Главные вкладки

    Статья на тему:
    Статья "Воспитание толерантности как элемент воспитания общекультурной образованности"

    Опыт работы в гимназии № 441.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

     О.А.Платонова,

                                                                    заместитель директора по воспитательной работе,

       учитель истории

     гимназии № 441

                                                Фрунзенского района Санкт-Петербурга

     «Воспитание толерантности как элемент воспитания общекультурной образованности»

    16 ноября 1995 года Генеральной конференцией ЮНЕСКО была утверждена Декларация принципов толерантности. Распечатка этой декларации есть у вас в раздаточном материале. Статья 1 Декларации закрепляла понятие толерантности, а статья 4 - провозглашала воспитание наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости.

    С древних времен, а особенно с 16-17 века, когда философы-гуманисты Европы восстали против «терпения нетерпимости», а затем их борьбу продолжил в 18 веке самый последовательный защитник толерантности Вольтер, толерантность признают всеобщей ценностью и основополагающим компонентом мира и согласия между религиями, народами и другими социальными группами. У разных народов мира существует разное определение понятия «толерантность». Некоторые из подобных вариантов трактовки мы также поместили в раздаточный материал.

    Но мы с вами, коллеги, давно работая в школе, понимаем, что в основе процесса воспитания и развития заложена идея добровольного, осознано выбираемого отношения к поведению и поступкам другого, т.е. толерантность.

       На основе давно сложившихся традиций в гимназии мы формируем мир отношений и общения детей и взрослых, учим выстраивать взаимоотношения с окружающими. Наша школа возникла более 25 лет назад на пустом месте, объединив учащихся из разных школ, имеющих разный опыт учения и взаимосуществования.  За долгие школьные годы учащиеся проходили огромный путь от ситуативного эмоционального восприятия сверстников, явлений в окружающем мире к оценке нравственных качеств друзей, к возникновению потребности занять определенное место в социуме, быть признанным им.

         Главное для нас было и есть создание атмосферы согласия,  взаимопонимания, готовности поступиться личным во имя блага окружающих.

        Решали эту задачу все члены сообщества: ученики, учителя, родители, а также социальные партнёры нашей гимназии. Моделируя реальные и воображаемые ситуации, мы давали и сегодня даём всем участникам процесса возможность ориентироваться в сложных человеческих взаимоотношениях. Мы учим и учимся сопереживать, рассуждать, обосновывать  и оценивать выбранную форму поведения. Мы используем при этом литературные произведения и исторические примеры, философские категории и игры, музыку, символы. Даём возможность перевоплотиться и примерить на себя различные образы, включаем в уроки, семинары, плановые совещания мозговые штурмы, элементы психогимнастики,  различные тренинги. И, конечно, ведём бесконечную просветительскую работу.

    Цель нашей работы – создать у всех наших учащихся осознанное представление о норме человеческого поведения среди других людей.

       Воспитание толерантности мы рассматриваем как элемент воспитания общекультурной образованности гимназиста. Воспитать её, на наш взгляд можно, создав в гимназии условия, воспитывающие культуру повседневной жизни и внутренний мир учащихся; способствующих развитию правовой культуры, принятию её ценностей.

    Проблема воспитания толерантного поведения, как одного из направлений «Программы воспитания» стоит перед коллективом гимназии. Мы работаем над развитием педагогики сотрудничества, осваиваем педагогику разрешения конфликтов.

    Несмотря на то, что в гимназии учатся ребята разных национальностей, у нас нет проблемы межэтнических отношений: ребята воспринимают друг друга как сверстники, друзья, одноклассники, почти не придавая значения (как показывают данные диагностики) тому, что рядом с ними представители других национальностей. Но это не избавляет нас от необходимости решать проблемы межличностного общения. Каждый случай проявления интолерантного поведения (гонения, насмешек, унижения) по отношению к  учащимся и даже сотрудникам является предметом детального анализа и корректировки воспитательного процесса, организации жизнедеятельности класса и гимназии таким образом, чтобы не возникало и мысли о неадекватном поведении в отношении ребят и взрослых. Дети-мигранты  испытывают трудности в освоении русского языка, но как показывает практика, для сверстников это не является причиной предвзятого отношения к ним.

    Истоки интолерантного поведения детей по отношению к сверстникам всегда имеют основанием следующие причины:

    1. Незнание педагогом истинных отношений в детском коллективе и неумение им управлять,
    2. Непонимание внутреннего мира детей, чьё поведение часто носит импульсивный, неосознанный или подражательный характер,
    3. Неумение организовать такую коллективную деятельность, в которой каждый ребёнок раскрыл бы себя с наилучшей стороны,
    4. Недостаточное внимание к стереотипам интолерантного поведения, которые дети видят иногда в семье, в неформальной среде общения и повторяют в собственных поступках.

        Каждый модуль программы воспитания в нашей гимназии («Наша жизнь в школе», «Мир и город как школа», «Память», «Прекрасное, доброе, вечное», «Кумиры, звёзды, идеалы», «Досуг и развлечения») открывает возможности для расширения представлений о нравственных взаимоотношениях между людьми, о терпимости в повседневной жизни, о поведенческих образцах для подражания, о межкультурном взаимодействии народов в истории, и, в частности, в истории нашего города, о необходимости сочетать индивидуальные интересы с интересами других, помогать другим и т.д.

    Всеми средствами мы стараемся предупредить интолерантное поведение наших школьников, знакомим их с разными видами толерантности: этнической, религиозной (веротерпимостью), межличностной, бытовой.

    Пять основных источников решения вышеназванной проблемы мы видим в:

    1. Учебном процессе. Каждый учитель-предметник выступает как воспитатель.

             На уроках истории и обществознания, литературы, экономики и географии мы развиваем способности учащихся к анализу проблем общества, учим видеть многомерность пространства и чувства, ценить уникальность и особенность каждой личности и каждой мысли, не несущей в себе агрессивность по отношению к природе и обществу.  Ребята учатся размышлять над проблемами противостояния политических систем и взглядов, задумываются над взаимоотношениями Человека и Государства. Из  урока в урок, наши педагоги стараются сформировать у ребят осознанную потребность в принятии ценностей правовой культуры, моральных ценностей.

            На уроках русского, английского и немецкого языков работаем над значением и происхождением слов и понятий, включая их в смысловой контекст урока.

              Уроки музыки и рисования, информатики и физкультуры, математики и естественно-научных дисциплин позволяют показать духовное богатство разных народов и цивилизаций, дают возможность самим учащимся осознать мысль о равноценности разных культур.

     Осенью в 6-х классах идут уроки биологии по теме  «Симбиоз в природе». О взаимодействии двух природных организмов для активного и продуктивного действия вновь образованного третьего организма (в данном случае – лишайников). Урок позволяет ребятам не только понять биологическую составляющую определения «толерантность», но и заставляет задуматься о человеке, как части природы, с которой он обязан наладить гармоничное, грамотное взаимодействие.

    1. Воспитательный процесс за пределами учебной деятельности даёт возможность использовать разнообразные по содержанию средства и пути для раскрытия возможностей каждого ребенка как человека, достойного уважения и обеспечивает его благополучную позицию в коллективе.

    Объектами нашего нравственного, а по сути толерантного отношения являются мировая культура, живая и неживая природа, семья, люди.

    Люди: сверстники, сотрудники гимназии и других учреждений, старшие или младшие по возрасту. Совместно с Советом гимназии и творческими группами учащихся и представителей родительских комитетов мы создали Кодекс гимназиста, правила поведения, права и обязанности всех участников гимназического процесса, отразив их в дневнике гимназиста и специально созданной тетради классного руководителя. На классных часах в беседах и дебатах отрабатываем модели различного поведения и разрешения сложных этических вопросов.

     Воспитание толерантности и культуры повседневности идет и через активную совместную работу гимназистов с Советом ветеранов Фрунзенского района и Советом ветеранов-узников концлагерей. Встречи, концерты, подарки ветеранам, которые учащиеся создают сами и на самостоятельно заработанные деньги, совместные ежегодные лыжные пробеги к доту Типанова, участие в митингах.  В отношениях с Домом малютки традицией стала подготовка праздничных новогодних выступлений и сбор подарков для малышей. Кстати, подарки и концертные поздравления от гимназистов ежегодно получают и солдаты Российской армии, служащие в воинских частях под Петербургом.

    Социальными партнерами гимназии являются подростково-молодежные клубы «Фрунзенец» и «Луч», военное училище при ФСБ России, гимназия немецкого города Герцогенаурах. Ставшие традиционными совместные мероприятия: конкурсы рисунков на асфальте, выставки декоративно-прикладного творчества, театрализованные выступления на праздниках, в том числе, посвященных национальным культурным традициям, интеллектуальные игры серии «Россия – Родина моя», мероприятия, проводимые в рамках культурного обмена с немцами, объединяют и учат взаимопониманию и дают неоценимый опыт сотрудничества представителей разных возрастов и мировоззрений.

              С элементами мировой культуры знакомство происходит через праздники «Парад стран СНГ», «Фестиваль европейских государств», «Мосты дружбы», «Россия – Родина моя», циклы радиопередач и выступлений лекторских групп. Программу экскурсий, включающую в себя тему «Многонациональный и многоконфесиональный Петербург» (знакомство с вкладом в развитие Петербурга представителей разных наций и разных культур для более широкого и глубокого осмысления происходящих изменений в обществе), тематические классные часы, межшкольный обмен.

    Уже пятый год мы участвуем в международном проекте «Толерантность», в рамках которого прошёл ряд встреч старшеклассников со студентами нескольких стран мира. Наши иностранные гости беседовали с ребятами, знакомили с культурой своих стран, проводили мини-анкетирование, общались, мы устраивали праздник, проводили диспут.

    Очень интересной была встреча старшеклассников с международной организацией Амнистия. Нам рассказывали об опыте работы в разных странах мира, в том числе и России, по фактам несправедливого отношения (приговора) к гражданам.

    Мы активно работаем с библиотеками района, которые устраивают «Дни национальных культур», а наши ребята принимают в них участие. Такие акции выступают как «прививка от национализма и ксенофобии». Позволяют «открыть» для осознания ребятами все новые и новые формы взаимоотношений в обществе и связанные с этим проблемы.

    Например, отмечаемый 3 декабря Международный День инвалидов позволяет обсудить положение этой категории людей в нашем и европейском обществе, дать оценку нашему отношению к ним в быту, в городском пространстве, виды помощи и услуг, оказываемых инвалидам. Отметить мужество и стойкость, таланты и целеустремленность многих из них на примере участия в работе общественных организаций, в паролимпийских играх и пр.

               Наше отношение к живой и неживой природе проявляется в серии мероприятий и акций, связанных с экологическим воспитанием. Викторины и конкурсы, работа агитбригад «Жалобная книга природы», «Наше здоровье: воздух, которым мы дышим», «Экология жилища», исследовательские работы, связанные с положением в Балтийском регионе и дворах нашего района, перечислять можно долго, важно, что эти вопросы и темы не оставляют детей равнодушными, особенно потому, что в качестве носителей «знаний и открытий» выступают сами ребята-сверстники, или старшеклассники, которые готовят выступления для младших. Ребята участвуют в акциях «Уборка», «Субботник», «Озеленение клумб» не только на пришкольной территории, но и на территории микрорайона. Во время этих мероприятий часто вступают в незапланированные контакты с районными сервисными службами, и мы может наблюдать результаты нашей работы: насколько ребята толерантны или нет, и вносить корректировки в свою работу.

    Культурные объекты (школа, библиотеки, социальные объекты города, сам город, памятники и др.) также в зоне нашего внимания. Учим вести себя вежливо, грамотно пользоваться услугами и задавать вопросы, видеть перспективу отношений. Казалось бы, это всем понятные мелочи, но в нашей работе нет мелочей и подчас научить общаться, взаимодействовать с разновозрастными партнерами, имеющими разное мировоззрение и мироощущение очень сложно.

    1. Система дополнительного образования максимально приближена к индивидуальности детей, их талантам, интересам, способностям. Позитивную индивидуальность уважают, её надо развивать, ею надо гордиться. В этом одна из идей дополнительного образования. Занятия в литературном клубе «Гадкий утенок», работа «Клуба юных журналистов», ежемесячный выпуск газеты «Школьное окно» имели результатом не только циклы стихов учащихся о Родине, О Городе и другие, которые неоднократно печатались и в газете МО № 75, Интернет-журналах, звучали в передачах на «Радио России». Эта работа позволила обнаружить скрытые стереотипы в сознании, поведении, отношениях детей.

         Занятия в театральной студии «7-я перемена» создавшей незабываемые праздники и салонные вечера, например «Блистательный Санкт-Петербург», художественной студии «Спектр», подготовившей и сегодня для вас несколько выставок «Мой родной край», «Город будущего», «По мотивам Н.Рериха», «Национальные костюмы», клубе «Хозяюшка», ребята которого готовили для вас «чайную паузу», через знакомство с новой информацией, возможностью «примерить на себя» образ и чувства других, предупреждают образование ложных стереотипов, этнических и иных предубеждений, неприятие иного (неважно к людям или информации это «иное» относится). Вы сможете сегодня увидеть работу клубов «Чудесный город» и «Я и другие».

    1. Работа с родителями. Воспитательная служба гимназии постоянно помнит, что первым и важнейшим институтом воспитания является семья. Именно в семье у ребенка формируются основы уважительного отношения к людям других национальностей, культур, религиозных воззрений, людям другого возраста.

             Наше взаимодействие с родителями выстраивается через классные тематические собрания, с обсуждением возрастных особенностей детей и особенностью их восприятия мира на данном этапе. Обсуждая с родителями программу экскурсий, поездок в театры и за город, мы исподволь формируем и у родителей представления о толерантной городской среде, культуре толерантности, позитивного отношения к этническому и конфессиональному многообразию мегаполиса.

        Предлагая участия в таких проектах как «Семья года», игры «Папа, мама и я … спортивная, интеллектуальная и пр. семья», «КВН: дети и родители», приглашая родителей к участию в классных и школьных праздниках, заранее определяя им роли, мы решаем задачу развития взаимодействия и диалога между детьми и родителями различных культур и конфессий. Даём родителям возможность познакомиться с особенностями и спецификой системы образования и гимназии: концепцией, ценностями и методами воспитания и обучения.

        На индивидуальных консультациях у сотрудников гимназии: педагогов, представителей администрации, психолога, социального педагога наши родители подчас ищут не только помощи в вопросах обучения, но и в решении внутри семейных сложностей и конфликтов.

    1. Работа с педагогическим коллективом. «Ученик, учитель, сотрудник гимназии – личность толерантная?» хочется сказать это в утвердительной форме, но сегодня мы ставим в этой фразе вопрос. Прежде всего перед собой.

         Ежегодно гимназия принимает участников всероссийской конференции Ассоциации гимназий. В марте 2007 года проходила конференция «Учитель-предметник как воспитатель», наши преподаватели давали открытые уроки: «Поэзия, как источник воспитания ценностного отношения к миру», «Воспитание этнокультурной толерантности на уроках истории», «Развитие коммуникативных качеств и культуры речи в поисковой деятельности учащихся», «Развитие критического мышления на уроках обществознания».    В последующие годы с гостями из Ассоциации гимназий наш педагогический коллектив обсуждал вопросы «Гимназическая среда как условие развития гуманистических интересов учащихся (читательских, литературно-творческих, художественных, филологических)», «Универсальные функции читательской деятельности в гимназическом образовании» и другие.

         Специальными темами для обсуждения на педсоветах были «Воспитание в процессе обучения», «Воспитательные возможности системы дополнительного образования» и др.

      На инструктивных совещаниях, консультациях, собеседовании во время тематических проверок систематически отрабатываем идеи и формы толерантного отношения: «учитель-ученик», «учитель-учитель», «учитель-администрация», «администрация-учитель», «администрация-ученик», «сотрудники гимназии-родители», «сотрудники гимназии - социальные партнеры и гости». «Мозговой штурм», который предпринял коллектив гимназии в направлении «Воспитание толерантности», позволил выделить черты толерантной личности, но работа над проблемой, не завершена.

              Система непрерывного образования, в которую включены все сотрудники нашей гимназии, также способствует созданию условий, предупреждающих конфликтные отношения с учителями, администрацией..

             Создание

    1. единой системы внутришкольной ученической документации (дневник, кодекс гимназиста),
    2. цикла традиционных дел и праздников,
    3. системы требований и предоставляемых возможностей, в том числе в соуправлении гимназией, для учащихся,
    4. единой формы ведения документации и предоставление необходимых материалов для  создания планов работы и подготовки мероприятий для классных руководителей,

    способствует не только активной жизнедеятельности единого организма «Гимназия № 441», но и позволяет новым ученикам и сотрудникам быстрее вливаться в школьную среду и выбирать адекватные формы поведения.

        Используя каждый из пяти указанных источников, мы стремимся к профилактике агрессии, неприятию других людей всеми участниками воспитательно-образовательного процесса в гимназии, ищем пути разрешения конфликтных ситуаций, стараемся предупредить различные виды интолерантности: национальной, бытовой, религиозной, социальной, немотивированной.

        Стараемся, чтобы все мы не только уяснили для себя сущность понятия «толерантность», но и научились замечать отличия толерантной личности от интолерантной.

        А, главное, запомнили, что у того, кто может посмеиваться над собой, меньше потребность чувствовать превосходство над другими.

    Высказывания прошлых лет, но близкие нам по духу сегодня

    Я не хочу обносить стенами свой дом или заколачивать свои окна. Я хочу, чтобы дух культуры различных стран как можно свободнее веял повсюду: не надо лишь, чтобы он сбил меня с ног.

    Р.Тагор

    Сердце, воображение и разум – вот та среда, где зарождается то, что мы называем культурой.

    К.Г.Паустовский

    Культура – это та веревка, которую можно бросить утопающему и которой можно удушить своего соседа. Развитие культуры идет столь же на пользу добра, сколько и на пользу зла. Растет кротость – растёт и жестокость, растёт альтруизм, но и растёт эгоизм. Дело не происходит так, чтобы с увеличением добра уменьшалось зло; скорее так, как при развитии электричества: всякое появление положительного электричества идёт параллельно с появлением отрицательного. Поэтому борьба между добром и злом не угасает, а обостряется; она и не может кончиться и не может, по-видимому, не кончиться.

    П.А.Флоренский

    Фалеса спросили:

    - «Что на свете трудно?»

    - «Познать самого себя».

    - «Что легко?»

    - «Советовать другому»

    Диоген

    Давайте согласимся иметь разногласия.

    Роберт Льюис Стивенсон

    Я не разделяю Ваших убеждений, но я отдам жизнь за то, чтобы Вы могли их высказать.

    Вольтер

    Будь не таким, как другие, и позволь другим быть другими.

    Хенрик Ягодзиньский

    Анкета участника семинара

    1. Ваша должность __________________________________
    2. Считаете ли Вы актуальной тему нашего семинара для системы образования в целом и для социальных педагогов в частности? ________________________________________________
    3. Краткий отзыв о теоретической и практической части мероприятия:_______________
    4. Ваши предложения и замечания: _______________________________________________
    5. Что из увиденного и услышанного сегодня Вам хотелось бы использовать в своей работе:________________________________________________________________________

    Спасибо

    Принципы обучения и воспитания учащихся в духе терпимости

    1. Воспитание в духе открытости и понимания других народов, многообразия их культур и истории;
    2. Обучение пониманию необходимости отказа от насилия, использованию мирных средств для разрешения разногласий и конфликтов;
    3. Прививание идей альтруизма и уважения к другим, солидарности и сопричастности, базирующихся на осознании и принятии собственной самобытности и способности к признанию множественности человеческого существования в различных культурных и социальных контекстах

    Ключевые термины и определения

        Понимание толерантности не однозначно в разных культурах, оно зависит от исторического опыта народов.

       В английском языке, в соответствии с оксфордским словарем, толерантность – «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь»

       Во французском – «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов».

       В китайском языке быть толерантным значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других».

       В арабском толерантность – «прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение … расположенность к другим», в персидском – «терпение, выносливость, готовность к примирению».

       В русском языке существуют два слова со сходным значением – толерантность и терпимость.

    Термин «толерантность» обычно используется в медицине и в гуманитарных науках и означает «отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию».

    Термин «терпимость» означает «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей»

    Критерии толерантности

    1. Равноправие (равный доступ к социальным благам, к управленческим, образовательным и экономическим возможностям для всех людей, независимо от их пола, расы, национальности, религии, принадлежности к какой-либо другой группе);
    2. Взаимоуважение членов группы или общества, доброжелательность и терпимое отношение к различным группам (инвалидам, беженцам, гомосексуалистам и др.);
    3. Равные возможности для участия в политической жизни всех членов общества;
    4. Сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств;
    5. Охват событиями общественного характера, праздниками как можно большего количества людей, если это не противоречит их культурным традициям и религиозным верованиям;
    6. Возможность следовать своим традициям для всех культур, представленных в данном обществе;
    7. Свобода вероисповедания при условии, что это не ущемляет права и возможности других членов общества;
    8. Сотрудничество и солидарность в решении общих проблем;
    9. Позитивная лексика в наиболее уязвимых сферах межэтнических, межрасовых отношений, в отношениях между полами.

    Все эти критерии соответствуют модели либерального плюрализма, которую рассматривают как воплощение толерантности на уровне общества в целом.

    Проявления нетерпимости

    1. Оскорбления, насмешки, выражение пренебрежения;
    2. Игнорирование (отказ в беседе, в признании);
    3. Негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки (составление обобщенного мнения о человека, принадлежащем к иной культуре, полу, расе, этнической группе, как правило, на основе отрицательных характеристик);
    4. Этноцентризм (понимание и оценка жизненных явлений сквозь призму ценностей и традиций собственной группы как эталонной и лучшей по сравнению с другими группами);
    5. Поиск врага (перенос вины за несчастья, неблагополучие и социальные проблемы на ту или иную группу);
    6. Преследования, запугивания, угрозы;
    7. Дискриминация по признаку пола, сексуальной ориентации и других различий (лишение социальных благ, отрицание прав человека, изоляция в обществе);
    8. Расизм (дискриминация представителей определенной расы на основе предпосылки, что одни расы превосходят другие);
    9. Ксенофобия в форме эжтнофобий (антисемитизм, кавказофобия и др.), религиозных фобий, мигрантофобии (неприязнь к представителям других культур и групп, убеждение в том, что «чужаки» вредны для общества, преследование «чужаков»);
    10. Национализм (убеждение в превосходстве своей нации над другими и в том, что своя нация обладает большим объемом прав);
    11. Фашизм (реакционный антидемократический режим, для которого характерны крайние формы насилия и массовый террор);
    12. Империализм (покорение одних народов другими с целью контроля богатств и ресурсов подчиненных народов);
    13. Эксплуатация (использование чужого времени и труда без справедливого вознаграждения, безрассудное использование ресурсов и природных богатств);
    14. Осквернение религиозных или культурных символов;
    15. Религиозное преследование (насаждение конкретной веры, её ценностей и обрядов);
    16. Изгнание (официальное или насильственное);
    17. Сегрегация, включая апартеид (принудительное разделение людей различных рас, религий или полов, обычно в ущерб интересам одной группы);
    18. Репрессии (насильственное лишение возможности реализации прав человека), уничтожение и геноцид (содержание в заключении, физические расправы, нападения, убийства).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Стихотворения в прозе И.С.Тургенева, как средство воспитания толерантного отношения.

    Данную тему мы с учениками проходили на основе стихотворений в прозе И.С.Тургенева....

    СОЗДАНИЕ НА УРОКЕ ИНФОРМАТИКЕ СРЕДЫ, СПОСОБСТВУЮЩЕЙ ЭФФЕКТИВНОМУ МЕЖЭТНИЧЕСКОМУ ВЗАИМОПОНИМАНИЮ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ КАК ЭЛЕМЕНТА В ТОЛЕРАНТНОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ.

    Реализация демократической и гуманистической стратегии образования у любого этноса, региона, государства невозможна без формирования межэтнической толерантности. Только диалог культур, их взаимо...

    Уроки английского языка как средство воспитания толерантности в условиях современного общества

    Уроки английского языка как средство воспитания толерантности в условиях современного обществаАвтор: учитель английского языка  Ковальчук Л.Г. В нашем современном мире, где взаимопрони...

    Цикл занятий внеурочной деятельности по теме "Искусство кино как средство воспитания толерантности"

    Данный материал может быть полезен для учителей культурологических дисциплин и педагогов-организаторов. Эта разработка является приложением к дипломной работе по теме  " Межкультур...

    "Формирование толерантности: дискриминация, стереотипы и предрассудки, уважение и терпимость как основы воспитания учащихся".

    Данная презентация может быть использована при проведении классного часа или родительского собрания....

    Доклад "ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"

    Доклад на конференцию "Этнокультурное образование: опыт и перспективы"....