Классный час по теме "Хлеб- всему голова"
классный час (5 класс)

Айнуллина Лидия Раисовна

Классный час  по теме «Хлеб – всему голова»

Цели:

1.Познакомить с историей хлеба, историческими фактами  времён Великой Отечественной войны, с жизнью людей в это время, с трудом людей, выращивающих хлеб.

2.Формировать у учащихся нравственные ценностные ориентации, способствовать формированию нравственных суждений.   

3.Развивать способность чувствовать, сопереживать. 

4.Воспитывать чувство патриотизма, уважение к труду хлебороба.

5. Воспитывать бережное отношение к хлебу.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hleb_vsemu_golova.docx28.36 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час  по теме «Хлеб – всему голова»

Цели:

1.Познакомить с историей хлеба, историческими фактами  времён Великой Отечественной войны, с жизнью людей в это время, с трудом людей, выращивающих хлеб.

2.Формировать у учащихся нравственные ценностные ориентации, способствовать формированию нравственных суждений.    

3.Развивать способность чувствовать, сопереживать.  

4.Воспитывать чувство патриотизма, уважение к труду хлебороба.

5. Воспитывать бережное отношение к хлебу.

Дети входят в класс под звуки песни «Хлеб всему голова» в исполнении          Ольги Воронец.  

  1. Вступительное слово учителя.  Дорогие ребята! Как вы уже знаете, мы сегодня поговорим о хлебе. (Артем).

Хлеб России! Сильный хлеб России!

Как не восхищаться нам тобой,

Если ты из неоглядной сини

Хлещешь, как безудержный прибой!

Хлеб России, хлеб моей Отчизны,

Дюжий, богатырский, как всегда,

Жизнью создавался ты для жизни

И трудом для нового труда!

Учитель:  Ребята, а как вы понимаете слова «Хлеб - всему голова» (ответы учащихся)

 (Во- первых, потому что  старинное слово «голова» означает «главный». Хлеб — основной продукт питания.

Во-вторых, раньше, в пору появления таких пословиц, под словом «хлеб» могла упоминаться вообще еда как таковая.

Хлеб выпекали в печи подовым способом (не в форме, а на поду, типа колобка). Поднявшийся на дрожжах хлеб, выпекаемый на поду в печи, становится закруглённым. Отсюда и голова.)

И всегда помните:

Хлеб – земля

Хлеб – воздух

Хлеб – вода

Это то, без чего не может быть жизни.

Учитель:   Француз Антуан Огюст Пармантье (1737-1813) дал замечательное определение сущности хлеба для человека:

"Хлеб - это самый великодушный подарок природы, еда, которую нельзя заменить ничем другим. Заболев, мы в последнюю очередь утрачиваем вкус к хлебу, и как только он появляется снова, это означает, что мы выздоравливаем. Хлеб можно употреблять в любое время дня, в разном возрасте, в любом настроении, он делает вкуснее любую другую еду, является основной причиной и   хорошего и плохого пищеварения. С чем бы его не ели, с мясом или с другой пищей, он не теряет своей привлекательности». Каждый из нас должен помнить: всегда иметь хлеб на столе – большое счастье.

С хлебом мы встречаемся каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Он сопровождает нас от рождения и до глубокой старости. Ребята, в глубокой древности хлеба, такого как сейчас, не было, но хлебные поля росли и тогда. Однако зёрна пшеницы отличались от наших, они были намного меньше и другие на вкус. Существует такая легенда. Это было давно, во времена каменного века. Когда на землю пришёл сильный дождь и холод, человеку нечего было есть. И тогда он впервые заметил пшеничный колосок. Чтобы зёрна было удобно есть, смачивали их водой. Потом человек научился растирать зёрна в муку. И вот однажды человек оставил горшок с пшеничной кашей у огня. Огонь незаметно подкрался к горшку, горшок не выдержал жара и лопнул. Грохот разбудил человека, он подбежал к костру  и увидел, что его каша превратилась в камень. Когда камень остыл, человек стал очищать его  и вдруг почувствовал незнакомый запах. Положив кусочек  в рот, человек зажмурился от удовольствия. Так ночной костёр в пещере научил печь хлеб.

Хотя сегодня хлеб очень сильно отличается от того первого, но он по-прежнему остаётся главным продуктом.

2. Чтение  стихотворения (детьми)

  1. Женя:

Кто-то любит с маслом,

Кто-то любит с сыром,

А иной и с мясом

Или же с кефиром.

  1. Ахмед:

Кто-то любит белый,

Кто-то любит чёрный,

Кто-то любит с маком

Или запечённый.

  1. Арсений

Он бывает клином,

Он бывает узким,

Кто-то любит с тмином,

Или же французский.

  1. Денис

Он зерно, он колос,

Он мука и тесто

И за праздничным столом

Знает своё место.

  1. Илья

Посмотри на землю, посмотри на небо,

Ничего на свете

Нет важнее хлеба

4.

Учитель:

Хлеб – один из удивительных продуктов человеческого труда.

Святое дело – вырастить хлеб. Скажите,  пожалуйста,  люди каких профессий нужны, чтобы вырастить хлеб?

(Водители, трактористы, комбайнеры, агрономы, семеноводы, механики и т.д.)

А кто помогает нам, чтобы хлеб оказался у нас  на  столе?

(Пекари, кондитеры, мельники, водители, продавцы)

Следует помнить о том, что хлеб на нашем столе появляется благодаря нелёгкому труду людей 120 профессий.

1. Антон.

    Ведь не сразу стали зёрна

    Хлебом тем, что на столе.

    Люди долго и упорно

    Потрудились на земле.

2. Сережа

    Вначале хлеб посеяли зерном,

    Потом ростки лелеял агроном.

    Затем взял колос в руки комбайнер,

    В ладонях его бережно потер.

    Узнав о том, что хлеб давно уж вызрел,

    Он убирать его с комбайном в поле вышел.

3. Кирилл

    Потом муку смололи из зерна

    И к пекарю отправилась она.

    А тот уж постараться смог:

    Такие булки вкусные испек!

    Цени, люби и уважай того,

    Кто сеял хлеб, растил и пек его!

- Труд хлебороба  - тяжёлый и длительный труд. Каждому гражданину нашей страны надо помнить о настоящей цене хлеба. Его стоимость вовсе не та, что определяется рублями, которые мы платим в магазине, а другая – это цена огромного человеческого труда, затраченного на выращивание и изготовление хлеба. Мы порой забываем об истинной цене хлеба, о том, что сравнительно недорогие булочки, буханки, такие привычные, всякому доступные, вобрали в себя великий труд. Не одного человека, не двух, не трех. Труд многих людей. День и ночь – и в палящий зной , и в дождь – идет битва за урожай.   Тысячи людей трудятся, чтобы зерно вырастить, собрать, обмолотить, смолоть и ,наконец, выпечь хлеб. Семена, машины, механизмы, удобрения, элеваторы, пекарни – все это необходимо для того, чтобы получить хлеб. Из зёрнышка пшеницы можно получить около 20 миллиграммов муки первого сорта. На выпечку лишь одного батона уходит 1200 зёрен.

Тот, кто выращивает хлеб, не бросит где попало недоеденный кусок хлеба. Учитесь ценить труд других.

- Какие пословицы знаете о хлебе?

Учитель. Хлеб никогда не доставался людям даром.

Во  время  Великой  Отечественной  войны  жителям  Ленинграда  выпала  страшная  доля ─ 900  дней  вражеской  блокады.                              

641803  ленинградца  умерли  во  время  блокады  от голода.  

О том, какова была цена хлебной пайки в блокадном Ленинграде, повествует  детский писатель Вера Маркова в своем рассказе «Хлебные крошки».

 «Очередь продвигалась медленно. А точнее сказать, их было две: с одной стороны взрослые,  с другой- дети.  Все с замиранием сердца смотрели, как продавщица резала очередную пайку. Она бережно брала буханку черного хлеба, осторожно отрезала ломоть хлеба и так же осторожно перекладывала его в платочек стоявшему в очереди человеку. Пайка была так мала, что умещалась на ладони. И как бы осторожно она ни отрезала хлеб, на прилавке оставались крошки хлеба. Как только пайка  исчезала с прилавка, тут же появлялась  худенькая детская ручонка, торопливо сметала оставшиеся на прилавке крошки и так же торопливо и молча, уступала очередь следующему. Все, и взрослые, и дети , терпели, ждали свою пайку».

-Посмотрите, ребята, у нас на столе кусочек черного хлеба, Ровно столько получали  ленинградцы на день.

В Музее хранится чёрствый ломоть хлеба. Это суточная блокадная норма на одного человека: на детей  125 г., на взрослого 250г. В этом хлебе 80% жмыха, травы, древесной стружки, немного отрубей и лишь 2% муки.

И ещё 3 макаронины, длиною в тетрадь, серые, глинистые, но желанные для каждого человека. Ведь нужно было работать. А людям нужно было работать, нужно было жить, нужно было выжить – назло фашистам, назло бомбёжкам и обстрелу.

Военный хлеб.
Я помню хлеб,
военный, горький,
Он весь почти из лебеды.
В нем в каждой крошке,
В каждой корке
Был горький вкус людской беды.
На той беде замешан круто
Нелегкий хлеб нелегких дней,
Но как сладка была минута,
Когда кусок в руке моей
Посыпан был щепоткой соли,
Приправлен маминой слезой.

Нам, юным, счастливым, война и не снится.

Нам голод и холод совсем не знаком.

Но знаем мы цену буханке пшеничной,

И знаем мы силу простых колосков.

А в годы войны помогал он героям:

Дал силу, чтоб выстоять в смертном огне.

Пусть чистое небо сияет над миром,

Пускай отражается солнце в глазах,

Да пусть еще хлеб вечно будет в почете

На ваших и наших семейных столах.

Учитель: Никто из нас не остается равнодушным к историческим документам, говорящим о судьбах людей, которым не хватало «крошечки» хлеба и они умирали. А в наше время мы бережем и ценим хлеб?

  А как мы относимся к хлебу? А у нас нередко наблюдаешь такую картину, которая болью отзывается в сердце: брошенный хлеб, растоптанный в грязи ломоть, булочки в мусоросборнике.

Удивляет равнодушие учащихся, когда падал хлеб на пол, все проходили мимо, и никто не подобрал. Ведь одна из заповедей русского народа о хлебе гласит: Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами.

Не из-за скупости подбираются все крошки за столом, а из-за почтительного отношения к бесценному продукту.

 Тот, кто выращивает хлеб, не бросит где попало недоеденный кусок хлеба. «Хлеба к обеду в меру бери. Хлеб - драгоценность, им не сори».    «При сытости помни голод» - это завет, предостережение наших предков, который мы не должны забывать. Знайте, дорогие ребята: для того чтобы хлеб  у всех был и сегодня , и завтра,  и всегда, трудятся много людей.  Помните : в хлебе- душа родной земли, судьба многих людей, их неустанный труд. Обращайтесь с хлебом бережно, никогда не выбрасывайте его.

С хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали вернувшихся с войны.

У каждого свой хлеб. Каждый по-своему помнит, воспринимает его и ценит его. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб - это жизнь.

Сегодня в нашей стране нет такого места, где бы не выпекали хлеб. Его пекут и в больших, и в малых городах, в сёлах, в деревнях. Хлеб потребляют в любое время дня, в любом возрасте. Хлеб нужен всем. Он - неотъемлемая и важнейшая часть рациона питания.

  - Ребята, наша встреча подходит к концу. Какой она запомнится мне и вам, что ценного вы унесёте с собой, изменилось ли ваше отношение к хлебу. Высказать своё мнение вы сможете при помощи незаконченных фраз.

       Я СЧИТАЮ…

       Я ДУМАЮ

- Очень хорошо, я надеюсь, что вы всегда будете бережно относиться к хлебу.

Мы должны беречь хлеб, не бросать где попало, а увидел – обязательно подними.

2. Чтение  стихотворения

Кто-то любит с маслом,

Кто-то любит с сыром,

А иной и с мясом

Или же с кефиром.

2Ахмед

Кто-то любит белый,

Кто-то любит чёрный,

Кто-то любит с маком

Или запечённый.

3Арсений

Он бывает клином,

Он бывает узким,

Кто-то любит с тмином,

Или же французский.

4Денис

Он зерно, он колос,

Он мука и тесто

И за праздничным столом

Знает своё место.

5Илья

Посмотри на землю, посмотри на небо,

Ничего на свете

Нет важнее хлеба

Стихи

1. Ведь не сразу стали зёрна

    Хлебом тем, что на столе.

    Люди долго и упорно

    Потрудились на земле.

2. Вначале хлеб посеяли зерном,

    Потом ростки лелеял агроном.

    Затем взял колос в руки комбайнер,

    В ладонях его бережно потер.

    Узнав о том, что хлеб давно уж вызрел,

    Он убирать его с комбайном в поле вышел.

  1. Потом муку смололи из зерна

    И к пекарю отправилась она.

    А тот уж постараться смог:

    Такие булки вкусные испек!

Цени, люби и уважай того,

 Кто сеял хлеб, растил и пек его!

Цени, люби и уважай того,

    Кто сеял хлеб, растил и пек его!

Цени, люби и уважай того,      

  Кто сеял хлеб, растил и пек его!

Военный хлеб.
Я помню хлеб,
военный, горький,
Он весь почти из лебеды.
В нем в каждой крошке,
В каждой корке
Был горький вкус людской беды.
На той беде замешан круто
Нелегкий хлеб нелегких дней,
Но как сладка была минута,
Когда кусок в руке моей
Посыпан был щепоткой соли,
Приправлен маминой слезой.

Нам, юным, счастливым, война и не снится.

Нам голод и холод совсем не знаком.

Но знаем мы цену буханке пшеничной,

И знаем мы силу простых колосков.

А в годы войны помогал он героям:

Дал силу, чтоб выстоять в смертном огне.

Пусть чистое небо сияет над миром,

Пускай отражается солнце в глазах,

Да пусть еще хлеб вечно будет в почете

На ваших и наших семейных столах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Хлеб всему голова"- классный час, посвящённый Дню Победы.

100 граммов чёрного хлеба... Использованы воспоминания детей-войны о хлебе, который был разделён на маленькие кусочки в детском саду....

Классный час "Хлеб - всему голова!"

Классный час "Хлеб - всему голова!"...

Классный час в 5 классе "Хлеб - всему голова"

Классный час в 5 классе "Хлеб - всему голова"...

Открытый классный час "Хлеб-всему голова"

Классный час посвящен  знакомству с истоией хлеба, историческими фактами  времен Великой Отечественной войны, с жизнью людей в это время, с трудом людей, выращивающих хлеб....

Классный час "Хлеб всему голова".

Презентация "Хлеб всему голова".Материал презентации может использоваться как отдельное внеклассное занятие или часть урока ознакомления с окружающим миром....

Классный час "Хлеб- всему голова"

Классный час дает полное представление о том, как приходит к нам хлеб на стол.как важен труд хлебороба,каким было отношение к хлебу в годы войны.Мероприятие несет воспитательное значение: бережное отн...

Классный час "Хлеб - всему голова"

Разработка классного часа...