Праздник детской поэзии "Веселая уточка"
методическая разработка на тему

Горох Надежда Геннадьевна

Праздник детской поэзии. Содержатся методические материалы, предваряющие его.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon veselaya_utochka.zip804.16 КБ

Предварительный просмотр:

Город веселых поэтов

Цель

  1. Развитие творческих способностей учащихся;
  2. Развитие умений слышать поэтическое слово, видеть изобразительный ряд;
  3. Развитие умения сочинять стихи

Участники

  1. Дети 4-6 классов.
  1. Слово педагога:

Можно ли научиться писать стихи? Каждый человек может стать поэтом? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно прежде всего понимать, что такое стихи, чем отличаются они от прозы? Помните, в сказке «Приключения Незнайки и его друзей» есть глава, где поэт Цветочного городка Цветик пытается объяснить Незнайке, как пишутся стихи. Что же считал Цветик главной особенностью стихов? (Рифма). Научился  Незнайка после этого урока писать стихи?

Чтение учителем фрагмента из книги:

“– Ну, придумай рифму на слово “пакля”, – сказал Цветик.

– Шмакля, – ответил Незнайка.

– Какая шмакля? Разве есть такое слово?

– А разве нету?

– Конечно, нет.

– Ну, тогда рвакля.

– Что это за рвакля такая? – снова удивился Цветик.

– Ну, это когда рвут что-нибудь, вот и получается рвакля, – объяснил Незнайка.

– Врешь ты все, – сказал Цветик, – такого слова не бывает. Надо подбирать такие слова, которые бывают, а не выдумывать.

– А если я не могу подобрать другого слова?

– Значит, у тебя нет способностей к поэзии.

– Ну, тогда придумывай сам, какая тут рифма, – ответил Незнайка.

– Сейчас, – согласился Цветик.

Он остановился посреди комнаты, сложил на груди руки, голову наклонил набок и стал думать. Потом поднял голову кверху и стал думать, глядя на потолок. Потом ухватил руками за собственный подбородок и стал думать, глядя на пол. Проделав все это, он стал бродить по комнате и потихоньку бормотал про себя:

– Пакля – бакля, вакля, гакля, дакля, макля… – Он долго так бормотал, потом сказал: – Тьфу! Это какое-то слово без рифмы.

– Ну вот! – обрадовался Незнайка. – Сам задает такие слова, на которые нет рифмы, и еще говорит, что я неспособный…”

  1. Давайте поможем Незнайке и поберем рифмы к слову пакля  (капля, цапля, сакля, марля)
  2. А сейчас мы поиграем с вами в игру «Подскажи словечко».

 Прочитайте стихотворение, используя очень «живые» интонации. Дайте подходящие по рифме слова.

         Я на радугу-дугу быстро, быстро__________

         Эту радугу-дугу сделать я дугой __________

       Размешаю каждый цвет,

       Будет просто белый _________

  1. А теперь давайте поиграем в такую игру – “Маленькие соавторы”.

– Кто знает, какая разница между словами автор и соавтор?

Если у слова автор есть приставка со- – значит автор какого-то конкретного произведения – не единственный. В нашем случае моими соавторами будете вы. Я называю первую строчку, а вы мне придумываете вторую так, чтобы у нас получилось двустишие – с рифмой, со смыслом – и чтобы эти строчки не обидели наших друзей. Итак, я называю готовую первую строчку, а вам остается придумать только вторую. Слушаем внимательно:

1. Первый раз увидел мальчик:

________________________

2. Раз зимою на опушке

______________________

      3. Ох, поспать медведь не прочь:

___________________________

 4. Странная стая взмыла над  крышей:

_______________________________

 

 5. Мне очки вот так нужны!

___________________________

  1. В стихах важна не только рифма, но и ритм. Вот послушайте:

      Краски мы возьмем и кисти

               И раскрасим листья…

Мы слышим, что здесь нарушен ритм, и необходимо найти такое слово, которое восстановит ритм и будет соответствовать смыслу. Сравните, я добавляю перед словом «листья» слово «эти»:

              Краски выберем и кисти

              И раскрасим эти листья, –

и двустишие начинает звучать иначе – то есть лучше.

  1. Сочините стихотворение по первой строке:

Велосипед меня понес…

Пес промчался через двор…

  1. А нравятся ли вам стихи Цветика? (Вспоминаем одно из его стихотворений, написанных в честь полета на воздушном шаре.)  Да, писатель просто посмеивается над Цветиком, называя его поэтом. Значит, может быть и рифма, и ритм, а настоящего стихотворения не получится. Так что такое настоящие стихи? Попробуем разобраться?
  2. У вас на партах стихотворение Новеллы Матвеевой:

Между кольями забора серого

Солнце длинные лучи просунуло.

На дорогу лопухи повыбрались,

Пыли зачерпнув краями грубыми.

Подорожник – санитар испытанный,

Врачеватель ног, в пути пораненных,

Подошел к дороге, приготовился:

Может, думает, кому понадоблюсь.

Одуванчик облететь нацелился:

Все его пушинки на бок съехали,

Но остановился нерешительно:

А куда лететь? В какую сторону?

Жаркий день уже склонился к вечеру:

Вечер дню шепнул о чем-то на ухо,

Облака подслушали, задумались.

И, забыв, зачем пришли, растаяли.

-Понравилось стихотворение? Чем удивило? Удивило ведь?

  1. А вот ещё одно стихотворение Н.Матвеевой «Солнечный зайчик»:

Я зайчик солнечный, снующий

По занавескам в тишине,

Живой, по-заячьи жующий

Цветы обоев на стене.

На грядке стрельчатого лука,

Насквозь проткнувшего зарю.

Из полумрака, полузвука

Рождаюсь я -  и говорю:

Я зайчик солнечный, дразнящий,

И если кинусь я бежать,

Напрасно зайчик настоящий

Меня старается догнать…

Я зайчик солнечный, блестящий,

Я неба плоть, я солнца кровь!

И там, где зайчик настоящий

Крадет капусту и морковь…

Цела морковь, жива капуста,

В росинках яблоня блестит,

И нет ни чавканья, ни хруста,

Где зайчик солнечный гостит.

Я не беру, не отнимаю,

Я отдаю, я отдаю!

Я всех люблю! Всех понимаю!

Для всех танцую! Всем пою!

  1. Так что же такое стихи? Всего лишь слова, но к ним будто бы прикоснулась  волшебная палочка, которая помогла сделать такой знакомый нам мир  ярким, необычным.
  2. Попробуйте дома написать свои – веселые или грустные -  стихи про самые обычные вещи: дождик, март, весенние каникулы. Подумайте над  характерами, привычками выбранных вами персонажей и  не забывайте употреблять эпитеты, метафоры, олицетворения. Все ваши стихи войдут в школьный альманах «Веселая уточка», а лучшие прозвучат на празднике. Успехов вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мы любим детскую поэзию"

                   Конспект литературной викторины  по творчеству детских поэтов А. Л. Барто, С. В. Михалкова, С. Я. Маршака, ...

Сценарий школьного праздника "Праздник детской моды"

Сценарий праздника с демонстрацией работ учащихся, конкурсов....

C.Я. Маршак и английская детская поэзия. Лимерики

Уроканглийско поэзии  в форме литературного салона по учебнику Кауфман "Счастливый английский.ру" 6 класс....

Праздник английской поэзии.

Внеклассное мероприятие , посвященное творчеству Самуила Яковлевича Маршака, великого  поэта и таланливого переводчика английских детских стихов....

Сценарий физкультурного праздника для детей старших и подготовительных групп праздник народных игр «Веселая карусель»

4 ноября в России отмечается праздник "День народного единства". В честь этого праздника В ГБДОУ детский сад №45 Красносельского района Санкт- Петербурга прошел праздник народных игр "В...

Методическая разработка по теме "Языковая картина мира детской поэзии Уолтера Де Ла Мара"

В данном материале представлен подробный план-конспект внеклассного мероприятия по теме "Языковая картина мира детской поэзии Уолтера Де Ла Мара" для учеников 8 класса. Целью проведения...

Статья "Особенности языковой картины мира и основные средства ее создания детской поэзии григорианской эпохи

Английский язык, как и любой другой естественный язык, отражает определенный способ восприятия мира. Владение языком предполагает владение картиной мира, отраженной в этом языке. Совокупность представ...