Лингвистический КВН
методическая разработка (6 класс) по теме

Сукова Елена Алексеевна

Внеклассное мероприятие "Лингвистический КВН"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Лингвистический КВН93.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обоснование мероприятия.

   Внеклассная работа по русскому языку является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы в школе и подчинена общим целям образования и воспитания учащихся.

   Организуя внеклассную работу по русскому языку, многие учителя не знают с чего начать и как провести, например, лингвистический КВН по русскому языку. Данная разработка – пример проведения такого КВНа.

   Данная форма – форма КВНа – позволяет научить учащихся работать в группе, сплотить их, а метод соревнования между командами увеличивает интерес к изучению своего родного языка.

Цели мероприятия:

  1. Расширение и укрепление интереса к изучению  русского языка.
  2. Привить любовь к великому русскому языку.
  3. Повышение общей языковой культуры.

4. Развитие юмора, смекалки, логического мышления.

Форма проведения: КВН для 6-ого класса.

Время проведения мероприятия: внеурочное внеклассное мероприятие.

1. Вступительное слово учителя

Дорогие друзья! Сегодня мы проводим праздник знатоков и любителей русского языка, который проходит в рамках школьной недели русского языка и литературы.

Конкурсные задания нашего КВНа проверят ваши знания по русскому языку.

2. Представление жюри

(в состав жюри включены: зам. по уч. работе, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учащиеся старших классов)

3. Конкурсная программа

Учитель.

Мы начинаем КВН!
Пусть будут интересны всем
Словесной битвы результаты.
Удачи всем! Вперёд, ребята!

1) Представление команд 

1. Мы команда “Знатоки”,
Быть в хвосте нам не с руки.
Мы должны дружнее быть,
Чтоб в КВНе победить!

2. У “Лингвистов” нет проблем,
Пусть начнётся КВН,
И мы сможем доказать,
Что нас трудно обыграть!

Конкурс № 1  Сюжет наш следующий – разминка.

                            Игры проходит половинка.

(За каждый правильный ответ команды – 1 балл)

Команда №1

Команда № 2

1.Как называется раздел науки о языке, изучающий части речи? (морфология)

2. Какими ключами нельзя открыть замок?  (музыкальными)


3. Как с помощью наречий перечислить по порядку пять дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня? (позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)


4. Какое животное и какой военный корабль имеют одинаковое название? (броненосец)


5. Каких звуков больше в русском языке? (согласных)


6. Как называются слова, одинаковые по звучанию, но разные по ЛЗ? (омономы)


7. Как звали братьев-монахов, которые в 19 веке создали славянский алфавит?  (Кирилл и Мефодий)

8. Как  в современном русском языке звучит слово «ГРАД»? (город)

9. Какое местоимение нужно прибавить к другому, чтобы получились овощи? (ТЫ к ВЫ)  

10. Какую строчку нельзя прочитать? (сделанную на швейной машинке)


11. В каком глаголе «нет» слышится 100 раз? (сто-нет)

1. Что образуют все слова языка? (лексику)


2. У каких башмаков не бывает каблуков? (у башмаков-приспособлений для затормаживания вагонов)

3. О каком слове идёт речь?

Союз – мой первый слог,

Второй мой слог – предлог,

А целое – у молодца

Посреди лица.  (нос)

4.Какой признак у глаголов был, есть и будет? (время)


5. Как называется разговор двух или более лиц? (диалог)


6. Как ещё называют главные члены предложения? (грамматическая основа)


7. Назовите реку – предлог.  (По)



8. Как изменяются наречия? (не изменяются)


9. Когда местоимения «бывают чистыми»? (когда они ВЫ-МЫ-ТЫ)


10. Как большой дом сделать маленьким? (добавить суффикс «ик»: дом – ик)


11. Какое слово состоит из 3 слогов, а указывает на 33 буквы? (аз-бу-ка)

Учитель:  Команды славно поразмялись,

                       И мы все многое узнали.

                       Жюри усердно потрудилось.

                       Дадим им слово.

                    (жюри подводит итоги разминки)

Слово предоставляется жюри

Конкурс № 2

Учитель:          Нам математика знакома

                         И с русским связана она.

                         Задачки порешаем снова -

                         Мы в новом конкурсе опять,

                         А высший балл – оценка «5»!

«Задачка по русскому языку»

   Четыре девочки встретили во дворе незнакомого мальчика.  «Как тебя зовут?» - спросили они его. «А вас как зовут?» - вместо ответа спросил он. Девочки назвали свои имена: Лена, Валя, Паша, Рита. Мальчик подумал и сказал: «Моё имя, так же как и ваши имена, состоит из четырёх букв. Начинается оно с той же буквы, как одно из ваших имён, вторая буква совпадает со второй буквой другого вашего имени, третья буква – с третьей буквой ещё одного вашего имени, а последняя буква совпадает с последней буквой четвёртого вашего имени. Ну вот теперь вы знаете, как меня зовут».

     Назовите имя мальчика.

Ответ: мальчика звали Петя.

Слово предоставляется жюри

Конкурс № 3 (за правильный ответ 1 балл)  Вопросы для фонетического блиц-опроса:

  1. Что мы слышим в начале урока? (звук [у])
  2. В каком слове пять о? (о-пять)
  3. Что стоит посреди земли? (звук [м])
  4. Что в огурцах и арбузах есть, а в дыне и тыкве нет? (звук [р])
  5. В каких словах 100 согласных? (сто-г, сто-л, сто-п …)
  6. Какую букву надо спрятать за местоимение, чтобы получилось название животного? (за-я-ц)
  7. Какой алфавит состоит из 6 букв? (азбука)
  8. Чем кончается день и ночь? (мягким знаком)

Слово предоставляется жюри

Конкурс 4 Поэтический. (конкурс оценивается до 5 баллов)

Вы знаете, как важно прочитать стихотворение выразительно, с чувством. Это совсем не просто. Наше задание состоит в том, что вы должны не только выразительно прочитать четверостишие, но и выполнить некоторые условия, которые у вас прописаны. Обсудите в команде это задание, а затем двое из вас его выполнят, выбор за капитаном.

1)- Прочитайте четверостишие с грузинским акцентом.

Наша Таня громко плачет,
Уронила в реку мячик.
Тише, Танечка, не плачь.
Не утонет в речке мяч.

2)- Прочитайте четверостишие, как будто вы иностранец, недавно приехавший в Россию, вы плохо говорите по-русски.

Наша Таня громко плачет,
Уронила в реку мячик.
Тише, Танечка, не плачь.
Не утонет в речке мяч.

3)- Прочитайте четверостишие, постоянно чихая, вы простыли, у вас насморк.

Наша Таня громко плачет,
Уронила в реку мячик.
Тише, Танечка, не плачь.
Не утонет в речке мяч

4)- Прочитайте четверостишие, горько плача.

Наша Таня громко плачет,
Уронила в реку мячик.
Тише, Танечка, не плачь.
Не утонет в речке мяч

Слово предоставляется жюри

Конкурс 5. Театральный. (до 5 б.)

С детства вы помните наши замечательные русские сказки. Ваша задача – показать известную русскую народную сказку. Оценивается и знание сказки, и артистизм, и юмор.

  1. Репка. ( репка, дед,бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка)
  2. Теремок.(мышка, лягушка, зайчик, волк, медведь)

Слово предоставляется жюри

Конкурс 6 "Узнай сказки” (конкурс оценивается до 5 баллов)

Подготовлены 3 сказки-перепутки. Капитан каждой команды вытягивает наугад листок с текстом и с выражением читает. Каждая команда старается понять, какие сказки задействованы и записывают названия

1.Жил-был у бабы с дедом Колобок. Лежал он как-то раз на окошке, а тут мышка бежала, хвостиком махнула. Колобок упал и разбился. Прибежали семеро козлят и всё съели, а крошки оставили. Прилетели Гуси-лебеди, стали клевать крошки , да из лужи запивать. Тут кот учёный им и говорит: "Не пейте, а то козлятами станете!”

(6 сказок: "Колобок”, "курочка Ряба”, "Волк и семеро козлят”, "Гуси-лебеди”, "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”, "”Руслан и Людмила”)

2. Жили-были три медведя. И была у них избушка лубяная, а ещё была ледяная. Вот бежала мимо Мышка-норушка, Лягушка-квакушка, увидали избушки и говорят: "Избушка, избушка, повернись к лесу задом, а к нам передом!” Стоит избушка, не двигается. Решили они войти, подошли к двери, потянули за ручку. Тянут-потянут, а вытянуть не могут. Видно, лежит там Спящая красавица и ждёт, когда Емеля её поцелует.

(7 сказок. "Три медведя”, "Заюшкина избушка”, "Теремок”, "Баба Яга”, "Репка”, "”Спящая красавица”, "По щучьему велению”)

3.В некотором царстве, в некотором государстве жила-была Царевна Лягушка. Вот как-то села она на Серого волка и поехала искать пёрышко Финиста Ясно Сокола. Устал волк, хочет передохнуть, а она ему и говорит: "Не садись на пенёк, не ешь пирожок!” А волк рассердился и говорит: "Как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам!” Испугалась Лягушка, ударилась оземь и в полночь превратилась в тыкву. Увидал её Черномор и утащил к себе в замок.

(7 сказок: "Царевна-Лягушка”, "Финист Ясный Сокол”, "Иван-царевич и Серый волк”, "Маша и медведь”, "Заюшкина избушка”, "Золушка”, "Руслан и Людмила”)

Слово предоставляется жюри

Конкурс № 7 Пословицы (по 1 б.) (необходимо их закончить)

№ 1  

  1. Кто не работает…
  2. Любишь кататься…
  3. Ученье - свет…

(тот не ест, люби и саночки возить, а не ученье – тьма)

№ 2

  1. Лежачего…
  2. Копейка…
  3. Без труда не…

(не бьют, рубль бережёт, вытащишь рыбку из пруда)

№ 3

  1. По одёжке встречают…
  2. Маслом каши…
  3. Чужими руками…

(по уму провожают, не испортишь, жар загребать)

№ 4

  1. Знает кошка…
  2. Ищи ветра …
  3. Ласковый телёнок…

(чьё мясо съела, в поле, двух маток сосёт)

Учитель: Болельщик, знай, мы не забыли

                        И про тебя и сотворили

                        Весёлый конкурс, чтобы ты

                        Мог воплотить свои мечты,

                        О знанье слов и выражений.

                        Немало нужно тут умений,

                        Чтоб рассказать загадку эту.

                        Ну, что, болельщики,

                        К ответу!

(Пока команды готовятся, проводится игра с болельщиками)

Игра для болельщиков «Он – ОНА» (Добавьте слово в рифму)

1.Он слон – она слониха,

Он лось – она лосиха,

Он кот – она …

Ну, конечно, это кошка!

Ну ошиблись вы немножко.

Так сыграем ещё раз,

Обыграть хочу я вас!

2. Он морж – она моржиха,

Он заяц – она зайчиха,

Он бык – она ….

Ну, конечно же, корова,

Поиграем, дети, снова!

3. Он тигр – она тигрица,

Он осёл – она ослица,

Он козёл – она ….

Ну, конечно же, коза,

За повтор игры все «за»!

4.Он лев, она львица,

Он волк – она волчица,

Он кенгуру – она …

Ну, конечно, кенгуру,

Продолжаем мы игру!

5.Ёж он – она ежиха,

Бобр он – она бобриха,

Конь он – она …

Ну, конечно же, лошадка,

Всё у нас пока что гладко!

6.Он воробей – она воробьиха,

Он комар – она комариха,

Он гусь – она ….

Не гусиха, а гусыня,

Знайте это все отныне!

7. Он бегемот – она бегемотиха,

Он кашалот – она кашалотиха,

Он баран – она …

Ну, конечно же, овца,

Доиграли до конца!

Стихи в рифму.

Кенгуру.

Я ни капельки не вру, что видала кенгу….

Утром раннею порой повстречалась с кенгу….

Прямо в собственном дворе сок давала кенгу….

И заштопала дыру я в кармане кенгу….

Чтобы не было дыры на кармане кенгу….

Посреди всего двора веселилась кенгу….

Разбудил меня вдруг гром –  я простилась с кенгу….

Новое пальто.

Осень, дождь, вокруг зонты – надевать пора паль….

В магазин мы под зонтом едем с мамой за паль….

Вот конец всей колготе – еду в новом я паль….

Ах, какая красота: пять карманов у паль…!

А когда я подрасту, брату я отдам паль….

Какао.

Лишь проснётся утром Слава – вот ему стакан ка….

Привели из школы Славу – снова пьёт малыш ка….

В гости дед пошёл со Славой – угощают там ка….

Спать пора ложиться Славе – нужно вспомнить о ка….

Выпить всё и лишь потом спать спокойно крепким сном.

Конкурс № 8 (по 1 б.)

Занимательная станция

  1. В каком слове 40 а? (сорока)
  2. В каких словах по 100 согласных? (стол, стог, стон, стоп)
  3. Что надо сделать со звуком в слове КОСТЬ, чтобы оно стало обозначать желанного человека в доме? (заменить К-Г: гость)
  4. В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? (суббота)
  5. Имена девочек состоят из двух букв А и удвоенных согласных. Как зовут девочек? (Анна, Алла)
  6. Какое правило зашифровано в стихотворной строчке? Ударение над гласной может сделать букву ясной. (правописание безударной гласной)
  7. Вопросы-шутки:
    А)Чем кончается ДЕНЬ и НОЧЬ? (Ь)
    Б)Что стоит посредине ЗЕМЛИ? (М)
    В)Чем кончается лето и начинается осень? (О)
  8. В каком глаголе НЕТ слышится 100 раз? (стонет)
  9. Загадки-шутки:
    А)Какой город летает? (Орёл)
    Б) Какая земля никогда не старится? (Новая Земля)
    В) Какое государство можно носить на голове? (Панама)
  10. Какой город называет себя спортивной одеждой? (Ямайка)

Слово предоставляется жюри

Конкурс № 9  «Конкурс капитанов»

(каждый вопрос – 1 балл, капитаны стремятся ответить на большее количество вопросов)

№1

№2

1. Сколько букв в русском алфавите? (33)

2. Сколько «а» в слове СОРОКА? (40)


3. Как пишутся со словами частицы «то, либо, нибудь»? (через дефис)


4. Можно ли у существительных НЕРЯХА, СОНЯ, ПЛАКСА определить род? (нет – это сущ. общего рода)

5. Какое слово принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой? (твоё имя)

6. ТРОЙКА – это числительное или существительное? (сущ.)

7. Что обозначает имя прилагательное? (признак)

8. Ответь на сказочные вопросы: какой – какая в сказках

  1. МОЛОДЕЦ? – добрый
  2. СОЛНЦЕ? – ясное
  3. КОНЬ? – вороной
  4. ВОДА? - живая

9. Из какого полотна нельзя сшить рубашку? (из железнодорожного)

10. По какому городу течёт кровь? ( по Вене)

1. Сколько гласных звуков в русском языке? (6)

2. Какая приставка в слове «прекрасный»? (пре-)

3. Какой падеж существительного никогда не употребляется с предлогами? (И. п.)


4. Можно ли СМЕШЛИВОГО человека назвать НАСМЕШЛИВЫМ? (нет – тот, который смеётся; тот, которого легко рассмешить)

5. Как превратить слова АЙ и НО в местоимения? (прочитать справа налево: Я, ОН)


6. Назови синоним к слову СМЕЯТЬСЯ. (хохотать)

7. Назови служебные части речи. (предлог, союз, частица)

8. Ответь на сказочные вопросы: какой – какая в сказках

  1. ДЕВИЦА? – красная
  2. НОЧЬ? – лунная
  3. ЛЕС? – дремучий
  4. КАЩЕЙ? – бессмертный

9. В каких лесах нет дичи? (в строительных)


10. Какие могут быть ДВОРНИКИ? ( на улице, у машины)

15. Учитель: Ах, капитаны! Браво, браво!

                        В хитросплетенье слов они

                        Себе завоевали славу,

                        Командам – лишние очки.

Конкурс № 10                        Конкурс «Сообрази». (по 1 б. за правильный ответ)

Команда № 1. (раздается капитанам)

  1. Расшифруйте слова:

    ЧЕРЁМУХА – МУХА + П =

НЕМОЙ – МОЙ + РВАТЬ – АТЬ + Ы =

КЛЕЙ – Й + ТКАНЬ – НЬ =

МИ + КРАБ – АБ + ОБ + Ы =

Команда № 2

  1. Расшифруйте слова:

    МОРЕ – РЕ + ЗАЛ – АЛ + Г =

ЖЕЛЕЗО – ЛЕЗО + ЛУНА – НА + ДОКТОР – ТОР =

ПО + ЗВОН + ОКО – КО + ЧНИК =

ОСА + Н + КАРТА – РТА =

.

 Учитель: Команды славно постарались.

                        Я думаю, что не остались

                        В обиде зрители, что всех

                        Нас сотрясал здоровый смех.

                        И напоследок - всем внимание –

                        Наше последнее задание:

                        Произнесём хвалу

                        Родному русскому ЯЗЫКУ!

- Задание № 11 – Конкурс «Признание в любви русскому языку» (максимальный балл – 10 баллов)

Слово предоставляется жюри. Подводятся итоги КВН

Уч-ся             Если ты хочешь судьбу переспорить,

                        Если ты ищешь отрады цветник,

                        Если нуждаешься в твёрдой опоре –

                        ВЫУЧИ русский язык!

                        Он твой наставник великий, могучий,

                        Он переводчик, он проводник.

                        Если штурмуешь познания кручи –

                        Выучи русский язык!

                        Русское слово живёт на страницах

                        Мир открывающих книг.

                        Русское слово – свободы зарница.

                       Выучи русский язык!

                       Горького зоркость, бескрайность Толстого,

                       Пушкинской лирики чистый родник

                       Блещут зеркальностью русского слова –

                       Выучи русский язык!

Учитель: Вот так закончилась игра,

                        И попрощаться нам пора.

                        Мы будем рады видеть вас

                        В такой же день и в этот час!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Лингвистическое ассорти". Интеллектуальная игра по русскому языку. 5 класс

"Лингвистическое ассорти" - интеллектуально-познавательная игра для пятиклассников по русскому языку.  Цель: 1. Развитие творческой и познавательной активности у учащихся. 2. Привитие любви и ин...

Учимся писать сочинение - рассуждение на лингвистическую тему.

Конспект занятия в 9 классе "Зачем гужна пунктуация?"...

Урок - практикум . Элективный курс «Занимательная жизнь русского слова». 9класс Тема урока: «Лингвистический анализ текста В.П.Астафьева «И прахом своим …»» Цель урока: Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфоло

Цель урока:Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка.Задачи урока:применить полученные теоретические знания о  ли...

Формы организации работы с лингвистическими словарями, обеспечивающие формирование языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции.

Собранный материал позволит быстро определить формы работы со словарями на уроках, во внеурочной деятельности....