Игра-путешествие "Ключ старого леса"
методическая разработка по теме

Никитина Людмила Яковлевна

Методическая разработка воспитательного мероприятия для летнего оздоровительного лагеря, имеющего экологическую направленность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_-_puteshestivie_klyuch_starogo_lesa.docx58.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение-


Полужская  основная


общеобразовательная школа имени Ф.Е.Стрельца


ИНН   3208003574                                  ОГРН 1023201937230


243370, Брянская  область, Выгоничский район, пос. Хутор-Бор,


ул. Луговая, дом 1    Тел. 89051015449     e-mail – poluzje2012@yandex.ru



Игра – путешествие


 


 «Ключ старого леса»


Методическая разработка  воспитательного мероприятия для летнего оздоровительного лагеря, имеющего экологическую направленность

Составлена  творческой группой учителей

высшей квалификационной категории

  1. Никитиной Людмилой Яковлевной,
  2. Чикалиной Татьяной Яковлевной,
  3. Артюховой Валентиной Никифоровной,
  4. Козловой  Любовью Николаевной

2012 – 2013 учебный год

Цель   игры: 

 Формирование у учащихся экологического мировоззрения и экологической культуры поведения, которая включает в себя комплекс нравственно- этических принципов, норм поведения и взаимодействия в системах человек – природа  и человек – человек взамен господствующего в настоящее время потребительского мировоззрения.

Задачи игры:

- развитие экологической культуры мышления и поведения;

- воспитание чувства ответственности за окружающую среду;

- развитие чувства любви к природе и уважение к ближнему;

-изучение местных экологических условий и ситуаций;

- проведение практических природоохранных мероприятий и экологических мониторингов.

Игра – путешествие  по экологической тропе школы

«Ключ старого леса»

Подготовка  к игре:

  1. В лесу на расстоянии  100 – 150 м друг от друга разместить игровые пункты:
  1. Цветочная поляна
  2. Листок
  3. Белый гриб
  4. Лесная аптека
  5. Старый пень

Их расположение не должно быть известно заранее участникам игры, так как они будут разыскивать эти пункты с помощью компаса и схемы маршрута. Заранее для каждой команды разрабатываются разные схемы маршрута, но все команды, идя разными маршрутами должны попадать на одни и те же игровые пункты.

  1. Для каждого пункта подготовить справочный материал, коллекции, гербарии и по два хозяина каждого пункта.
  1. На цветочной поляне – коллекция лесных цветов, цветочные композиции, букеты цветов.
  2. На поляне  листок – коллекция листьев, образцы побегов с различным расположением листьев.
  3. На поляне  белый гриб – коллекция грибов, муляжи грибов.
  4. На поляне  лесная аптека – коллекция лекарственных растений, различные настои трав с рекомендациями о их применении.
  5. На поляне старый пень  - кора различных деревьев.
  1. Подготовить  «Мухаморов», которые будут указывать дорогу заблудившимся в лесу.
  2. Маршрутные листы, турнирные листы.
  3. Изготовить ключ и значки для каждой поляны.
  4. Подготовить коллекции для справочного бюро.

Сценарий  игры.

Ведущий:  Уважаемые участники игры! Ищите  КЛЮЧ старого леса. Тот , кто найдёт  КЛЮЧ, никогда не заблудится в лесной чаще: ему будут понятны и разговор птиц, и следы на влажной земле. Но найти его нелегко! Отправляясь на поиски волшебного ключа, прежде всего надо найти  «ЦВЕТОЧНУЮ ПОЛЯНУ», на которой вы должны принять участие в различных конкурсах:

  1. Цветик – семицветик;
  2. Игра в прятки;
  3. Цветочная композиция;
  4. Корзина загадок.

Отвечая правильно на вопросы конкурсов команда должна заработать 28 баллов, значок поляны и отправиться на поиски  ПОЛЯНЫ ЛИСТОК, на которой примет участие в викторине «Листок», в конкурсах:

  1. Что за листок;
  2. Покажи, объясни, обоснуй;

На этой поляне команда может заработать 23 балла, значок поляны и отправиться на поиски ПОЛЯНЫ БЕЛЫЙ ГРИБ. Если заблудитесь в лесу, спросите дорогу у «Мухаморов», которых вы будите встречать по пути следования к полянам, но за их подсказки вы должны будете ответить на некоторые вопросы. Хозяева поляны Белый гриб встретят вас и предложат поучаствовать в следующих конкурсах:

  1. Проверят вашу готовность к путешествию по поляне белый гриб (викторина);
  2. Пятый лишний;
  3. Грибной лабиринт;
  4. Зелёное лото;
  5. Приметы народные в деле пригодные.

На этой поляне команда может заработать 31 балл, значок поляны и отправиться на поиски ПОЛЯНЫ  ЛЕСНАЯ АПТЕКА. Хозяева поляны Лесная аптека встретят вас и предложат принять участие в конкурсах:

  1. Разминка;
  2. Аптека под ногами;
  3. Викторина «Целебная сила растений».

         Команда, участвуя в различных конкурсах  может заработать 23 балла, значок поляны и отправиться на поиски поляны СТАРЫЙ ПЕНЬ. Хозяева поляны предложат команде интересные конкурсы, но вначале проверят как команда готова к путешествию по поляне Старый пень. Конкурсы:

  1. Лесной кубик «Знакомые незнакомцы»;
  2. Заморочки из мешочка;
  3. Посмотри, определи.

На этой поляне команда может заработать 24 балла и значок поляны, а также получить дальнейшие указания от хозяевов поляны где искать КЛЮЧ  СТАРОГО  ЛЕСА, который был спрятан организаторами игры заранее. Хозяева поляны Старый пень указывают командам, прошедшим все испытания, координаты расположения КЛЮЧА, проверяют умения ребят ходить по азимуту.

Победитем игры считается команда первой нашедшая

КЛЮЧ СТАРОГО  ЛЕСА.

ПРИЛОЖЕНИЯ :

  1. Турнирный лист;
  2. Турнирные листы на каждую поляну;
  3. Конкурсы на каждую поляну;
  4. Эмблемы полян.

Игра  Ключ Старого Леса.

Турнирный  лист

Команда_____________

Стоянка

Балл

Значок стоянки

Цветочная

Листок

Белый гриб

Лесная аптека

Старый пень

ИТОГО:

Примечание:

Команда, нашедшая ключ старого леса, получает + 10 баллов

ТУРНИРНЫЙ  ЛИСТ

ПОЛЯНА  «ЦВЕТОЧНАЯ»

п/п

Конкурсы

Команды

Максимальный балл

1

2

3

1.

Конкурс «Цветик- семицветик»

7 баллов

2.

Конкурс «Игра в прятки»

9 баллов

3.

Конкурс «Цветочная композиция»

7 баллов

4.

Конкурс «Корзинка загадок»

5 баллов

ИТОГО:

28 баллов

Хозяева поляны: 1.

                                  2.

Конкурс «Цветик - семицветик»

Условие:  Капитан команды отрывает один лепесток с заданием у цветика- семицветика. ( Макет цветика-семицветика делают хозяева поляны заранее.) Все члены команды отвечают на вопросы. Время – 2 минуты. Чем больше будет сорвано лепестков, тем больший балл получает команда. 1 вопрос – 1 балл.

ВОПРОСЫ:               Группа №1

  1. Какой золотой цветок даёт белый пушок ?  (Одуванчик)
  2. Что в хлебе родится, а есть не годится? (Василёк)
  3. Название какого совпадает с наименованием кондитерского изделия?  (Ирис)
  4. Меня называют царицей цветов, за запах, за цвет моих лепестков, хоть куст мой зелёный вас ранить готов, но кто не простит мне колючих шипов?  (Роза)
  5. Название какого цветка состоит из частицы, предлога и названия сторожевого помещения? (Незабудка)
  6. Во лугах, лугах сестрички: золотой глазок, белые реснички. (Ромашки)
  7. Название какого цветка связано со звоном? (Колокольчик)

Группа  №  2.

  1. Какие насекомые опыляют цветки медуницы?
  2. Зачем цветкам якая окраска и запах?
  3. Почему на стеблях медуницы цветки разного цвета – темно-розовые, сиреневые, ярко-синие? (Розовую окраску имеют нераскрывшиеся бутоны и более молодые цветы, а синюю – уже отцветающие. Каждый цветок медуницы на протяжении своей жизни меняет цвет, ведь разноцветные соцветия ярче выделяются на фоне листьев и насекомые быстрее их замечают.)
  4. Назовите насекомоядные растения.(Росянка, венерина мухоловка, дарлингтония.)
  5. Почему у цветков, распускающихся ночью, белая окраска?(Они лучше заметны насекомыми- опылителями.)
  6. Назовите первые весенние цветы.(Мать-и мачеха, пролеска, прострел, калужница болотная, медуница неясная.)
  7. Какие цветы издают запах только ночью и почему?(Душистый табак, маттиола. Они привлекают насекомых.)

Группа  №  3.

  1. Какие растения с красивыми цветами являются хорошим удобрением? (Люпин)
  2. Какие два названия имеет герань?(Пеларгония, дубок)
  3. Что такое черенок? (Часть стебля с 3-4 листьями)
  4. Какие цветочные растения содержат в листьях эфирные масла?(Мята, мирт, душистая герань)
  5. Назовите первоцветы Брянской области. (Мать-и-мачеха, хохлатка Галлера, ветреница лютичная, пролеска, медуница )
  6. Какие части цветка имеют листовое происхождение?(Лепестки)
  7. Каковы особенности строения  цветков ветроопыляемых  растений?

Конкурс  «Игра в прятки»

Условия:  Отыщите в тексте, ничего не изменяя, 9 названий первоцветов, спрятанных в словах.

Про лес как не рассказать, мне он люб как осенью, весной, летом, так и зимой. Снег и воздух чист. Я как в волшебной сказке. День погож, и каждый след виден. Надо нисколько не меняя лесной жизни, наблюдать вон там, недалеко, гнездо скопы, тень от него похожа на страшного косматого зверя. Ни мороз, никакой холод не остановят весны. Вот и кончается сон трав, а у деревьев уже много сока. Весна идёт.

Конкурс «Цветочная  композиция»

Хозяева поляны показывают командам различные букеты цветов и композиции из цветов и листьев тех растений, которые цветут в этот период. Наивысший балл – 7- получает та команда, которая даёт полный список растений, входящих в этот букет или композицию.

Конкурс «Корзина загадок»

Условия  конкурса:  Хозяева  поляны достают из корзины загадки о растениях и задают их членам команды. Если загадки разгаданы, то команда получает 1 балл. Команде предлагают 5 загадок.

№ 1.  Золотая середина и лучи идут кругом.

        Это может быть картина: солнце в небе голубом,

        Нет, не солнце на бумажке,

        На лугу цветут …… (ромашка)

№ 2. Подрастёт –нарядится  в беленькое платьице, легкое, воздушное,

        Ветерку послушное.

        А пока стоит одетый в желтый сарафанчик.

        А зовут его, ребята, просто … (одуванчик)

№3.  На солнечной опушке в траве стоит она,

           Лиловенькие ушки тихонько подняла.

И тут поможет вам смекалка –

Все знают,  что зовут цветок … (фиалка)

 №4. Нам каждому весенняя природа дорога,

          Ручьями распускаются холодные снега.  

          От снега очищаются и поле, и валежник,

          И первый появляется в проталине… (подснежник)

  №5.В  траве густой, зеленой он выглядит нарядно,

          Но с пашни, как сорняк, он изгнан беспощадно.

          Головка голубя и длинный стебелек –

          Ну кто ж его не знает, ведь это… (василек)

  №6.Ранним утром распускает лепестки свои цветок.

          А как вечер наступает, гаснет красный огонек.

          Погляди-ка, погляди-ка, что за красный веерок?

          Это яркая (гвоздика) новый празднует денек.

  №7.Цветок аккуратный, хоть простенький совсем,

          Но до того приятный, кто любит цифру семь.

          7 тоненьких тычинок, 7 белых лепестков,

          Из всех лесных былинок, лишь он один таков.  (седмичник)

  №8.На пустырях и по дорогам

          С соцветьем беленьким – сорняк.

          Но изучите его свойства,

          Быть может, взглянете не так:

                    Кровотеченье остановит,

                    В Китае он – салат к столу.

                    Сорняк живуч, семян так много

                    В плодах, похожих на суму.  (пастушья сумка)

  №9.Желтенькая чашечка,

          Белый лепесток,

          Цветок самолюбивый

          Весной раскрылся в срок.  (нарцисс)

№10.Розовые, белые,

           Красные, бордовые,

           Символ благородства,

           Украшенье древнее. (пион)

 №11.В поле, на кургане

           Стоит  курочка с серьгами. (овес, просо)

 №12.Топили, сушили, колотили, рвали,

            Крутили, топтали, на стол клали. (лен)

 №13.С ним сдружились мы давно,

            Дарит он крупу и толокно,

           И муку, и кашу, и печенье…

           Поблагодарим за угощенье. (овес)

 №14.Цветок – крылатка,

            А плод – лопатка.

            Плод зелен и молод,

            Но сладок, как солод. (горох)

 №15. Она древностью гордится

            Уже 10 тысяч лет,

            Шуршит в полях под синим небом

             И кормит всех нас белым хлебом. (пшеница)

  №16.Главный принцип у него в общем-то простой:

             Голова – на солнце, ноги – под водой. (рис)

  №17. Под сугробом растет,

             Снеговую воду пьет. (подснежник)

  №18. Прячет цветок

             Сладкий медок.

             И в названье мед таится.

             Узнаете? (медуница)

  №19. Зеленый плот

             По реке плывет.

             На плоту – красавица,

             Солнцу улыбается. (кувшинка)

  №20.Вдоль дороги у межи,

             В золотистой спелой ржи,

             Словно синий глазок,

             Смотрит в небо … (василек)

  №21. Он и мачеха, и мать,

              Как цветок этот звать? (мать-и-мачеха)

ТУРНИРНЫЙ ЛИСТ

П О Л Я Н А «Л И С Т О К»

№ п/п

Конкурсы

Команды

Макс. балл.

1.

Разминка

10

2.

Конкурс «Что за листок?»

10

3.

Конкурс «Покажи, объясни, обоснуй»

3

Итого:

23

Хозяева поляны:  1.

                           2.

Разминка

Условие: в течение 30 секунд дать ответ на вопрос, если ответа нет, получите 0 баллов, если ответ правильный – 1 балл.

ВОПРОСЫ:

  1. Какие вы знаете видоизменения листьев?

  1. Где находится хлорофилл у листа?

  1. Как происходит нарастание листа?

  1. Какова роль жилок листа?

  1. Какую функцию осуществляют клетки устьиц листа?

  1. Назовите виды  листорасположения.

  1. У каких лиственных вечнозеленых растений нашей местности смена листьев происходит весной?

  1. Как называется растение с листьями наподобие следа лошади?

  1. Хвойные деревья меняют свою хвою постоянно? Сколько лет живет игла сосны?

  1. Почему листья осенью начинаются менять свою окраску?

Конкурс

 «Что за листок?»

Условие конкурса:  Дана  коллекция листьев  разных  растений. Определить каким растениям они принадлежат.

Конкурс

 «Покажи, объясни, обоснуй»

  1. Возьмите 3 листовых пластины различных растений, сравните их и укажите их различия и сходства.

 

  1. Найдите в лесу растения с различными видами листорасположениями, покажите их и дайте им названия.

  1. Покажите листья с различным краем листовой пластинки и дайте им названия.

Турнирный лист

Поляна «Белый гриб»

п/п

Конкурсы

Команды

Максимальное количество баллов

1

2

3

1.

Готовность к путешествию по поляне «Белый гриб»

10 баллов

2.

Конкурс «5 лишний»

4 балла

3.

Конкурс «Грибной лабиринт»

2 балла

4.

Конкурс «Зелёное лото»

10 баллов

5.

Конкурс «Приметы народные в деле пригодные»

5 баллов

Итого:

31 балл

Хозяева поляны:  1.

                                 2.

Проверка готовности к путешествию по поляне «Белый гриб»

Условие:  В течение 30 секунд дать ответ на вопрос, если ответа нет получите 0 баллов.

Вопросы:

  1. Назовите у грибов признаки растений. (Неподвижность, неограниченный верхушечный рост, способность к синтезу витаминов).
  2. Назовите у грибов признаки животных. (Гетеротропный тип питания, наличие хитина в клеточных стенках, запас углеводов в виде гликогена, образование мочевины).
  3. Необходим ли грибам солнечный свет? Почему?  (Нет , т.к. они не осуществляют фотосинтез).
  4. Содержат ли грибные нити, гифы, хлорофилловые зёрна? (Нет , не содержат).
  5. Почему плодовые тела грибов находятся над поверхностью почвы? (это способствует рассеиванию спор, которые развиваются на нижней стороне шляпки в трубочках или пластинках. Споры рассеиваются ветром и прорастают).
  6. Почему к старости шляпки грибов распрямляются и края приподнимаются вверх? (для лучшего рассеивания спор).
  7. Почему при кулинарной обработке объём грибов резко уменьшается? (Грибы состоят из воды более, чем на 90 %, а при варке целостность клеточных структур нарушается).
  8. Как делятся грибы по способу питания? (сапрофиты, паразиты, хищники).
  9. Почему грибы растут после дождя и в тёплую погоду?  (Плодовые тела состоят в основном из воды, и только в тёплую погоду мицелий начинает их образовывать.)
  10. Как размножаются грибы?  (Спорами и грибницей).

Конкурс  «Пятый лишний»

Среди   5  грибов найти  «лишний» гриб и объяснить, почему он «лишний».

  1. Лисичка, подосиновик, мухомор, опёнок, боровик;
  2. Подберезовик, маслёнок, груздь, опёнок, рыжик;
  3. Шампиньон, маслёнок, волнушка, сыроежка, белый;
  4. Сморчок, строчок, опёнок, вешенка, трутовик

Конкурс «Грибной лабиринт»

Проверим как вы дружите с математикой.

  1. Развитие взрослого гриба протекает очень быстро. Например, у белого гриба  созревание наступает на пятый день роста. Вес гриба меняется так:  1-й день -  2 г,  4-й день – 190 г. Сколько будет весить созревший белый гриб?    Ответ обоснуйте.
  2. Развитие грибницы идёт во все стороны радиально и ежедневно увеличивается на 20-30 см. Установите возраст грибницы, если диаметр её круга равен 12 метров.

Конкурс  «Зелёное лото»

Условия конкурса: вытаскиваете из мешочка кружочки с номерами вопросов и отвечаете на них в течение одной минуты.

  1. В лесу какого типа встречается больше всего грибов:
  1. Хвойном;
  2. Смешанном;
  3. Лиственном.
  1. Вам попадались червивые грибы? Чья это работа?
  2. Как животные дружат с грибами?
  3. За какими грибами идут либо с собакой, либо с дрессированным поросёнком?
  4. Почему настоящий грибник никогда не пнёт даже совершенно бесполезную, с его точки зрения, «поганку»?
  5. Почему гриб-трутовик называется «Живым отвесом»?
  6. Могут ли плесени улучшать качество продуктов?
  7. Иногда можно видеть как шампиньоны пробиваются сквозь асфальт. Что позволяет им это сделать?
  8. Как называется дружба гриба с корнем дерева?
  9. Назовите грибы – подснежники.

Конкурс

«Приметы народные в дело пригодные»

Дан конверт, в котором находятся записи народных примет, связанных с грибами. Нужно составить из отдельных половинок правильное высказывание и записать его.

  1. Назвался груздем  -  полезай в кузов.
  2. Полетел пух с осины (слетают зрелые семена)  -  иди за подосиновиками.
  3. Зацвела сосна  -  появился маслёнок.
  4. Колосится рожь  -  начинают попадаться белые грибы.
  5. Появились  опята  -  лето кончилось.

Турнирный лист

Поляна «Лесная аптека»

№ п/п

Конкурсы

Команды

Максимальное количество баллов

1

2

3

1.

Разминка

8 баллов

2.

Конкурс «Аптека под ногами»

5 баллов

3.

Викторина «Целебная сила растений»

10 баллов

Итого:

23 балла

Хозяева поляны:  1.

                                   2.

Разминка

Условие: В течение 30 секунд дать ответ на вопрос, если ответа нет получите 0 баллов.

Вопросы:

  1. Какие растения можно использовать как средства от зубной боли? (тысячелистник, крапива,подорожник, отвар коры дуба)
  2. Людям есть за что благодарить это растение. (Крапива)
  3. Расскажите о лечебных свойствах брусники. (Содержит аскорбиновую кислоту, листья применяются в виде отвара при мочекаменной болезни)
  4. Натёр ногу в пути, получил ожог, укусило насекомое – какое растение облегчит ваши страдания? (Подорожник)
  5. Основное действие – отхаркивающее, а также мягчительное и лёгкое потогонное, возбуждает аппетит, улучшает пищеварение. При обильной перхоти три раза в неделю моют голову  отваром. О каком растении идёт речь? (Мать-и-мачеха)
  6. Представьте себе, что вы приходите к товарищу, а он болеет. У него температура, насморк. Какое народное средство вы предложите ему? (Трава зверобоя, в виде настоя при простуде, жаропонижающее – плоды малины, чай с липовым цветом)
  7. Это настой из почек сосны. От чего он применяется? (Отхаркивающее средство при простуде)
  8. Назовите дикорастущее растение, которое можно применять в пищу. (Щавель, лесные ягоды)

Конкурс

 «Аптека под ногами»

Условия конкурса:  

  1. Найдите на лесной поляне 5 видов лекарственных растений.
  2. Укажите их лечебные свойства и применение в народной медицине.

За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Викторина «Целебная сила растений»

Условие: Дать ответы на вопросы в течение 30 секунд, если ответа нет – 0 баллов, если правильный ответ – 1 балл.

  1. По приказу какого российского самодержца появились так называемые «аптекарские огороды»? (По приказу Петра Первого «аптекарские огороды» появились во всех крупных городах, их разбивали при военных госпиталях.)

  1. С какой целью применяется в медицине ромашка аптекарская и ромашка пахучая? (Ромашка аптекарская и ромашка пахучая содержат  эфирное масло, обладающее противоспалительным свойством. Отвар из корзинок ромашки применяют  как средство от простуды, кашля, для припарок и примочек, полоскания горла и промывания ран. Если сухие корзинки этого растения заварить кипятком и выпить этот «чай» с мёдом или сахаром, то наступит крепкий спокойный сон.)
  2. Шагая по обочине полевой дороги, вы можете заметить целые заросли подорожника. А что вы знаете о его целебных свойствах? (Листья этого растения прикладывают при ссадинах, ожогах, укусах насепкомых, нарывах, фурункулах. Настой из сушёных листьев подорожника применяют в качестве откаркивающего средства и при заболеваниях кишечника.)

  1. Все мы – особенно будучи маленькими- любили забавляться с цветками одуванчика; пока он цветёт, дети плетут из него венки, а когда одуванчик отцветает, любят срывать его и «пускать парашутики». Но лишь немногие знают, что этот столь знакомый цветок обладает целительной силой. Как медики используют одуванчик? (В народной медицине его используют давно и считают «жизненным эликсиром»,хорошо влияющим на пищеварение, помогающим от желтухи и даже от бессонницы. Одуванчик обладает и жаропонижающим действием. Его млечным соком смазывают мозоли и бородавки. Листья, богатые некоторыми витаминами, употребляют при малокровии.)

  1. Не успеет сойти снег, как на проталинках появляются цветки мать-и-мачехи. Это растение издавна ценится за свои целебные свойства. Какие именно? (Свежие листья мать-и-мачехи прикладывают к ранам, язвам и фурункулам для их быстрейшего заживления. Отвар из листьев можно пить как тонизирующий чай.)

  1. Все знают и любят душистые весенние ландыши. Это растение относится к семейству лилейных. Но цветок ценится не только за свою неброскую красоту и аромат. А за что ещё? (Ландышевые капли применяют за различные болезни сердца.)

  1. Валерьяну лекарственную, растение из семейства валерьяновых, называют ещё кошачий маун (за то, что её запах очень любят кошки). Какое отношение имеет это растение к медицине? (Лечебными свойствами обладают корневища и корни растения. Их высушивают, затем настаивают на спирту или заваривают как чай. Валериановую настойку упортребляют в качестве успокаивающего средства при нервных возбуждениях, сердцебиениях, бессоннице.)
  2. Лекарственные свойства земляники издавна известны народной медицине. А знаете ли вы, при каких недугах используют это растение? (Плоды земляники богаты сахарами, кислотами, витамином С, солями железа. В сыром виде землянику врачи рекомендуют упортреблять при гипертонических заболеваниях, заболеваниях почек, катарах и язве желудка. Настойки из плодов и листьев пьют при цинге и почечнокаменной болезни.)

  1. Всем известный кустарник калина… При каких заболеваниях врачи рекомендуют отвар из ягод калины? (Отвар из ягод калины рекомендуют пить при кашле.)

  1. Какими лекарственными свойствами обладает самый обычный папоротник? (Лекарственное значение имеют корневища папоротника, который называют папоротник мужской. Из них получают лекарство, применяемое против глистов.)

ТУРНИРНЫЙ ЛИСТ

П О Л Я Н А «С Т А Р Ы Й   П Е НЬ»

№п/п

Конкурсы

Команды

Макс. балл

1.

Готовность к путешествию по поляне «Старый пень»

10

2.

Конкурс «Лесной кубик: знакомые незнакомцы»

6

3.

Конкурс «Заморочки из мешочка»

5

4.

Конкурс «Посмотри, определи»

3

ИТОГО:

24

Хозяева поляны: 1.

                              2.

Проверка готовности к путешествию по поляне «Старый пень»

Условие: в течение 30 секунд дать ответ на вопрос, если ответа нет, получите 0 баллов.

ВОПРОСЫ:

  1. Какое дерево цветет первым, а какое последним? (ольха, липа)
  2. У каких деревьев листья осенью краснеют? (осина, рябина)
  3. Какие дрова самые жаркие? (дубовые и березовые)
  4. Из какого дерева делают спички? (осина)
  5. Какое дерево применяют для приготовления лыж? (береза)
  6. Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? (клен)
  7. Как деревья сами залечивают нанесенные им раны? (на этом месте деревья выделяют сок, они заливают раны соком, что мешает проникновению в раны насекомых, спор грибков-паразитов)
  8. Какую первую помощь можно оказать дереву при механическом повреждении? (замазать мхом или лесной почвой)
  9. Почему у ели всегда острая вершина? (потому что ель, пока она живая, все время непрерывно растет в высоту, а другие лесные деревья, достигшие определенного возраста, перестают расти в высоту, зато стволы их начинают раздваиваться вширь. Закругленная вершина кроны – первый признак прекращения роста в высоту)
  10. В каком лесу более влажная почва – там, где больше брусники или черники? (где больше черники. Черника более влаголюбива, чем брусника)

Конкурс

 «Лесной кубик: знакомые незнакомцы»

- 1 –

  1. Оно может жить до 2000 лет.
  2. В воде ствол не гниет, а только чернеет и становится крепче.
  3. Из него делают бочки и паркет.
  4. Пушкин писал, что сидит там русалка.         (дуб)

- 2 –

  1. Оно всегда зеленое или голубое.
  2. Из него делают струнные музыкальные инструменты.
  3. Зимой птицы не нем строят гнезда и высиживают птенцов.
  4. Оно теневыносливое. В таком лесу всегда темно и сыро. Там много лишайников.                                            (ель)

- 3 -

  1. Оно выделяет фитоциды, убивающие болезнетворные бактерии.
  2. Из него самые лучшие дрова.
  3. Из его коры делают много полезных вещей.
  4. Это самое любимое русское дерево.

(береза)

- 4 –

  1. У него листья сверху зеленые, а снизу бархатные и серебристые.
  2. Оно «отсасывает» отрицательную энергию, поэтому больным людям полезно под ним стоять.
  3. Оно быстрее всех заселяет гари.
  4. Бобры его любят и заготавливают на зиму.   (осина)

- 5 –

  1. Ягоду хорошо есть с медом, но после морозов вкусна сама по себе.
  2. Про нее сложено много песен.
  3. Кора целебней ягоды.
  4. У нее есть родственница с блестящими черными плодами городовина.                                                           (калина)

- 6 –

  1. С его цветков лучший мед.
  2. Из него делают ложки и лапти.
  3. Цветет летом и очень душистое.
  4. Отвар цветков незаменим при простуде.         (липа)

- 7 –

  1. Это розоцветное.
  2. Плоды – очень мягкие яблочки.
  3. Хорошо помогает при болезнях сердца.
  4. Птички там любят вить гнезда, потому что у него много колючек.

(боярышник)

Конкурс  

 «Заморочки из мешочка»

Условия конкурса:  Вытаскиваете из мешочка кружочки с номерами вопросов и отвечаете на них в течение 30 секунд. За правильный ответ – 1 балл.

  1. Почему не в каждом лесу растут лишайники ? (Лишайники растут лишь там, где чистый воздух.)
  2. Мальчик заблудился в лесу, а день был пасмурным. Поглядывая на растущие вокруг него сосны, мальчик заметил, что лишайники и мхи особенно хорошо развились на одной стороне стволов. Подумав немного, он скоро вышел на дорогу. Как мальчик определил стороны горизонта? (Лишайники и мхи на коре дерева хорошо развиваются на той стороне ствола, которая обращена к северу; здесь влаги больше и солнце не печёт.)

  1. Какая сосна даёт более крепкую древесину – растущая быстро или медленно? Почему? (Самая крепкая часть годичного кольца древесины – позднелетняя. Чем медленнее растёт сосна, тем ближе друг к другу позднелетние слои, тем крепче древесина.)

  1. Возвращаясь из леса , вы почувствовали боль в плече. При осмотре обнаружили, что в тело впился клещ. Что вы предпримите, чтобы его извлечь?  (Смазать вазелином. Жир закроет отверстие дыхалец клеща, и дыхание у него остановится. Клещ отвалится.)

  1. Когда во время рубки валят деревья в лесу, то лесорубы обязаны сейчас же ошкуривать пни. С какой целью это делается? (Чтобы пни не сделались рассадником жуков-короедов, которые потом будут губить деревья.)

  1. Почему на коре деревьев в течение времени образуются трещины?  (Древесина нарастает в толщину быстрее коры, поэтому кора растягивается. Старая кора не обладает упругостью, поэтому на ней образуются трещины.)

  1. Какой гриб считается смертельно ядовитым? (Бледная поганка.)

  1. Как лучше брать грибы: вырывать с почвой или срезать ножом? (Ножом, т.к. сохраняется грибница.)

  1. Каких 100 ягод можно положить в рот и сразу проглотить?  (Малина.)

  1. Какое растение заменяет в лесу вату и йод?  (Мох сфагнум.)

Конкурс

«Посмотри, определи»

  1. В течение одной минуты определить возраст дерева по годичным кольцам.
  2. Сравнить, чем отличается хвоя ели от хвои сосны.
  3. Сравните кору берёзы, осины, дуба – найдите различия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Старая, старая сказка..."

Сценарий новогоднего праздника...

"Старая,старая сказка"-новогоднее представление.

Сценарий Новогоднего праздника для 5-9 классов...

конспект урока русского языка в 5 классе "Заблудилась весна где - то в старом лесу..." (И.А. Фетцов) с самоанализом

Урок русского языка в 5 классе " Заблудилась весна где - то в старом лесу..." ( И.А. Фетцов) по разделу "Имя прилагательное"...

Ключ старого леса

ЦЕЛЬ: РА ЦЕЛЬ: РАИгра по станциям для 2 или более команд.ЗНООБРАЗИТЬ ДОСУГ ДЕТЕЙ.КОРРЕКЦИЯ  ПАМЯТИ  НА ОСНОВЕ  УПРАЖНЕНИЙ В ПРИПОМИНАНИИ.ВОСПИТАНИЕ СПЛОЧЕННОГО КОЛЛЕКТИВА.   ...

Внеклассное мероприятие "Ключи от старого леса"

Эту игру можно провести в лагере. Место для игры – пересечённая местность...

Устный журнал «Тайны старого леса»

Цель:  Довести до сознания детей мысль о важности бережного отношения к природе, любви к животным.Задачи: Рассмотреть значение леса, пользу леса для человека, повторить экологические правила...

Интерактивный квест Тайны затерянного леса Сокровища старой графини 6-9 класс

Сценарий квеста"Тайны затерянного леса: Сокровища старой графини" Цель игры: развитие умения работать в команде, оказывать поддержку товарищам.Задачи игры:• сохранять и укреплять ф...