Математические посиделки
методическая разработка по теме

Корнеева Раиса Николаевна

Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 4-6 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematicheskie_posidelki.doc465 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ  НИКОЛО-ПОГОРЕЛОВСКАЯ СОШ

                                                                                              Провела: Корнеева Раиса Николаевна –

                                                                                               учитель математики

                                                                                                                 1 квалификационной категории

2011-2012 учебный год

Цели проведения:

Развитие мышления;

Углубление теоретических знаний;

Самоопределение в мире увлечений и профессий;

Организация свободного времени;

Общение со сверстниками;

Воспитание сотрудничества и коллективизма;

Приобретение новых знаний, умений и навыков;

Формирование адекватной самооценки;

Развитие волевых качеств;

Межпредметные, метапредметные связи.

Математические посиделки призваны решать следующие задачи:

Образовательные:

Способствовать расширению кругозора учащихся и др..

Развивающие:

Развивать у учащихся творческое мышление;

Способствовать практическому применению умений и навыков, полученных на уроках и внеклассных занятиях;

Способствовать развитию воображения, фантазии, творческих способностей и др.

Воспитательные:

Способствовать воспитанию саморазвивающейся и самореализующейся личности;

Воспитать нравственные взгляды и убеждения;

Способствовать воспитанию самостоятельности и воли в работе и др.

Учитель: Что такое посиделки? Посиделки, вечерки повсеместно распространенный в дореволюционной России обычай крестьянской молодежи собираться по осенним и зимним вечерам в какой-либо избе для работы и развлечений. Девушки обычно приходили на посиделки с пряжей или шитьем. Парни являлись позднее. Посиделки  сопровождались различными рассказами, песнями, забавами. Святочные посиделки собирались ежедневно и отличались от обычных введением в них игр ряженых, инсценировок песен и сказок, представлений народных драм и т.п. Весной сборища молодежи переносились на улицу, за околицу (т. н. гулянья, улицы), игры и песни в избе сменялись хороводами, песнями, играми на воле.

Учитель:  Мы рады приветствовать  вас на математических посиделках. Как на любых  посиделках здесь будут и стихи, и песни, и сценки, и математические игры. Серьезные и шутливые. И начнем наши посиделки со стихотворения «Гимн математике».

Чтоб водить корабли,

 Чтобы в небо взлететь,

 Надо многое знать,

 Надо много уметь,

И при этом, и при этом,

Вы заметьте-ка,

Очень важная наука

Ма-те-ма-ти-ка!

Почему корабли

Не садятся на мель,

А по курсу идут

Сквозь туман и метель?

Потому что, потому что.

Вы заметьте-ка,

Капитанам помогает

Ма-те-ма-ти-ка!

Чтоб врачом, моряком

Или летчиком стать,

Надо прежде всего

Математику знать.

И на свете нет профессий, вы заметьте-ка.

Где бы вам не пригодилась

Математика!

Учитель:   Сейчас прошу ответить на вопросы, будьте внимательны, так как вопросы будут и веселые и серьезные. (проводится викторина).За правильный ответ участники получают жетон.

Очень плохая оценка знаний? (единица);

Сотая часть числа? (процент);

Соперник нолика? (крестик);

Сколько было козлят у многодетной козы? (семеро);

Равенство, содержащее переменную? (уравнение);

Сколько лет спал Илья Муромец? (33);

Результат деления? (частное);

Первая координата точки на плоскости? (абсцисса);

Бублик разрезали на три части. Сколько сделали разрезов? (3);

Прибор для измерения углов? (транспортир);

Три теленка, сколько будет ног? (сколько теленка не три у него четыре ноги);

Сколько получится, если из наименьшего двузначного числа вычесть наибольшее однозначное? (10-9=1);

Результат сложения? (сумма);

Чему равна одна четвертая часа? (15 минут);

Как называется число, делящееся без остатка на 2? (четное);

Ни хвоста, ни головы, а четыре ноги? (стол);

У родителей и деток вся одежда из монеток. О ком это? (рыбы).

На что похожа половина яблока? ( на другую половину)

Сколько горошин может войти в пустой стакан? (Горошины не ходят)

Высший балл в школе России? (5).

Учитель.  Музыкальные номера (ученицы  поют песню на мотив «Ой, цветет калина»)

Ой, цветет калина в поле у ручья,

Алгебру учили Инна, Света, я.

Плохо мы учили – на свою беду!

И теперь в кино я видно не пойду.

Алгебры основы. Ох, как тяжелы.

Столько уравнений, что с ума свели.

Правила. Законы. Теоремы (жуть),

Очень трудно выбрать самый верный путь!

Паша с медианой спутал высоту,

Построил прямую, но совсем не ту.

Как найти к вопросу правильный ответ?

Жаль. Что в Интернете Пифагора нет.

Но без Пифагора сами мы должны

Отыскать дорогу в новые миры.

А пока учиться будем мы на пять

И по математике «отлично» получать!

Учитель: Назвать сказки, где употребляются числа, или выражения из названных сказок с числами.

Три толстяка, три медведя, волк и семеро козлят, Семь Семионов, Белоснежка и семь гномов, Три поросёнка, 12 месяцев, Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях.

 - за тридевять земель,

 - в тридесятом государстве,

- за семью горами,

 - 33 богатыря,

- убью семерых одним ударом,

-у зайца папы четыре сыночка и лапочка дочка,

- я силач зовусь не даром семерых одним ударом,

- старик со старухой жили 30 лет и три года,

-  старик забросил невод три раза.

Учитель.  Далее вашему вниманию учащиеся  представят рассказ  «Мужик и купец».

(На сцене: стол, на столе самовар. Лавка, у окна сидят купчиха и ее дочь. Входит купец.)

Купец. Послушай, жена. На базаре я встретил глупого мужика и заключил с ним выгодную сделку.

Жена. Какую?

Купец. Он каждый день будет приносить мне по 100 000 рублей, а я ему в первый день отдам копейку. Ты слышишь, копейку за 100 000 рублей! Во второй день за 100 000 – две копейки. В третий день – 4 копейки и так целый месяц. А он мне целый месяц будет носить каждый день по 100 000 рублей!

Жена. Откуда у этого глупца столько денег?

Купец. Это не наше дело. Об одном жалею, что заключил договор только на один месяц. Боюсь, что этот чудак поймет, что его обманывают и не принесет свои деньги.

Жена. Там кто-то пришел.

Купец. Это он!

Мужик. Получай, купец, свои деньги и отдай мою копейку.

Купец. Как я боялся, что он не придет! А вдруг завтра он не придет? Или придет и заберет свои деньги?

Жена. Успокойся! Если он сегодня не понял, что его обманывают, не думаю, что он поймет это завтра. Говорят же: «Если дурак, то надолго».

Купец. Так-то оно так, да все равно боязно.

Ведущий. Каждый день мужик приносил по 100 000 рублей и забирал свои копейки. Вначале купец радовался и не задумывался над тем, сколько он отдает мужику. На 24-й день он отдал 83000, а на 25-й день – 166000, а на 27 день – 671000 рублей!

Купец. О горе мне, горе! Мужик оказался не так глуп. Ведь он отдал мне всего 3 миллиона, а получил от меня 10 миллионов рублей! Какой я глупец! Разве можно было заключать сделки на базаре!

Учитель. Надо, ребята, дружитъ с математикой и тогда не попадете в похожую ситуацию  как этот купец.

           А сейчас ребята, мы с вами проведем «Аукцион пословиц и поговорок», в которых присутствуют числа. Побеждает тот, кто последним назовет пословицу или поговорку…(победителю вручается жетон).

Одной рукой в ладоши не хлопнешь.
Один в поле не воин.
Один пашет, а семеро руками машут.
Одна нога тут, другая – там.
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
На одном месте и камень мхом зарастает.
Одна рука узла не вяжет.
От одного слова да навек ссора.
У ежа одна сила – колючки.
Раз солгал – навек лгуном стал.
Руки поборют одного, знанье – тысячу.
Трус умирает сто раз, а герой – один раз.
Первый блин комом. 
Горе на двоих – полгоря, радость на двоих – две радости.
Два сапога – пара.
Кто скоро помог, тот дважды помог.
Лентяй дважды работает.
Одна голова – хорошо, а две – лучше.
От горшка два вершка.

Палка о двух концах.
Сидеть меж двух стульев.
Скупой платит дважды.
Убить двух зайцев.
Уплетать за обе щеки.
Хромать на обе ноги.
Двум смертям не бывать, а одной не миновать.
За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
За одного битого двух небитых дают.
Старый друг лучше новых двух.
Ум хорошо, а два лучше.
Хвастуну цена – три копейки.
Не узнавай друга в три дня – узнавай в три года.
От горшка три вершка.
Обещанного три года ждут.
Плакать в три ручья.
Без четырех углов изба не рубится.

Учитель. А  сейчас нам споют мальчики 6 класса песню.

( песня на мотив мелодии «Не думай о секундах свысока»).

Не думай об учебе свысока,

Наступит время, сам поймешь, наверное…

Сижу, решаю целых два часа

Одно и то же с иксом уравнение!

Как правильно подобные учесть,

И что на что там непременно делится?

Скорей бы старший брат пришел домой,

Тогда мое закончится мучение.

Во вторник геометрия опять

И надо повторить определения,

Решить задачу, круг нарисовать,

Построить угол в нем.. Где взять терпения?

Да, надо математику любить

И не считать ученье за мучение!

Все в жизни пригодится, ты учись,

Учись и не жалей на то мгновения!

Учитель: конкурс «Глазомер». Кто точнее назовет длину ленты.

Учитель.   А сейчас мы послушаем  частушки в исполнении учащихся 4 класса.

Мы- веселые ребята,                            2. Саша наш – большой чудак,

Очень весело живем.                               Скажем с удивлением:

И задачи мы решаем                               До сих пор не знает он

И частушки вам споем.                            Таблицу умножения.

  В нашем классе все ребята               4. В первобытной школе дети

Хороши, как на подбор.                           Рисовали на скале.

Математику не знают,                              А художник из 6-го

«Хорошистов» недобор.                           Все рисует на столе.

        5.   Мы таблицу умноженья                          6.  Я таблицу умноженья

            Взяли и запрятали,                                       изучил без напряженья

            Дайте нам для ускоренья                           Ведь таблица умноженья

            Микрокалькуляторы.                                  Вызывает уваженье!

       7. В нашем классе есть Сережа,                   8. Саша дома без проблем

          Он в уме считать не может.                           Собирает ЭВМ.

          Наш Сережа, кстати,                                      Даст задание машине –

          Носит счеты в дипломате!                             Написать стихи Марине!

       9. Мы затронули в частушках                        10. Сколько будет дважды два?

          Школьную тематику,                                        открывайте рот пошире.

          Не судите очень строго                                     Потому что дважды два

         Русскую грамматику.                                         Получается четыре…

                                                                                      Если кто-то скажет «Пять!»

                                                                                      Мы кончаем выступать.

Учитель: Конкурс «Рассуждалки»

Задаются вопросы о слове, которое нужно отгадать. При рассуждении о каждом слове, если отгадывают с 1-го раза -  3 звезды, со 2-го – 2 звезды, с 3-го  раза – 1 звезда.

1рассуждалка:

1.Бывает в предложении, на карте. У некоторых бывает в тетради, на лице.

2.Это основная геометрическая фигура.

3.Ставится в конце предложения. (точка)

2 рассуждалка:

Прямой, ровный.

Бывает длинный и короткий.

Имеет начало и конец.(отрезок)

3 рассуждалка:

Бывает у дома, у шкафа, у парты.

Там иногда находятся дети. Я тоже в детстве там бывала. Об него можно удариться и получить синяк.

Фигура, которая состоит из точки (вершины угла) и двух различных полупрямых. (угол)

Учитель.  Завершаются наши посиделки. О   математике написано много стихов.  И в конце мы с вами послушаем стихотворение «Посвящение математике».

Великих гениев творенье,

Царица всех наук земных,

Ты вызываешь восхищенье

Любимых подданных твоих!

Ты всем наукам помогаешь

Сбирать бесценные дары

И вместе с нами пролагаешь

Пути в далекие миры!

О, математика, ты вечна!

Гордись, прекрасная, собой!

Твое величье бесконечно,

Так предначертано судьбой!

Всегда овеяна ты славой.

О, светоч всех земных светил!

Тебя царицей величавой

Недаром Гаусс окрестил!

Учитель. Наши математические посиделки  закончились. Сейчас мы с вами подведем итоги наших посиделок (награждаются учащиеся набравшие большее количество звездочек). Спасибо за внимание.