Мы то, как и что мы говорим.
классный час (10 класс) по теме

Волкова Елена Александровна

Мы все в ужасе от того, как некоторые наши дети разговаривают. Их лексику иной раз нельзя назвать даже сниженной. Эту лекцию я прочитала в рамках классного часа студентам первого курса. Надежда, что эта лекция что-то изменит, была довольно призрачной, однако в скором времени я увидела положительные результаты.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon my_to_kak_i_chto_my_govorim.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Мы то, как и что мы говорим. Лекция.

О языке мы можем говорить, как о явлении сакральном. Вспомним Евангелие от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, Слово было Бог». В 1821 году В.К.Кюхельбекер писал: «Рассматривая народ как существо духовного порядка, мы можем назвать язык, на котором он говорит, его душой…». И если русский язык – это душа русского народа, то что же происходит с нашей душой сейчас, в нашей стране? Сегодня нравственное состояние нашего общества с беспощадной точностью отражается в разговорном языке.

Если мы откроем «Толковый словарь», зафиксировавший  изменения конца ХХ века, то увидим, чем же обогатился наш язык за последние десятилетия. А обогатился ли он? Новых слов много, но какие среди них появились слова? Бабки (В значении деньги), байк, баксы, башлять, бой-френд, виповский, гей-клуб, имиджмейкер, лейбл, мерчендайзер, нарко-доллары, пиарить, плюрализм, пофигист, прикид, рэппер, секс-идол, секс-шоп, секьюрити, татуаж, тинэйджер, транссексуал, тусовка, хавальник, шейпинг и так далее в том же духе. Как вы уже заметили, это и жаргонизмы, и иноязычные слова, отражающие несвойственные русской традиции реалии, но ими считают приличным пользоваться и некоторые писатели, и политики, и телеведущие, и даже ученые.  Вы не могли не обратить внимания на рекламные щиты, расставленные по всей Москве и на трассах, ведущих в наш старинный город. И чего только на них не понаписано! что только нам не предлагают! Например, купить экофлет в Подмосковье или таун-хаус. Что это? А всего лишь экологически чистое жильё или городские особняки. Это бездумное калькирование с английского языка. А названия магазинов и различного сорта заведений общественного питания?! «Ашан», «Икеа», «Гроссмарт», «Рамстор», «Пицца-Хат»,  кофе-Хаусы. Прав был А.С.Пушкин: «чем непонятней, тем ученей».  В этом стремлении как-то выделиться порой доходят до абсурда, вот и появляются какие-то лингвистические уродцы вроде «Мира обоев», «Мира плитки», кебаб-хаусов и даже блин-хаусов.

Лингвисты называют процессы, которые происходят сейчас в русском языке «третьей варваризацией» (первая была в Петровскую эпоху, вторая – после революции 1917 года). Происходит не только стремительная жаргонизация разговорной речи, но и русской литературной речи. Лингвисты отмечают, что если в 60-е – 80-е годы ХХ века жаргон формировался в основном за счет иноязычных заимствований , в силу идеализации западного образа жизни, то сейчас, в начале ХХ1 века, школьники и студенты, политики и общественные деятели, бизнесмены и поп-звезды, шоумены и модные писатели стали изъясняться, используя «блатной» лексикон. Современный жаргон, основанный на воровском арго, заливая грязными потоками языковое пространство России, несет с собой бездуховность и индивидуализм. Лингвист О.Е.Морозова пишет: « Современный жаргон отражает идеологию разъединения и отстранения людей друг от друга (отвали, отвянь) и безразличия по отношению к другому человеку (мне параллельно, фиолетово)» Около 60% современных жаргонизмов образуют тематическую группу «секс», а 30% - «наркотики и способы их употребления». Таковы ценностные ориентиры, навязываемые современному обществу. А то, что такие ценности нам навязывают неспроста, я совершенно уверена.

В книге «Славянорусский корнеслов» А.С.Шишкова, жившего в Х1Х веке, есть место, поражающее своей злободневностью: «Прочитайте – советует автор – переведенную с французского книгу «Тайная история нового французского двора»: там описывается, как министры их, обедая у принца своего Людвига, рассуждали о способах искоренить Англию. Всеобщее употребление французского языка, говорил один из них, Порталис, служит первым основанием всех связей, которые Франция имеет в Европе. Сделайте, чтобы в Англии также говорили по-французски, как в других краях. Старайтесь истребить в государстве язык народный, а потом уже и сам народ. Пусть молодые англичане тотчас посланы будут во Францию и обучены одному французскому языку; чтоб они не говорили иначе как по-французски дома и в обществе, в семействе и в гостях; чтобы все указы, донесения, решения и договоры писаны были на французском языке – и тогда Англия будет нашей рабою». Думаю, что комментарии здесь излишни.

Священник Александр Ильяшенко в предисловии к книге «Как защитить вашего ребенка» приводит данные из книги бывшего сотрудника спецслужб Джона Колемана «Комитет 300». В ней рассказывается о том, что Тавистокский институт человеческих отношений, входивший в состав Суссекского университета и Калифорнийский научно-исследовательский Стэндфордский институт «создали специальные слова» предназначенные, в частности, «для массового управления  новой целевой группой, то есть американской молодежью», « сознание которой планировалось изменить против ее воли» в соответствии с программой «Изменение образа человека». «Необходимо отметить намеренно вызывающий разделение язык… Тинэйджерам и в голову не могло  прийти, что все «нетрадиционные» ценности, к которым они стремятся, были тщательно разработаны пожилыми учеными в центрах Англии и Стэнфорда. Они были поражены, обнаружив, что большая часть их клеевых привычек и выражений была специально создана группой пожилых социологов».

Вот и получается, что  «особая молодежная культура» - это не стихийный процесс, а планомерное изменение образа человека для каких-то явно неблагородных целей. Неужели мы окажемся столь неразборчивыми, что проглотим эту ядовитую наживку? Ведь каков язык, таков и народ.

Исследования, проведенные Российской Академией наук, позволяют говорить о том, что ДНК способна воспринимать человеческую речь и читаемый текст по электромагнитным каналам, причем одни тексты оздоравливают гены, а другие, содержащие проклятия или ненормативную лексику, вызывают мутации, ведущие к вырождению человека. Получается, что любое произнесенное слово есть не что иное, как волновая генетическая программа, влияющая не только на нашу жизнь, но и на жизнь наших потомков. Совершенно не случайно, что в церковнославянском языке слова язык и народ синонимичны. Это значит, что сквернословие катастрофично влияет на человека. Заглянем в «толковый словарь живого великорусского языка» В.Даля: «Скверна – мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно;… непотребство, разврат, нравственное растление; все богопротивное». Вот и получается, что граница языка отдельно взятого человека есть в то же время и некая граница его духовного мира. Объем лексики у А.С.Пушкина составляет 313 тысяч слов, у М.Ю.Лермонтова 326 тысяч. А сегодня? Понаблюдайте за знакомыми вам людьми, за собой, и вы обнаружите, что происходит стремительная лексическая деградация нашего общества, а значит и духовная, и интеллектуальная. Неужели мы уподобимся известной героине И.Ильфа и Е Петрова Эллочке-людоедке, обходящейся тридцатью словами? Кроме того  немаловажное наблюдение, что матерщинники в массе своей нередко тупы и примитивны, имеет вполне научное объяснение.  

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация - Одежда говорит о человекеПервое что мы оцениваем в человеке это внешность, первое что мы оцениваем во внешности это одежда. Народная мудрость говорит: Встречают по одёжке, провожают по уму. Иными словами, оценка по одежде не всегда може

Видеоряд к уроку изобразительного искусства в 5 классе.  Первое  что мы оцениваем в человеке это внешность,  первое  что мы оцениваем во внешности  это одежда. Наро...

Ток – шоу – «Пусть говорят» на тему: «Учусь говорить «Нет!» (для учащихся 2 - 6 классов).

Статья посвящена профилактике вредных привычек. Не секрет, что использование токсикоманических веществ в последние годы довольно широко распространилось в молодежной среде. И поэтому, согласно послови...

Занятие по профилактике наркомании среди учащихся «Говоря наркотикам НЕТ, ты говоришь здоровью ДА» Занятие по профилактике наркомании среди учащихся «Говоря наркотикам НЕТ, ты говоришь здоровью ДА»

Занятие по профилактике наркомании среди учащихся«Говоря наркотикам НЕТ, ты говоришь здоровью ДА»Проблема: все ли я знаю о наркотиках?Цель: формировать у учащихся навыки ЗОЖ.Задачи: - позна...

Положение о проведении тематической акции "Говоря "НЕТ" вредным привычкам, ты говоришь "ДА" здоровью!"

Тематическая акция "Говоря "НЕТ" вредным привычкам, ты говорришь "ДА" здоровью направлена на популяризацию здорового образа жизни обучающихся. Настоящее положение определяет порядок проведения и крите...

Говорят: доверчивы, как дети. Говорят: нет горя у детей (дети и война)

Вероятно, многие люди вспоминают свое детство как счастливую пору познания мира и самого себя, общения с добрыми и заботливыми родителями, перед ними возникают картины семейных и школьных праздников, ...

статья "Этнолингвистические особенности «ставропольского говора» как разновидности южнорусского говора: история и современность"

Статья познакомит с особенностями ставропольского диалекта и станет необходимым подспорьем учителю в проведении уроков русского языка с регионпльным компонентом....

Сценарий торжественной линейки, посвящённой празднику последнего звонка. «Говорим мы – до свиданья , говорим – спасибо всем»

Сценарий торжественной линейки, посвящённой празднику последнего звонка.               «Говорим мы – до свиданья , говорим – спаси...