Главные вкладки

    Конфликты с собственным ребенком и пути и разрешения (родительское собрание)
    методическая разработка на тему

    Котлярова Александра Александровна

     

    Цели собрания:

    1. Помочь родителям преодолеть трудности в решении конфликтных ситуаций в семье.
    2. Способствовать осмыслению конфликтной ситуации и путей выхода из неё.
    3. Предоставить родителям возможность с помощью теста дополнить представление о себе как о родителе.

    Форма проведения собрания: обучающий семинар.

    Оборудование: Презентация “Родительское собрание по теме: “Конфликты с собственным ребёнком и пути их разрешения”, памятки для родителей, карточки с ситуациями, карточки для теста “Роль родителя”

    Подготовительная работа к собранию:

    1. Анкетирование учащихся.
    2. Анкетирование родителей.
    3. Подготовка ситуаций для анализа
    4. Подготовка классным руководителем теоретического материала для выступления.
    5. Проведение классного часа на тему “Поговорим о конфликтах”.
    6. Подготовка теста “Роль родителя”
    7. Подготовка памятки для родителей.
    8. Подготовка презентации. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл roditelskoe_sobranie.rar547.67 КБ

    Предварительный просмотр:

    Родительское собрание по теме "Конфликты с собственным ребёнком и пути их разрешения"

    Цели собрания:

    Помочь родителям преодолеть трудности в решении конфликтных ситуаций в семье.

    Способствовать осмыслению конфликтной ситуации и путей выхода из неё.

    Предоставить родителям возможность с помощью теста дополнить представление о себе как о родителе.

    Форма проведения собрания: обучающий семинар.

    Оборудование: Презентация “Родительское собрание по теме: “Конфликты с собственным ребёнком и пути их разрешения”, памятки для родителей, карточки с ситуациями, карточки для теста “Роль родителя”

    Подготовительная работа к собранию: 

    Анкетирование учащихся.

    Анкетирование родителей.

    Подготовка ситуаций для анализа

    Подготовка классным руководителем теоретического материала для выступления.

    Проведение классного часа на тему “Поговорим о конфликтах”.

    Подготовка теста “Роль родителя”

    Подготовка памятки для родителей.

    Подготовка презентации.

    Ход собрания:

           Уважаемые родители! Уважаемые гости нашего сегодняшнего собрания. Мы вновь собрались сегодня вместе, чтобы обсудить наболевшие проблемы, поделиться успехами в воспитании собственных детей, приобрести багаж новых знаний, которые будут нам полезны в дальнейшей повседневной жизни. Мы всегда рады такому непосредственному общению, и не скрою, многому учимся у вас, ведь практический опыт каждой семьи поистине бесценен. Я думаю, что и вы, со своей стороны, рады видеть в окружающих единомышленников, добрых советчиков и помощников. Для начала давайте поприветствуем друг друга.  

          Все участники приветствуют по кругу друг друга в разных вариантах:

    А) Сказать дружно друг другу “Привет!;
    Б) Стукнуться кулачками;
    В) Потереться спинками;
    Г) Кладём руки друг другу на колени и говорим: «ОГО!»;
    Д) Обнимаемся.

           А сейчас я предлагаю вам разгадать загадки:

    1. Хорошо птичке в золотой клетке, а ещё лучше на зелёной ……. (ветке)

    2. Слово не воробей, вылетит – не ……..   (поймаешь)

    3. Вместе душно, а врозь…..  (скучно)

    4. Эта птица не простая,

    Днём её не встретишь ты.

    Из дупла он вылетает

    С наступленьем темноты.

    Днём любой его обидит

    Он при свете плохо видит.

    А во тьме пугает сам

    Пролетая по лесам.

    Опоздавших замечает

    У гнезда и у норы

    И глаза его сверкают

    Как зелёные шары.            (филин)

    5. Ум хорошо, а два -… (лучше)

    6. Не давши слова – крепись, а давши….  (держись)

    7. Долг платежом ……. (красен)

    8. Написано пером, не вырубишь….  (топором)

    К

    О

    Н

    Ф

    Л

    И

    К

    Т

                 Итак, сегодня мы с вами поговорим о конфликтах.     Наш сегодняшний мир полон противоречий и отчаянья, на каждом шагу мы сталкиваемся с отчуждённостью людей друг от друга. Но у нас с вами есть семья, родительский дом, где нас ждут, помнят и простят, чтобы с нами не случилось. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. Но, вот парадокс, именно в семье чаще всего и происходят конфликты.  Прежде всего, давайте попробуем разобраться, что такое конфликт?

     

    Конфликт – это опасение хотя бы одной стороны,
    что ее интересы нарушает, ущемляет,
    игнорирует другая сторона.

    Ульям Линкольн

    От любви до ненависти один шаг,
    от ненависти к любви километры шагов.

    Сенека

    У нас каждое дело должно пройти пять стадий:
    шумиху, неразбериху, поиск виновного,
    наказание невиновного и
    награждение непричастного.

    Идея Паркинсона

    Мы провели анкетирование некоторых учащихся нашей школы и их родителей и проанализировав эти анкеты мы получили вот такие ответы на вопрос природы конфликта.

    Конфликт – это:

    Столкновение разных интересов

    Спор

    Нарушение правил общения с кем-либо

    Разногласия во мнении людей

    Недопонимание между двумя людьми и т.д.

    А что же такое на самом деле конфликт?

    Конфликты – это спор, ссора, скандал, в которых стороны не скупятся на взаимные упреки и оскорбления. Самое страшное в конфликте – это чувства, которые люди испытывают друг к другу. Страх, злоба, обида, ненависть, – главное чувство конфликта.

    Для того, чтобы научиться разрешать конфликтную ситуацию, нужно научиться осознавать масштабы и детали разногласий и открыто обсуждать их. Заглаживание конфликтной ситуации, уход от ее решения может привести к проблемам куда более серьезным:

    проблемы физического плана, связанные со здоровьем;

    проблемы психологического плана (уход в себя, в свою душевную боль, изменение характера человека, психическое расстройство, суицид и т. д.);

    проблемы социального плана (потеря семьи, развод, потеря работы, потеря себя).

    Главная способность в конфликте — способность к конфронтации-объяснению. Это — умение:

    Отстаивать свою позицию открыто, “лицом к лицу”;

    Стремление оценивать саму конфликтную ситуацию, ее содержание, а не человеческие качества своего партнера;

    Стремление к сохранению личностных отношений всех участников конфликта.

    Давайте посмотрим какую же роль играет родитель в воспитании своего ребенка.

    Практика показывает: большинство родителей, обращавшихся за психологической помощью по поводу трудных детей, в детстве страдали от конфликтов с собственными родителями. В чём же тут дело? Психологи обнаружили ещё одну важную закономерность. Оказалось, что стиль и характер родительского взаимодействия с детьми непроизвольно записывается (“запечатлевается” - говорят специалисты) в психике ребёнка.

    Это происходит очень рано, ещё в дошкольном возрасте, и, как правило, бессознательно. Став взрослым, человек воспроизводит родительский стиль общения со своим ребёнком как естественный. Так из поколения в поколение происходит наследование стиля общения: большинство родителей воспитывают своих детей так, как их самих воспитывали в детстве.

    “Что же тут страшного?” - спросите вы. Действительно, если вы довольны своей жизнью, чувствуете себя счастливым человеком, у вас нет серьёзных проблем, то вам вряд ли стоит задумываться об этом. Скорее всего, вы выросли в гармоничной семье, и вашим детям поэтому повезло.

    Потребность в любви, в принадлежности другому – это одна из самых главных человеческих потребностей. Это значит, что человеку важно чувствовать, что он кому-то нужен.

    Как это проявляется в жизни? Ребёнку необходимо, чтобы вы на него приветливо взглянули, ему хочется услышать: “Как здорово, что ты у нас есть!”, “Я люблю, когда ты дома”, “Рада тебя видеть”, и при этом ласково прикоснулись, погладили, обняли.

    Безусловно принимать ребёнка – это значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник (список можно продолжать бесконечно), а просто так – просто за то, что он есть! Давайте запомним: ребёнку знаки безусловного приятия особенно нужны – как пища растущему организму. Они его питают эмоционально. Помогая психологически развиваться.

    Детям очень плохо без нашей ласки, любви и внимания. Общаясь с ребёнком, мы учим его владеть своими эмоциями. Если этого не происходит, то появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, конфликты, а то и нервнопсихические заболевания.

    Давайте посмотрим каковые же бывают причины конфликтов, а отсюда и их разновидности.

    Конфликт неустойчивого родительского восприятия

    По мнению психологов, часто причиной конфликтов между родителями и детьми является “неустойчивость родительского восприятия”. Как это понимать? Естественно, что статус подростка в семье и обществе не устоялся. Он и не взрослый, но уже не ребенок. Недостатки в этом возрасте многочисленны: несобранность, неусидчивость, нецелеустремленность, несдержанность и др. Внешний облик соответствует этим качествам. Вообще, подросток непривлекателен. Вместе с тем, ведет себя иногда как взрослый, то есть критикует, требует уважения. Но иногда он, как ребенок,  все забывает, разбрасывает вещи и т. д.

    В результате положительные качества недооцениваются, зато выступают несовершенства. Особенно если в семье есть младший ребенок - послушный и старательный.

    Необходимо, чтобы родители постарались осознать свои противоречивые чувства.

    Попытались гасить в себе недовольство и раздражение. Объективно оценили достоинства и недостатки подростка. Сбалансировали систему обязанностей и прав.

    Диктатура родителей 

    Формы этого конфликта разнообразны, но общая формулировка звучит так: диктатура в семье — это способ контроля, при котором одни члены семьи подавляются другими. При этом, конечно, подавляется самостоятельность, чувство собственного достоинства. Родители вторгаются на территорию подростков, в их душу.

    Мирное сосуществование скрытый конфликт 

    Отметим, что здесь царит позиция невмешательства. Выглядит обстановка вполне благопристойно. У каждого свои успехи, победы, проблемы. Никто не переступает запрет. Родители испытывают гордость, поддерживая подобный нейтралитет. Думают, что такие отношения воспитывают самостоятельность, свободу, раскованность. В результате получается, что семья для ребенка не существует. В критический момент - беда, болезнь, трудности, - когда от него потребуется участие, добрые чувства, подросток ничего не будет испытывать, так как это не будет касаться лично его.

    Конфликт опеки 

    По сути, опека - это забота, ограждение от трудностей, участие. Подростки могут быть в таких семьях безынициативны, покорны, подавлены. Они часто отстранены от решения вопросов, которые касаются их лично и всей семьи. Вялое безразличие подростка иногда превращается в “диктат младшего”.

    Конфликт разрешится тогда, когда родители постараются изменить свое поведение. Не отказывайтесь от контроля, без которого невозможно воспитание человека, но сведите опеку к минимуму. Не требуйте от ребенка только правильных поступков, примите его таким, какой он есть.

    Помогайте, но не старайтесь решать за него все проблемы. Стимулируйте общение со сверстниками. Дозируйте опеку, дозируйте свободу, дозируйте похвалу и порицание - это один из выходов в данной ситуации.

    Конфликт родительской авторитетности. “Шоковая терапия” 

    Детей в таких семьях воспитывают кропотливо, стараясь сделать из них вундеркиндов. Обливают холодной водой, учат языкам, музыке. Замечают любой промах, обращают на него внимание, наказывают неуважением. Проводят беседы на воспитательные темы, не давая возможности отстаивать свое мнение. Не замечают успехов и никогда не хвалят за хорошие поступки, не поощряют их. Постоянно требуют от ребенка совершенства

    Измените отношение к своему ребенку. Станьте терпимее к недостаткам подростков. Постарайтесь восстановить доверие и уважение ребенка к самому себе. Найдите и развивайте в сыне или дочери те достоинства, которые свойственны их натуре. Не унижайте, а поддерживайте. Не вступайте в бесконечные споры, не допускайте молчаливой, “холодной” войны.

    И главное - уверьте ребенка в том, что вы всегда будете его любить, что гордитесь тем-то и тем-то, чего в вас недостает. Поймите, что ему трудно!

       Подведём итог сказанному: назовём основные причины возникновения конфликтов.

     Причины конфликтов родителей с подростками

    Подростки в конфликте: 

    кризис переходного возраста;

    стремление к самостоятельности и самоопределению;

    требование большей автономии во всем – от одежды до помещения;

    привычка к конфликту, воспитанная поведением взрослых в семье;

    бравирование подростка своими правами перед сверстниками и авторитетными для него людьми.

    Родители в конфликте: 

    нежелание признавать, что ребенок стал взрослым;

    боязнь выпустить ребенка из гнезда, неверие в его силы;

    проецирование поведения ребенка на себя в его возрасте;

    борьба за собственную власть и авторитетность;

    отсутствие понимания между взрослыми в воспитании ребенка;

    неподтверждение родительских ожиданий.

      Часто ли в наших семьях возникают конфликты? Насколько конфликтны мы с вами?

    Обратимся к результатам анкет.

    Большинство родителей и ребят ответили, что конфликты в семье возникают иногда, но все они разрешаются беседой в кругу семьи.

    Проведение теста “Роль родителя”

    - Родители – главные “проектировщики, конструкторы и строители” личности ребёнка. Вот почему важно знать, насколько успешно мы справляемся с такой сложной ролью. Тест дополнит ваше представление о себе как о родителе.

    - Я задаю вопрос, а вы проставляете на карточках баллы сразу, то есть выбираете тот вариант ответов, который сразу приходит на ум, долго не раздумывайте.

    - Можете ли вы (варианты ответов: могу и всегда так поступаю – 3 балла;
    могу, но не всегда так поступаю – 2 балла; не могу – 1 балл):

    - Итак, внимание, вопросы:

    1. В любой момент оставить все свои дела и заняться ребёнком?

    2. Посоветоваться с ребёнком, невзирая на его возраст?

    3. Признаться ребёнку в ошибке, совершённой по отношению к нему?

    4. Извиниться перед ребёнком в случае соей неправоты?

    5. Сохранить самообладание, даже если поступок ребёнка вывел вас из себя?

    6. Поставить себя на место ребёнка?

    7. Поверить хотя бы на минуту, что вы добрая фея (добрый волшебник)?

    8. Рассказать ребёнку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?

    9. Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребёнка?

    10. Пообещать ребёнку исполнить его желание за хорошее поведение?

    11. Выделить ребёнку один день, когда он может делать что пожелает, а вы не будете ни во что вмешиваться?

    12.Не прореагировать, если ваш ребёнок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребёнка?

    13.Устоять против детских просьб и слёз, если вы уверены, что это каприз, мимолётная прихоть?

    - А теперь, пожалуйста, суммируйте количество баллов и проверим результат теста. Результат вы можете прочитать на обороте картоки.

    Если вы набрали:

    30 – 39 баллов: Ребёнок – самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь наиболее прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.

    18 – 30 баллов: Забота о ребёнке для вас – вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой вы чересчур строги, в других случаях – излишне мягки, кроме того, вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьёзно задуматься над своим подходом к воспитанию ребёнка.

    Менее 18 баллов: У вас серьёзные проблемы с воспитанием ребёнка. Вам недостаёт либо знаний, либо желания сделать ребёнка личностью, а возможно, и того и другого. Советуем обратиться к помощи специалистов – педагогов и психологов, ознакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.

    - Уважаемые родители! Каждый из вас теперь имеет представление о себе как о родителе.

    Анализ и решение конфликтных ситуаций.

    - А сейчас, уважаемые родители, мы с вами проанализируем конфликтные ситуации. У вас на столе карточка с конфликтной ситуацией. Минуты две вы обсуждаете в группе, затем зачитываете ситуацию и предлагаете своё решение.

    (Раздать по группам ситуации)

    Ситуация 1

    Вам позвонили близкие друзья, которые хотят заглянуть к вам на часок. Вы лихорадочно начинаете убирать в квартире, что-то готовить: но явно не успеваете. Обращаетесь к своему взрослому сыну или дочери за помощью. В ответ — “это твои друзья, вот ты с ними и разбирайся”

    Как вы поступите в такой ситуации?

    - Есть ли другое мнение? Кто считает иначе?

    Ситуация 2

    Вы возвращаетесь с работы домой и уже на лестнице слышите громкую музыку, веселье в вашем доме. Вы входите в квартиру и видите веселящихся друзей вашего ребенка и его самого. В доме — полный беспорядок. Ваш ребенок смотрит на вас и говорит: “Привет! Мы немного повеселимся! Не возражаешь?”

    Ваше решение в подобной ситуации?

    - Есть ли другое решение в данной ситуации?

    Ситуация 3

    У вас много уроков, необходимо написать сочинение, но родители неумолимы. “Собирайся, поедем к бабушке, там будешь готовиться к урокам и немного поможешь нам!”

    Никакие доводы не помогают. Главный довод родителей — “мы не оставим тебя одного. Мало ли что может произойти?!”

    Как решить подобную ситуацию?

    - Кто считает иначе?

    Ситуация 4

    После собрания родители приходят домой и в ярости требуют объяснений от ребенка. Они говорят о том, что с такими результатами никуда не возьмут после школы. Ученик спокойно отвечает: “Значит, пойду работать”.

    Как поступить в такой ситуации?

    - Есть ли другое мнение?

    Ситуация 5

    Родители подарили деньги своему ребенку с определенной целью. Он их истратил не по назначению, купил то, что ему давно хотелось. Родители были возмущены, в свой адрес ребенок услышал много гневных слов. В конце концов он хлопнул дверью и ушел из дома.

    Как поступить в подобном конфликте?

    - Как вы думаете, можно ли поступить по-другому?

    Давайте подытожим все сказанное сегодня и посмотрим какие же существуют методы  выхода из конфликта:

    Для выхода из конфликтной ситуации можно:

    Дать выход своим чувствам, предупреждая об этом других;

    Найти авторитетного третьего, кто поможет разобраться в конфликте;

    Поставить себя на место другого человека;

    Осознать право на существование иной точки зрения;

    Быть твердым, говоря о проблеме, и мягким с людьми.

    Что же делать родителям, что сохранить любовь и уважение своих подрастающих детей:

    Не следует видеть в самостоятельности ребенка угрозу его лишиться.

    Помните, что ребенку нужна не столько самостоятельность,
    сколько право на нее.

    Чтобы ребенок выполнил то, что вам нужно, постарайтесь сделать так, чтобы он сам этого захотел.

     Не злоупотребляйте опекой и контролем, не перегружайте его.

    Не создавайте в семье «революционную ситуацию», а если создали,  то приложите все усилия, чтобы разрешить ее мирным путем.

    - Уважаемые родители! Конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!

    В заключении хотелось бы добавить, что известный семейный психолог Вирджиния Сатир рекомендует обнимать ребёнка несколько раз в день, утверждая, что четыре объятия каждому из нас (заметьте – взрослому тоже!) необходимы просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день!

    - Я предлагаю вам памятки, если вы будете следовать этим советами, то сможете избежать конфликтных ситуаций. (Раздать памятки)

    - Спасибо за работу. Желаю вам успехов.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Приложение к родительскому собранию "Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения"

    В данном материале размещены анкеты-заповеди  для родителей и детей- учащихся 10 класса....

    Родительское собрание на тему "Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения"

    Без конфликтов жить невозможно, нужно научиться конструктивно их решать. Подростковый период - самый конфликтный. Проблема отцов т детей встаёт особенно остро, поэтому первое родительское собрание в 1...

    Родительское собрание "Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения".

    Родительское собрание "Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения" + презентация...

    Родительское собрание в 6 классе по теме: "Наши взаимоотношения с детьми. Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения"

    Родительское собрание  в 6 классе по теме:"Наши взаимоотношения с детьми. Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения"...

    Разработка к родительскому собранию в 8 классе "Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения"

    Разработка к родительскому собранию в 8 классе  "Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения"...

    родительское собрание "Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения"

    Родительское собрание на тему "Конфликты с собственным ребёнком и пути их разрешения"...

    Родительское собрание по теме: "Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения"

    Данное родительское собрание связано в первую очередь с тем, что многие старшеклассники, стоящие перед самостоятельным выбором дальнейшего пути, подвержены сомнениям, раздираемы внутренними противореч...