"Осенний листопад"
методическая разработка (8 класс) по теме

Шахова Анна Ивановна

Конкурсная программ для учащихся 8 - 11 классов. Содержит интересные конкурсы и задания творческого и интеллектуального содержания на тему осени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osennij_listopad.docx32.66 КБ

Предварительный просмотр:

«ОСЕННИЙ ЛИСТОПАД»

(конкурсная программа)

Цели: развитие эстетического вкуса учащихся, воспитание любви к искусству; создание благоприятного психологического климата в коллективе;  

I. Подготовка к празднику.

1. Домашнее задание командам:

1) Название команды и защита (на осеннюю тематику)

2)  «Осенняя композиция»

3) Поделка из природного материала (картина, поделка и другое)

4)  Конкурс-отчет «Общаемся с природой» (походы)

5)  Номер художественной самодеятельности

 II. Проведение праздника.

1. Выступление ведущей, жюри.

Ведущая читает наизусть отрывок из стихотворения.

Звучит музыка

        Октябрь уж наступил – уж роща отряхает

        Последние листы с нагих своих ветвей;

        Дохнул осенний хлад – дорога промерзает,

        Журча ещё бежит за мельницу ручей,

        Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает

        В отъезжие поля с охотою своей,

        И страждут озими от бешеной забавы,

        И будит лай собак уснувшие дубравы.

А. С. Пушкин. 1833

Ведущая. Этими замечательными строками из стихотворения «Осень» А. С. Пушкина мы открываем нашу конкурсную программу «Осенний листопад». Само название говорит о её содержании. Речь пойдёт об осени, об этом удивительном времени года, немного грустном, но таком щедром своими красками и подарками. Предлагаем принять участие в программе всем.

Ведущая. Начинаем нашу конкурсную программу с представления команд. Пожалуйста, участники, Вам слово.

Конкурс 1 названий и девизов в соответствии с тематикой

Ведущая. Слово предоставляется жюри.  

Конкурс 2 композиций и поделок из природного материла

Жюри сообщает итоги по каждому домашнему заданию.

Ведущая (продолжает). Сколько замечательных, незабываемых поэтических строк посвящено этой красавице – осени! Кто только не любовался её красотой, не воспевал её!

Конкурс 3

Ведущая. Давайте вспомним эти строки. Я приглашаю вас принять участие в литературной викторине. Ваша задача – назвать первую строку и автора этих строк. За правильный ответ команда получает жетон.

(Унылая пора! очей очарованье!..)

…………………………………………

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

А. С. Пушкин. 1833

(Есть в осени первоначальной…)

………………………………………

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто все – простор везде,

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь –

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле...

Ф. И. Тютчев

(Ласточки пропали…)

……………………….

А вчера зарёй

Всё грачи летали

Да, как сеть, мелькали

Вон над той горой.

С вечера всё спится,

На дворе темно.

Лист сухой валится,

Ночью ветер злится

Да стучит в окно...

А. А. Фет. 1854

(Нивы сжаты, рощи голы)

……………………………..

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога.

Ей сегодня примечталось,

Что совсем-совсем немного

Ждать зимы седой осталось.

Ах, и  сам я в чаще звонкой

Увидал вчера в тумане:

Рыжий месяц жеребенком

Запрягался в наши сани  (С. Есенин)

Конкурс 4 «Вернисаж»

Ведущая. Думаю, что при чтении этих стихотворений перед вашим взором предстали картины осенних пейзажей. В следующем конкурсе ваша задача состоит в том, чтобы  вспомнить «ЧТО ИЗОБРАЖЕНО НА КАРТИНЕ» известных РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ авторов.

«Золотая осень» Исака Исаковича Левитана, «Грачи прилетели» Саврасова, «В сосновом бору» Шишкина,                                                        ***

Конкурс 5

Ведущая. А теперь, когда вы вспомнили все краски осени, вам легко будет принять участие в следующем конкурсе. Надо подобрать эпитеты к слову «осень».        

Напомню, эпитет – это яркое определение, создающее живое представление о предмете.

Эпитеты запишите в четыре колонки.

В первую – эпитеты, передающие красоту осени (нарядность, окраску): нарядная, пламенная, яркая, багряная, пурпурная, цветная, золотая...

Во вторую – какая бывает осень по характеру погоды: холодная, дождливая, сырая, сухая, туманная, грязная, ненастная, тёплая, ветреная...

В третью – с точки зрения её времени, продолжительности: долгая, ранняя, запоздалая, поздняя, затяжная...

В четвёртую – с точки зрения психологического восприятия (какие чувства вызывает у вас это время года): безрадостная, грустная, печальная, задумчивая, чудесная, унылая, славная, хмурая, прекрасная...

1. Красота осени:

окраска, нарядность

2. По характеру погоды

3. С точки зрения времени, продолжительности

4. С точки зрения психологического восприятия

На выполнение задания – 5 минут.

П р и м е ч а н и е. Эпитеты не зачитываются; если эпитет записан не в соответствующую колонку, то он не учитывается.

Звучит музыка.

Жюри подводит итоги, команды получают жетоны …

 

     

Конкурс 6 «Аукцион песен»     ***

Ведущий. Об окружающей природе написано много песен. Есть среди них широкие, раздольные, задумчивые, буйно-радостные. Какие же песни нам приготовили команды?  

Звучит подборка песен. Участники отгадывают

Конкурс 7 «Зеленая аптека»  (Реклама)

Ведущий. В природной кладовой, как в аптеке, можно найти нужные лекарства от простуды, от расстройства желудка, от кровотечения. Но в этой своеобразной аптеке все лекарства без этикеток. Чтобы их получить, нужно хорошо знать и любить природу. К тому же в «зелёной аптеке» надо вести себя так же воспитанно, как и в настоящей. Ведь заменить лекарства природы мы не сможем ничем.

I. Представьте, что вы подошли к пруду и остановились у растения с широкими тёмно-зелёными листьями. Это мать-и-мачеха. Сделайте рекламу этого растения.

Подорожник, крапива, шиповник, мята.

Конкурс 8. «Стань актером»

Группа поддержки I команды инсценирует басню И. А. Крылова «Свинья под дубом».

Группа поддержки II команды инсценирует басню И. А. Крылова «Стрекоза и муравей».

 

III. Подведение итогов.

Ведущая. Итак, мы сегодня отдохнули, повеселились, проявили свои способности, а во всем этом нам помогла ОСЕНЬ!

        

4. Игра со зрителями

В о п р о с ы:

1. Животное, силой которого измеряют мощность двигателя. (Лошадь.)

2. Без этого зверька вести диалог с компьютером было бы гораздо труднее. (Мышь.)

3. Как называют паука, который своей паутиной опутал весь мир? (Интернет.)

4. Что можно ждать, сидя у моря? (Погоды.)

Когда начинается осень в Австралии? (В марте.)

  1. Почему листья верхушек деревьев опадают последними? (Они самые молодые.)
  2. Какие овощи семейства тыквенных можно встретить у нас в огороде? (Тыква, дыня, арбуз, огурец, кабачки; горлянка и др.)
  3. У какого зверя осенью в листопад появляются детёныши? (Заяц.)

  1. Корнеплоды какого растения называют вторым хлебом? (Картофель.)
  2. Когда начинался новый год на Руси? (1 сентября.)
  3. Кто осенью улетает, а весной возвращается? (Птицы.)
  4. Кто собирает яблоки спиной? (Еж.)
  5. Какой лесной житель сушит грибы на деревьях? (Белка.)

Жюри учитывает количество правильных ответов. За участие в этом конкурсе команды получают жетоны...

«Конкурс загадок». Загадки отгадывает каждая команда по порядку, жюри учитывает количество правильных ответов. Если правильного ответа не последовало, то загадка предлагается следующей команде. За участие в конкурсе команды получают жетоны…

        Сильнее солнца,

        Слабее ветра,

        Ног нет, а идёт,

        Глаз нет, а плачет.

(Туча.)

        Крупно, дробно зачастило,

        Всю землю напоило.

(Дождь.)

        Над рекой, над долиной

        Повисла белая холстина.

(Туман.)

        Долгоножка хвалится:

        «Я ли не красавица?!»

        А всего-то косточка,

        Да красненькая кофточка.

(Вишня.)

        Снесли птички

        Синенькие яички,

        Развесили по дереву:

        Скорлупка мягонька,

        Белок сладенький,

        А желток костяной.

(Слива.)

        Две сестрицы летом зелены,

        К осени одна краснеет,

        Другая – чернеет.

(Смородина красная и чёрная.)

        Встали в ряд богатыри,

        Верно службу служат.

        Голова у них внутри,

        Борода – снаружи!

(Кукуруза.)

        Росли на грядке

        Зелёные ветки,

        А на них –

        Красные детки.

(Помидоры.)

        Красная мышка

        С белым хвостиком,

        В норке сидела

        Под листиком.

(Редиска.)

        Был ребёнок –

        Не знал пелёнок,

        Стал стариком –

        Сто пелёнок на нём.        

(Кочан капусты.)

        Стоит он задумчивый

        В жёлтом венце,

        Темнеют веснушки

        На круглом лице.

(Подсолнух.)

        Сидит на палочке

        В красной рубашке,

        Брюшко сыто,

        Камешками набито.

(Ягода шиповника.)

        В сенокос горька,

        А в мороз  сладка.

        Что за ягодка?

(Рябина.)

        Что не сеяно

        Родится?

(Трава.)

        Все паны

        Скинули кафтаны,

        Один пан

        Не скинул кафтан.

(Сосна, ель в лиственном лесу.)

        Весной веселит,

        Летом холодит,

        Осенью умирает,

        Весной оживает.

(Лес.)

        Стоит старик

        Над водой,

        Качает бородой.

(Камыш.)

        Сто один брат,

        Все в один ряд –

        Вместе связаны стоят.

(Сноп.)

        Стоит дуб на горе,

        Никто к нему не подойдёт:

        Ни царь, ни царица,

        Ни красная девица,

        А кто подойдёт,

        Тот с собой понесёт.

(Репейник.)

        Вёрст не считала,

        По дорогам не ездила,

        А за морем бывала.

(Птица.)

        Не рак, не рыба,

        Не зверь, не птица,

        Кто его убьёт,

        Тот свою кровь прольет.

(Комар.)

        Осенью в щель заберётся,

        А весной проснётся.

(Муха.)

        Сначала клин,

        Потом блин,

        Течёт вода –

        Ему не беда.

(Зонт.)

        Поднять можно,

        А через избу

        Перекинуть нельзя.

(Пух, перо.)

 

Ведущая. А сейчас новый конкурс «Составь пословицу» (на карточках пословицы: начало на одной, а продолжение – на другой).

Звучит музыка.

  1. Весна красна цветами – /а осень – плодами.
  2. Что посеешь – / то и пожнешь.
  3. Рожь поспела – / берись за дело.
  4. Кто землю лелеет – / того и земля жалеет.
  5. Осень прикажет – / весна своё скажет.
  6. День прозевал – / урожай потерял.
  7. В сентябре огонь – /и в поле, и в избе.
  8. В сентябре одна ягода – / и та – горькая рябина.
  9. Хлеб убирают – / на небо взирают.
  10. В осеннее ненастье – / семь погод на дворе.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конкурс "Осенний листопад"

Совместная работа с детьми в оформление и представлении костюма......

Игра-викторина "Осенний листопад"

Методическая разработка для проведения игры-викторины по географии в 6-9 классах...

Презентация к открытому уроку в 4 классе по теме: "Осенний листопад" .

Презентация разработана к открытому уроку "Осенний листопад " для учащихся 4 класса коррекционной школы 8 вида....

Конспект открытого урока в 4 классе по теме: "Осенний листопад".

Конспект открытого урока в 4 классе по теме: "Осенний листопад" разработан для учащихся коррекционной школы 8 вида....

Конспект занятия на тему "Осень, осень, листопад..."

Конспект занятия "Осень, осень, листопад..." разработан для детей дошкольного возраста (4-5 лет). Это занятие дает представление о временах года, помогает уточнить основные признаки осе...

Осень,осень листопад!

конспект для младшей группе...

Осень,осень листопад.

конспект занятия в младшей группе...