математический кружок
календарно-тематическое планирование (6 класс) по теме

ВЕЛИХАНОВА Татьяна Александровна

Планирование по математичекому кружку в 6 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok.docx38.27 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

-направленность дополнительной образовательной программы –

научно-техническая

-новизна заключается в «погружении» в мир математики: занятия состоят из лекции, практических занятий, решения головоломок, математических игр с организацией последующих турниров, а на завершающем этапе – математические фестивали.

актуальность создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.

педагогическая целесообразность: заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление знаний по математики, с опорой на практическую деятельность, придавая предмету математика привлекательность, расширяя творческие способности учащихся, укрепляя в них математические знания.

-цель дополнительной образовательной программы: учебно-воспитательные задачи кружка  решаются в процессе усвоения учащимися основных вопросов и понятий математики, научных фактов, законов, теорий и ведущих идей, составляющих основу для подготовки школьников к олимпиадам и формирования их научного мировоззрения. Обеспечивает числовую грамотность, дает геометрические представления, усиливает развитие логического мышления и пространственных представлений  у детей.

Задачи: 

Образовательные - систематизировать знания учащихся по математики, Обучить методике выполнения логический заданий. Научить анализировать представленный объект невысокой степени сложности, мысленно расчленяя его на основные составные части. Создать прочную основу для дальнейшего обучения этому предмету.

Воспитательные – продолжить работу по формированию научного мировоззрения, воспитывая интерес к предмету через занимательные упражнения. Формировать усидчивость, терпение.

 Развивающие – продолжить умение работать с книгой, текстом учебника,  развивать математическое мышление, смекалку, эрудицию, умение использовать  наглядные пособия, показать связь математики с жизнью.

-отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих:   программа «Занимательная математика» включает большое количество заданий на развитие логического мышления, памяти и задания исследовательского характера. В структуру программы входит теоретический блок материалов, который подкрепляется практической частью. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, логического мышления, памяти, математической речи, внимания; умению создавать математические проекты, анализировать, решать ребусы, головоломки, обобщать и делать выводы.-  

 -возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы:  11-12 лет, 5-6 класс.

-сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного, процесса, этапы): программа кружка рассчитана на  1 год  

-формы и режим занятий: 

  1. Комбинированное тематическое занятие:
  1. Выступление учителя или кружковца;
  2. Самостоятельное решение задач по избранной определённой теме;
  3. Разбор решения задач;
  4. Решение задач занимательного характера, задач на смекалку, разбор математических софизмов, проведение математических игр и развлечений;
  5. Ответы на вопросы учащихся;
  6. Домашнее задание.

2Конкурсы по решению математических задач, олимпиады, игры, соревнования:

  1. Математическая карусель.
  2. Математический бой, хоккей, футбол.
  1. Математические турниры, эстафеты.
  2. Математические викторины.
  1. Устные или письменные олимпиады.

3Заслушивание рефератов учащихся;

4Коллективный выпуск математической газеты:

5. Разбор заданий городской (районной) олимпиады, анализ ошибок.

6.Решение задач на разные темы.

7. Разбор задач, заданных домой.

8. Изготовление моделей для уроков математики.

9. Сообщение члена кружка о результате, который им получен, о задаче, которую сам придумал и решил.

10. Чтение отрывков из художественных произведений, связанных с математикой.

11. Просмотр видеофильмов, кинофильмов, диафильмов по математике.

-ожидаемые результаты и способы их проверки; Занятие в кружке позволит школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о приемах устного счете, свойствах арифметических действий; способах сравнения и измерения площадей; названия геометрических фигур; способов решения головоломок, шарад, ребусов. с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области математики перед учащимися школы, так как предполагается организация внеклассных мероприятий с участием кружковцев.

-формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки. фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т. д.).

 1. Тестирование.

2. Занятие контроля знаний.

3. Смотр знаний, умений и навыков (олимпиада, викторина, интеллектуальная разминка и прочее).

4. Дискуссия.

5. Проектно-исследовательская работа.

Учебно-тематическое планирование:

№ п/п

Тема (содержание)

практика

теория

1

Организационное занятие. Математическая смесь.

1

2

Из истории математики:

  1. История развития математики.
  2. Счет у первобытных людей.

1

3-4

Поиски закономерностей.

1

5

Восстановление знаков действий.

1

6-7

Запись цифр и действий у других народов.

1

1

8-9

Действия с римскими цифрами.

2

10

Приемы устного счета.

2

11

Приемы устного счета.

12-13

Расшифровка записей.

2

14-15

Числовые ребусы.

2

16-17

Числа великаны и числа малютки.

1

1

18-19

Логические задачи.

2

20

Конечные и бесконечные множества.

1

21

Соревнование «Математическая драка».

1

22-23

Множества. Решения задач.

1

1

24-25

Применение графов к решению задач.

2

26-27

Переливания.

1

1

28-29

Взвешивания.

1

1

30-31

Математические ребусы.

2

32-33

Равносоставленные фигуры.

1

1

34-35

Равносоставленные фигуры. Танграм.

1

1

36-37

Геометрические задачи на разрезание.

2

38-39

Игры с пентамино.

2

40

Соревнование. Математический конкурс «Кенгуру».

1

41-42

Геометрия в пространстве.

2

43-44

Задачи, связанные с прямоугольным параллелепипедом.

1

1

45-46

В худшем случае.

2

47-48

Принцип Дирихле.

2

49-50

Круги Эйлера. Графы

1

1

51-52

Задачи на обратный ход.

1

1

53-54

Задачи со спичками

2

55

Соревнование. «Математическая стрельба».

1

56-57

Решение математических  задач с помощью рассуждений.

1

1

58

Верные и неверные высказывания

1

50-60

Необходимые и достаточные условия

2

61

Затруднительные положения

1

62

Подумай с карандашом в руках

1

63-64

Непрерывное рисование

1

1

65

Головоломки с домино

1

66-67

Головоломки с полимино

2

68

Итоговое занятие. Награждение учащихся, успешно освоивших программу курса

Итого

72ч

Содержание программы:

1.Числа и вычисления 
Греческая, египетская, римская и древнерусская системы исчисления. Правила быстрого счета. Числовые ребусы. Магические квадраты.
2.Геометрические фигуры (10 ч.)
Треугольник. Четырехугольники. Геометрические задачи. Пространственные фигуры.
3.Ребусы. Кроссворды (10 ч.)
Знакомство с ребусами и их составление. Кроссворды.
4.Логические задачи (16 ч.)
Числовые мозаики. Задачи со спичками. Задачи на принцип Дирихле.
5.Решение задач (16 ч.)
Занимательные и шутливые задачи. Задачи на доказательство от противного. Задачи на движение.

  1. Задачи на разрезание:

Задачи на разрезание на клетчатой бумаге. Разрезание квадрата, состоящего из 16 клеток, на две равные части. Разрезание прямоугольника 3х4 на две равные части. Разрезание различных фигур, изображенных на клетчатой бумаге, на две равные части. Пентамимо. Фигуры домино, тримино, тетрамино (игру с такими фигурками называют тетрис), пентамимо составляют из двух, трех, четырех, пяти квадратов так, чтобы квадрат имел общую сторону хотя бы с одним квадратом.

Основная цель – развивать комбинаторные навыки (рассмотреть различные способы построения линии разреза фигур, правила, позволяющие при построении этой линии не терять решения), развивать представления о симметрии.

  1. Логические задачи . Высказывания. Истинные и ложные высказывания.

Отрицание высказываний. Составление отрицаний высказываний. Двойное отрицание. Решение логических задач с помощью отрицания высказываний. Задачи, решаемые с конца.

Основная цель – развивать логическое мышление, умение составлять таблицы, познакомить с некоторыми законами логики, научить использовать их при решении задач.

  1. Дележи в затруднительных обстоятельствах . Задачи на переливания, задачи на взвешивание и на деление между двумя и тремя.

Основная цель – развивать умение составлять “цепочку рассуждений”, логически мыслить, составлять таблицы для решения задачи.

  1. Занимательные задачи на дроби .

Старинные задачи на дроби. Задачи на совместную работу.

  1. Олимпиадные задачи .

Основная цель – подготовить учащихся к участию в олимпиадах и конкуре “Кенгуру”

  1. Заключительное занятие- игра .

Итоговое занятие – игра

Цель занятия: проверить знание материала, изученного на занятиях кружка, и умение применять его в новой ситуации.

Методическое обеспечение

Оборудование для занятий в кабинете: учительский стол, ученические столы, стулья, листы бумаги, маркеры, карандаши и ручки.

Учебно-методическое обеспечение: часть занятий нужно проводить используя схемы - конспекты. Во - первых, это позволяет сделать ознакомление с материалом более эффективным, т.к. не всегда материал, излагаемый устно, понимается и усваивается по ходу объяснения. Во - вторых, наиболее важные моменты подросток сможет ещё раз вспомнить дома, что также улучшает закрепление материала.

Для проведения занятий по определенным темам изготавливаются наглядные пособия (схемы, таблицы), раздаточный и дидактический материал. Для учебных и практических занятий учащимся требуется тетрадь или блокнот для записей.

Список литературы:

  1. Вопросы внеклассной работы по математике в школе в 5-11классах/ А.П. Подашев.-М.: Просвещение, 1979г.
  1. Математические кружки в школе.5-8 классы/А.В. Фарков.-М.:Айрис-пресс,2007.
  1. Активизация внеурочной работы по математике в средней школе. Книга для учителя./В.Д.Степанов.-М.: Просвещение,1991г.
  1. Задачи по математике для 4-5классов./Баранов И.В.-М.:Просвещение,1998г.
  2. Спасибо за урок ,дети./Окунев А.А.-М.:Просвещение,1988.
  1. Математический тренинг. Развитие комбинационной способности: книга для учащихся5-7кл./ М.И .Зайкин. М.:Гуманит из-во Центр ВЛАДОС,1996г.
  1. В царстве смекалки./ Е.И. Игнатьев.-М.:Наука. Главная редакция Ф-М литературы    1979г.
  1. Тысяча и одна задача по математике: Кн.: для учащихся 5-7 кл./ А.В.Спивак.-М.: Просвещения,2002г.
  1. Математические олимпиады в школе, 5-11кл./А.В.Фарков.-М.: Айрис-пресс,2004г.
  1. Задачи на резанье./М.А.Евдокимов.М.:МЦНМО,2002Г.
  2. Как научиться решать задачи./Фридман Л.М.-М.:Просвещение,1989г.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЮГО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

=====

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕГОРОДА МОСКВЫ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №894

ПАСПОРТ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 «МАТЕМАТИЧЕСКИЙ КРУЖОК»

Руководитель объединения дополнительного образования

Велиханова Т.А.

Название программы   Математический кружок

Автор программы – Велиханова Татьяна Александровна

Направленность образовательной деятельности  -   научно-техническа

Тип программы – авторская

Уровень реализации программы: средняя школа

Прохождение экспертизы - да

Срок реализации – 1 года

Количество часов в неделю –2 часа/72 часов

Возрастная группа обучающихся –  11-12 лет

Целеполагание – привитие интереса учащихся к математике, углубление и расширение знаний по математике, развитие математического кругозора, мышления, исследовательских умений учащихся, воспитание настойчивости и инициативы.

Ожидаемые результаты – проведение и успешное участие в соревнованиях и конкурсах

Материально-техническое обеспечение – стенды для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала, выставочных образцов  тетради, авторучки, линейки, карандаши, ножницы.

Методическое обеспечение – Математический тренинг. Развитие комбинационной способности: книга для учащихся5-7кл./ М.И .Зайкин. М.:Гуманит из-во Центр ВЛАДОС,1996г.

В царстве смекалки./ Е.И. Игнатьев.-М.:Наука. Главная редакция Ф-М литературы    1979г.

Тысяча и одна задача по математике: Кн.: для учащихся 5-7 кл./ А.В.Спивак.-М.: Просвещения,2002г.

Математические олимпиады в школе, 5-11кл./А.В.Фарков.-М.: Айрис-пресс,2004г.

Задачи на резанье./М.А.Евдокимов.М.:МЦНМО,2002Г.

Как научиться решать задачи./Фридман Л.М.-М.:Просвещение,1989г.

Пересечение с образовательным стандартом (в%)  -  7%

«СОГЛАСОВАНО»:

Дата

Название лаборатории и предмет

Подпись

Замечания

Лаборатория  дополнительного образования

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЮГО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 894

Утверждено                                                   «Согласовано»

Педагогическим советом №1                      

от 28.08.2012 г.                                                ГБОУ МЦ ЮВОУО                                                                                                                                          

                                                                         ________________/________________/                        

                                                                         «___» ______ 2012                                                                                            

                                                                             

 

Образовательная программа объединения

дополнительного образования

«Математический кружок»

Педагог 

Велиханова Татьяна Александровна

2012

Москва


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математический кружок для 5-6 классов

Программа математического кружка...

математический кружок 7 класс

Подробная разработка занятий математического кружка в 7 классе с презентациями...

математический кружок

математический кружок 4 класс...

математический кружок

Планирование по математичекому кружку в 6 классе...

Математический кружок "Я-исследователь"

Математический кружок "Я-исследователь" для учащихся 5-6 классов...

Математический кружок "Занимательная математика"

Математика - один из главных предметов в школе. Еще английский философ Роджер Бэкон писал: «Тот, кто не знает математики, не может узнать никакой другой науки и даже не может обнаружить своего невежес...

Математический кружок

Поурочные разработки кружка для учащихся 7 класса...