитах;
  3. Карточки – символы с изображением стрелок – действий на магните;
  4. толковый словарь Ожегова;
  5. доска – мольберт;
  6. интерактивная доска;
  7. ноутбук

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ


ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД №68 «СКАЗКА»


ПОСЁЛКА ФРЯНОВО ЩЁЛКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА


141 147 Московская область,                                                                     тел. 8(496) 56-3-55-58

Щелковский район, п. Фряново                                

ул. Текстильщиков, д.9                                         E-mail: ninanickolaewna.trunova@yandex.ru

Конспект непосредственной образовательной деятельности

по развитию связной речи дошкольников

Тема: «Знакомство с правилами смысловой связи предложений в повествовательном рассказе на примере пересказа «Как петух напал на медвежонка»

Составила и провела: учитель – логопед Тюрина Светлана Викторовна

Фряново, 26 марта, 2013 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию устойчивого интереса к театрализованной игровой и продуктивной деятельности

Данное мероприятие проводилось в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (заикание)....

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе. Тема: «Чувашия – мой край родной»

Цель этого занятия - формирование у детей интереса к получению знаний о Чувашии, знакомство детей с историей чувашского народа, с его прошлым и настоящим, с традициями чувашского народа, активизация и...

проект коррекционно-образовательной деятельности по развитию связной речи Подводное царство

Пример серии занятий интегрирующих задачи по экологическому воспитанию и задачи по формированию связной речи....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в младшей группе "Утро куклы Маши"

Цель: способствовать переносу усвоенных действий в самостоятельные игры с использованием потешек.Программные задачи: Образовательные:- активизировать в речи детей слова: «умываться», «одеваться», «зав...

Использование технологии ТРИЗ(теория решения изобретательских задач)в образовательной деятельности по развитию связной речи

Статья опубликована в сборнике научно-методических материалов " Инклюзивное образование: инновационные проекты,методика проведения, новые идеи"...

Конспект Непосредственной образовательной деятельности по развитию речи. ТЕМА: ОПИСАНИЕ ИГРУШКИ

Формирование умения в среднем дошкольном возрасте составлять описательные рассказы о предмете (игрушки)....