Открытый классный час для начальной школы "Защита прав детей в школе и семье"
классный час по теме

Этот классный час проводится с учащимися начальных классов совместно с родителями. Его проведение  целесообразно в рамках Недели права.  С помощью такого мероприятия мы можем повысить правовую грамотность родителей, усилить их интерес к жизни школы, развить творческие способности детей. Через серию тренинговых упражнений в рамках этого мероприятия улучшить взаимоотношения в семье. К мероприятию прилагаются электронные презентации "Права ребенка", "памятка для родителей".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_klassnyy_chas_zashchita_prav_detey_v_seme.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

« Защита прав детей в семье» 

Форма: открытый классный час (родители + дети).

Цели: познакомить родителей с нормативными документами в вопросах защиты прав ребенка. Способствовать эмоциональному контакту между педагогами, родителями и детьми.

Задачи:

  1. довести до родителей истину, что право и обязанность воспитания детей принадлежит им;
  2. пополнить знания родителей о воспитании детей общедоступными научными сведениями;
  3. оказывать помощь в разумном выстраивании отношений с ребенком;
  1. закрепить знания о правах детей;
  2. организовать совместную деятельность родителей;
  3. развить творческие способности детей.

Подготовка к собранию:

1. Выставка литературы «Семейный Кодекс», «Конвенция о правах ребенка», «Закон об образовании», «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении», «Устав ОУ», «Декларация прав ребенка».
2. Оформление наглядно-агитационного стенда «Шпаргалки для родителей».                     3. Выставка рисунков «Моя семья»

План собрания

Родители сидят в зале. Под музыку в зал забегают дети. Встают полукругом и начинают петь песню.

Пусть всегда будет солнце 

Солнечный круг, небо вокруг-

Это рисунок мальчишки.

Нарисовал он на листке

И подписал в уголке:

Пусть всегда будет солнце,

Пусть всегда будет небо,

Пусть всегда будет мама,

Пусть всегда буду я!

Встанем за наших мальчишек.

Солнце навек, счастье навек,

Так повелел человек!

Пусть всегда будет солнце,

Пусть всегда будет небо,

Пусть всегда будет мама,

Пусть всегда буду я!

Учитель: Здравствуйте, дорогие родители! Мы собрались с вами сегодня в нашем классе, чтобы обсудить вопросы взаимодействия детей и родителей, в соответствии с международными нормами о правах ребенка.  

Поскольку ребенок воспитывается в семье, сразу вопрос: «Что такое семья?». «Семья — группа живущих вместе родственников; объединение людей, сплоченных общими интересами.  Ценность семьи как важнейшего института воспитания и социализации детей никогда не вызывала сомнений. То, что несет в себе семья, невозможно заменить ничем. Истинные духовные ценности человека, возможно сохранить только в семье, а передать их, только через детей.

Доклад социального педагога «Основные направления работы по реализации прав ребенка в семье» (ПРЕЗЕНТАЦИЯ)

  Добрый день уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить на очень важную актуальную тему: это – права человека, права ребенка. Такая тема выбрана нами не случайно. Ведь благодаря праву человек получил возможность не только что-либо делать, действовать, поступать каким-либо образом, но и требовать соблюдение своих прав.

  Давно, очень давно, еще в древние времена у людей возникла необходимость отстаивать свои права. Право древний человек отвоевывал силой. Слабый не имел никаких прав, если у него не было заступника, желающего отстоять его право на собственность и жизнь. Не так-то быстро люди поняли, что сильным заступником может стать государство. Долгое время в истории человечества царил закон "Око за око, зуб за зуб".

  О правах человека как такового начали задумываться в Древней Греции, где еще в седьмом веке до нашей эры первые демократические преобразования провел легендарный Солон. С тех пор прошло много лет. Вопрос регулирования прав детей в России возник во второй половине 19 века. К сожалению, благородные начинания россиян по защите прав детей в силу тех или иных причин в тот период не получили поддержки и дальнейшего развития.

   В современном мире каждый цивилизованный, образованный человек, а особенно педагог, воспитатель, родитель, обязан знать свои собственные права, права своих детей, уметь отстаивать, защищать их, и уважать права других людей.

  С древних времен человечество понимало, что жизнь начинается с детства. Многие философы, мыслители в своих трудах писали о проблеме защиты детей. С наступлением 21 века во всем мире эта проблема стоит особенно остро, так как социально-экономическая ситуация в современном мире отражается прежде всего на детях. Как защитить права ребенка, сохранить тем самым генофонд нации, спасти поколение, которое должно прийти на смену.

  Очень часто в последнее время в СМИ, телевидении извещают об очередном  факте нарушения прав ребенка в семье или в образовательном учреждении. Причина эта не в отсутствии законов, а в недостаточном использовании правовой базы, в правоприменении. Многим взрослым трудно понять и принять, что ребенок – равноправный с ним человек, имеющий право, и его права, как и права любого человека, нужно знать, уважать и не нарушать. Порой родители не знают Конвенции  о правах ребенка, не знают содержания статей, а значит,  не могут реализовать их в жизни.                                                    

У ребенка, обделенного заботой и вниманием, нет второй возможности для нормального роста и здорового развития, поэтому проблеме охраны детства на всех уровнях нужно уделять первостепенное внимание.

Каждое государство живет по своим законам. И наше государство, тоже живет по своим законам. Все законы записаны в книге, которая называется Конституцией Российской Федерации. В ней записаны все наши с вами права и обязанности.

 20 ноября 1989 года ООН была принята Конвенция прав ребенка. В ней говорится, что государства, подписавшие ее, взяли на себя обязательства заботиться о детях, их здоровье, благополучии, образовании и всестороннем развитии.

 Конвенция – это соглашение по специальному вопросу, обязательное для государств, которые к нему присоединились, т.е. подписали договор. В ней 54 статьи. Она была принята 20 ноября 1989г. Вступила в силу 2 сентября 1990г.

 Конвенция признает за каждым ребенком независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения – юридическое право:

– на воспитание;
– на развитие;
– на защиту;
– на активное участие в жизни общества и тд.

 Конвенция увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребенку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.

  ДЕКЛАРАЦИЯ – документ, который защищает наши права. Она была принята тоже ООН, но на много лет раньше 10 декабря 1948 г. В ней 30 статей развитие ребенка. «Дети мира невинны, уязвимы и зависимы» - констатирует Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. Международным сообществом приняты важные документы, призванные обеспечить защиту прав ребенка во всем  мире.

  Если раньше система общественного воспитания фактически снимала с семьи ответственность за воспитание ребенка и родите ли целиком полагались на детский сад и школу, то в настоящее время согласно Семейному кодексу РФ в статье 63 оговариваются права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей, подчеркивается ответственность за воспитание, здоровье, физическое, психическое, духовное и нравственное.

Наиболее значимые ценности, определяющие содержание семейного воспитания: семья, уклад и традиции семьи, право ребёнка на семью, родительский дом, родословная, отцовство и материнство, авторитет отца и матери, родительская любовь и забота, защищённость ребёнка в семье, забота о престарелых, младших, больных, инвалидах.

Часто во многих капризах и шалостях малыша мы повинны сами, потому что вовремя не поняли его. Пожалели свои силы и время. Стали требовать от ребенка то, что он попросту не может нам дать — в силу особенностей своего возраста и характера.
Ребенок не слушается, неуправляем. Причина не в ребенке, а в педагогической беспомощности взрослых. Для себя мы должны определиться: каким мы хотим вырастить своего ребенка? Я думаю, что никто и зав не хотел бы видеть своего ребенка злым и жестоким.

      Вот поэтому в воспитании своих детей надо начинать не с высокопарных слов и непомерных их возможностям требований, а самого малого. Надо категорически запретить детям бить и обижать других детей, животных, насекомых, бездумно рвать траву и цветы, ломать деревья и кустарники.

 Уважаемые родители! Говорят, не ошибается только тот, кто ничего не делает. Но мы иногда не имеем права на ошибку: ведь от этого зависит счастье, здоровье, а порой и жизнь наших детей. При дефиците любви становится наказанием сама жизнь, и тогда наказания ищут как последний шанс на любовь.

  В завершении хочу процитировать слова писателя А. Лиханова: «Право ребенка на жизнь и право на родительство – это неотъемлемые права любого человека, а ребенок – поперед всего.  Но ведь не суд же, не слепая Фемида, обеспечат ему эти права, а мы, зрячие – родители, педагоги, соседи, прохожие. Насколько мы зрячие? Это не простой вопрос…».

Любите своих детей и спасибо за внимание.

Выступление детей:

1. Как хорошо, что есть права!
Закон нас строго защищает.
И в нем важны нам все права,
Они великой силой обладают —

2. Чтоб нас никто не мог побить,
Украсть, унизить и обидеть

3. Не отнимешь у ребенка
Права вечного на отдых.
Есть в Конвенции об этом
Специальная статья.

4. Папа, мама, ты и я —
Называемся «семья».
И для нас Семейный Кодекс
Выпускается, друзья!

Сценка «Колобок», «Лиса и заяц»

Викторина с детьми по сказкам.

Сценка «Насилие над личностью»

Кроссворд

А сейчас мы проверим с ребятами как хорошо их родители  знают некоторые законы. А проверим мы это с помощью кроссворда. Уважаемые родители, внимание на доску!

По горизонтали:

1. По конвенции им является каждое  человеческое существо до достижения

им 18 –летнего возраста. (ребенок)

2. С согласия родителей подросток с 16 лет может заниматься…….деятельностью. ( предпринимательской)

3. Чтобы получить среднее образование, сколько классов должен закончить каждый? (одиннадцать)

 4.С 17 лет для каждого юноши добавляется обязанность встать на …… учет. (воинский)

По вертикали:

1. С какого возраста наступает уголовная ответственность  за особо тяжкие преступления? (четырнадцати)

2. С 14 лет, в свободное от учебы время и с согласия родителей, подросток имеет право ……не более 4 часов в день.  (работать)

Обыгрывание стихотворения А. Барто «Одиночество»

1-й ребенок

Нет, уйду я насовсем!

А то папе надоем:

Пристаю с вопросами,

То я кашу не доем,

То не спорь со взрослыми!

Буду жить один в лесу,

земляники припасу.

2-й ребенок

Хорошо жить в шалаше

И домой не хочется.

Мне, как папе, по душе

Одиночество.

Пруд заброшенный найду,

В чаще спрятанный,

Разговоры заведу с лягушатами.

3-й ребенок

Буду слушать птичий свист

Утром в перелеске.

Только я же – футболист,

А играть то не с кем!

Хорошо жить в шалаше,

Только плохо на душе!

4-й ребенок

Лучше я в лесной глуши

Всем построю шалаши!

Всех мальчишек приглашу

Всем раздам по шалашу.

Папе с мамой напишу.

 

  Учитель: Уважаемые родители, я хочу вам задать несколько вопросов по стихотворению Агнии Барто, которое прочитали наши любимые дети. А вы должны будете на них ответить. Вы можете разделиться по группам для того, чтобы иметь возможность обсуждения.

Вопросы для обсуждения (необходимо выслушать каждую группу родителей, обобщить ответы, подвести к разговору о правах ребенка, обязанностях родителей):

·  Как вы думаете, почему мальчику стало не по душе одиночество?

·  Что могло случиться, почему он решил жить один в лесу?

·  Бывает ли у вас такое желание и настроение?

·  Почему оно у вас появляется?

· Какая этому причина?

Я думаю, что, отвечая на поставленные вопросы, мы с вами вспомнили некоторые права наших детей. И надеюсь, что все мы их соблюдаем и защищаем. Ведь наши дети – это наше будущее, наша защита, наша крепость.

Тренинговые игры и упражнения, направленные на гармонизацию детско-родительских взаимоотношений.

Упражнение "Кто здесь собрался?"

Каждый родитель по кругу придумывает свой вариант ответа на вопрос "Кто здесь собрался?"

А сейчас, давайте немного отвлечемся, наши детки отдохнут, а мы сделаем приятное друг другу и поиграем. Давно играли? Передаем часть своего сердца и говорим кто здесь сегодня собрался….Вы знаете, когда о человеку или группе людей говорят только хорошее, это заранее настраивает на оптимизм и успех.

Упражнение "Угадайте, какую игрушку выбрал бы ваш ребенок"

Родителям предлагается выбрать из набора игрушек, куда входят куклы, настольно-печатные игры, мяч, скакалка, машина, музыкальная игрушка и т. д., ту, с которой больше всего любит играть их ребенок. Родители поясняют свой выбор.

Упражнение дает участникам группы прекрасный повод для обратной связи: каждый из них может узнать, как он воспринимается в качестве родителя по первому впечатлению.

.Игра "Какой он – мой ребенок"

У каждого ребенка есть свои интересы, потребности, желания. И сейчас мы узнаем, как хорошо вы знаете своих детей. Ваши дети заранее написали вам, что они любят.

Упражнение "Моя любимая игрушка"

Родители вспоминают их любимую игрушку: как называлась и где она сейчас.

Вопрос для анализа: "Какие чувства вызвали воспоминания?".

Упражнение "Семейные заповеди"(рабата в группах)

А сейчас давайте подведем некий итог нашей сегодняшней встречи и сформулируем несколько правил, что нельзя делать родителям по отношению к детям и что, нельзя делать детям в семье. Начнем с детей…

Родители составляют список семейных заповедей, обычаев, правил, запретов, привычек, установок, взглядов, которых придерживаются все члены семьи. Каждый зачитывает этот список.

Данное упражнение позволяет сравнить свои представления о семейной жизни с представлениями других.

В завершении   собрания раздаются «Памятки».