Публичная лекция "Современное семейное воспитание"
методическая разработка по теме

Чрагян Чинашхарик Данеловна

Лекция предназначена для педагогической аудитории и родитей. Освещает проблемы современного семейного воспитания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publichnaya_lekciya_semeynoe_vospitanie.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Публичная лекция.

Современное семейное  воспитание.

                                         Семья - это общество в миниатюре,

 от целостности

 которой  зависит безопасность

всего большого человеческого общества.

Ф. Адлер

     Уважаемые коллеги!

     Сегодня я хочу обратить ваше внимание на один из важнейших вопросов в образовании  – на воспитание детей в семье. Почему именно на этот вопрос?  

    Стремительно меняется время, меняется общество и поколение, меняются и отношения между людьми, но неизменной остаётся роль школы, учителя и семьи в воспитании будущего поколения.

   О современной семье много пишут и говорят. Что такое семья?  Семья  есть первый вид общения. Семья для всех ее членов является определенным жизненным пространством, в котором протекает большая часть жизни каждого из них. Это не просто «маленькая группа людей, близких родственников», как дается определение в «Толковом словаре» С. И. Ожегова, а такая группа людей, в которой каждый стремится удовлетворить свои потребности, реализовать, развивать себя, и в то же время, находиться в теснейшей связи со всеми членами семьи. Члены семьи несут друг перед другом взаимную моральную ответственность.  Семью можно сравнить со стартовой площадкой, которая определяет жизненный маршрут человека. Ребенок в семье появляется полностью беспомощным, и его жизнь прямо зависит от родителей, именно они обеспечивают основные его потребности: физиологические (пища, тепло и т.п.) и психологические (любовь, внимание, безопасность).  Именно в семье начинает формироваться личность, нравственно и физически здоровый человек, гражданин, патриот, защитник и будущий семьянин.

 В связи с этим семья выполняет следующие функции:

- репродуктивная;

- воспитательная;

- хозяйственно-бытовая;

- контролирующая;

- эмоциональная.

   Более детально остановимся на  воспитательной функции.

 Воспитание  -  это специально организованный процесс освоения социально одобряемых ценностей, то есть это процесс приобщения человека к  общему и должному.

Ещё Аристотель отмечал, что воспитательная функция семьи не может быть заменена никаким другим институтом. Общественная ценность семьи состоит, прежде всего, в духовном воспроизводстве жизни.  Благодаря семье ребёнок получает  первые трудовые и нравственные навыки: помощь по дому, определённые правила поведения, забота о родителях.

   Для душевного состояния детей чрезвычайно важно, чувствуют ли они в семье, что их любят, значимы ли они для родителей или нет. Осмысление себя в семье представляет собой фундамент для существующих и будущих отношений с людьми. На основе своего жизненного опыта и обобщения ребенок может прийти к разным внутренним выводам. Они отражают, как ребенок воспринимает отношение родителей к себе и как он сам относится к себе.

  Важнейшее средство воспитания ребёнка – личный пример родителей. Воспитательное  влияние семьи на растущего в нём ребёнка в целом определяется семейными нормами, ценностями, интересами.  Жизнь каждой семьи определяет развитие привычек и нравственных качеств ребёнка, как положительных, так и отрицательных. Они составляют «социальное наследство», которое родители передают детям: стиль поведения и общения с людьми, моральные нормы и жизненные ценности. Китайская мудрость гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, сделай со мной – и я научусь».  Часто коллеги – педагоги это изречение принимают как руководство в своей работе. Я думаю, что этими словами также  должны руководствоваться родители, воспитывая своих детей.   Никто не оспорит тот  факт, что курящий и пьющий отец не сможет убедить своего сына в том, что это не хорошо, это вредно, так как  его слова рознятся с его действиями. Фривольная и распущенная женщина воспитает именно такую же дочь,   как сама, потому  что каждый ребёнок усваивает модель поведения своих родителей, так как родители наиболее важные взрослые в жизни подростка.

   Семья иерархична,  и  это очень важно, но для воспитания требуется правильная  иерархия: отец- мать – дедушка и бабушка – старшие братья и сёстры – я – младшие. У каждого члена семьи должно быть своё место в этой иерархии.  В современной семье нарушается иерархическая структура.  Психологи отмечают, что в советской педагогике в 50-х годах произошёл переворот. Был объявлен всем нам известный девиз: «Всё лучшее  - детям!»  Мы настолько к нему привыкли, что не сомневаемся в его справедливости. Кому в  вашей семье достаётся лучший кусок?  И каждый из вас ответит: «Конечно, ребёнку!» Это и есть  признак того, что в семье все отношения перевёрнуты.  Начнём с того, что лучших кусков в семье быть не должно вообще. Первый и самый большой кусок должен  доставаться отцу. Отмечу ещё раз: не лучший, а первый и самый большой. Второй кусок и поменьше – матери, а далее всем остальным.

   Воспитание предполагает формирование и создание у человека  и определённой иерархии ценностей. Не имея этой иерархии невозможно оценивать ситуацию и принимать решение. Каковы же ценности у наших детей?  Как ни печально, но на первом месте выступают материальные ценности (хороший компьютер,  телефон, модная одежда), а потом уже дружба, уважение к старшим, любовь. Вполне возможно, что такую  иерархию формируют сами родители и мы все вместе, превращаясь  в общество глобальных потребителей  материальных ценностей.  Часто родители подменяют понятия, считая, что материальное благополучие ребёнка - это есть воспитание и совсем забывают о моральной и нравственной стороне этого вопроса.

    Бесспорно, что сейчас активно наблюдается тенденция снижения воспитательной функции семьи. И причин снижения много.  Основные причины, влияющие на снижение воспитательной  функции семьи – это и бедность, и богатство,  высокая степень занятости родителей, неблагоприятная психологическая атмосфера в семье. В условиях недостатка материальных средств многие родители не могут позволить дать дополнительное образование и воспитание своим детям, организовать полноценный досуг и отдых. В семьях, не сумевших адаптироваться к изменившимся социальным и экономическим условиям, накапливается психологическая усталость, переходящая в депрессию, раздражение и агрессивность к современным порядкам и нормам.

   Дети крайне нуждаются в родительской любви, им важно чувствовать, что родители их ценят, признают, любят. Именно родительская любовь даёт ребёнку уверенность в себе, обеспечивает безопасность при взаимодействии с внешним миром.

 Современные  условия жизни дистанцируют членов семьи друг от друга.  В течение  всего дня папа на работе, мама на работе, дети в детском саду или школе.   А на данный момент в связи с укрупнением школ увеличивается отдалённость ребёнка от дома, он большее время проводит в дороге и в школе, а на общение в кругу семьи остаётся мало времени. Где семья?  Можно ответить: вечером  же все собираются, по выходным тоже все  вместе. Но какая цель, как правило, у взрослых вечером в выходные? Цель в большинстве случаев – отдохнуть. А дети часто в это время сбегают погулять или посидеть у друзей. Каждое поколение живёт само по себе.  Тем самым утрачивается преемственность поколений.

    Ребёнка окружают люди, которые имеют близкое или дальнее отношение к нему. Психологи утверждают, что самый ближний круг влияния на ребёнка- семья , родственники, друзья, соседи.  Это люди, с которыми ребёнок хорошо знаком, с которыми он часто общается.  Школа - средний круг влияния,  она занимает как бы промежуточное положение между ближними и дальними мирами. Учитель, классный руководитель может стать близким человеком, но школа как образовательное учреждение находится дальше, чем семья.  Радио, газеты, телевидение, интернет, улица  оказывают сильное влияние на сознание  подростка. Но они относятся к миру незнакомых людей. Мир незнакомых людей составляет дальний круг влияния. Чем дальше стоит  от подростка круг общения, тем меньше уровень доверия к нему. В ходе исследований, проведённых во многих странах мира, было выяснено, что меньше всего подростки доверяют информации из Интернета, чуть больше, но не много, - средствам массовой информации. Самый высокий уровень доверия принадлежит семье, так как сведения, полученные от родителей, самые правильные и правдивые. Но когда из этой схемы выпадает ближний круг влияния, то ребёнок попадет под  влияние другого круга.  И поэтому мы слышим, что ребёнок воспитывается через влияние телевидения и улицы. Одна моя ученица  часто просит, чтобы её на уроке не спрашивали: голова болит, плохо себя чувствует.  При выяснении причин оказывается, что помощь врача не нужна, ребёнок элементарно не выспался, так как , вечером гулял и спать лёг  в три часа ночи. И это объяснение завершается фразой «Вы нас, молодых не понимаете!» Это в13-14 лет - молодых!  Да всё я понимаю, только не принимаю того, что родители спокойны, когда дети ночью не дома. Что вообще, семья допускает такое поведение ребёнка. Поэтому ребёнок думает, что мама, папа и учитель ничего в жизни не понимают,  утонули в своём быту, а друг Петя мыслит глобально, так как ему все и  всё параллельно.

    Отправляя ребенка в школу, родители перекладывают заботу о его воспитании на педагогов. Мамы и папы уверены, что у их чада появился грамотный проводник в мире знаний, области чувств и личностных качеств. Это вызвано тем, что родители вручают ключи от сердца подрастающего человечка педагогу с надеждой на то, что тот более квалифицирован в формировании гармоничной личности и уверены в профессиональном умении учителя. Но учитель для ребёнка - не воспитатель, а перевоспитатель. Начинается ломка характера ребёнка, что сопровождается постоянными стрессами и упадками в настроении. Помощь семьи в этот момент не только нужна, но даже необходима. Поэтому на современном этапе требуется восстановить социальную ответственность семьи, включить родителей в систему образования, так как последнее десятилетие как система образования, так и общество в целом «вывели» семью за рамки образовательного воспитательного процесса.

    Думаю, что  родители должны вникать  в  проблемы образования и воспитания, а не считать проблемой  только сдачу ЕГЭ в 11 классе. Здесь необходимо от практики отчуждения перейти к политике заинтересованности родителей, к их участию в жизни своих детей и школы на новых основах и принципах. Для этого необходимо  систематическое, разностороннее, педагогическое просвещение родителей, привлечение их к активному участию в учебно-воспитательном процессе; формирование у родителей потребности в самообразовании.  Потому что   формирование личности начинается, прежде всего, в семье.  Чем лучше семья, и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результат физического, нравственного, трудового воспитания личности. За редким исключением постоянно подтверждается зависимость:  какая семья, такой и выросший в ней человек. Семья и ребёнок - зеркальное отражение друг друга.

 В 19 веке Виктор Гюго очень мудро заметил, что «семья – кристалл общества». Почему же семью сравнивают с кристаллом? Это твёрдое вещество, образующее от природы правильную геометрическую форму, всегда имеет упорядоченную структуру.  Так и в семье – стоит выпасть какому- то «кирпичику», будь то любовь, воспитание, забота, она рассыплется. Так и государство потеряет свою устойчивость, если семья перестанет выполнять свои функции. Я думаю, что этот вопрос ещё открыт для дискуссии.

Человек – он ведь тоже природа,

Он ведь тоже закат. И восход.

И четыре в нем времени года.

И особый в нем музыки ход.

И особое таинство цвета.

То с жестоким, то с добрым огнем.

Человек – он зима. Или лето.

Или осень. С грозой и дождем.

Все вместил в себя версты и время.

И от атомных бурь не ослеп.

Человек – он и почва, и семя.

И сорняк среди поля. И хлеб.

И какая в нем брезжит погода?

Сколько в нем одиночеств? И встреч?

Человек – он ведь тоже природа.

Так давайте друг друга беречь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гуманизация семейного воспитания. Диалог семейного общения. Семейный досуг

Материалы для родительского собрания в 8 - 11 классах....

Конспект и презентация родительского собрания. «Типы семейного воспитания. Возможные нарушения процесса воспитания в семье».

Научить ребёнка быть счастливым нельзя, но воспитать его так,  чтобы он был счастливым можно.          А. Макаренко...

Типы семейных отношений и семейного воспитания лежащие в основе отклоняющегося от нормы поведения детей

Документ содержит информацию о типах семейных отношений и семейного воспитания лежащие в основе отклоняющегося от нормы поведения детей...

Роль семейного воспитания. Роль отца и матери в воспитании ребенка.

Семья начинается с детей.Семья как естественная среда воспитания ребенка.Материнская любовь. Чтобы любить и быть любимым.Отец – опора и защита.Если нет отца.Сын и дочь. Образ мужского и женского повед...

Роль семьи в формировании личности ребёнка. Условия успешного семейного воспитания. Положительный опыт воспитания, как основа успешности подростка.

В современной России одной из задач, продиктованных состоянием демографической ситуации, является сохранение института семьи. Существуют специальные государственные программы, например «Молодая семья»...

СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ В СИСТЕМЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

Влияние семьи на становление и развитие личности ребенка очевидно....

Доклад по теме: «Основы семейного воспитания в условиях семейного центра».

Семейное воспитание детей в условиях центра помощи детям - это одна из наиболее важных, актуальных направлений воспитательного процесса.Семейные ценности являются одним из элементов здорового функцион...