Эколого - экономическая игра Доходное место по страницам Красной книги Алтайского края 8-11 класс
классный час (8 класс) по теме

Эленбергер Марина Александровна

 

Тема: «Доходное место по страницам Красной  книги Алтайского края»

 

Цель:

            формирование экологической культуры школьников через познавательные игры и конкурсы

Задачи:

ü  способствовать самореализации, уверенности в себе каждого учащегося;

ü  развивать умения работать в микрогруппах, умение рассуждать логически, систематизировать информацию, коммуникативные умения (выражать свои мысли устно, вести диалог, слушать собеседника); развитие креативности (способности к творчеству) учащихся, способствовать снятию напряжения;

ü  активизировать познавательную деятельность учащихся в области экологии и охраны природы;

ü  привлекать внимание детей к экологическим проблемам окружающей среды своего края;

ü  формировать социально-активную позицию школьников;  

ü  выявлять и поощрять учащихся, имеющих хорошие знания по разным предметам;

ü  воспитывать бережное отношение к природе.

Тип игры: интеллектуальная, познавательная.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dohodnoe_mesto.rar1.03 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Нововознесенская средняя общеобразовательная школа»

Эколого - экономическая  игра

Доходное место по страницам Красной  книги Алтайского края

8-11 класс

Разработала:

Эленбергер Марина Александровна

 учитель 1 квалификационной категории

с.Нововознесенка

Тема: «Доходное место по страницам Красной  книги Алтайского края»

Цель: 

            формирование экологической культуры школьников через познавательные игры и конкурсы

Задачи:

  1. способствовать самореализации, уверенности в себе каждого учащегося;
  2. развивать умения работать в микрогруппах, умение рассуждать логически, систематизировать информацию, коммуникативные умения (выражать свои мысли устно, вести диалог, слушать собеседника); развитие креативности (способности к творчеству) учащихся, способствовать снятию напряжения;
  3. активизировать познавательную деятельность учащихся в области экологии и охраны природы;
  4. привлекать внимание детей к экологическим проблемам окружающей среды своего края;
  5. формировать социально-активную позицию школьников;  
  6. выявлять и поощрять учащихся, имеющих хорошие знания по разным предметам;
  7. воспитывать бережное отношение к природе.

Тип игры: интеллектуальная, познавательная.

Педагогические возможности: игра основана на дополнительных знаниях экологии, биологии, географии.

Оборудование: экран, мультимедийный проектор, компьютер, презентация к занятию, раздаточный материал (карточки с вопросами), Красная книга Алтайского края в двух томах, мелодия из программы «В мире животных», ксерокопии денежных купюр, картонные сердца.

План: 

Этап игры

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

1 Организационный момент

Сегодня мы поговорим с вами о Красной книге. Посмотрите на фотографии. Здесь изображены прекрасные творения природы. Мы могли бы бесконечно восхищаться ими, если бы не одно обстоятельство – все они занесены в Красную книгу. Это обозначает, что им всем угрожает исчезновение с лица земли. Учёные подсчитали. Что за последние 400 лет вымерло около 150 видов животных. Причём более половины вымерших видов исчезли за последние 50 лет и почти все по вине человека. Красный цвет книги – это сигнал опасности.

                   Красную книгу учредил Международный союз охраны природы в 1966 году. Хранится она в Швейцарии, в городе Морхе. В неё занесены данные о птицах, рыбах, зверях, растениях, которые срочно нуждаются в охране. Красный цвет сигнализирует: ЗАЩИТИ! Многие страны составляют сегодня собственные Красные книги. Подобная книга в России была создана в 1974 году. В её списках значились 52 вида зверей и 65 видов птиц. С тех пор, к сожалению, этот список значительно вырос и продолжает расти и в настоящее время. страницы Красной книги разноцветные. Это сделано не для украшения. По тому, на странице какого цвета содержится информация о данном животном, можно сразу определить, в каком численном положении оно находится.

Я предлагаю игру -доходное место по страницам Красной книги.

Учащиеся заранее делятся на команды, каждая команда придумывает своё название, связанное с темой игры, слушают учителя, знакомятся с названиями туров игры. Ознакомляются с правилами игры, полученными незадолго до игры.

(Правила игры:

1Дисциплина

2Закон поднятой руки.)

План игры – записан или оформлен на листе ватмана на доске:

1 Аукцион знаний.

2 «Подарок судьбы»

3 Магазин одной покупки.

4 Аукцион знаний.

5 Аукцион заказников и заповедников.

6 Реклама.

Слайд №1-3


2 Аукцион знаний.

Каждая страница книги имеет свой цвет. Вот эти цвета: чёрный, красный, желтый, белый, серый, зеленый. Подумайте, по какому принципу выбирались цвета?

В данном туре вы зарабатываете деньги  с помощью своих знаний.

  1. Назовите цвет страницы Красной книги, на которой располагаются виды,  находящиеся под угрозой полного исчезновения.
  2. Назовите цвет страницы Красной книги, на которой располагаются уязвимые или сокращающиеся виды.
  3. Назовите цвет страницы Красной книги, на которой располагаются виды, встречающиеся редко.
  4. Назовите цвет страницы Красной книги, на которой располагаются восстановленные виды
  5. Назовите цвет страницы Красной книги, на которой располагаются малоизученные и редкие виды
  6. Назовите цвет страницы Красной книги, на которой располагаются виды, которые уже вымерли

7  Чем отличается заповедник от заказника?

А) В заповеднике запрещена любая хозяйственная деятельность. В заказнике она либо полностью запрещена, либо частично.

Б) Заповедник создается на время до полного восстановления охраняемых ресурсов, а заказник на бесконечно длительное время.

В) Площадь заповедника всегда больше площади заказника.

Г) Заповедник бывает только федерального значения, а заказник краевого.

8      Какой и где создан последний заповедник в России?

А) Тигирекский, Алтайский край

Б) Лапландский государственный природный биосферный заповедник, Мурманская область

В) Кологривский лес, Костромская область

Г) Буреинский, Хабаровский край

9      Кто придумал первую Красную книгу?

А) Международный союз охраны природы

Б) ГРИНПИС

В) Департамент по охране окружающей среды Алтайского края

Г) Министерство природы России

10      Расположите ООПТ в порядке убывания строгости установленного режима.

А) Заказники

Б) Национальные парки

В) Заповедники, в том числе биосферные

Г) Природные парки

11 Назовите реки Алтайского края

                                                                               

12 Какие редкие птицы  встречаются на Алтае, занесенные в Красную книгу?  

13 Назовите редких зверей, занесенных в Красную книгу, встречающихся на Алтае.( северный олень, манул, снежный барс, красный волк)

14    Какие полезные ископаемые добывают на Алтае? (золото, серебро, уголь, свинец, ртуть, цветные металлы, поделочные камни)

15    Какие деревья–гиганты растут в лесах нашего края?  ( кедр, лиственница)

16  Какие озера Алтайского края хранят в себе большие запасы поваренной соли, природной соды? (Яровое,Бурлинское, Кулундинское )


Ребята дают свои варианты ответов




Красная

Жёлтая



Белая




Зелёная




Серая



Чёрная




А











В







А






(В,Б,А,Г)





Обь, Бия, Катунь, Чарыш, Чумыш, Алей                                      ( розовый пеликан, фламинго, черный аист, колпица, малый лебедь)

За правильный ответ ребятам выдаётся одна купюра.

Слайд №4-26

3 «Подарок судь

бы»


 

Всем желающим предлагаются сердечки, на обратной стороне которых указывается «судьба» предпринимателя. Можно сказать словами  из сказки А.С.Пушкина, «царствуй, лёжа на боку» ваш капитал может принести процент – доход, либо исчезнуть вовсе(варианты: вы – банкрот; вам оставили наследство; вы выиграли в тараканьих бегах-..; сколько вам говорили: заплати налоги и живи спокойно – необходимо заплатить…; ваша собачка укусила прохожего – заплатите штраф 2 условных купюры;  )

Ребята обдумывают последствия такого подарка, смелые идут на риск.

Варианты «судьбы» на обратной стороне сердечек: вам повезло – вы выиграли в лотерею – получите – три денежных купюры и т. д Слайд №26

4 Магазин одной покупки.

Я предлагаю отдохнуть. Как говорится в пословице «Делу – время, потехе – час».

В данном игровом моменте мы увидим на сколько вы умеете сопоставить своё «Я» с интересами других людей. Нам необходимы участники в роли продавца, покупателя, консультанта. Продавец встречает покупателя, знакомит с товаром и предлагает пройти в «зал размышлений», где покупатель думает о цене товара и принимает решение об его покупке, далее его встречает консультант в «зале возврата покупок». Цель консультанта – изменить решение покупателя.

У нас будут строиться деловые переговоры, которые предполагают наличие несовпадающих или даже противоположных интересов участвующих сторон и требуют от участников умения достичь разумного соглашения.

Самоанализ.

 Удалось ли вам предусмотреть контрдоводы другой стороны?

  Бывает ли так в нашей повседневности?

Консультант должен переубедить покупателя в его выборе. Если покупатель «купил» товар – необходимо разубедить его в покупке и наоборот.

Карточки с названиями залов, перечень покупок и стоимости покупок.

Слайд №27-30

5Аукцион знаний.

1)     Ребята, у вас ещё есть возможность заработать деньги. Вашему вниманию будет предложен тест, необходимо выбрать правильный ответ.

        1  Листья этого дерева очень подвижны, они постоянно колеблются при малейшем порыве ветра. Дерево считается самым беспокойным и шумным.

1.Осина.   2. Дуб.  3. Ольха.  

2)     2 Ее воинственная «камуфляжная» окраска, завораживающий взгляд, надменность, выдающая вперед нижняя челюсть способна напугать любого подводного жителя. Ее зубы в старину клались на притолоку двери – это должно было приносить счастье. А пчеловоды клали ее череп возле летки, чтобы пчелы пролезали между ее зубами. «Будут зубастыми и злыми и не дадут себя в обиду», - утверждают пасечники. О ком идет речь?

            1Щука, 2 Акула,3 Язь    

3)    3  Почки, листья, побеги этого дерева издавна помогали бороться с болезнями, укрепляли здоровье, кора и древесина служили сырьем для изготовления предметов домашнего обихода, согревали жилище зимой.

    1.Рябина.   2. Береза.  3. Клен.

4)     4 Многоэтажные хоромы «Великого Землероя» оснащены столовой и спальней, туалетом и системой вентиляции. Расположенная на трехметровой глубине центральная комната, выстланная регулярно сменяемой подстилкой из сухой травы. Назовите хозяина данной «квартиры»? 1Барсук. 2 Хомячок . 3 Леменг

5)     5 От семян этого дерева буквально нет спасения – так много их летит. Приземляясь, они назойливо забиваются в волосы, падают на лицо, проникают через окна в жилища.

    1.Акация.  2. Тополь.  3. Ива.

6)     6 Лекарственные свойства этого растения известны с давних пор. Если его лист пожевать, то во рту долго будет ощущение, как будто чем-то опалило. Запах этого растения не любят насекомые, поэтому его кладут на конуру собаки для борьбы с блохами, а старушки в деревнях используют веники, которыми метут пол.

1.      Полынь.  2. Крапива.  3. Пижма.

Ребята посовещавшись поднимают карточку с нужным- правильным ответом. За верный ответ – зарабатывают денежную купюру.

Команды получают карточки с цифрами: 1,2.3.

Слайд №31-37

6Аукцион заказников и заповедников.

Проводится аукцион заказников и заповедников алтайского края, краткая информация об объекте.

http://www.transparentworld.ru/ru/environment/monitoring/oopt/alt-zak/ - Заказники регионального значения Алтайского края

http://trasa.ru/region/altaiskiy_zapov.html-

Заповедники Алтайского края


Ребята увеличивают денежную ставку, команда , предложившая большую сумму – покупает объект.

Выдаётся фото или иллюстрация купленного объекта.

Слайд №38

7Рек

лама

Скажите, что вы понимаете под рекламой?  (Любое мероприятие, направленное на привлечение внимания покупателя к фирме или товару.)

Вам нужно составить рекламу вашему объекту. За интересную рекламу вы сможете получить прибыль.

Время работы – 2 минуты.

Время вышло,  предлагаю представить свою рекламу. На представление рекламы каждой группе – 1,5 минуты

Рекламируют свой объект, получают деньги.

Учащиеся сообщают свой доход за урок.

Слайд №39

8Рефлексия

Как вы уже знаете, самоанализ позволяет осознать допущенные просчёты, накопить полезный опыт на будущее.

Ребята, работая в микрогруппах, не навязывали ли вы собеседнику свои аргументы при выборе решений? Почему на ваш взгляд это получилось?

/ Если да, то вы посеяли в собеседнике семена неудовлетворённости, досады, и при дальнейших таких моментах они могут возрасти./

Легко ли быть предпринимателем? Почему?

Я довольна игрой, цель достигнута.

Общаются с учителем.

Список использованной литературы

  1. Красная книга Алтайского края. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений.- Барнаул: ОАО «ИПП» Алтай, 2006.-262 с.
  2. Красная книга Алтайского края. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных. Том 2.- Барнаул: ОАО «ИПП» Алтай,,2006.- 211 с.
  3. Природа Алтая // №1-2 (133-134) 2007,№1 (145) 2008.
  4. Детская энциклопедия. //Познавательный журнал для девочек и мальчиков. №2-2008. Из Красной книги. Животные и растения. – 64 с.
  5. Интернет ресурсы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-презентация проектов «Алтайский край – край заповедных территорий»

Краткая аннотация к методической разработке урока-презентации проектов «Алтайский край – край заповедных территорий»  Данный урок имеет просветительскую направленность с целью познакомить обуча...

Разработка урока по физической географии Алтайского края в 8 классе. Тема: "Состояние водного режима реки Алей в зимний период".

Проблема экологии рек сегодня очень актуальна. В масштабах страны существует много исследований и аналитических материалов, посвященных этой теме, накоплен огромный статистический материал. На уровне ...

Математические диктанты по курсу Алгебра 7 класс (под редакцией Теляковского С. А.) из опыта работы Поляковой Л. Е., учителя математики Алтайской средней школы Калманского района Алтайского края

В данной работе рассматриваются типы математических диктантов, методика их применения на уроках математики. Приведена разработка урока по теме "Построение графика квадратичной функции. Алгебра 9 класс...

Урок по "Географии Алтайского края" 8 класс тема: Растительность Алтайского края

Урок по "Географии Алтайского края" 8 класс тема: Растительность Алтайского края...

Рабочая программа по географии Алтайского края для 8 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА«География Алтайского края»факультативдля учащихся 8 классаКурс «География Алтайского края» рассчитан на 35 часов. Учитывает изучение географии своей местности. Данный курс имеет опре...

Географическое эссе «Удивительные места Алтайского края»

Во все времена самыми дорогими словами для достойного гражданина всегда будут слова Россия. Родина. ОтечествоПусть мне твердят,Что есть края иныеЧто в мире есть иная красота. А я люблю свои места родн...