Социальное проектирование в школе.
статья по теме

Загитова Гульфия Анатольевна

Повышение эффективности деятельности классного руководителя через внедрение современных педагогических технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социальное проектирование, как способ повышения качества  воспитательной работы.

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.

Так, в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование», нацеленного на системные изменения по основным направлениям развития системы образования, подчеркивается значение воспитательной функции школы и учителя. В частности, речь идет об обновлении деятельности классных руководителей в общеобразовательных учреждениях.

  Основными задачами воспитания являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

В общеобразовательном учреждении воспитательные функции выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит  классному руководителю.

Цель деятельности классного руководителя – создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих функции классному руководителю надо хорошо знать психолого- педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированными о новейших

тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания.

Эффективность осуществления функций классного руководителя оценивается на основании двух групп критериев: результативности и деятельности.

Критерии результативности отражают тот уровень, которого достигают обучающиеся в своем социальном развитии.

Критерии деятельности позволяет оценить функции классного руководителя по организации воспитательной работы с обучающимися; взаимодействии с педагогами, работающими в данном классе и другими участниками учебного процесса.

Часто происходит оценивание деятельности. А необходимо переходить к оценке результатов.

 Этим и может стать  социальное проектирование.

Социальный проект- это документ, в котором представлена модель предлагаемых изменений в ближайшем окружении в виде словесного описания предлагаемых действий по осуществлению указанных изменений.

Социальное проектирование - есть способ выражения идеи по улучшению состояния окружающей среды языком конкретных целей и задач, мер и действий по их достижению, а также описание необходимых ресурсов для практической реализации замысла в конкретные сроки.

Для достижения образовательного результата , а также получения воспитательного результата деятельность учащихся должна быть для них актуальной.

Важным фактом является то, что организация работы с классным коллективом через проектирование позволяет решать актуальные организационно- воспитательные задачи. Оно позволяет создать естественную среду для самоорганизации классного коллектива, что во-первых , позволяет решать проблемы силами учеников, во- вторых организует класс именно как классный коллектив и будет

способствовать дальнейшему развитию классного коллектива как сообщества взаимодействующих субъектов.

Организации деятельности учащихся  по решению проблем  позволит классному руководителю, во-первых, решать традиционные задачи, связанные с воспитанием (формирование активной жизненной позиции и социальной ответственности, толерантности к другим позициям, умение договариваться с другими людьми, причем учащиеся воспитываются не словом или чужим примером, а реальным делом), во-вторых, достичь образовательного результата (учащиеся получат опыт разработки и реализации проекта на актуальном для них материале, таким образом осваивая виды деятельности, входящие в цикл проекта), в-третьих, получить организационно-воспитательный результат, т.е. сформировать естественную среду для самоорганизации и развития классного коллектива.

Организация деятельности учащихся направлена на достижение следующих результатов.

Учащиеся

получат опыт:

анализа ситуаций и целеполагания

участия в дискуссии;

публичного выступления;

группового взаимодействия;

рефлексии по поводу собственной деятельности;

научатся:

определять и разрабатывать способ достижения цели;

планировать деятельность;

определять недостаток информации;

получать  и обрабатывать информацию

Работа над социальным проектом занимает одно учебное полугодие и состоит из пяти обязательных этапов (подготовительный, поисковый, аналитический, практический, контрольный), а также может включать презентационный этап.

Подробнее о каждом этапе.

Подготовительный этап

Содержание этого этапа – определение тематических рамок, в которых будет происходить работа учащихся. Под тематической рамкой в данном случае понимается определенная область информации, деятельности, ограниченная представлениями тех людей, которые намерены осуществлять деятельность

Организация работы над определением тематической рамки – ответственный момент, т.к. именно от этого этапа зависит, получится у классного руководителя организовать жизнь класса на ближайшие полгода через социальное проектирование или нет: если тематическая рамка неактуальна или непонятна ученикам, то дальнейшая работа классного коллектива будет либо значительно затруднена, либо вовсе прекратится.

Поисковый этап

Деятельность в рамках любого проекта направлена на разрешение той или иной проблемы. Под проблемой мы понимаем противоречие между идеальной и реальной ситуацией.

В первую очередь необходимо в самых общих чертах обрисовать ту ситуацию, в которой что-то не устраивает. Затем – ответить на вопрос «а как должно быть?», описав (а затем и обосновав) таким образом желаемую ситуацию (ситуацию должного)

На основании принятого на подготовительном этапе решения о тематической рамке учитель фронтально с классом описывает реальную и желаемую ситуации.

На данном этапе целесообразно предварительно разбить ситуацию на признаки.

Для того чтобы ученики осознавали проблему как противоречие между желаемой и реальной ситуацией, проблему следует формулировать в виде адаптированного для понимания учеников противоречия («должно быть вот так, НО на самом деле так»)

После окончания работы над ситуациями учитель фронтально организует работу по выявлению противоречий и постановке проблемы.

Для обоснования  ситуации классный руководитель организует поиск информации. При переходе к этой деятельности необходимо провести беседу, направленную на формирование представлений учащихся об источниках информации, работа с которыми необходима для обоснования желаемой ситуации, а также о том, как и где можно искать информацию.

Чтобы поиск информации был продуктивным, учитель фронтально обсуждает с учащимися, какую именно информацию им необходимо искать, каким способом ее можно получить (анализ письменных источников, анкетирование, экспертная консультация).

После окончания работы над ситуациями учитель фронтально организует работу по выявлению противоречий и постановке проблемы

Часто ученики склонны пропускать этап, связанный с анализом ситуаций и постановкой проблемы, стремясь сосредоточиться на намерениях и побыстрее перейти к действиям. Если ученики демонстрируют учителю неготовность заниматься анализом ситуаций, учителю следует объяснить ученикам, что прежде чем начать что-либо делать, необходимо понять, а что же сейчас не так, таким образом вернув их к описанию и анализу ситуаций

Аналитический этап

Содержание аналитического этапа – постановка цели, определение и обсуждение способов достижения цели, разбиение деятельности на задачи, определение необходимых ресурсов и составление графика деятельности.

Цель отвечает на вопрос: «Что необходимо сделать, чтобы проблема была устранена?»

Учащиеся определяют способ достижения цели (отвечают на вопрос КАК, КАКИМ ОБРАЗОМ сделать так, чтобы цель была

достигнута), а также разбивают цель на задачи и предпринимают попытку определить необходимые ресурсы.

Когда учащимся ясна цель проекта и определен способ достижения цели, следует определить задачи, которые указывают на промежуточные результаты и отвечают на вопрос, ЧТО должно появиться (быть сделано), чтобы цель проекта была достигнута (чтобы результат был получен).

Затем каждая задача дробится на шаги (отдельные действия, которые ученики выполняют полностью за ограниченный промежуток времени).

Для реализации любой идеи необходимы ресурсы, причем, как правило, ресурсы, которые отсутствуют в свободном доступе. Это могут быть материальные, административные или людские ресурсы.

В случае если ученикам необходимы материальные ресурсы, они должны выступить перед родительским комитетом с просьбой их предоставить, обосновав каждый ресурс,

В случае если учащимся необходим административный ресурс, классному руководителю следует организовать учащимся встречу с представителями администрации, которая также должна предоставить ресурс при наличии возможности и при наличии обоснования.

Практический этап

Содержание деятельности на этом этапе – выполнение учащимися запланированных операций.

Успешность выполнения запланированных операций (что и является содержанием этапа) зависит от качества проведения предыдущих двух этапов.

При работе над проектом учащиеся осваивают и различные конкретные технологии, необходимые для выполнения запланированных шагов, приобретают умения, не являющиеся обязательным содержанием образования. Большую часть работы по реализации проектного замысла ученики выполняют в самостоятельном режиме. Это естественно, поскольку они решают свою проблему, значит, у учителя нет необходимости в дополнительной мотивации и контроле.

В том случае, если применяемые учениками технологии сопряжены с прямой угрозой жизни и здоровью, присутствие классного руководителя при выполнении запланированных работ обязательно. В остальных случаях – нет.

Контрольный этап

Содержание этапа – обсуждение с учащимися результатов проделанной работы.

Ученикам необходимо подготовиться к отчету о расходовании ресурсов перед теми, кто эти ресурсы предоставил.

При подготовке учащихся к отчету классному руководителю следует предварительно обсудить с учащимися полученные результаты.

Презентационный этап

Представление результатов работы ученики осуществляют во время контрольного этапа. Однако они могут решить, что продукты, полученные в ходе работы над проектом, могут оказаться интересными другим людям (например, сценарий – для учеников параллельных классов или стенд – для представителей какой-либо организации), и изъявить желание представить такие продукты общественности.

Обязательным условием является то, что продукты, представленные на презентации, не оцениваются в баллах, им не присваиваются призовые места, т.к. продукты, созданные в рамках разных проектов, предназначенные для разрешения разных проблем, принципиально не могут сравниваться друг с другом.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальное проектирование в школе как фактор социализации учащихся.

Основные задачи социализации в школе: формировать свою Я - концепцию и мировоззрение; устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых, формировать активную гражданской позиции....

Программа круглогодичной интенсивной школы "Новые параллели". Ассоциация социального проектирования

Данная программа направлена на развитие исследовательских умений школьников на основе краеведческого материала. Программа универсальна по своей структуре и подходит для применения в любом регионе Росс...

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА «Социальное проектирование в современной школе»

Проект озеленения школьного участка - «Школьный двор моей мечты!»...

"Экологическое, духовно-нравственное и социальное проектирование как форма воспитания детей в школе"

Использование приемов и методов направленных на экологическое воспитание на уроках географии детей с ОВЗ...

Социальное проектирование в школе

Презентация, раскрывающая особенности организации социального проектирования в образовательных учреждениях...

Инновационный проект «Организация работы по краеведению и социальному проектированию в сельской школе»

В современных условиях реформирования российской системы образования все более важной представляется задача воспитания гражданственности у подрастающего поколения,приобщение его к духовным ценностям и...

Социальное проектирование в школе

Сознательная жизнь каждого человека начинается в школе. Именно здесь проходит детство, взросление и становление личности каждого. Школа важна тем, что она является мощнейшим инструментом социализа...