Литературный салон "Выхожу один я на дорогу..."
методическая разработка по теме

Аверина Надежда Петровна

В 2014 году Россия отметит 200-летний юбилей Михаила Юрьевича Лермонтова. Этой дате посвящен литературный салон "Выхожу один я на дорогу..."

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vyhozhu_odin_ya_na_dorogu.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

Дьячинский филиал МБОУ Алгасовская СОШ

 (к 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова)

Аверина Надежда Петровна

2013 год

1-й ведущий:

Боль памяти.

Как в прошлый век, печально и светло

Слетает лист берёзы в день осенний,

Как будто в мире не произошло

С тех пор ни войн, ни бед, ни потрясений.

Но лист коснулся гробовой плиты,

И содрогнулся мир, покой разрушив,

И нас вернул из тлена суеты

Вот в этот день к живым и мёртвым душам.

И я гляжу с тоской на облака,

Плывущие сквозь вечность над планетой,

И прихожу к подножью Машука,

Чтоб ощутить трагедию поэта.

Мятущийся, как парус над волной,

И жаждущий неистовствующей бури,

Он оборвал на взлёте голос свой,

Шагнув на встречу смертоносной пуле!

…Богаты мы ошибками отцов!

Как страшно вдруг понять сквозь годы это

Не сгинувшее в сонме голосов

Жестокое пророчество поэта.

                                                    И.Белоусов.

2-й ведущий:

    …Что-то странное творилось в этот день с природой. Погода стояла дивная, ласковая. Вдруг разразилась небывалая буря. Пыль в мгновение окутала Пятигорск…

    Страшные удары грома следовали один за другим, в горах не умолкали раскаты. Невиданная гроза внезапно сменилась бурным ливнем. Это произошло около 7 часов вечера 27 июля 1841 года в двух километрах от Пятигорска, у подножия горы Машук, где в эти секунды на дуэли погиб Михаил Юрьевич Лермонтов.

    Не знамение ли это было? Не сама ли природа оплакивала смерть гениального поэта?

    Он стал известен всей России в трагические дни смерти Пушкина. Но уже многое, сочинённое 22-летним поэтом к этой поре, позже позволило его почитателям поставить Лермонтова вслед за Пушкиным.

1-й ведущий:

    Только четыре года отпустила судьба Лермонтову, чтобы преуменьшить боль России от потери великого А.С.Пушкина. И вот теперь он ушёл вслед за ним. Что же это: нелепая случайность или всё-таки рок, судьба? Всё, связанное с М.Ю.Лермонтовым, несёт на себе не только печать редкого таланта, но и рока, судьбы…

2-й ведущий:

    Существует легенда, что акушерка, принимавшая в ночь со второго на третье октября 1814 года сына у Марии Михайловны Лермонтовой, предсказывала младенцу насильственную смерть. Это зловещее пророчество сопровождало М.Лермонтова всю его краткую жизнь. Поэт постоянно ощущал эту трагическую избранность. В 1838 году он напишет

Гляжу на будущность с боязнью.

Гляжу на прошлое с тоской

И, как преступник перед казнью,

Ищу кругом души родной;

Придёт ли вестник избавленья

Открыть мне жизни назначенье,

Цель упований и страстей,

Поведать – что мне бог готовил,

Зачем так горько прекословил

Надеждам юности моей.

Земле я отдал дань земную

Любви, надежд, добра и зла;

Начать готов я жизнь другую,

Молчу и жду: пора пришла;

Я в мире не оставлю брата,

И тьмой и холодом объята

Душа усталая моя;

Как ранний плод, лишённый сока,

Она увяла в бурях рока

Под знойным солнцем бытия.

1-й ведущий:

    Поэт боролся со своей судьбой тем оружием, которым владел – творчеством, искусством. К нему всё пришло рано: любовь, размышление, сознание своей избранности и поэтический гений.

Чтец:

1831 год, июнь.

Я не пойму, что значит отдыхать?

Всегда кипит и зреет что-нибудь.

В моём уме желанье и тоска

Тревожит беспрестанно эту грудь.

Но что ж? Мне жизнь всё как-то коротка,

И всё боюсь, что не успею я

Свершить чего-то! Жажда бытия

Во мне сильней страданий роковых.

2-й ведущий:

    Давайте сегодня с любовью и болью вспомним этого гения, человека, который живёт в сердцах миллионов людей.

    Вспомним, благодаря мемуарам его современников и друзей…

    Однако лучшая биография поэта – лирика. Она – правдивое зеркало его души, самый честный летописец его настроений, душевных переживаний. Как бы не пытался он скрыть, спрятать подальше от читателя книгу своей жизни – страницы её ярко отражаются в его стихах.

Чтец:

1837 год.

Я не хочу, чтоб свет узнал

Мою таинственную повесть;

Как я любил, за что страдал,

Тому судья лишь Бог да совесть!

Им сердце в чувствах даст отчёт;

У них попросит сожаленья;

И пусть меня накажет тот,

Кто изобрёл мои мученья;

Укор невежд, укор людей

Души высокой не печалит;

Пускай шумит волна морей,

Утёс гранитный не повалит;

Его чело меж облаков,

Он двух стихий жилец угрюмый

И кроме бури да громов

Он никому не вверит думы…

1-й ведущий:

    О том, что внешность поэта была некрасива, говорили многие современники.

    Поэт очень переживал из-за своей незавидной внешности, имел, безусловно, комплекс неполноценности, который при его несносном характере, болезненном самолюбии и огромном желании любить и быть любимым делал его личную жизнь невыносимой.

Чтец:

Нет, не тебя так пылко я люблю,

Не для меня красы твоей блистанье:

Люблю в тебе я прошлое страданье

И молодость погибшую мою.

Когда порой я на тебя смотрю,

В твои глаза вникая долгим взором,

Таинственным я занят разговором,

Но не с тобой я  сердцем говорю.

Я говорю с подругой юных дней,

В твоих чертах ищу черты другие,

В устах живых уста давно немые,

В глазах огонь угаснувших очей.

2-й ведущий:

    Из воспоминаний И.Тургенева: «В наружности Лермонтова было что-то зловещее и трагическое, какой-то сумрачной и недоброй силой, задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица, от его больших и неподвижных глаз. Их тяжёлый взор странно не согласовался с выражением почти детских, нежных губ. Вся его фигура, приземистая, кривоногая, с большой головой на сутулых широких плечах, возбуждала ощущение неприятное, но присущую мощь тотчас узнавал всякий».

1-й ведущий:

    Но с годами облик его менялся: гений преображал его. И впоследствии люди, впервые видевшие поэта, уже обращали прежде всего внимание на то, что было замечательно в его лице: огромные пламенные глаза, высокое, прекрасное чело, наконец, «серьёзная мысль», именно она более всего одухотворяла его благородную внешность. И тут уже и неправильные черты лица, и небольшой рост – ровно ничего не значили.

2-й ведущий:

    В женском обществе поэт чувствовал себя легко и свободно. Современники рассказывают нам о Лермонтове как о мастере любовной игры. Из воспоминаний однокурсника поэта по Московскому университету Н.Сатина: «Лермонтов не любил говорить о своих литературных занятиях, не любил читать своих стихов, но зато охотно рассказывал о своих светских похождениях, сам первый посмеиваясь над своими увлечениями и волокитствами».

Чтец:

Она поёт – и звуки тают,

Как поцелуи на устах,

Глядит – и небеса играют

В её божественных глазах.

Идёт ли – всё её движенье,

Иль молвит слово – все черты

Так полны чувства, выраженья,

Так полны дивной простоты.

1-й ведущий:

    Из воспоминаний графини Е.П.Ростопчиной: «Он забавлялся тем, что сводил с ума женщин с целью потом их покидать и оставлять в тщетном ожидании. Казалось, он старался доказать самому себе то, что женщины могут его любить, несмотря на малый рост и некрасивую наружность».

2-й ведущий:

    Своеобразное отношение к женщине отразилось в стихотворении «Любовь мертвеца», написанном в 1941 году.

Пускай холодною землёю засыпан я,

О, друг! Всегда везде с тобою душа моя.

Любви безумного томленья, жилец могил,

В стране покоя и забвенья я не забыл.

Без страха в час последней муки, покинув свет.

Отрады ждал я от разлуки – разлуки нет.

Я видел прелесть бестелесных, и тосковал,

Что образ твой в чертах небесных не узнавал.

Что мне сиянье Божьей власти и рай святой?

Я перенёс земные страсти туда с собой.

Ласкаю я мечту родную везде одну;

Желаю, плачу и ревную, как в старину.

Коснётся ль чуждое дыханье твоих ланит,

Моя душа в немом страданье вся задрожит.

Случиться ль, шепчешь, засыпая, ты о другом,

Твои слова текут, пылая, по мне огнём.

Ты не должна любить другого, нет, не должна,

Ты мертвецу, святыней слова, обручена.

Увы, твой страх, твои моленья, к чему оне?

Ты знаешь, мира и забвенья не надо мне!

1-й ведущий:

    Про него говорили: беспокойный, злоречивый, слишком часто даёт волю своему колкому остроумию. Поэт был любим далеко не многими. Но кто сказал, что гений должен быть простым, милым человеком?

    Да, Лермонтов был самолюбив. У него было желание везде и во всём первенствовать. И это понятно. Однако заметьте: в дружбе был открыт и предан, но непоколебим в ненависти.

2-й ведущий:

    Храбр в бою. Холодностью и насмешливой сумрачностью Лермонтов прикрывал застенчивость, которая сопровождала его всю жизнь.

    Как и его лирический герой, он сжимал свои мысли и чувства из недоверчивости или из гордости и часто «заканчивал свою речь шуткой, чтобы скрыть смущение».

1-й ведущий:

    Но Михаил Юрьевич мог быть кроток и нежен. Друзья его говорили, что под маской высокомерной язвительности, суровости таятся сокровища любви.

    Уже вся Россия сходила с ума от «Героя нашего времени», от стихов поэта. Но ранняя слава не вскружила ему голову. Потому что для этого насмешливого и капризного офицера мир искусства был святыней, куда не допускалось ничего недостойного. Гордо, стыдливо и благородно совершил он краткий путь… как поэт он, видимо, переживал эпоху необыкновенную… он зрел с каждым новым произведением, он что-то чу'дное носил под сердцем.

2-й ведущий:

    Он был наделён не только поэтическим гением, а писательским даром вообще. Ему была присуща удивительная музыкальность – играл на скрипке, на фортепиано, пел, сочинял музыку на собственные стихи. До нас дошли блестящие образцы его живописи, пейзажи, портреты, рисунки. Вернее будет сказать так: Лермонтов был наделён единым даром - гением художника, в котором сливалось всё: и слово, и музыка, и свет.

1-й ведущий:

    Из письма Виссариона Григорьевича Белинского: «Недавно был у Лермонтова в заточении и в первый раз разговорился с ним от души. Глубокий и могучий дух! Как он верно смотрит на искусство … Каждое слово его – он сам, вся его натура, во всей глубине и целостности своей…»

2-й ведущий:

    Но несмотря на это поэт находил отраду в одиночестве. В отношениях с людьми он был скорее наблюдателем, чем действующим лицом.

    Из письма М.Лермонтова к В.Лопухиной: «Сказать вам, у кого я бываю с наибольшим удовольствием? Как только я приехал, я посещал и, признаюсь, довольно часто - родственников, но в конце концов я убедился, что мой лучший родственник – я сам!»

1-й ведущий:

    В светском обществе настороженно, недружелюбно относились к поэту.

    Из воспоминаний И.Тургенева: «Я видел Лермонтова на балу Благородного собрания в Петербурге. Ему не давали покоя ни минуты, то и дело приставали к нему, брали за руки, одна маска сменялась другою, а он почти не сходил с места и молча слушал их писк, поочерёдно обращая на них свои сумрачные глаза. Мне тогда же почудилось, что я уловил на лице его прекрасное выражение поэтического творчества».

Чтец:

Когда касаются холодных рук моих

С небрежной смелостью красавиц городских

Давно бестрепетные руки, -

Наружно погружась в их блеск и суету,

Ласкаю я в душе старинную мечту,

Погибших лет святые звуки.

Когда ж опомнившись, обман я узнаю,

И шум толпы людской спугнёт мечту мою,

На праздник не'званую гостью,

О, как мне хочется смутить весёлость их

И дерзко бросить им в глаза – железный стих,

Облитый горечью и злостью!..

2-й ведущий:

    Из письма М.Лермонтова к М.Лопухиной: «Надо вам сказать, что я самый несчастный из людей, и вы мне поверите, узнав, что я ежедневно посещаю балы. Я кинулся в большой свет. Целый месяц я был в моде, меня разрывали на части… Весь тот свет, который я оскорблял в своих стихах, с наслаждением окружает меня лестью, самые красивые женщины выпрашивают у меня стихи и хвалятся ими, как величайшей победой. Тем не менее я скучаю… Я возбуждаю любопытство, меня домогаются, меня всюду приглашают, и мало-помалу я начинаю находить всё это крайне несносным…несомненно, нигде нет столько подлости и смешного».

Чтец:

Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,

И звезда с звездою говорит.

В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сияньи голубом…

Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего? Жалею ли о чём?

Уж не жду от жизни ничего я,

И не жаль мне прошлого ничуть;

Я ищу свободы и покоя!

Я б хотел забыться и заснуть!

Но не тем холодным сном могилы…

Я б желал навеки так заснуть,

Чтоб в груди дремали жизни силы,

Чтоб дыша вздымалась тихо грудь;

Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,

Про любовь мне сладкий голос пел,

Надо мной чтоб вечно зеленея,

Тёмный дуб склонялся и шумел.

1-й ведущий:

    Парус его души остался одиноким. Но это всё – в земной жизни. А в том космически-безмерном океане, где белеет этот парус, в пространстве русской вечности, он не одинок, хотя и недосягаем. Пока живёт русский язык, пока бьются русское сердце и душа – их будет звать к себе парус Лермонтова.

2-й ведущий:

    …Пушкин и Лермонтов – два совершенно разных мира, но в истории нашей литературы эти два имени стоят всегда рядом, ибо любой из исследователей русской поэзии неизбежно соединяет их и сравнивает друг с другом. Именно Лермонтова я назвала бы самым великим поэтом России… Если бы он не погиб так рано… Если бы… Лермонтов не только написал так много за столь краткий срок, он создал своим пером целый мир, неповторимый Мир Лермонтова.

Чтец:

1837 год.

Не смейся над моей пророческой тоской.

Я знал, удар судьбы меня не обойдёт;

Я знал, что голова, любимая тобою,

С твоей груди на плаху перейдёт;

Я говорил тебе: ни счастия, ни славы

Мне в мире не найти; - настанет час кровавый,

И я паду; и хитрая вражда

С улыбкой очернит мой недоцветший гений,

И я погибну без следа

Моих надежд, моих мучений;

Но я без страха жду довременный конец,

Давно пора мне мир увидеть новый;

Пускай толпа растопчет мой венец:

Венец певца, венец терновый!..

Пускай! Я им не дорожил.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

лингвистический анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова"Выхожу один я на дорогу..."

Данный материал представляет лингвистический анализ поэтического текста.В процессе групповой работы учащиеся развивают мышление,память,внимание,пополняют словарный запас языка. Вырабатывается чувство ...

Урок литературы в 10 классе по стихотворению М. Ю. Лермонтова "Выхожу один я на дорогу..."

Данный методический материал представляет собой разработку урока литературы . Цель урока- учить детей медленному, вдумчивому чтению лучших образцов русской лирики. Достижению этой цели способствует ис...

сценарий литературно-музыкальной гостиной к 175-летию железных дорог России "люблю тебя,моя железная дорога!"

сценарий литературно-музыкальной гостиной к 175-летию железных дорог России "люблю тебя,моя железная дорога!".Работа интересна тем,что в  неё вошли авторские работы учащихся:стихи,рассказы о родн...

Литературный вечер "Один среди людского шума" (посвящен М.Ю. Лермонтову)

Конкурс чтецов. проводимый в форме литературного вечера....

Литературная игра "Один против всех"

Интеллектуальная игра по литературе "Один против всех" построена в форме одноименной телепередачи и предназначена для учащихся 5-6 классов. Данное мероприятие может проводиться в рамках предметной нед...

Конкурс выразительного чтения "Выхожу один я на дорогу...", посвященный юбилею М.Ю. Лермонтова

Методическая разработка конкурса выразительного чтения "Выхожу один я на дорогу..." направлена на развитие творческих спсобностей обучающихся - выразительного чтения и изобразительных возможностей, об...

Эссе "И Лермонтов один выходит на дорогу"

Разбор олимпиадного задания по литературе...