Чем отличается учебная работа от научно-исследовательской?
методическая разработка по теме

Петрова Мария Вячеславовна

рассказывется отличие учабной работы от научно-исследовательской работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_1petrova.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Чем отличается научно – исследовательская работа от учебной?

        

        Работу нашего обучающего семинара мы решили начать с обсуждения, на наш взгляд, ключевого вопроса: чем отличается научно-исследовательская работа от работы учебной?  Это очень не простой вопрос, его уже очень много лет обсуждают самые выдающиеся ученые: философы, психологи, педагогики, специалисты в области теории и методики предметного обучения и др. Все те, для кого важно решить, можно ли и как научиться  проводить исследования.

        Принимая впервые решение о том, стоит или нет заниматься исследовательской работой (или руководить ею) все вы, конечно, задавались тем же вопросом. Опытные юные исследователи и их научные руководители, какой то ответ на него себе уже дали.  Для того, чтобы показать Вам, сколь различны могут быть эти ответы мы, готовясь в семинару, провели опрос среди учеников и учителей.  Результаты обработки полученных данных показывают, что мнения самые различные.

        

В анкете предложить несколько вариантов на выбор и предусмотреть возможность своего. Если будут еще варианты, то дополнить схему. Построить диаграмму, иллюстрирующую распределение мнений.

Те из Вас, кто принимали участие в различных конкурсах исследовательских работ и конференциях знают, что от того совпадает ли Ваша позиция по данному вопросу с позицией экспертов конкурса в большой степени зависит успешность вашего участия (победа или проигрыш в конкурсе,  кажущаяся «справедливость»  или «предвзятость» экспертной оценки).

Некоторые представления о взглядах экспертов конкурсных комиссий можно получить, изучая критерии оценки работ, которыми они пользуются (найти и раздать критерии оценки разных конкурсов: школьных, городских, областных, всероссийских, международных). 

Проведенный нами сравнительный анализ этих критериев показал, что эксперты выступают против представления на конкурс, так называемых реферативных работ, т.е. работ в которые тема раскрывается только через подбор и изложение основного содержания дополнительных источников информации. Об этом говорят те критерии, которые направлены на оценку собственных результатов юных исследователей:  … (перечислить).

Работы, в которых собственный результат ученика ограничен разработкой каких-нибудь средств полезных для его учебной деятельности или работы учителя, а также работы выполняемые коллективно они  часто относят к проектным и допускают их участие не ко всем конкурсам. Об этом говорят следующие критерии: … (перечислить). 

Наилучшее впечатление у экспертов оставляют те работы, которые близки по своим чертам с работой ученых: направлены на решение конкретной научной или прикладной проблемы, в которых видно применение научных методов, логика решения поставленной проблемы исследователем, в котором научные факты, почерпнутые из книг, не только излагаются, но и анализируются, используются для решения поставленной проблемы, результаты которых обладают хотя бы относительной новизной, теоретической и практической значимостью. Об этом говорят следующие критерии: … (перечислить).

Взять видео-интервью у экспертов конкурсов и показать фрагменты на семинаре

Задать два вопроса:

«Что, по вашему мнению, представляет собой исследовательская работа ученика?»

«Какими чертами должны обладать работа, чтобы претендовать на призовое место в конкурсе?»

Тепляков В.В., Попов И.Н., Андреев П.Д., Форкунова Л.В., Коноплева И.В. (МОУ СОШ № 24), Башмакова Л.Н. (МОУ СОШ № 2), Котова С.Н., Безумова О.Л., Косарева Г.Н. (МОУ ОГ № 3), Паршева В.В. (МОУ СОШ № 24 г. Северодвинска), Сукова Н.И. (МОУ ОГ № 6).

Интервью использовать либо для иллюстрации различий мнений, либо общей позиции экспертов.

Проиллюстрируем сказанное на конкретных примерах (взять из диссертации у Форкуновой).

Для того, чтобы Вы смогли подробнее ознакомиться с такими работами я принесла сборники материалов трех региональных конференций школьников по математике, прикладной математике и информатике, проведенных на математической факультете ПГУ, а также рефераты работ, занявших призовые места на конкурсах «Математика и проектирование», «Ломоносовские чтения», «Юность Поморью» и др.  (Взять у меня, распечатать и дать посмотреть).  

Исследовательская работа учащегося – это …

учебная работа с элементами творчества: составление своих задач, нахождение своих способов решения, доказательства,  формулировка новых утверждений и их обоснование и др.(…%) 

работа, по разработке средств, которые могут быть использованы в учебном процессе:  создание ЦОР, программ, презентаций, сборников задач, сборников теорем, поиска красивого решения и т.п. (…%)

работа, сходная по своим чертам с исследовательской деятельностью ученых, но проще и выполняется не совсем самостоятельно: помощью руководителя (учителя, ученого) или в составе творческого коллектива (…%)

самостоятельная учебная работа по подготовке реферата, в котором раскрываются вопросы, выходящие за рамка школьной программы (…%)