Экологическая игра "Удивительное рядом"
методическая разработка (5 класс) по теме

Воронина Светлана Петровна

Игра проводится для учащихся 4-7 классов. Тема: "Редкие и исчезающие виды Самарской области"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл scenariy.docx29.58 КБ
Microsoft Office document icon prilozheniya-zadaniya.doc67.5 КБ
Microsoft Office document icon voprosy_i_otvety_erudit.doc26.5 КБ
Файл redkie_zhivotnye.pptx1.13 МБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуально – познавательная игра « Удивительное  рядом»

для учащихся 4-5ых классов.

Цель: Повышение  личной заинтересованности учащихся в получении знаний по экологии и приобщение  учащихся к  личной ответственности за судьбу живого на земле.

Образовательная – актуализировать знания учащихся о современном состоянии природной среды, о роли природы в жизни человека;

Развивающая -  формировать навыки самостоятельного анализа и оценки предлагаемой информации;

Воспитательная -  воспитывать активную позицию, ответственное отношение к природе.

Участники акции:

Игра ориентирована на учащихся 10-11 лет. Учащиеся  заранее делятся на команды, не менее   10 человек в команде.  Игру можно проводить между параллелями или командами одного класса. Рекомендую провести как внеклассное  мероприятие по природоведению в 5 классах (программа И.Н. Пономаревой).

Оформление: на доске висит  физическая карта полушарий земли,  выставка книг и журналов о животных, рисунки и фотографии животных.

Оборудование:  проектор, процессор, магнитофон,   2 обруча, 2 галоши, маркеры, белые листы бумаги, 2 ватмана, фломастеры, ручки, стол для жюри, табло, столы и стулья для участников, часы, жетончики.

Действующие лица: 2 путешественника, ведущий, мальчик Вовка и девочка Маша – первооткрыватели, ученики 5 класса.

Играет музыка из передачи « Клуб путешественников», выходят два путешественника:

1 П:- Здравствуйте! Хелоо!

2П:- Привет! Бонжур! Гудмонинг!

1П:- Мы объехали весь свет!

        Побывали и в Марокко, и в Бомбее и в Китае!

 (подходит к карте и показывает  эти города и страны)

2П:- По России колесили, С севера на юг, и с запада на восток!

1П:- Мы узнали, что на нашей планете, есть гигантские реки!

2П:-  Нил в Египте

         Амазонка в Южной Америке (показывает на карте).

Ведущий:- Ребята! А какие вы знаете реки нашей страны? (за правильный ответ вручается жетончик)

1П:- Мы узнали о крупных озерах.

2П:- оз. Виктория в Африке,

         оз. Гурон в Северной Америке (показывает на карте).

Ведущий:- Уважаемые гости! А у нас ребята тоже знают озера! (за правильный ответ вручается жетончик)

1П:- Мы побывали на самых высочайших  горных вершинах!

2П:- Эверест- 8.848 м над уровнем моря,

         Килиманджаро- 5.895 м.

1П:- Вот, сколько удивительного мы узнали, путешествуя по всему миру!

Выходят  мальчик Вовка и девочка Маша, в руках у них энциклопедии, журналы, альбом для рисования, за плечами рюкзаки, фотоаппарат на шее, из кармана торчит увеличительная лупа. Идут и что-то бурно обсуждают.

Звучит музыка из передачи « В мире животных».

Ведущий:- Здравствуйте ребята! Откуда вы?

Вовка:- Да вот, мы ходили с классом на экскурсию по природоведению «Удивительное рядом. Твое первое открытие».

Маша:- Ой, как было интересно! Сколько мы сделали удивительных открытий!

Ведущий:- Что- же и ехать, никуда  не пришлось?

Вовка:- Да нет, конечно!

Маша (обращается к ребятам в зале):- Ребята, а вы уже сделали свои первые открытия в мире природы?

 Ответы учащихся (вручаются жетоны).

Вовка:- А вот мы сейчас и проверим! Хотите поиграть?

Путешественники:- И мы с вами хотим!?

Маша:- Играем все!

Учащихся заранее нужно разделить на две команды и рассадить за столы.  

Ведущий:- Первое задание называется « Рыбаки»- на знание обитателей водоемов (рыб).   

Участвуют две команды. На расстоянии  3 метров от команд, на полу лежат обручи (это озера) в которых стоит стул, на стуле листы бумаги и маркер. Каждый участник команды надевает галошу и на одной ноге должен допрыгать до озера, написать название   рыбы  и вернуться назад, передать следующему галошу, а рыбу положить в корзину команды. Побеждает та команда, которая больше  наловит  рыб. 

Жюри проверяет улов, больше не значит качественно.

Маша:- В нашей реке- Волге, водились редкие рыбы – стерлядь и осетр, которых ловили без ограничений, и это привело к их исчезновению (на слайдах фото и рассказ о рыбах).

Ведущий  оглашает результаты первого конкурса.

Вовка:- Хорошо вы справились с первым заданием, знаете вы рыб, а как с пернатыми братьями нашими меньшими, знакомы?

Маша:- Конкурс « Эрудиты»- на знание птиц.

Участвует по 5 человек от команды. Предлагается за 10 мин. Разгадать как можно больше слов из кроссворда. Слова в нем «ломаются» в горизонтальном и вертикальном направлениях. В скобках возле задания указано количество букв в слове-отгадке. Слово нужно найти в кроссворде и зачеркнуть. За каждое правильное угаданное слово 1 балл, максимальное количество баллов за кроссворд-20.

Остальные участники зарабатывают для команды дополнительные баллы. Называют песни, сказки, в которых упоминаются птицы ( вручаем жетончик).

Маша:- Ребята, а в нашей области есть птицы, которые на грани исчезновения – Авдотка, Орлан - белохвост (на слайдах фото и рассказ о птицах). 

Ведущий объявляет  итоги по 2 конкурсам.

Вовка:- Ребята, нам пришли телеграммы, но от кого нельзя разобрать -  зашифрованные.

               Конкурс « Угадай-ка»- на знание млекопитающих.

Участвуют две команды. Каждая получает по три зашифрованных телеграммы. Для этого нужно так переставить  буквы (в правильном порядке), чтобы получилось название животного. За каждое расшифрованное животное 5 баллов. Максимальное количество- 15.

Маша:- Рядом с нами тоже живут представители этого класса, но есть те, которым нужна наша помощь. Это Выхухоль русская, Рысь, Лось (на слайдах фото и рассказ о животных). 

Ведущий: - Вот какие ребята молодцы! Сколько удивительных животных вы знаете. А ведь их всех нужно оберегать, чтобы они остались на Земле и ими любовались все последующие поколения!

Маша:- Попробуйте сочинить небольшое воззвание, обращение к людям, чтобы они берегли природу!

Конкурс «Зарядка для ума».

Участвуют две команды. Каждой вручается список предлагаемых слов, с которыми нужно сочинить обращение. На ватмане (за 7 минут) записать обращение и нарисовать рисунок в защиту природы. Представители от каждой команды зачитывают свое обращение и демонстрируют рисунок. Максимальное количество- 5 баллов.

Маша (читает стихотворение И. Мазина):

Давайте, люди,

Дружить друг с другом,

Как птицы с небом,

Как ветер с лугом.

Давайте, люди,

Любить планету.

Во всей Вселенной

Похожей нету!

Жюри подводит итоги, самым активным участникам (по количеству жетонов) вручаются призы, команда  победитель награждается дипломом « Знатоки природы  I степени», вторая дипломом « Знатоки природы II степени».

Ведущий:- Сегодня мы проникли с вами в удивительный мир природы. Увидели, как много

интересного рядом!  И нужно только остановиться, присмотреться и природа сама  раскроет свои секреты.   Нужно только уважать ее.

Спасибо! До новых встреч!                

Задания в приложении.



Предварительный просмотр:

Приложение 1       Ход игры

Игра проводится в 4 этапа.

I Этап (конкурс) - « Рыбаки», на знание обитателей водоемов (рыб).   

Участвуют две команды. На расстоянии  3 метров от команд, на полу лежат обручи (это озера) в которых стоит стул, на стуле листы бумаги и маркер. Каждый участник команды надевает галошу и на одной ноге должен допрыгать до озера, написать название   рыбы  и вернуться назад, передать следующему галошу, а рыбу положить в корзину команды. Побеждает та команда, которая больше  наловит  рыбы. За каждую рыбку 1 балл, максимальное количество 20 баллов.

II Этап (конкурс) –« Эрудиты», на знание птиц.

Участвует по 5 человек от команды. Предлагается за 10 мин. Разгадать как можно больше слов из кроссворда (кроссворд прилагается). Слова в нем «ломаются» в горизонтальном и вертикальном направлениях. В скобках возле задания указано количество букв в слове-отгадке. Слово нужно найти в кроссворде и зачеркнуть. За каждое правильное угаданное слово 1 балл, максимальное количество баллов за кроссворд-20.

Остальные участники зарабатывают для команды дополнительные баллы. Называют песни, сказки, в которых упоминаются птицы (вручаем жетончик).

III Этап (конкурс) - « Угадай-ка», на знание млекопитающих.

Участвуют две команды. Каждая получает по три зашифрованных телеграммы. Для этого нужно так переставить  буквы (в правильном порядке), чтобы получилось название животного. За каждое расшифрованное животное 5 баллов. Максимальное количество- 15.

IV Этап (конкурс) - «Зарядка для ума».

Участвуют две команды. Каждой вручается список предлагаемых слов, с которыми нужно сочинить обращение. На ватмане (за 7 минут) записать обращение и нарисовать рисунок в защиту природы. Представители от каждой команды зачитывают свое обращение и демонстрируют рисунок. Максимальное количество- 5 баллов.

         Игра сопровождается мультимедийной презентацией «Исчезающие виды Самарской области», где представлены фото и рассказ об этом виде.

Жюри подводит итоги, баллы за все конкурсы выставляются в сводную таблицу (приложение 2) и оглашаются после каждого конкурса, самым активным участникам (по количеству жетонов) вручаются призы, команда  победитель награждается дипломом « Знатоки природы  I степени», вторая дипломом « Знатоки природы II степени» - приложение 3.

Приложение  2

Сводная итоговая таблица по игре «Удивительное рядом»

Команды

(название)

Конкурс

«Рыбаки»

Конкурс

«Эрудиты»

Игра

с

болельщиками

Конкурс

«Угадай-ка»

Конкурс

«Зарядка для ума»

Итоговое

кол-во

баллов

             Приложение 3

Конкурс «Эрудиты»

Задание: Участвует по 5 человек от команды. Предлагается за 10 мин. Разгадать как можно больше слов из кроссворда (кроссворд прилагается). Слова в нем «ломаются» в горизонтальном и вертикальном направлениях. В скобках возле задания указано количество букв в слове-отгадке. Слово нужно найти в кроссворде и зачеркнуть. За каждое правильное угаданное слово 1 балл, максимальное количество баллов за кроссворд-20.

Кроссворд к конкурсу «Эрудиты»

Г

Ю

И

В

З

А

Н

Й

Ф

Ф

Т

В

О

Р

Н

И

З

Л

О

Л

Ч

О

Л

Г

Ь

Е

Ш

Р

С

К

И

Е

Ц

К

Л

Е

Л

У

Б

Ь

Й

А

О

В

Г

А

О

А

Ч

К

О

М

Е

В

Р

Т

У

Ц

С

О

Л

У

Р

К

Г

Р

И

С

С

Е

Д

Ь

Ф

И

Л

И

С

Р

И

Ж

О

Н

С

К

Ь

Ц

Т

С

И

О

Ы

Ч

К

Н

С

Т

О

Р

Й

Ц

К

И

Ч

А

Р

М

Ж

Е

Л

В

О

И

Р

К

Т

Ю

Р

Я

В

Ч

Р

У

З

Г

Ю

П

М

А

Й

Н

А

Ь

У

К

Т

Ю

Ж

Н

К

С

Л

А

Т

Н

Е

Р

Г

И

Р

И

Н

А

Ь

Н

У

О

Л

Ь

И

Г

Р

А

С

Н

Е

З

Ь

Щ

Я

Н

Р

И

Р

А

В

Р

Ю

А

Р

К

И

Г

О

Н

К

Л

У

Р

Л

И

К

В

А

Н

И

Н

З

А

Н

А

Р

П

И

Я

Ч

К

У

Ц

И

Г

О

А

Ц

К

И

Я

Вопросы к кроссворду « Эрудиты»

  1. Странствующий ………….. (6 букв).
  2. Птенец этой птицы имеет на крыльях по два пальца с когтями (6 букв).
  3. «Лесная флейта» (6 букв).
  4. Птица отряда куриных (6 букв).
  5. Певчая птица, в песне которой можно насчитать до 40 колен (7 букв).
  6. Всякий  …….. свое болото хвалит (5 букв).
  7. Попугай (3 буквы).
  8. Крупный тропический ястреб (6 букв).
  9. Вестник весны (7 букв).
  10. Кочующая красивая птица (7 букв).
  11. Птица, занесенная в красную книгу (6 букв).
  12. Эта птица полностью уничтожена человеком – бескрылая …. (7букв).
  13. Птица, изображенная на картине А.Соврасова (4 буквы).
  14. Венценосный ………. (7 букв).
  15. Птица, глотающая ежа вместе с колючками (5 букв).
  16. У этой птицы клюв по длине равен туловищу (5 букв).
  17. Одна из самых быстро летающих птиц (5 букв).
  18. Розовый скворец (5 букв).
  19. У этой птице на ноге 2 пальца (6 букв).
  20. Черный дятел (5 букв).

Ответы на кроссворд « Эрудиты» для жюри

1.Голубь, 2.Гоацин, 3.Иволга, 4.Рябчик, 5.Соловей, 6.Кулик, 7.Ара, 8.Гарпия, 9.Скворец, 10.Снегирь,

11.Лебедь, 12.Гагарка, 3.Грач, 14.Журавль,  15.Филин,16.Тукан,17.Стриж,18.Майна,19.Страус,20.Желна

Конкурс «Угадай - ка»

Задание: Участвуют две команды. Каждая получает по три зашифрованных телеграммы. Для этого нужно так переставить  буквы (в правильном порядке), чтобы получилось название животного. За каждое расшифрованное животное 5 баллов. Максимальное количество- 15.

  1. Тара + дон = крупный грызун, ведет полуводный образ жизни.
  2. Лик + рок = родственник зайца.
  3. Дар + поле = крупная дикая кошка.
  4. Лев + пока = мышевидный грызун.
  5. Бас + ока = домашнее животное.
  6. Соха + рома = крупный зверь из семейства куньих; таежный житель.
  7.  Пила + нота = копытное.

Ответы к конкурсу «угадай – ка»:1.ондатра,2.кролик,3.леопард, 4.полевка, 5.собака, 6.росомаха,7.антилопа.

Конкурс «Зарядка для ума»

Задание: Участвуют две команды. Каждой вручается список предлагаемых слов, с которыми нужно сочинить обращение. На ватмане (за 7 минут) записать обращение и нарисовать рисунок в защиту природы. Представители от каждой команды зачитывают свое обращение и демонстрируют рисунок. Максимальное количество- 5 баллов.

1 команда

2 команда

Земля

Вода

Одна

Любовь

Мир

жизнь

Планета

Дети

Забота

Земля

Жизнь

проблема



Предварительный просмотр:

Вопросы к кроссворду

  1. Странствующий ………….. (6 букв).
  2. Птенец этой птицы имеет на крыльях по два пальца с когтями (6 букв).
  3. «Лесная флейта» (6 букв).
  4. Птица отряда куриных (6 букв).
  5. Певчая птица, в песне которой можно насчитать до 40 колен (7 букв).
  6. Всякий  …….. свое болото хвалит (5 букв).
  7. Попугай (3 буквы).
  8. Крупный тропический ястреб (6 букв).
  9. Вестник весны (7 букв).
  10. Кочующая красивая птица (7 букв).
  11. Птица, занесенная в красную книгу (6 букв).
  12. Эта птица полностью уничтожена человеком – бескрылая …. (7букв).
  13. Птица, изображенная на картине А.Соврасова (4 буквы).
  14. Венценосный ………. (7 букв).
  15. Птица, глотающая ежа вместе с колючками (5 букв).
  16. У этой птицы клюв по длине равен туловищу (5 букв).
  17. Одна из самых быстро летающих птиц (5 букв).
  18. Розовый скворец (5 букв).
  19. У этой птице на ноге 2 пальца (6 букв).
  20. Черный дятел (5 букв).

Приложение 5

Ответы на кроссворд « Эрудиты»

 для жюри.

  1. Голубь
  2. Гоацин
  3. Иволга
  4. Рябчик
  5. Соловей
  6. Кулик
  7. Ара
  8. Гарпия
  9. Скворец
  10. Снегирь
  11. Лебедь
  12. Гагарка
  13. Грач
  14. Журавль
  15. Филин
  16. Тукан
  17. Стриж
  18. Майна
  19. Страус
  20. Желна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интеллектуально – познавательная игра « Удивительное рядом» Авторы: отряд ЮСП, учащиеся 6 класса, МОУ ООШ №9 Руководитель: Воронина С.П. учитель биологии, МОУ ООШ №9

Слайд 2

Проблема : низкая экологическая культура подрастающего поколения. Цель: Повышение личной заинтересованности учащихся в получении знаний по экологии и приобщение учащихся к личной ответственности за судьбу живого на земле .

Слайд 3

Задачи: актуализировать знания учащихся о современном состоянии природной среды , о роли природы в жизни человека ; формировать навыки самостоятельного анализа и оценки предлагаемой информации ; воспитывать активную позицию, ответственное отношение к природе.

Слайд 4

Редкие и исчезающие виды животных Самарской области

Слайд 5

Редкие рыбы семейства осетровых Стерлядь – обитает в Волге , встречается в Саратовском и Куйбышевском водохранилище. Длина около 125 см, масса до 16 кг. Типично придонный вид. Зрение слабое. Хорошее обоняние и осязание. Вид включен в Красную книгу Самарской области.

Слайд 6

Редкие рыбы семейства осетровых Русский осетр – встречается единичными экземплярами в Саратовском и Куйбышевском водохранилищах. Проходной вид, в Волгу заходит для размножения. Раньше был и жилой осетр. Длина до 215 см, масса – более 100 кг. Возраст до 46 лет. Вид включен в Красную книгу Самарской области.

Слайд 7

Редкие птицы Орлан – белохвост – рыбоядный орел. Редко встречается в Жигулевском Государственном заповеднике. Включен в Международную Красную книгу птиц.

Слайд 8

Редкие птицы Авдотка – редчайшая птица области. По внешнему виду напоминает куликов, но по повадкам похожа на дроф. Насекомоядная, гнезд не строит, откладывает яйца в ямку на голой земле или песке. Единственное место гнездования этих птиц в области получило статус охраняемой природной территорией – памятник природы.

Слайд 9

Редкие млекопитающие Выхухоль русская – насекомоядный зверек. Обитает в поймах равнинных рек, с большим количеством заводей, протоков, затонов. В нашей области встречается только на реке Большой Иргиз, единичными семьями. Включен в Международный союз охраны природы, а место обитания – памятник республиканского значения.

Слайд 10

Редкие млекопитающие Лось – исконный житель Жигулей. Рысь – обитатель национального парка Самарская Лука. Сейчас встречается очень редко.

Слайд 11

Удивительное рядом с тобой Я родилась и живу здесь, и корни моих родителей и дедов тоже на самарской земле. Очень часто ощущение Родины связано с тем местом, где человек родился и рос. Нет ничего милей для жителей севера, чем заснеженные просторы их холодной Родины, арабы любят бескрайние пески пустынь, горцы навсегда оставляют сердце в горах, для жителей туманного Альбиона близки и дороги моросящие дожди и вересковые пустоши, а моя Родина - Волжские просторы. Давайте сбережем эту красоту!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ВОСПИТАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ В РАМКАХ НАУЧНО-УЧЕБНО-КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ЦЕНТРА НЕПРЕРЫВНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»

В данной работе автор - Украйченко А.А. представляет непрерывное экологическое образование в рамках центра "Экологическое краеведение"...

Разработка буклета экологической тропы для учащихся 5 классов "Удивительное рядом"

В работе показана экскурсия  для учащихся 5 - 6 классов на тему "Удивительное рядом"на экологической тропе в районе школьного двора....

Экологическая тропа "УДИВИТЕЛЬНОЕ РЯДОМ"

Экологическая тропа “Удивительное рядом”  имеет большое значение для изучения экологии села Надеждино, она знакомит экскурсантов с разными объектами природы, находящимися в пределах с...

Областной конкурс юношеских прикладных экологических проектов Номинация: Формирование экологической культуры населения Экологический проект Круглый год - экологических забот

Областной конкурс юношеских прикладных экологических проектов Номинация: Формирование экологической культуры населения Экологический  проект  Круглый год - экологических забот....

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ Развитие экологической культуры школьников на основе создания МОДЕЛИ ЦЕНТРА нравственно-экологического воспитания детей и подростков «ЭКОС- экологическое содружество»

Рузский район – «жемчужина Подмосковья». Край плодородной земли, зеленых просторов лесов, прозрачных озер и кристально-чистого воздуха.Человек, увы, не всегда живет по законам разума...

Программа городского открытого экологического семинара «Инновационные формы экологического образования в решении экологических проблем автономного округа»

ПРОГРАММАгородского открытого экологического семинара «Инновационные формы экологического образования в решении экологических проблем автономного округа» в рамках региональной экологическо...

Экологический фото кросс "Природа рядом с нами"

Фото кросс — комплексное эколого-этнографическое туристско-краеведческое мероприятие проводится как финальное по итогам эколого краеведческой работы за год.Мероприятие проводится с целью привлеч...