Открытый классный час "Права и обязанности ребенка в семье, в школе, в социуме"
классный час на тему
Классный час проводился в рамках Недели профилактики безнадзорности, социального сиротства и правонарушений несовершеннолетних.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_kl_chas_prava_i_obyaz._rebenka_v_seme_shkole_sotsiume._-_kopiya.docx | 633.69 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЯХРОМСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ДМИТРОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
141840, Московская область, Дмитровский район, г. Яхрома, ул. Кирьянова, д. 8.
Тел./факс (22) 5-24-48, Эл.почта. Schoolint8@mail.ru
Открытый классный час
"Права и обязанности ребенка
в семье, в школе, в социуме"
( в рамках Недели профилактики безнадзорности, социального сиротства и правонарушений несовершеннолетних).
Подготовила и провела
учитель I категории Алеша С.В.
Яхрома
05.10.2018г.
Алеша Светлана Владимировна
учитель начальных классов I квалификационной категории
МАОУ "Яхромская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями).
Открытый классный час
"Права и обязанности ребенка в семье, в школе, в социуме"
в 3-а классе
( в рамках Недели профилактики безнадзорности, социального сиротства и правонарушений несовершеннолетних).
Цель:
- на основе имеющихся у учащихся знаний расширить и конкретизировать представления о правах и обязанностях детей в школе, в семье, в социуме.
Задачи:
- познакомить учащихся с Всеобщей Декларацией прав человека, Конвенцией ООН о правах ребенка, Законом РК "О правах ребенка", Конституцией РФ.
- формировать положительное отношение к законам и их выполнению; побудить учащихся к анализу ситуации с точки зрения права и морали;
-способствовать осознанию ответственности за свои права
- воспитывать в духе законности и уважения прав других людей.
Формирование базовых учебных действий:
Личностные УД:
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.
Коммуникативные УД:
- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и излагать свое мнение , аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Формы и методы урока: беседа,обобщение, рефлексия.
Оборудование: карточки для работы, компьютер.
Календарь правовых дат.
XXI - Век ребенка.
2001-2010 гг. - Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей планеты.
1 июня - Международный день защиты детей.
4 июня - Международный день защиты детей - жертв агрессии.
20 ноября - Всемирный день прав ребенка.
10 декабря - День прав человека.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Учитель.
Доброе утро, друзья!
Доброе утро, страна!
Доброе утро всем!
Доброе утро мне!
Я скажу слова "Доброе утро..." и назову кого-то из нашего класса. Те, кого я назову, помашут мне рукой- значит, вы услышали и отвечаете мне на приветствие.
-Доброе утро всем девочкам!...(Девочки машут и отвечают: "Доброе утро!"
-Доброе утро всем мальчикам!...(Мальчики машут и отвечают: "Доброе утро!"
-Доброе утро всем тем, кто сегодня чистил зубы!...
-Доброе утро всем тем, кто любит конфеты!...
-Доброе утро всем тем, кто хочет знать, чем мы сегодня будем заниматься на уроке!...
II. Введение в тему урока.
Звучит песня Е.П. Крылатова на слова Ю.С.Энтина
"Мы маленькие дети" из к/ф "Приключения Электроника".
Учитель.
Очень много стран на свете, это знает каждый.
Кто, скажите, в странах этих самый-самый важный? (Пауза)
Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент,
Главных много – выбирайте, там король, здесь – президент.
Про вождей и про царей знаем мы с пелёнок,
Но главней, нужней, важней для страны – ребёнок!
Кем он станет завтра, маленький и нежный?
Всей Земле права его – право на надежду!
- О ком сегодня пойдет речь на классном часе? (Ответы детей).
Сегодня будет идти речь о детях, об их правах.
III. Основная часть урока. Конвенция о правах ребенка.
Когда человек счастлив, он редко думает о своих правах. Еще реже думают о них дети. Но в нашем беспокойном мире человек часто попадает в положение, когда ему необходима защита.
Все начинается с права на жизнь. Это первый шаг на пути в будущее. Но такое право было не всегда.
В древней Спарте ребенка, родившегося слабым, сбрасывали со скалы в пропасть.
В Париже в старину детей, которые были в тягость родителям, отдавали нищим вместе с деньгами.
В Санкт-Петербурге в прошлом веке появилось очень много приютов для младенцев. Бедные родители клали своих детей в корзины и подбрасывали "добрым людям".
А если в сильные морозы таких людей не оказывалось поблизости?
Сегодня вы живете с родителями или с бабушками и дедушками, которые в связи с определенными обстоятельствами заменили вам родителей. Эти люди заботятся о вас, стараются уберечь от всяких неприятностей, лечат вас, когда вы болеете, создают вам условия для учебы, помогают подготовиться к взрослой жизни. Конечно, семья - самая важная часть общества: здесь ребенка стараются защитить от всего, что может ему повредить. Но о детях заботятся не только в семье.
Общественные и благотворительные организации своей главной задачей считают защиту детей.
1945 году закончилась Вторая мировая война - самая жестокая и
кровопролитная за всю историю человечества. Развязала эту войну фашистская Германия во главе с Гитлером, который хотел поработить народы других стран и установить мировое господство. Война унесла миллионы человеческих жизней, разрушила множество городов, сел и деревень...
Когда наступил мир, народы многих стран решили: нужно объединиться, чтобы разногласия и противоречия заставляли людей не драться, а вступать в переговоры, чтобы конфликты можно было решать мирным путем.
Именно с этой целью в октябре 1945 года была создана Организация Объединенных Наций - ООН.
В 1948 году государства, входящие в ООН, подписали Всеобщую декларацию прав человека - документ, в котором пообещали друг другу и своим народам гражданские права и свободы: равенство всех перед законом, личную неприкосновенность, возможность верить или не верить в бога и многое другое.
Положения, о которых говорится в документе, касаются всех - мужчин и женщин, богатых и бедных, верующих и неверующих - независимо от национальности и цвета кожи.
Всеобщая декларация прав человека - нужный и полезный документ. Но в нем говорится о людях вообще - и ни слова о детях! А ведь дети нуждаются в особом внимании, в заботе и защите со стороны государства. Именно поэтому в1989 году ООН приняла особый документ под названием "Конвенция о правах ребенка".
Конвенция - это международное соглашение. В нем государства дают обязательство соблюдать права каждого ребенка. И наша страна тоже подписалась под этим документом, а значит - пообещала всему миру заботиться о своих малолетних гражданах.
-Ребята, о каких же правах идет речь в конвенции?
Главное право каждого человека - право на жизнь. Разумеется, маленький человек тоже имеет это право.
Но часто то в одном, то в другом государстве законодателям приходится сталкиваться с вопросами о ценности любой жизни.
Нужно ли заботиться о детях-инвалидах и других неполноценных, с точки зрения государства, детях?
Помните как в Спарте? Сбросил слабого ребенка со скалы, и никаких проблем.
А ведь слабый ребенок, если будет тренироваться, может вырасти сильным и ловким. Разве это выход из положения? (Ответы учащихся).
А как наше государства заботится о таких детях? (Ответы учащихся).
В конвенции говорится, что каждый имеет право на имя. У каждого из вас есть имя!
В роддоме вы еще не имели своего имени, у вас у каждого была лишь бирочка, на которой были определенные факты о вас. Семья новорожденного дает ему фамилию, родители придумывают имя, и эти сведения записывают в специальный документ - свидетельство о рождении. (Показ свидетельства).
Там же пишут дату рождения ребенка, где он родился и кто его мама и папа. Это первый документ ребенка. Он есть у каждого из вас.
Свидетельство о рождении говорит не только о факте появления на свет нового человека. но и о том, что он является гражданином страны, которая обязана заботиться о его благополучии. Скажите, гражданами, какой страны вы являетесь? (Ответы учащихся.)
А еще ваши права защищает Конституция РФ – основной закон нашего Государства. Конституция РФ защищает права взрослых и детей.
Какие основные права еще есть у детей?
- Право на жизнь
- Право на имя при рождении
- Право на медицинскую помощь
- Право на образование
- Право на отдых и досуг
- Право иметь имущество
- Право свободно выражать свои взгляды
- Право на свободное перемещение
- Право на заботу и воспитание родителями
- Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства
- Право на защиту от эксплуатации и физического насилия
- Дети- инвалиды имеют право на особую заботу и обучение
- Все дети независимо от цвета кожи, языка, религии пола имеют равные права
- Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.
Кроме Конституции права ребенка прописаны в: "В Семейном кодексе", "Гражданском кодексе", "Трудовом кодексе", "Уголовном кодексе", "Законе об образовании".
Устав школы, в котором также прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса (администрации школы, учащихся, их родителей, педагогов).
Каждый ребёнок должен знать свои права. Но не менее важно помнить о том, что кроме прав, у каждого человека есть и обязанности.
Ребята, статья 29 Конвенции прав человека гласит, что человек имеет не только права, но и обязанности.
- Что такое обязанности? (Круг действий, возложенных на кого-то и обязательных для выполнения).
- Какая самая главная обязанность у вас в семье?
- А у вашего папы?
- У кого больше всего обязанностей?
- А какие обязанности существуют у учеников?
- А откуда вы это знаете? (Устав школы)
- Давайте с вами обозначим некоторые из обязанностей школьника!
- А в Уставе школы ваши обязанности прописаны следующим образом:
Уважать права, честь и достоинство всех участников;
Прилежно учиться;
Иметь аккуратный вид;
Соблюдать правила техники безопасности;
Беречь школьное здание, оборудование;
Придерживаться общепринятых правил поведения;
Умножать и развивать лучшие традиции коллектива, беречь честь школы.
IV. Конкурс "Сказка ложь, да в ней намек".
-Сейчас мы с вами будем работать в парах, я вам раздам карточки с незаконченными фразами, касающиеся различных сказочных героев. Необходимо определить, какое право сказочного героя нарушено и, закончить фразу.
- Буратино, схватив крысу Шушеру за хвост, нарушил ее право на ….(личную неприкосновенность).
2.Полицейский из сказки А. Толстого "Золотой ключик", силой ворвавшись в каморку папы Карло, нарушил его право на …(неприкосновенность жилища).
3. Балда из сказки А.С. Пушкина "Сказание о попе и его работнике Балде", нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом на …(труд).
4.Царевич- Иван из сказки "Иван-царевич и серый волк", украв Жар- птицу у царя Берендея, нарушил его право на…(владение имуществом).
5."Иван-царевич и серый волк" братья убили Ивана, нарушив его право на…(личную неприкосновенность, или жизнь).
6. В сказке "Волк и семеро козлят". Волк съел козлят, нарушив их право на… ( личную неприкосновенность, или жизнь).
7. В сказке "Золотой ключик" Карабас Барабас погрозив куклам семихвостой плеткой, чтобы они продолжали представление. Нарушил их право… (Нарушение прав – рабство, непосильный труд)
8. Каким правом воспользовалась лягушка-путешественница?
- право на свободное передвижение;
- право на неприкосновенность жилища;
-право на образование;
- право на труд.
9.Какое право нарушено в сказке "Заюшкина избушка"?
- право на неприкосновенность жилища;
-право на справедливый суд;
-право на труд;
-право на жизнь;
10. Какое право нарушили гуси-лебеди, украв братца?
- право на неприкосновенность жилища;
- право на образование;
- право жить с родителями и воспитываться в семье.
- право на жизнь;
11. Какое право нарушил Медведь в сказке "Машенька и медведь"?
- право на неприкосновенность жилища;
- право владеть имуществом.
- никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии
- право выражать своё мнение;
V. Рефлексия.
- Все наши права защищает суд, и в каждом суде стоит статуя "Фимиды" – богини правосудия. Она имеет чаши весов – это весы правосудия, ее глаза перевязаны лентой, что означает – независимость в принятии решений, ведь решению суда – подчиняются все люди, а суд – подчиняется только закону. Меч в ее руках – означает власть закона. На одной чаше нарушение закона и порядка в стране, а на другой правопорядок в стране, уважение и защита прав человека.
Подумайте и ответьте, о каких правах мы с вами сегодня говорили? Дети отвечают:
1. Максим
Мальчишки и девчонки,
И мы вместе с ними
С рождения имеют право на имя.
Имеем мы право сказать, как один:
“Я – полноправный страны гражданин!”
2. Александра
Каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь, и государство обеспечивает в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребёнка.
3. Даниил
Имею я право нормально питаться,
Учиться, лечиться и развлекаться.
Расти в своём доме, в полной семье,
А не на уличной мёрзнуть скамье.
4. Павел
Дети имеют право свободно выражать своё мнение.
Родители несут основную ответственность за воспитание ребёнка.
Государства должны обеспечивать защиту детей от нанесения им физического или психического ущерба.
5. Артем
К ребёнку нельзя относиться небрежно,
А только с любовь, заботой и нежно.
Ребёнка нельзя как товар продавать,
И от учёбы его отрывать.
6. Екатерина
Государства должны оказывать им помощь и развивать сеть детских учреждений. Ребёнок имеет право на образование.
7. Вера
Терпимость и дружба –
Всеобщее братство,
Духовная близость –
Вот это богатство.
А наши родители и педагоги
Должны нас направить
На эти дороги.
8. Иван
Государства уважают право ребёнка на свободу мысли, совести и религии.
Ни один ребёнок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию.
VI.Итог мероприятия.
Ученик: Я – ребенок , я — человек, я должен иметь права
На то, чтобы жить в свободной стране, а не там, где идет война.
Я имею права, на то, чтоб любить и на то, чтобы быть любимым,
Я имею права, на то, чтобы жить и на свете быть самым счастливым.
Учитель:
- Молодцы ребята вы сегодня все очень хорошо поработали.
Благодарю всех за внимание,
За ваше большое старание!
Да новых встреч друзья!
Наш классный час окончен. Всем спасибо за работу.
Литература:
1. Нормативно- правовые документы:
Конвенция о правах ребёнка.
Декларация прав ребенка.
Конституция РФ.
Закон РФ "Об образовании".
2.В.В.Антонов "Изучаем права человека".- Москва: издательство Вита пресс, 2005.
3.П.А. Астахов."Детям о праве: ты гражданин своей страны: Дорога. Улица. Семья.Школа.Отдых." -Москва: Эскмо, 2010.
4.П.А. Астахов. "Я и государство".- Москва: Эскмо, 2009
5. Интернет ресурсы:
Конвенция о правах ребенка: www.school-sector.leraln.ru
Правовой портал: laf.rambler.ru
Правотека.ру: www.pravoteka.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет на тему: "Физическая культура ребенка - забота семьи и школы"
Педсовет на тему: "Физическая культура ребенка - забота семьи и школы"...
Презентация к педсовету "Физическая культура ребенка - забота семьи и школы"
Презентация педсовету на тему: "Физическая культура ребенка - забота семьи и школы"...
Обязанности ребенка в семье
Статья раскрывает, в чем заключаются обязанности ребенка в семье. Самое главное, чтобы требования школы и семьи совпадали....
2013 г. «Создание условий для развития творческих способностей ребенка в семье и школе».
Данное выступление состоялось на городской родительской конференции. Целью выступления было привлечь родителей к активному участию в развитии своих детей....
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ТЕМА: «СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА ПЕРЕД ПОСТУПЛЕНИЕМ В ШКОЛУ, ХАРАКТЕРИСТИКИ РАЗВИТИЯ И ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. СПОРТИВНЫЙ ПРАЗДНИК «ПАПА, МАМА. Я – СПОРТИВНАЯ СЕМЬЯ»».
Для родителей- о подготовки физического состояния ребенка к поступлению в школу. Для коллег мониторинг и контроль состояния ребенка при поступлении на учебу, способы корекции физического состояния. Сц...
Методическая разработка для родителей"ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ И ШКОЛЕ"
ЦЕЛЬ:- ознакомление с методической литературой по физическому развитию ребенка в семье и школе. Обучение родителей упражнениям и играм, направленным на укрепление здоровья детей дома и на отдыхе...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ И ШКОЛЕ»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ И ШКОЛЕ»...