Мы - россияне и горды этим
методическая разработка по теме

Козловских Екатерина Валерьевна

Архив содержит разработку классного часа в виде круглого стола, викторину по теме: "Откуда пошла есть земля русская" - презентация и методическое обеспечение презентации. Может быть использована в старших классах или на 1 курсах для студентов НПО и СПО. АВторы разработки - Козловских Е.В., Разумовская Л.В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon kruglyy_stol_my-rossiyane_i_gordy_etim.zip2.05 МБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ГБОУ СПО «АРМАВИРСКИЙ ЗООВЕТЕРИНАРНЫЙ ТЕХНИКУМ» КК

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

КЛАССНОГО ЧАСА

КРУГЛЫЙ  СТОЛ

 «МЫ - РОССИЯНЕ  И  ГОРДЫ  ЭТИМ»

АРМАВИР

2012

Рецензент:  Паладянц Е.А. – к.п.н., преподаватель Армавиской государственной педагогической академии.

Козловских Е. В.

Методическая разработка классного часа  «Мы - россияне и горды этим». – Армавир, 2012.

        

Настоящая методическая разработка классного часа «Мы - россияне и горды этим» предназначена для преподавателей школ и СУЗов, работающих над аспектами формирования патриотизма в среде старших школьников и студентов.  Содержит описание подготовки, организации и материалы для проведения данного мероприятия в виде интересной дискуссии.

© Козловских Е. В.

Воспитатели учителя должны знать,

 кого им  нужно воспитывать или выучить,

знать не только тот педагогический материал,

 который сидит или бегает под их руководством,

но и тот умственный и нравственный идеал,

к которому они обязаны приближать эти вверенные

 им маленькие живые будущности.

     В.О.Ключевский  

Введение

Понятие «патриотизм» используется в научной литературе на протяжении веков. Сущность его связывается не только с отдельным нравственным принципом или качеством человека, а с совокупностью черт социально-нравственной личности, что и позволяет считать патриотизм неотъемлемой ее частью. В настоящее время, когда в обществе наблюдается духовный вакуум, который с успехом могут заполнить различные организации националистического и экстремистского направления, особенно актуальным является формирование у школьников патриотизма.

  Остро стоит проблема патриотического воспитания молодого поколения, становления личности, обладающей качествами гражданина-патриота. Это крайне важно сейчас, когда появляются отдельные случаи перерождения патриотизма в национализм, когда во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма, в общественном сознании широко распространились равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам.

Анализ последних педагогических исследований по патриотической проблематике (Л. А. Альшевская, А. В. Беляев, Д. Н. Веприняк, С. Н. Винникова, И. Н. Глазунова, М. А. Горбова, А. Н. Зайчиков, Н. В. Ипполитова, И. М. Клименко, С. В. Марзоев, Н. Д. Никандров, А. И. Поберезкин, А. И. Пятикоп, X. Тиллоев, В. Н. Устякин, Г. Н. Филонов, И. Ю. Хитарова, А. Ю. Чибисов и др.) свидетельствует об устойчивом интересе к исследованию патриотического воспитания и формированию патриотизма у школьников. В современной России значительно ослабела преемственность поколений, усилилась тенденция отчужденности молодежи от героических свершений и славы великих предков России.

В условиях резко выраженной социальной дифференциации российского общества и при отсутствии общенациональной идеи проявляется различное и даже противоположное отношение социальных слоев к восприятию Отечества. Патриотическое сознание в зависимости от наличных социальных ценностей может эволюционировать в сторону национализма или космополитизма. Националистическое сознание проявляется при игнорировании общечеловеческих ценностей или их принижении сообществами. Не менее опасен и космополитизм, отвергающий национальные ценности и интересы государства.

Поэтому очень важно, чтобы именно такое качество личности, как патриотизм, заполнил духовную пустоту молодых людей. При этом патриотизм должен восприниматься как общероссийский, обеспечивающий равновесие «русской идеи» с идеей уважения к культуре, обычаям и своеобразному историческому пути других народов. Такое равновесие может служить оптимальной моделью взаимоотношений народов России, способной обеспечить сохранение их национального своеобразия и культурных особенностей. Такой синтез должен привести к взаимообогащению культур без ущемления национальной культуры этносов. Патриотизм – одно из самых сложных общественных явлений. Объектом патриотизма является Родина (Отечество) во всем ее многонациональном разнообразии.

Основная часть

Название мероприятия:

Круглый стол «Мы – россияне и горды этим»

Форма проведения:

Классный час

Место проведения:

Учебная аудитория

Цель проведения:

  1. Воспитание национальной гордости, чувство патриотизма;

2) Развитие умения общаться и вести цивилизованный диалог в коллективе, отстаивать свою точку зрения;

Обеспечение:

  1. Объявление в группе предполагаемых вопросов;
  2. Подготовка соведущих;
  3. Подбор литературы сотрудниками библиотеки, вопросов к викторине;
  4. Подбор музыкального материала и видео «Александр Невский»
  5. Подготовка исторической викторины

Вопросы к обсуждению:

  1. Кто такой россиянин?
  2. Умом Россию не понять, в Россию можно только верить.
  3. Дураки и дороги.
  4. Русские как нация. Отличительные черты русского человека.
  5. Как формировалась нация?
  6. Русский патриотизм.

Только вдумайся,  Вслушайся

В имя – «Россия»!

В нем и росы, И синь,И сиянье,

И сила…

Ведущий: Национальный характер - совокупность черт, принятых и укоренившихся норм деятельности, типичных для народа. Стереотипы, касающиеся других народов, несут определённую информацию по отношению к нац. характеру: немцы педантичны и законопослушны, французы храбры и романтичны, финны упрямы и немногословны, эстонцы медлительны.  Но когда речь заходит о русском человеке, то зачастую характеристики взаимно исключают друг друга.

Русских характеризуют как глубоко противоречивый народ, послушный и непокорный, хрубый и сердечный, духовно богатый  неграмотный.

В Европе в своё время сложился весьма нелестный образ русского - «подлый русский», безвольность русской души, русский народ - «мировая чернь». Однако внедрить этот образ удалось лишь частично. Шире прижилась точка зрения о неопределённости, непостижимости для европейца, общепринятым стало выражение «загадочная русская душа».

        Что, по вашему мнению, повлияло на формирование русского национального характера? Укажите основные черты русского характера. (Обсуждение в группе)

Соведущий:

  • глубокие социальные потрясения
  • природный, географический фактор, причём его роль оценивается по-разному: Чаадаев резко отрицательно отзывался о роли пространства,  доставшегося в удел русским. Оно дает покорность вещей и уменьшает нашу нравственную силу. Лихачёв связывает стремление к воле, молодецкую удаль именно с широтой русских просторов. Данилевский указывал на наше уникальное расположение между Европой и Азией.
  • православие

        Сорокин П.: «сравнительно долгое существование, огромная жизнеспособность, замечательное упорство, готовность её представтелей идти на жертвы во имя выживания и сохранение нации, необычное территориальное, демографическое, социальное и культурное развитие в течение исторической мысли».

Ведущий: Приведите примеры литературных персонажей, олицетворяющих тип русского человека. (Обсуждение в группе)

Соведущий: Разделяете ли Вы взгляд на русского человека как на человека крайностей? «Русский бунт - бессмысленный и беспощадный». (Обсуждение в группе)

Ведущий:   Дана нам красота невиданная,

И богатство неслыханное

Это – Россия.

Но глупые дети всё растратили

Это -  Русские. 

Почему автор строк сравнивает русских с детьми? (Обсуждение в группе)

Соведущий: Интересно, что русские говорят о себе и о других:

 Русские – открытые, простые (66%), терпеливые (59%), гостеприимные (58%), миролюбивые (56%), готовые прийти на помощь (55%), трудолюбивые (53%), непрактичные (30%), надежные, верные (28%), с чувством собственного достоинства (25%), ленивые (25%), безответственные (22%), униженные, забитые (18%), навязывающие свои обычаи другим (13%), завистливые (11%), (данные ВЦИОМ).

Люди западной культуры (эталоном представляются англичане) – культурные, воспитанные (73%), энергичные (59%),  с чувством собственного достоинства (56%), рациональные (48%), трудолюбивые (34%), религиозные (31%), свободолюбивые, независимые (25%), готовы прийти на помощь (12%), властолюбивые (11%).

Люди восточной культуры представляются пассивными, нецивилизованными, покорными. при этом они почтительны со старшими  (54%), гостеприимны (48%), религиозны (46%), забиты, унижены (25%), трудолюбивы (24%), лицемерны (18%), жестоки (17%), терпеливы (15%), безответственны (15%), ленивы (14%), завистливы (13%), (данные ВЦИОМ).

Соведущий: Интересно, что иностранцы говорят о русских:

Американец о русских:«… Не перестает удивлять глубинная склонность русской культуры к коллективизму.

Иногда говорят: русские предпочитают обсуждать проблемы, а не решать их. Это верно в том смысле, что здесь высоко ценится сам процесс участия в жизни группы. Так, что русские называют  «быть в гостях», не имеет малейшего сходства с типичными для Запада коктейлями, где приглашенные в течение вечера прохаживаются  по комнате между несколькими компаниями  из двух-трех человек, всего лишь на пару минут, присоединяясь то к одной, то к другой… «Быть в гостях» в России значит сидеть в большей комнат вокруг стола и вести часами в основном общую беседу».

«В США, в стране решительно индивидуалистической, почти совершенно немыслимы такие вторжения в «личное» пространство, которое я часто наблюдаю в московском метро: когда взрослые делают замечания чужим детям за незначительные нарушения правил поведения в обществе».

«Однажды я возвращался домой с моими друзьями… после концерта. Мы подходили к Бульварному кольцу, когда пронзительные  и настойчивые гудки, несущейся мимо «хонды» и заставили  нас вздрогнуть. Водитель изобразил крайнее возмущение тем, что ему пришлось пропустить, затормозив, двух женщин с тяжелыми сумками в руках… Молодой человек выругался в адрес испуганных женщин, продолжая сигналить… Мои друзья говорят, что бездумный эгоизм этого шофера далеко не уникальный случай». (Л. Нельсон)

Испанец о русских:«Попадая в Испанию после грубоватой на уровне уличного общения России, я прямо купаюсь в атмосфере благожелательности и учтивости. Одно из самых сильных для меня впечатлений всегда – поездка по шоссе, особенно в горах, когда едущий впереди водитель трейлера рукой или габаритными огнями предупреждает, что сейчас обгонять его опасно, потом дает понять, что теперь – можно. И ты обгоняешь и гудишь: «Спасибо, друг». А он тебе в ответ тоже гудит: «Не за что». Но не дай Бог перед тем же водителем маленькую проблему – оболочка хороших манер внезапно спадает, с тобой начинают обращаться сухо, а то и раздраженно.

С русским человеком -  все тоже, но с точностью до наоборот. с хорошими манерами из русских очень туго… А потому очень часто при первом контакте с русским – особенно на улице  - нарываешься на грубость… Мои знакомые считают, что самое главное их впечатление от России – контраст между жестокостью и суровостью поведения на улице и в то же время мягкостью и сердечностью в домах, куда им приходилось». (Х. Кобо).

Японец о русских: «…Зима. Мороз. Потом наступает оттепель – эта бесконечная слякоть, бездорожье. Когда я раньше смотрел фильмы Тарковского, не переставал удивляться, почему у него в кадре так часто появляются лужи. А главные герои обязательно шлепают по ним. Мне казалось странным, что они ступают в эту жидкую размякшую от воды почву. Я не могу терпеть лужу и непременно иду мимо, они же не обходят ее. Почему так?

Это важный момент в постижении вашей страны и творчества Андрея Тарковского. Мне кажется, шагание по лужам -  это ваше сопротивление, русское чувство самозащиты от западной цивилизации. Лужа – это протест европеизации и американизации России».

«Разговаривая в разных странах, мы обмениваемся информацией, но с русскими обмениваешься не просто информацией, чем-то еще другим. Происходит душевное общение. Даже в обычных будничных сценах. в автобусе вам протягивают деньги на билет: «Пожалуйста, передайте…», и в метро у меня на ботинке развязался шнурок, незнакомый старик наклоняется: «Молодой человек…». Россия – пространство густого взаимообращения». (Ю. Камэяма).

Русские хоть и не всегда, но по большей части жили в мире с соседними народами. Мирное соседство русских и карельских деревень на севере в течение тысячелетия – факт очень показательный. Соседство с русскими мери, веси, ижоры и т.д. не было окрашено кровопролитиями. В Киеве был Чудин двор – какого-то знатного  представителя чуди (будущих эстонцев). В Новгороде была Чудинцева улица. Там же в недавние годы найден древнейший памятник финского языка – финская берестяная грамота, лежавшим рядом с написанными по-русски. Несмотря на все войны с татаро-монголами, русские князья женились на знатных половчанках. Не было расовой отчужденности. Да и вся история русской культуры  показывает ее преимущественно открытый характер, восприимчивость и в массе своей отсутствие национальной   спеси. О том же писал и Достоевский: «Но узкая национальность не в духе русском. Народ наш с беспощадной силой  выставляет на вид свои недостатки и пред целым светом готов толковать о своих язвах, беспощадно бичевать самого себя; иногда он не справедлив к самому себе – во имя негодующей любви к правде, истине…» С какой, например, силой эта способность осуждения, самобичевания проявилась у Гоголя, Щедрина и во всей отрицательной литературе, которая гораздо живучей, жизненней, чем положительная литература «времен очаковских и покоренья Крыма»! И неужели это осознание человеком болезни не есть уже его выздоровление, его выздоровление, его способность справиться от болезни…

Ведущий:  Удивительное свойство русской культуры впитывать в себя окружающие зания, традиции, обычаи. Гостеприимство и великодушие, умение жить на больших просторах. Является ли это залогом сохранения нашего государства с течением времени? (отметить  открытость культуры)

Ведущий: Историческая викторина: Знаете ли Вы героев  своей Родины? Давайте попробуем угадать, о ком идёт речь? (Обсуждение в группе). Коротко о вкладе каждого героя в развитие нашего государства.

Соведущий: Кто являются Вашими героями? (Обсуждение в группе).

Ведущий: В чём Вы видите истинный патриотизм, в чём его отличие от национализма и шовинизма? (Обсуждение в группе)

Соведущий: Истинный патриотизм в том, чтобы, обогащая других обогащаться самому духовно. Национализм же, отгораживаясь стеной от других культур, губит свою собственную культуру, иссушает ее. Культура должна быть открытой. Несмотря на все уроки ХХ века, мы не научились по-настоящему различать патриотизм и национализм. Зло маскируется под добро.

Патриотизм – это благороднейшее из чувств. Это даже не чувство – это важнейшая сторона и личной, и общественной культуры духа, когда человек и весь мир как бы поднимаются над самими собой, ставят себе сверхличные цели.

Ведущий: Патриотизм, соединенный с интересом и любовью ко всем нациям, - непременное условие нормального здоровья ума и сердца. Ибо для человека естественно любить свою семью, свое село и город, свою страну и ее народ, а так же своих соседей, другие народы и весь земной шар – нашу большую родину. 

Задача истинного патриота: нельзя допустить превращение нашего народа в местное население.

Соведущий: Национализм же – это самое тяжелое из несчастий человеческого рода. как и всякое зло, оно скрывается, живет во тьме и только делает вид, что порождено любовью к своей стране. а порождено оно на самом деле злобой, ненавистью к другим народам и к той части своего собственного народа, которая не разделяет националистических взглядов. народы, у которых патриотизм не подменяется человеконенавистничеством  национализма, живут в дружбе и мире со всеми народами.

Ведущий: Итак, подведём итог: русская история в прошлом – это история бесконечных испытаний, несмотря которые народ сохранял и достоинство и  доброту.

Русским людям свойственна любовь к своей Отчизне. Эта любовь испокон веков проявляется в готовности защищать, не жалея жизни, свое отечество.

Не раз приходилось храбрым русским воинам Родину от иноземцев, участвовать в жестоких сражениях, в которых решалась судьба страны.

В веках осталась и по сей день, живет добрая память о русских воинах, как о самых мужественных, бесстрашных, честных, преданных Отечеству, о наших прадедах, погибших на германской, турецкой ли войне, о прадедах, погибших под Москвою Аустерлицем, на Кавказе, в Крыму, на Литовском рубеже или еще прежде того, на поле Куликовом, на Сапун-горе, на Калке, на исчислимом множестве иных великих и малых рек, и полей, и холмов – так что, пожалуй,  без хотя бы капли крови, пролитой прадедами, нет и не наберешь и горсти земли на просторах Великой России…

Историческое значение каждого русского человека

                                       измеряется его заслугами Родине, его человеческое

                      достоинство – силой его патриотизма.

Н.Г.Чернышевский

Заключение

Воспитательному процессу в техникуме  принадлежит важная роль, призванная содействовать осознанию каждым студентом своей социальной роли в обществе. Говоря о воспитании патриотизма, необходимо учитывать относительную длительность данного процесса, его системный характер, соответствие индивидуальным и коллективным особенностям студентов, в том числе уровню их культурно-нравственного развития. Процесс воспитания патриотизма не может быть однообразным по отношению ко всем обучающимся, так как каждый человек воспринимает окружающую действительность в соответствии со своим положением в обществе, потребностями и интересами. Диалогичность общения студента и преподавателя позволяет приобрести опыт адекватного восприятия собственных и чужих потребностей, развивает положительные межличностные отношения в группе, вырабатывает правильную самооценку, позволяет стать студенту-гражданину более восприимчивым к чувствам и проблемам других людей, быть более толерантным, не теряя при этом чувства гордости за собственное национальное наследие. Видеть себя  гражданином многонационального государства, ощущать себя носителем вековой великой культуры, состоящей из культурного наследия каждого народа великой России – амбициозная цель, но достижимая. Педагоги детского сада, школы, техникума или вуза должны не покладая рук трудиться над ней.

Поэтому методы воспитания должны соответствовать возрасту обучаемого, задачам, целям, и как следствие – предполагаемым результатам патриотического воспитания.

Источники:

  1. Мудрик А.В.., Юношеский тип общения.//Возрастная психология: детство, отрочество, юность. Хрестоматия. - М.: Издательский центр «Академия»,  1999.-С. 493-499
  2. Кучинский Г.М. Диалог и мышление. – Минск, 1983
  3. Эльконин В.Д. Психология развития. – М.: Издательский центр «Академия», 2001
  4. Дебаты:Учебно-методический комплект. – М.: Изд-во «Бонфи», 2001 – С. 296
  5. Педсовет "Воспитание гражданственности и патриотизма у школьников"

Марченко Елена Сергеевна, заместитель директора по воспитательной работе, URL:http://festival.1september.ru/articles/574102/

6.Воспитание патриотизма на уроках и во внеклассной работе с использованием информационных технологий, Лариса Сергеевна Белова, 

   URL:http://io.nios.ru/index.php?rel=29&point=19&art=851

7. Формирование гражданско-патриотических качеств личности. URL: http://vertikal.lang-sch4.edusite.ru/p7aa1.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час для учащихся 9 класса «Мы разные – в этом наше богатство. Мы вместе – в этом наша сила»

В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей с...

Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила

Наша Родина – Россия. Её ещё называют Российской Федерацией. Она объединяет в своём составе республики, края, области. Широки и необъятны  просторы. Но главное её богатство – люди. Издавна  ...

Урок толерантности "Мы разные – в этом наше богатство. Мы вместе – в этом наша сила".

Данное занятие поможет учителю создать условия для формирования знаний учащихся по вопросам толерантности....

Внеклассное мероприятие "Мы разные и в этом наше богатство, мы вместе и в этом наша сила"

Веклассное мероприятие было проведено в 7 классе  для ознакомление с традициями и обычаями узбекского народа...

Классный час « Мы разные в этом наше богатство, мы вместе в этом наша сила». для 9 класса.

Данный классный час разработан для  учащихся  9 класса. В нем поднимаются проблемы взаимоотношений людей разных национальностей в пределах нашей многонациональной родины.  Классный час ...

Внеклассное мероприятие" Из этой земли,из этого края мы..."

Оформление: “  Из этой земли, из этого края мы...” плакаты, шежере, магнитофон, компьютер, проекторВечер начинается с просмотра ДВД “ШЕЖЕРЕ”. (Слайд 1, 2)Звучит мелодия курая.1 вед:  До...

Фестиваль национальных культур "Мы-русские! И мы этим гордимся!"

Предлагаю сценарий внеклассного мероприятия в 10 классе...


 

Комментарии

Разумовская Людмила Валерьевна

Работу скачала для младшей дочери в школу - у них мероприятие по данной теме. Учитель истории осталась довольна.

Вагу Мария Викторовна

Для презентации необходимо указать список использованных источников, а также методическое сопровождение.

Козловских Екатерина Валерьевна

Уважаемая Мария Викторовна. Методическое сопровождение не добавила сразу, так как в нашем ОУ требуют его оформлять со скриншотами, и в итоге данный текстовый материал даже после архивации занимал 3,4 Мб. Удалила скриншоты, добавила в архив методическое сопровождение с источниками по Вашей рекомендации.

Вагу Мария Викторовна

Екатерина Валерьевна, Вы правы, что ограничение в 3 МБ на nsportal затрудняет работу автора материала, но чтобы сохранить все положительные стороны методразработки и целостность, Вы не попытались архив прикрепить несколькими файлами, не более 3 МБ?
С уважением Мария Викторовна

Козловских Екатерина Валерьевна

Да, как-то не сообразила. Буду практиковать, спасибо за совет.