классный час "Поговорим о питании"
классный час (7 класс) по теме
Цель: Формирование навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни.
Задачи:
1.Дать представление об основных группах питательных веществ – белках, жирах, углеводах и витаминах, минеральных веществах, функциях этих веществ в организме;
2.Развивать и формировать правила правильного питания; заинтересовать учащихся изучением вопросов здоровья; формировать умение выбирать полезные продукты питания.
3.Воспитывать стремление бережного отношения к своему здоровью и важности правильного питания как составной части сохранения и укрепления здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 116.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час
Тема: « Поговорим о питании».
Цель: Формирование навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни.
Задачи:
1.Дать представление об основных группах питательных веществ – белках, жирах, углеводах и витаминах, минеральных веществах, функциях этих веществ в организме;
2.Развивать и формировать правила правильного питания; заинтересовать учащихся изучением вопросов здоровья; формировать умение выбирать полезные продукты питания.
3.Воспитывать стремление бережного отношения к своему здоровью и важности правильного питания как составной части сохранения и укрепления здоровья.
Прогнозируемый результат: учащиеся смогут сделать выбор – правильное питание.
Форма проведения: работа в группах.
Средства обучения:
- наглядные пособия,
- научные данные о правильном питании.
- Презентация
- 3 ватмана
- маркеры -3 цвета
Использование Интернет-ресурсов (Источник http://www.molomo.ru) и ТКМ
Список литературы:
Разговор о правильном питании. Рабочая тетрадь для школьников./М. Безруких, Т. Филиппова.- М. : ОЛМА Медиа Групп, 2009.- 71 с.
Разговор о правильном питании . Методическое пособие для учителя./ М. М. Безруких, Т. А. Филиппова, А. Г. Макеева.- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009.- 75 с
Формула правильного питания . Рабочая тетрадь для школьников./ М. М. Безруких, Т. А. Филиппова, А. Г. Макеева.- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007.- 78 с.- Завуч начальной школы. Научно- практический журнал./Гл. редактор журнала Лизинский В. М.
Ход классного часа
- Организационный момент: сообщение темы классного часа и порядка работы.
- Мотивационный момент: ТКМ
- Целеполагание: обеспечить принятие цели классного часа учащимися.
- Основная часть занятия: знакомство с правильным рациональным режимом питания.
- Рефлексия: прогнозирование здоровья учащихся в зависимости от качества питания.
I.Вводная часть.
1.Составление кластера «Здоровье».
-Сегодня мы будем говорить с вами о нашем здоровье и для начала я предлагаю вам, каждой команде, на листе ватмана (его I части) записать слова-ассоциации «Здоровье». (В течение 3-5мин составляют кластер, затем команды обмениваются между собой листами и дополняют теми словами, какие ещё не записаны, листы ватмана должны вернуться к первоначальным группам).
2.Творческая работа
-Молодцы, а теперь во II части ватмана запишите пословицу на тему «Здоровье», можно четверостишие, можно строчку из песни, можно сочинить самим.(7-10 мин).
Выберите фотографию человека в качестве модели своего будущего. (Варианты фотографий: успешные красивые сильные молодые люди, молодые родители с детьми, а также больные, немощные, бедные, одинокие.)
3.Синквей
-Молодцы, а теперь составьте Синквей (5-7 мин.)
4. Защита команд.
-Спасибо! А теперь посмотрим, что у нас получилось, анализируем свою работу, что знали, что узнали. (Защита команды-5 мин.)
II.Основная часть.
2.-Я обращаю ваше внимание на кластер, выделите все слова, которые относятся к питанию (называют)
-Что бы вам хотелось сегодня более подробнее рассмотреть и о чем поговорить? ( О питании)
Правильное питание — это очень важная составляющая нашего здоровья. Люди зачастую болеют самыми разными заболеваниями и считают, что причина этого в чём угодно: в экологии, наследственности, отсутствии физических нагрузок, и т. д. И они абсолютно правы. Между тем большинство заболеваний происходит всё-таки из-за того, что у них неправильный рацион питания. Многие люди в огромном количестве кушают острые блюда, жареные, солёные, едят чипсы, пьют газированные напитки, пиво и др. В результате – проблемы с почками, печенью, сердцем, язва желудка, гастрит, лишний вес, холецистит, больные суставы, атеросклероз, гипертония и многое другое. Вообще, правильное питание в зависимости от возраста требует определённого режима питания, то есть распределения приёма пищи в течение всего дня, а также соблюдение нужной температуры конкретного продукта, и др. Необходимо оптимальное соотношение в пище белков, жиров и углеводов, витаминов и микроэлементов.
-Знаете ли вы, что такое белки, жиры, углеводы? (Ответы учащихся)
Презентация. «Прежде чем за стол мне сесть, я подумаю, что съесть» 1слайд
УГЛЕВОДЫ - это питательные вещества, которые составляют большую часть рациона питания и являются основным источником энергии для организма.
Углеводы сложные | Углеводы простые. |
содержатся в хлебобулочных изделиях, злаках, крупах, крахмале. | содержатся в сахаре, фруктах, овощах |
2.слайд
БЕЛКИ – это сложные вещества, которые нужны организму человека для построения новых клеток, для работы мышц и для дыхания (именно белки разносят по всему телу кислород, который мы вдыхаем). Белки защищают наш организм от инфекции и помогают регулировать работу многих органов. Вот почему так важно, чтобы с пищей мы получали достаточное количество белка. Особое значение это имеет в период интенсивного роста человека
Белки растительного происхождения | Белки животного происхождения |
фасоль, горох, соя, овсяная и гречневая крупы, рис, хлеб, картофель, | молоко, мясо, рыба, яйца, творог, сыр, кисломолочные продукты |
3. слайд
ЖИРЫ. Они относятся к основным питательным веществам и являются обязательной частью нашего рационального питания. Жиры – источник длительной энергии. Совсем отказываться от жиров нельзя, так как существует витамины, которые растворяются и усваиваются только в жировой среде, они необходимы для хорошего зрения и для работы нервной системы.
Жиры растительного происхождения | Жиры животного происхождения |
(кукурузное, оливковое, подсолнечное масло и др. | рыбий жир, майонез, сливочное масло,сметана |
Таблица 1. Рекомендуемые нормы потребления жиров, белков и углеводов в день
Возраст (годы) | Энергетическая ценность, Ккал | Белки, г | Жиры, г | Углеводы,г | ||
всего | Животного происхождения | всего | Животного происхождения | |||
7-10 | 2300 | 79 | 47 | 79 | 16 | 315 |
11-13, мальчики | 2700 | 93 | 56 | 93 | 19 | 370 |
11-13, девочки | 2450 | 85 | 51 | 85 | 17 | 340 |
14-17, юноши | 2900 | 100 | 60 | 100 | 20 | 400 |
14-17, девушки | 2600 | 90 | 54 | 90 | 18 | 360 |
- Здоровье подростка – основа здоровья взрослой жизни, т.к. растут и развиваются все органы и системы организма. Питание должно быть сбалансированным по белкам, жирам, углеводам, витаминам и минеральным веществам. Иначе – полнота, нарушение развития мозга, костей, мышц, других органов, нарушение иммунитета, трудности в обучении.
4 слайд
Ягоды, фрукты и овощи – это кладовая витаминов и других полезных веществ.
Витамины.
Никогда не унываю, и улыбка на лице,
Потому что принимаю витамины А, В, С.
-А можете ли вы рассказать о пользе витаминов?
Витамины чрезвычайно важны для правильного течения обменных процессов, в том числе усвоения пищевых веществ, роста и восстановления клеток и тканей организма. Поступая в организм в небольших количествах, витамины участвуют в обмене веществ и регулируют многие физиологические и биохимические реакции. Большинство витаминов не синтезируется в организме, а доставляются с продуктами растительного и животного происхождения.
У детей, не получающих достаточного количества витаминов, развивается гиповитаминоз, имеющий следующие симптомы: ухудшение самочувствия, быстрая утомляемость, снижение работоспособности, защитных сил организма. Длительное и полное отсутствие какого-либо витамина в пище приводит к тяжёлым заболеваниям –авитаминозу.
Стихи Л. Зильберга
Витамин А- очень важен для зрения.
Помни истину простую-
Лучше видит только тот,
Кто жует морковь сырую
Или сок морковный пьет.
Витамин В -способствует хорошей работе сердца.
Очень важно спозаранку
есть за завтраком овсянку.
Черный хлеб полезен нам
и не только по утрам.
Витамин Д- способствует укреплению тканей всего тела. Он содержится в рыбе, в рыбьем жире.
Рыбий жир всего полезней,
Хоть противный - надо пить.
Он спасает от болезней.
Без болезней лучше жить.
Витамин С- укрепляет организм, и человек меньше подвергается простудным заболеваниям.
От простуды и ангины
Помогают апельсины,
Ну а лучше съесть лимон,
Хоть и очень кислый он.
Вывод: Эти стихи не шутка, а правда. Если человек знает целебные свойства растений, то ему не нужна аптека. С помощью рационально подобранных продуктов питания можно предупреждать любые болезни, погасить только что начавшееся заболевание.
- Если кто – то простудился,
Голова болит, живот.
Значит, надо подлечиться,
Значит, в путь - на огород.
С грядки мы возьмём микстуру,
За таблеткой сходим в сад,
Быстро вылечим простуду.
Снова будешь жизни рад.
Прекрасными поставщиками витаминов зимой является квашеная капуста, морковь, орехи, морская капуста.
5 слайд.
Викторина.
1.Очень вкусные плоды и полезны они: много жира, витаминов, как питательны они! Ядра ели в шоколадке, скорлупа – краситель яркий. Угадай – ка поскорей: что за плод мы рвём с ветвей?
( Орех. В орехе витамина «С» в 50 раз больше, чем в цитрусовых – лимоне, апельсине.)
2.Овощ этот очень крут? Убивает всех вокруг. Помогут фитонциды от оспы и чумы. И вылечить простуду им тоже сможем мы.
(Лук, от насморка – сок с сахаром и маслом, от кашля – сок с мёдом и сахаром)
3.Эти резвые листочки лечат сердечко и почки. Улучшают аппетит, боль прогонят, где болит. Быстро смывают веснушки и лысины нет на макушке. (Петрушка)
4.В бордовых корнеплодах лекарство от запоров. Давление понижает и кровь оздоровляет. Салат – от ожиренья, а сок – от воспаленья. (свекла)
5.Этот плод – аптека наша, из него полезна каша. Семечки – деликатес, и глистам – противовес. Диетическое блюдо – от болезней всех, как чудо! (тыква)
6.Листья – будто кружева, украшенье для стола. Повышает аппетит, придают здоровый вид. Круглый год лечение и всё от воспаления. (Укроп)
7.Форма семян – будто органы тела. Издавна знахари знали всё это. Это – источник белка для спортсмена. Это – лекарство для органов тела. Лечат и печень, и почки. Гладкими будут и щёчки. От диабета спасенье, И для толстушек леченье. (Фасоль)
8.Эти вкусные плоды всем знакомы с древности. Все, кто ели, не болели, зубы белые блестели, малокровие, ожирение побеждают без сомнения. Есть варенье, сок, пюре и аптека во дворе. (Плоды яблони)
Здоровый образ жизни – это не только зарядка, закаливание, занятие спортом, а еще питание, потому что «мы – это то, что мы едим». Эта поговорка кратко отражает суть проблемы. Клетки нашего организма образуются из питательных веществ, полученных с пищей.
Если пища содержит все необходимые нашему организму вещества, то человек всегда будет здоров. Недостаток в пище витаминов и минеральных веществ восполнить могут только овощи и фрукты.
6.слайд
Минеральные вещества
Минеральные вещества необходимые для нормального роста и развития костей, мышц, кроветворения, деятельности нервной системы
Минеральные вещества важные для детского организма | Польза для организма | Дефицит минеральных веществ |
Кальций Злаковые, молочные продукты | Участвует в образовании костей и зубов, необходим для нормальной деятельности нервной, эндокринной и мышечной систем. Суточная потребность организма ребёнка в кальции составляет 1100мг | Дефицит кальция вызывает изменения в деятельности нервной системы, кариес зубов, в тяжёлых случаях – повышенную ломкость костей. |
Фосфор Наиболее богаты фосфором продукты моря, яичный желток, мясо, хлеб, сыр, овсяные хлопья и гречневая крупа. | Необходим для развития костной системы, участвует в обмене белков, жиров, углеводов. Суточная потребность организма ребёнка в фосфоре – 1650мг. | Фосфор входит в состав зубной эмали, важен в период интенсивного роста костной ткани. |
Железо Много железа в яичном желтке, мясе, рыбе, крупах (овсяной, перловой, гречневой | Это основная часть гемоглобина крови, переносящего кислород к клеткам и тканям; участвует в окислительно – восстановительных процессах, особенно интенсивных в детском возрасте.. | Дефицит может привести к утомлению, ухудшению способности к обучению; ослаблению иммунитета, потери физической силы и выносливости. |
Магний Лесные орехи, какао, соя, фасоль, | Медь участвует во всех иммунных процессах организма. | Дефицит магния может привести к преждевременному старению мозга, головокружению, потере равновесия |
7 слайд.
Анкета.
-Правильно ли вы питаетесь? Попробуем узнать о себе, а для этого мы проведем анкетирование.
1.Употребляете ли вы в пищу свеклу, морковь, капусту?
А) всегда, круглый год – 5 баллов.
Б) Иногда, когда заставляют – 2 балла.
В) Никогда – 0 баллов.
2.Сколько раз в день вы едите?
А) 4 -6 раз – 5 баллов.
Б) 3 раза – 3 балла.
В) 2 раза -0 баллов.
3.Вы употребляете в пищу овощи и фрукты?
А) ежедневно, несколько раз -5 баллов.
Б) 2-3 раза в неделю – 3 балла.
В) очень редко – 1 балл.
Г) никогда – 0 баллов.
4.Когда и что вы едите на ночь?
А) мясо с гарниром в 9 часов – 1 балл.
Б) Кашу молочную в 9 часов – 2 балла.
В) Стакан кефира или молока в 9 часов – 5 баллов.
Г) Ем когда захочу и что захочу до 11 часов – 0 баллов.
5. Употребляете ли вы в пищу лук, чеснок, петрушку, укроп?
А) иногда петрушку и укроп в супе, салате – 1 балл.
Б) лук и чеснок не ем никогда – 0 баллов.
В) всё это употребляю ежедневно в небольшом количестве – 5 баллов.
Г) ем иногда, или когда заставляют – 2 балла.
Ответы:
Если вы набрали 13 – 15 баллов,
вы достаточно употребляете в пищу овощей и фруктов, у вас правильный режим питания.
Если вы набрали 9 -12 баллов,
это означает, что вы не занимаетесь своим здоровьем, едите, когда и что придётся. Но у вас дома об этом заботится кто – то другой, так что вы достаточно правильно питаетесь.
0 – 9 баллов.
Вам нужно задуматься о своём питании, как о режиме дня, так и о рационе. Чем быстрее вы этим займётесь, тем лучше будет ваше здоровье.
8 слайд
Продукты, которые очень вредны для нашего организма
Вредные вещества | Опасность | Содержатся |
ГЛЮТАМАТОМ НАТРИЯ - усилитель вкуса | вызывает аппетит и заставляет нас переедать даже тогда, когда мы не голодны! И откладывать лишний запас энергии в ЖИР! | Приправы |
АСПАРТАМ- подсластитель | соответствует 8 кускам сахара на 1 стакан! | Газированная вода |
Е211, Е330 | канцерогены | В составе газированных напитков, майонезах |
Е102, Е110, Е124 | нарушают пищеварение. | В леденцах |
Е407 | нарушает пищеварение. | Шоколадные плитки, мороженое |
Е627 | вызывает рак. | В чипсах |
Е320 | Повышает холестерин | В жевательной резинке |
Вывод: "Пусть пища будет вашим главным лекарством".( Гиппократ)
- И так мы с вами знаем, что человеку необходимы белки, жиры, углеводы и витамины, а также минеральные вещества. Для того чтобы еда пошла в прок, необходимо соблюдать правила питания:
9 слайд
Правила питания:
1.Необходимо воспитывать привычку есть медленно, хорошо пережёвывая пищу.
2.Во время еды нельзя читать и заниматься каким-либо другим делом.
3.Ребёнку дошкольного возраста необходимо 5 - разовое питание в течение дня, а школьнику - 4 – разовое.
4.Нужно стараться есть разнообразную пищу, чтобы организм получал все необходимые ему питательные вещества.
5.Булочек и сладостей надо есть поменьше, особенно если имеешь склонность к полноте. В этой пище много углеводов, излишки которых организм превращает в жир и запасает под кожей.
6.Не надо есть много жареного, копченого, соленого, острого. Такая пища может быть очень вкусной, но не очень полезной и даже вредной.
7.Пища не должна быть очень горячей, обжигающей или очень холодной.
8.Нужно стараться есть в одно и то же время. Организм как бы привыкает к определенному режиму, и тогда пища лучше усваивается.
9.Утром перед школой надо обязательно завтракать. Некоторые ребят по утрам так спешат, что вместо завтрака проглатывают что- то на ходу, а то и вовсе ничего не едят. А потом на уроках у них болит голова, теряется внимание, уменьшается работоспособность.
10.Ужинать нужно не позже, чем за 2 часа до сна. Наедаться прямо перед сном очень вредно.
10 слайд
Человеку нужно есть.
Чтобы встать и чтобы сесть,
Чтоб расти и развиваться,
Чтобы прыгать, кувыркаться,
Песни петь, дружить, смеяться,
Чтоб расти и развиваться
И при этом не болеть,
Нужно правильно питаться
С самых юных лет уметь.
Таблица Режим питания школьника (1-я смена)
Время | Приём пищи | Продукты | Вес/кол-во |
| завтрак | ||
| обед | ||
| ужин |
По предложениям ребят составляется самый удобный режим питания. При этом на доске заполняется общая таблица(завтрак в 7.30, обед в 14.30, ужин в 18.00), а дети заполняют индивидуальные бланки. В третьем столбике таблицы записываются, продукты, которые школьники употребляют обычно: и любимые, и те, что предлагаются родителями или в школе. Проводится обсуждение выбранных блюд с точки зрения их пользы.
После этого подводится итог, почему следует выбирать горячее полноценное питание. ( Холодный климат, в котором мы живём, требует горячей мясной объёмной пищи.) И почему раз в день обязательно надо есть горячий суп.(Жидкая горячая пища – праздник для желудка, ведь регулярная перегрузка желудка тяжёлой сухой пищей вызовет преждевременные болезни желудочно-кишечного тракта). После работы по составлению индивидуального режима питания ребята обсуждают в группах, какие рекомендации своим родителям по организации питания они хотели бы дать. Представители групп читают предложения вслух.
III.Заключительная часть
Прогноз оценки здоровья учащихся к 18-летию
Составляем прогноз оценки здоровья учащихся к 18-летию. Для этого к оценкам “5”, “4”, “3”, “2” подбираются карточки с характеристикой питания и карточки с прогнозом успехов в жизни. (Каждая группа получает комплект карточек.)
“5” | Горячее питание по режиму с соблюдением разнообразного меню | Успешное преодоление жизненных трудностей (отличная учёба, хорошая работа, счастливая семья) |
“4” | Горячее питание нерегулярное, вместо обеда – “перекус”. | Возможны проблемы со здоровьем в трудных жизненных ситуациях в самый неподходящий момент. |
“3” | Питание без режима, однообразное. | Болезни не только желудочно-кишечного тракта, но и других систем. Ограничения в выборе профессии. |
“2” | Питание всухомятку, вместо еды – лакомство. | Нет способностей к учёбе, невозможно получить хорошую работу, родить здоровых детей. |
- Как вы думаете, какой из полученных вариантов подходит для достижения поставленной в начале урока цели?
Рефлексия. Поаплодируйте, кто считает, что занятие было интересным и полезным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Здоровое питание"
Классный час "Здоровое питание" в 10 классе посвящен ознакомлению учащихся с правилами рационального питания, что сегодня касается каждого и является современной проблемой человека 21 века....
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/28/picture-89656-1435491306.jpg)
Классный час: «Безопасное питание»
Нашла интересный материал в интенете, адаптировала под своих учеников, сделала презентацию - получился интересный классный час. Презентацию к классному часу можно найти на моем блоге по ссылке: ...
Классный час "Рациональное питание"
Классный час о здоровом образе жизни. Чтобы сохранить своё здоровье, надо правильно питаться. Даны принципы рационального питания....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/02/picture-135834-1351865499.jpg)
Классный час "Здоровое питание"
Данный классный час способствует формированию здорового образа жизни посредством правильного питания...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/04/picture-72284-1423052433.jpg)
классный час.Здоровое питание.
На примере игр и викторин мы говорили с ребятами о здоровом питании. Ребятам понравилось....