Неостывающая память
методическая разработка по теме

Локтионова Галина Николаевна

Это разработка мероприятия , посвященнгог к Дню защитников Отечества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neostyvayushchaya_pamyat.rar19.23 КБ

Предварительный просмотр:

Не остывающая память

ОБОРУДОВАНИЕ:

ЦЕЛИ: развивать познавательный интерес к истории нашей Родины; воспитывать чувство гордости за ее историю; расширить знания школьников о Великой Отечественной, Афганской и Чеченской войнах; способствовать воспитанию патриотических чувств, уважительного отношения к ветеранам войны; формировать сознание необходимости защищать Отечество.

Учитель. Добрый день, дорогие гости! Мы рады приветствовать вас в стенах нашей школы. Поздравляем вас с замечательным праздником. День защитника Отечества - особый день. Это праздник всех, кто носит военную форму, всех, кто ее носил или еще будет носить, всех, кого можно назвать защитником земли русской. Именно 23 февраля 1918 года был подписан закон о создании в нашей стране специальных войск армии - для защиты нашей Родины от нападения врагов.

Слово "Отечество" того же корня, что и слово "отец", "отчизна", "отчий край", "отчий дом".

1ученик. Отечество - это наша страна, Родина.

И уже немало пройдено,

Коль зовут в грядущее пути.

Но светлей и чище чувства Родины

Людям никогда не обрести.

С этим чувством человек рождается,

С ним живет и умирает с ним.

Все пройдет, а Родина - останется,

Если мы то чувство сохраним.

Учитель. Нашу Родину в разное время защищали разные люди: по-разному одевались, разным оружием владели. Но одно у них было общее - сильная любовь к своей Родине. И сегодня мы отмечаем праздник в кругу дружной семьи детей и взрослых. На нашем празднике присутствуют гости: ветеран Великой Отечественной войны – Щегленков Егор Николаевич. Участники  войны в Афганистане Огурцов Павел Владимирович, Ульянов Александр Николаевич, Какаев Николай Николаевич.

Девушка в военной форме.  (на фоне музыки «АВЕ МАРИЯ»)

 «Говорят, двух смертей не бывает… Нет, неправда! Бывает! И первая смерть, когда гибнешь от бомбы, от пули или снаряда. А вторая – безвестно, бесследно исчезнуть из памяти поколений. Это даже похуже физической смерти… Человек озабочен не тем, что умрет. Он смиряется и со смертью… Но живя, он ищет бессмертие делу, которому служит, за которое столько страдал… Неужели забудут наши голод и холод, наши раны и жертвы, и нашу любовь, нашу веру, недопетые песни, недосказанные слова? В нашей жизни было все и гнев, и презрение, и любовь, и отвага, и даже страшное горе. И как нам сейчас горько понимать, что все это забыто!

2 ученик. 

Гремят истории колокола.

Взывая к памяти моей,

И в них набаты

Жестоких битв и созиданий даты,

И праздники, чья ширь и даль светла:

И, позабытый, вновь встает рассвет.

И кто-то в травы падает, сраженный,

И город, артиллерией сожженный,

От дыма черен и от пепла сед.

Они гремят, в них отзвук прежних дней,

Намек, подсказка, предостереженья,

Кто помнит, тот беспамятных сильней.  /Н.Грибачев/

Звучит песня «Священная война» на её фоне произносятся слова.

3 ученик. "Тяжкий грохот обрушился на землю. Вмиг погас свет. Вздрогнули стены. И сквозь оглушительный вой и рев все яснее и яснее прорывались раскатистые взрывы тяжелых снарядов. Рвануло где-то совсем рядом. "Война!" - крикнул кто-то. И было это 22 июня 1941 года в 4 часа 15 минут по московскому времени" /Б.Васильев/

22 июня 1941 года началась война. Страшная, никого не щадящая, кровавая. Оборона, наступление, поражения, голод, утраты, победы:

Победа в Великой Отечественной войне досталась нам дорогой ценой. Фашисты разрушили и сожгли сотни городов, десятки тысяч населенных пунктов. Они совершали неслыханные зверства. Трудно найти в нашей стране дом, куда бы не пришло горе.

В этой войне наш народ совершил подвиг, в котором слиты воедино, величайшее мужество воинов, партизан, участников подполья и самоотверженных тружеников тыла.

Учитель. Сегодня у нас на встрече присутствует ветеран ВОВ Щегленков Егор Николаевич. Расскажите нам пожалуйста о событиях того времени: где застала вас война, какой настрой был в обществе, самые яркие воспоминания, какие качества ценились в человеке, какие песни пели, с какими трудностями сталкивались? Выступление ветерана.

 Учитель. Из нашего села ушли на фронт инее вернулись365человек. Из них было 8 женщин. Многие награждены орденами и медалями.

Соловьев Иван Николаевич – полный кавалер ордена «Славы», Фомин Ф.А., Курдяев К.А. награждены двумя орденами «Славы». 4 млн. чел. Были награждены медалью «За Отвагу» - самой почетной солдатской медалью. По данным нашего музея 9 участников ВОВ были награждены этой медалью и 2 человека медалью «За Доблесть и Отвагу». Очень многое могут рассказать о событиях тех дней музейные экспонаты. О них сейчас расскажут наши экскурсоводы.

Долотина Эл. – о личных вещах солдата ( Солдатская фляжка, ложка и др.)

Ададимова О. – о личных вещах Шапошникова Г.И.участника ВОВ, директора школы.

Небрат Е. - о личных вещах Бакулина Н.Г., Хрусталева И.Н., участников ВОВ, учителей школы.

Тимофеев А. – о песеннике, сохранившемся с 1944-1947 гг.

Сергеев А. – о военной форме того времени, в т.ч. военной шинели, хранящейся в школьном музее.

Батанова А. – о полевой сумке Тихонова Я. А.

Ким М. – рассказала о фронтовых письмах и продемонстрировала открытки, привезенные из Германии Дергуновым И.

Учитель. Ребята, прослушав рассказ о письмах, с фронта вы, наверное, по другому должны посмотреть на то, какую роль они играют в жизни человека.

Почтальон

- Ну и почта! Целый килограмм!

Груда писем, может, есть и вам?

От сестер, от братьев, от невест,

Сколько их из самых разных мест!

Они долгожданные, нужные,

Есть счастливые, есть очень грустные.

Как трудно те письма вручать,

И страшно порой получать...

И все своего адреса найдут -

Ведь где-то давно и долго их ждут.

Сын.

Возможно, будет мрачная погода

Тебе покажется, что мало строк,

Что я тебе за целые полгода

И полстраницы написать не смог...

Не доверяй погоде и досаде

И хоть открытку в ящик оброни...

Торопимся к берлинской автостраде.

И письма пишем, не сходя с брони.

Мать.

Мой мальчик, как долго тебя я ждала!

И вдруг я услышала зов победы.

Я уже на стол всё собрала,

Я жду тебя, а тебя всё нет.

Слетела давно вся пыль с черёмух

Мой мальчик, ты, где потерялся?

Наш дом уже полон друзей и знакомых,

Ты только один остался.

Сын.

Мама, ты знаешь, я виноват,

Я виноват перед тобой.

Я собирался вернуться назад.

И вдруг тот последний бой.

Бой уже после конца войны

Но фрицы не знали этого

Нервы у всех оголены

Наверно, я пал поэтому.

Я умер, мама, прости меня,

Постой за меня у калитки

А если Варя спросит меня,

Скажи, что любовь не ошибка,

Мать.

Мой, мальчик, не уходи постой!

Давай мы выберем путь другой

Другой умрёт в том последнем бою,

Пусть он оставит любовь свою.

Сын.

Ах, мама, другой – ведь мне он брат,

Он тоже ни в чём не виноват.

Раз выпало пасть мне в последнем бою

Так я унесу любовь свою.

Прости меня, мама!

(Минута молчания)

Ученик 4.

Как горько нам стоять у обелисков

И видеть там скорбящих матерей

Мы головы свои склоняем низко

Земной поклон за ваших матерей

- И с поклоном последние письма, полные сил,

От погибших в сраженьях почтальон приносил.

Вокальная группа исполняет песню «Маки».

Ученик 5.

 Ушли сраженья, канув в Лету.

Потерь не знавшим не понять,

Что кто-то письма шлет по свету,

Родных, надеясь отыскать.

И в безысходном горе где-то

Заплачет траурная медь.

И заберет в себя планета

От старых ран принявших смерть.

И где-то там, за перелеском,

Свой долг исполнивший уже,

Заснул солдат под обелиском

В своем последнем блиндаже.

 А сколько рядом их со мною

Таких родных, живых солдат!

Виски окрашены войною,

И полный перечень наград.

За ваше мужество в бою,

За вашу боль, за ваши раны,

За жизнь счастливую мою -

Земной поклон вам, ветераны!

Вручение цветов гостям встречи.

Ученик. Вечная мечта человечества - мир на всей земле. Эта мечта вечная, она возникает у каждого нового поколения, но, к сожалению, существующий вокруг нас мир еще очень далек от идеала.

   25 декабря 1979 года советские войска вошли в Афганистан. "Интернациональная помощь Афганскому народу растянулась на 10 лет и обернулась для нашей страны более 14,5 тыс. погибших солдат. Через Афганистан за эти годы прошло 620 тыс. советских военнослужащих, 35 тыс. из них вернулись оттуда ранеными, более 100 тыс. - больными гепатитом. В феврале 1989 года советские войска были выведены из Афганистана.

       Все дальше в историю уходят события, связанные с Афганской войной, той братской помощью, которую наша страна, ее армия оказали народу и правительству Афганистана в проведении демократических реформ.

Учитель. Действуя в суровых и непривычных климатических условиях Афганистана, вдали от Родины, советские военнослужащие с честью выдержали военные испытания. Сегодня на нашей встрече присутствуют участники военных действий в Афганистане Огурцов Павел Владимирович, Ульянов Александр Николаевич, Какаев Николай Николаевич.

Выступление гостей, передача личных вещей в фонд школьного музея.

Ученик 6.

Тот, кто побывал в Афганистане,

Вспоминать о нем не перестанет,

Вспоминать о нем не перестанет,

Не забудет дружбы боевой.

А небо голубое-голубое

Над горячей горною страной,

Солнце золотое-золотое,

А под ним идет жестокий бой.

Не напрасно воины седеют,

Не напрасно их ряды редеют,

Подвиги в легендах не стареют

И не меркнут в памяти людской.

Годы боевые пролетают

И следы на сердце выжигают,

На груди медалями сверкают,

Отражая трудный путь былой.

Тот, кто побывал в Афганистане,

Легкого пути искать не станет,

Под тяжелой ношей смело встанет,

Не оставит вас в беде любой.

А небо голубое-голубое

Над горячей горною страной,

Солнце золотое-золотое,

И под ним погиб товарищ мой.

Ты мне снишься ночами, Афган,

Хоть прошло долгих 20 лет:

Я давно не сопливый пацан,

Только твой не истерся след.

Не медалями на груди

И не льготами, коих нет:

А друзьями, что там, позади

Да и кровью оставлен след.

След от пота, что ест глаза,

След от пули, когда стрельба,

След, когда по щеке - слеза,

След, что люди зовут Судьба.

Злость прошла на своих врагов,

Боль притупилась старых ран:

Не успел я отдать долгов,

Только помню тебя, Афган.

Учитель. Солдаты, сражавшиеся в Афганистане не какие - то необыкновенные люди, наделенные особыми качествами. Они такие же, как вы, солдаты, сержанты, офицеры, недавние школьники, вчерашние курсанты. Они демонстрировали образцы мужества, равнялись на тех, кто проявлял массовый героизм на фронтах Великой Отечественной. Армия, имеющая в своих рядах таких бесстрашных бойцов, непобедима.

Ученик 7.

Стихли взрывов гулкие удары,

Нас не пощадил тяжелый бой.

Чудом уцелевшую гитару

Мы нашли в машине головной.

И среди ошметков гнутой стали,

Гильз пустых, разбросанных вокруг,

Мы гитару бережно достали

Через покоробившийся люк.

А потом, усталые и злые,

Мы к костру сходились в тишине.

В наших душах плакала Россия

На гитарной тоненькой струне.

Пели мы про радости и беды,

Черствый хлеб, ломая на куски,

Песни были нам понятны и близки.

Пели мы, и кровь кипела в жилах,

Словно в радиаторах вода.

Пели мы о доме, значит, живы,

А живые гибнут иногда.

Может, песни есть и покрасивей,

Только нам не нужно тех прикрас

В наших песнях - с нами вся Россия.

И никто не одолеет нас.

Исполняется песня под гитару Сергеевым Д (В. Цой№Земля. Небо»)

Учитель. Развернувшиеся в декабре 1994 года военные действия в Чечне проходили с применением различных видов и способов боевых действий, шли с переменным успехом. Бандитские формирования систематически проводили террористические и диверсионные акции: Буденовск, Первомайское, Кизляр, устраивали массовый захват заложников, зверски глумились над пленными.

Ученик 8.

Одиноко светят окна

В полуброшенных домах

Вместо смеха и веселья

Поселились боль и страх.

Засыпают под разрывы

Просыпаясь от стрельбы

И никто узнать не в силах

Сложный путь своей судьбы.

Белый снег платком укроет

Склоны Терского хребта.

Жизнь уходит по минутам

Постоянно в никуда.

Жаркий бой идет под Грозным

Все сметая без следа

Снова жуткая от крови

Будет в Тереке вода.

Стал Кавказ сплошным вулканом

Извергая без конца

Огнедышащую лаву

Из осколков и свинца.

Гулко взрывы приглушает

Лишь тумана пелена.

Десять лет как в этом крае

Незнакома тишина.

Учитель. А сейчас для вас звучит песня. На мотив «На границе тучи ходят хмуро»

Над Моздоком звезды хмуро светят

Отблесками дальних блокпостов.

И шныряет, как волчонок, ветер,

Подметая полосу хвостом.

И совсем не детские игрушки

И не на прилавках голубых

Дремлют самолеты и "вертушки"

В сетках маскировочных своих.

Вдалеке расплавилась ракета,

Пробудив на миг аэродром.

А душе так хочется рассвета!

В смысле самом, что ни есть прямом.

Учитель. 12 мая 1997 года в Москве был подписан договор о мире и принципах взаимоотношений между Российской Федерацией и Чеченской республикой. ХХ столетие часто называют бурным, жестоким. Таким оно стало и для российской истории. Войны так или иначе, задели каждое поколение - кто-то сражался с оружием в руках, кто - то провожал близких на войну, кто-то оплакивал погибших. В боевых действиях в Чечне, Грузии и Абхазии принимали участие и наши выпускники это Артамонов Г., Забурдаев А., Щегленков Е., Люлюк С., Люлюк А..

Ученик 9.

Провожая в армию

Сына мать просила:

"Обещай, сынок, писать,

Как я говорила.

Ты служи, сынок, по чести

За родную сторону.

Посылай почаще вести,

Да хоть строчечку одну:"

Год прошел солдатской службы -

Просится в Чечню солдат.

"Нам нужны такие очень!"-

Говорит ему комбат.

День и ночь теперь воюет,

Впереди всегда идет.

Дома мать его горюет:

Очень сына она ждет.

Но однажды почтальон

Ей принес такую весть:

Что ваш сын не посрамился

И не продал свою честь,

Воевал он очень смело

И погиб в бою с врагом,

А из уст его летело:

"За Россию и за дом!"

Мама тихо опустилась

На диванчик у стены.

"Я не верю, - говорила.-

Все придумали они.

Сердце чует, что живой он,

Я надеждою живу.

Где ты, милый и родной мой?

Приходи, тебя я жду:"

Вот прошло четыре года,

Мать сыночка еще ждет:

"Я дождусь его! Мой мальчик

Все равно ко мне придет!"

Инсценировка (Выходят три мальчика).

1. "Отец, расскажи о прошедшей войне, -

Просил я, играя погоном, -

Как ты по Берлину скакал на коне

С казачьим лихим эскадроном".

Достав из кармана расшитый кисет,

Цигарку, свернув очень споро,

Отец обстоятельный дал мне ответ,

Как бился с фашистскою сворой,

Как фрицы убили лихого коня,

Как шел сквозь военные грозы:

И долго стояли в глазах у меня

Скупые отцовские слезы.

2. "Отец, расскажи о прошедшей войне, -

Просил меня сын мой однажды,-

Тебя из Афгана везли на броне,

Представлен ты к ордену дважды".

Достав из платочка осколки гранат,

Где я их храню постоянно,

Я сыну сказал, что есть город

Герат - Жемчужина Афганистана.

И там, защищая афганский народ,

Мы с "духами" насмерть сражались:

Мы с ним помянули погибший мой взвод.

И крепко друг к другу прижались.

3. "Отец, расскажи о прошедшей войне,-

Мой внук обращается к сыну.-

Ведь ты воевал в этой самой Чечне.

Бандит расстрелял тебя в спину".

И сын мой поведал сынку - своему.

Как пал, прикрывая солдата,

Как смерть обмануть помогали ему

Врачи полевого санбата.

Как вынес его с поля боя комбат,

И силы спасли молодые:

Три женщины, слушая, молча, сидят,

Все три почему-то седые:

Учитель. Дожди смыли кровь с нашей земли, сравнялись окопы и воронки, засеяны поля хлебом. И мирное солнце светит теперь над нами: Но ничем нельзя смыть нашу скорбь. Заровнять наши душевные раны, притупить нашу память. Так будем же помнить всегда.

Ученик 10.  на фоне музыки  «АВЕ МАРИЯ»

Помяни нас, Россия, в февральскую стужу,

Перед тем как сойдешься за праздничный стол.

Вспомни тех, кто присяги тебе не нарушил,

Кто берег тебя вечно и в вечность ушел.

Помяни нас, засыпанных пеплом и пылью,

Пулеметами врезанных в скальную твердь.

Запиши нас в историю горестной былью

И рубцом материнское сердце отметь

Помяни нас, Россия, и злых, и усталых,

Одуревших от зноя, без сна, без воды.

Отмеряющих жизнь от привала к привалу,

От звезды до звезды, от беды до беды.

Помяни нас и гордых атакой победной,

Ни на шаг не сошедших со взятых вершин.

Не трибунною речью, не строчкой газетной -

На великих скрижалях любви запиши.

Помяни нас, Россия, в извечной печали,

Златорусую косу свою расплетя.

Мы оставшимся помнить и жить завещали,

Жить, как прожили мы - для тебя!

Учитель. Прошу всех встать. Почтим память погибших минутой молчания.

Учитель. Пройдут годы. Многое забудется, затянутся раны. Останутся стихи и песни, рассказывающие о силе духа и мужестве русского солдата.

Учащиеся 5 класса читают стихи

1-й.  За все, что есть сейчас у нас,

За каждый наш счастливый час,

2 –й.  За то, что солнце светит нам,

Спасибо доблестным солдатам,

3-й.  Что отстояли мир когда-то.

Благодарим, солдаты, вас,

1-й -За жизнь,

  2-й -За детство,

 3-й  -За весну,

 2-й -За тишину,

 3-й -За мирный дом,

 Все -За мир, в котором мы живем.

Дети вручают картины из соленого теста, изготовленные своими руками.

Учитель. Всех защитников Отечества приглашаем на сцену. Слово для поздравления предоставляется директору школы.

Всем гостям праздника вручаются памятные сувениры.

Стоят монументы. Стихами и в прозе

Взывают к потомкам святые слова

Но память живет не в граните и бронзе,

А в людях – без нас эта память мертва!  (Анатолий Молчанов.)

Ученик 1.

Ушедшие бойцы не умирают,

Они в сердцах потомков будут жить.

Их подвиги годами прославляют,

И память поколений их хранит.

Бойцам, защитникам поклон наш низкий,

Которые, пройдя чрез ад войны,

Несли победу, думая о близких,

Чтоб счастливо и мирно жили мы.

Вами гордится наше поколенье!

Для нас вы образец и идеал!

Для вас не изготовлен пьедестал,

Но приготовлено для вас бессмертье,

А это выше всех земных похвал!

Дети и гости фотографируются на память.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Наша память, как эхо, печальна, Наша память, как песня, горда

Краткая аннотацияИдеи патриотизма в истории России занимают одно из главных мест. Умы  нынешнего поколения  заполняются, во-первых, мощным потоком западных «ценностей», пропагандирующи...

«ПАМЯТЬ, ПАМЯТЬ, ЗА СОБОЮ ПОЗОВИ…»

15 февраля - день памяти воинов-интернационалистов. В этот день мы чтим ветеранов, прошедших горнило афганской и чеченской войн, с честью, достоинством и героизмом исполнивших свой воинский долг. Мы о...

сценарий "Память солдатская память"

разработка данного мероприятия,...

Внеклассное мероприятие "Память, память, за собою позови..."

Цель данного мероприятия - формирование гражданско-патриотического сознания, развитие чувства сопричастности к судьбе Отечества, формирование нравственной позиции.Воспитательная ценность ...

Сценарий "Память, память, за собою позови..."

Сценарий "Память, память, за собою позови..." К 65-летию победы. Детское общественное объединение "Пионер" МБОУ "Шумаровская СОШ"...

Мы очень любим и чтим память погибших ,немногих живых ветеранов. Тем, кто остался в живых, желаем долгих-долгих лет жизни, крепкого здоровьяТех,кто остался на полях боёв-вечная память!. Спасибо Вам за наше мирное время!

Наткнулась на фамилию одного человека.Не могу утверждать точно,но внутри что то ёкнуло,все  совпадает с моим дедушкой ,которого я совершенно не знала,т.к. только родилась,но некоторые все же данн...

"Память вечна. Память священна"

Урок данной тематики является традиционным,  проводится ежегодно накануне Дня Победы и длится два академических часа.К уроку школьники готовились заранее.1) В течение всего учебного года работали...