Классный час "Хлеб - всему голова!"
план-конспект занятия по теме

Голенцова Наталья  Васильевна

Классный час "Хлеб - всему голова!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_klassnyy_chas_khleb_vsemu_golova.doc277 КБ

Предварительный просмотр:

КЛАССНЫЙ ЧАС

«ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА!»

                                    Учитель  начальных  классов

                                                 Голенцова Н.В.

                                                 

        

                                     ТЕМА: ХЛЕБ - ВСЕМУ ГОЛОВА.

              Цели: сформировать у обучающихся представления о принципах рационального питания, об их значении для развития здоровья человека, о составных компонентах хлеба, о его ценности в рационе питания, вариантах сочетания хлеба с другими продуктами; закрепить представления детей о соблюдении режима питания, основных принципах гигиены питания; развивать активность, самостоятельность, умение подбирать необходимый материал, анализировать свою деятельность, высказывать свою точку зрения, знакомить с народными традициями, с историей своей страны.

Задачи: 1) рассказать о значении хлеба в жизни человека в мирное и военное время;

               2) проследить цепочку «от зёрнышка – до булки»;

               3)проверить самостоятельную работу учащихся по поиску дополнительного    материала к занятию.      

                               Ход мероприятия:

Ведущий.    Я хочу вам рассказать сказку – загадку.

                      Было так: в какой-то миг народился пых-пых-пых!

                       Пых пыхтел, пыхтел, пыхтел, пока в печку не сел.

                       Вышел оттуда не пых, а чудо:

                       Румяный, блестящий, с корочкой хрустящей!    

-О чём мы будем говорить на классном часе?     О хлебе.

Звучит песня Ян Френкель «Русское поле»

Большое желтое поле, огромное как море. Эту картину написал давным-давно замечательный русский художник

Рожь, рожь, дорога полевая

Ведет неведомо куда.

Рожь, рожь до свода голубого

Поля без края и конца.

Эти бескрайние золотые поля - наше богатство, наш хлеб. Издавна существует на Руси обычай встречать своих гостей хлебом-солью.

Царская Россия издавна была главным поставщиком хлеба за границу. Но крестьяне, которые выращивали этот хлеб, которые от зари до зари, не разгибая спины, трудились на полях помещиков и кулаков, этот хлеб, политый потом и кровью, ели его не вдоволь.

Дорогим гостинцем был кусок хлеба, отрезанный от теплого каравая. Но был и другой

С мякиной, с трухой, со жмыхом

Он все же казался желанней всего

И матери тяжко и тайно вздыхали,

Когда на частицы делили его.

Великий русский поэт Некрасов так писал о тяжком труде землепашца:

Руки, что вывели борозды эти

Высохли в щепки, повисли как плети.

Очи потухли, и голос пропал,

Что заунывную песню певал.

Как на соху налегая рукою

Пахарь задумчиво шел полосою.

Видите, ребята, как тяжел, безрадостен был труд крестьянина, как дорого доставался хлеб. Не случайно поэтому в нарядных сказках всегда присутствуют или скатертъ-самобранка, или молочные реки с кисельными берегами. Народ мечтал об изобилии, о том, что труд на полях должен приносить радость.

                                                       

Девочка.           Слава миру на Земле!                                      

 Мальчик.        Слава хлебу на столе!

Девочка.            Если мы хотим кого - то

                            Встретить с честью и почетом,

                            Встретить щедро от души,

                            С Уважением большим,

                            То гостей таких встречаем

                            Круглым пышным караваем

                            Он на блюде расписном

                            С белоснежным рушником.

  Мальчик.                С караваем соль подносим

                                     Поклонясь, отведать просим:

                                    -Дорогой наш гость и друг

                                    Принимай хлеб - соль из рук.  

            (Вручает хлеб - соль гостям  праздника)

Ведущий:          Хлеб - один из самых удивительных продуктов человеческого труда.

Недаром народ создал пословицы:

  • Земля матушка, а хлеб батюшка.
  • Хлеб - это жизнь.
  • Хлеб - кормилец.

Изобилие хлеба - заветная мечта миллионов людей. Мы порой забываем об истинной цене хлеба, о том, что сравнительно по булки, буханки вобрали в себя великий труд не одного человека, труд многих людей. Тысячи людей трудятся, чтобы зерно вырастить, собрать, обмолотить смолоть и, наконец, выпечь хлеб.    

Ученик: Ведь не сразу стали зерна

                  Хлебом тем, что на столе,

                 Люди долго и упорно

                 Потрудились на земле.

                 Мы золотые зернышки

                  Живем лучистым светом,

                  Мы дружим, неразлучные,

                  Под вьюгами и тучами

                  Мы чистые, струистые.

                  Мы ветерком провеяны.

                  И солнышком просвечены,

                       Выносливы, дружны.

                       Мы людям так нужны.

Ведущий. День и ночь - в палящий зной, и в дождь идет битва за урожай. Истинные хлеборобы постоянно в тревоге за него. Урожай всегда выстрадан хлеборобами, завоеван - и в союзе, и противоборстве с природой. Какой же он, хлебушко?

Ученица.                        Вон - он хлебушко душистый,

                                         С хрустом, корочкой витой.

                                         Вот он теплый, золотистый

                                         Словно солнцем залитой.

                                         В нем здоровье, наша сила,

                                         В нем - чудесное тепло,

                                         В нем - земли родимой соки,

                                         Солнца свет весенний в нем.

                                         Сколько рук его растило,

                                         Охраняло, берегло!

                                         Не сразу стали зерна

                                         Хлебом тем, что на столе,

                                         Люди долго и упорно

                                         Потрудились на земле.

Ведущий.   Хлеб! Какое привычное и все - таки, необычное слово. В самом деле - вдумайтесь! Словом «хлеб» называют непохожие друг на друга растения, зерно, муку, изделия из муки. Что же такое хлеб?

 

Чтец. Только снег сошел в апреле, как поля зазеленели. Это - хлеб.

Золотой простор бескрайний,  там работают комбайны.  Это - хлеб.

Вот зерно течет рекой, чтобы сделаться мукой.  Это - хлеб.

Тесто кружится в квашне,  запекается в огне.  Это - хлеб.

Ведущий.  Ешь его, расти и помни:

                   В мире нет труда огромней,         

                   Чтоб на стол к тебе явился

                   Свежий хлеб!

Ведущий.  Знаете ли вы, чем пахнет хлеб, ломоть ржаного, трудового хлеба?

Ученик.   Он пахнет полем, речкой, печью, небом.

                 А главное - работой пахнет хлеб.

                 Ведь не сразу стали зерна

                 Хлебом тем, что на столе,

                 Люди долго и упорно потрудились на земле.

Ученица. Тем, кто хлеб печет чуть свет,

                  Шлет пшено на кашу.

                  Тем, кто землю глубоко

                  Острым плугом пашет,

                   Им спасибо говори,

                   Их за хлеб благодари!

                   У народа есть слова:

                  «Хлеб - всей жизни голова».

                   Ставится он первым на столе.

                   Слава миру на Земле!

                   Слава хлебу на столе!

                   Слава тем, кто хлеб растил,

                    Не жалел трудов и сил!

Ведущий.  Вот такое коротенькое, но емкое слово «хлеб». Ребята, почему хлеб занимает такое важное место в жизни каждого из нас?

Хлеб люди едят каждый день, и он никогда не надоедает. Долго люди не могли дать ответ, почему хлеб не надоедает им. Оказывается потому, что в хлебе много питательных веществ -

Ученые - медики подсчитали, что взрослый человек съедает в день обычно около 500 граммов хлеба, а при тяжелой работе - 800 граммов. Почти половину энергетических ресурсов, необходимых для жизнедеятельности, человек получает от хлеба.

Ведущий.  Хлеб... Наскучит ли он?

.  Никогда! Без него обойтись и не пробуй, без него человеку беда.

Ученик.                        Зерна наших дней, светитесь,

                                       Говорим мы: берегите,

                                       Берегите хлеб родной

                                       Не мечтаем мы о чуде, -

                                       К нам полей живая речь.

                                       Берегите хлеб, вы - люди,

                                       Научитесь хлеб беречь!

Ведущий.   Ребята, а как вы обращаетесь с хлебом? (Ответы детей).

-Правильно ребята. А сейчас я вам раздам памятки, как нужно обращаться с хлебом. А в классе вы познакомитесь поближе.

Хлеба к обеду в меру бери.

Хлеб - драгоценность, им не сори.

Обращайтесь с хлебом бережно, никогда не выбрасывайте его. Помните, что хлеб и через несколько дней не утрачивает своих вкусовых качеств. Берите хлеба столько, сколько съедите, а если не съели, посушите и пейте чай с сухариками. Их также можно есть и с первыми блюдами.

Ведущий.  

Откуда он появляется на прилавках магазинов?

Входит пекарь в белом колпаке. В руках у него корзина с хлебом — батоны, буханки, булочки. На шее — связка сушек. Поет на мотив песни «Не кочегары мы, не плотники»  (из к/ф «Высота»):

                              Не кочегары мы, не плотники,

                              Но сожалений горьких нет, как нет...

                              Хлебозавода мы работники,

                              Вам из пекарни шлем привет!!!

Пекарь. Здравствуйте, ребятки! Я к вам прямо с работы. Прямо с хлебозавода. Вот и свежую выпечку принес. Как вы думаете, что делает пекарь на хлебозаводе?

Верно! Но какой длинный путь проходит буханка, прежде чем оказаться на прилавке магазина! Давайте разберемся, с чего начинается путь хлеба.

Игра «Откуда берется хлеб»

Детям покрывают рисунки, на которых изображены пашня, мельница, сбор урожая, сев, магазин, пекарня. Их нужно расставить в правильном порядке.

Пекарь. Молодцы, ребята!!! Ох, и много у нас на хлебозаводе работы. Сначала машины привозят муку, и она хранится у нас в подвалах. Потом ее просеивают, добавляют соль, сахар, дрожжи, воду и месят тесто. А из теста, что только не выпекают,— его режут на кусочки, квадратики, катают «колбаски», плетут косички — настоящие умельцы работают!!! А ведь начинается все с м-а-а-аленького зернышка, посаженного в землю.

    Танец колосков.  (Дети исполняют танец колосков)

  Ученик.  У крестьян торжественные лица,

                   Поле все зарей освещено.

                   В землю за колхозною станицей

                   Хлебное положено зерно.

                   Спит оно в кубанской колыбели.

                   Как отец, склонился над зерном

                   В куртке, перешитой из шинели,

                   Бледный от волненья агроном.

                   Пусть же нива буйно колосится.

                   Будут этой осенью полны

                   Нашей рожью, нашею пшеницей

                   Все зернохранилища страны.

Ведущий.   Люди день и ночь работают в полях, чтобы вырастить и собрать урожай пшеницы. В любую погоду, дождь ли, жара...  А вы хлеб любите, дети?  ДА!!!

Физкультминутка

-А сейчас мы с вами поиграем в игру «Мама пироги печет». Все встали и повторяем за мной.

Игра «Мама пироги печет»

Читается стихотворение, которое сопровождается соответствующими действиями.

Вот так бабушка прядет,

Мама так пирог печет,

Так цыплят зовет сестра,

Я на липу влез с утра.

 Колет дед вот так дрова,

Я несу их вглубь двора.

 Так отец рубанком — струг,

 умею я, мой друг!

Молодцы!

Пекарь.

-Хорошо, когда полны закрома, так и хочется  петь и плясать,

Хлеб дорогой прославлять.

-Есть хлеб – будет и песня.

Эй, девчушки – хохотушки,

Начинайте петь частушки.  (Выходит дети и поют частушки)

-На столе у нас пирог,

Пышки и ватрушки.

Так споём же под чаёк

Хлебные частушки.

-Хлеб я ем с утра до ночи

Булки с ночи до утра.

Очень весело проходят

С вкусным хлебом вечера.

-Мимо школьного буфета

Я спокойно не хожу,

Как услышу запах хлеба,

Сразу руки мыть бегу.

-Вы не пейте газировки,

Не балуйте чипсами.

Соки, фрукты, каша, хлеб –

Вот хороший вам обед.

-Хлебом – солью всех встречаем,

Самовар на стол несём.

Мы за чаем не скучаем,

Говорим о том о сём.

Пекарь. Я доволен!!!  Какие вы молодцы! Все успеваете! А знаете ли вы, что дарить хлеб - значило желать благополучия и богатства? Издавна хлеб и все хлебные растения считались священными. К хлебу надлежало относиться с особенным почтением. У наших предков славян было принято держать буханку хлеба в красном углу. Хлеб, лежащий перед Иконами, символизировал связь между людьми и Богом.

Пекарь. Многие поэты славят в своих стихах хлеб. Вот послушайте  стихи о хлебе.

Ученица.    Каравай земли и неба на твоём столе –

                     Ничего главнее хлеба нету на земле.

                     В каждом маленьком кусочке хлебные поля,

                     А на каждом колосочке держится земля.

                     В малом зёрнышке пшеницы летом и зимой

                     Сила солнышка хранится и земли родной.

                     И растёт под небом светлым строен и высок,

                     Словно Родина бессмертный хлебный колосок.

Ученик. От утра до ночи

                Летом далеко,

             Солнечный клубочек

             В небе высоко

             Цветенью медовой

                 Манит лето пчел,

             В поле колос новый

                Поднялся, расцвел.

             Вырастай, пшеница,

             Наливайся, рожь,

             И стеной высокой

             Поднимайтесь сплошь!

               Ходит в небе тучка

             С ливнем проливным,

            Станет колос тучным,

             Станет золотым

Ученица. Каждому знакомы                 

              Мудрые слова:

              Хлеб- хозяин дома,

                  Всему он голова!

              Крепкою державой

              Его звали встарь,

                  Хлебушек по праву

              В государстве – царь!

              Как отец родимый,

              Он питает нас,

              Яровой, озимый

              Каждый день и час

              Он дороже злата,

              Серебра ценней

              Крепкого булата

              Хлебушек сильней

              Хлеб- живая сущность

              Неба и Земли.

              Хлебушек насущный,

              Нива, нам пошли.        

Пекарь. Да, труд большой! Вы это уже поняли!!! А вы знаете загадки  на «хлебную»    

              тему?

Пекарь. Отгадайте мои загадки.

1) Отгадать легко и быстро:

    Мягкий, пышный и душистый,

    Он и черный, он и белый,

    А бывает подгорелый.                (Хлеб)

                       2) Птица Юрица на ветер глядит,

                           Крыльями машет, сама ни с места.       (Ветряная мельница) 

3) У лепешки, каравая, сушки, плюшки, пирожка

    От рождения седая мать по имени...              (Мука)

                       4) Корабль-великан по земле идет.

                           Поле пройдет — урожай соберет.        (Комбайн)

5) Вырос в поле дом.

    Полон дом зерном.

    Стены позолочены.

    Ставни заколочены.         (Зерно)

6)Кольцо        не        простое,
Кольцо        золотое,
Блестящее,        хрустящее,
Всем        на        загляденье...
Ну и объеденье! (Баранка или бублик.)

7)Что        на        сковородку        наливают
Да вчетверо        сгибают?        
(Блины.)

8)В        печь        сперва        его        сажают,
А        как        выйдет        он        оттуда,
То        кладут его на        блюдо.
Ну,        теперь зови        ребят!
По        кусочку все съедят.        
(Пирог.)


9)Ты не клюй меня, дружок, голосистый        петушок. 
В землю теплую уйду, к солнцу колосом        взойду. 
В нем тогда, таких как я, будет целая семья. (Зерно) 

Чистоговорки о        хлебе.

Жок-жок-жок – это        пирожок. 
Шки-шки-шки - мама жарит        пирожки. 
Шки-шки-шки - мы любим        пирожки. 
Жок-жок-жок - кушай Женя        пирожок. 
Ач-ач-ач – вот        калач. 
Чи-чи-чи - пекуться в печке        калачи. 
Чи-чи-чи - мы любим        калачи. 
Чи-чи-чи - на праздник будут калачи.

Все загадки отгадали!!! Поиграли. Да, хлеб — это дар земли. Людям в голодные годы приходилось беречь каждую крошку, потому что получали они в день всего лишь 150 граммов хлеба, совсем маленький кусочек. И эти крохи помогали им выжить в то суровое время. Поэтому и сейчас они так трепетно относятся к хлебу.

Молодое поколение не знает, что такое голод. Поэтому у него совсем другое отношение к хлебу. Нам должно быть стыдно, когда не съеденные кусочки мы просто выбрасываем. Так с хлебом поступать нельзя, ведь в него вложено столько труда. Трактористы, комбайнеры в поле, пекари на хлебозаводах работают,  не жалея сил, чтобы у каждого из нас на столе всегда был хлеб. И мы должны уважать их труд. Хлеб нужно обязательно доедать, а крошками кормить птиц. Хлеб нужно беречь!

 Ученик.      Хлеб наш берегите!

                      Хлебом не сорите!

                      Хлеб наш уважайте!

                      С хлебом не играйте!

                      Хлеб выбрасывать нельзя!

                      Берегите хлеб, друзья!

Пекарь. Ну, ребятки, мне пора на хлебозавод. Нужно выпекать хлеб, чтобы магазины не остались без нужного всем людям продукта.

Вот он, хлебушек душистый,

Вот он, теплый, золотистый.

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел.

В нем здоровье наше, сила, в нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило, охраняло, берегло.

В нем — земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем...

Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!

Читая стихотворение, Пекарь раздает детям булочки из своей корзины.

Пекарь уходит.  

Звучит песня  «Хлеб всему голова».

Ведущий.            

За время посевной хлеборобы сталкиваются с множеством трудностей —  это и засуха, и палящее солнце. Какой огромный труд вкладывают селяне, чтобы хлеб оказался на столе!  Мы будем помнить о людях, которые растят пшеницу, из зерен делают муку, из муки хлеб, булочки, кондитерские изделия и низко поклонимся им. Очень много хороших слов было сказано сегодня. Ребята, относитесь к хлебу бережно.

Запомните золотые слова: «Хлеб - всему голова».

Наша встреча подходит к концу. Давайте  поблагодарим наших гостей.  Знайте, дорогие ребята: для того чтобы хлеб у всех был и сегодня , и завтра. И всегда. Трудится вся страна. Живите так, чтобы хлеб ваш был честным. Помните , ребята: в хлебе- душа родной земли, судьба многих людей, их неустанный труд.

Все садятся за столы и пьют чай с булочками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Хлеб всему голова"- классный час, посвящённый Дню Победы.

100 граммов чёрного хлеба... Использованы воспоминания детей-войны о хлебе, который был разделён на маленькие кусочки в детском саду....

Классный час в 5 классе "Хлеб - всему голова"

Классный час в 5 классе "Хлеб - всему голова"...

Открытый классный час "Хлеб-всему голова"

Классный час посвящен  знакомству с истоией хлеба, историческими фактами  времен Великой Отечественной войны, с жизнью людей в это время, с трудом людей, выращивающих хлеб....

Классный час "Хлеб всему голова".

Презентация "Хлеб всему голова".Материал презентации может использоваться как отдельное внеклассное занятие или часть урока ознакомления с окружающим миром....

Классный час "Хлеб- всему голова"

Классный час дает полное представление о том, как приходит к нам хлеб на стол.как важен труд хлебороба,каким было отношение к хлебу в годы войны.Мероприятие несет воспитательное значение: бережное отн...

Классный час "Хлеб - всему голова"

Разработка классного часа...

Воспитательское занятие, Классный час Хлеб всему голова 1-2 класс

Воспитательское занятие, Классный час для начальной школы....