Урок литературы в 10 классе по стихотворению М. Ю. Лермонтова "Выхожу один я на дорогу..."
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме

Данный методический материал представляет собой разработку урока литературы . Цель урока- учить детей медленному, вдумчивому чтению лучших образцов русской лирики. Достижению этой цели способствует использование критический статей и аудиозаписей. Вся работа на уроке нацелена не на анатомирование ткани стихотворения, а на слушание, вслушивание в чтение другими лицами, на попытку передать в собственном чтении чувства и эмоции, наиболее приближенные к авторским.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 10 классе «Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…»

Цели урока:  обучение работе с поэтическим текстом, формирование речевых, интеллектуальных и практических умений, развитие чувства прекрасного, чувство гордости за свой язык, формирование любви к родной литературе, умению собирать  материалы  для творческих работ.

Урок сдвоенный – это позволит организовать действительно неторопливое чтение и вдумчивое проникновение в ткань стихотворения.

Ход урока

Слово учителя: Сегодня мы с вами как всегда будем читать, слушать, размышлять и создавать свой собственный текст на основе прочитанного и услышанного.

  На протяжении всей жизни, М.Ю. Лермонтова преследовало непреодолимое чувство одиночества. Ранняя смерть матери, трагедии в личной жизни – всё это оставило неизгладимый след в душе поэта. Кроме того Лермонтов был поэтом-романтиком, а в романтизме мотив одиночества является одним из главных. Неудивительно, что тема одиночества в творчестве Лермонтова считается одной из основных. Её грустный мотив проходит почти через все его произведения. Давайте послушаем некоторые из них. (Реализация домашнего задания - ученики читают стихотворения «Стансы», «Желанье», «Тучки», «Узник»,  «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Листок», «На севере диком стоит одиноко» - по выбору учителя и учеников)

Слово учителя: Приходилось ли вам испытывать похожие чувства? Какое из услышанных стихотворений Лермонтова наиболее близко выражает те чувства, что вы испытали? Запишите в тетради коротко ключевые слова и цитаты, которые вы используете при написании эссе.

Дети делают записи, и далее по ходу урока дети делают заметки в тетрадях        

Сегодня мы с вами будем работать над еще одним стихотворением Михаила Юрьевича, пронизанным  тем же мотивом одиночества. Это стихотворение «Выхожу один я на дорогу…»

Чтение стихотворения учителем

Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?

Обмен впечатлениями.

Для того, чтобы лучше понять это стихотворение, прочтите его про себя. После предварительной подготовки  2-3 ученика читают стихотворение вслух

Как вы думаете, с помощью каких средств  автору удается так реально и зримо передать чувство одиночества? (Дети выдвигают предположение – с помощью слов). Значит, чтобы лучше понять авторский замысел, нужно всего лишь внимательно прочесть все слова? Давайте послушаем, что по этому поводу думал известный детский писатель С.Я. Маршак.

Учитель зачитывает отрывок из статьи С. Маршака «Об одном стихотворении». – (Впервые в журнале "Новый мир", 1960, № 8, август. )

«Произведение искусства не поддается скальпелю анатома. Рассеченное на части, оно превращается в безжизненную и бесцветную ткань. Для того чтобы понять, "чтó внутри", как выражаются дети, нет никакой необходимости нарушать цельность художественного произведения. Надо только поглубже вглядеться в него, не давая воли рукам.

Чем пристальнее будет ваш взгляд, тем вернее уловите вы и смысл, и поэтическую прелесть стихов.

С детства я знал наизусть стихотворение Лермонтова "Выхожу один я на дорогу". Лет в двенадцать - тринадцать я бесконечное число раз повторял его и любил до слез. Но, перечитывая эти стихи теперь, на старости лет, я как будто заново открываю их для себя, и от этого они становятся еще загадочнее и поэтичнее».

Согласны вы с автором? Значит, если мы хотим по-настоящему понять это стихотворение, нам нужно читать и размышлять, делиться друг с другом – именно это поможет нам проникнуть в таинственный мир стихотворения.

Давайте продолжим чтение статьи Маршака: (распечатки с отрывком из статьи «Об одном стихотворении» - каждому ученику).

Только сейчас я замечаю, как чудесно соответствуют ритму нашего дыхания сосредоточенные, неторопливые строки с теми равномерными паузами внутри стиха, которые позволяют нам дышать легко и свободно.

Выхожу один я на дорогу;

 Сквозь туман кремнистый путь блестит;

 Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,

 И звезда с звездою говорит.

Читая две последние строчки этого четверостишия, вы спокойно переводите дыхание, будто наполняя легкие свежим и чистым вечерним воздухом.

Но ведь об этом-то ровном, безмятежном дыхании и говорится в предпоследней строфе:

...Я б желал навеки так заснуть,

 Чтоб в груди дремали жизни силы,

 Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь...

В сущности, дышит не только одна эта строфа, но и все стихотворение. И все оно поет. Как в песне, в этих стихах одна строфа подхватывает последние слова другой, предыдущей строфы.

Какую особенность  стихотворения Лермонтова  отмечает Маршак? ( Стихотворение дышит, оно живое). Мы уже обменялись впечатлениями, узнали, как воспринимал и понимал это стихотворение Маршак. А сейчас я хочу предложить вам послушать это стихотворение в исполнении замечательного русского актера О. Даля.

Прослушивание аудиозаписи (Приложени№1)

Дышит ли стихотворение, прочитанное Далем? Появились ли какие-то новые оттенки в прочтении этого стихотворения Далем? Как вы думаете, почему? (заранее подготовленный ученик делает краткое сообщение об актере и его судьбе – 4-5 минут, после которого дети делают вывод, что чувства и эмоции, пережитые актером,  дополнили стихотворение и сделали его более глубоким)

Мы с вами очень часто говорим о том, что обстоятельства создания стихотворения имеют  значение для его понимания. ( Сообщение ученика об истории создания стихотворения) Была ли эта информация полезной? Позволяет ли она что-то добавить в нашу копилку?

Неоднократно на наших уроках, посвященных поэзии мы с вами слушали песни и романсы, написанные на стихи русских поэтов. Стихотворение «Выхожу один я на дорогу» тоже стало основой для романса, музыку к которому написала Елизавета Сергеевна Шашина, актриса и композитор 19 века.  Давайте послушаем романс в исполнении А. Герман.

Прослушивание аудиозаписи (Приложени№2)

А теперь я предлагаю вам еще раз, медленно, наслаждаясь каждой строчкой, каждым звуком, перечитать стихотворении и вы можете приступать к написанию чернового варианта эссе  «Размышляя над лирикой Лермонтова»

Домашнее задание: Закончить работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы 6 класс "Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее Утро""

В материале содержится конспект урока литературы 6 класс ,включающий анализ стихотворения АюС.Пушкина "Зимнее утро"...

урок литературы 6 класс по теме : К.М.СИМОНОВ « ТЫ ПОМНИШЬ ,АЛЕША, ДОРОГИ СМОЛЕНЩИНЫ».

Учебник: Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В.П. Полухина. – Москва: Просвещение, 2014 г. Цель урока:  совершенствование навы...

Технологическая карта интегрированного урока (литература и краеведение) по стихотворению Н.А. Некрасова "Железная дорога".

Если  изучение художественного произведения  всколыхнёт  "эмоциональную память народа", то  тогда произойдёт единение времён (прошлого, настоящего и будущего): современный школьник...

Конспект урока литературы ,11 класс по стихотворению Б.Пастернака "Февраль. Достать чернил и плакать!"

Урок является творческой лабораторией, с ипользованием проблемной, проектной технологии....