Классный час на тему "Слава хлебу русскому"
методическая разработка (6 класс) по теме

Аверкина Татьяна Юрьевна

Классный час на тему " Слава хлебу русскому" предназначен для проведения с учениками  6 класса. Этот материал  помогает сформировать представление о том, как делают хлеб;  познакомить учеников с традициями русского народа; воспитывать бережное отношение к хлебу; уважительное отношение к людям, которые выращивают его;  закрепить представление детей о значимости хлеба в рационе питания. Выявить районы выращивания зерновых культур в России. Познакомить с работниками сельского хозяйства своего района, достигшими успехов в этом трудоёмком деле.В разработке использованы стихотворения и пословицы о хлебе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slava_-_hlebu_russomu.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема  классного часа:   « Слава  хлебу  русскому!»

ЦЕЛЬ:  сформировать  представление  о  том,  как  делают  хлеб;  познакомить с  традициями русского народа,  воспитывать  бережное  отношение  к хлебу;  уважительное отношение к людям, которые выращивают его, закрепить  представление  детей  о  значимости  хлеба  в  рационе  питания.

         Отгадайте загадки:

Вырос в поле дом,        

 Полон дом зерном,

Стены позолочены

Ставни заколочены

Ходит дом ходуном.

                  ( хлеб)

Мешено, квашено, валено, на стол поставлено. Всем нужен, а не всякий сделает.                  

                                                                                                          ( хлеб)

Что краше солнца?
Меня бьют, колотят, режут,
А я всё терплю -
Людям добром плачу.
                     ( хлеб)

Одно бросил - целую горсть взял.

(зерно)

Тысяча братьев одним поясом подпоясаны.

( сноп)
Не море, а волнуется.

(нива)

Ног много, а с поля на спине едет)
( борона).

 Мы сегодня на занятии будем растить колос. За каждый правильно отвеченный  вопрос ученик получает зерно и прикрепляет на наш нарисованный колос.

    Есть  на Земле  ценности,  которые  никогда  не  утратят  своего  значения.  Это  воздух,  земля,  вода,  солнце,  жизнь  человека.  В  один  ряд  с  этими  словами  можно  поставить  и  слово  ХЛЕБ – древний  и  вечно  необходимый  продукт  человеческого  труда.  Мы  ежедневно  употребляем  хлеб  в  пищу.  Без  него  не  обходится  ни  скромный  завтрак,  ни  будничный  обед,  ни  праздничный  стол.  Хлеб – это  вечный  символ  жизни,  здоровья,  труда,  благополучия  и  богатства.  

Вот мы с вами сегодня и поговорим, как вырастить зерно и что из него можно получить.    

 Хлебом - солью встречают и встречали раньше почётных гостей. Выносят испечённый каравай.

По обычаю, хлеб подносят гостю на полотенце. Он должен отломить кусочек    хлеба, помокнуть в соль и съесть.

Но сейчас только принимают хлеб, иногда целуют в знак уважения. В
старину, когда молодые венчались в церкви,  священник посылал хлеб отцам  обеих семейств, как символ будущего. Оба рода давали обещание быть людьми одного стола и одного хлеба - хлебосолами и жить дружно, как зёрна одного колоса.

Когда молодожёны подъезжали к дому жениха, то навстречу выходили отец и мать жениха с образом и хлебом - солью, благославляли новобрачных. Люди издавна уважали хлеб и относились к нему бережно.

Если  мы  хотим  кого-то

Встретить  с  честью  и  почётом,

С  уважением  большим,

То  гостей  таких  встречаем

Круглым, пышным  караваем.

Он  на  блюде  расписном,

С  белоснежным  рушником.

С  караваем  соль  подносим,

Наклонясь,  отведать  просим:-

Дорогой  наш  гость  и  друг,

Принимай  хлеб-соль  из  рук!

Каждый знает, каким нелёгким трудом достаётся хлеб, но как часто мы не дорожим этим чудом земли.Земля хлебом славится.                                

                Ученик:  Ведь не сразу стали зерна

                                Хлебом тем, что на столе,

                                Люди долго и упорно

                                 Потрудились на земле.

 

       Ученик: Каждый  ломтик  хлебушка

                    Пахнет  тёплым   небушком,

                   И  земля  всю  силу

                   В  хлебе  затаила.

                   С  юга  и  до  севера

                   Краше  злата-серебра

                   Зреет  рожь-красавица,

                   Пшеница  наливается.

                               

                   Здесь  дождинки  быстрые,

                   Зори  здесь  лучистые,

                   Радугой  украшен

                   Хлеб  родимых  пашен.

                   От  весны  до  осени

                   Русыми  колосьями

                   Светится  любимая

                   Земля  необозримая.

Здесь поля привольные ,                                                           Люди хлебосольные                                                        Добрым караваем                                                                  Мы гостей встречаем.

 Но чтобы встречать гостей хлебом – солью, нужно его вырастить. Давайте вспомним, как же хлеб приходит к нам на стол?

 Ещё осенью начинают готовить землю к посеву. Что  делают?

Зачем перепахивают землю? Зачем задерживают снега в полях?

Пришла весна. На поля вышла сельскохозяйственная техника. Что делают люди на полях весной?  Какие зерновые культуры выращивают у нас в России?                          (рассматривают зерно) 

Работа с аудиторией. Насыпано в чашке зерно( рожь, ячмень, пшеница). Кто из детей правильно определит в какой чашке какое зерно насыпано. 

В старину разные зерновые культуры называли одним словом - "жито". На Украине так именовали рожь, на юге и востоке России - овёс, пшеницу, ячмень, гречиху, на севере - ячмень.

Выступление ученика

В начале XX в. на юге и юго-востоке России пшеница занимала от трети до половины посевных площадей и являлась основным продуктом питания. В некоторых местах выращивали её разновидность - полбу.

Готовили из неё в основном кашу. В центральных районах природные условия не позволяли выращивать этот хлебный злак, поэтому сеяли рожь, овёс и гречиху. Пшеничный хлеб и пироги там ели только по праздникам. На самом севере и ржаной хлеб считался лакомством. Вместо него пекли ячменный. Есть его можно было только в день выпечки, потом он становился твёрдым и невкусным. Ячмень неприхотлив: может расти в таких суровых условиях, где никакие другие хлеба не вызревают. Времени для созревания ему нужно меньше, чем другим культурам: 2-2,5 месяца, поэтому именно эту культуру выращивали в самых северных районах земледелия.

По количеству собираемого зерна Россия делилась на потребляющие районы и производящие. В потребляющих (Нечерноземье и Европейский Север) своего хлеба не хватало даже для того, чтобы прокормиться местным жителям, а в производящих (юг страны) собирали высокие урожаи и излишки зерна вывозили. В конце XIX в. граница между этими районами в европейской части России проходила с запада на восток между лесом и лесостепью до Оки, далее по Оке до Волги, поднимаясь затем в лесную зону. Россия также экспортировала зерно. Уже с начала XVIII в. русский хлеб стал частым гостем на столах европейцев. Однако производство зерна на душу населения в России было часто даже меньше, чем в тех странах, куда его поставляли.

   Наступило лето. Заколосились колосья. Нужно сохранять урожай. Что делают
люди? Работают комбайны. Куда повезут зерно? Что с него будут
делать?

  1. Как в старину растили хлеб? Назовите, как в старину называли профессии этих людей.

(Хлебопашцы, пахарь, сеяльщик, косец, жнец, вязальщицы, молотильщик).

  1. Назовите профессии людей, которые объединены одним словом хлебороб.

( Операторы, механики, шоферы, агрономы, комбайнеры, сеяльщики, трактористы).

 «Хлеб святой»    И. Сенченко

Перед этой пашнею

Шапку скинь сынок:

Видишь, пробивается

Хлебный стебелек.

Сколько в это зернышко

Вложено труда

Знают только солнышко,

Ветер и вода.

Перед ним на цыпочках

Тракторист шагал,

В сеялки и бороны

Трактор запрягал.

Перед ним, малюсеньким,

Крошечным зерном

Долго думу трудную

Думал агроном.

Выступление специалиста из фермерского хозяйства .

Зреет тучей золотой.

Новый урожай.

Каждый колос налитой    

Крепко уважай!

Ученик

Чтобы новый хлеб испечь

Пышен и высок,

Надо в поле уберечь.

Каждый колосок!

Ученик

Показался вдалеке

 Пекарь в белом колпаке.

 Пекарь, хоть и молодой,

 От муки совсем седой.

Он шагнул через порог:

 «Это я вам хлеб испек!»

Ученик

Быстро тесто замесили

Нам машины без усилий.

 Наступило время печь.

 Тесто — в формы, Формы — в печь!

Ученик

Хлеб на ленте под уклон

Сам бежит проворно,

В печь заходит белым он,

А выходит — черным.

Ученик

Вот он, хлебушко, душистый,

С хрусткой корочкой витой.

Вот он —

Теплый, золотистый,

Словно солнцем налитой!

Ученик

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал — пришел.

В нем — здоровье наше, сила.

В нем — чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Сохраняло, берегло!

Ученик

Ведь не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе.

Люди долго и упорно

Потрудились на Земле.

Выступление работников хлебопекарни.

  1.   Ребята, кто знает, кто в нашей местности выращивает хлеб?

Назовите их имена.

  1. Сколько стоит буханка хлеба в магазине?

Настоящую цену хлеба узнало молодое поколение только в годы Великой Отечественной войны.

С хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали вернувшихся с войны. Хлебом поминали тех, кто уже никогда не вернется. У каждого свой хлеб.

Много лет прошло с той блокадной зимы 1942 года. А она и сейчас перед глазами у людей.

125 гр. - паёк служащему 250 гр. - паёк рабочему.

Был хлеб всегда в почете на Руси –

Её просторов главное богатство,

Его ты хочешь цену знать?

Спроси.  

Тебе ответить могут ленинградцы.

 Ученица.  В дыму ленинградское небо,

                   Но горше смертельных ран

                   Тяжелого хлеба есть слово:

                   Блокадного хлеба 125 граммов.

Второй ленинградский хлебозавод в блокаду стал важным « объектом». Завод не выпекал больше ни штрицелей, ни калачей, но ежедневно обеспечивал пайком сотни тысяч человек, и, чем меньше была порция, тем дороже она казалась людям. -

Блокадный хлеб. Из чего только не приходилось его выпекать! Меньше всего в нём было муки - мякина, отруби, целлюлоза. И всё же этот хлеб был почти единственное питание ленинградцев. В то время доставка муки была целым событием.

Когда вода на Ладожском озере замёрзла, люди решили доставлять муку, продовольствие по льду. Под постоянным обстрелом, в большие морозы тянулся обоз по льду. Ездили по одной дороге, свернуть в сторону было нельзя, иначе можно оказаться в воронке, полынье. У машины двери были всегда открыты, в случае опасности водитель мог бы выпрыгнуть из машины. Вот только один случай, который произошёл на дороге жизни. У одного из водителей заглох мотор. И чтобы его починить, водителю ничего не оставалось, как обмотать руки тряпкой и поджечь их. Водителю удалось починить машину, но руки у него обгорели. Остальной путь ему цришлось вести машину локтями. Муку разгружали всем коллективом. Трёхпудовый мешок с трудом тащили или волочили по полу четверо, а то и пятеро работниц.

Разгрузка затруднялась ещё и тем, что мешки были покрыты слоем льда. На складе мешки рассекали топорами - под ледяной коркой показывалась сухая мука. Её бережно бросали совками в сито. На решётках после просева часто оказывались пули, мелкие осколки, окровавленные куски шинельного сукна. Люди за эту муку отдавали жизни, не знали отдыха, день и ночь были на трудовом посту и ниоткуда не ждали помощи. Они выпекали хлеб, который спас жизни других людей блокадного Ленинграда.

     Вот ребята вы увидели, как во время войны люди ценили хлеб, как дорого он доставался. Недаром народ придумал столько пословиц о хлебе.

Какие вы знаете пословицы?

 Худ обед, коли  хлеба нет.

Хлеба ни куска, так и в горнице тоска.

Хлеба нет - и корочки в честь.

От хлеба - соли не отказываются.

Хлеб - батюшка, вода - матушка.

Хлебушко - калачу дедушка.

Хлеб да вода - мужицкая еда.                                                                                                                              

И сейчас сельское хозяйство России специализируется на выращивании зерновых.

Выступление ученика.

По площади, занятой зерновыми и зернобобовыми культурами (около 55 млн га), наша страна стоит на четвёртом месте в мире после Индии, Китая и США. Основной хлебный злак - пшеница. Её посевы занимают более 20 млн га, что составляет 23 % всех посевных площадей. Доля пшеницы в российском "жите" постоянно возрастала, а особенно быстрыми темпами с конца XIX в. В 70-х гг. XIX в. в европейской части России пшеницы сеяли приблизительно в три раза меньше, чем ржи, а к 1900 г. - в два раза меньше. Вскоре пшеница "догнала" рожь, а затем стала лидировать: в конце XX в. посевов пшеницы больше, чем посевов ржи, уже в семь раз.

Идёт эта культура в пищу (хлеб, крупа, мука, макаронные изделия) и на корм скоту. В России выращивают и озимую, и яровую пшеницу. Озимую высевают осенью, за два-три месяца до наступления морозов, чтобы успели появиться всходы. Она более урожайна, чем яровая, но сеять её можно не повсеместно, а лишь там, где позволяют климатические условия. Если зимы суровые и малоснеж-ные, всходы могут вымерзнуть. Яровой пшеницы (её сеют весной) в России выращивают в два раза больше, чем озимой.

Если в зерне много белка и клейковины, хлеб получается пышный и макароны не развариваются. Такие сорта пшеницы называются твёрдыми. Растут они в основном там, где прежде были степи, например на Кубани и в Ставропольском крае.

Больше всего пшеницы выращивают на Северном Кавказе, юге Западной Сибири, в Поволжье, на Южном Урале. Здесь её посевы занимают значительные площади и урожаи выше, чем в других регионах. В целом по России урожаи этой зерновой культуры низкие и составляют в последние годы менее 15 ц с гектара. Для сравнения можно отметить, что в Нидерландах пшеницы собирают более 80 ц с гектара, в Великобритании, Бельгии и Люксембурге - около 70 ц.

На втором и третьем местах среди хлебов России стоят ячмень и овёс; их посевные площади занимают соответственно 16 и 8 млн га. Из ячменя варят пиво, он идёт на корм скоту, в меньшей степени - непосредственно в пищу. Значительное количество ячменя, как и прежде, экспортируется.

Люди издавна уважали хлеб и относились к нему бережно.
Что значит беречь хлеб?  А может произойти такая ситуация?

        Булка                    С. Михалков

Три паренька по переулку,
Играли, будто бы в футбол,
Туда – сюда гоняли булку,
И забивали ею гол.

Шёл мимо незнакомый дядя,
Остановился и вздохнул.
И на ребят совсем не глядя,
К той булке руку протянул.


Потом, насупившись сердито,
Он долго пыль с неё сдувал.
И вдруг, спокойно и открыто,
При всех её поцеловал.
«Вы кто такой?» - спросили дети,
Забыв на время про футбол.


«Я пекарь», - человек ответил,
И с булкой медленно ушёл.
И это словно пахло хлебом,
И той особой теплотой,
Которой налиты под небом
Поля пшеницы золотой.

Как быть с кусочками хлеба, которые остаются после еды?( отдать животным
или сделать сухарики)

Вы можете их сделать сами. Нарезать мелкими кусочками хлеб, посыпать
солью и высушить.

   Люди издавна уважали хлеб и относились к нему бережно.
Что значит беречь хлеб?

Как быть с кусочками хлеба, которые остаются после еды?( отдать животным
или сделать сухарики)

Вы можете их сделать сами. Нарезать мелкими кусочками хлеб, посыпать   солью и высушить.

Посмотрите, какой красивый колос у нас получился. Это значит, что вы много знаете о хлебе, о людях, выращивающих хлеб.

  Испечённый каравай раздаётся детям  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час в 5 классе "Русские посиделки".

На этом классном часе дети поют и танцуют, отгадывают загадки, выступают в роли участников посиделок, говорят скороговорки и потешки.Они узнают много интересного из мира старинных вещей, заглядывая в ...

классный час "Ломоносов - гений земли русской"

Предоставленный материал предназначен для учащихся 7-9 классов. Презентация сопровождается текстом - кратким рассказом о жизни и творчестве великого русского ученого М.В.Ломоносова....

Классный час "Мы сохраним тебя, русская речь"

презентация к классному часу, содержит материал об исследованиях влияния грубых выражений на воду...

классный час "История Бородинского хлеба"

Классный час на английском языке.  Посвящён истории появления бородинского хлеба, истории любви генерала Тучкова и Маргариты Тучковой....

Классный час на тему: "Хлеб всей жизни основа!"

Классный час на тему: "Хлеб всей жизни основа!"...

Классный час "Цена блокадного хлеба".

Классный час посвящен 75-летию Победы. С тспользованием интерактивной доски....

Классный час по теме "Хлеб- всему голова"

Классный час  по теме «Хлеб – всему голова»Цели:1.Познакомить с историей хлеба, историческими фактами  времён Великой Отечественной войны, с жизнью людей в это время, с тру...