лекция по ОПК "Что такое любовь"
классный час по теме

Лекция-беседа с презентацией по ОПК

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lyubov.doc57 КБ
Microsoft Office document icon rozhdestvenskaya_skazka.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

           

         Муниципальное общеобразовательное учреждение

                     средняя общеобразовательная школа № 9

               

          Выпускная аттестационная работа

по преподаванию основ православной культуры

                  в системе образования

 Лекция - беседа по основам православной культуры

Что такое любовь?

     

                                                                                           

                                                               Преподаватель  ОПК

                                                              Сергиенко Наталья Николаевна

     

                              Красноармейский район

                                   хутор Протичка

                                         2009 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Лекция – беседа «Что такое любовь?» входит в систему занятий кружка по ОПК «Культура православной семьи», проводимых на основе одноимённой авторизованной программы. Программа составлена для тех, кто интересуется культурой семейных отношений, в ней систематизирована информация, касающаяся проблем современной российской семьи. В программе нашли отражение вопросы супружеских и детско-родительских отношений. Через этот курс делается попытка рассмотреть закономерности становления личности семьянина, а также раскрытие значения семьи в жизни общества и государства. Курс «Культура православной семьи» предлагает учащимся подойти к построению будущей семьи и знакомит с традиционным православным семейным укладом.

Программа рассчитана на 2 года обучения (1 час в неделю, 34 часа в год).

Цель лекции:  Утверждение ценностей истинной любви.

Задача лекции:  Свидетельствовать подросткам о том, что:

  1. настоящая любовь и верность встречаются и сейчас;
  2. брак может быть счастливым и вечным,

Методы и приемы:  

                 Основной метод, используемый на данном занятии – это диалог, в основе которого – постановка проблемы, актуальной для молодежи в данное время. Затем происходит обсуждение расхожих мнений на данную тему, обращение к опыту компетентных людей: мыслителей, писателей, философов. Не последнее место имеет здесь личный опыт учителя, имеющего двоих детей и более чем двадцатилетний стаж семейной жизни.

Начало лекции.

 Никому не ведомо, как возникает любовь, откуда она приходит и что приносит с собой. Но однажды она приходит.

  (Слайд 1)

      Там, где она начинается, кончается равнодушие. Вялость, рассеянность, скука. Человек теряет чувство беспечности и легковесной игривости. Любящий совершенно неосознанно становится собраннее, его интересы унифицируются, внимание концентрируется. Начинается новая. Интенсивная жизнь. Скрытая внутренняя сила действует в его душе уже по собственному побуждению. Сердце начинает воспламенятся, затем оно горит. А в точке горения – любимый человек.

     

      Любовь подобна радостному свету, который светит человеку изнутри и дарит ему неиссякаемое тепло. То сердце, которое чуть было не окаменело, вдруг оживает, становится мягким, подвижным, лёгким, гибким, добрым.

     

    Душа становится нежной и чувствительной, она обращается с участием и пониманием ко всему свету. Любящему свойственна живая потребность осчастливить всех вокруг и наслаждаться счастьем другого как отражением собственного.

   

    С этим избранным существом любящий хочет быть вместе, радоваться его присутствием без помех со стороны других, преодолеть робость, стать с ним совершенно искренним и придать этой искренности совершенную форму. Всё просыпается для него и всё живое окликает его. Он чувствует себя цельным и окрылённым.

         

    Любящий по-настоящему может вчувствоваться в возлюбленное им. Чувства и воображение соединяются, возникает новая душевная сила, нежная и зоркая одновременно, чуткая и пронизывающая. Таинственная идентификация с возлюбленным и интуитивное предчувствие помогают влюблённым найти возвышенную тональность общения.

           

     Великое счастье - почувствовать в своём сердце любовь. С этого мгновения человек находит в себе своё лучшее, пение своего сердца, преображение своей обыденности. В любви раскрывается его истинная глубина, преодолевается его одиночество, расширяется пространство его души.

           

     Любовь проявляет меру религиозной одарённости человека. Если его жизнь наполнена духовно-нравственными идеалами, то отношение к любимому пробуждает желание быть с ним в творчески-прекрасной общности. Другой, как образ Божий, становится для любящего непостижимой самоценностью.  Любовь христианина всегда жертвенна, бескорыстна и исходит из совестливых движений души.

           

     Отсутствие религиозного опыта искажает весь душевный строй человека. Атеистическое мировоззрение не позволяет человеку постичь духовную основу любви. Его влечение к другому фокусируется в собственных телесных ощущениях и эмоциональной чувственности. Его сердце не устремлено в своей глубине к жертве ради ближнего. Его любовь бессознательно корыстна и себялюбива. Любимый, в этом случае, становится средством для удовлетворения эго-величий влюблённого человека.

           

    Исходя из христианской антропологии. Можно определить полярность проявления любви на каждом уровне структуры личности: телесном, душевном, духовном. Эта полярность определяется двойственной природой человека: добродетельной и греховной.

(Слайд 2)        

     Православная культура воспитания, обращённая к евангельским идеалам, закрепляет в человеке добродетели и утверждает христианскую мораль в обществе. В православной реальности мужчина и женщина в своих отношениях исходят из религиозной посвящённости Христа ради, руководствуются нравственной целесообразностью другого ради, хранят своё духовное достоинство жизнью по совести.

       

    Каждому из позиционных оснований совести и эго-влечениям соответствует собственная психологическая реальность, состоящая из мировоззренческих представлений, социальных установок, ожиданий, комплекса определённых действий и их последствий.

 (Слайд 3)  

   

        Психологическая реальность эго-влечений атеистична. В её основе лежит идеология разрушения христианских ценностей. Отрицание Бога и вечной жизни не позволяют увидеть духовный смысл и красоту отношений мужчины и женщины в перспективе, что приводит к безысходности и одиночеству.

         

     Психологическая реальность православной культуры утверждает евангельские истины и божественное происхождение мироздания. Единая система нравственных ценностей, благословленный Богом супружеский союз, одухотворённость отношений религиозным чувством приводят мужчину и женщину к постижению смысла любви.

           

     Любовь – это всегда жертвенность со стороны любящего и духовная потребность самоактуализации любимого в талантах и добродетелях.

       

     Любовь – великий дар. Восхождение к ней имеет долгий путь во времени: от восторженной влюблённости, через испытания и трудности, обретая благодарность,- к истинной любви.

  (Слайд 4)        

     Для того. Чтобы отношения в любви развивались правильно и не принимали искажённые формы, необходимо соблюдать следующие правила:

          - сохранения целомудрия в добрачных отношениях;

          - определённость и честность в построении дальнейших отношений;

          - верность, чуткость и отзывчивость в супружеской близости (эрос);

          - желание родительства;

          - исполнение с радостью супружеского и родительского долга (агапе);

          - восхождение через взаимопонимание к единодушию (филиа).

       Человеку с атеистическим мировоззрением трудно познать истинную любовь, так как у него нет сил быть верным. Только православная система ценностей, христианская вера помогают любящим обрести верность, надёжность и мудрость в отношениях. Творческая власть любви высвобождает человека от плена греховных влечений и освобождает душу. Пусть порой судьба любви сложится «несчастливо», пусть иногда жажда любви остаётся неутолённой,- всё же счастье любви будет живым, а её богатство – настоящим.

(Слайд 5)        

     

      Мир полон дремлющей любви. Счастлив тот, в ком она проснётся и к5то сумеет не упустить её, не опошлить, а сохранить живой и прекрасной. Любящий несёт в себе источник внутренней радости и силу духовного откровения. Истинная любовь – это искра Божья в человек.

(Слайд 6)

Беседа по вопросам, обмен впечатлениями, мнениями, вызов подростков на откровенный разговор

           

1.        Какие силы души пробуждает любовь, что меняется в человеке?

2.        Что такое любовь и как она проявляется на разных уровнях?

3.        Какие виды любви могут сохранить долгие и
добрые отношения?

4. Переживал ли ты что-нибудь подобное в своей жизни?

5. Почему так редко можно встретить сейчас отношения молодых людей, построенные на истинном чувстве?

6. Что помогает противостоять современным  поверхностным отношениям, «гражданским бракам», поискам партнёров для секса?

      Используемая литература:

I. Библия. Ветхий и Новый Завет: в русском переводе с параллельными местами - Сергиев Посад: Свято -Троицкая Сергиева Лавра, 1992г.

2.        Бородина А. В. Основы православной культуры.

М., 1992г.

3.        Иоанн Кронштадтский. Христианская философия.

М., 1992г.

4.        Культура семьи: Учебное пособие /сост. : Н. Г.
Храмова, Г. Г. Алексеева, А. А. Сараева. - Кострома:
ТОУВПО КТУ им. Н. А. Некрасова. 2005г.

5.Семья православного христианина: В 2-х т.-М., 1997.

6.Православная энциклопедия. Изд. Русской Православной Церкви. 2000 г. и далее.

7.Домострой. – М.: Советская Россия . 1990.

8.Книга о Церкви. Авторы и составители о. А. Лоргус, о. М. Дудко, А. Войнова, В. Кисель, Н.Ильичева. Издание 2-е, исправленное. - М.: Паломник, 1998.



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №9

Сценарий Рождественского утренник

 «В целом мире торжество»

Из сборника «Духовно-нравственная культура в школе»

Провела: учитель ОПК                  Сергиенко   Наталья    Николаевна.

х. Протичка.

2009 год

Действующие лица

Чтецы

Дедушка-месяц

Звезда-малютка

Август, римский император

Гонцы

Жители

Колокольный звон. Дети входят с зажжёнными свечками.

Первый чтец.

Бриллиантом чистым ярким,

То зеленым, то синим играя

На востоке, у трона Господня

Тихо плещет звезда, как живая.

Входит звёздочка со свечкой

Второй чтец.

А над лесом все выше и выше

Входит месяц и в дивном покое

Замирают морозная полночь

И хрустальное царство живое лесное

Третий  чтец.

Вот однажды ночка

Зимний день сменила

И звезда-малютка

Дедушку спросила.

Звезда - малютка.

Что такое елка

Слышу я повсюду

Нынче это слово

И дивлюсь я чуду!

Четвёртый чтец.

Улыбнулся месяц,

Провожая тучку.

Посмотрел с любовью

На шалунью-внучку.

Месяц.

Что такое елка

Ты сама узнаешь

Если вдоль по небу

Завтра погуляешь

Пятый  чтец.

И замок лукаво

Дедушка-проказник.

А на землю с неба

Шел веселый праздник.

Исполняется песня «Яркая звездочка».

Яркая звездочка на небе горит

Детям у елочки мама говорит:

«В целом мире торжество,

Наступило  Рождество!»

С праздником, с праздником взрослых и ребят,

Всем поздравления нынче говорят.

Потому что торжество,

Потому что Рождество!» {2раза)

 Спать нам не хочется в эту ночь совсем.

Хочется, хочется в город Вифлеем.

 Посмотреть на торжество,

Там. где было Рождество! (2раза)

Месяц.

Давным-давно, более двух тысяч лет тому назад,

свершилось это чудо в далеком городе Вифлееме.

Звездочка

А я знаю эту страну!

есть страны, где люди от века не знают,

Ни вьюг, ни сыпучих снегов,

Там только нетающим снегом сверкают

Вершины гранитных хребтов.

Цветы том душистее, звезды крупнее,

Светлей и нарядней весна.

И ярче там перья у птиц, и теплее

Там дышит морская волна.

Месяц.

В такой-то стране ароматною ночью, При шелесте лавров и роз, Свершилось желанное чудо воочию: Родился Младенец-Христос.

Месяц (Звездочке). Хочешь узнать, как это было? Давай вернемся в воспоминаниях в ту далекую ночь. Видишь, там, на троне, восседает император, такой гордый я величественный? Давай прислушаемся.

Сценка «Перепись населения»

Император сидит  на троне, встает.

Император. Позвать сюда гонцов!

Вбегают юнцы, встают перед императора одно колено.

Император (развертывает свиток, про возглашает). Я, римский император Август, повелеваю: переписать всех человека в народах, мною завоеванных; каждого записать в городе, откуда он родом. Тех, кто ослушается, наказать строго!

Гонцы (бегают с криком).

— Римский император переписывает население!

Всем срочно прибыть в город своего рождении!                                                         *

Непокорных строго наказать!

—  Жители Назарета, исполняйте приказ   * императора Августа!

— Перепись населения, перепись населения!

 

 Жители

— Слышали? Всем велят идти в родные города, чтобы нас сосчитали.

- А как же Иосиф с Марией? Ведь Мария матерью вот-вот должна стать,

- Да, путь до Вифлеема не близок. Раньше ночи не доберутся.

- А народу, народу-то сколько туда идет! В гостиницу им не попасть.

На фоне  тихо звучащей музыки.

 Чтецы.

Уж было поздно. Мглу набросив,

 Спускался вечер, глух и нем,

 Когда Мария и Иосиф

Пришли в дремавший Вифлеем.

 Средь переполненных гостиниц,             

Они, приюта не сыскав,                     

В пещере гор остановились,                   

Где веял пряный запах трав                           

И на ночлег стада сходились.             

И здесь, в пастушечьем вертепе,       

Родился Тот, пред Кем свой лик       

Склоняет солнце на закате,

 Кто неотъемлем и велик.

Песнопение. «Дева Богородице».

Месяц. Это была великая, таинственная

 ночь. А еще она была необыкновенно тиха,

и во всей Вселенной совершались чудеса.

(Группа детей по три-четыре человека в разных местах зала.)

Первая группа (хором). Чудо! (Один голосок.)

 Чудо! Вода из камня потекла!

Вторая группа. Чудо, чудо! Чудо!

Облако светит светлее Солнца!

Третья группа. Чудо, чудо! Чудо!

Виноградник расцвел!

Четвертая группа (со страхом). Что за грохот такой, сильнее грома?

Храм, где идолам поклонялись, рухнул!

Чудо! Чудо!

Месяц

А в вертепе в холодную зимнюю ночь,

Не в пуховой и мягкой кроватке,

А на сене в яслях, рядом с Мамой Своей

Сам Господь спал спокойно и сладко.

Песня «Ночь тиха»Груббера

Месяц . Самыми же большими чудесами были два удивительных чуда:

- явление ярко-сияющей звезды мудрецам-волхвам, которая привела их к Младенцу;

- явление Ангела Господня пастухам, стерегущим стада близ Вифлиема.

Чтецы.

В Вифлееме утомленном

Все погасли огоньки,

Только в поле отдаленном

Не дремали пастухи.

Вдруг раздался шелест нежный -

Трепет пастухов объял.

И в одежде белоснежной

Ангел Божий им предстал

Позабудь тревогу, беспокойный мир

Слава в вышних Богу

И на земле мир

Исполняется песнопение Богу».

Звезда-Малютка.  Дедушка теперь я знаю, что такое елка и какой радостный праздник Рождество. Пойдем и мы праздновать, Христа  славить! А видишь вон ту красивую заснеженную страну? Пойдем , посмотрим, как там встречают праздник Рождества.

Выходят чтецы, читают под музыку  звучащего «Вальса  Чайковского «Щелкунчик»

Первый чтец.

Под скатертью пушистою

 Спит русское село,

И шубой серебристою

Тропинки замело.

Второй чтец.

Звон волнами певучими

 Несется вдоль реки

Меж елями могучими

Мелькают огоньки.

Третий чтец.

То освещен торжественно

  Сегодня сельский храм

 За службою Божественной

 Встречают праздник там

Четвертый чтец.

Поют «Христос рождается»,

Им род спасен людской.

И сердце загорается

Любовью неземной.

Звучит песнопение «Христос рождается, славите». В это время готовятся декорации к спектаклю по рассказу Г. Юдина.

Плачущий ангел

Сцена 1.

интерьер деревенской избы. Звон колокола бабушка будит Внучку.

Бабушка. Ну, внученька, подымайся. Хватит спать. Родители твои уже уехали. Остались мы с тобой одни, зато на все новогодние каникулы тебя оставили у бабушки погостить. Ну, просыпайся же!

Маша. Так рано?!

Бабушка. Как рано?! Куры уже два яичка тебе принесли. Васька усатый мышку поймал.

Маша (хитро прищурившись). Тоже мне?

Бабушка (улыбаясь). Вставай, вставай, соня, а то я в  церковь опоздаю.

 Маша. А я? Ты что же, меня не возьмешь.?!

Бабушка. Да ведь родители твои строго-настрого наказывали ни про Бога, ни про церковь тебе не рассказывать.

Маша. А почему?

Бабушка. Потому, мол, что Бога нет, а в церковь одни неграмотные старушки ходят.

Маша. А на самом деле Бог Есть?

Бабушка. Конечно, есть.

Маша ( удивительно) Бабушка, вот этот маленький мальчик — Бог? А это Его Мама?

Бабушка. Да, Младенца зовут Христом, богородицу, как и тебя, — Мария.

Маша. Правда? (Подходит к иконе, присмотрит на Богородицу.) Бабушка, она смотрит прямо на меня, Она такая добрая!

Бабушка. (Режет хлеб). Да, внученька. ешь, а я в церковь схожу. Праздник большой — Рождество Христово.

Маша. А где Христос родился? В Москве?

Бабушка. Нет, внученька, в далеком городе Вифлееме, в пещере, где коровы дя козы жили. Ну, я пошла.

Маша. И я хочу с тобой! Если ты меня с собой не возьмешь, то я вот так. босая, выйду во двор и закоченею на холоде.

Бабушка (испуганно). Что ты, что ты. Бог с тобой! Уж пусть лучше родители ругают — собирайся.

Сцена 2

Колокольный звон. Бабушка идет с Машей и Соседкой из церкви.

Соседка. Ну вот, славя Богу, Рождество Христово встретили. Хоть и под открытым небом Христа славили, да в своем храме.

Бабушка. Хорошо, что отдали нам церковь да служить разрешили, а там отремонтируем ее с Божией помощью.

Соседка. А ты, Макаровна, поди, всю пенсию на храм отдала? На что жить теперь будешь?

Бабушка. Козу продам или кур. Проживу, не помру (вздыхает), лишь бы храм поднять.

Соседка. Внучка-то у себя там, в городе, ходит в церковь?

Маша. Нет. я в первый раз была в церкви.

Соседка. Стало быть, в эту ночь еще одна христианская душа родилась?

Маша. А мне священник сказал, что если и что-то попрошу у Господа на Рождество, то Он обязательно исполнит.

Соседка. Знамо, исполнит. Детскую молитву Господь всегда слышит в исполняет. Ну, бывайте здоровы. С праздником вас!

Бабушка и Маша. И Вас с праздником!

Сцена 3

В доме бабушки.

Маша. Бабушка, а почему ты своими руками деньги на храм в тарелку не можешь класть, когда собирают?

Бабушка (тяжело вздохнув). А шт. что церковь эту мой муж с товарищами своими разорил.

Маша (испуганно). Дедушка Ваня?

Бабушка. Нуда. Приехал в двадцатом году из города начальник с наганом, собрал их, дураков молодых, сказал, что Бога кет, и приказал церковь ломать. А они и рады стараться, с хохотом крест своротили и крышу разломали.

Маша. А потом?

Бабушка (вытирая глаза). А потом, через много лет, прибежал мой Ваня как-то вечером с поля белый как снег, дрожит весь и глядит, как безумный. «Иду я, — говорит, — сейчас мимо церкви, смотрю, а возле нее кто-то в длинной белой рубахе стоит. Подошел, гляжу: какой-то паренек. Волосы золотые, лицо какое-то невиданное — и плачет. Спрашиваю, кто его обидел, а он мне в ответ; «Ты. Иван». "Как это?" — спрашиваю. "Ведь это ты сломал мою церковь!" — "Да кто ты?" — "Я ангел ее", — говорит. Сказал и исчез. Да это что же, получается, что Бог есть?» — это у меня мой Ваня спрашивает. А сам с той поры спать перестал, потом заболел и умер. И перед смертью так плакал, бедный.

Маша. Бабуля, а ты дедушку простила?

Бабушка. Я-то простила, а вот Господь простил ли? Не наказал ли его на небе какой страшной карой?

Маша (подходит к иконе, смотрит на Младенца, тихо спрашивает у бабушки). Бабушка, а я уже могу просить у Него?

Бабушка. Проси, проси. Он никогда детям не отказывает.

Маша (с верой, твердо). Дорогой Господи! Пожалуйста, не ругай на небе моего дедушку! Прости его. А я Тебя буду любить сильно-сильно. Всю жизнь. Твоя Мария.

Песнопение «С нами Бог».

Затем говорит. Месяц на фоне музыки из «Времен года» П. И. Чайковского.

Месяц. В то жестокое время было разрушено и разорено много храмов на русской земле.

Но вот пришло то страшное время, и вновь сверкают купола церквей, и колокольный звон опять зовет православных на молитву.

В исполнении детей звучит торжество в новом храме» (муз. Е. Грузковой).

Зимы коварной волшебство

Метели, легкий иней

Мы в новом храме Рождество

Встречаем вместе ныне.

Звон колокольный над селом.

В морозной дымке спящем

Плывет, как встарь, давным-давно,

Всем душу бередящий.

И изумрудом сыплет снег

На крыши, купол, землю.

Село вступает в новый век.

Вновь гласу Бога внемля.

Вновь вереницею народ

Забытою дорогой

В ночной тиши встречать идет

Родившегося Бога.

Мерцанье свеч, кадильный дым

Младенцу величанье.

Молитвы свет — и вместе с ним.

Любовь и покаянье.

В душе и радость и покой.

И места нет унынью.

Прекрасен Сергиевск зимой,

Ночной объятый синью!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекция для родителей "Родительская любовь"

Как строить отношения с ребёнком, чтобы воспитать индивида, личность? Над этим вопросом часто задумываются родители. Этот вопрос включает много аспектов и гр...

"Что такое любовь?!." Внеклассное мероприятие для 10 класса

Внеклассное мероприятие (интегрированное по географии, химии, МХК)круиз по теме "Что такое любовь?!."...

Урок внеклассного чтения "Что такое любовь"

Урок в 8 классе, посвященный любви "Что такое любовь"...

Психологическое занятие для старшеклассниц "Что такое любовь"

Любовь бывает разная: материнская, дочерняя, братская, сестринская, к другу, к юноше.Сегодня мы поговорим о любви к юноше. От любви наше сердце рвется наружу, а за спиной как бы вырастают крылья. Не н...

Что такое любовь к жизни? (По рассказу Джека Лондона «Любовь к жизни»). 6 класс

 Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ.   Методические приёмы: аналитическая беседа, выразительное чтение, просмотр слайдов, методы критического мышления (составление к...