Роль музея и библиотеки в нравственном воспитании учащихся
статья по теме

Стороженко Татьяна Николаеввна

Статья об интеграции литературного и музейного пространства. Из опыта внеклассной работы и творческого объединения ""Облик"

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                            Автор: Стороженко Татьяна Николаевна,

                                                                       учитель русского языка и литературы,

                                                                             руководитель историко – краеведческого

                                                           комплекса МОУ лицей «Экос»

                                              г. Новоалександровска

                                             Ставропольского края

Роль музея и библиотеки в нравственном воспитании учащихся

Музеи  и библиотеки   всегда являлись культурными  и образовательными  центрами провинциальных городов России. Но особенно последнее время, когда стремительно развивается наука и техника, когда информационные потоки настолько мощные, что традиционные учебные заведения не всегда способны справляться с потребностями образования, встала необходимость пересмотреть отношение школы и  к библиотеке, и  к музею. Да и работники этих уникальных в своём роде учреждений понимают, что сотрудничество с  системой образования необходимо, чтобы вместе воспитать будущего заинтересованного, с высоким уровнем культуры посетителя. Именно  поэтому осмотр экспозиций,  «консервативные лекции» стали лишь частью музейной педагогики, а привычное посещение библиотеки с целью выбора книги или необходимой работы в читальном зале уже не привлекает современного подростка, имеющего возможность выхода в мировое информационное  пространство. Все эти изменения, происходящие в наше время, не радуют учителей. Ученики всё реже стали посещать библиотеку, да и в музеи  краевых центров, а тем более в музеи известных городов России из небольшого городка вывезти детей не так просто.  Интернет – экскурсии тоже привлекут молодое поколение только тогда, когда придёт понимание ценности этой формы культурного наследия.

И всё - таки первый шаг в этом направлении должна сделать школа, так как по элементарному опросу учеников можно сделать вывод, что очень маленький процент семей считает вообще  необходимым посещение музеев и библиотек. На Всероссийском съезде учителей русского языка и литературы в июле 2012 года  вопросу интеграции музейного и школьного пространства было уделено особое внимание. Да, прежде всего, говорилось о  том, что музеи стали разрабатывать программы и предлагать школам и семьям специальные костюмированные экскурсии, конкурсы и другие формы взаимодействия, которые привлекут молодёжь к центрам настоящей культуры. Но, думаем, что и школьный музей и библиотека тоже могут являться тем местом, где возможно сформировать желание, а потом и необходимость прикоснуться к историческому и культурному прошлому, дать  установку на то, что современно и даже модно быть начитанным, разбираться в направлениях современной  литературы и искусства.

        На базе МОУ лицей «Экос» г.Новоалександровска в  2002 году был создан историко – краеведческий комплекс. Традиционно это были Зал боевой и трудовой славы и «Хата казака», позже появился зал истории нашего учебного заведения. Но за последние три года  появилось много экспозиций, которые и образовали новые залы лицейского музея: Литературный зал, Художественный зал, Пушкинский зал. Администрация и руководитель музея ставят перед собой не только  цель изучить историю малой Родины, родной школы, сохранить подаренные и  найденные учениками экспонаты, но и приобщить лицеистов к разным видам культуры, сформировать ту самую необходимость постоянно прикасаться к великому прошлому своих предков.

Сейчас можно посетить Зал боевой и трудовой славы, где помещены стенды, рассказывающие о людях, защищавших родную землю в годы Великой Отечественной войны, прославивших наш город в мирное время. Именно здесь хранятся документы, фотографии, подаренные родными всем известного в истории нашего города командира партизанского отряда «Мститель» Р. П. Пугача.  Его имя  носит переулок, являющийся адресным местонахождением лицея. Важно то, что именно лицеисты поддерживают связь с родными героя, изучают его биографию, рассказывают о нём своим сверстникам, периодически  готовят мероприятия, посвящённые дню улицы и микрорайона. В течение 10 лет лицеисты шефствуют над ветеранами Великой Отечественной войны. С ними у ребят сложились, действительно, отношения дедов и внуков, поэтому не только ксерокопии документов хранятся в музее, но и подлинные свидетельства нашей истории: воспоминания, фотографии, вещи. С ними ребята под руководством учителей работают, готовя исследовательские работы на Лицейский открытый творческий экзамен и мероприятия районного и краевого уровня. Так, исследовательская работа М. Кутеповой о героической жизни Р.П.Пугача была представлена и в районе, заняв одно из призовых мест, и в крае.  

Наш город в прошлом казачья станица, поэтому одним из залов стала импровизированная «Хата казака», где хранятся предметы быта, домашняя и хозяйственная утварь: прялки, чугунки, рогачи, коромысло, гребень и многое другое, что было принесено детьми и родителями из дома или собрано во время  музейных экспедиций. Многие предметы и вещи  являются именными, поэтому дороги как семейная реликвия и являются предметом гордости некоторых учеников. Творческие работы ребят А. Мальченко, Т. Коробка, А. Чипига, Р. Стороженко, А.Хмелевской, посвящённые изучению своего родословного древа и истории станицы,   заняли достойное место в экспозиции  музея, став дипломантами районных конкурсов.

Зал, посвящённый истории лицея, занимает особое место в музее. В течение   двадцати лет учителя и ученики собирают фотографии, документы о родном лицее, чтобы когда – нибудь вернуться в «родные пенаты».

Совсем недавно открыт Литературный зал, который ориентирован на большую работу по интеграции музейного и литературного пространства в лицее. С 2008 года ученики и учителя сотрудничают с известными в районе творческими людьми или их семьями. Это поэты В.И. Стародубцева, И.А.Михайлов, Л.И. Калугина, Н.А. Шатохина, Т.И. Дегтярёва, Е. В. Гурбанова, И.Н. Глушко и др. Проводятся литературные встречи, изучается творчество талантливых земляков в рамках Научного общества лицеистов, создаются стенды об их судьбе и творчестве, издаются поэтические сборники. Всё это направляет учеников не только к желанию знать об интересных людях, живущих в родном городе и районе, но и стремиться быть таковыми.

Скоро ребята познакомятся и с первыми экспозициями Художественного зала. Для этого собраны работы юных художников – лицеистов, которые посещают Художественную школу. Ведутся переговоры с местными художниками, народными умельцами, талантливыми и увлечёнными людьми нашего района о возможности проведения выставок их работ, организации встречи с ними.

Естественно, музей и библиотека лицея не могут не сотрудничать. Во всём есть точки соприкосновения. День героя 9 декабря, Всемирный день лицеев 119 октября, День рождения родного лицея 5 декабря, День освобождения станицы Новоалександровской от фашистовв 23 января, Всемирный день музеев, День славянской письменности  – это мероприятия, традиционно проводимые музеем и библиотекой совместно, ведь цель одна – воспитание нравственной, культурной личности, для которой слово патриотизм, отечестволюбие, как говорит В.И. Даль, не просто слова, а действенная память. Кроме того,  совместные проекты дают наиболее ощутимый результат, так как каждый находит в сценарии мероприятия своё место, где может раскрыться по – разному: поиск и подготовка материала, участие в написании сценария или в проведении мероприятия.  Ведь основной принцип любой формы культурно - образовательной деятельности - предоставление ребятам  возможности заниматься тем, что их интересует, создание условий для самореализации.

Особенно хочется сказать о газете нашего музея, которая называется «Экос». Она выходит один раз в четверть. Это проект компьютерной газеты в «Pablish». В ней публикуются заметки и фото о районных и школьных мероприятиях. Это тоже экспонат в зале, посвящённом истории нашего учебного заведения. Газета выходит уже четвёртый год.  Музейная бригада выпускает и настенную газету «Музейные страницы» вместе с лицейской библиотекой. В прошлом году представлено четыре номера, посвящённых нашим землякам – героям: командиру партизанского отряда «Мститель» Р.П. Пугачу, Герою Советского Союза лётчику М.В. Владимирову, полному кавалеру солдатского Георгиевского креста Я.Есину.  Также оформлена газета, посвящённая  космонавту Ю.А. Гагарину.

Таким образом, все ступени освоения информации в музейной педагогике представлены. Прежде всего, это  информирование, т.е. первичное получение сведений о музее, составе и содержании его коллекций или об отдельных музейных предметах в форме экскурсий,  лекций и консультаций. Вторая ступень освоения музейной информации -  обучение, то есть  приобретение умений и навыков в процессе музейной коммуникации представлено в форме исследовательской деятельности учащихся. Отличительные черты обучения в музее - неформальность и добровольность, которые переходят в развитие творческих начал - третью, высшую ступень постижения музейной информации.

Развитие творчества предполагает использование потенциала музея, сосредоточенного в памятниках материальной и духовной культуры, для выявления наклонностей и раскрытия творческих способностей личности. В музее имеются особые условия для стимулирования творческого процесса. Наиболее действенные из них - возможность «вхождения» в систему лучших образцов, традиций, примеров культуры прошлого. Это направление  реализовано в форме литературных встреч, научных конференций, издательского дела, выпуска школьной газеты.

         Действительно, музей предоставляет широкие возможности как для общения с музейной информацией, так и для содержательного, интересного и неформального межличностного общения, которое и формирует человека, идущего в будущее с опытом прошлого, с умением передать этот опыт другим.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль музеев в духовно-нравственном воспитании учащихся.

Музей – прекрасное место для неформального образования. В статье рассказывается о такой внеклассной форме работы с детьми, как музейная педагогика, которая позволяет реализовать поисковый подход ...

Роль и место школьного Музея Боевой славы и Музея истории школы в патриотическом воспитании учащихся.

laquo;Защита Родины -есть защита и своегодостоинства»Н.РерихЭти слова значатся на одном из стендов школьного музея Боевой славы, в создание которого вложен труд педагогов, учеников и выпускнико...

Роль школьного музея в духовно-нравственном воспитании учащихся

Выступление  на  педагогическом  совете  школы "Духовно-нравственное направление,  развитие  личности учащихся  в  условиях  ФГОС"...