Внеклассное мероприятие "Сказочный круиз"
методическая разработка по теме

Валеева Елена Алексеевна

В игре могут принять участие две команды, которым предстоит совершить путешествие в поисках "философского камня". Побеждает, та команда, которая раньше его найдет. Если обе команды выбрали неправильный маршрут, то победителем становится та команда, которая наберет большее количество "монет со знаниями".

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon vneklassnoe_meropriyatie.zip1.56 МБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по химии «Сказочный круиз»

Валеева Е.А. , учитель химии МБОУ «СОШ№1»

Цели:

  1. закрепить и обобщить знания учащихся по изученной главе, умение применять знания, полученные на уроке;
  2. формировать навыки коллективной работы;
  3. воспитывать потребность во взаимопомощи;
  4. развитие стойкого позитивного интереса к предмету.

Оборудование и материалы:

  Реактивы,карта «Химикон», карточки с заданиями на конкурс капитанов, карта  на конкурс «Позвони, мне позвони», карта на конкурс «поэтический»,  реактивы для проведения опытов, карты с изображением острова, «сундук со знанием» – вырезанные из плотного картона.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Звучит музыка. Выходит ведущий.

Ведущий: Здравствуйте, друзья!
                 С древних времен и поныне
                 О науке всякое говорили,
                 Но мне, скажу вам, не тая,
                 Всех любопытней – химия!

Второй ведущий (Слайд 3)
Хоть чудес на свете нет.
Химия дает ответ.
«Чудеса на свете есть.
И, конечно, их не счесть!»
Мы вам несколько покажем
И, конечно, все расскажем!

ОПЫТ 1.

1-й уч-к: Жарко здесь. Хочу я пить. У кого воды спросить?

2-й уч. Я бы выпил очень много газировки без сиропа.

3-й уч. Ой, А я люблю сиропом, только чтоб чуть-чуть немного.

4-й уч. Братцы – мне нужна корова – молочка хочу парного.

Выходит ученик. В руках у него большая колба с жидкостью.

5-й уч. Вы, ребята, пить хотите? В колбе сказочная жидкость, чудеса мне по плечу, я ведь химию учу. Подставляйте-ка стаканы! Опыт точно проведем, все у нас по плану.

(Ребята берут со стола и подставляют стаканы. На дне реактивы: серная кислота, сода, метилоранж, хлорид бария.)

5-й уч. Вот вода, вот газировка, вот парное молоко, получилось очень ловко, а секрет узнать легко (ребята делают вид, что хотят выпить содержимое стаканов).

5-й уч. Стоп, ребята, погодите, чтобы не было беды, вы, пожалуйста, не пейте, ни сиропа, ни воды. В этом строгом кабинете есть серьезные запреты. Вы запомните, друзья: здесь ни пить, ни есть нельзя.

ОПЫТ 2. Лечение с развлечением.

2-й уч. Вот еще одно развлечение: кто даст руку на отсечение? Жалко руку на отсечение, тогда нужен больной для лечения.

Оперируем без боли, правда, будет много крови.
При каждой операции нужна стерилизация.
Йодом смочим мы обильно, чтобы всё было стерильно.
Не вертитесь, пациент, нож подайте ассистент.
Посмотрите: прямо струйкой кровь течёт, а не вода.
Но сейчас я вытру руку – от пореза нет следа!

Опыт 3. Несгораемый платок

Платок удивительный вам покажу
В чем фокус попозже я все расскажу
В двух водах платочек прополощу
Возьму я спиртовку и все подожгу
О, чудо, платок мой весь уцелел
И жадный огонь ничего не поел
Разгадка проста и ответ мой простой
Я намочила платочек водой
Водою простой и “водой спиртовой”
Спирт весь сгорел – я огонь наблюдала
Вода, испаряясь, тепло забирала
Тем самым платочек она защищала.

1 ведущий: Наука, из которой выросла химия, – алхимия. Алхимики верили в магическую силу философского камня, который, по убеждению, способен превращать различные неблагородные металлы в золото. В XIII в.алхимия особенно процветала.

2 ведущий: А теперь представьте себе, что перед вами скромная обитель знаменитого доктора Магнуса, где он со своими учениками занимался чудесными превращениями и ставил необычные опыты. В результате кропотливого труда Магнусу удалось все таки получить филосософский камень , но с тех пор ни Магнуса, ни его философского камня никто не видел.

1 ведущий: Однако известно, что камень он спрятал на островах, расположенных рядом с материком «Химикон». И сегодня нашим командам под названием «Водород и Кислород» предстоит отправиться в сказочный круиз на поиски философского камня.

Ведущий:  Чтобы определить правильный путь, а точнее название острова, капитанам команд необходимо выполнить следующее задание:

1. Конкурс капитанов1.

Капитанам команд раздаются карточки с заданиями.

Задание:  Из приведенных ниже формул соединений, выберите формулы оксидов неметаллов и выпишите соответствующие им буквы – из которых, затем составьте название острова.

СаО

Ш

H2SO3

Д

Mg

Л

CO

Р

HNO2

И

AgNO3

Б

Н2СО3

Р

Al

О

KClО3

Р

MgО

И

BaO

В

SO3

В

Сu

К

PbS

К

Cl2O7

И

HNO3

Л

HCl

Ц

CuSO4

Р

BaCl2

А

N2O5

П

Na2O

Т

Р2О5

Т

KCl

П

NO

К

CO2

С

FeO

А

H2S

И

HgS

И

H2O

О

CaCO3

О

CuO

Т

H2SO4

И

Na

Б

K

А

FeCl3

Р

N2O

А

Ответ: остров Спиртовка.

Пока капитаны команд выполняют задание, команды. Разгадайте ребус, в котором зашифрованы названия хим.элементов. кто первый справиться с заданием, тот получает жетон.

 

1 Ведущий: Итак, капитаны определили, на каком острове спрятан философский камень. Но,чтобы добраться до него, как вы видите по карте командам необходимо пересечь «море знаний», а для этого нужен корабль. Но, где нам взять его?
2
Ведущий: А я подскажу, нужно позвонить какому-нибудь «морскому волку».Объявляется следующий конкурс «Позвони, мне позвони». За правильный номер телефона команда получает «сундук со знаниями».

2. Конкурс «Позвони, мне позвони»

Номер телефона – формулы солей образованные одноосновными кислотами.

8 – AgNO3
6 – K
2SO4
1 – MgCO
3
9 – CaCl
2
0 – NaBr

4 – HgS
6 – AgI
8 – K
2S
9 – KNO
2
1 – CuSO
4

6 – CaF2
7 – NaCl
3 – Ca
3(PO4)2
6 – CuCl
2
5 – CaCO
3

0 – Na2SO4
4 – KClО
3 
2 – BaSO
4
3 – Ca(NO
3)2
9 – FeCl
3

Ответ: 89069676439.

Ведущий: А пока команды судорожно ищут телефон капитана корабля мы с вами, дорогие зрители можем помочь команде, за которую болеем,отгадав химические загадки. За каждую правильно отгаданную загадку ваша команда получает жетон.

3. Конкурс болельщиков:  Загадки (Приложение 2)

Ведущий: Теперь у вас всё есть для того чтобы отправиться в увлекательное путешествие.Вперед, по морю знаний!

И наконец-то мы видим остров!Но куда нам идти? Где искать «философский камень»?

На сцену под музыку выходит абориген с несколькими картами в руках.

Абориген: Я вам помогу, если вы потом поделитесь со мной? Эти карты мне достались от великого доктора алхимии Магнуса, но так как я не знаю химии я не смог выбрать настоящую карту. Я знаю только, что на правильной карте с обратной стороны зашифрована фамилия великого русского химика.

5. Конкурс «Правильный маршрут»

Распределите вещества, формулы которых приведены в таблице по классам. Из букв,соответствующих правильным ответам, получите фамилию великого русского химика. (Приложение4).

Ведущий: А теперь, всё зависит от ваших знаний и внимания. Перед вами карта острова с вашим маршрутом, правильный ответ разрешает вам продвинуться вперед на одну милю и получить то зачем вы пришли. За правильный ответ команда получает «сундук со знанием». Вперед!

6. Конкурс «Кто быстрее?»

На карте нанесена шкала из 11 отрезков, каждый отрезок соответствует одной миле.

Вопросы «Кто быстрее?»

  1. Сложные вещества, состоящие из двух химических элементов, один из которых кислород со степенью окисления 2 –. Это ... (оксиды).
  2. Сложные вещества, состоящие из ионов металлов и связанных с ними одного или нескольких гидроксид-ионов. Это ... (основания).
  3. Сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотных остатков. Это ... (кислоты). 
  4. Сложные вещества, состоящие из ионов металлов и кислотных остатков. Это ... (соли)
  5. Можно ли использовать фенолфталеин для обнаружения кислот? (Нет, т.к. фенолфталеин в кислой среде бесцветный).
  6. Окраска лакмуса в щелочной среде? (Синяя). 
  7. Чему равны заряды кислотных остатков двухосновных кислот? (2–) 
  8. Какие кислоты в свободном виде не существуют, т.к. они легко разлагаются на воду и соответствующий оксид? (Угольная и сернистая кислоты).
  9. Дайте название соли К2SО3 и назовите соответствующую ей кислоту. (Сульфит калия, сернистая кислота).
  10. Самое распространенное и самое необходимое вещество на нашей планете. Почти три четверти поверхности земного шара покрыты ею. (Вода).
  11. Реакции с помощью которых распознают определенные химические вещества, называются … (Качественными).
  12. Водородные соединения элементов? (Гидриды).
  13. Назовите формулу угарного газа. (СО).
  14. К какому классу неорганических соединений относится сероводород? (кислоты).
  15. Оксид железа – это щелочь? (Нет).
  16. Кислоты являются только жидкими веществами? (Нет).
  17. При растворении кислот, нужно вливать воду в кислоту, так ли это? (Нет, наоборот).
  18. Как должен располагаться сосуд для собирания углекислого газа? (Вверх горлышком, т.к. он почти в 1,5 раза тяжелее воздуха).
  19. Диоксид углерода и углекислый газ – это одно и то же вещество? (Да).
  20. Этот оксид «гасят». (СаО).
  21. Эта соль используется при приготовлении пищи и консервировании. (Хлорид натрия или поваренная соль).

22. Бинарные соединения фтора? (Фториды).

 Ведущий: Вот здесь вам и пригодились жетоны. Та команда у которой их больше продвигается на 1 милю вперед!

(Звучат фанфары)

Ведущий: Вот она, заветная цель, вот сундук и в нём «философский камень»!

На сцену выносится сундук, в котором лежит приз для победителя, и камень на котором написано:

«И преграды нас не остановят!
Новые миры к себе манят,
Нам оставить след в науке стоит
И внести в открытия свой вклад!»

Награждение команд.

Третий ведущий:
Без химии жизни, поверьте, нет,
Без химии стал бы тусклым весь свет.
С химией ездим, живем и летаем,
В разных точках Земли обитаем,
Чистим, стираем, пятна выводим,
Едим, спим, и с прическами ходим.
Химией лечимся, клеим и шьем
С химией мы бок обок живем!
Так что вы без нее пропадете,
Если значение ее не поймете!

А чтобы больше и лучше все знать,
Надо химию учить и понять.

Конкурс «Загадки»

  1. Он повсюду и везде:
    В камне, воздухе, воде,
    Он и в утренней росе,
    И в небес голубизне
    (кислород).
  2. Что видно, когда ничего не видно? (туман)
  3. Я самый мягкий элемент,
    В природе без меня ни шагу.
    И с кислородом я в момент
    Даю живительную влагу (
    водород).
  4. В минеральной воде я бурлю,
    В топочном газе летаю,
    Растениям пользу несу,
    Пожар затухать заставляю (
    СО2)
  5. Угадать меня легко,
    Из двух животных я составлен,
    А в целом – сильный яд,
    Зовут меня…(
    мышьяк).
  6. кислота тепла боится, быстро в воду превратится. (угольная кислота)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          
  7. молоко не скисло, на стене повисло. (известковое молоко)
  8. природной соли маленький кусок отвечать урок помог. (мел)

Сказка о серной кислоте.

В химическом царстве, великом государстве Кислот в городе Двухосновных жила-поживала юная принцесса Серная, красавица и умница. Пришло ей время замуж выходить.

Жалко было королю – отцу Водороду – отпускать дочь в другие островные царства. Вот и придумал он трудные испытания для принцев иноземных, чтобы любовь была с взгляда первого, видимого и мгновенного.

Много красавцев съехалось в палаты королевские: королевич от оксидов основных – Оксид Магниевич, от оснований, едких щелочей – Гидроксид Натриевич… Но покорил своенравную Серную скромный вежливый королевич с острова Солей, сын князя Бария – Барий Хлоридович. Встретились они и поняли, что не прожить им друг без друга.

Дружным пирком да за свадебку. А родились уних сыночек и дочка.И отцы довольны: король Водород – внучкой-малышкой Соляной, а князь Барий – внуком Барием Сульфатовичем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выпускной бал "Космический круиз" в 9 классе коррекционной школы интернт 8 вида

Выпускной бал - это всегда волнующий праздний не только для нас воспитателей, но и для родителей наших учащихся и конечно же, самих выпускников. Вашему вниманию предлагаю  необычный сценарий праз...

Внеклассное мероприятие «Физико-географический круиз»

Внеклассное мероприятие: игра «Физико-географический круиз» разработано для обучающихся 8 класса. Его можно провести в рамках недели географии (физики), или  на итоговом уроке в конце года.И...

Внеклассное мероприятие "Географический круиз" (6 класс)

Внеклассное мероприятие "Географический круиз"...

Внеклассное мероприятие по географии "Географический круиз"

Внеклассное мероприятие "Географический круиз" проводится во время предметной недели географии.Способствует привитию интереса к урокам географии....

Внеклассное мероприятие для детей с ограниченными возможностями здоровья (5-6 классы) «Сельскохозяйственный круиз»

Внеклассное мероприятие для учащихся 5-6 классов с умственной отсталостью по теме: «Сельскохозяйственный круиз» посвящено формированию у детей установки на здоровый образ жизни, на то, что...

Разработка внеклассного мероприятия игра "Географический круиз"

Игра - один из важнейших видов деятельности ребенка, его самовыражения, способ его совершенствования. В процессе игры развиваются внимание, память, воображение, вырабатываются навыки и привычки, ...