Проект «Школьный музей как центр гражданского воспитания МБОУ «СОШ№3» г. Гусь-Хрустальный
методическая разработка по теме

Сафронов Алексей Владимирович

Проект «Школьный музей как центр гражданского воспитания учащихся школы№3» ставит своей целью создание школьного музея, как модели гражданско-патриотического воспитания учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «Школьный музей как центр гражданского воспитания МБОУ «СОШ№3» г. Гусь-Хрустальный

Автор проекта

Сафронов  Алексей  Владимирович

Аннотация.

Проект «Школьный музей как центр гражданского воспитания учащихся школы№3» ставит своей целью создание школьного музея, как модели гражданско-патриотического воспитания учащихся. Деятельность и функционирование  школьного музея способствует  развитию творчества, активности, самостоятельности учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления, историко-краеведческих материалов, имеющих воспитательную и научно-познавательную ценность.

 Современная история школы №3 насчитывает 15 лет, однако свою историю школа ведет с 1916г. с основанной первой в городе гимназии. Нередки случаи, когда в ней обучались родители или родственники сегодняшних учеников. Таким образом, складываются  не только школьные, но и семейные традиции обучения. Это  играет важную роль в  воспитательном процессе, является основой гражданского воспитания, позволяет  учащимся осознать свою причастность к истории школы, а через нее к истории района, города, страны. Наиболее эффективно этот процесс может осуществляться в практической деятельности по созданию и функционированию школьного музея, который должен стать одной из форм организации гражданского и  патриотического  воспитания. Совместный поиск материалов по истории школы на различных этапах ее жизни, общение с выпускниками и участниками различных исторических событий, будет  способствовать социализации личности не путем усвоения теоретических положений, а в активной деятельности. Таким способом учащийся усваивает опыт общественной жизни, культуру человеческих отношений, необходимых для сотрудничества с другими людьми

Возрастная группа учащихся, класс(-ы)        

6,7,9,11 классы

Предметная область:

 краеведение

Общеучебные навыки:

Коммуникативная деятельность учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах  отделения основной информации от второстепенной, критического оценивания достоверности полученной информации, передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), перевода информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбора знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Уметь развернуто обосновывать суждения, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута). Предполагается уверенное  использование учащимися мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.      

Цель проекта:

Создание школьного краеведческого музея   как центра гражданского воспитания учащихся

Задачи проекта

1.создание и пополнение экспозиции музея;                                                                      2.создание модели гражданско-патриотического воспитания учащихся на основе деятельности школьного музея

Гипотеза исследования:

Если деятельность школы по воспитанию гражданственности будет организована на основе музея истории школы, то  это должно стать основой гражданского воспитания, что  позволит учащимся осознать свою причастность к истории школы, а через нее к истории района, города, страны

Сроки реализации проекта

сентябрь 2010-май 2013гг.

 

Этапы реализации проекта

1 этап: сентябрь 2010-май 2011гг.

  1. создание Совета и актива музея.
  2. разработка Положения о музее истории школы №3
  3. разработка программы деятельности
  4. сбор и систематизация материалов, по истории школы;
  5. оформление экспозиции
  6. организация связей с Музеем  образования и Музеем хрусталя
  7. организация поисковой работы школы.
  8. определение круга лиц для сотрудничества по созданию экспозиции музея

2 этап: сентябрь 2011-май 2012гг

  1. обучение актива музея на курсах «Основы школьного краеведения»;
  2. анализ воспитательных возможностей музея для гражданского воспитания;
  3. сбор и систематизация материалов, по истории школы
  4. разработка и организация системы урочной и внеурочной деятельности школы по гражданскому воспитанию с использованием возможностей музея;
  5. оформление экспозиции

   3 этап: сентябрь 2012-май 2013гг

  1. сбор и систематизация материалов, по истории школы
  2. оформление экспозиции
  3. аналитический: мониторинг влияния деятельности музея в школе на формирование гражданственности учащихся;
  4. формирование банка методических разработок по гражданскому воспитанию учащихся;
  5. подведение итогов и анализ результатов




Учебные мероприятия:

1.Определяются планом  работы школьного краеведческого  кружка « Поиск»

2.Поисковой  деятельностью классов

Ожидаемые результаты

В ходе проектной деятельности предполагается получить следующие результаты:

  1. создание экспозиции музея истории школы №3
  2. освоение учащимися специфических приемов музейной деятельности
  3. разработка модели гражданско-патриотического воспитания учащихся на основе деятельности школьного музея;
  4. освоение педагогами технологий гражданско-патриотического образования посредством возможностей музея;
  5. формирование устойчивой мотивации родителей и выпускников к поддержке традиций школы
  6. усвоение учащимися ценностей гражданственности, патриотизма, толерантности, определяющих модель их жизненного поведения;



Критерии результативности









  1. возросшая мотивация педагогов к использованию музея в учебно-воспитательном процессе,
  2. рост интереса обучающихся к сохранению и поддержанию истории и традиций школы.
  3. создание тематических  экспозиций школьного музея



Прогноз исследования


В ходе реализации проекта предполагается достижение поставленных целей.

Факторами успешности проекта можно считать:

  1. заинтересованность педагогической общественности школы в создании музея как эффективного средства воспитания гражданственности;
  2. Создание музейного фонда школы.

Результативность реализации проекта может быть снижена вследствие:

  1. недостаточности опыта организации музейной деятельности;
  2. утраты связей с известными выпускниками школы;
  3. потери части музейного материала;
  4. ограниченности человеческих ресурсов;
  5. недостаточности финансирования

Материалы и ресурсы, необходимые для выполнения проекта.

1.Цифровой фотоаппарат

2.Компьютер

3.Сеть Интернет

4.Принтер

5. Проектор

6.Сканер                  

7. Видеокамера




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Школьный музей истории и народного быта – центр военно-патриотического воспитания"

«Чем дальше в будущее смотрим, Тем больше прошлым дорожим». Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений политики государства. Идеи патриотизма, ос...

педагогический проект «Школьный музей как средство гражданско – патриотического воспитания»

Представленный материал является участником муниципального конкурса программ по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию молодёжи, победителем Всероссийского конкурса проектов пед...

Проект Школьный музей – центр гражданско – патриотического воспитания школьников

Данный проект необходим для воспитания духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и приум...

ХIV Межрегиональные юношеские научно- исследовательские чтения имени Каюма Насыйри Проект «Школьный музей как центр гражданского становления и патриотического воспитания школьников»

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда является одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Р...

Тема проекта: Музей-как центр гражданско-патриотического воспитания обучающихся

Необходимость формирования патриотического сознания у подрастающего поколения вытекает из самой сути процесса модернизации образования. Гражданско-патриотическое воспитание личности представляет собой...

Статья "Школьный музей как центр патриотического воспитания в образовательном пространстве"

Роль и значение школьных музеев возрастает в связи с необходимостью реализации государственной и региональной программы по патриотическому воспитанию молодёжи. Целью создания и деятельности школьного ...

ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ КАК ЦЕНТР ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

В статье рассматриваются основные этапы истории создания и развития школьного музея, его специфика и самобытность, характер и содержание музейной деятельности. Статья может быть интересна широкому кру...