"Жизнь дана на добрые дела"
методическая разработка (5 класс) на тему

Разработка внеклассного мероприятия о доброте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhizn_dana_na_dobrye_dela.doc123 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Ниж – Суетская средняя общеобразовательная

 школа имени Анатолия Карпенко»

Алтайского края Суетского района

с. Нижняя Суетка

Методическая разработка по теме

"Жизнь дана на добрые дела"

Класс: 5

Автор: учитель географии и биологии

 Сидорова Татьяна Алексеевна

Тема: "Жизнь дана на добрые дела"

Цели: показать значимость человека в добрых делах для общества, воспитание в детях человечности, милосердия, умения прийти на помощь, нуждающейся в ней, стремления быть благородным в жизни.

познакомить учащихся с понятиями в сфере благотворительной деятельности; формировать положительное отношение учащихся к благотворителям, спонсорам, меценатам, волонтерам на основе конкретных судеб людей; создавать условия для организации благотворительной деятельности.

Оборудование: высказывания, ларец, 2 сундука, фонограмма «Дорогами добра»

Кабинет, в котором проводится урок, оформлен:

  1. выставкой книг и рисунков;
  2. высказываниями о доброте и добрых делах;

«Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла».

В.О. Ключевский

«Каждому нужно оказывать добра столько, сколько, во-первых, сам можешь сделать, а затем еще сколько может принять его тот, кого любишь и кому помогаешь».

Цицерон

«Трудно привести к добру нравоучениями, легко примером».

Сенека

«Чтобы делать добро, надо прежде всего им обладать».

Аристотель

«Доброе - это прекрасное в действии».

Жан Жак Руссо

Ход классного часа

Звучит фонограмма «Дорогою добра». На фоне музыки звучат слова учителя.

Эпиграф: Чтобы поверить в добро,

надо начать его делать.

Л.Н. Толстой

Учитель. 

Что такое  « меценатство»,

Доброта   и   волонтёрство?

Кто такой  благотворитель?

Он помощник иль даритель?

Чтобы вы смогли ответить,

Пригласили  мы всех вас

В наш родной  учебный  класс!

Сегодня, ребята, у нас необычная встреча. Мне хочется поговорить с вами о таких человеческих ценностях, как доброта, чуткость, сострадание и сопереживание, терпимость и доброжелательность. Если оглядеться и внимательно посмотреть вокруг, трудно не заметить, что среди нас живут люди, которым необходимо и дорого самое обыкновенное человеческое внимание и общение. И чем больше ты делаешь для людей, которые окружают тебя, тем легче тебе живётся, ведь люди отвечают обычно тем же.

-Что же такое благотворительность?

-Рассмотрим определения понятия «благотворительность».

-Благотворительность - добровольное выделение материальных средств в помощь нуждающимся или на какие-нибудь общественные нужды.

-Благотворительный-

1. О действиях, поступках: безвозмездный и направленный на общественную пользу.

2. Направленный на оказание материальной помощи неимущим.

Учитель. Теперь рассмотрим, как образовалось это слово.(на доске)

Благотворительность = благо + творить

Творить благо (добро) = нести добро людям во благо их. В этом и заключается суть данного понятия.

А как же появилась благотворительность в России?

Выступление учащегося (заранее подготовленное сообщение)

Благотворительность в России известна давно. Наши предки считали, что любить ближнего – это прежде всего накормить голодного, напоить жаждущего, посетить заключённого в темнице. «В рай входят святой милостыней, - говорили  в старину, - нищий богатым питается, а богатый нищего молитвой спасается».

При монастырях и церквях  возникали бесплатные приюты, больницы  для нищих и голодных. Накануне больших праздников русские цари рано по утрам делали тайные выходы, где   из собственных рук раздавали милостыню (еду, одежду, деньги).

Русский царь  Петр I во время поездки по Западной Европе видел много примеров благотворительной деятельности по строительству школ, приютов, больниц и поощрял русских дворян занимающихся подобными делами.

Начинания  Петра I получили своё развитие при  Екатерине II. Большие средства вкладывали в оказание помощи больным и  страждущим, в покровительство художникам, писателям, артистам крупные промышленники, акционерные общества, помещики.

А знаете ли вы, что с 1995 года различными благотворительными  мероприятиями отмечается Международный день добровольцев (5 декабря)? А с 1999 года ежегодно в апреле проходит Весенняя неделя добра – общероссийская кампания добровольческих акций.

Ребята нашей школы помогают пожилым людям, убирают ежегодно территорию кладбища и стадиона.

Ребята, помните, что благотворительность – это безвозмездная постоянная помощь, а не помощь по настроению. Вы просто задумайтесь: «А какое сердце у меня? Кому  нужна моя помощь? Чем я могу помочь?»

Ростки милосердия, благотворительности заложены в нас с рождения. Даже маленький ребёнок готов поделиться с нуждающимся всем, что у него есть. С течением времени обстоятельства вынуждают повзрослевшего ребёнка прятать в глубину души благородные порывы. И лишь когда становимся мудрее, мы задумываемся над словами, сказанными в Библии: «Торопись делать добро».

Так давайте же будем торопиться делать добро, и будем делать его от души и для души.

С понятием «благотворительность» связано понятие «меценатство».

Меценат в буржуазно-дворянском обществе: богатый покровитель наук и искусств; вообще тот, кто покровительствует какому-нибудь делу, начинанию.

Меценаты:

- Борис Годунов в 1601 году закупил хлеб для голодающих Москвы. Сам раздавал деньги нищим, вдовам и сиротам.

- Первые Романовы и Петр I

Первый русский царь из династии Романовых, Михаил Федорович, поручил патриаршему приказу открытие « сиротских домов».

В царском дворце на полном обеспечении постоянно жили богомолы, юродивые, странники.

Устройству больниц, богаделен, разного рода приютов уделял много внимания и великий реформатор Петр I

Императрица Екатерина II занималась благотворительностью. Организовала училища, сиротские дома, больницы.

 - Ребята, как вы думаете, какими качествами должны обладать меценаты?

.Сегодня мы говорим о доброте, добрых делах, добрых поступках.

Давайте, ребята, вместе поразмышляем, что такое доброта?

Учитель:  Понятие « доброта» в толковом словаре С.И. Ожегова объясняется так:

« Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление сделать добро другим».

Учитель: Некоторые люди считают, что меценатам ничего не стоит сделать доброе дело, мол, у них много денег. Но я считаю, что добрые дела это не только денежные пожертвования.

- Как вы думаете, какими еще могут быть добрые дела? (ответы детей)

- А какие добрые дела сделали вы? (ответы детей)

На доске:

«Доброта – это…..»

«Добрый человек – это……»

«Добрые поступки – это …….»

Учитель. Давно уже замечено, что добрый человек всегда окружён искренними людьми, а это достоинство нельзя сравнивать ни с какими материальными благами. Всем известно, что доброту и любовь нельзя купить за деньги. Добрый человек всегда найдёт поддержку и утешение в радости других людей.

Доброта-это, как волшебное лекарство, вылечит от многих недугов. Надо научиться быть добрыми ко всему окружающему.

Учитель. Какие пословицы о добре, добрых людях и поступках вы знаете?

Возможные ответы детей.

- Добро век не забудется.

- Доброе дело само себя хвалит.

- Себялюб никому не люб.

- Доброму человеку бывает стыдно и перед собакой.

- От добра- добра не ищут.

- Худо тому, кто добра не делает никому.

- Доброе дело два века живёт.

- Что желаешь самому себе, того же желай и другим.

- За добро добром платят.

- Добра желаешь – добро и делай.

- Добрый человек добру учит.

Учитель. Ребята, а легко ли бывает быть добрым?

Беседа о душевном богатстве человека.

На столе два сундука. Крышка первого сундука приоткрыта и в сундуке видны драгоценности и монеты. Второй сундук пуст.

- Посмотрите, какие сундучки. Давайте поглядим, что в них лежит. (Дети называют)

- Как назвать одним словом то, что лежит в сундуке?

- Богатство.

- Можно ли эти богатства потрогать руками?

- Да.

- А теперь давайте заполним второй сундучок.

(заранее раздать на парты карточки со словами): 

  1. Честность                           Чуткость                          
  2. Доброта                               Внимание к людям
  3. Отзывчивость                    Веселый нрав

- Выберите 2-3 черты характера, которые вам подходят. Мы поместим эти карточки во второй сундучок.

Помещают в сундук (можно прикрепить к сундуку слова)

- А почему мы поместили их во второй сундучок? Кто догадался?

- Это богатство.

- Для кого?

- Для себя, для родителей, для окружающих.

- В каком из сундучков наиболее ценное богатство?

- Да, потому что нет ничего дороже богатства души человека. Оно проявляется в его отношении к людям, к делу.

Учитель. Прочитайте заповеди человечности и обозначьте значимость их очерёдности.

У  каждого ученика лист с заповедями. Дети проставляют очерёдность по значимости.

ЗАПОВЕДИ:

- Не убивай и не начинай войны.

- Не укради и не присваивай труда ближнего своего.

- Уважай мысли и чувства братьев своих.

- Чти родителей.

- Чти природу, как мать свою и помощницу.

- Пусть живёт всё живое и мыслится всё мыслимое.

Сегодня многие из вас с радостью совершают добрые дела ежедневно, ежечасно, не задумываясь об этом. И главное, чтобы - это качество – творить добро не угасало, а лишь росло в вас. Ведь совсем скоро вы – взрослые люди, от ваших поступков многое будет зависеть в семье, коллективе, стране. Поэтому, я думаю, что вы осознали, что только «на добрых делах мир держится».

Игра «Волшебный цветок добра»

- Встаньте в круг, вытяните руки вперед ладонями вверх и закройте глаза. Внимательно слушайте и мысленно рисуйте картину того, о чем я буду рассказывать.

- В моих руках ларец. В нем находятся волшебные зернышки Добра. Сейчас я каждому из вас раздам по зернышку. Держите очень бережно, чтобы оно не упало. (Учитель подходит к каждому и, нежно прикасаясь к ладоням детей, кладет в них невидимое зернышко.)

Учитель:

- А теперь очень осторожно, чтобы не обронить зернышко посадите его внутрь себя.

- Теперь это зернышко внутри вас. Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. Пусть оно прорастет в ваших душах и сердцах.

- Но не забывайте об одном условии – оно прорастет только тогда, когда вы не на словах, а на деле будете совершать добрые дела.

- Нарисуйте в своем воображении цветок добра. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите все добро и хорошее настроение этого цветка внутрь себя, в свое сердечко.

- Вас овевает теплый и ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение.

- Ребята, откройте глаза.

    Итог.

- А теперь возьмитесь все вместе за руки.

- Вы чувствуете тепло друг друга?

- А представьте себе, как станет тепло, светло и уютно, если мы все будем друзьями, станем одной семьей, сделаем добрые дела, позаботимся о родителях, об окружающихся. Зажжем звезды  любви и милосердия.

Одну звезду оставьте себе, а другую отдайте гостям.

Звучит песня. Дети поют песню.

«Дорогою добра».

1. Спроси у жизни строгой,
Какой идти дорогой,
Куда по свету белому
Отправиться с утра.
Идти за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.

2. Забудь свои заботы,
Падения и взлёты,
Не хнычь, когда судьба
Ведёт себя ни как сестра.
Но если с другом худо
Не уповай на чудо,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.

3. Ах, сколько будет разных,
Сомнений и соблазнов,
Не забывай, что эта жизнь
Не детская игра.
И прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра

Учитель:                                                                                   

 Давайте же  научимся любить,

Заботиться и думать друг  о друге,

Чтоб  вовремя в беде подставить руки,

И жаждущих любовью напоить.

В. М. Кравченко

Так давайте же делать добро людям и сами будем счастливы!

Источники информации

Дик Н.Ф. Лучшие классные часы в 5 – 9 классах.- Ростов н /Д: Феникс, 2007.

http://vsekartinkifree.ru

http://nsportal.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока нравственности "Жизнь дана на добрые дела"

Урок нравственности предназначен для младших школьников....

Жизнь дана на добрые дела.

Занятие в форме классного часа о понятиях добро и зло для учащихся младшего звена. Ситуативные игры, на логическое мышление. загадки, пословицы. Рекомендую, интересное и приемлемое для детей ....

презентация "Нам жизнь дана на добрые дела"

Давайте делать добрые дела!...

Диспут "Жизнь дана на добрые дела!"

Формировать культ здорового человека, активную жизненную позицию, умение говорить «нет» в ситуации нравственного выбора. ...

Сценарий общешкольного мероприятия "Жизнь дана на добрые дела"

Сценарий общешкольного мероприятия о правах ребенка....

Урок развития речи в 6 классе. Тема "Жизнь дана на добрые дела".

            При планировании урока учитывала возрастные особенности учащихся и то, что сердца ребят в этом возрасте открыты, чисты, и что нужно поскорее посе...

Социальный проект "Жизнь дана на добрые дела"

Социальный проект был разработан и реализован в 2011/12 учебном году. В проекте участвовали обучающиеся 4 класса (10-11 лет) «МБОУ СОШ № 4 г. Льгова», занимающиеся  в детском о...