кружок "Комнатное цветоводство"
календарно-тематическое планирование по теме

Спесивцева Ольга Анатольевна

Программа «Комнатное цветоводство» адаптирована к реализации в системе дополнительного образования с учетом интересов учащихся 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_pdo_spesivceva_komnat_cvetovodstvo_.docx93.01 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3

Принято решением педсовета №01                                                       У Т В Е Р Ж Д А Ю

 от 30 августа 2007                                                          Директор МОУ СОШ №3

Л.А.Арзамазова

 ПРОГРАММА

для учащихся 10 – 15 лет,

 3 года обучения

Составитель:

Спесивцева Ольга Анатольевна,

педагог дополнительного образования

684093 Камчатский край г. Вилючинск ул. Крашенинникова д. 30 а

тел/ факс (8-415-35)-2-38-08

2007 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                                                 Природа так обо всем позаботилась,

 что повсюду ты находишь чему учиться.

(Леонардо да Винчи)

Человек всегда интуитивно помнит о своей сопричастности всему живому на этой планете. Одни испытывают необычайную тягу к земле и с ранней весны до поздней осени с увлечением что-то сажают, поливают, пропалывают на садовом участке, который становится им вторым домом. Другие  предпочитают ввести природу прямо к себе в квартиру, с трепетом и заботой ухаживая за ней, чтобы в конечном итоге иметь возможность любоваться её бесценными дарами - красивыми растениями - ежедневно, независимо от времени года.

Создавая кружок, хотелось привить моим ученикам любовь и бережное отношение к растениям, научить их окружать себя красотой и жить в гармонии с внешним миром, воспитать экологически грамотного, неравнодушного к проблемам окружающей среды и собственного здоровья человека

Актуальность и педагогическая целесообразность программы в том, что кроме развивающих, обучающих и воспитательных задач, она направлена на решение еще одной немаловажной проблемы – здоровьесбережение учащихся.

В основу программы положен концентрический подход в построении материала.

Образовательная программа «Комнатное цветоводство» адаптирована к реализации в системе дополнительного образования с учетом интересов учащихся и материально-технической базы школы. Реализуется в кружке «Комнатное цветоводство» МОУ СОШ №3 г. Вилючинска. Представляет единый курс и включает в себя три уровня обучения, продолжительностью три года:

первый (подготовительный) уровень – рассчитан на учащихся 10-11 лет,

второй уровень –12-13 лет;

третий уровень –14-15 лет.

В программе предусматривается следующее количество учебных часов:

1 год – 2 час в неделю, 68 часов в год;

2 год – 2 час в неделю, 68 часов в год;

3 год – 2 час в неделю, 68 часов в год;

Занятия проводятся в группе, при необходимости (подготовка к конкурсам, проведение научно - исследовательских работ) – индивидуально.

Образовательная программа направлена на изучение основ ботаники и цветоводства; способствует формированию агротехнических умений и навыков; развитию у учащихся ключевых компетенций, коммуникативности, повышению собственной самооценки.

Направленность программы на взаимодействие разных видов деятельности дает ребёнку возможность получать более глубокие знания, а создание своеобразной среды на занятиях способствует активизации процессов самопознания и саморазвития, направленных на формирование творческой личности. Приобретение комплексных знаний, умений и навыков позволяет обучающимся воплощать ощущения окружающего мира в индивидуальных творческих проектах.

За время работы кружка собрана уникальная коллекция цветочных растений, насчитывающая более сотни сортов и видов, которая успешно культивируется и пополняется. Коллекция представлена в Фитоуголке Средней общеобразовательной школы №3, где проводятся занятия, экскурсии для учащихся и гостей школы. 

По целям и задачам данная программа соответствует эколого-биологическому направлению и дополняет образовательную программу средней школы.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ

Развитие мотивации личности в познании окружающего растительного мира, формирование экологического мышления у детей.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

  1. приобретение и расширение теоретических знаний о комнатных растениях, их биологических особенностях и агротехнике выращивания;
  2. обучение практическим приемам ухода за комнатными растениями;
  3.  обучение основам флористики  и цветочного дизайна;
  4.  обучение работе со специальной литературой;

РАЗВИВАЮЩИЕ:

  1. способствовать развитию любознательности, кругозора учащихся;
  1. развитие умения самостоятельно приобретать, анализировать, усваивать и применять биологические знания;
  2. развитие чувства прекрасного в природе на основе изучения её целостности, гармоничности;
  3. развитие творческих способностей учащихся посредством формирования их познавательных интересов, самостоятельности мышления, подготовка к свободному осознанному выбору направления будущей профессиональной деятельности.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

  1. формирование общей культуры личности ребенка;
  2. воспитание экологически грамотной личности;
  3. воспитание самостоятельности, активности, чувства товарищества, веры в свои силы, увлеченности и успешности;
  4. формирование нравственных, патриотических качеств, уважения к истории и культурному наследию Отечества.

НОВИЗНА ПРОГРАММЫ

         Гибкое сочетание методов развития творческого воображения и эмпатии с элементами здоровьесберегающих технологий с целью улучшения эмоциональной сферы и личностных качеств учащихся.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Для успешной реализации данной программы применяются такие методы и формы, которые помогают сформировать у юннатов устойчивый интерес к данному виду деятельности.

  1. Словесные методы: рассказ, беседа, объяснение, лекции, дискуссия, работа с книгой и другими источниками информации.
  2. Наглядные методы: использование живых объектов и гербарного материала; просмотр фотографий, видеофильмов, схем, плакатов, рисунков.
  3. Практические методы: ролевые игры; изготовление поделок, выполнение рисунков; экскурсии в природу, на выставки, работа по уходу за растениями.
  4. Методы создания положительной мотивации:
  1. Эмоциональные: ситуации успеха, познавательная игра, свободный выбор задания, удовлетворение желания быть значимой личностью.
  2. Волевые: предъявление образовательных требований, формирование ответственного отношения к получению знаний; информирование о прогнозируемых результатах образования.
  3. Социальные: развитие желания быть полезным обществу, знание ситуации взаимопомощи, взаимопроверки и заинтересованности в результатах коллективной работы.
  4. Познавательные: опора на субъективный опыт ребенка, решение творческих задач, создание проблемных ситуаций.

Методы обучения на занятиях характеризуются постепенным переходом от репродуктивных к проблемным и саморазвивающим.

В своей работе использую современные образовательные технологии, направленные на развитие творческих способностей учащихся:

  1. игровые технологии;
  2. создание проблемных ситуаций;
  3. решение творческих задач;
  4. мозговой штурм;
  5. работа в группах, динамических парах;
  6. проведение конференций, практикумов;
  7. организация и проведение выставок.

При реализации программы используются групповая и индивидуальная формы обучения.

СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ

  1. индивидуальные беседы;
  2. анкетирование;
  3. наблюдение;
  4. результативное участие в конкурсах;
  5. заинтересованность учащихся, сохранность контингента.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

  1. Входной (стартовый) контроль.

Тестирование «Что вы знаете о комнатных растениях?»

  1. Промежуточный (текущий) контроль.

Формы текущего контроля:

  1. тесты,
  2. карточки-задания,
  3. лабораторные работы,
  4. практические работы.
  1. Итоговый контроль. 

Формы подведения итогов:

  1. конференции,
  2. защита исследовательских работ и творческих проектов,
  3. экскурсии,
  4. выставки,
  5. викторины,
  6. праздники.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА.

Занятия проводятся в фитоуголке на базе СОШ №3 г. Вилючинска. Для реализации данной программы используется необходимая материально-техническая база, включающая

1. Методический комплекс: информационный материал; рефераты по темам программ; инструкционные карты; методические разработки занятий; методические указания и рекомендации к практическим занятиям.

2. Материалы для контроля и определения результативности занятий: тесты, систематизирующие и обобщающие таблицы; схемы и алгоритмы заданий, деловые и развивающие игры.

3. Развивающие и диагностирующие процедуры: тесты, диагностические и психологические игры, кроссворды.

4. Дидактические материалы: демонстрационные и раздаточные.

5. Зрительный ряд: видеофильмы, репродукции, журналы, фотоальбомы.

6. Литературный ряд: стихи, легенды, цитаты.

7. Музыкальный ряд: подбор мелодий, соответствующих темам занятий и способствующих созданию и поддержанию способностей и творческой атмосферы.

8. Техническое и материальное оснащение: компьютер с выходом в интернет; проектор; телевизор и видеооборудование; садовый инструмент для работы в фитоуголке.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НОРМ И ПРАВИЛ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ

  1. тщательная влажная уборка помещения;
  2. проветривание;
  3. соблюдение режима обучения и перерывов;
  4. проведение занятий по технике безопасности.

Программа рассмотрена на заседании методического объединения учителей естественных наук МОУ СОШ №3 (протокол №1 от 09.09.2007 года) и утверждена директором школы.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Первый год обучения

Тема

Общее

количество часов

В том числе

теоретические

практические

  1. Вводное занятие

2

1

1

  1. Комнатные растения и их роль в жизни человека

8

4

4

  1. Особенности строения и жизнедеятельности растений разных экологических групп

20

14

6

  1. Определение комнатных растений

8

2

6

  1. Работа в фитоуголке по сохранению и обогащению коллекции растений

10

2

8

  1. Подведение итогов

2

2

  1. Культурно - досуговая деятельность

18

18

ИТОГО ЗА ГОД

68

23

45

Второй год обучения

  1. Вводное занятие

2

1

1

  1. Комнатные растения и их роль в жизни человека

6

3

3

  1. Особенности строения и жизнедеятельности растений.

8

4

4

  1. Питание растений.

6

3

3

  1. Размножение растений

14

6

8

  1. Экологические группы растений и особенности их выращивания в комнатных условиях.

10

4

6

  1. Определение комнатных растений

8

2

6

  1. Исследовательская деятельность. Подведение итогов работы

4

4

  1. Культурно - досуговая деятельность

10

10

ИТОГО ЗА ГОД

68

23

45

Третий год обучения

  1. Вводное занятие

2

1

1

  1. Комнатные растения в жизни человека

6+4

2

4

  1. Проблемы, возникающие при выращивании растений, и их решение.

14+2

4

10

  1. Вредители и болезни комнатных растений.

16+4

6

10

  1. Растения в интерьере

20+4

8

12

  1. Проектная деятельность. Подведение итогов работы

4+4

4

  1. Культурно - досуговая деятельность

6+10

6

ИТОГО ЗА ГОД

68+30

21

47

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Первый год обучения

  1. Вводное занятие.

Ознакомление с планом работы кружка. Инструктаж по ТБ. Игра – викторина «В царстве комнатных растений»

Практическая работа. Ознакомительная экскурсия в фитоуголок.

  1. Комнатные растения и их роль в жизни человека.

Происхождение комнатных растений, их многообразие. История комнатного цветоводства, комнатное цветоводство в России. Обычаи и традиции людей разных исторических эпох по отношению к цветам. Комнатные растения и астрология. Декоративная функция растений. Санитарно-гигиеническое значение растений.

Практическая работа. Экскурсия в библиотеку.  Ознакомление и работа с литературными источниками о комнатном цветоводстве. Поиск информации, составление викторины «История комнатных растений». Экскурсия в теплицу ДДТ.

  1. Особенности строения и жизнедеятельности растений

Особенности внешнего строения растений. Жизненные формы. Питание, дыхание растений. Фотосинтез. Почва, земляные смеси. Удобрения. Требования к содержанию комнатных растений. Содержание растений дома. Емкости. Типы емкостей: горшки, кашпо, контейнер. Устойчивость, практичность, цвет, материал  емкостей. Агротехнические приемы при выращивании комнатных растений.

Практическая работа. Конкурс рисунков «Улыбающийся цветок». Зарисовки «внешнее строение растений, их жизненные формы». Постановка опытов: «Состав почвы», «Изучение состава различных земляных смесей», «Подкормка растений», «Пикировка как способ формирования корневой системы», «Обрезка - управление ростом растений», «Дыхание комнатных растений», «Роль воды в жизни растений», «Свет и его влияние на фотосинтез», «Пересадка растений». Уход и наблюдение за растениями фитоуголка. Составление памяток по уходу за растениями.

  1. Определение комнатных растений

Некоторые приемы определения комнатных растений с использованием научно-популярной литературы. Правила составление этикеток и  паспортов растений фитоуголка.

Практическая работа.  Изготовление паспортов комнатных растений.

  1. Работа в фитоуголке по сохранению и обогащению коллекции растений

Особенности размножения растений. Черенкование комнатных растений. Комнатные луковичные растения, их многообразие.

Практическая работа.  Экскурсия в цветочный магазин. Уход и наблюдение за растениями фитоуголка. Размножение растений черенками и луковицами. Подготовка фотовыставки «В мире комнатных растений».

  1. Подведение итогов работы

Выставка работ. Награждение юннатов.

  1. Культурно - досуговая деятельность
  1. Игра – викторина «В царстве комнатных растений»
  2. Праздник «Посвящение в юннаты».
  3. Игра – викторина «История комнатных растений».
  4. Конкурс поделок из природного материала «Цветочные фантазии»
  5. Праздник цветов «Цветы и фольклор»
  6. Акция «Новогодний букет вместо елки» (конкурс новогодних букетов)
  7. Праздник «Путешествие в страну комнатных растений»
  8. Игра «Цветочный светофор»
  9. Фотовыставка «В мире комнатных растений»
  10. Игра - сказка «Улыбающийся цветок». Конкурс рисунков.

Второй год обучения

  1. Вводное занятие.

Ознакомление с планом работы кружка. Инструктаж по ТБ.

Практическая работа.  Экскурсия в природу.

  1. Комнатные растения и их роль в жизни человека

Многообразие комнатных растений. Лекарственные комнатные растения. Ядовитые комнатные растения.

Практическая работа. Работа с литературными источниками о комнатном цветоводстве. Поиск информации в Интернете. Составление памятки «Ядовитые комнатные растения». Подготовка и проведение викторины «Зеленый доктор на подоконнике». Фотовыставка «Лекарственные комнатные растения»

  1. Особенности строения и жизнедеятельности растений

Общие  сведения о строении растений. Основные органы растения: корень, лист, понятие о побеге, строение и функция стебля, цветка. Облик комнатных растений: злаковые, кустистые, растения с прямостоячими стеблями, лианы и ампельные растения, розеточные растения, шаровидные растения.

Практическая работа. Определение формы корневых систем. Типы побегов. Многообразие листьев. Наблюдение отдельных клеток под микроскопом. Работа с определителем, со справочной литературой. Наблюдение за растениями в фитоуголке.

  1. Питание растений

Питание комнатных растений из почвы. Основные питательные вещества для растения. Виды удобрений, их характеристика. Подкормка. Сроки и правила подкормки комнатных растений. Доза удобрения.

Практическая работа. Работа с определителем, со справочником, с коллекцией удобрений. Составление календаря подкормки для комнатных растений. Приготовление растворов для подкормки. Подкормка комнатных цветов. Уход и наблюдение за комнатными растениями.

  1. Размножение растений

Вегетативное размножение комнатных растений. Размножение отводками, отпрысками, усами, детками. Размножение черенками. Деление корней, клубней, корневищ.

Семенное размножение. Значение семенного размножения, его особенности, преимущества, недостатки. Внешнее строение семян. Приемы подготовки семян к посеву: стратификация, скарификация, намачивание, химическая и термическая обработка. Определение всхожести семян.

Споровое размножение.

Практическая работа. Подготовка земли для черенкования. Черенкование комнатных растений. Наблюдение за объектами. Работа с коллекцией семян. Постановка опытов по обработке семян разными методами. Размножение при помощи спор. Наблюдение за объектами. Уход и наблюдение за комнатными растениями. Определение всхожести семян.

  1. Экологические группы растений и особенности их выращивания в комнатных условиях

Растения тропиков. Растения субтропиков. Растения пустынь.

Практическая работа. Работа со справочным материалом, с картой «Природные зоны». Наблюдение и уход за растениями.

  1. Определение комнатных растений

Приемы определения комнатных растений с использованием научно-популярной и  справочной литературы. Правила составление этикеток и  паспортов растений фитоуголка.

Практическая работа. Изготовление паспортов комнатных растений.

  1. Исследовательская деятельность. Подведение итогов работы.

Защита мини-проектов. Награждение участников.

  1. Культурно - досуговая деятельность
  1. Проведение экскурсии в фитоуголок для учащихся начальной школы.
  2. Выставка лекарственных комнатных растений «Наш зеленый доктор».
  3. Игра – викторина «Зеленый доктор на подоконнике»
  4. Фотовыставка «Лекарственные комнатные растения»
  5. Акция «Новогодний букет вместо елки» (конкурс новогодних букетов)
  6. Праздник «Путешествие в страну комнатных растений»
  7. Праздник цветов «Цветы и музыка»
  8. Выставка «Цветы в моей жизни»

Третий год обучения

  1. Вводное занятие.

Ознакомление с планом работы кружка. Инструктаж по ТБ.

Практическая работа. Экскурсия в природу.

  1. Комнатные растения в жизни человека

Многообразие комнатных растений. Легенды и предания о цветах. Цветы и живопись.

Практическая работа. Работа с литературными источниками. Поиск информации в интернете. Фотовыставка «Цветы в фотографиях». Уход и наблюдение за растениями.

  1. Проблемы, возникающие при выращивании растений

Растение – единый организм (особенности жизнедеятельности растений разных экологических групп). Температура, температурный режим, шкала температур. Световой режим: шкала освещенности; естественное и  искусственное освещение. Полив. Правила соблюдения режима полива. Полив из лейки. Метод погружения. Влажность воздуха. Шкала влажности воздуха. Опрыскивание. Группировка. Двойной горшок. Питание растений. Правила подкормки. Покой. Свежий воздух. Внешний вид растений. Мытьё. Полировка. Формовка. Обрезка. Прищипка. Очистка.

Практическая работа. Наблюдение и уход за растениями. Составление памяток по уходу за растениями Работа с различными источниками информации.

  1. Вредители и болезни комнатных растений.

Вредители: ложноножки, щитовки, клещи, тли, трипсы, листовые нематоды, белокрылки, червецы. Болезни: мучнистая и ложная мучнистая роса, корневая гниль, серая гниль, ржавчина, черная ножка, пятнистость листьев. Признаки заболеваний. Неотложная помощь комнатным растениям. « Хирургические» методы лечения корневой гнили. Народные средства для борьбы с болезнями и вредителями. Профилактика заболеваний.

Практическая работа. Работа с определителем, со справочником и другой литературой. Работа с увеличительными приборами. Уход и наблюдение за комнатными растениями. Проект «Борьба с вредителями и болезнями комнатных растений народными средствами»

  1.  Растения в интерьере

Правила размещения растений в помещении. Особенности аранжировки гостиной, ванной комнаты, столовой, прихожей, лестничной площадки, спальни, кухни, балкона.

Комнатные растения для северного окна, для южного окна. Подвесные кашпо. Одиночные растения. Лианы.

Красивоцветущие комнатные растения (зимнее цветение: каланхоэ, розовый жасмин и др;весеннее цветение: спатифиллум, антуриум и др; летнее цветение: гибикус, колокольчик и др., осеннее  цветение: афеландра, олендр и др.)

Составление композиций. Композиция из горшечных растений. Стандартная композиция. Профессиональная композиция. Зеленое окно. Поддон с галькой. Вертикальное расположение. Комнатный садик. Подвесная корзинка. Сложная цветочница. Сад в плошке. Террариум. Сад в бутылке. Сад в аквариуме. Эпифитное дерево.

Бонсаи.

Искусство аранжировки цветов. Икебана.

Практическая работа. Работа с различными источниками информации. Составление календаря цветения комнатных растений. Наблюдение и уход за растениями. Размещение растений в комнате. Подвешивание к потолку. Расположение на полу. Размещение на подставке. Размещение на стене. Составление цветочных композиций.

  1. Подведение итогов работы

Защита проектов. Подведение итогов. Вручение дипломов. Награждение.

  1. Культурно - досуговая деятельность
  1. Проведение экскурсии в фитоуголке для учащихся начальной школы.
  2. Фотовыставка «Цветы в фотографиях».
  3. Акция «Новогодний букет вместо елки» (конкурс новогодних букетов)
  4. Викторина «Комнатные растения на карте мира»
  5. Праздник «Путешествие в страну комнатных растений»
  6. Викторина «Цветочный календарь»
  7. Участие в экологических мероприятиях в рамках школы, города, края.

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ТЕМЫ ДЛЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ (второй и третий годы обучения)

  1. О чем говорят названия растений?
  2. Самые популярные комнатные растения в России.
  3. Растения и астрология.
  4. Ядовитые комнатные растения
  5. Лекарственные комнатные растения
  6. Народные методы борьбы с болезнями и вредителями комнатных растений.
  7. Вегетативное размножение растений.
  8. Размножение луковичных комнатных растений.
  9. Размножение папоротников (вегетативное, споровое. «Живородящие»  папоротники.)
  10. Влияние удобрений на рост и развитие растений.
  11. Эпифитное дерево.
  12. Сад в бутылке.
  13. Как сохранить растения в ваше отсутствие?
  14. Наша зеленая школа.
  15. Оформление помещения при помощи комнатных растений (растения в спальне; растения в детской комнате;  растения в кухне …)

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ, НАВЫКАМ

Учащиеся 1 года обучения

Реализация программы в первый год обучения позволит учащимся

знать:

  1. названия некоторых комнатных растений
  2. биологические и экологические особенности комнатных растений;
  3. условия необходимые для роста и развития растений;
  4. правила безопасности труда и гигиены при работе с горшечными растениями и сельхоз инструментом.

уметь:

  1. определять растения;
  2. наблюдать и ухаживать за комнатными растениями;
  3. размножать комнатные растения черенками и луковицами
  4. использовать отдельные агротехнические методы для выращивания и ухода за комнатными растениями
  5. применять знания на практике;
  6. применять правила безопасности труда;
  7. вырабатывать и отстаивать свою точку зрения.
  8. Учащиеся 2 года обучения

Реализация программы во второй год обучения позволит учащимся

знать:

  1. классификацию комнатных растений
  2. особенности внешнего строения комнатных растений различных экологических групп;
  3. особенности питания растений;
  4. особенности размножения растений;
  5. правила составления проектов;
  6. правила безопасности труда и гигиены при работе с горшечными растениями и сельхоз инструментом.

уметь:

  1. использовать отдельные агротехнические методы для выращивания и ухода за комнатными растениями
  2. подкармливать комнатные растения;
  3. размножать комнатные растения вегетативным способом;
  4. определять растения и составлять их паспорта;
  5. применять знания на практике;
  6. применять правила безопасности труда на практике;
  7. самостоятельно находить информацию в различных источниках (в научной и научно-популярной литературе, периодических изданиях, интернете)
  8. вести исследовательскую работу;
  9. оформлять рефераты, творческие работы и проекты
  10. вырабатывать и отстаивать свою точку зрения.
  11. Учащиеся 3 года обучения

Реализация программы в третий год обучения позволит учащимся

знать:

  1. биологические особенности комнатных растений разных экологических групп;
  2. сезонные условия содержания комнатных растений4
  3. болезни и вредителей, вызывающих заболевания комнатных растений, меры профилактики и способы лечения;
  4. правила размещения растений в помещении;
  5. правила безопасности труда и гигиены при работе с горшечными растениями и сельхоз инструментом.

уметь:

  1. использовать агротехнические методы для выращивания и ухода за комнатными растениями;
  2. применять знания на практике;
  3. определять вредителей и болезни растений;
  4. разрабатывать эскизы цветочно-декоративного оформления помещений;
  5. самостоятельно находить информацию в различных источниках (в научной и научно-популярной литературе, периодических изданиях, интернете)
  6. вести исследовательскую работу;
  7. оформлять рефераты, творческие работы и проекты;
  8. вырабатывать и отстаивать свою точку зрения;
  9. применять правила безопасности труда на практике.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Буданова Г.П., Буйлова Л.В. Дополнительное образование детей: путь к себе, - М.Чистые пруды, 2010
  2. Дмитров Е.Н. Познавательные задачи по ботанике и их решение. – Тула: Арктоус, 1996.
  3. Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. - М., 1984.
  4. Конюшко B.C., Павлюченко С.Е., Чубаро С.В. Методика обучения биологии. -  Минск. Книжный Дом, 2004
  5. Розенштейн А.М. Самостоятельные работы учащихся по биологии. Растения. – М.: Просвещение, 1995.
  6. Симакова Т.А. Диагностические материалы к дополнительной образовательной программе. – Дополнительное образование и воспитание. №12, 2009.
  7.  Соколовский В.Б. Кабинет биологии. Комнатные растения. – Ставрополь: Институт развития образования, 1994.
  8.  Тихонова А.Е., Нащочина М.М. Комнатное цветоводство: содержание и методы работы // Биология в школе. 1995, № 4.

РЕКОМЕНДУЕМЫЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

  1. Домашние цветы / журнал,  - «Толока», 2007 - 2010
  2. Батурицкая Н.В., Френчук Т.Д. Удивительные опыты с растениями. – Минск, «Народная асвета», 1991
  3. Биггэ М. Комнатные растения в интерьере - М. Внешсигма АСТ, 2000
  4. Верзилин Н.М. По следам Робинзона. – М. «Просвещение», 1994
  5. Верзилин Н.М. Путешествие с комнатными растениями. – М. «Педагогика-Пресс», 1995
  6. Головин Б.Н.. О чем говорят названия растений - Ташкент, «Мехнат», 1988
  7. Дятченко Т.И. Растения на балконе и террасе - М. «Эксмо», 2005
  8. Жизнь растений / под ред.Федорова А.А. – М..; Просвещения, 1998.
  9. Клинковская Н.И., Пасечник В.В. Комнатные растения в школе М., Просвещение,1986
  10. Комнатные растения от А до Я. – М.: ОЛМА – ПРЕСС Гранд, 2004.
  11. Комнатные растения. – М.: АСТ: Астрель, 2001.
  12. Кузнецова, В.И. Уроки биологии. 6–7 класс. – М.: Просвещение 1991.
  13. Новейшая энциклопедия комнатных растений. М.: Изд-во Эксмо, 2005
  14. Рейвн П., Эверт Р.,Айкхорн С. Современная ботаника в 2-ух томах, М. «Мир», 1990
  15. Розенштейн А.М. Самостоятельные работы учащихся по биологии. Растения. – М.: Просвещение, 1995.
  16. Тавлинова Г.К. Цветы в комнате и на балконе. Ленинград, 1990
  17. Трайтак Д.И.. Книга для чтения по ботанике: Для учащихся 5-6 кл. М., Просвещение, 1985
  18. Хессайон Д.Г. Все о луковичных растениях. М., «Кладезь-Букс», 1996
  19. Хессайон Д.Г. Все о цветах в вашем саду. М., «Кладезь-Букс», 2002.
  20. Хессайон Д.Г.. Все о комнатных растениях М., «Кладезь-Букс», 2002.
  21. Юхимчук Д.Ф. Комнатное цветоводство - Киев «Урожай», 1977

Интернет-ресурсы

  1. www.flowersweb.info
  2. www.flowers-dom.ru
  3. www.flowers-house.ru
  4. www.about-flowers.org
  5. www.floriculture.ru
  6. www.cactuslove.ru
  7. www.aroid.ru
  8. www.vseopalmah.ru
  9. www.senpolia.ru

                Приложение

ЭФФЕКТИВНОСТЬ И РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ

  1. ДИНАМИКА ПОСЕЩЕНИЯ КРУЖКА

Учебный год

2007 – 2008

2008 – 2009

2009 – 2010

2010 – 2011

Количество человек

15

26

38

45

  1. УЧАСТИЕ В КОНКУРСАХ

Дата конкурса

Наименование конкурса

Результат

2009 год

Краевой конкурс творческих проектов в области информационных технологий для детей и молодежи «Наш 21 век»

Ермакова Катя, дипломант конкурса.

Проект «О чем говорят названия растений?»

2010 год

Городской конкурс «За страницами учебника»

Макаревич Настя, лауреат  конкурса.

Диплом 2 степени

Проект «Дикоросы Камчатки».

2009 год

Краевой экологический смотр-конкурс «Школа природолюбия»

3 место в номинации «Уголок природолюбия»

  1. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ

Диагностика – один из важных разделов комплексной образовательной программы. Для оценки эффективности реализации программы необходима система отслеживания и фиксации результатов работы учащихся.

Цель диагностики – проследить динамику развития и рост мастерства учащихся.

Диагностический контроль дает возможность определить уровень мотивации выбора и устойчивости интереса, воспитанности учащихся, творческих способностей, отношения к трудовой деятельности.

Были выбраны следующие этапы мониторинга:

  1.  Первичный этап
  2. Промежуточный этап
  3. Итоговый этап

Диагностика результативности прослеживалась по следующим показателям:

  1. мотивация выбора и устойчивость интереса;
  2. уровень воспитанности;
  3. уровень творческих способностей;
  4. отношение к трудовой деятельности.

РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

№ п/п

Ф.И.О.

учащихся

Первичный контроль (2007/2008)

Промежуточный контроль(2008/2009)

Итоговый контроль(2009/2010)

Уровень мотивации и интереса

Уровень творческих способностей

Уровень воспитанности

Отношение к трудовой деятельности

Уровень мотивации и интереса

Уровень творческих способностей

Уровень воспитанности

Отношение к трудовой деятельности

Уровень мотивации и интереса

Уровень творческих способностей

Уровень воспитанности

Отношение к трудовой деятельности

Акимова Дарья

Анисимов Никита

Бодалиу Сергей

Грецов Тимофей

Ермакова Катя

Кирова Татьяна

Колос Ксения

Лубашевский Олег

Макаревич Настя

Цезарь Юлия

Черненко О.

Шоткинова Анна

1 – 3 баллов -                                               4 – 7 баллов -                                   8 – 10 баллов

МОУ СОШ №3 г.Вилючинск Камчатский край                Спесивцева О.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Материал к кружку "Цветоводство" Строение декоративных растений. Побег.Лист.Почка

Материал к кружку "Цветоводство". Для учащихся 5-7 классов.  Раздел 2. Тема: "Строение декоративных растений"  "Побег. Виды почек. Лист. Функции листа"Материал можно использовать как для кру...

Конспект урока по трудовому обучению (цветоводство) на тему "Комнатные растения"

Коррекционно-развивающий урок в 4 классе по трудовому обучению "Цветоводство"...

презентация "Цветоводство"

Презентация к комбинированному занятию "Уход за комнатными растениями"...

Урок по технологии "Цветоводство и декоративное садоводство"

Открытый урок по технологии "Цветоводство и декоративное садоводство" по теме:"Однолетние цветковые растения. Бархатцы"...

Дидактический материал по трудовому обучению "Цветоводство и декоративное садоводство" в специальной (коррекционной) школе 8 вида

Дидактический материал по профессионально-трудовому обучению "Цветоводство и декоративное садоводство" в специальной (коррекционной) школе 8 вида...

Календарно-тематическое планирование по цветоводству и декоративному садоводству для учеников VIII вида

Календатно-тематическое планирование разработано по программе специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида. Автор Е.А. Ковалева под редакцией В.В. Воронковой...

Планирование кружка дополнительного образования "Цветоводство с элементами творчества"

Участие обучающихся в реализации этой программы позволяет им получить разносторонние знания о живой природе. Приобретая практические умения и навыки в области ухода за растениями, дети получат в...