Праздник "Настоящая мать человеку даётся однажды"
классный час по теме

Гагинян Вера Алексеевна

Праздник. посвящённый Дню Матери.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный руководитель 11 « Б» класса: Гагинян В.А.

МБОУ СОШ № 10 с углублённым изучением отдельных предметов

Г. Сургут


Цель:   Развивать у учащихся  чувства долга и благодарности, уважения и заботы, внимания и ответственности перед мамой.

               Воспитывать в детях деятельную любовь к маме: в девочках --благодарную дочь, в мальчиках – хорошего сына.

Оформление, оборудование:

  1. Магнитофон ; Ф. Киркоров «Мне мама тихо говорила» , фонозаписи  Т. Гвардцетели «Мамины глаза», А. Герасимова «Мамино крыло»
  2. Выставка картин «Образ женщины в искусстве»
  3. Плакаты: «Природа сказала женщине: будь прекрасной, если сможешь, мудрой, если хочешь, но благоразумной ты должна быть непременно» , П. Бомарше ;

«Люди! Братья мои! Берегите своих матерей! Настоящая мать человеку даётся однажды!» С. Островой ;

«Чти отца и матерь твою, да благо тебе будет и да долголетен будешь на земле» Библия;

« Мать – королева семьи » Пословица.

  1. Письменные, устные, поздравления учащихся своим мамам, цветы.
  2. Компьютер, медиапроектор, экран
  3. Ромашка «Мамины глаза» и «Простишка"

Ход праздника.

  1. Звучит музыка А. Герасимова «Мамино крыло».( Все мамы и дети рассаживаются за столики.)

          1 учащийся:        Встаньте все и выслушайте стоя

                                       Сохраненное во всей красе

                                       Слово это – древнее, святое!

                                       Распрямитесь! Встаньте!..

                                       Встаньте все!

                                       Слово это сроду не обманет,

                                       В нём сокрыто жизни существо.

                                       В нём – исток всего, Ему конца нет.

                                       Встаньте! Я произношу его:

«МАМА»

( все учащиеся стоя и аплодируя приветствуют своих мам и бабушек)

  1. Слово классного руководителя.( Читаю прозу А. Владимирова «Мама»)

Во время чтения идёт показ    1—11 слайдов, объединённых темой

«Я И МОЯ МАМА»

Именно это слово первым произносят младенческие уста. И немудрено. Ведь мать составляет с ребенком единый организм – не из рук, а от груди материнской мы питаемся первые месяцы нашей жизни, находимся в полной зависимости от родившей нас.

Какими бы взрослыми, и сильными, умными, красивыми мы не стали, как бы далеко жизнь не увела нас от родительского крова, мама всегда останется для нас мамой, а мы-ее детьми, слабости и недостатки которых никто не знает лучше, чем она. И никто, конечно, не сумеет пожалеть, а вместе и пожурить нас, лучше, чем мама. Выговаривая нам, она желает не обидеть нас, но исправить. Вот почему даже мамины шлепки мы вспоминаем с благодарностью, ибо и гневается на нас с любовью.

(Во время чтения идёт показ 12—слайда)

«СВЯТАЯ МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ»

  1. оберегала и сохраняла
  2. подымала
  3. обнадеживала и укрепляла
  4. благословляла
  5. прощала

Чем же мы можем отплатить, воздать маме за ее любовь, пронесенную, словно горящая свеча чрез все годы ее жизни? Эта любовь оберегала и сохраняла нас, когда мы были беззащитны и беспомощны; эта любовь подымала на, когда мы падали, обольщаемые злыми помыслами; эта любовь обнадеживала и укрепляла нас, когда жизнь заходила в тупик и, казалось, уже не было выхода из запутанных обстоятельств. Чем воздадим матери за бессонные ночи, проведенные около нашей кроватки, в борьбе с недугами и хворями, которые столь часто выпадают на долю детей? Кто из нас по достоинству может оценить ежедневный, кропотливый, продолжающийся из года в год, а вместе и столь незаметный труд матери по дому, по хозяйству? И все ради нашей пользы и нашего блага – лишь бы дети были сыты, чисты и опрятны , лишь бы их детство осталось самой счастливой порой жизни, А ведь многие матери при этом были поставлены в необходимость работать в течение почти всей недели – значит и вставали на много раньше нас и ложились позже, и при этом всё успевали-и завтрак собрать, и постирать, и приготовить нам чистую одежду, дабы никто не назвал сына или дочку неряхой и замарашкой. Чем же воздадим этому бесконечно родному и близкому существу, которое мог нам даровать только Бог и которое мы именуем мамой? Как бы мне хотелось, чтобы ответ на этот вопрос был написан золотыми буквами в вашем сердце! Как бы я желал, чтобы эти буквы тем ярче светились и сияли в вашем сознании и памяти, чем дольше вы пойдете по дороге земной жизни, быть может, уже проводив маму в жизнь вечную! Воздать маме мы не сможем достойно ничем, только благодарностью – никогда не оскудевающей, но возрастающей. Благодарностью, явленной и в словах, и делах. Именно об этом и говорится в библейской заповеди: «Чти отца и матерь твою, да благо тебе будет и да долголетен будешь на земле».

  1. учащийся. С. Островой «МАТЬ»

Первое слово ребенок сказал: «Мама!»

Вырос. Солдатом пришел на вокзал: «Мама!»

Вот он в атаке на дымную землю упал: «Мама!»

Встал. И пошёл. И губами  горячими

к жизни припал: «Мама!»

А у меня нет мамы. Она умерла.

Вот ещё одной мамой стало меньше на свете.

Зачем же ты, мама,

В постель земляную легла?

Или жёсткой кровать

Показалась тебе на рассвете?

А рассвет был из солнца.

Из зелени, Из синевы.

Пение птиц было слышно

на самых далёких планетах.

Розоватые голуби вылетали из мокрой травы,

Долго пили зарю

и тонули в далёких рассветах.

Ты ведь очень любила,

Когда зажигался рассвет.

Поднималась чуть свет.

И детей на заре поднимала.

А сейчас тебя нет.

Почему? Почему тебя нет?

Поднимись. Приходи.

У детишек сползли одеяла.

Нет, уже не придёшь.

Из глухого того далека

Не приходят назад.

Остаются на вечном ночлеге.

Страшной формы сейчас над землёю плывут облака,

Будто белые женщины едут на белой телеге.

Ты седая совсем.

Стала белой твоя голова.

Видно вьюги мели,

А снежинки растаять забыли.

Муж без вести пропал.

Ты с тех пор ни жена, ни вдова.

А потом сыновья на войну от тебя уходили.

От тебя? Нет, с тобой!

Слышишь, мама, всё время с тобой,

Только в письмах они

Очень редко писали об этом,

Больше жёнам писали,

И шли по дороге рябой,

Это только потом, через годы

Я стал понимать, как казнят матерей

Безучастьем и чёрствостью дети.

Друг мой, брат мой, товарищ  мой.

Если зовёт тебя мать-

Рвись к ней сердцем. Спеши.

Мчись к ней в самой крылатой ракете.

Каждый миг на счету.

Будь быстрее, чем звук и чем свет.

Опоздаешь в пути-

Не простишь себе этого вечно.

Ты звала меня мать? Я пришёл,

А тебя уже нет.

И дорога длинна.

И разлука с тобой бесконечна.

Я сейчас вспоминаю-

Давно это было…давно…

Я сейчас вспоминаю, давно это было, давно …

Утро. Осень метёт.

Жмутся к небу озябшие птицы.

Ты всё смотришь в окно.

Ты всё смотришь и смотришь в окно.

Хоть бы скрипнула дверь.

Хоть бы вздрогнули бы половицы.

Сын из дома ушёл.

И когда он вернётся теперь?

И потянутся дни.

И слезы материнской не спрячут.

Ах, зачем между жизнями возникает

закрытая дверь?

И детей провожая, зачем наши матери плачут?

Я созвал бы весь город у этой

прощальной черты.

Я бы в трубы трубил.

Я бы праздновал так провожанье:

Пусть красивые девушки дарят

в дорогу цветы,

И счастливую мать через город

несут горожане.

Пусть увидят все люди, как

вырос её молодец!

Он родительский факел теперь понесёт

через годы.

Он уходит в дорогу.

Мужчина. Строитель. Творец.

Всё, что сделает он,-это всё

материнские всходы.

Мать, я землю изъездил.

Я многие знал города.

И добро повидал, и война по мне

смертью строчила.

Но друзей своих, мать, не бросал я

в беде никогда.

И не лгал никогда.

Это ты меня так научила.

Ты меня научила не прятать у сердца обид.

(Сердцу трудно и так, для чего ему тяжесть такая?)

Если слово ты дал—это значит

навеки гранит.

Если в гору идешь—поднимайся,

других не толкая.

Сколько мирных народов у нашего

сели костра!

Сколько мы обогрели горячим,

душевным приветом!

Мама, как ты добра!

Как была ты огромно добра.

Целый город, бывало к тебе приходил

за советом!

Вот за это за всё – я твой сын!

И пока я живу, мама,

Имя твоё я несу через жизнь, как святыню.

Будут годы идти. Будут яблоки

падать в траву.

Будет солнце всходить.

Будут реки врываться в пустыню.

Будут плыть корабли в белизну

Марсианских морей.

Будет жизнь бушевать

Каждым атомом. Жилкою каждой.

А тебя уже нет.

Ты уже не откроешь дверей.

Люди! Братья мои!

Берегите своих матерей!

Настоящая Мать человеку даётся

Однажды.

(слайд 6)

Слово классного руководителя

Мне кажется, что понятие «мать», «материнство»-святы. И пусть мама сама считает себя несовершенной или даже грешной, в глазах детей она должна оставаться  всегда прекрасной и, может быть, даже святой. Во всяком случае  недопустимо делать маме упреки и замечания, уместные лишь в устах взрослых по отношению к подрастающему поколению. Не скрою, иные современные юноши и девушки по душевной слепоте своей и гордости даже укоряют родителей в своих собственных недостатках, приписывая их грехам и просчетам в воспитании. Нет большей неблагодарности, чем эта, заслуживающая только наименование черной! К сожалению, наши дети ныне так увлечены всевозможными играми да еще к тому же и компьютерными, что у них все меньше и меньше и меньше остается времени «остается на маму»

  1. ученик Стих «Легче всего обидеть мать» С. Плотова.

Легче все го обидеть мать

Она обидой не ответит,

А только будет повторять:

«Не простудись - сегодня ветер

…Легче всего обидеть мать.

…Пройдут века,

Мы станем выше

Но кто-то, губы сжав, опять

Возьмет бумагу и напишет:

«Легче всего обидеть мать»

…И, может быть, его услышат.

Слово классного руководителя

Многие ли из наших детей могут сказать, какие у мамы глаза! Нет, я не имею в виду – карие или голубые, это, слава Богу, мы помним. Какие у мамы бывают глаза? А ведь в них – вся наша жизнь, в них – мы сами в настоящем, прошедшем и будущем. Иногда в маминых глазах прочитаешь мир и покой , Они подобны озеру, не колеблемому ни единым дуновением ветерка. Когда смотришь в эти глаза, уходит беспокойство и тревога, сердце освобождается от страхов и опасений – веришь: все будет хорошо, потому что рядом – мама.  А иногда эти глаза темнею, как темнеет воздух перед грозой, и глаза превращаются в очи, очи грозные, потому что в них и чрез них исходит правда, а ты сознаешь себя маленьким и грешным, и тебе стыдно за свой презренный гаденький поступок.

Звучит музыка «Мамины глаза» Т. Гвердцетели.

  1. ученик (слайд13)

(на лепестках написаны вопросы, дети читают вопрос, отвечают на него вслух и на доске собирается РОМАШКА)

1) Какого цвета глаза у твоей мамы?

2) Когда день рождение у твоей мамы? Какие подарки ты ей преподносил?

3) Какие любимые цветы у твоей мамы?

4) Какое у мамы любимое блюдо? Ты готовишь его ей?

5) Часто ли ты делаешь подарки своей маме?

6) Часто ли ты делаешь приятное своей маме?

7) Какие ласковые слова говоришь маме? Назови ее сейчас ласково?

8) Когда последний раз целовал маму? Сделай это сейчас.

9) Говоришь ли ты «Спокойной ночи, мама» и целуешь ли ее перед сном?

10) Говоришь ли ты «Доброе утро, мама»

11) Говоришь ли ты «Спасибо, мама», когда поешь или что-то берешь из маминых рук?

12) Помогаешь ли ты маме по собственной воле или она тебя заставляет?

13) Можешь ли ты облегчить труд мамы, взяв на себя часть домашней работы?

14) За что ты можешь сказать маме спасибо?

15) Есть ли человек, который тебя любит больше, чем мама?

16) Часто ли ты огорчаешь свою маму?

17) Кто первый прощает обиду, если ты поссорился с мамой?

18) Ты любишь проводить время в обществе мамы? Что вы делаете с ней вместе?

19) Помогает ли тебе сейчас мама делать уроки?

Слово классного руководителя

А что мы знаем о маминых руках – многозаботливых, не знающих ни устали, ни покоя, то стряпающих, то штопающих, то стирающих? Мы верим и знаем, что руки мамы чудотворны. Вот почему едва лишь что-то заболит у нас или поцарапаем руку, занозим, ушибем – сразу бежим к ней, всем в доме возвещая о цели нашего суматошного и внезапного прихода громким воплем «Мама, ма-а-ма!» И о чудо! Едва лишь мама прижмет нас к себе, погладит там, где болит, приголубит – и вот уже боль вполовину меньше, а то и совсем пропала.

Слово классного руководителя

Ах, как жаль, что дети в наше время почти уже разучились обращаться к маме с различными ласковыми наименованиями, Не обнимут, не поцелуют, не скажут с любовью: «Мамочка, моя хорошая, дорогая…» А пойдут лишь крякнут отрывисто: «Мам, поесть есть?» - предоставляя ей расшифровать это своеобразное вопрошание. Знайте, друзья, для того Бог так украсил этот мир, чтобы мы черпали из созерцания его красоты теплые обращения к маме. Почему бы не назвать ее «солнышком» или «небушком»? Только попробуйте, и слова сами придут и лягут на сердце.

6 ученик Э. Асадов

«ЧТО В СЕРДЦЕ НАШЕМ САМОЕ СВЯТОЕ?»

(слайд 14)

Слово классного руководителя

Если хотите, раскрою вам одну тайну… Мама очень любит цветы, И даже если вы не в состояние купить для мамы роскошные розы, принесите летним днем скромный полевой букет из кашек и ромашек. И мама в ответ на ваш подарок улыбнется, что это лучезарная улыбка навсегда запечатлеется в вашей памяти, и никаким последующим бедам и напастям (без них не обойтись) никогда не удастся стереть ее. И, быть может, в час уныния и печали, когда рядом не окажется никого, кто бы поддержал и ободрил вас, а называвшие себя вашими друзьями отвернутся от вас, и вы останетесь совсем одни в этом холодном мире, - в этот час Господь воскресит в вашей памяти благодарную и признательную улыбку мамы– и тяжкое бремя внезапно скатится с ваших плеч, и сердцу станет так легко.

(Во время чтения идёт показ 15— слайда)

 

*  обращайтесь к маме ласково;

*  почаще целуйте маму;

*  благодарите её за дела;

*  чаще проявляйте внимание и заботу о маме;

*  чаще пишите ей письма и SMS;

*  чаще дарите цветы;

*  любовь к маме вас не унизит, а сделает благородными.

Чем более немощной с годами будет становиться мама, тем большее внимание и попечение нам должно проявлять по отношению к ней. Для того она лелеяла и растила нас, чтобы в какой-то день ее немощь восполнилась нашейсилой, ее болезнь – нашим здоровьем, ее скудость – нашим изобилием. Деятельная любовь к матери никого никогда не унизила, даже самых великих людей, напротив, сделала их еще более благородными и достойными уважения. Пренебречь родителями, оставить их без попечения – то же самое, что зачеркнуть все доброе, когда бы то нами сделанное, и отречься от Бога, а хуже этого ничего нет. «Пусть всегда будет солнце, пусть всегда будет мама, пусть всегда буду я» - эту песню знает каждый. И слова песни не обманывают нас: мама будет всегда, но не всегда она будет рядом. Вот почему необходимо сейчас, с сегодняшнего дня учиться любить маму так, чтобы эта любовь насытила ее и наше сердце и связала нас такими  тесными узами, которые бы оказались сильнее самой смерти.

3.Слово маме-родительнице

Читает «Легенду о материнской любви» (хрестоматия Сухомлинский В.А.),

                 Был у матери единственный сын. Женился он на девушке изумительной красоты. Но сердце у девушки было черное, не доброе.

                Привел сын молодую жену в дом. Невзлюбила сноха свекровь, сказала мужу: «Пусть не заходит мать в хату, посели ее в сенях».

                Поселил сын мать в сенях, запретил ей в хату заходить…Но мало показалось снохе и этого. Говорит она мужу: «Чтобы  и духом матери не пахло в хате».

                 Переселил сын мать в сарай. Только по ночам выходила мать на воздух. Отдыхала однажды вечером молодая красавица под цветущей яблоней и увидела, как мать вышла из сарая.

                 Рассвирепела жена, прибежала к мужу: «Если хочешь, чтобы я жила с тобой, убей мать, вынь из ее груди сердце и принеси мне». Не дрогнуло сердце сыновнее, околдовало его невиданная красота жены. Говорит он матери: «Пойдемте, мама, покупаемся в реке». Идут к реке каменистым берегом. Споткнулась мать о камень, Рассердился сын: «Смотрите под ноги. Так мы до вечера будем идти к реке».

                 Пришли, разделись, искупались. Убил сын мать, вынул из ее груди, сердце, положил на кленовый листок, несет. Трепещет материнское сердце.

                  Споткнулся сын о камень, упал, ударился, упало горячее материнское сердце на острый утес, окровавилось, встрепенулось и прошептало: «Сыночек, не больно ли ты ушиб колено? Присядь, отдохни, потри ладонью ушибленное место».

                  Зарыдал сын, схватил материнское сердце в ладони, прижал груди, возвратился к реке, вложил сердце в растерзанную грудь, облил горячими слезами. Понял он, что никто не любил и не может любить его так преданно и бескорыстно, как родная мать.

                   Столь огромной была материнская любовь, столь глубоким и всесильным было желание материнского сердца видеть сына счастливым, что ожило сердце, закрылась растерзанная грудь, встала мать  и прижала голову сына к груди. Не мог после этого сын возвратиться к жене, постылой стала она ему, Не вернулась домой и мать. Пошли они вдвоем степями и стали двумя курганами. Каждое утро восходящее солнце первыми своими лучами озаряет вершины курганов…

8 ученица – «Не опоздай»

Мама с грустинкой смеялась,

Не грубо ругала она:

Где же ты, дочь, задержалась?

Ах, понимаю, весна!

Но, моя милая дочка,

Твоя весна – впереди.

Только прошу тебя очень:

В жизни жестокой не упади…

Руки жгла телеграмма:

«Приезжай, нам сейчас ты нужна!»

Подпись:сестры и мама, -

«Ждет больше всех она!»

Падали звезды с неба,

Спешил в облаках самолет,

     А горе летело следом,

     Но прилетело вперед.

     Щеки бледны, И холодны губы.

     Только светились надеждой глаза…

     «Дочка моя, дождалась!»-

     Прошептала не грубо.

     И я утонула в горьких слезах.

     Сердце с тех пор жжет телеграмма –

     Боже, я раньше была ей нужна!

     Просто меня, мамочка, мама:

     Меня задержала весна!..

9 учащаяся Э.Асадов «Мне уже шестнадцать, мама!»

(слайд 16)

• Кто из детей помнит мамину колыбельную?

• Мама исполняет «Колыбельную», которую пела сыночку или дочке.

Награда: поцелуй своего ребенка.

(«Спят усталые игрушки…»

«За печкою поет сверчок…»

«Баю-баюшки-баю…»)

(слайд 17 «Я У МАМЫ ПРОШУ ПРОЩЕНИЯ»)

(Дети читают лепесток, на котором написано, за что просят прощения у своей мамы и на доску собирается РОМАШКА.)

---Мама, прошу у тебя прощения:

  1. За плохие отметки  
  2. За неорганизованность.
  3. За беспечность и лень.
  4. За непослушание.
  5. За то, что не всегда мою посуду.
  6. За то, что не вовремя прихожу домой.
  7. За то, что трачу деньги впустую.
  8. За распущенность в поведении с мамой.
  9. За поведение дома.
  10. За то, что не надеваю теплый шерстяной шарф.
  11. За то, что не убираю за кошкой.
  12. За то, что порчу ей нервы.
  13. За всё!

                                                       

9 учащийся Стих В. Гуманчин

(слайд 18)

У матерей священные права

Казнить и миловать,

надеяться и плакать,

И жребий свой приобретя едва,

Нести сквозь радости,

сомнения и слякоть.

У матерей обязанность одна:

Себя забыв,

в заботах распыляться.

И плоть и душу

выложив до дна,

Душой и плотью

в ком-то повторяться.

И ничего не требовать взамен,

Лишь жертвенно

надеяться и верить.

Любя такой любовью без измен,

Что мерками

земными не измерить

У матерей и чаянья одни:

Самопожертвенно

у жизни на исходе

Стоять за жизнь.

И в чём-то тут сродни

Они великой матери природы.

И пусть за всё

воздастся щедро ей.

Собрав в букет

любовь и откровенье.

Придите, дети. к матери своей

И встаньте

Перед нею на колени.

(Дети встают перед своей мамой на колено)

Дети приглашают мам на чашку чая в кафе «Золушка»(слайд 19)

Поздравляют каждый свою маму.

Танец с мамой. Ф. Киркоров «Мне мама тихо говорила»

(слайд20)»БОЛЬШОЕ СПАСИБО МАМАМ»

(перечисляются имена отчества родительниц)

(слайд 21) «Над программой работали»:

(слайд 22) ИТОГ

  1. С какой целью мы проводили это КТД? Для кого?
  2. Что возьмём с этого классного часа?
  3. Что больше всего тронуло за душу?
  4. Как вы думаете, какой прогнозируемый результат ожидают родители и классный руководитель?
  5. Надо ли проводить такие дела?
  6. Удовлетворен ли ты мерой своего участия в этом деле?

Литература

  1. Пословицы и поговорки о матери.
  2. Асадов Э. «Что в сердце нашем самое святое?»
  3. Асадов Э. «Мне уже шестнадцать»
  4. Асадов «Мама, тебе пишу я эти строки»
  5. Владимиров А. «Мама»
  6. Гамзатов Р. «Целую, низко голову склоня»
  7. Гуманчин В. «У матерей священные права»
  8. Островой «Мать»
  9. Плотов С. «Легче всего обидеть мать»
  10. Сухомлинский В. А. «Легенда о материнской любви»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие " А память нам покоя не даёт"

Внеклассное мероприятие посвящено 65-летию победы советского народа в Великой Отечественной войне....

"Нет человека ближе и дороже, чем женщина, чьё имя - Мать".

Всё, что нам свято и  дорого  в жизни озарено именем Матери! Они делают наш мир добрее и  светлее.О  многодетных матерях, воспитывающих  сыновей и дочерей в Тогуле....

Урок литературы "Человек в кризисной ситуации, или Проблема выбора" (По повести В.Г.Распутина "Дочь Ивана, мать Ивана")

Урок литературы с применением проблемной технологии нацелен на осмысление современных проблем, поднятым В.Распутиным в повести; формирование активной гражданской позиции учащихся; воспитание чувства о...

Исследовательская работа в номинации "Человек и война" по теме: "Память не даёт покоя..."

В исследовательскаой работе по теме "Память не даёт покоя..." раскрываются судьбы фронтовиков Великой Отечественной войны семьи Сорочинских, о которых стало известно, благодаря поисковым работам Сороч...

"Человек, который верит в сказку, однажды в неё попадает, потому что у него есть сердце…" Внеклассное чтение во 2 классе.

quot;Сказка никогда не должна заканчиваться, даже если детство ушло, а мы все взрослые, и мир другой, и небо иное, и ничего нельзя вернуть…" (Андрей Белянин)Урок по внеклассному чтению дл...

«Одна у человека мать, одна и Родина»

Совместный досуг с родителями и учащимися вокального ансамбля....