"Экологическое, духовно-нравственное и социальное проектирование как форма воспитания детей в школе"
учебно-методический материал по географии (7 класс) на тему

Использование приемов и методов направленных на экологическое воспитание на уроках географии детей с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx857.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа №8

города Аткарска Саратовской области

Доклад

сердце природы

                   

Использование приемов и методов, направленных на экологическое воспитание детей с ОВЗ на уроках географии.

                 

                    Выполнила: учитель - дефектолог

                                                   1  категории

                                                   Яценко С.М.

Человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной послужило потребительское отношение людей к окружающему миру. Охранять природу необходимо не потому, что она "наше богатство", а потому, что она самоценна, человек не может существовать без природного окружения, а вот природа без человека - может. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя.C:\Users\User\Desktop\сердце природы.jpg

Экологическое образование и воспитание учащихся - это веление времени, продиктованное самой жизнью: чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром.

Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.

Дети с ОВЗ познают мир с открытой душой и сердцем. И то, как они будут относиться к этому миру, научатся ли быть хозяевами, любящими и понимающими природу, воспринимающими себя, как часть единой экологической системы, во многом зависит от педагогов, участвующих в их обучении и воспитании. Именно поэтому я выбрала методическую тему «Пусть бьется зеленое сердце природы».

Эта тема была, есть и будет актуальна всегда.

Преподавая уроки географии, мною преследуется основная цель: формирование и коррекция у детей ответственного отношения к себе и окружающему миру. Выполнить такие задачи как: сформировать системные знания об окружающем мире в соответствии с возрастом и способностями обучающихся, воспитанников; научить применять на практике полученные знания; воспитать гражданина знающего и любящего свою Родину; воспитание экологической культуры через разные деятельности ребенка;

Чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию, тем раньше мы увидим ее результативность. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды учебной и внеклассной деятельности детей. В своей работе для воспитания экологической культуры я использую все современные направления развития. В данном случае речь идет о педагогических технологиях, экскурсиях, экологических сказках, практической деятельности и разнообразных видах деятельности таких как: чтение, наблюдение, музыкальная деятельность, трудовая и игровая деятельность, физическая и изобразительная деятельность.

При изучении нового материала отдаю предпочтение применению проблемного обучения, развивающего обучения, технологии развития критического мышления посредством чтения и письма

При проверке знаний обучающихся и других этапах урока для повышения интереса к учению использую следующие игровые приёмы, которые направлены:

- на развитие самостоятельной когнитивной деятельности учащихся (зачет и семинар с игровыми элементами, реферат);

- на развитие памяти (проверочные карточки, кроссворд, тест,
викторина, приём «вспомни силуэт», географический конструктор или географическая почта, приём «Что это?», географический диктант);

- на развитие логического мышления (приём «Да-нет», логические задачи, географическую почту, приём «Согласен – не согласен», географические шарады, задания на поиск общего, аналогов, географический детектив);

- на развитие аналитических способностей (кроссворд, тест, ребус);

- на проверку знаний фактического материала (зачет, олимпиада, тест, викторина, проверочные карточки);

- на проверку умений оперировать фактическим материалом (викторина, тест,
кроссворд, реферат).

Практически все задания имеют творческий характер и варьируемый уровень сложности. Их можно использовать на разных этапах урока: в начале урока, в ходе изложения нового материала, для закрепления. Все задания пробуждают интерес к учебному труду и развивают интеллект учащихся.

Существенной составляющей педагогических технологий являются методы обучения - способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся. В современной дидактике существует огромное количество самых разнообразных методов обучения. В связи с этим возникла необходимость их классификации.

 Метод обучения   - процесс взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения. Хотелось бы коротко остановиться на каждом.

Классификация методов:

По источникам знаний выделяют 3 группы методов обучения:

1) словесные;

2) наглядные;

3) практические.

 (более подробно предлагаю познакомиться с каждым методом)

1. Словесные методы обучения географии

Речь - важнейшее средство общения между людьми. Без нее немыслим и процесс обучения. Это изложение учебного материала в монологической речи учителя (рассказ, объяснение, школьная лекция, разъяснение способов деятельности, приемов работы с каким-либо источником географической информации) Нередко в обучении используется диалогическая форма: беседа с классом, а также работа школьников с вопросами и заданиями учебника.

2. Наглядные методы обучения:

Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: методы иллюстраций и демонстраций. 

Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, карт, зарисовок на доске, картин, портретов ученых и пр.

Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, макетов т.д. К демонстрационным методам относят также показ кинофильмов. На своих уроках географии я использую документальные фильмы «Природа Северной Америки» «Животные России», «Живая природа России», «Неживая природа России», «Животные, занесенные в Красную книгу» и т.п.

C:\Users\User\Desktop\IMG_20170411_093821.jpg

3. Практические (метод самостоятельной работы).

Самостоятельная работа учеников осуществляется при выполнении самых разнообразных видов учебной деятельности. Наиболее распространенным ее видом в школьных условиях является работа со школьным учебником, справочной и другой литературой. Для развития умения использовать метод самостоятельной работы с книгой очень важно систематически работать с учебником на уроках. При объяснении учебного материала учебник не следует закрывать, как это делают многие учителя, а, наоборот, нужно просить учеников внимательно читать вместе с учителем определения, задавать вопросы при затруднениях, мысленно выделять по совету учителя главные мысли параграфа, работать с рисунками, схемами, таблицами, публикуемыми в учебнике отдельные учебные тексты, например, можно вообще предложить ученикам прочитать в ходе урока самостоятельно. Особенно это касается несложных параграфов, в которых рассказывается о применениях тех или иных явлений, даются исторические справки и т. п.

К примеру: на уроках географии для лучшего усвоения и запоминания изученного материала детьми, я часто использую зарисовку на доске. За 10 минут до конца урока ученики зарисовывают в тетради рисунок. Будь то, какое-то растение, животное, предмет (пусть даже незначительный), о котором упоминалось, в изложенном параграфе. Для конкретизации выполнения задания, учитель зарисовывает рисунок на доске (например, растение, занесенное в Красную книгу – лотос). Дети переносят рисунок в тетради (в цвете). Такой способ однозначно дает положительные результаты для освоения материала. На следующем уроке, когда дети открывают тетради, при опросе домашнего задания с помощью рисунка, они воспроизводят изученный ранее материал: могут назвать растение, в какой местности растет, и даже географическое расположение этой местности. Т.е воспроизведение изученного материала как бы происходит от конца к началу, т.к изучая новый материал к примеру о какой либо стране, в начале параграфа сначала излагается географическое положение, население, растения, растущие в этой стране и промышленное применение.

             C:\Users\User\Desktop\IMG_20170412_112236.jpg

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=9b8d516ea3da9ee3934999ecb562f94c&n=33&h=215&w=342

        С целью определения экологической культуры и эффективности экологического воспитания школьников мною проведено анкетирование: «Мое отношение к природе»

В анкетировании приняли участие 7 воспитанников класса.  

Учащимся было предложено ответить на 5 вопросов:

Вопрос

«да»

«нет»

1

Вы любите бывать на природе?

5 чел

-

2

Что вы больше всего любите делать на природе?

Распространенный ответ: играть  с мячом, купаться, любоваться природой, слушать пение птиц.

-

3

Приходилось ли вам оказывать помощь животным и растениям?

4 человек

1 человек

4

Подкармливаете ли вы зимой птиц?

3 человека

2 человека

5

Признайся честно – сорили ли вы когда-нибудь на природе?

1 человек

4 человека

Результаты анкетирования свидетельствуют о том, что учащиеся знают, как нужно правильно себя вести в природе, владеют навыками поведения в природе и уровень их экологической культуры с каждым годом растет.

На одной из бесед на уроке географии с учащимися 7 класса на экологическую тему, было предложено продолжить фразу: «Экология нашего города…». Хотелось бы процитировать небольшие сочинения – размышления учеников (орфография изменена):

«В нашем городе не очень чисто, есть некоторые люди, которые бросают мусор куда хотят. Также есть красивые реки «Медведица и Аткара». На них ежегодно проводится конкурс рыболовов. У нас есть заповедник, где разводят косуль и оленей».

                                                                                                   Исказиев Бауржан    7 кл

«Нужно беречь природу. Не нужно мусорить в нашем городе. Она очень красива. Еще в нашем городе есть замечательная река «Аткара».

                                                                                             Щербакова Кристина     7 кл.

«Экология нашего города зависит от нас. Если мы будем загрязнять реки, улицы, поля, леса, родники, тогда мы не увидим красоты природы, не услышим журчание родника, пение птиц. Исчезнут полезные травы и люди начнут чаще болеть. Деревья нам помогают, они поглощают вредный углекислый газ, и выделяют кислород. Людям успокаивают нервную систему»

                                                                                                Андреева Виктория     7 кл.

«Некоторые люди вообще не следят за порядком в городе. Возьмут и кинут мусор куда попало. Заводы загрязняют воду и почву в городе. Погибают животные и растения. Экология нашего города зависит от нас. Если мы будем убираться в городе, тогда он станет чистым, вода будет прозрачной, почва плодородной. Так- то нужно беречь нашу Землю!»

                                                                                                   Мораш Владислав    6 кл.

«Экология нашего города зависит от нас. Природа – это наше всё, это наш дом. Мы должны защищать природу: не рвать цветы, не разорять муравейники и убежища других животных. Загрязняют природу не только люди, но и заводы. У нас в Аткарском районе есть река «Аткара» и она очень хорошая. Если мы будем разрушать и мусорить, тогда у нас не будет будущего. Поэтому мы и должны защищать природу!»

                                                                                                             Левина Лидия 7 кл.

«Если бы люди не убирались в нашем городе, то он бы был уже засорен. Спасибо людям, которые не мусорят. Они понимают, что если мы загрязним природу, тогда всем придется этим дышать. Если мы не будем помогать природе, то она погибнет. Если бы не природа, тогда бы у нас не было хорошего урожая.  Дорогие жители, так что нужно уважать и беречь природу как самих себя, потому что это самое ценное, что есть у нас!»

                                                                                                    Глебова Людмила  7 кл.

По результатам анкеты видно, что дети проявляют живой интерес к природе, к животным и растениям. Дети переживают за экологическое состояние природы, проявляют инициативу при проведении экологических рейдов; оказывать помочь животным и растениям; осознают ответственность человека за сохранение природной сферы.

 2017 год в России посвящен экологии и охране природных территорий. На протяжении учебного года в школе прошло немало значимых мероприятий, посвященных году экологии. Наш класс участвовал в акции «Сохрани дерево», набравши 49 кг макулатуры. Не менее значимое – мероприятие - проект проведено под названием «Экологическая кладовая писателей» - в котором класс занял первое место, за презентацию буквы «Н». Классные руководители вместе с детьми должны были красиво оформить и презентовать одну из букв в словосочетании «Сохраним планету».

                                         C:\Users\User\Desktop\IMG_20170410_153006.jpg

           В настоящее время экологическое образование и воспитание в школе становится все более приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Экологическое воспитание — проблема актуальная. Это связано с тяжелой экологической ситуацией на Земле.

Природа и человек взаимосвязаны друг с другом. Хорошо понимая важность экологических проблем, необходимо учить ребят правильному образу жизни, милосердию, ощущению себя частичкой природы.

Дети с ограниченными возможностями здоровья, как и другие члены общества, обладают равными правами и потребностями в приобщении к разнообразным формам образования, культуры и труда. Не стоит считать, что умственно отсталые дети не нуждаются в экологическом воспитании. Их поведение должно соответствовать всем нормам общества: моральным, этическим, социальным, правовым.

В сущности, в воспитании экологического мировоззрения выявляются две стороны:

- экологическое сознание,

- экологическое поведение.

Экологическое сознание формируется на занятиях, а экологическое поведение формируется годами в практической деятельности.

Ответственное отношение к природе - сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, а проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно влияет на окружающую природу.

Природа - это Дом, живущий по своим законам, но зависящий от поведения самого человека. Только человек может выявить, изучить и сформулировать эти законы. Управлять природой можно только в полном соответствии с действующими в ней объективными законами.

В нашей школе накопилась определенная система воспитания. Накоплен положительный опыт работы по экологическому воспитанию учащихся, совместной деятельности педагогов школы. Есть необходимость приведения накопительного, положительного опыта в стройную систему, которая позволит сделать процесс воспитания непрерывным, а значит и более эффективным. Мой опыт работы в школе показал, что дети с большим интересом изучают тот материал, который непосредственно связан с их жизнью, с ближайшим окружением. Необходимость формирования экологического сознания воспитанников, потребность в изучении природы родного края, в осуществлении природоохранной деятельности повлияли на необходимость внесения в планы на полугодие раздела по экологическому воспитанию.

Проблема экологического воспитания способна дать широкие возможности для развития у детей некоторых знаний. Ведь, в принципе, 50% школьников свободно демонстрируют свое отношение к природе. Они считают, что лес предназначен лишь для того, чтобы собирать ягоды и грибы. Ну а деревья нужны только для изготовления мебели.

Практика показывает, что учащиеся с ограниченными возможностями здоровья положительно относятся к разнообразным формам внеклассной работы как экологические беседы, конкурсы, викторины, праздники, экскурсии в природу.

Тематика бесед по экологическому воспитанию может разнообразной: «Подготовка животных к зимовке», «Любимый уголок отчизны», «Чистая атмосфера – здоровый организм»", "Земля - наш общий дом", "Мы учимся у природы" и т.п.

Целый год с учащимися мы изучали живую и неживую природу. С большим интересом дети узнавали новое о знакомых с детства растениях, животных. Работа по воспитанию экологического сознания ведется учителем ежедневно, непрерывно, в различных направлениях и напрямую зависит от образа жизни учеников.

Физический труд во время уборки территории, также призван решать вопросы экологического воспитания, формирования общепринятых норм поведения и гражданской позиции. Это ежедневная уборка прилегающей территории от бумажного и другого мусора, сезонные работы. Это и облагораживание территории: разбивка клумб, прополка цветов, уход за растениями. Такой вид работы призван сформировать у умственно отсталых детей потребность соблюдать чистоту, трудолюбие. Например, за нашим классом закреплен участок, за которым мы ухаживаем, а именно: весной вскапываем, сажаем семена цветов. Периодически выходим на классных часах на прополку газона, поливаем растения. Весной собираем семена цветов и готовим участок к зиме. Детям это очень нравиться, осознавать то, за что они в ответе. Проводя беседы на уроках географии на классных часах, дети охотно рассказывают о том, как помогают родителям ухаживать за домашними участками. Они делятся опытом как нужно орошать и обрабатывать землю, ухаживать за растениями. Все это очень даже положительно влияет на экологическое воспитание школьников.

В результате проведенных бесед на классных часах. Уроках географии я  напоминаю, ученикам, что разнообразный растительный и животный мир нашего края требует внимательного и бережного отношения.

Всегда изучая, наблюдая природу, видя бездумное отношение людей к ней, я задаю детям вопрос: "А что мы с вами можем сделать для природы?" Предложения детей рассматриваем и совместно принимаем решение, что будем делать. Очень важным считаю именно то, что дети сами предлагают провести экологический субботник, сами распределяют роли, сами контролируют качество уборки. Это позволяет сделать их труд радостным, более результативным.

Вывод: экологическим образованием является – ответственное отношение к окружающей среде. Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными, экологическое образование является: прививание детям ответственности за все то, что они делают по отношению к окружающей среде. 
Решая задачи экологического образования детей с ОВЗ, в первую очередь, стараюсь сформировать систему знаний о природе, научить понимать и устанавливать существующие в ней связи и зависимости, действовать в соответствии с полученными знаниями. Одним из залогов успешного экологического обучения — создание такой атмосферы, которая способствует развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости детей.

http://www.neizvestniy-geniy.ru/images/works/photo/2016/05/1612390_1.jpg

Природа будет действовать на нас со всей своей силой только тогда, когда мы внесем в ощущение ее свое   человеческое начало, когда наше душевное состояние, наша любовь, наша радость или печаль придут в полное соответствие с природой и нельзя уже будет отделить свежесть утра от света любимых глаз и мерный шум леса от размышлений о прожитой жизни…

                                                                                              Паустовский К. Г.

Список использованных источников:

1. Интернет ресурсы: http://veselajashkola.ru/shkola/sovremennoe-ekologicheskoe-vospitanie-v-shkole/

2. Скворцова Т. А. Из опыта работы по воспитанию экологической культуры в коррекционной школе VIII вида // Школьная педагогика. — 2016. — №

3. Букин, А.П. В дружбе с людьми и природой. / – А.П. Букин. - М.: Просвещение, 1991. – 196 с.

4. Колесникова, И. А Воспитательная деятельность педагога: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, Н.М. Борытко, С.Д. Поляков, Н.Л. М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 218 с.

5. Дерябо, С.Д., Экологическая педагогика и психология / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. - Ростов –на-Дону, 1996. – 164 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАНИНА»

Использование технологии социального проектирования в воспитании гражданственности детей....

Социальное проектирование как форма социализации личности ребёнка

Социальное проектирование как форма социализации личности ребёнка, конечно же не заменима. Разрабатывая социальный проект, мы отвечаем на ряд вопросов: Что? Зачем? Кто? Как?Отвечаем на вопрос Что? или...

Формирование духовно-нравственных ценностей личности младшего школьника на основе взаимодействия семьи и школы

Духовно-нравственное воспитание личности обучающегося – одна из самых важных задач учебного заведения. И это закономерно, потому что в жизни нашего общества всё более возрастает роль нравственны...