"Цветочная фантазия"
классный час по теме

Клюшина Светлана Викторовна

Данный учебный материал представляет собой наглядный пример тематического классного часа в классе фортепиано Детсткой Школы Искусств. Посвящен он цветам и несет познавательный характер. В перекличке с музыкальными зарисовками помогает детям всецелостно понять "характер и интоннации" различных цветов, а также раскрыться в процессе исполнения предложенных музыкальных композиций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon cvetochnaya_fantaziya.doc51 КБ

Предварительный просмотр:




Музыкальное автономное общеобразовательное учреждение дополнительного образования детей детской школы искусств г. Емва

















Разработка классного часа



« Цветочная фантазия»















Выполнила: преподаватель по классу фортепиано



Клюшина Светлана Викторовна











г. Емва





Внеклассную работу я считаю неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса в ДШИ, особенно в классе фортепиано.

Есть такие задачи, которые решаются именно методами коллективной работы. Это воспитание личностных качеств и нравственное воспитание.

Независимо от возраста (от 7 до 15 лет), учащиеся моего класса чувствуют себя членами дружного коллектива, объединенного общим делом. Ведь не секрет, что в общеобразовательной школе их сверстники не всегда понимают и одобряют увлечение музыкой. Именно в группе единомышленников ребенок может ярче проявить свои творческие способности, волевые качества, учится общаться, выражать свою точку зрения.

Так повышается их самооценка.

Участие в классных часах дает возможность всем моим ученикам играть публично, доброжелательная атмосфера позволяет раскрыться каждому ребенку. На наших классных часах звучит музыка (живая и в записи) самых разных жанров, тематика их тоже разнообразна, среди них «Цветочная фантазия».

Музыкальные иллюстрации:

  1. П. Чайковский «Подснежник», исп. Т. Немчинова;
  2. А. Осипов песня «Ромашки» (в записи);
  3. А. Невин «Нарцисс», исп. М. Смирнова;
  4. Г. Лихнер  «Тюльпан», исп. С. Уракова;
  5. Вокальный цикл «Роза» на слова А. Пушкина, исп. Св. Задорожная, акк. Е. Штанке;
  6. С. Рахманинов «Сирень» (в записи);
  7. Н. Харито «Отцвели, хризантемы» (в записи);
  8. Ю. Чичков «Песня о волшебном цветке» (фонограмма).

Ведущий:

Цветы – сама жизнь, они сопровождают человека от рождения до смерти. Цветы – символ любви и воспоминаний. Не случайно монумент, названный Цветком жизни, установлен под Ленинградом в память о детях, погибших во время блокады. На белых, раскрывшихся на пятнадцатиметровом стебле, большими буквами написано: «Пусть всегда будет солнце!»

Когда была вскрыта гробница фараона Тутанхамона, глазам археологов открылось великолепное убранство саркофага, многочисленные драгоценности, украшавшие мумию. Но поверх всех украшений лежал скромный букетик увядших полевых цветов, и, казалось, они сохраняли свой аромат. Не золото, не рубины, а цветы были последним знаком любви!

На земле тысячи, десятки тысяч цветов – и у каждого цветка свое назначение, свой характер, своя история, своя сказка. Человеку не  хватит, наверное, всей жизни на то, чтобы познать сокровенные тайны волшебного царства Флоры. Познакомимся хотя бы с некоторыми из них.

Еще лежали снежные сугробы, а на проталинах уже можно увидеть голубые, как небо, цветочки – маленькие, тихие, нежно пахнущие. Подснежники. Как замечательно о нем рассказал русский поэт Аполлон Майков в своем стихотворении:

«Голубенький, чистый подснежник – цветок,

А подле сквозистый последний снежок.

Последние слёзы о горе былом

И первые грёзы о счастье ином»…

А композитор П. И. Чайковский взял это стихотворение в качестве эпиграфа для месяца апреля в своём цикле «Времена года». Пьеса так и называется – «Подснежник».

  1. П. Чайковский «Подснежник», звучит в исполнении Т. Немчиновой.

Ведущий:

Замечательные мелодии А. Г. Осипова проникают в душу каждого, кто их услышит. Коми-композитор – лирик по своей природе, и даже патриотические мотивы находят у него преломление чисто лирическое. Осиповские произведения легко запоминаются именно благодаря глубокой, чистой как родник лирике.

Совершенны его «Ромашки» на стихи Попова. От его мелодий словно теплеет наша северная земля. Без произведений А. Г. Осипова, в которых так явственно ощущается национальное начало, без его музыкально-литературного наследия невозможно представить будущее Коми культуры.

  1. Звучит в записи песня А. Осипова «Ромашки»

Ведущий:

У разных народов и в разные времена этот цветок любовью и имел различные значения. Персидский царь Кир называл его «созданием красоты, бессмертною усладою». В садах древнего Египта его выращивали как декоративные растения, а также для приготовления различных мазей в лечебных целях. В восточной поэзии его сравнивали с глазами красавиц. Догадались? Узнали, о каком цветке идет речь?

Белая шестикрылая звёздочка с жёлтой сердцевиной на стройной зелёной ножке…Склонившись на бок, он словно смотрит на своё отражение в воде и печалится.

Ну конечно же вы узнали – это нарцисс! Название этого цветка происходит от греческого слова «наркао», что означает «одурманивающий». Большой букет нарциссов опасно ставить в комнате – он способен вызвать головокружение и обморок. Древние римляне встречали жёлтыми нарциссами победителей битв.

В Германии нарцисс – символ любви и брака.

Сейчас мы послушаем в исп. М. Смирновой пьесу композитора Невина «Нарцисс».

  1. Невин А. «Нарцисс», пьеса звучит в исполнении М. Смирновой.

Ведущий:

Этим цветком восхищались все поэты древности – Гораций, Анакреон, Цицерон, Сенека. Великая поэтесса древней Эллады Сафо за шесть веков до нашей эры назвала розу царицей цветов.

Её изображение чеканили на монетах острова Радос – острова Роз в переводе с греческого. Эти цветы украшали висячие сады Вавилона. Во многих странах роза перешла на гербы замков, на щиты и знамёна. В Германии, при Карле Великом был издан специальный указ, который предписывал всем жителям разводить розы. Это оттуда немецкий посол привёз в XVII веке царю Михаилу Фёдоровичу в подарок махровую бархатную розу. В наших же садах и парках розы стали разводить уже при Петре I.

А сейчас мы послушаем вокальный цикл «Роза» на сл. А. Пушкина в исполнении дуэта Е. Штанке и Св. Задорожной.

  1. Звучит вокальный цикл «Роза» на слова А. Пушкина, исполняют: Св. Задорожная, акк. Е. Штанке.

Ведущий:

На востоке этот цветок называют цветком Белого Дракона – это хризантема. Она красуется на государственном флаге Японии, на печатях и денежных знаках этой страны. Высшая награда в Японии – Орден Хризантемы. Октябрь месяц по лунному календарю в Японии тоже называют месяцем хризантем. Каждый год в стране отмечается праздник, посвящённый божественному цветку. Лодки, дома украшаются гирляндами из хризантем, исполняются песни, ритуальные танцы, поэты читают стихи.

Последние цветы года, хризантемы возвращают нас к светлым воспоминаниям, как в романсе Н. Харито «Отцвели хризантемы».

  1. Звучит романс Н. Харито «Отцвели хризантемы» ( в записи).

Ведущий:

Тюльпан пришел к нам из Персии. Считают, что название этого гордого цветка происходит от слова дульбаш – восточный головной убор. А второй родиной тюльпанов стали Нидерланды, в середине XVII века. В то время страну охватила настоящая тюльпаномания. Луковицы новых сортов стоили баснословные деньги, за ними охотились, как за настоящими сокровищами. До сих пор в Амстердаме сохранилась каменная плита, на которой значится, что в 1634 г. два дома были куплены за 3 луковицы тюльпанов. Этот цветок – цветок счастья. По легенде, его венчик впервые раскрылся на звук радостного смеха ребёнка.

А сейчас мы послушаем в исполнении С. Ураковой пьесу «Тюльпан» композитора Г. Лихнера.

  1. В исполнении С. Ураковой звучит пьеса Г. Лихнера «Тюльпан».

Ведущий:

По античной легенде, в благоухающий куст сирени с нежными цветками превратилась юная нимфа Сиринга – вестница утренней зари, испугавшись бога лесов Пана. Родиной сирени считают Малую Азию. В 1562 г. в Европу её завёз посол австрийского императора Ангериус Бусмер. Она прекрасно приспособилась к северным условиям и стала очень популярной в садоводстве.

У русской поэтессы Екатерины Бекетовой есть стихи о сирени. Их положил на музыку Сергей Рахманинов:

«По утру, на заре

По росистой траве,

Я пойду свежим утром дышать;

И в душистую тень,

Где теснится сирень,

Я пойду своё счастье искать.

В жизни счастье одно

Мне найти суждено,

И то счастье в сирени живёт;

На зелёных ветвях,

На душистых кистях

Моё бедное счастье цветёт».

  1. Звучит романс С. Рахманинов «Сирень» (в записи).

Ведущий:

Красота обитает всюду и воплощается в разных формах. Одно из самых совершенных её воплощений – цветы. Тысячелетиями люди пытались найти объяснение этому настоящему живому чуду.

Сколь бедны оказались бы мы, не будь на Земле цветов! У каждого цветка есть своя тайна, тайна красоты…

Разгадать её могут лишь зрячие сердцем.

А сейчася попрошу каждого нарисовать свой любимый волшебный цветок и поучаствовать в конкурсе « Мой любимый цветок».

  1. Звучит «Песня о волшебном цветке» Ю. Чичкова (фонограмма).

Все участники классного часа подпевают.


Методическая литература:

  1. Н. А. Кун «Легенды и мифы Древней Греции» М., 1955 г.
  2. Н. Ф. Золотницкий «Цветы в легендах и преданиях». Киев, 1994 г.
  3. «Искусство в школе» М., 2003 г. №2
  4. «Музыка в школе» М., 2001 г. №2
  5. Детская энциклопедия «Цветы от «А» до «Я» Аргументы и факты 1996 №11
  6. Информационно-публицистический журнал «Весняк Культуры Коми» 1998 г. №1

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цветочная фантазия

Картинка "Цветочная фантазия" изготовлена в стиле цумами-канзаши......

Внеклассное мероприятие "Цветочная фантазия".

Интегрированное внеклассное мероприятие, рассказывающее об изображении цветов  художниками, музыкантами и писателями....

Методическая разработка открытого занятия на тему: "Цветочные фантазии из бумаги"

Цветы - символ любви и верности, они привносят в нашу жизнь радость и счастье. Даже маленький букетик цветов придает комнате праздничный вид, создает приподнятое настроение. Однако, живые цветы недолг...

Конспект занятия по бисероплетению "Цветочная фантазия"

Конспект занятия по бисероплетению на тему "Французское плетение дугами". Расчитано на детей среднего школьного возраста, второй год обучения по программе "Бисерная фантазия"....

Конспект открытого занятия: Аппликация из бумаги «Цветочная фантазия»

Конспект открытого занятия.Открытое занятие.27.01.2014 г.Место проведения СОШ №3, класс.Тема занятия: Аппликация из бумаги  «Цветочная фантазия». (1 группа творческого объединения «Умелые ру...

Мастер- класс "Цветочные фантазии из фольги. Нежная лилия"

Цель, задачи, структура  мастер-класса...

Мастер- класс "Цветочные фантазии из фольги. Нежная лилия"

Цель, задачи, структура  мастер-класса...