Программа кружка «Весёлый карандашик»
календарно-тематическое планирование по теме

Шевелёва Наталья Сергеевна

Програма кружка внеурочной деятельности для 1 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon posl.kruzhki12-13.doc291 КБ

Предварительный просмотр:

Программа кружка «Весёлый карандашик»

Пояснительная записка.

Наиболее благоприятным для творческого развития ребенка является младший школьный возраст. В этом возрасте дети уже обладают способностью аналитического мышления, что облегчает успешное овладение способами профессиональной художественной деятельности. Дети приобретают навыки работы с различными материалами, проходят курс «Основы художественной грамотности». Программа включает в себя такие художественные дисциплины  как рисунок, живопись, композиция, ДПИ и рассчитана на освоение новых видов художественной деятельности, новых приемов изобразительной деятельности расширение навыков работы с новыми художественными материалами, развитие творческих способностей и художественного вкуса ребенка, получение новых знаний в области цветоведения, исследование конструктивных особенностей предметов.                                            

  Программа разработана 68 часов обучения, ее неотъемлемой частью является показ достижений ребенка, участие в различных тематических конкурсах, выставках.

 Цель:  формирование духовной культуры ребенка, приобщение к художественным ценностям, раскрытие творческого потенциала.                                                                  

Задачи: развитие изобразительных способностей, творческого воображения, пространственного мышления; овладение знаниями основ рисунка, живописи, декоративно-прикладного искусства.

Знания: особенности работы различными художественными материалами, основные цвета цветового круга и правила их смешивания, ахроматические и хроматические цвета, понятие тональности, основы композиции и элементарные приемы работы в декоративно-прикладном искусстве.

 

Умения: владеть различными техниками художественной выразительности, передавать в рисунке свет, тень, блик; анализировать изображаемые предметы, передавать плановость; использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков; передавать объемную форму в скульптурных работах.

                             

Содержание.

Понятие о линии.

Линия – совершенно самостоятельный способ передачи индивидуальности изображаемого предмета. При помощи линии передается не только форма, но и силуэт предмета, его характерные особенности.

 

Графический диктант

Упражнения на характер линий ( толстая, тонкая, волнистая, колючая, шершавая, бесконечная, тихая, буйная, ломаная, запутанная,  густая …)

«кружевная барышня»

Простой карандаш

«волна и берег с ракушками»

1\3 воды, заливка акварелью, линия – камни, ракушки, водоросли и т. д. Акварель, тушь.

«улитка, черепаха»

Ажурной линией- фигурка, дополнение-листва и насекомые

«спящий кот на коврике»

Простой карандаш на разнообразие линий и штриха

«танец змей»

На толщину линий. Заполнение узором

«шляпа на человеке, профессия»

Портной, парикмахер, врач, башмачник. Простой карандаш с аппликацией.

Понятие о пятне.

 

Для того, чтобы дети получили полное представление о многообразии средств создания художественного образа и интерес к изобразительной деятельности при этом не ослабевал, необходимо чередовать художественные материалы и техники.

   Пятно отвечает за тон- одно из средств передачи пространства. При сочетании пятна и линии расширяются изобразительные возможности, рисунок становится богаче.

   

Графический диктант на пятно

Черное, серое, воздушное, тяжелое, неравномерное, пушистое,  прозрачное.

Мыши в норках

Расположение ходов лабиринтов, обстановка в норках, кладовках. Тушь.

Черное дерево, белые корни. Белое дерево, черные корни.

Черная тушь

Кикимора

 Линия и пятно

Трубочист

Силуэт крыш, труб, стая голубей, фигуры трубочистов. Простой карандаш.

 Из темы « пятно» легко перейти на формирование понятия штрих. Работая тушью, сухой кистью,  делая заливки дети сталкиваются с понятием контраста. Разница тонов позволяет нарисовать два изобразительных плана и тем самым создать на бумаге пространство, глубину.

     

Понятие штрих.    

     

Штрих- это множество прямых, обязательно повторяющих друг друга по форме , движению и толщине линий, расположенных на равном расстоянии друг от друга и оптически образующих ровный тон.

 

Упражнения на различные виды штриховки


В одном направлении; в одном направлении, перекрест под острым углом; штрих под острым углом, перекрестная;  дождь; кружевная; точечная; запятыми.

Тучи

3 тона, различные виды и направления штриха. Простой карандаш.

Курочка- ряба

Простой карандаш

Дерущиеся петушки

Простой карандаш, резинка

  Занимаясь штриховкой, логично перейти к понятию о тоне. Оптический эффект тона создается за счет чередования линий и промежутков между ними. Чем больше промежутков, тем светлее и наоборот. Получив ряд светлых тонов, можно передавать пространство. Легче всего найти ряд серых тонов, от белого к черному, используя гуашь (белила, черная). Выполнив ряд работ в 3 тона, и, научившись находить различные оттенки серого, становится доступным понятие тональной растяжки.  

Задания на 3 тона в графике.

 

Скоморохи

3 цвета (белый, черный, красный), симметрия

Ночной город

черный, белила

Водоросли, морские коньки

Красный, белый, черный

Тональная растяжка это плавный переход от одного тона в другой. Здесь уместно сравнение с рядом цифр, нот.

Задания на тональную растяжку.

Сороконожка

Простой карандаш

Танец змей

Простой карандаш

Лестница в небо

Простой карандаш

Лошарик

Простой карандаш

 

В этих работах закрепляются понятия:

Ближе - дальше,

крупнее - мельче,

подробнее - обобщеннее

 

Работая в 3 тона, делая тональные растяжки, необходимо обращать внимание на размещение на листе, на выразительность изображаемого. Усвоив эти понятия легко перейти к силуэту и его выразительности. Предметы в условиях контр ажурного освещения выглядят силуэтно и теряют свой объем.

Задания на силуэт.

 

Деревья

Тушь, палочка

Город с отражением в воде

Тушь, палочка

Семейство самоваров

Гуашь

Силуэтность зависит от источника освещения, если источник расположен слева или справа, он хорошо выявляет форму, объем и фактуру объекта.  Это используется при постановке натюрморта.

Этапы построения натюрморта.

  1. Закомпоновать в листе.
  2. Определить плоскости.
  3. Сделать построение.

Построение начинаем с оси симметрии. Делаем вспомогательные линии, выявляя характерные формы предмета. Каркас рисунка круглого предмета состоит из средней линии, кругов вращения, и линий соединяющих эти круги (образующие).

       

Задание на образующие.

Воздухоплавание

Простой карандаш, резинка.

Парашютисты

Простой карандаш. Гуашь два тона.

Задание на симметрию.

Федорино горе.

Аппликация, фломастеры.

Муха-цокотуха.

Аппликация, фломастеры.

Из понятия симметрия можно перейти к работам по изучению пропорции человека.

Портрет одноклассника

Гратажж.

Куча - мала.

Аппликация. Гуашь.

Создание образов с эмоциональной окраской:

- Снегурочка;

- Бармалей;

- Повар;

- Времена года.

На основе фигур вращения можно рассмотреть как меняется окружность в перспективе.

Задание на окружность в перспективе.

Гномики на кухне.

Фломастер. Гуашь.

Бабушкина кладовая.

Фломастер и цветная бумага.

Хозяйка с базара домой принесла.

Фломастер. Гуашь.

 

Живопись.

Для овладения навыками задание лучше давать блоками.

Понятия основных цветов (красный, желтый, синий).

Понятие составных цветов (попарное смешение).

- Воздушные шары.

- Зонтики.

- Цветик - семицветик.

- Пестрый коврик.

Упражнение. Из желтого и синего получить пять зеленых.

- Лягушка.

- Крокодил с крокодилятами.

Упражнение. Различные приемы письма.

- А-ля прима.

- Лессировка.

- Пуантилизм.

- Корпусный мазок.

Темы:

- Чудо невиданное.

- Арбуз, дыня.

Задание на ахроматические и хроматические цвета.

Горячий самовар (пополам). Цветовая и тоновая растяжка.

Аппликация. Тушь.

Фантастический цветок.

Аппликация. Гуашь.

Крыши домов. День. Ночь.

Гуашь.

Знакомство с цветовым кругом.

При изучении основных цветов опора идет на  цветовой круг. Последовательность цветов просчитывается по считалочке «каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Голубой цвет не входит в цветовой круг. Средняя часть цветового круга самая насыщенная. Цветовой круг делится на две части: теплую, холодную.

Теплые цвета: красный, желтый, оранжевый и их оттенки.

Задание на теплый колорит.

Фруктовый король

Гуашь. Акварель.

Осенний лес.

Гуашь. Акварель.

Огневушка-поскакушка.

Гуашь. Акварель.

Холодные цвета; синий, зеленый, голубой и их оттенки.

Задание на холодный колорит.

Зимушка

Гуашь. Акварель.

Снежная королева.

Гуашь. Акварель.

Синяя птица.

Гуашь. Акварель.

Необходимо понимать относительность теплых и холодных цветов, а также то, что противоположные цвета в цветовом круге контрастны, а те,  что рядом нюансны.

Задание на контрастный колорит.

Сеньор-помидор.

Гуашь. Акварель.

Рыба на подносе

Гуашь. Акварель.

Бабочка.

Гуашь. Акварель.

Задание на нюансы.

Зеленая гусеница.

Гуашь.

Бегемот в луже.

Гуашь.

Композиция.

Важно понимание целостности композиции, выделение главного, понятие контраста.

Крупное-мелкое.

Гулливер в стране лилипутов.

Аппликация. Фломастер

Мальчик-спальчик.

Фломастер.

Горизонталь-вертикаль.

Парус в море.

Аппликация. Фломастер

Чучело-огород

Цветные карандаши.

Ритм.

Полет птиц.

Рваная техника

Игры зверей.

Три тона

Война насекомых.

Красный, зеленый.

Календарно-тематическое планирование.

№ п/п

Дата

Тема

1

8.09

Графический диктант. Кружевная барышня.

Графика, цв. карандаш

2

15.09

Цветик- семицветик

гуашь

3

22.09

Осенний лес

гуашь

4

29.09

Зонтики

акварель

5

6.10

Принцесса Осень

гуашь

6

13.10

Волна и берег с ракушками.

Акварель, тушь

7

20.10

Семейство самоваров

Цв. карандаши

8

27.10

Дерущиеся петушки.

Простой карандаш

9

10.11

Деревья в зимнем лесу ночью

Графические материалы

10

17.11

Рыба на подносе

гуашь

11

24.11

Ёлочка (украшаем).

Гуашь, аппликация

12

1.12

Рыжий кот.

гуашь

13

8.12

Царство Снежной королевы.

гуашь , графические материалы

14

15.12

Кляксография – снежинка.

акварель

15

22.12

Зимушка

гуашь

16

29.12

Синяя птица.

графические материалы

17

12.01

Моя семья.

Свободная техника

18

19.01

Дом из букв.

Простой карандаш

19

26.01

Хозяйка с базара домой принесла.

гуашь

20

2.02

Дом – башмак.

Цв. карандаши

21

9.02

Цирк.

акварель

22

16.02

Отважный воин

гуашь

23

2.03

Портрет мамы.

Свободная техника

24

9.03

Зеленая гусеница

акварель

25

16.03

Натюрморт.

гуашь

26

23.03

Мой друг.

Цв. карандаши

27

6.04

Волшебный космос.

Смешанная техника

28

13.04

Весенний ералаш

акварель

29

20.04

Улитка, черепаха

Акварель, тушь

30

27.04

Чудо невиданное

акварель

31

4.05

Трубочист.                                                                  

гуашь

32

 .05

Полет птиц.

акварель

33

18.05

Хозяйка с базара домой принесла.

Пластические материалы

34

25.05

Яркое лето

Смешанная техника

   

Ожидаемые результаты:

Программа предусматривает формирование у учащихся, универсальных способов деятельности.

Приоритетом  является познавательная деятельность – использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, моделирования и др.). Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого; умение разделять процессы на этапы; выделение характерных причинно-следственных связей; сравнение, сопоставление, классификация по одному или нескольким предложенным основаниям; творческое решение учебных и практических задач(метод фокальных объектов): умение искать оригинальное решение; самостоятельное выполнение различных художественно-творческих работ; информационно-коммуникативная деятельность: адекватное восприятие художественных произведений и способность передавать его содержание в соответствии с целью учебного задания; рефлексивная деятельность: оценивание своих учебных достижений и эмоционального состояния; осознанное определение сферы своих интересов и возможностей; владение умениями совместной деятельности и оценивание своей деятельности с точки зрения эстетических ценностей. Результативность внеурочной деятельности отслеживается по участию в выставках и творческих конкурсах различного уровня.

Литература

  1. Зеленина Е. Л. Играем, познаем, рисуем: Кн. Для учителей и родителей. – М.: Просвещение, 1996.
  2. Изобразительное искусство. 1–4 классы: упражнения, задания, тесты / авт.-сост. О. В. Свиридова. – Волгоград: Учитель, 2009.
  3. Панова Л. П. Роль и место игры в процессе обучения изобразительному искусству. – Йошкар-Ола: Редакция журнала «Марий Эл учитель»: Приложение к журналу. 2000.
  4. Анисимов Н.Н., Основы рисования, М., Стройиздат,1974
  5. Погейни У .,Искусство рисования, Минск , Попурри, 2006

                                                                       Рукодельница

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Декоративно- прикладное искусство – наиболее эмоциональная сфера деятельности детей. Работа с различными материалами в разных техниках расширяет круг возможностей ребенка, помогает развить свои способности и возможности в декоративно-прикладной деятельности,а так же помогает детям разного возраста и разных национальностей отражать свою неповторимую самобытность. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое мышление, внимание, наблюдательность, воображение.

Актуальность программы

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время особенно остро стоит вопрос по сохранению, приобщению и передачи из поколения в поколение незыблемых нравственных ценностей народного творчества.

Цель данной программы: развитие индивидуальных творческих способностей и интереса к искусству в целом в процессе занятий декоративно-прикладным творчеством.

Задачи:

  1. Познакомить детей с различными видами декоративно-прикладного искусства, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними.
  2. Формировать устойчивый интерес к дпи.
  3. Обучать специальным технологиям работы с различными материалами, закреплять приобретенные умения и навыки, показать широту их возможного применения.
  4. Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
  5. Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность. Прививать навыки работы в группе, доброжелательное отношение друг к другу.
  6. Воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени. Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.
  7. Обогащать визуальный опыт детей через посещение.

В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Некоторые задания требуют объединения детей в подгруппы.

Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы.

.

С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве технологической разгрузки проводятся кроссворды, используются словесные игры и малые жанры устного творчества.

К каждому занятию подбирается учебно-дидактический материал, который поддерживает у детей постоянный интерес к занятиям.

Отчет о работе проходит в форме выставок, открытых занятий, конкурсов, фестивалей, массовых мероприятий.

Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения: объяснительно-иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала), репродуктивный, проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения), эвристический (проблема формируется детьми, ими предлагаются способы ее решения).


      В результате обучения дети должны

Знать

  1. различные виды декоративно-прикладного искусства;
  2. техники и технологии работы с различными ными материалами;
  3. основы композиции;
  4. основы цветоведения.

уметь:

  1. выполнять эскизы работы;
  2. составлять свою композицию;
  3. намечать последовательность выполнения работы;
  4. выполнять работу аккуратно, эстетично.

.

Ожидаемым результатом обучения является раскрытие и развитие творческих способностей, заложенных в ребенке, сформированное чувство самоценности, положительное эмоциональное самоощущение, позитивное отношение к обучению, познанию окружающего мира, себя. Повышение степени свободы ребенка, вера в свои силы, адаптация в социуме.

Результативность образовательного процесса отслеживается  в начале и конце каждого учебного года. По результатам мониторинга проводится анализ и корректировка работы с детьми.

 Программа всех разделов кружка  усложняется от занятия к занятию. Постепенно, создавая работы малых или больших форм, выполненные за короткое или длительное время, педагог и сами обучающиеся видят качественный и творческий рост от работы к работе. В связи с этим мы определили критерии, по которым оценивается работа учащихся на различных сроках обучения:

  1. аккуратность;
  2. четкость выполнения изделия;
  3. самостоятельность выполнения;
  4. наличие творческого элемента.

Формами подведения итогов работы могут быть: открытые занятия, выставки, творческая защита, самооценка, коллективное обсуждение и др.

   Цель достигается через следующие задачи:

Воспитывать:

 - усидчивость, трудолюбие, самостоятельность;

- доброжелательность, взаимопонимание, честность, уважение к труду других людей;

- чувство патриотизма через национальное самосознание;

- приобщать к здоровому образу жизни;

- приобщать к работе родителей, узнавая их семейные традиции и обычаи.

- привить интерес и любовь к декоративно-прикладному искусству;

- содействовать в профессиональной ориентации.

Обучить:

- различным видам декоративно- прикладной деятельности;

- приёмам работы с различными инструментами и материалами   ;

- приёмам моделирования по эскизу вещей;

- правилам безопасного обращения с инструментами, материалами;

- осознанно относиться к историческому прошлому, традициям и промыслам.

Развить:

- творческое мышление, эстетический вкус;

- внимание;

- интерес к народному творчеству;

- приобщать к общечеловеческим ценностям.

Принципы реализации программы

Программа построена в соответствии с основными дидактическими принципами:

  1. принцип последовательности: определенная последовательность усложнения учебного материала на основе ранее полученных знаний, позволяет повысить уровень знаний и умений воспитанника, следуя логике «от простого к сложному».
  2. принцип научности: подбор теоретического и практического материала на основе изучения педагогики, психологии, эстетики;
  3. принцип систематичности: в программе предложена такая организация образовательного процесса, при которой одно занятие является логическим продолжением предыдущего.
  4. принцип индивидуализации личностно-ориентированного развития: учет индивидуальности ребенка, его темперамента, интересов, запросов и способностей;
  5. принцип доступности: обучение ведётся на доступных для понимания воспитанников уровню, способствует повышению интереса и желания учиться.
  6. принцип триединства цели обучения;
  7. принцип наглядности: обучение обеспечивается дидактически наглядным материалом, просмотром презентаций.

Программа «Рукодельница» рассчитана на  1 год обучения, реализуется в объёме 68 ч., 2 раза в неделю по 1ч.

Содержание программы

   

Работа с природным материалом. 12 ч.

Особенности работы с соломкой и корой, подготовка соломки и коры к работе, способы замачивания, наклеивание на основу, изготовление шаблонов, последовательность сборки блоков. Подбор инструментов. Варианты оформления изделий. Изготовление объемных геометрических объектов.

Обработка бумаги и картона. 14ч.

Подбор рисунка и последовательность выполнения аппликации из рваной бумаги. Разметка заготовок для выполнения объемных поделок, работа с шаблонами. Выполнение блоков для панно оригами, подбор эскиза, расчет количества блоков. Последовательность сборки. Варианты украшения и оформления. Использование нетрадиционных материалов.

Обработка текстильных материалов.28 ч.

Знакомство с различными видами декоративно- прикладного искусства нашего региона. Сведения из истории создания изделий из лоскута и аппликации. Возможности лоскутной пластики и аппликации.  Материалы для лоскутной пластики, их подготовка к работе. Инструменты, приспособления, шаблоны для раскроя. Технология соединения деталей между собой и с подкладкой. Способы украшения. Выполнение объемных цветов и листьев. Изготовление поделок - сувениров, мягкой игрушки. Вышивка. Изготовление  хозяйственных мелочей из текстильных материалов.

Вязание. 8ч.

Сведения из истории. Материалы и инструменты. Технология выполнения, чтение схем, убавление и прибавление петель. Изготовление помпона, кисточки. Вязание изделия.

Плетение.6ч.

Сведения из истории, знакомство с возможностями техники. Материалы и приспособления. Приемы узлов и узоров. Крепление нитей на основе. Технология выполнения основных узлов. Определение длины нити. Плетение изделия.

 

Календарно-тематический план


п/п

Наименование темы.

Количество часов


I

Работа с природным материалом.

12

1.

Особенности работы с соломкой и корой.

2.

Подготовка соломки к работе.

3.

Выполнение эскиза.

.

4.

Изготовление блоков

5.

Сборка блоков.

6.

Оформление работы.

7.

Подготовка флористического материала

8.

Выполнение эскиза.

9.

Плановость в композиции

10.

Выполнение второго плана

11.

Выполнение первого плана

12.

Оформление композиции.

II

Обработка бумаги и картона.

14

1.

Плоскостная композиция. Рисунок

2.

Аппликация.

3.

Объемные украшения- подарки.

4.

Подбор материала

5.

Оригами, изготовление блоков.

6.

Сборка блоков.

7.


Крепление на основу

8.

Оформление изделия

9.

Изготовление рамок. Заготовки, шаблоны


10.

Изготовление рамок. Сборка и оформление

11.

Шкатулка из коробки Построение чертежа развертки.

12.

Подбор материалов. Раскрой.

13.

Отделка коробки, обклеивание.

14.

Оформление , украшение.

III

Обработка текстильных материалов.

28

1).

Работа с тканью (лоскутная пластика, аппликация,вышивка)

1.

Материалы, подготовка к работе. История, виды.

2.

Узоры на основе лент (колодец, изба и т.д.).

Изготовление шаблонов, раскрой.

3.

Узоры на основе квадратов, треугольников.

Изготовление шаблонов, раскрой.

4.

Сборка изделия.

5.

Виды гладьевых швов

6.

Перевод рисунка на ткань

7.


Вышивка по контуру

8.

Заполнение плоскости

Оформление изделия

9.

 Игрушка из носка, раскрой

10.

Игрушка из носка, сборка

Набивка изделия

Оформление изделия

11.

Подбор материала.

Раскрой шляпки – игольницы.

12.

Изготовление шляпки – игольницы.

.

13.

Изготовление декоративных украшений из лент.

14

Оформление шляпки – игольницы.

15.

Раскрой мягкой игрушки – сувенира.

16.

Изготовление мягкой игрушки – сувенира.

17.

Оформление мягкой игрушки – сувенира.

18.

Игрушка из перчатки, раскрой

19.

Сборка изделия

20.

Набивка изделия

21.

Оформление изделия

22.

Изготовление одежды на игрушку

23.

Раскрой изделия прямоугольной формы

24.

Пошив и фантазия

25.

Сборка изделия

26.

Украшение изделия

27.

Варианты застежек

28.

Отделка изделия

2).

Вязание.

8

1.

Материалы и приспособления.

2.

Набор петель начало вязания.

.

3.

Вязание по кругу. Чтение схем. Прихватка.

4.

Вязание прихватки.

 Изготовление помпона

6.

Изготовление кисточки.

7.

 Способы завершения вязания

8.

Оформление изделия.

3).

Плетение.

6

1.

Макраме. Материалы и приспособления.

2.

Крепление нитей, узоры на основе прямого плоского узла.

3.

Узоры на основе брид.

4.

Расчет длины нитей, начало плетения

5.

Плетение браслета.

6.

Оформление украшения.

Ожидаемые результаты 1 года обучения и способы определения их результативности

Ожидаемые результаты

метод

методика

1

Воспитанник будет знать:

- краткие сведения из по различным видам ДПИ.

- правила охраны труда и правила пользования инструментами;

- основные приёмы выполнения изделий;

- особенности быта и виды рукоделия родного края, традиции, обычаи.


Опрос


Опрос

Наблюдение




инструктаж


2



Воспитанник приобретет умения и навыки:

 - правильного пользования рабочими инструментами (ножницы, иголки, швейная машина, утюг);

- правильного хранения и использования инструментов;

- работы с рисунками и схемами, выполнения по ним простейших видов изделий.


Наблюдение




3

 - Старается полностью завершить каждую работу, использовать необходимые дополнения;

- правильно и аккуратно организует рабочее место;

- прислушивается к советам педагога и сверстников;

- доброжелателен в оценках работы других;

- стремится подарить свои работы другим (чтобы принести радость);

- старается справедливо выполнить свою часть коллективной работы;


- выполняет правила поведения на занятиях.

- выполняет посильную деятельность без помощи и постоянного контроля со стороны педагога;

- стремится постоянно доводить начатое дело до конца.

- внимателен к другим людям;

- переживает чувство родины как чувство родного дома.

Наблюдение



Наблюдение






Опрос

Диагностика воспитанности учащегося детского объединения






Использование метода наблюдения для оценки волевых качеств 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Формы организации деятельности воспитанников

При организации деятельности воспитанников на занятиях используется различные формы организации учебно-воспитательной работы, такие как:

  1. групповая работа;
  2. индивидуальная работа;
  3. коллективная работа.

  При организации занятий по образовательной программе «РУКОДЕЛЬНИЦА», для достижения наибольшей эффективности процесса обучения, применяется дифференцированный подход к воспитанникам, т.е. проводить работу, давать различные задания, оценивать результаты нужно с учетом их начальной подготовки, знаний, умений и навыков, с которыми они пришли на занятия, с учетом возрастных особенностей, степени заинтересованности.

    На ранних этапах обучения применяется дедуктивный метод работы от общего к частному, т.е. у воспитанников исчезает страх перед тем, чего он не знает и появляется заинтересованность в познании нового.

    Уделяется особое внимание практической работе: приобретению различных практических навыков.

   На занятиях к каждому воспитаннику применяется индивидуальный подход, кроме того, когда в группе есть новые дети или дети, отстающие по какой-либо причине, более опытные воспитанники помогают им.

Методы работы, используемые на занятиях

На занятиях  используются следующие методы:

Словесный. Беседа, объяснение, рассказ.

Практический. Самостоятельная работа используется для отработки умений и навыков детей.

Игровой. Применяется для раскрытия личностных качеств каждого ребёнка и способствует развитию, сплочению коллектива. Образовательной программой предусмотрено наиболее частое использование  игрового метода на первом году, так как он позволяет  педагогу выявить скрытые личностные качества каждого ребёнка, его отношение к товарищам и взрослым, уровень культуры речи.

Метод анкетирования. Используется для изучения мотивации выявления возможностей и потребностей каждого ребёнка.

Использование данных форм и методов работы позволяет педагогу решать воспитывающие, развивающие, обучающие задачи программы. Формирование интереса к культурному наследию своей Родины, воспитание культуры труда, общения в коллективе, развитие моторных навыков, образного мышления, творческой фантазии, формирование художественно – эстетического вкуса, чтение схем, составление эскизов и зарисовок, владение основными приемами  вязания, предусмотренными программой, привитие основ композиции и цветоведения, самостоятельное изготовление изделий.

Формы проведения занятий

Образовательная программа «РУКОДЕЛЬНИЦА» предусматривает  использование различных форм проведения занятий - игра, сказка, литературная гостиная, экскурсия, ученый совет, импровизация, учебные и практические занятия.

Формы подведения итогов по основным разделам

программы

С целью выявления степени освоения программы тем или иным ребёнком, корректировки учебного процесса после изучения каждого раздела программы проводятся контрольные занятия в форме занятий-конкурсов, игр, викторин. Организуются выставки работ детей, награждение лучших  воспитанников творческого объединения по различным номинациям.

        

Уровни и критерии знаний, умений, навыков на конец года обучения

Виды деятельности

Уровни

высокий

средний

низкий

1.

Владение практическими и теоретическими навыками

Умело пользуется основными приёмами изготовления изделия. Знает последовательность выполнения изделия

Владеет основными приёмами изготовления изделия. Знает последовательность выполнения изделия

Слабо использует приёмы и способы изготовления изделия.

2.

Работа со схемами

Умеет самостоятельно работать с изученными схемами.

Затрудняется при самостоятельной работе со схемами

Требует постоянного внимания со стороны педагога

3.

Основы композиции и цветоведения

Ребёнок самостоятельно создаёт гармоничную по цвету работу с чётко продуманной композицией

Ребёнок создаёт законченную работу, но при педагогическом руководстве. Владеет основами композиции и цвета.

Ребёнок плохо ориентируется в системе цветовой гаммы в закономерностях построения композиции

4.

Знание специальной терминологии

Умело использует терминологию

Термины использует не часто

Терминологию плохо использует

5.

Личностные качества

Проявляет устойчивый интерес к занятиям, усидчив, аккуратен, умеет вести себя в коллективе, может грамотно объяснить и показать действия другим

Интерес к работе не постоянен. Не хватает упорства и терпеливости, готов оказать помощь другим.

Интерес к делу проявляет редко, неусидчив, ленив, отношения с товарищами не ровные.


6.

Навыки работы с инструментами

Хорошо разбирается в инструментах, знает их назначение, умеет ими пользоваться

Знает назначение инструментов, пользуется ими неуверенно.

Испытывает затруднения при работе с инструментами.

           

Диагностика воспитанности учащегося детского объединения

Название детского объединения ____________________________

Педагог __________________________________

Год обучения ________________        Учебный год ________________

Уважаемый коллега, оцените, пожалуйста, выраженность названных поведенческих проявлений у Ваших воспитанников по 3-балльной шкале: «0» баллов – не проявляется, «1» балл – слабо проявляется, «2» балла – проявляется на среднем уровне, «3» балла – высокий уровень проявления.

Критерии воспитанности

Параметры оценки воспитанности

Этика и эстетика выполнения работы и представления ее результатов

Старается полностью завершить каждую работу, использовать необходимые дополнения

Стремится придать каждой работе гармоничность по цвету и форме

Старается придать каждой работе содержательную (функциональную) направленность

Культура организации своей деятельности

Правильно и аккуратно организует рабочее место

Аккуратен, четко выполняет каждое задание педагога

Терпелив и работоспособен

Уважительное

отношение

к профессиональной

деятельности других

При высказывании критических замечаний в адрес чужой работы старается быть объективным

Подчеркивает положительное в чужой работе

Адекватность восприятия профессиональной оценки своей деятельности и ее результатов

Стремится исправить указанные ошибки

Прислушивается к советам педагога и сверстников

Знание и выполнение профессионально-этических норм

Доброжелателен в оценках работы других

Не дает негативных личностных оценок

Стремится помочь в работе другим

Стремится к сохранению и развитию национальных традиций в творческих видах деятельности

Понимание значимости своей деятельности как части процесса развития культуры (корпоративная ответственность)

Стремится подарить свои работы другим (чтобы принести радость)

Проявляет творческий подход в работе

Коллективная ответственность

Проявляет активность и заинтересованность при участии в массовых мероприятиях учебного характера (выставках, конкурсах, итоговых занятиях и др.)

Старается справедливо выполнить свою часть коллективной работы

Умение

взаимодействовать с другими членами коллектива

Неконфликтен

Предлагает свою помощь другим детям

Не требует излишнего внимания от педагога

Толерантность

Не насмехается над недостатками других

Не подчеркивает ошибки других

Доброжелателен к детям других национальностей

Активность и желание участвовать в делах детского коллектива

Стремится участвовать во внеучебных мероприятиях  (праздниках, экскурсиях и др.)

Проявляет инициативу в организации и проведении  массовых форм, инициирует идеи

Стремление

к самореализации

социально-адекватными

способами

Стремится к саморазвитию, получению новых знаний, умений, навыков

Проявляет удовлетворение своей деятельностью

С желанием показывает другим результаты своей работы

Соблюдение нравственно-этических норм

Развита общая культура речи

Проявляет общую культуру в отношении своей внешности (аккуратность в одежде и прическе, наличие сменной обуви и т. д.)

Выполняет правила поведения на занятиях кружка

ВСЕГО БАЛЛОВ:

 Диагностика воспитанности учащегося детского объединения // Внешкольник. Дополнительное образование. Социальное, трудовое и художественное воспитание детей. – 2006. – № 9. – С. 17 – 18.

                     

Литература

1. Андреева И.А. «Рукоделие. Популярная энциклопедия». М., 2002 .

2.Валя – Валентина. Журналы №1-12, 2006 – 2011гг.

3.Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству. Из опыта работы. – М., «Просвещение», 2002.

4.Гаврилова В. «Вышивка лентами». Х., 2008.

5 Давыдов В.В. «Развивающее обучение». М., 2002.

6. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду /В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина и др.; Под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.М.Гурович: Изд. 3-е, переработанное.–224с.–СПб.: Детство–Пресс, 2003.

7. Диагностика воспитанности учащегося детского объединения // Внешкольник. Дополнительное образование. Социальное, трудовое и художественное воспитание детей. – 2006. – № 9. – С. 17 – 18.

8.Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога начальной школы / Серия «Справочники». – Ростов н/Д: «Феникс», 2003. – 448 с.

Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир.- СПб.: Детство-Пресс, 2003.-160с.

9. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Развитие творческого мышления. Л., 2007.  

10.  Литвинец Э.Н. «Забытое искусство».  Журнал «Сделай сам» № 2, 1992.

11. Лукьянова М.И. «Психолого-педагогическая компетентность учителя. Диагностика и развитие». Творческий центр «Сфера. М., 2004.

12. Максимова М.В. Вышивка. Первые шаги.- Москва.: З.А.О. издательство Эксмо, 1997.- 96с.

13. Михайлова М.И. «Детские праздники. Игры, фокусы, забавы». Я., 2007.

14. Мусская И.А. «Домоводство». И., 2002.

15. Немов Р.С. «Психология». М., 2004.

16. Никитин Б.П. Развивающие игры или ступеньки творчества. М., 2009.

17. Подари себе праздник. Клуб «XXI век». Энциклопедия в двух томах. 1998.

18.Рипол В.К. Бисер. Лучшие украшения. Энциклопедия рукоделия. Р., 2004.

19.Чен Н.В. «Замечательные поделки своими руками». Б., 2008.