Экологическая тропа "УДИВИТЕЛЬНОЕ РЯДОМ"
методическая разработка по географии на тему

Калеев Олег Николаевич

Экологическая тропа “Удивительное рядом”  имеет большое значение для изучения экологии села Надеждино, она знакомит экскурсантов с разными объектами природы, находящимися в пределах села и долины реки Кубня.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskaya_tropa_udivitelnoe_ryadom.docx36.98 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ«Надеждинская средняя общеобразовательная школа имени полного кавалера орденов Славы В.Р. Платонова Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан»

Проект экологической тропы

«Удивительное рядом»

Автор: Калеев Олег Николаевич, учитель географии

С. Надеждино - 2016

Экологическая тропа «Удивительное рядом»

 «Природа есть один из могущественных агентов в воспитании человека, и самое тщательное воспитание без участия этого агента всегда будет отзываться сухостью, односторонностью, неприятной искусственностью.»

«…день проведенный ребенком посреди рощ и полей… стоит многих недель, проведенных на учебной скамье….»

                                                                                            К.Д. Ушинский

1. Пояснительная записка.

 Каждый учебный предмет школьной программы является отражением научного знания о соответствующей области окружающей действительности. География здесь занимает достойное место и заслуженно пользуется у многих учащихся популярностью.

       Сегодня, когда учащиеся проводят много времени в стенах школы, за компьютером, они буквально завалены потоком информации. Практически любой ландшафт или объект они могут увидеть используя информационно-коммуникативные технологии. Но экскурсии, которые проводятся на основе непосредственного восприятия изучаемого объекта и сопровождаются выходом за пределы школы, позволяют учащимся восполнить такой дефицит общения. Ведь сколько не смотри на экране на лес или слушай пение птиц из колонок, реальная действительность имеет неоспоримые преимущества.

       Во время экскурсий происходит накопление у школьников образных и содержательных представлений о природных и хозяйственных объектах и явлениях, что служит основой для формирования физико-географических и экономико-географических понятий.

При проведении экскурсии помимо требуемых  школьной программой по географии, могут быть решены и другие задачи. Поэтому предусматриваются дополнительные остановки у объектов, представляющих собой интерес в познавательном отношении или для профессиональной ориентации, природоохранного, патриотического и эстетического воспитания. В этом  случае поможет экологическая тропа. Особенность процесса экологического воспитания на тропах природы состоит в том, что он строится на основе непринуждённого усвоения информации и норм поведения непосредственно в природном окружении.

        Экологическая тропа – маршрут, проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную и историческую ценность, на котором идущие получают устную или письменную информацию об этих объектах. Это одна из форм воспитания экологического мышления и мировоззрения. Во время движения по экологической тропе посетители получают информацию об экологических системах, природных объектах, процессах и явлениях. Экскурсия по экологической тропе сочетает в себе познание, отдых и наслаждение красотой природы, благодаря чему эффект восприятия информации усиливается мощным зарядом положительных эмоций.

        Экологическая тропа “Удивительное рядом”  имеет большое значение для изучения экологии села Надеждино. Она знакомит экскурсантов с разными объектами природы, находящимися в пределах села и долины реки Кубня  испытывающими антропогенную нагрузку, позволяет передать учащимся знания о естественных явлениях и объектах, создать предпосылки для экологического воспитания и природоохранного мышления. Также большое значение данная экологическая тропа имеет для выполнения практических работ на местности  по географии, для проведения внеклассной работы по географии, истории ,биологии, для изучения растительного и животного мира , для изучения истории своего села в курсе истории, на уроках ОБЖ – для изучения различных природных явлений, которые могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации(оползни, наводнения, сильные ветры)

2. Основные характеристики экологической тропы

Экологическая тропа «Удивительное рядом» расположена к западу от села Надеждино Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан.

Протяженность маршрута:

Общая протяженность маршрута тропы 5-5.5 км. , вдоль берега реки Кубня – 3-3.5 км.

Режим пользования: учебные экскурсии, исследовательская деятельность, свободное посещение.

Краткое описание маршрута: Маршрут тропы начинается на пришкольном участке(дендрарий) , выходит за территорию школы по южной окраине села Надеждино. Слева по ходу движения находится автодорога, поле,  справа огороды и сады жителей села, машинно-тракторный парк агрофирмы, водонапорная башня села. Далее маршрут проходит по берегу реки Кубня. От 1 станции до 8 станции маршрут проходит по пойме реки, дальше маршрут идет по правому склону речной долины.

Назначение экологической тропы: учебно-познавательная

Цель тропы: Создать условия для непрерывного экологического образования детей, развивать экологическую культуру личности и общества, через формирование практического опыта природопользования.

Образовательная – расширение у экскурсантов знаний об объектах и процессах окружающей нас природы, об историческом прошлом села.

Здесь особо важно не просто сообщать слушателям ту или иную информацию о живой и неживой природе, об исторических объектах, но и научить их самим наблюдать и замечать явления природы, видеть прекрасное и удивительное в самых обычных живых объектах, заинтересовать их и побудить к дальнейшему самостоятельному изучению географии, истории, биологии и экологии, научить замечать различные проявления антропогенного фактора и уметь правильно их оценивать.

Воспитательная – способствовать воспитанию экологической культуры поведения человека, развивать экологическую сознательность, разъяснять правила поведения на природе и важность коренного изменения взаимоотношений Человечества и Природы, воспитание патриотизма.

Развивающая – помимо образовательной и воспитательной целей, экологическая тропа может и должна использоваться для организации активного отдыха учащихся на природе, как в период школьных занятий, так и во время летнего отдыха.

3. Отличительные особенности данной экологической тропы.

Экологическая тропа «Удивительное рядом» по своему уникальна. Уникальность её проявляется в том, что сравнительно на небольшом участке местности можно наблюдать большое количество разнообразных природных, исторических и антропогенных объектов, примеры отрицательного и положительного антропогенного воздействия на природу. Последняя точка маршрута расположена на возвышенном участке с которого можно видеть весь участок маршрута и объекты, которые расположены на значительном расстоянии от маршрута (пойма реки, противоположный склон(левый) речной долины, лес на противоположном склоне речной долины, старица). С этих точек маршрута (находясь в безопасности) можно наблюдать разлив реки во время весеннего половодья. Каждая станция маршрута имеет свои особенности. В то же время на каждой из станций можно выполнять несколько видов наблюдений и практических работ.  

                4. Оформление экологической тропы.

Для  оформления экологической тропы используются различные  типы информационных текстов и знаков:

  • общий указатель и схема тропы;
  • правила поведения на природе;
  • лозунги и призывы;
  • сведения об отдельных природных объектах и явлениях;
  • поэтические тексты, рисунки об отношении человека с природой;
  • экологические дорожные знаки и указатели.

Оборудование экологической тропы было начато с составления картосхемы, на которой обозначились объекты  на местности. Далее обследовался маршрут тропы, и были выявлены места для  установки информационных досок, экологических знаков и указателей.

Экологическая тропа - это место не только приобретения, но и пропаганды своего поведения в природном окружении, над тем, какой пример взрослый человек подает подрастающему поколению.

5. Станции маршрута экологической тропы “Удивительное рядом”.

       На протяжении маршрута экологической тропы “Удивительное рядом” запланировано 10 станций, т.е. остановок для экскурсантов, где они могут более подробно ознакомиться с теми или иными формами рельефа, гидрологическими объектами, биоценозами, представителями флоры и фауны, историческими объектами, оценить экологическую ситуацию и антропогенное влияние на природу.

       Не все эти станции обязательны для прохождения во время экскурсии, при проведении тематических экскурсий часть остановок может быть пропущена, на других можно остановиться более длительное время и рассказ может быть подробнее. Всего маршрут тропы включает 10 станций:

  1. Пришкольный участок(дендрарий)
  2. «Голованиха»
  3. «Буровая»
  4. «Сирень»
  5. «Озеро»
  6. «Башня»
  7. «Нора бобров»
  8. «Старая база»
  9. «Родник»
  10. «Гремячка»

Названия некоторых станций необычны – они носят название территорий расположенных на маршруте тропы (Голованиха, Буровая, Старая база, Гремячка)

6. Основные  виды  наблюдений  и  практических работ  учащихся  во  время экскурсии по экологической тропе

Адресная и физико-географическая привязка.  Местоположение объекта экскурсии наносится на карту и обозначается номером. В полевых дневниках или бланках фиксируется время и текстовое описание географического положения, а так же схематическая зарисовка положения точки или объекта по отношению к ближайшим ориентирам.

Геологические наблюдения   производятся в основном на специализированных точках — естественных обнажениях (по крутым берегам долин рек и ручьев, в оврагах и реже в балках), либо в антропогенных комплексах (карьерах, свежевырытых канавах и ямах). Школьники производят описание выходов пород, их составы и условия залегания, делают зарисовки в полевом дневнике, а также фото- и видеосъемку.                                                                                                                   Примерный план геологического изучения местности со школьниками: рассмотреть геологическое строение местности, характер залегания  и состав горных пород, условия образования, показать их влияние на формы рельефа; показать, как следует описывать и зарисовывать обнажения горных пород; объяснить влияние состава горных пород на формирование рельефа; дать характеристику хозяйственного использования горных пород; показать, как собирать минералогическую коллекцию и оформлять ее; формулирование выводов; отбор и оформление материалов отчета.

Геоморфологические наблюдения   нацелены на ознакомление с основными формами рельефа разного происхождения, рассмотренными ранее на уроках и дополнительных занятиях по текстовым характеристикам и картам. В дневнике записывают общий вид тех или иных форм рельефа, параметры размеров, характер и крутизну склонов, по возможности, и состав слагающих их пород (для отрицательных форм рельефа). Наряду с фотографированием и видеосъемкой, можно делать контурные и штриховые зарисовки, выразительно и полно изображающие рельеф: характер эрозионного расчленения, форма склонов, террасированность поверхности и другие особенности.

Микроклиматические наблюдения.  При изучении климата собирают и отмечают в полевом дневнике или в метеорологических бланках данные о температуре воздуха, количестве осадков, состоянии облачности, направлении и силе ветра, средних показателях температур и осадков по месяцам, по сезонам и за год, изменениях высоты Солнца. Характеристика погоды и микроклимата в различных геоморфологических и геоботанических условиях должна включаться в описание маршрутов на экскурсиях и в походах. По данным метеорологических наблюдений устанавливают, воздействию каких воздушных масс подвержена по сезонам года изучаемая территория.

Гидрологические наблюдения   во время школьных экскурсий интереснее проводить на малых естественных гидрологических объектах. В ручьях и небольших речках замеряют скорость течения и расход, записывают сведения о ширине и глубине водотоков, отмечают следы подъема вод в половодье, характер донных наносов, наличие и видовой состав водных растений. Для озер записывают форму и глубину, донные отложения и растительность. Во всех случаях фиксируют цвет, запах, мутность, вкусовые качества воды. Разумеется, что водный объект нельзя «вынимать» из окружения. Поэтому его характеристику дополняют краткими сведениями о берегах и прилегающей территории, а также о прямом или косвенном антропогенном воздействии.(Приложение 1)

Изучение и описание почв    производятся по почвенным разрезам: ямам (шурфам), полуямам,  прикопкам. Можно описывать почву также по естественному обнажению обрывистого берега реки, склона оврага или края карстовой воронки. Рекомендуется осматривать и описывать свежие искусственные выемки — силосные ямы, траншеи, канавы под фундамент различных построек. В полевом дневнике или бланке учащиеся делают схематическую зарисовку почвенного профиля (желательно с натуральными мазками из всех горизонтов). Горизонты индексируют, записывают их мощность (глубину верхней и нижней границ от поверхности почвы в сантиметрах) и другие показатели в следующем порядке: цвет (окраска), влажность, механический состав, структура, плотность, сложение, новообразования, включения, наличие и обилие корней растений, граница и характер перехода в нижележащий горизонт. Следует обратить внимание на степень деградации почв и земель.

Описание растительности   зависит от характера сообщества. Для луговой или болотной растительности принятый размер описания ботанической площади 100 м2или 10x10 м; для леса описание производится на площади от 400 м(20x20 м). При описании травянистой растительности составляется список растений, в котором обычно сначала перечисляются злаки, потом осоки, бобовые, разнотравье. Далее записывается высота, обилие, проективное покрытие, характер распределения. Описание видового состава в лесу дают по ярусам. При описании определяют формулу древостоя с учетом обилия (по 10-балльной системе); среднюю высоту; средний диаметр ствола на высоте 1,3 м; высоту прикрепления крон; общую сомкнутость крон. Вносится оценка класса бонитета. После описания всех ярусов древостоя в полевой дневник или бланк заносятся сведения о подросте, о кустарниковом и травяно-кустарничковом ярусах (название видов, обилие, высота, жизненность, распределение). Отмечают также общий характер, облик. Проективное покрытие для каждого из ярусов. При описании культурных посевов в дневнике и бланке дают название культуры, жизненность и особо перечень сорняков с указанием степени засоренности культур. Изучая растительность, школьники также знакомятся с биоиндикационными методами изучения состояния ландшафта.

Зоогеографические наблюдения.   В ходе экскурсии рекомендуется отмечать не только животных, птиц и других представителей фауны, встреченных на точках наблюдения или по маршруту, но и следы их пребывания. Например, пятна разрытой кабанами земли, выбросы крота, гнезда птиц и т.д.

Маршрутные наблюдения   между точками описаний дополняют последние и фиксируются в дневнике. По своему содержанию и объему они могут быть очень  различными в зависимости от масштаба и целевого назначения экскурсии или похода. На маршруте следует отмечать направление движения, основные ориентиры, вести маршрутную глазомерную съемку. В начале экскурсионного маршрута или во время исследовательской работы перед учащимся должны быть поставлены вопросы геоэкологического характера, на которые они могут найти ответы во время наблюдений в природе.

7. Описание объектов экологической тропы.

1.Пришкольный участок (дендрарий)

Цель изучения: определение видового состава деревьев, ярусности леса, наблюдение за птицами, определение экологического состояния территории.

На этой станции ученики будут знакомиться с паспортом учебно-экологической тропы. Проводится вводная беседа. Рассказывается о целях и задачах экскурсии, даются инструкции по технике безопасности и правилам поведения на тропе, уточняются задания. В нескольких словах описывается предстоящий маршрут.

Примерные задания: 1. Определить видовой состав деревьев на данной территории (В дендрарии растет 12 видов дикорастущих и 8 видов культурных деревьев и кустарников).  2. Обследовать санитарное состояние деревьев и выявить виды повреждений.3.Оценить жизненное состояние деревьев.4. Сделать выводы.      

2.«Голованиха» - местное название территории (изгиб русла реки. напоминает форму головы животного).

       На этой станции можно наблюдать боковую эрозию русла реки по правому берегу, накопление осадочного материала на левом берегу (песчаные наносы), оползневый участок на правом берегу, под берегом находится нора ондатры. Можно предположить, что на данном участке русла реки, в связи с развитием эрозионных процессов, возможно в будущем формирование старицы. Также на этом участке можно проводить изучение почв.

3. «Буровая» - Станция имеет историческое значение. В 1950 –е годы  в этом месте находилась буровая установка, велось бурение скважины с целью поиска месторождений нефти. 

4. «Сирень» - на этой станции  можно наблюдать заросли сирени, которая была посажена здесь ещё в 19 веке. Это место является излюбленным местом отдыха местного населения в весеннее и летнее время, поэтому территория сильно загрязняется мусором, в засушливые годы молодая поросль сирени поедается пасущимися здесь животными.

Здесь также можно наблюдать эрозионные и аккумулятивные процессы в русле реки. На противоположном берегу проходит высоковольтная линия электропередач. Линия проходит близко около берега и поэтому столбы приходится переносить в безопасное место (дальше от берега). Остатки старых столбов являются наглядным примером того , что берег реки перемещается. На небольшом участке провода ЛЭП уже находятся над рекой.

На противоположном берегу растут заросли ольхи, видны следы деятельности бобров и ондатр.

5. «Озеро» - искусственный водоем с характерной для озера растительностью, сильно обмелевший поэтому к середине лета пересыхает. В дождливые годы сохраняется до осени. Во время весеннего половодья заливается водой.

Озеро, как и Сирень, имеет историческое значение. Они расположены на территории, где до революции 1917 года находилась усадьба барыни Надежды Саврасовой. После революции усадьба была разрушена, дом – сожжен. По рассказам старожилов, здесь также была березовая роща, деревянный мост через реку.

6. «Башня»

Башня была построена после революции, в период коллективизации, для закладки сенажа на корм животным.

На вершине башни находится гнездо ворона.

7. «Нора бобров»

Кроме геоморфологических и гидрологических наблюдений мы можем наблюдать на противоположном берегу нору бобров. Они имеются и на других  участках реки, но здесь подойти к берегу и наблюдать за норой можно незаметно. Если повезет можно увидеть и бобра.

8. «Старая база» - местное название территории.

Станция имеет историческое значение. На этой территории начиная с периода коллективизации до 1970-1980-х годов находились различные хозяйственные постройки. Здесь находился птичник, молочно-товарная ферма, маслозавод, кузница, в колхозе также был кирпичный завод. Из всех этих предприятий в сельском поселении сейчас осталась только МТФ, которая построена на другом месте.

       Станции от 2 до 8 расположены в пойме речной долины. В отдельные годы почти вся эта территория затапливается водой. На маршруте от 8 до 9 станций мы поднимаемся на правый склон речной долины. На этом участке маршрута с учащимися 6 класса удобно отработать навыки определения высоты склона при помощи простейшего нивелира. На более высоких участках можно наблюдать весь маршрут экологической тропы, видеть сверху, как река меняет направление своего течения.

9. «Родник»

Родник находится на дне оврага, поэтому здесь можно проводить гидрологические наблюдения, геологические и геоморфологические. Познакомить учащихся с разнообразием растительного мира ПК оврага.

10.«Гремячка» - местное название территории.

Река в этом месте имеет много порогов, бурное течение, поэтому даже в сильные морозы не замерзает. Станция находится на склоне речной долины. Отсюда мы можем видеть на противоположном берегу старицу.

По характерным формам рельефа можно предположить, что в этом месте когда-то произошел оползень. В понижении между телом оползня и склоном находится небольшой заболоченный участок (мини-болото).

Список использованной литературы:

  1. Копылова О.Ю. Экскурсионная работа на современном этапе преподавания географии.
  2. И.В. Душина, Г.А. Понурова. Методика преподавания географии. Пособие для учителей и студентов педагогических университетов и институтов. М.: Московский лицей, 1996.
  3. В.В. Николина и др. Методическое пособие по курсу «Население и хозяйство России» 9 класс. М.: «Просвещение», 1997.
  4. Методика обучения географии в общеобразовательной школе /Под редакцией Л.М. Пан М.: Просвещение; АО «Учебная книга», 1996.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическая игра "Удивительное рядом"

Игра проводится для учащихся 4-7 классов. Тема: "Редкие и исчезающие виды Самарской области"...

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ВОСПИТАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ В РАМКАХ НАУЧНО-УЧЕБНО-КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ЦЕНТРА НЕПРЕРЫВНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»

В данной работе автор - Украйченко А.А. представляет непрерывное экологическое образование в рамках центра "Экологическое краеведение"...

Разработка буклета экологической тропы для учащихся 5 классов "Удивительное рядом"

В работе показана экскурсия  для учащихся 5 - 6 классов на тему "Удивительное рядом"на экологической тропе в районе школьного двора....

Областной конкурс юношеских прикладных экологических проектов Номинация: Формирование экологической культуры населения Экологический проект Круглый год - экологических забот

Областной конкурс юношеских прикладных экологических проектов Номинация: Формирование экологической культуры населения Экологический  проект  Круглый год - экологических забот....

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ Развитие экологической культуры школьников на основе создания МОДЕЛИ ЦЕНТРА нравственно-экологического воспитания детей и подростков «ЭКОС- экологическое содружество»

Рузский район – «жемчужина Подмосковья». Край плодородной земли, зеленых просторов лесов, прозрачных озер и кристально-чистого воздуха.Человек, увы, не всегда живет по законам разума...

Программа городского открытого экологического семинара «Инновационные формы экологического образования в решении экологических проблем автономного округа»

ПРОГРАММАгородского открытого экологического семинара «Инновационные формы экологического образования в решении экологических проблем автономного округа» в рамках региональной экологическо...

Экологический фото кросс "Природа рядом с нами"

Фото кросс — комплексное эколого-этнографическое туристско-краеведческое мероприятие проводится как финальное по итогам эколого краеведческой работы за год.Мероприятие проводится с целью привлеч...