Открытый урок по теме "Притяжательные местоимения" для детей коррекционной школы 5 вида
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Куцева Надежда Сергеевна

Цели  урока:

1) Систематизировать  знания, умения и навыки  по  изучаемой теме «Местоимение»: вспомнить  особенности  лексико-грамматических  разрядов местоимений,

2)  Познакомиться с  новым  разрядом  местоимений – «притяжательными местоимениями», их морфологическими признаками;

3)  Находить в предложении, определять их синтаксическую роль.


Тип урока:

Комбинированный: изучение и первичное закрепление нового материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок

по русскому языку

на тему:

«Притяжательные местоимения»

в 7 классе

 ГБОУ СКОШИ № 28 V вида

Подготовила и провела

 учитель русского языка

и литературы, логопед

Куцева Н.С.

Москва 2013

Тема урока: 

Местоимение. Притяжательные  местоимения.

Цели  урока:

1) Систематизировать  знания, умения и навыки  по  изучаемой теме «Местоимение»: вспомнить  особенности  лексико-грамматических  разрядов местоимений,

2)  Познакомиться с  новым  разрядом  местоимений – «притяжательными    

местоимениями», их морфологическими признаками;

3)  Находить в предложении, определять их синтаксическую роль.
Тип урока:

Комбинированный: изучение и первичное закрепление нового материала.

Оборудование:

Предметные картинки, таблички с притяжательными местоимениями, слово «принадлежность»

План урока:

  1. Оргмомент.

         - Сядет тот, кто назовет разряд местоимения, которое я назову:

Мы (личное), сколько (относительное), кто? (вопросительное), некоторый (неопределенное), что-нибудь (неопределенное), он (личное). Себя (возвратное), ничто (отрицательное), ничей (отрицательное).

        - Запишите число, классная работа.

          - Знакомство с планом урока. Прочитайте и объясните

          - Чему мы будем учиться на уроке:

(Определять значение разряда, морфолог. признаки и синтаксическую роль)

На доске:     1. Повторение

                     2. Новая тема:

                     ? значение разряда

                     ? морфологические признаки (род, число, падеж)

                     ? синтаксическая роль

                     3. Самостоятельная работа

                     4. Итог

          5. Дом.задание

2. Повторение.

        - Отгадайте загадку:     Я заменить могу другие части речи,

                                  Взвалив обязанности их к себе на плечи,

                                     Когда приходиться слова другие заменять

                                 На их значение всегда мне надо указать.

        - О какой части речи идет речь в загадке? (о местоимении).

        - Что такое местоимение?

          - На какие части речи оно указывает?

        - Как изменяется местоимение?

        - Чем является в предложении?

          - На какое количество разрядов делятся местоимения?

3. Игра «Четвертый лишний».

          - Найдите в строчке лишнее местоимение. Объясните свой выбор.

На доске:

1. Кто-то, Что-нибудь, Нечто, Я. (Неопределенные)

2. Кто? Сколько? Мы, Каков? (Вопросительные)

3. Ты, Какой, Который, Что. (Относительные)

4. Себя, Собой, Вы, Себе. (Возвратные)

5. Нечто, ничто, он, Никакой. (Отрицательные)

- Какие местоимения оказались лишними? (личные)

- Каких местоимений не хватает?

4. Знакомство с новой темой.

- Измените личные местоимения так, чтобы они

отвечали на вопрос:   Чей?   Например: Подарок. (картинка на доске) Чей?

На доске:  (Закрываю личные местоимения притяжательными):

                     

Я                    Мой                                                                

Мы                Наш                                                                      

Ты                 Твой

Вы                 Ваш

Он (Оно)       Его(Его)

Она                Ее

Они                Их

- А также:               Свой

       - У нас получился новый разряд: «Притяжательные местоимения».

       - Запишите новую тему: Притяжательные местоимения. 

        - Как вы думаете: почему их называют «притяжательные»?

       - Верно, употребление притяжательных местоимений, как считают специалисты в области языка, придают речи оттенок искренности, взволнованности, задушевности. Они как бы притягивают к себе.

5.   Определение морфологических признаков.

       - Ответим на первый вопрос: на что указывают притяжательные местоимения?

       - Притяжательные местоимения указывают на принадлежность к кому-либо, чему-либо.

       - Как вы понимаете слово принадлежность?

       - Ответьте: Какое значение у притяжательных местоимений?

(Притяжательные местоимения указывают на принадлежность к предмету)

      - Ответим на второй вопрос: Могут ли притяжательные местоимения изменяться по родам, числам и падежам? Проверим:  

- Подберем предмет женского рода. Например: Шапка (картинка)     Поставьте подходящий вопрос и измените местоимения.

- А теперь предмет среднего рода. Например: Зеркало (картинка)

Поставьте подходящий вопрос и измените местоимения.

- А теперь пробуем изменить число этих предметов. Подарки, Шапки. Зеркала.

 Поставьте подходящий вопрос и измените местоимения.

- Попробуйте просклонять эти местоимения по падежам.

- Какой вывод мы можем сделать после нашей проверки? (Притяжательные местоимения имеют род, число и изменяются по падежам)

- Что же нам еще осталось определить?

(синтаксическую роль)

- Составьте предложения используя притяжательные местоимения. Запишите. (Один человек у доски).

- Подчеркните подлежащее, сказуемое и притяжательное местоимение.

- Какой чертой подчеркнули? Чем является в предложении? Какой вывод можем сделать?

 (Притяжательные местоимения в предложении являются определением)

6 . Закрепление.

- Выполните упражнения по карточке.

Спишите, подобрав подходящие притяжательные местоимения. Подчеркните главные члены предложения и притяжательные местоимения. Определите падеж местоимений.

1. Старые друзья навестили (мои, свои) р..дителей.

2. Он увидел (его, свой) дом.

3. Настя играла с (ее, свой) п..другой.

4. На (их, ихних) огородах  много травы наросло.

 

          - Прочитайте, что у вас получилось.

          - Молодцы, справились.

    7. Итог 

         - Итак, чему мы научились на этом уроке?

(Определяли значение разряда, морфологические признаки и синтаксическую роль)

           - Какой вывод сделали?

  1. Разбор домашнего задания.

          - А теперь откройте учебники на с.182. найдите упражнение № 434.

Это упражнение вам необходимо выполнить дома. Разберем его.

          - Прочитайте задание. Что необходимо сделать?

(Озаглавить, списать, указать разряд, падеж)

         - Откройте дневники. Запишите домашнее задание.

         - Сегодня на уроке получили оценки…..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока в 3 классе специальной (коррекционной) школе VIII вида на тему "Живая и неживая природа"

Конспект открытого урока в 3 классе специальной (коррекционной) школе VIII вида на тему "Живая и неживая природа"...

Конспект открытого урока чтения в 1 классе коррекционной школы 8 вида.

Урок - путешествие по станциям. Учебник "Букварь" В. Воронковой. Показаны все технологии по работе с детьми с ОВЗ 8вида....

Анализ открытого урока географии в 8 классе коррекционной школы VIII вида

Самоанализ открытого урока географии в 8 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Что ты знаешь об Австралии?"...

Открытый урок по истории. 8 класс коррекционной школы VIII вида. Тема :"Великий иконописец Андрей рублёв".

Вашему вниманию предлагается конспект открытого урока по истории в коррекционной школе-интернате VIII вида...

Открытый урок по истории. 8 класс коррекционной школы VIII вида. Тема :"Великий иконописец Андрей Рублёв".

Вашему вниманию предлагается конспект открытого урока по истории в коррекционной школе-интернате VIII вида...

Открытое групповое логопедическое занятие для детей коррекционной школы V вида

Цель  занятия:1)    Закреплять навык нахождения границ предложений.2)    Закреплять знаний, полученных на уроках литературы.3)  Развивать чувство рифмы в составлении...