Главные вкладки

    Статья по теме:
    Статья на тему "Театральная игра как средство коррекции и развития ребенка с нарушенными слуховыми возможностями "

    Гришина Наталья Владимировна

    Данная статья поможет начинающему педагогу организовать правильно досуг ребенка с нарушением слуха

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Театральная игра как средство коррекции и развития ребенка с нарушенными слуховыми возможностями

    Проблема детей с особыми образовательными потребностями становится с каждым днём всё более актуальной для специалистов, работающих в сфере образования. Пришло время, когда бурное развитие общественных наук поставило вопрос о внедрении новых технологий в процесс воспитания и образования, с целью социальной адаптации слабослышащих детей в мир социума. Это необходимо как для дефектологии, так и для педагогики.

    Практика показывает, что формирование морально-нравственных и этических качеств личности слабослышащих детей – одна из наиболее сложных проблем в сурдопедагогике. В исследуемой литературе мало отражен вопрос об оказании помощи в развитии выше указанных качеств личности у слабослышащих детей. Ребёнок с нарушенным слуховым анализатором не может в полной мере самостоятельно овладеть данными качествами. Поэтому, поиск эффективных форм организации педагогического сопровождения с целью социальной адаптации слабослышащих детей в социуме подводит к решению ряда задач:

    1. формировать моральные, нравственные, этические качества личности слабослышащего школьника;
    2. воспитывать культуру чувств и поведения;
    3. расширять кругозор;
    4. обогащать словесную речь;
    5. развивать слуховое восприятие.

    Чтобы повысить качество подготовки учащихся с потерей слуха к самостоятельной жизни в современном обществе, мы опираемся на возможности их саморазвития. Иными словами, в основе развития ребенка с недостатками слуха лежат не только внешние факторы, коррекционные воздействия, но и внутренние закономерности, глубинные стремления, личностные установки. Театрализованная деятельность помогает развиваться  детям именно в том направлении, которое укрепляет внутреннюю позицию ребенка, формирует его самооценку и жизненные приоритеты.  

    В личностном развитии происходят достаточные изменения в позитивную сторону: ребёнок усваивает правила поведения в обществе; нормы общественной морали. У него появляются более высокая самооценка и самоконтроль, развивается эмоциональная и волевая сфера, формируются мотивы деятельности. Важнейшими условиями формирования личности слабослышащего ребёнка является общение с взрослыми и сверстниками, включение в разные виды деятельности. Эмоциональное развитие детей с нарушениями слуха подчиняется основным закономерностям развития чувств и эмоций слышащих детей, однако имеет свою специфику. Недостаток звуковых раздражений ставит ребёнка в ситуацию “релятивной сенсорной изоляции” (отрицание возможности познать объективную истину), не только задерживая его психическое развитие, но и обедняя его мир эмоционально.

    Значительное влияние на формирование эмоционально-волевой сферы, развитие личностных особенностей слабослышащего ребенка, становление межличностных отношений на начальных этапах оказывают педагогически организованные условия, а именно:

    1. создание игровых зон для художественной деятельности детей (игровой, театрализованной, коммуникативной и др.), наполнение их необходимыми материалами, атрибутами;
    1. включение слабослышащего ребёнка в беседу, диалог, игровую, а затем и театрализованную деятельность;
    2. активное участие в культурно-досуговой деятельности: театральных сценках, сказках-миниатюрах и т.д.

    Во-первых, вышеуказанные мероприятия формируют представления об окружающем мире, корректируют у детей с нарушениями слуха представления о качествах личности, эмоциональных свойствах, о нормах поведения. Во-вторых, учат детей видеть проявления этих качеств в поведении других людей – детей и взрослых, формируют умение понимать поступки окружающих людей. В-третьих, формируют у детей с нарушениями слуха адекватную самооценку, являющуюся, с одной стороны, основой регуляции собственного поведения, с другой стороны, залогом успешного установления межличностных отношений, что, в конечном счёте, является положительным стимулом к социализации.

    В сурдопедагогике игра считается средством коррекции дефекта. В игре формируется личность неслышащего ученика, воспитывается коллективизм, взаимопомощь, ответственность перед коллективом и другие качества. Играя, дети овладевают нормами нравственного поведения, нормами социализации. Поскольку дети с дефицитарным развитием не владеют речевой деятельностью (речевое развитие является вторичным нарушением), то театральная игра корректирует данное нарушение, помогает включить детей в словесное общение, закрепить и расширить словарный и фразеологический запас, пополнить семантический ряд. Готовясь к театральной сценке-игре,  воспитанники могут разучивать считалки, реплики, набольшие стихи, осваивать интонационно выразительную сторону речи и другой речевой материал.

    В театральной игре многократно повторяется необходимая фразеология и выражения речевого этикета: будьте добры, пожалуйста, спасибо, благодарю вас, извините, я нечаянно толкнул вас и т.п., это благотворная платформа для социализации слабослышащих школьников. Сценическая деятельность слабослышащих детей предполагает владение учащимися навыками правильного ведения диалога, умение слушать себя и окружающих, логически верно произносить стихотворный текст, соблюдать ритмико-интонационные оттенки речи, артистично произносить заученное, вести себя на сцене раскованно и непринужденно. Театрализованные игры  помогают детям преодолевать трудности в других  видах деятельности.

    Все что происходит во время игр-драматизаций, театральных сценок, пронизано общей идеей сотрудничества. Чтобы театрализованная деятельность приносила положительный результат, а также не потеряла интереса в глазах детей, необходимо учитывать следующие аспекты в работе:

    1. учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка;
    2. дифференцированно подходить к выбору ролей, привлекая самих детей;
    3. производить подбор литературы, адаптировать с целью принятия и понимания ее детьми, вызвать у детей интереса к ней;
    4. создать благоприятные условия для реализации творческого потенциала детей;
    5. привлекать к сотрудничеству родителей.

    Театральная педагогика стимулирует учебную, познавательную, артистическую и естественную речевую деятельность, оказывает преобразующее воздействие на моторную, сенсорную, эмоциональную сферу. Посредством театрализованных игр школьники осваивают довольно высокую культурно-просветительную нагрузку: овладевают нормами и правилами социального поведения, ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира и т.д.

    Театрализованная деятельность – это свободное пространство, где играющий ребёнок чувствует себя в безопасности и лишается многих своих страхов, что иногда переходит и в обычную жизнь, на чем, собственно, основан психотерапевтический метод. Ребёнок самоутверждается – т.е. отстаивает перед миром свое “Я”, и это не зависит от того, окажется ли ролевой опыт успешным или нет, при условии его достаточной продолжительности и интенсивности он все равно закрепляется за данной личностью в качестве поведенческого образа.

    Практика на деле показывает, что использование театрализованной игры в различных её формах даёт положительные результаты как в формировании познавательной, двигательной, так и в развитии эмоциональной сферы. Театрализованные игры развиваются по заранее подготовленному сценарию или литературному сюжету (сказок, стихов, рассказов). Вследствие того, что в театрализованных играх готовый сюжет как бы ведёт за собой действие игры, они (театральные игры) могут использоваться в обучении слабослышащих воспитанников в качестве пропедевтического этапа в формировании навыков сюжетно-ролевой игры, где детям необходимо создавать собственный замысел, воображаемую ситуацию на основе своего опыта и представлений об окружающем.

    Из всего выше написанного можно сделать вывод. Только специально организованное, целостное образовательно-воспитательное воздействие может обеспечить активизацию сохранных анализаторов неслышащего ребенка, компенсацию его сенсорных недостатков, раскрытие позитивных свойств личности, ослабление и преодоление негативных последствий нарушения слуховой функции в сфере психической регуляции и межличностных отношений.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Игра как средство коррекции и развития межличностных отношений младших школьников

    В данной работе рассмотрены теоретические и практические аспекты коррекции и развития межличностных отношений  младших школьников.Материалы работы могут быть использованы классными руководи...

    Русский фольклор как средство коррекции и развития речи детей с ОНР

    На современном этапе одним из актуальных вопросов педагогики  является поиск новых форм и методов коррекционного обучения детей. С повышением внимания  к развитию личности ребенка связываетс...

    "Артикуляционная гимнастика как средство коррекции звукопроизношения у детей с нарушениями речи"

    В данной работе представлен материал о том, что такое артикуляционная гимнастика, значение артикуляционной гимнастики в коррекции звукопроизношения у детей с нарушениями речи,  рекомендации ...

    Статья на тему "Игра как средство развития познавательного интереса на уроках английского языка".

    Игры помогают детям стать творческими личностями, учат творчески относиться к любому делу, а это значит выполнять его качественно, на более высоком уровне. Творчество – это постоянное совершенствовани...

    Песочная терапия как средство коррекции и развития психомоторики и сенсорных процессов у детей с ОВЗ.

    Психомоторика непременно присутствует в самых различных проявлениях человеком активности: речи (сокращения мышц гортани и полости рта, жестикуляция), письма, эмоциональной экспрессии (мимика, поза, эк...

    Игра и изготовление кукол как средство коррекции и развития личности

    Игра и изготовление кукол как средство коррекции и развития личности...