Открытый классный час "Хлеб-всему голова"
классный час (6 класс) на тему

Хоткевич Ольга Петровна

Классный час посвящен  знакомству с истоией хлеба, историческими фактами  времен Великой Отечественной войны, с жизнью людей в это время, с трудом людей, выращивающих хлеб.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Классный час "Хлеб-всему голова"32.84 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час в 6 классе МКОУ «Александроневская средняя школа»

Классный руководитель:

Петрушкова Ольга Петровна

Октябрь, 2012г.

Хлеб – всему голова!

Цели мероприятия:

1.Познакомить с историей хлеба, историческими фактами  времён Великой Отечественной войны, с жизнью людей в это время, с трудом людей, выращивающих хлеб.

2.Формировать у учащихся нравственные ценностные ориентации, способствовать формированию нравственных суждений.    

3.Развивать способность чувствовать, сопереживать.  

4.Воспитывать чувство патриотизма, уважение к труду хлебороба.

5. Воспитывать бережное отношение к хлебу.

Учитель:

Хлеб России! Сильный хлеб России!

Как не восхищаться нам тобой,

Если ты из неоглядной сини

Хлещешь, как безудержный прибой!

Хлеб России, хлеб моей Отчизны,

Дюжий, богатырский, как всегда,

Жизнью создавался ты для жизни

И трудом для нового труда

 

 Сегодня  поведем мы разговор о Хлебе.

«Хлеб – всему голова!» – гласит старинная русская пословица.

Ученик:

Хлеб – всему голова,

Вечно живут слова.

Вянет листва, трава.

Хлеб – всему голова!

В бурях эпох, имен

Тихо живет, права

Истина всех времен:

Хлеб – всему голова!

В дальних краях село,

В сердце страны Москва,

Всюду нам с ним светло:

Хлеб – всему голова!

Правда, у нас в дому

Будет всегда жива.

Мир – это хлеб всему,

Хлеб – всему голова!

Да, Хлеб всегда был важнейшим продуктом, мерилом всех ценностей. И в наш век научно-технических достижений он составляет первооснову жизни народов. Люди вырвались в космос, покоряют реки, моря, добывают нефть, газ, а хлеб остается хлебом. История показывает, что хоть и не хлебом единым жив человек, но все-таки именно раньше всего им мы определяем меру человеческого благополучия. Поэты и писатели, композиторы и художники воспели  много прекрасных слов о хлебе, о людях, вырастивших этот хлеб.  Они писали, изображали в картинах, сочиняли песни о труде хлебороба, о величии крестьянского труда, гордости за выращенный урожай, благоговейное отношение к теплому  караваю хлеба на столе.

 Во все времена у всех народов было бережное отношение к зернышку, которое даёт ростки жизни. В нем содержится жизнь, которая дается один раз. Вот почему тихим ласковым голосом отец сказал сыну:

«Ты запомни сынок, дорогие слова: Хлеб – всему голова!» В честь хлеба слагались гимны, песни, совершались обряды, устраивались праздники, приуроченные к посевной страде и сбору урожая. С древнейших времен к этому продукту человеческого труда – хлебу насущному – люди относились по-особому. Его сравнивали с золотом, солнцем, с самой жизнью.

(просмотр презентации и прослушивание песни)

 Учитель:  Ребята, а как вы понимаете слова «Хлеб- всему голова» (ответы учащихся)

 (Во- первых, потому что  старинное слово «голова» означает «главный». Хлеб — основной продукт питания, самый доступный во все времена у всех народов.

Во-вторых, раньше, в пору появления таких пословиц, под словом «хлеб» могла упоминаться вообще еда как таковая».

Хлеб выпекали в печи подовым способом (не в форме, а на поду, типа колобка). Поднявшийся на дрожжах хлеб, выпекаемый на поду в печи, становится закруглённым. Отсюда и голова.)

И всегда помните:

Хлеб – земля

Хлеб – воздух

Хлеб – вода

Это то, без чего не может быть жизни.

Учитель:   Француз Антуан Огюст Пармантье (1737-1813) дал замечательное определение сущности хлеба для человека:

"Хлеб - это самый великодушный подарок природы, еда, которую нельзя заменить ничем другим. Заболев, мы в последнюю очередь утрачиваем вкус к хлебу, и как только он появляется снова, это означает, что мы выздоравливаем. Хлеб можно употреблять в любое время дня, в разном возрасте, в любом настроении, он делает вкуснее любую другую еду, является основной причиной и   хорошего и плохого пищеварения. С чем бы его не ели, с мясом или с другой пищей, он не теряет своей привлекательности». Каждый из нас должен помнить: всегда иметь хлеб на столе – большое счастье. 

Замечательный французский писатель и летчик Антуан  - де Сент- Экзюпери писал: «Хлеб стал для нас средством единения людей, потому что люди переломляют его за общей трапезой. Хлеб стал для нас символом величия труда, потому что добывается он в поте лица. Хлеб стал для нас непременным спутником сострадания, потому что его  раздают в годину бедствий. Вкус разделенного хлеба несравним ни с чем».

(прослушивание песни «Вкус хлеба»)

Какой путь проделал хлеб, чтобы стать таким вкусным и незаменимым в нашей жизни?

 Об этом нам поведают доктора исторических, экономических и медицинских наук.

 

Доктор медицинских наук: Ученые полагают, что хлебу свыше 15 тысяч лет, его знали уже в Неолите.   Правда, хлеб в те давние времена мало чем напоминал нынешний. Первыми хлебопеками были египтяне.   Они научились измельчать злаки, начали готовить из них каши. Они пекли хлеб в виде лепешек на горячих от солнца камнях. Как утверждают археологи, эти каши и есть предками современного хлеба...     В Египте   ели пресный хлеб. В жарком климате, тесто быстро закисало и его выбрасывали.    Считается, что способ приготовления хлеба из кислого теста был открыт примерно пять тысяч лет назад в Древнем Египте. А помог этому случай. Вроде бы подкисло тесто по недосмотру раба, приставленного к кухне, но он, желая, видно, избежать взбучки, лепёшки всё-таки испёк. Каково же было его удивление, когда вместо ожидаемого наказания он заслужил похвалу – лепёшки оказались вкуснее, пышнее, румянее, чем те, что готовились раньше. Бедняга так обрадовался, что пал на колени перед чудом и воскликнул: «Хлеб – это дар Божий!»   

  В Греции в пятом веке до нашей эры этот хлеб считался деликатесом и стоил значительно дороже пресного хлеба. Ели его только состоятельные люди. Очень ценили такой хлеб чёрствый. Такой хлеб был как целебное средство против разных болезней.

Впервые слово хлеб появилось в Древней Греции. Там применяли для выпечки горшки специальной формы – «клибанос». Оно созвучно с нашим, словом хлеб.  

В Древней Греции пекли разный хлеб и считали совершенно самостоятельным блюдом. В те далёкие времена на обед подавали, как правило, два блюда: кусок мяса и белый пшеничный хлеб.  Каждое из этих блюд ели отдельно, и хлебу при этом отводилась наиболее почётная роль.  Для рабов пекли  чёрный, тяжёлый, плотный, грубый; для больных – с добавлением оливкового масла. Был хлеб специально для спортсменов, готовящихся к Олимпийским играм. По случаю спортивных состязаний в Олимпии подавался деликатес – белый хлеб с маслинами и рыбой. В Древнем Риме, Египте, древней Греции хлеб выпекали в специальных пекарнях, мастерство пекарей очень ценилось.

В Риме до наших дней сохранился тринадцатиметровый памятник пекарю Марку Вергилию Эврисаку, воздвигнутый 2 тысячи лет тому назад.

Труд пекарей в древнем Риме, и древнем Египте, и в Царской России был тяжелейшем, все операции выполнялись вручную.  

      Хлебопеки занимали самые высокие посты в государствах.    

 - История возникновения хлеба на Руси очень интересная и увлекательная.  До 12 века на Руси пекли только пшеничный хлеб.  Но затем на столе наших предков появился ржаной, который тут же стал очень популярным.  Он был куда дешевле и сытнее, как говорилось в пословице: «Пшеничка кормит по выбору, а матушка-рожь всех сплошь».  Печь «черный» хлеб было непростым делом –  рецепт изготовления   держался в строгом секрете.  

Кроме ржаного хлеба в монастырских пекарнях выпекали хлеб из пшеничной муки, сайки, калачи. А знаете ли вы, какой хлеб пекли в царских пекарнях 300 лет назад?

Конечно калачи! Сохранился документ с перечнем яств, которыми одаривал Петр I в день своего рождения свою дворцовую челядь. Это были Калачи!

Калач – это не просто лакомство. Это символ любви, заботы, внимания, надежды….

  С 19 века хлебопечение стало самостоятельной профессией. Из монастырских пекарен хлеб выходил с надписями: «Хлеб святой», «Хлеб всемогущий», «Хлеб вечный». Во все времена отношение к хлебу было особенным. Недаром у многих народов в древности хлеб, как солнце и золото, обозначался одним символом – кругом с точкой посередине.

 Учитель: Мудрость народа отражена в легендах, сказаниях и былях. Великое множество их посвящено хлебу. Много традиций и обычаев соотносится с хлебом.

В народном мировоззрении хлеб и все хлебные растения исконно наделялись святостью. К хлебу надлежало относиться с особенным почтением. У восточных и западных славян было принято держать буханку хлеба в красном углу. Хлеб, лежащий перед иконами, символизировал связь между людьми и Богом. Молодых благословляли иконой и хлебом, при заключении договоренности о свадьбе руки молодых клали на хлеб.

Было немало и примет, связанных с хлебом. Например, нельзя доедать хлеб за другим, потому что тогда заберешь от него всю силу и счастье. По этой же причине нельзя есть хлеб за спиной другого человека.

Верили, что того, кто дает за столом кусок хлеба собаке, ожидает бедность. Тот, кто оставил кусок хлеба на столе, похудеет – хлеб будет его есть или гоняться за ним на том свете. Хлеб брали с собой в дорогу, чтобы он охранял в пути. Обходили с хлебом горящее здание, чтобы остановить пожар.

 Есть  поверье:  если  бросаешь  недоеденный  кусок,  значит,  где-то  твой  близкий  голодает…  Хлебом  встречают  жениха  и  невесту,  угощают  гостей  на  свадьбе. Хлебным  зерном  принято  посыпать  молодых  на  свадьбе,  желая  им  счастья  и  благополучия.  Хлебом  встречают  самих  дорогих  гостей,  хлеб-соль  подают  на  юбилеях  и  других  торжествах,  хлеб  дарят  космонавтам,  возвращающимся  из  длительных  полётов. Отказываться от хлеба с солью считалось чрезвычайно неприличным. Сам факт такого угощения являлся знаком особенной приязни и доверия. Считалось, что если накормить хлебом с солью недруга, то он станет другом. Выражение "ты забыл мой хлеб да соль" считалось самым большим упреком неблагодарному человеку.

Само выражение "хлеб да соль", по народному убеждению, отгоняет злых духов. "Хлеб да соль", – говорят, входя в дом, застав хозяев за едой, желая им благополучия. 

Так же как к хлебу, испокон веков относился народ и к труду тех, кто его создавал, кто помогал хлебу на стол прийти. Таких людей называют хлеборобами.

В словаре Ожегова, дается определение слову «Хлебороб». Это крестьянин, земледелец.

Мы привыкли к тому, что хлеб всегда есть на нашем столе, и не задумываемся, а как он туда попал. Однажды, рассказывает древняя легенда, заспорили пахарь, сеятель и пекарь о том, кто создает хлеб. Пахарь утверждал, что хлеб творит земля. Сеятель говорил, что хлеб творит солнце, а пекарь – огонь. Они никак не могли прийти к согласию и обратились к мудрецу за помощью. Мудрец выслушал их и сказал: «Вы забыли о человеке. Хлеб – дитя рук человеческих». Вот как об этом говорится в стихотворении «Руки человека»:

(читает ученик)

Склонила тяжелую голову рожь.

Спасибо вам, солнце и ласковый дождь.

Спасибо земле, что была моим домом,

И сильным рукам, моим старым знакомым.

Я помню,

Как руки трудились упорно,

Чтоб в землю посеять янтарные зерна.

А нынче они урожай соберут.

Спасибо вам, руки, за добрый ваш труд!

Учитель. -

Святое дело – вырастить хлеб. В нем труд многих людей. Скажите,  пожалуйста,  люди каких профессий нужны, чтобы вырастить хлеб?

(Водители, трактористы, комбайнеры, агрономы, семеноводы, механики и т.д.)

А кто помогает нам, чтобы хлеб оказался у нас  на  столе?

(Пекари, кондитеры, мельники, водители, продавцы)

Учитель: О ценности хлеба, о том, как трудно достается. Нам расскажет доктор экономических наук.  

Доктор экономических наук: По мере долгого пути и превращения  «пашня- колос - зерно-мука-булка»  ценность хлеба все возрастает.

Хлеб – народное богатство. Каждому гражданину нашей страны надо помнить о настоящей цене хлеба. Его стоимость вовсе не та, что определяется рублями, которые мы платим в магазине, а другая – это цена огромного человеческого труда, затраченного на выращивание и изготовление хлеба. Мы порой забываем об истинной цене хлеба, о том, что сравнительно недорогие булочки, буханки, такие привычные, всякому доступные, вобрали в себя великий труд. Не одного человека, не двух, не трех. Труд многих людей. День и ночь – и в палящий зной , и в дождь – идет битва за урожай.   Тысячи людей трудятся, чтобы зерно вырастить, собрать, обмолотить, смолоть и ,наконец, выпечь хлеб. Семена, машины, механизмы, удобрения, элеваторы, пекарни – все это необходимо для того, чтобы получить хлеб. Из зёрнышка пшеницы можно получить около 20 миллиграммов муки первого сорта. На выпечку лишь одного батона уходит 1200 зёрен.

Ежедневно в стране выпекается 82 000тонны хлеба.

В мире известно 750 видов хлебобулочных изделий. Его стоимость складывается из стоимости машин и механизмов, всех работ, связанных с обработкой земли, посевом, уборкой урожая.    Помните: если каждый из нас выбросит в день пол ломтика хлеба, то за год наберется 7 кг.    В каждой семье ежедневно в отходы идёт 100 граммов хлеба. По городу – это шесть тонн. Или ежедневно из хлебной нивы вычёркивается три гектара зерновых. За год – это 1095 гектаров. Если их умножить на число людей живущих в нашей стране, то получится, что все мы выбросили хлеб, который выращивали свыше 350  хозяйств.   3,5 млн. человек участвовало в производстве выброшенного нами хлеба. Вдумайтесь в эти цифры!   Сколько же надо, чтобы прокормить народ?

Учитель: Прослеживая путь  хлеба: от зерна до запашистой булки. Мы понимаем ценность хлеба. Чем полезен хлеб? Почему мы его так ценим? Об этом нам расскажет доктор медицинских наук:

Доктор медицинских наук: Более ста лет назад в среднем человек потреблял 1 кг хлеба в сутки, сегодня   по подсчетам ученых-медиков взрослый человек съедает в день около 500 гр. хлеба, а при тяжелой физической работе около 800 гр. хлеба. Обычный хлеб содержит в себе практически все питательные вещества, необходимые человеку. В хлебе есть белки, углеводы, витамины группы В, минеральные соединения, например жизненно важные для организма соли кальция, железа, фосфор. В хлебе от 4,7% до 7% белка, и от 40 до 45% углеводов, ежедневно обеспечивающих человека 1000-16000 килокалориями энергии. Это значит, что почти половину энергетических ресурсов, необходимых для жизнедеятельности человека получается из хлеба. Хлеб обладает редким свойством - он никогда не приедается и не когда не может надоесть людям.

     Свежий хлеб, безусловно, вкуснее. Многие не едят даже слегка зачерствелый. Однако надо помнить, что свежий хлеб, тем более еще теплый, отягощает деятельность желудка, плохо переваривается. Его не рекомендуют даже здоровым людям, и он должен быть совершенно исключен из питания тех, кто страдает заболеваниями желудка или кишечника.   Им полезен хлеб вчерашний или подсушенный.

О значении хлеба в питании людей хорошо сказал академик Иван Петрович Павлов: "Недаром над всеми явлениями человеческой жизни господствует забота о хлебе насущном. Он представляет ту древнейшую связь, которая соединяет все живые существа, в том числе и человека, со всей окружающей природой".

Хлеб - практически единственный продукт, который не теряет своей привлекательности и способности оставаться полезным, даже если он не используется в пищу сразу. Черствый хлеб так же может сослужить добрую службу людям.    

Эффективным средством повышения содержания белка в хлебе служат молоко и молочные продукты, которые при внесении их в хлеб не только повышают его пищевую ценность, но и улучшают качество, особенно вкус и аромат.  Ученые считают, что свойство хлеба вызывать у человека чувство насыщения.  Этим, по мнению специалистов, объясняется стремление каждого голодного человека утолить голод в первую очередь хлебными продуктами.

Учитель: Есть хлеб, будет и песня. Не зря так говорится. Хлеб был всегда важнейшим продуктом, мерилом всех ценностей. И в наш век, век великих достижений, он составляет первооснову всей жизни. Люди вырвались в космос, покоряют реки, моря, океаны, добывают нефть, газ в глубинах земли, а хлеб остается хлебом.

Чтец: На свете я видела хлеба немало.

            Крестьянка его из печи вынимала

            И клала на стол, осеняя крестом.

            В горнице пахло сильно и сладко,

            Хлеб грозным казался, как имя отца.

            За трапезой ели его без остатка,

            Ни крошки, ни корки, ломоть до конца.

Учитель: Есть только одно слово, которое равнозначно слову «хлеб». Это слово – жизнь. Что может быть важнее хлеба?! В одном из очерков, посвященных селу написано: «Велик сеятель. Никогда не забывал о нем мир и никогда не забудет – ни в радости, ни в беде. И никакая глыба золота не перевесит крошку хлеба!»

Учитель:

Хлеб был всегда в почете на Руси

Ее просторов главное богатство

Его ты хочешь цену знать?

Спроси:

Тебе ответить могут “ленинградцы”.      

Чтец: В дыму ленинградское небо,

            Но горше смертельных ран

            Тяжелого хлеба,

            Блокадного хлеба

            Сто двадцать пять грамм.

                                     В годы тягот и лишений

                                     Новый мир мужал и креп,

                                     Шел народ в огне сражений

                                     За свободу и за хлеб.

                                     Значит, правильны слова:

                                     «Хлеб – всей жизни голова».

(прослушивание песни «По ледяной трассе»)        

Во  время  Великой  Отечественной  войны  жителям  Ленинграда  выпала  страшная  доля─ 900  дней  вражеской  блокады.                              

641803  ленинградца  умерли  во  время  блокады  от голода.  На Пискарёвском  кладбище─ тысячи  могил.  Около  одной  всегда  много  людей,  они  стоят  и  молча  плачут.  На  могиле  лежит  ломтик  чёрного  хлеба,  а  рядом  записка  «Доченька,  если  б  я  могла  дать  его  тогда»…            

Многим  известна  печальная  история  11─летней  ленинградки  Тани  Савичевой.  От  голода у  неё  умерла  вся  семья.  Умирающую  Таню  удалось  вывезти  с  детским  домом  в  посёлок  Шатки  Горьковской  области,  но  спасти  её  не  удалось ─ истощённая  голодом,  девочка  умерла.

О том, какова была цена хлебной пайки в блокадном Ленинграде, повествует  детский писатель Вера Маркова в своем рассказе «Хлебные крошки».

 «Очередь продвигалась медленно. А точнее сказать, их было две: с одной стороны взрослые,  с другой- дети.  Все с замиранием сердца смотрели, как продавщица резала очередную пайку. Она бережно брала буханку черного хлеба, осторожно отрезала ломоть хлеба и так же осторожно перекладывала его в платочек стоявшему в очереди человеку. Пайка была так мала, что умещалась на ладони. И как бы осторожно она ни отрезала хлеб, на прилавке оставались крошки хлеба. Как только пайка  исчезала с прилавка, тут же появлялась  худенькая детская ручонка, торопливо сметала оставшиеся на прилавке крошки и так же торопливо и молча, уступала очередь следующему. Никто не шикал на детей, не сердился. Все , и взрослые, и дети , терпели, ждали свою пайку».

-Посмотрите, ребята, у нас на столе кусочек черного хлеба, Ровно столько получали  ленинградцы на день.   В Санкт-Петербурге открыт в 1988 году единственный в России Государственный музей Хлеба, в нем представлено около 19000 экспонатов, посвященных хлебу.

В Музее хранится чёрствый, потемневший не от времени, а тёмный с самого своего появления на свет, ломоть хлеба. Это суточная блокадная норма на одного человека: на детей  125 г., на взрослого 250г. В этом хлебе 80% жмыха, травы, древесной стружки, немного отрубей и лишь 2% муки.

Цена хлеба, его ценность особенно проверяется в трудные годы . Сопереживать людям, брать на себя их душевную боль – значит понимать ценность хлеба и при сегодняшнем изобилии хлеба – бояться потерять его. Годы войны, относятся к истории хлеба.  История хлеба была историей голода.

  В 18 веке в России из 100 лет 34 были недородными, в 19 веке было 40 неурожайных лет. В 20 веке голодными были  ,33 года.

И во все эти годы люди  знали ценность каждому кусочку хлеба.

Давайте минутой молчания, почтим тех людей, которым пришлось  жить в трудные годы голода, умереть от голода, потому что просто для жизни был нужен всего кусочек хлеба, чтобы выжить.

(Минута молчания) метроном

Учитель:

                   Прошу  тебя:

                   Не  оброни, сынок,

                   Когда  лепёшку  ешь,

                   Хоть  крошку  хлеба!

                   Мы  собирали

                   Каждый  колосок,

                   Когда  грозой  войны

                   Гремело  небо.

             

                   Тот  хлеб  спасал

                   Москву  и  Ленинград.

                   Жизнь  продлевала

                   Даже  крошка  хлеба…

                   Но  и  сейчас

                   Оплачена  стократ

                   Трудом нелёгким

                   Каждая  лепёшка.

           

                   Не  раз  прощал

                   Тебе  я  озорство

                   Я  знаю:  детство

                   Без  игры  нелепо.

                   Но  не  могу  простить

                   Лишь  одного

                   Вкус брошенного  хлеба.

Учитель: Никто из нас не остается равнодушным к историческим документам, говорящим о судьбах людей, которым не хватало «крошечки» хлеба и они умирали. А в наше время мы бережем и ценим хлеб?

  А как мы относимся к хлебу? А у нас нередко наблюдаешь такую картину, которая болью отзывается в сердце: брошенный хлеб, растоптанный в грязи ломоть, булочки в мусоросборнике.

  В нашей столовой был проведен рейд по использованию хлеба. Удивляет равнодушие учащихся, когда падал хлеб на пол, все проходили мимо, и никто не подобрал. Вот , что мы там увидели! (показ фото на слайдах) Ведь одна из заповедей русского народа о хлебе гласит: Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами.

Не из-за скупости подбираются все крошки за столом, а из-за почтительного отношения к бесценному продукту.

 Тот, кто выращивает хлеб, не бросит где попало недоеденный кусок хлеба. «Хлеба к обеду в меру бери. Хлеб - драгоценность, им не сори».    «При сытости помни голод» - это завет, предостережение наших предков, который мы не должны забывать. Знайте, дорогие ребята: для того чтобы хлеб  у всех был и сегодня , и завтра,  и всегда, трудятся много людей.  Помните : в хлебе- душа родной земли, судьба многих людей, их неустанный труд. Обращайтесь с хлебом бережно, никогда не выбрасывайте его.

Учитель: Мой юный друг! Я от тебя хочу лишь одного,

                Чтоб к хлебу относился ты с любовью.

                 Ведь люди, чтобы ты имел его,

                 За хлеб платили собственною кровью

И давайте всегда будем помнить мудрое изречение (на доске), пришедшее к нам из глубины веков, рожденное народным опытом: «Да отсохнет рука, бросившая под ноги хотя бы крошку хлеба!» Отношение к хлебу должно быть бережное.  

Зерна наших дней, святитесь

Позолотою резной.

Говорим мы: берегите,

Берегите хлеб родной.

Не мечтаем мы о чуде, -

К нам полей живая речь:

Берегите хлеб, вы – люди,

Научитесь хлеб беречь!

Я предлагаю вам памятку.

ЗАПОМНИТЕ И СКАЖИТЕ ВСЕМ!

1.В хлебе – душа твоей родной земли, судьбы многих людей, их неустанный труд.

2.Не бросай где попало недоеденный хлеб!

3.Смолоду научись ценить труд других.

4.Когда за столом вы, ребята, сидите,

   То помните, кто для вас хлеб создаёт!

5.Берегите хлеб, люди!

   Научитесь хлеб беречь!

6.Хлеба к обеду в меру бери!

   Хлеб – драгоценность!

   Им не сори!

  - Ребята, наша встреча подходит к концу. Какой она запомнится мне и вам, что ценного вы унесёте с собой, изменилось ли ваше отношение к хлебу. Высказать своё мнение вы сможете при помощи незаконченных фраз. Но сначала, посмотрите на этот сноп добра. А у вас на столах лежат колоски добра.  И, чтобы сноп всегда был большим, наполненным человеческим добром, любовью, теплом давайте и мы с вами внесём свою лепту. Увеличим сноп ровно на такое количество тепла, любви, добра, сколько есть у нас с вами.

- Да, ребята, сейчас хлеба у нас вдоволь. Это богатство – наше завоевание, наше счастье. Выскажите, пожалуйста, своё мнение как надо относиться к хлебу. А начать высказывания, я предлагаю со слов:

       Я СЧИТАЮ…

       Я ДУМАЮ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый классный час по теме "Подольск - мой родной город" (навстречу 230-летию города)

В этом году нашему городу исполняется 230 лет, поэтому многие классные часы провожу под знаком юбилея города. На них знакомлю детей с историей города, его геральдикой, вместе сравниваем современные зд...

Открытый классный час для начальной школы "Защита прав детей в школе и семье"

Этот классный час проводится с учащимися начальных классов совместно с родителями. Его проведение  целесообразно в рамках Недели права.  С помощью такого мероприятия мы можем повысить правов...

Открытый классный час на тему: «Я лиру посвятил народу своему…» (к 185 – летию со дня рождения Н.А.Некрасова)

Разработка открытого мероприятия (классного часа), посвященного 185-летию со Дня рождения Н.А.Некрасова ...

Открытый классный час "Конфликты в нашей жизни"

Классный час рассматривает ситуации, позволяющие найти компромис....

Открытый классный час в 6 классе

Тема, предложенного мной классного часа "Жизненные ценности"....

Сценарий открытого классного часа, посвященного 25- летию вывода советских войск из Афганистана в 6 "а" классе. ( Классный руководитель Кусей Л.А.)

Прошло уже много лет со времен той страшной войны в Афганистане. До сих пор нет единой точки зрения политиков и историков о значимости той войны, о роли русских солдат и войск. Тем не менее, не зависи...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА открытого классного часа Мой аргумент к выбору будущей профессии. Самоанализ открытого классного часа

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА  открытого классного часа Мой аргумент к выбору будущей профессииСамоанализ открытого классного часа...