Проблемы организации воспитательных проектов в Гуманитарной школе
статья по теме

Пятерникова Надежда Алексеевна

В статье описаны  особенности организации проектной деятельности в Гуманитарной школе.

Гуманитарная школа является школой не только для детей, ведь она служит своеобразной практикой и для студентов. Сегодня практическая педагогическая деятельность получает все большую самостоятельность, а педагог-практик объективно выступает как самостоятельный «конструктор» своей деятельности. 

Материал является важным и интересным, поскольку обращение к технологии проектирования в настоящее время позволяет активизировать исследовательскую деятельность  на всех этапах обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Проектная деятельность56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемы организации воспитательных проектов в Гуманитарной школе

Гуманитарная школа начала свою работу  в 2005 году на базе филологического факультета БПГУ им. В. М. Шукшина. Её участниками являются учащиеся школ города Бийска, студенты филологического факультета и преподаватели БПГУ им. В.М. Шукшина. 

Гуманитарная школа является школой не только для детей, ведь она служит своеобразной практикой и для студентов. Сегодня практическая педагогическая деятельность получает все большую самостоятельность, а педагог-практик объективно выступает как самостоятельный «конструктор» своей деятельности. Гуманитарная школа способствует развитию педагогического мышления студентов, преодолению привычных педагогических стереотипов, формированию гибкого, творческого подхода к воспитанию и обучению.

Ориентация на усвоение "готового" знания приводит к формированию у многих из студентов шаблонного мышления, стереотипных действий. Впоследствии, в пору самостоятельной трудовой жизни, оказывается, что педагоги не способны применить полученные знания и умения в своей профессиональной деятельности, самостоятельно ставить и решать задачи. Средства преодоления подобных пробелов - организация познавательной деятельности студентов, развитие у них самостоятельности, вовлечение в процесс поиска, формирование умения пользоваться наукой для осмысления и совершенствования практической деятельности. Успех в этом деле прямо зависит от степени развитости творческого, нестандартного мышления.

Колесникова И.А. в своей работе «Педагогическое проектирование» отмечает, что как педагогическая идея, технология и форма учебной работы метод проектов получил распространение в первой трети XX в.   Возникнув в педагогике в качестве одной из форм воплощения в образовании исследовательского метода (принципа), он вобрал в себя эвристическое, исследовательское, экспериментальное, научное начала.

Автор работы ссылается на понятие проектирования, которое в отечественной педагогической науке применялось А. С. Макаренко, разработавшим основы логики педагогического мышления. Речь шла о проектировании личности на основе целей воспитания, а также способностей и склонностей конкретного воспитанника.

Проектирование Колесникова И.А. рассматривает как проявление постоянного разностороннего творчества. Оно предполагает наличие совокупности творческих способностей, качеств, исследовательских умений, среди которых важное место занимают инициативность и активность, глубокое внимание и наблюдательность, искусство нестандартно мыслить, богатое воображение и интуиция, исследовательский подход к анализу учебно-воспитательных ситуаций, решению педагогических задач, самостоятельность суждений и выводов.

Работа над проектом в творческом коллективе дает возможность учащимся объединиться по интересам, обеспечивает для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения, воспитывает обязательность выполнения заданий в намеченные сроки, взаимопомощь, тщательность и добросовестность в работе, равноправие и свободу в выражении идей, их отстаивание и в то же время доброжелательность при всех обстоятельствах [1].

Гуманитарная школа предоставляет студентам возможность освоить проектную деятельность на практике. Проектная деятельность в Гуманитарной школе реализуется в режиме событийности (образовательных событий). Каждый студент, участник Гуманитарной школы, во время образовательного события испытал себя в роли воспитателя и педагога, занимаясь проектированием и работая со школьниками. Обращение к технологии проектирования в настоящее время позволяет активизировать исследовательскую деятельность студентов на всех этапах обучения.

Я являлась организатором одного из воспитательных проектов в Гуманитарной школе, которая проводилась в январе 2009 года. Свои представления об особенностях организации проведения воспитательных проектов я описала в рефлексивном Портфолио, используя технологию кейс-стади. Свой кейс я назвала «Мой первый опыт организации воспитательного проекта».

Я готовила проект «Путешествие Вакулы по разным странам» (по рассказу Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»). По форме данное мероприятие – это инсценировка рассказа Н.В.Гоголя «Ночь перед рождеством» с элементами занимательных игр и конкурсов. Сюжет был распределён на три дня.  За разработку проекта на разные дни были ответственны разные люди, поэтому организация данного мероприятия требовала более тщательной совместной подготовки.

Первый день – это завязка «Рождественской истории», где Чёрт пытается насолить главному герою, Вакуле, а потом вынужден помогать ему искать черевички для Оксаны (инсценировка рассказа). Для этого главные герои отправляются в путешествие по разным странам: во Францию, Чехию, Германию и т.д. Так  дети узнают о традициях встречи Нового года в разных странах. Эта идея является продолжением дневного проекта, который заканчивается презентацией «Встреча Нового года в разных странах».

 Второй день – это продолжение путешествия главных героев, которые на этот раз попадают в Венецию на карнавал. Для проведения мероприятия всем было дано задание подготовить карнавальный костюм. И дети, и студенты подошли к заданию творчески, проявили фантазию. Причём при подготовке данного проекта, в отличие от проекта первого дня, студенты и школьники работали совместно. В качестве участников были задействованы все школьники, а один из них выбран ведущим.

Третий день – это завершение путешествия Вакулы и Чёрта. Помимо студентов, в представлении было задействовано ещё два школьника. При этом желающих принять участие в  проекте было очень много. Для детей более интересна активная позиция. Поэтому, несмотря на тщательное планирование проекта, мы допустили одну серьёзную ошибку – не задействовали детей в воспитательном мероприятии.

Таким образом, главной особенностью организации воспитательных проектов является совместная деятельность, включение детей в совместную деятельность, начиная от замысла и заканчивая результатом.

____________________________________

 Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова – Сибирская; Под ред. И.А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия»,2005. – 3 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные подходы в организации воспитательной работы в коррекционной школе

Инновационное развитие образования — один из приоритетов государственной политики. В последнее время инновации в образовании приобретают всё более системный и масштабный характер. Реализуя комплексный...

ПРИНЦИПЫ И ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ШКОЛЕ

Из опыта работы по формированию общекультурного развития учащихся...

Статья "Очно-заочная гуманитарная школа "Технология РОСТа" как эффективная форма организации образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС"

Статья рассказывает о такой форме обучения иностранным языкам как очно-заочная гуманитарная школа...

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ИНФОРМАТИКИ В ШКОЛЕ

Одной из проблем является недостаточная разработанность методик преподавания информатики....

Проблемы организации современного урока технологии в школе.

Проблемы организации современного урока технологии в школе....

«Образование в современной школе» Проблемы воспитания. Статья «Организация военно-патриотического воспитания в школе»

Проблема патриотического воспитания тесно связана с проблемой духовно-нравст­венного воспитания и образования. Хотелось бы подчеркнуть серьезность этой проблемы, поскольку ее следует рассматривать...