Внеклассное мероприятие в 9 классе:«ПАТРИОТИЗМ: ЗНАК ВОПРОСА…»
методическая разработка (9 класс) по теме

Фартушнова Марина Александровна

Тема патриотизма – ныне жгучая и больная тема для нашей страны, для русских людей. Как пробудить в людях  чувство любви к Родине? Именно “пробудить”, потому что оно есть в каждой душе, и надо его усилить точным, чистым тоном. Нельзя заставить любить Отечество . Любовь надо воспитывать. Именно это является целью диспута “Патриотизм: знак вопроса”.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon разработка мероприятия67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Здравствуйте, уважаемые гости и диспутанты. Тема патриотизма – ныне жгучая и больная тема для нашей страны, для русских людей. Как пробудить в людях  чувство любви к Родине? Именно “пробудить”, потому что оно есть в каждой душе, и надо его усилить точным, чистым тоном. Нельзя заставить любить Отечество . Любовь надо воспитывать. Именно это является целью диспута “Патриотизм: знак вопроса”.  А для того, чтобы наше мероприятие прошло в форме диспута, девочки  познакомят нас со «Словариком диспутанта». Пожалуйста.

Словарик участника диспута: 

ДИСПУТ – слово пришло из латинского языка и первоначально означало публичную защиту научного сочинения, написанного для получения учёной степени. Сегодня в этом значении слово не употребляется. Этим словом называют публичный спор на научную и общественно важную тему.

ДИСПУТАНТ – лицо, участвующее в диспуте, в спорах. Диспутанты, сопоставляя противоречивые суждения, стараются прийти к единому мнению, найти общее решение, установить истину.

ДЕБАТЫ – обмен мнениями по каким-либо вопросам; споры.

СПОР – всякое столкновение мнений, разногласие в точках зрения по какому-либо вопросу, предмету; борьба, при которой каждая из сторон отстаивает свою правоту.

ЗАКОНЫ ДИСПУТА

  1. Здесь нет наблюдающих. Каждый - активный участник разговора.
  1. Перешёптывания, неуместные шутки запрещены. Острое, меткое слово приветствуется. 
  1. Идея стоит спора. Спорь—да не вздорь!
  1. Тактичность, откровенность, искренность, доверие, взаимная вежливость, принципиальность—вот лучшие качества участника диспута. 

 На экране представлены ЦИТАТЫ:

“ Я на всё решусь, чтобы только ещё иметь счастье видеть славу России, и последнюю каплю крови пожертвую её благосостоянию”.

Пётр Багратион

“Патриотизм: убеждение, что твоя страна лучше других потому, что именно ты в ней родился”.

Бернард Шоу

“Не спрашивая, что твоя Родина может сделать для тебя, - спроси, что ты можешь сделать для своей Родины”

Джон Кеннеди

“Для граждан России особенно важны моральные устои. Именно они составляют стержень патриотизма, без этого России пришлось бы забыть и о национальном суверенитете”.

Владимир Путин

  Учитель:  Сегодня мы назвали наш диспут “Патриотизм: знак вопроса”. Вопрос не в том, нужен или не нужен нам патриотизм. Любая страна рассыплется в прах, если её граждан не объединяет привязанность к земле, на которой они живут, желание сделать жизнь на этой земле лучше.
    Мы привыкли гордиться ратными подвигами нашего народа, но победы в войнах не всегда делают страну богатой и счастливой.
    Мы справедливо гордимся нашей культурой, но почему-то она не защитила нас от пьянства и наркомании, не избавила нас от хамства и грубости, пошлости и безнравственности.
    Возможно, основания для нашего патриотизма лежат не только в истории, сколько в сегодняшнем уважении к себе как к свободным, творческим и полным созидательной энергии людям.

И сегодня нам придётся ответить на такие вопросы, как:

- Что такое патриотизм?

- Что такое Родина?

- Кого можно назвать  гражданином?

- Для того, чтобы ответить на эти вопросы, предлагаю обратиться к толковым словарям

Ответы 1-ой группы уч-ся: - ПАТРИОТИЗМ.

 “Патриотизм – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины”.

На экране: “Патриотизм – любовь, преданность и привязанность к Отечеству, своему народу”. Д.Н. Ушаков.

Ответы 2 -ой группы уч-ся: ГРАЖДАНИН

«Гражданин - это человек, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, на благо своего народа»

Каждому человеку в жизни предстоит выбор. Или он становится “винтиком”, обладающим своим “отверстием”. Или он - Гражданин, влияющий на свою судьбу и судьбу Отечества разумными и полезными действиями.

«Лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей.»

На экране:  “Для граждан России особенно важны моральные устои. Именно они составляют стержень патриотизма, без этого России пришлось бы забыть и о национальном суверенитете”.  Владимир Путин

  Учитель:  -Как вы думаете какие понятия включает в себя слово “гражданин”? (Ответы учащихся демонстр-ся на экране).

  1. Патриотизм
  2. Боль за родную природу
  3. Высокая нравственность
  4. Любовь к родной природе, земле, близким, к своей Родине

  Учитель:  Гордитесь ли вы своей страной и считаете ли вы себя патриотом?

Учащийся: Нами было проведено анкетирование среди учащихся 8 – 11 классов. Вот какие результаты мы получили

Считаете ли вы себя патриотом?

 Готовы ли вы посвятить свою жизнь процветанию Родины?

Хотели ли вы уехать из России?

 Гордитесь ли тем, что вы – русский, а не другой национальности?

Вы за или против службы в армии? Нужно ли патриотическое воспитание в школе?

Помогают ли вам книги в разрешении трудных ситуаций?

 Есть ли пример для подражания? Кто?  

 Учитель:  Как вы думаете, ощущать себя гражданином необходимо по заказу или это потребность души, веление сердца?

Школьник - это гражданин?

В каких практических делах выражается ваша позиция гражданина?

“Быть гражданином” - это  просто запись в паспорте или  это состояние души и потребность в реализации своих возможностей и способностей на благо любимой Родины и на ее процветание.

Учитель: В одном из рассказов писателя Василия Шукшина выведен образ деревенского парня Пашки. Все знали о его несерьезном характере. Иначе как “балаболкой” и не называли. Но вот на автостоянке загорелся бензовоз. Минута - и рванет. Все кинулись врассыпную. А Пашка - за руль полыхающего чудовища и к реке. Едва успел прыгнуть с подножки. А бензовоз прямо с обрыва. В больнице, с головы до ног закованный в гипс, Павел опять балагурит: мол, в космос запускали, пришлось прыгать, а парашют не раскрылся… Незатейливая история, рассказанная писателем  о выдающемся Гражданине. Она повествует о людях, в чьих сердцах живет любовь к человеку, к своему дому, краю, Родине.

- Как вы думаете, почему в тексте слово “Гражданин” начинается с большой буквы?

- В чем разница между значением этого слова и понятием “гражданин по рождению”?

Учитель: Каждому человеку в жизни предстоит выбор. Или он становится “винтиком”, обладающим своим “отверстием”. Или он - Гражданин, влияющий на свою судьбу и судьбу Отечества разумными и полезными действиями.

Каждый гражданин любой страны должен любить и уважать свою Родину, её традиции.

Ответы 3 -ей группы уч-ся:  РОДИНА.

“Родина – Отечество, страна, в которой человек родился и гражданином которой он состоит”.

На экране: “Не спрашивая, что твоя Родина может сделать для тебя, - спроси, что ты можешь сделать для своей Родины”

Джон Кеннеди

Далее ученик читает стихотворение М. Пляцковского “Родина”.

“Родина” - мы произносим тихо,
И в глазах задумчивых у нас
Медленно качается гречиха
И дымится луч в рассветный час.
Речка вспоминается, наверное,
Чистая, прозрачная до дна,
И сережки светятся на вербе,
И в траве тропинка не видна.
Родина! Отечество святое!
Перелески. Рощи. Берега.
Поле, от пшеницы золотое,
Голубые от луны стога.
Сладкий запах скошенного сена,
Разговор в деревне нараспев,
Где звезда на ставенку присела,
До земли чуть-чуть не долетев

.Учитель: “С чего начинается Родина?” Предлагаем вам отрывки из сочинений наших ребят о своей Родине.

На экране – отрывки из сочинений

ОТРЫВКИ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

Как прекрасна РОССИЯ – наша Родина. Как приятно просыпаться утром от трели соловьиной песни, вдыхать аромат свежескошенной травы. Как приятно осенью ходить по разноцветному ковру из листьев, устланному казалось бы всюду. Зимой – прогуливаться по серебристому снегу. А весной любоваться ярко-красным закатом, вдыхать свежесть распускающихся деревьев и зеленеющей травы.

Страна РОССИЯ, страна в которой мы живём - прекрасна и красива. РОССИЯ сильная, могучая и единая страна. (Свечников Н.)

       Утро. Над лугом парит в невесомости лёгкая туманная дымка. На траве блестят крупные капли росы. Цветы, умытые росой, благоухают природным ароматом. Небольшая берёзовая роща манит к себе тихим шелестом листвы. А в укромных уголках притаились грибы. Вот красавец мухомор занял свой наблюдательный пост и рисуется перед вами своей красной в горошек шляпой. А вот за рощей блестит в рассветных лучах солнца голубая ленточка реки. Над водой кружат стрекозы, струится пар и вода. Хорошо, красиво, тихо! Лишь изредка нарушает утреннюю тишину дробный стук дятла. И совсем не хочется думать о том, что всё это может исчезнуть…
(Прилепская А.)

    “Возродить Россию может только идея: её могут воссоздать только обновлённые души. Нет больше былой России. Будет новая Россия. По– прежнему Россия, но не прежняя.
    Россия спасётся творчеством – новым пониманием человека, новым политическим строительством, новыми социальными идеями”, - пишет выдающийся мыслитель ХХ века Иван Александрович Ильин.
    Родина … Россия … Край, где мы родились, где живём, это наш дом. И его надо любить и беречь! “Россия. Какое красивое слово! И роса, и сила, и синее что-то …” - так писал о России поэт С.Есенин много лет тому назад.
    “Родина – это огромное, родное, дышащее существо, подобное человеку … - писал А. Блок. Давайте будем бережно относиться к нашей Родине, защищать её, чтобы будущие поколения могли с гордостью сказать: “Это моя Родина, моя Россия!”.  (Иваницкая Е.)

Учитель: Я думаю, что вы получили исчерпывающий ответ на заданный вопрос. Сейчас для нашей страны наступили не самые легкие времена. И немало людей в разговоре о России используют слова: “В этой стране …?!” Смысл таков: разве может быть “в этой стране” что-нибудь хорошее?! Тут и пренебрежение, и высокомерие. И чувство собственного величия и достоинства. Ведь произнося эти слова, человек намекает, что в другой-то стране он бы …. Мол, я такой выдающийся, а вот страна подкачала…

- Вы согласны с этим?

На протяжение тысячелетней истории России большинство людей, проживавших в “этой стране”, и в смутные, и в хорошие времена, гордились своей принадлежностью к ней. Российский человек мог обладать самыми скромными способностями и дарованиями. Но в определенных обстоятельствах проявлялись его особые свойства, которые свидетельствовали о том, что это - Гражданин.

- Приведите примеры высокой гражданственности, патриотизма, которые в трудные для страны минуты показывали миллионы россиян.

Работа в группах

Учитель: Задание. Гражданские качества человека проявляются в его поступках. В течение нескольких минут (указать) подготовьте небольшой рассказ о настоящем гражданском поступке (может быть, вспомните свой поступок). Главное - объяснить, в чем гражданственность этого поступка, чем он отличается от обычных поступков.

Учитель: Подводя итоги очень серьезного и нужного, на мой взгляд, разговора, я предлагаю послушать стихотворение тольяттинского поэта Б. Скотневского (читает ученик):

У каждого заботой
Своей
Глаза полны,
Наша Родина не что-то,
Она сегодня - мы.
У каждого дорога
Своя или тропа,
Но пусть нас очень много,
Мы все ее судьба.
Она не позабудет
Ни света и ни тьмы,
Она такою будет,
Какими будем мы.
И ей, одной - единой,
В любые времена
Не спрячешься за спины
Хоть широка страна.

Учитель: Да, ребята, “она такою будет”, какими будете вы. Дай-то Бог, чтобы наше будущее было в надежных руках. Смею надеяться - ваших.

Мы с вами обозначили тему разговора : «Патриотизм: знак вопроса». Думаю, наше занятие способствовало  тому, чтобы знак вопроса убрать и сформулировать своё отношение к этой проблеме: патриотизму «да» или «нет»? Кто считает, что патриотизму «да»  - поднимите белую карточку,  «нет» - синюю карточку.

Задумайтесь, пожалуйста, и сделайте правильный вывод. Будущее можно улучшить активным вмешательством в настоящее. Растите достойными людьми.

Цель: определить отношение каждого ученика к позиции «быть гражданином»,    

           «быть патриотом».

Задачи: развивать у учащихся логическое мышление, умение самостоятельно делать    

              выводы, отстаивать свою точку зрения;

              учить учащихся умению ведения диспута, умениям исследовательской

              деятельности;

              воспитывать любовь к Родине, Отечеству;

              развивать творческие способности учащихся;

Подготовительная работа:

  1. составить вопросы для обсуждения;
  2. провести анкетирование;
  3. подобрать цитаты по теме;
  4. оформить зал;
  5. музыкальное сопровождение
  6. выступление по вопросам;
  7. составить законы диспута, словарик диспутанта;
  8. написать сочинение “С чего начинается Родина”;
  9. подготовить презентацию к диспуту.

МОУ «Гимназия с.Ивантеевка»

Внеклассное мероприятие в 9 классе:

«ПАТРИОТИЗМ: ЗНАК ВОПРОСА…»

ПОДГОТОВИЛА И ПРОВЕЛА:

ФАРТУШНОВА М.А.

ИВАНТЕЕВКА-2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по трудовому обучению в 8 классе школы VIII вида «Изготовление развивающих игрушек - дорожных знаков (раскрой)»

http://pedmir.ru/viewdoc.php?id=28294Внеклассное мероприятие по трудовому обучению в 8 классе школы VIII вида, для детей с диагнозом F-70, F - 71 «Изготовление развивающих игрушек - дорожных...

Интегрированное внеклассное мероприятие «Под знаком Красного Креста»

Интегрированное внеклассное мероприятие по биологии в рамках программы «ВОКРУГ ТЕБЯ - МИР …»Тема: «Под знаком Красного Креста»Цель:1. Познакомить учащихся с историей возникновения движения Международн...

Внеклассное мероприятие в 9 классе. Тема: Хлебу Кубани - знак «Качество Кубань»

Внеклассное мероприятие в 9 классе. Тема: Хлебу Кубани - знак «Качество Кубань»...

Внеклассное мероприятие "В Стране Дорожных Знаков"

Цель: прививать детям знания о необходимости соблюдения правил дорожного движения.Задачи: 1. Приобретение учащимися знаний о правилах поведения в школе и на улице (дороге);2. Закрепить предс...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Дорожные знаки и их классификация"

Данная методическая разработка предназначена для проведения внеклассного мероприятия(урока) по профилактике детского дорожного-транспортного травматизма в начальной школе. Но материал также может быть...

Внеклассное мероприятие по русскому языку " Знаки препинания нужно уважать!"

Внеклассное мероприятие по русскому языку, театрализованное представление " Знаки препинания нужно уважать!"...