Важный разговор
классный час (5 класс) на тему

Демченко Ирина Григорьевна

Классный час о доброте в форме круглого стола

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Важный разговор»

Нет музыки слаще, чем ангельские голоса ребятишек,
если не особенно вслушиваться в произносимые ими слова.
Логан Пирсолл Смит

Цель: выявить основные факторы, способствующие загрязнению русской речи; уяснить негативное воздействие сквернословия на человека; мотивировать необходимость борьбы за чистоту речи.

Оборудование: презентация к уроку; компьютер, карандаши и альбомные листы у детей.

Ход мероприятия:

Слайд 1-2

Учитель: Ребята, здравствуйте! Сегодня у нас очень важная, трудная и в тоже время интересная тема. У меня к вам  один вопрос: «Что такое сквернословие? Я сейчас пущу микрофон по кругу, а вы постарайтесь сформулировать, как вы это понимаете.

Ответы ребят.

Учитель: Итак, сквернословие – это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У детей  проблема нецензурной лексики становится особенно острой, ведь в глазах подрастающего поколения  сквернословие — это проявление независимости, способности не подчиниться запретам, то есть символ взрослости. Кроме того, оно является знаком языковой принадлежности к группе сверстников, отдающих дань  речевой моде. Иногда это подражание молодежным кумирам, например популярным телеведущим, актерам, певцам.

Ученик:Но мало кто из ребят догадывается, что сквернословие, как и хамство,  - оружие неуверенных в себе людей. Матерная брань - это не только набор непристойностей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека.  Слово - не просто набор звуков выражающих мысль. Оно способно очень много рассказать о нашем духовном состоянии. Сократ говорил: «Каков человек, такова его и речь».

Ученик: "Есть тропическое растение, скопелия, цветы его - само совершенство формы и цвета. Но невероятно! От палево-оранжевых светящихся лепестков исходит запах гниющего, разлагающегося мяса. Когда я сталкиваюсь с матерной бранью, я всегда вспоминаю оранжерею, нежные восковые лепестки и страшное зловоние над ними. Не случайно апостол назвал эти слова «гнилыми». Святые отцы говорят, что блудные грехи смердят. Так и сквернословие, как блудный грех, смердит».

Священник Сергий Николаев

- И этот смрад, запах гнили, вонь витает в воздухе, которым мы дышим. Мы выпускаем его из себя, когда сквернословим, и отравляем им всё: окружающие растения, животных, людей. Вы заметили, как много стало больных людей, особенно молодёжи?

- Знаете ли вы, какое оружие самое мощное на Земле?        Это – слово! 

Слайд 3:  - Вы согласны или нет? Почему слово можно назвать самым мощным оружием?

- Сегодня мы поговорим о том, что может сделать слово. Это тема нашего круглого стола.

Слайды 4:

Ученик: Верно, говорят, что « слово лечит » и « слово ранит ». Одним словом можно человека поддержать, расположить к себе и обидеть и оттолкнуть. Слово соединяет людей, но оно же способно и разъединять. Подобно взгляду, жесту и интонации, им надо пользоваться осторожно, умело, заранее предвидя, какое впечатление и воздействие оно может произвести на другого человека. Это только кажется, что грубое слово нечаянно сорвалось » с губ. На самом деле тот, кто грубит, как правило знает, что тем самым ранит человека. И как велика сила слова, несущего одобрение, вселяющего веру, выражающего симпатию, нежность, любовь!

Слайд 5:
Учитель: Вот стихотворение Вадима Шефнера «Слова»:

Ученик: Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

Ученик: Значимость слова - это традиция русской поэзии. Она вытекает из православной традиции, из Библии. Вы знаете, что рассказ о сотворении мира в Евангелии от Иоанна начинается с этой загадочной фразы: «Вначале было слово. И слово было у бога. И слово было бог». О том, как понимать эту фразу, написаны десятки тысяч исследований.

Молитвой, словом исцеляли многие болезни. И в наше время к людям, пережившим трагедию, обращаются словом.  Добрые, спокойные, утешительные слова могут поднять настроение, вернуть человеку уверенность в себе, укрепить его дух. Какие это слова? Психологи утверждают, что самой большой целебной силой обладают слова: добро, надежда, вера, любовь, счастье, красота. Давайте проверим это утверждение.

Слайд 6:

Учитель: Я предлагаю вам игру «Дерево добрых слов». Вы видите засохшее дерево. Давайте его оживим. Начиная с меня, каждый по цепочке должен передать соседу какое-нибудь доброе слово, не забыв при этом назвать соседа по имени. Ведь имя человека- это тоже очень хорошее и доброе слово. ( Дети выполняют задание)

- Мне кажется, у нас в классе стало как будто немного теплее. А если бы такие слова звучали каждый день!

Слайд 7:

Учитель: Но, к сожалению, чаще мы слышим совсем другие слова. Если бы мы не говорили лишних слов, наша жизнь уж точно стала бы длиннее и красивее. Мы смогли бы нарисовать картину, построить дом, а вместо этого тратим время на лишние слова. Подумайте об этом.

Сценка 1.

Встречаются два друга.

- Как дела?

- Всё пучком! А у тебя?

- Клёво! Завтра днюха – иду самовар доить. Чексуй со мной.

- Не, у меня шнурки в стакане.

- Харе пылесосить тайгу, прищурь мозги.

- Ладно, я пощемился плющить.

Сценка 2.

Вова

Светка-монетка. В натуре, мировая вешалка. Хай, бэби!

Света

(удивленно). Здравствуй, Вова.

Вова.

В киношку завалимся? Там в буфете и похавать можно.

Света

(пятится). Я тебя не понимаю, Вова, ты болен?

Вова.

Не, просто бубен у тебя симпотный.

Света

(непонимающе) Кто – потный?

Вова.

Нет, вообще ты классная.

Света.

А из класса я давно уже ушла.

Вова.

Ну, так как, в киношку слиняем?

Саша.

Света, ты не бойся. Я тебе переведу. Я, кажется, уже научился понимать этот иностранный язык. Вова говорит “не откажи в любезности, прекрасная девушка, пойдем со мной в кино”!

Света.

Я пойду в кино, но только не с тобой, Вова, а с тобой, Саша. (Берет Сашу подручку)

Вова завистливо смотрит, как Саша прогуливается со Светой.

Вова

 Я понял. Мой язык не всем нравится. Он в самом деле странный какой-то..

Саша

Больше не будешь так разговаривать?

Вова

Больше не буду.

 - Вы поняли, о чём разговаривали ребята? А ведь эти слова употребляют в речи многие дети. На первый взгляд это кажется смешным, но здесь кроется глобальная проблема. Что мы видим? Слова извратились, потеряли всякий смысл. И этот вирус поражает прежде всего вас, детей. А ведь вы -  наше будущее. В итоге люди перестают понимать друг друга.

- Призываю вас не поддаваться этому вирусу! А как бороться с ним?

Ученица:
Ах, как нам добрые слова нужны.
Не раз мы в этом убеждались сами.
А может не слова - дела важны?
Дела - делами, а слова - словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.

Слайды 8 - 9:

Учитель: Ребята, а вы знаете пословицы и поговорки о влиянии слов на человека? (Школьники называют пословицы и поговорки).

Внимание на экран! Перед вами на экране будет появляться часть пословицы, ваша задача - продолжить её!

1.0т учтивых слов язык не отсохнет.
2.Доброму слову и кошка рада.
3.Ласковые слова слаще мёда.
4.Как аукнется, так и откликнется.
5.Каков голосок, таков и отголосок.
6.От пустого слова травинка не зеленеет.
7.Рана от сабли заживает, рана от слова - нет.  
8. Кстати промолчишь, что большое слово молвишь.
9.Доброе слово опускает саблю, доброе слово режет сталь.
10. Слово пуще стрелы разит.
11.Пустые речи и слушать неча.
Учитель: Добрые слова - это цветы человеческой души. И не скупитесь раздавать эти прекрасные цветы окружающим.
Слайд 10:

Игра «Сделай свой выбор»

Задача детей отобрать хорошие слова для сундучка, а обидные сжечь на костре. Дети рассуждают, какие слова отправить в костёр, а какие -  в сундук.

Слайд 11:

Мужество

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мёртвыми лечь,

Не горько остаться без крова,-

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесём,

И внукам дадим, и от плена спасём

Навеки!

Ученик: Эти строки родились в годы Великой Отечественной войны, когда нашей армии ценой колоссальных потерь удалось отбросить фашистов от Москвы. Тогда миллионы русских поняли, что они отстоят свою землю любой ценой. Солдаты воевали за Родину, за свой дом, за берёзку под окном, мало кто думал о том, как сохранить русскую речь. Но для Ахматовой сохранить великое русское слово означало сохранить родной язык, а значит сохранить великий русский народ. В этих словах- и завещание потомкам: хранить родное слово чистым, свободным, не давать его на поругание. Только так можно сохранить свой народ, свою историю и культуру. С тех пор прошло много лет. Можем ли мы сказать, что сохранили русское слово свободным, чистым, что не стыдно его передать следующим поколениям? ( Ответы детей)

Слайд 12:

Ученик: Мат, нецензурная брань, грязные, оскорбительные слова- раньше их употребляли только в низших слоях общества, сейчас всё это мы слышим на улицах, во дворах, на детских площадках, в кинотеатрах, в телепередачах, из уст политических деятелей и артистов. Невольно вспоминаешь восточную пословицу: «Нет ничего заразнее слова».

Дискуссия «Нужен ли нам мат?»

Учитель: Вы ознакомились с фактами, которые касаются сквернословия. Предлагаю обсудить эти факты.

Как можно объяснить повальное распространение мата в наше время?(низкий культурный уровень, желание подражать кумирам, боязнь прослыть белой вороной и т. п.)

Согласны ли вы, что нецензурная брань, сквернословие могут быть заразными, вызывать зависимость?

Есть ли у вас зависимость от сквернословия? Собираетесь ли вы с ней бороться?

Слайд 13:

Вывод: Кто стремится к жизни,

Кто желает долгих лет благополучия, —

Береги язык свой от злословия,

А уста от обманных речей.

Слайд 14:

Учитель: Как избавиться от злословия и матерных слов? Посмотрите на героев комиксов.

Творческие задания. Ребята делятся на 4 команды.

Учитель: Каждая команда нарисует плакат или комикс о вреде сквернословия.

Слайд 15:

Ученики читает памятку о том, как избавиться от сквернословия.

Слайд 16: Вывод по содержанию беседы.

- О чём мы сегодня говорили?

- Что нового узнали?

- К каким выводам мы пришли?

Вывешиваются плакаты ребят.

Слайд 17:

Учитель: Подведём итог нашей с вами встречи стихотворением Татьяны Светлицкой «Говорите слова».

Ученик:

Говорите слова, говорите,

Говорите красивые слова,

Говорите добрые слова,
И чтобы не кружилась голова,
А было так тепло и радостно
И в будний день, и в праздники
Слово ранит, и слово лечит
Давайте мир увековечим
От добрых слов, красивых слов
Лица озаряются и, если есть,
Морщинки расправляются
И каждая бабушка опять молодица
Ей чудо - слова помогли возродиться
Добрые слова говорить, комплименты -
Давайте в норму возведем
Зачем нам редкие моменты?
Без красивых слов любви не бывает
Любовь - основа основ!
Пусть будет явью, а не сном.
Говорите слова, говорите...    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Важный разговор (стихи, инсценировки)

Важный разговор (стихи, инсценировки к классному часу)...

"Важный разговор" (презентация)

Презентация к внеклассному мероприятию "Важный разговор"...

Программа внеурочной деятельности "Классный час "Разговор о важном" для 5-7 классов на 2022-2023 учебный год с КТП

laquo;Разговор o важном» – цикл еженедельных внеурочных занятий, построенных с учетом необходимости соблюдения единства образовательного контекста, в котором оказывается школьник вне зави...

"Разговоры о важном- это действительно важно"

Обобщение и распространение опыта работы классного руководителя.В образовательных учреждениях начат масштабный проект "Разговоры о важном"...