Духовно-нравственное воспитание младших школьников
статья по теме

Левагина Елена Васильевна

Изучение возможностей духовно – нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon duhovno-nravstvennoe_vospitanie.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание младших школьников

Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность- это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».

 В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.

Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и духовно-нравственными нормами.

Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Причин тому достаточно много и одна из них -абсолютная деилогизация общества, ликвидация института воспитания. Отказ от идеологии прошлого привёл к распаду «связи времён», чувства сопричастности к истории своей родины. Тиражируемые на всю страну средства массовой информации ведут разрушительную антидуховную пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности и даже угрожают психологическому здоровью человека.

Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание.

Духовность, по мнению Л. П. Буевой, это проблема обретения смысла. Духовность есть показатель существования определённой иерархии ценностей, целей и смыслов.

В настоящее время педагогической общественностью, интеллигенцией бурно обсуждается вопрос о том, каким быть нравственному образованию, о месте и роли религии и, в частности, православия в нём.

Проблемой  исследования является создание педагогических условий для  духовно – нравственного воспитания школьников во внеурочной деятельности, а так же определение места духовно – нравственной культуры в структуре содержания образования.

Цель исследования: изучение возможностей духовно – нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности.

Предмет исследования – духовно – нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности.

Объект исследования - развитие духовно – нравственных качеств личности младшего школьника .

В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом исследования  ставлю следующие задачи:

1. Проанализировать  состояние проблемы духовно – нравственного воспитания младших школьников в научной литературе.

2. Подобрать методы исследования  нравственного воспитания  младших школьников во внеурочной деятельности.

3. Провести экспериментальное исследование и интерпретировать полученные результаты.

Методы исследования:

-изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;

-наблюдение за деятельностью школьников; беседа, анкетирование;

-опытно-экспериментальная работа, направленная на духовно – нравственное воспитание  младших школьников.

     Хочу остановиться на занятиях кружка «Азбука православия». Практика показала, что наиболее приемлемой формой занятий является кружок, так как именно в кружковой работе наиболее эффективно можно сочетать все виды деятельности учащихся. Занятия кружка построены на основе авторской программы, созданной по программе А.В. Бородиной «История религиозной культуры» (ее первых разделов «Мы и наша культура» и «Мир вокруг и внутри нас»)

Знакомство с православной культурой дает представление о народных верованиях, традициях, обрядах, учит бережному, трепетному отношению к родной природе, своим предкам, истории народа. На занятиях учащиеся рассматривают изображения икон и картин с сюжетами из Библии, с православными праздниками, знакомятся с литературными произведениями на религиозные и нравственные темы. Богатый нравственный материал можно получить в литературных сборниках Бориса Ганаго. Так на занятии по теме «Добро и зло» зачитывается рассказ Б. Ганаго «О солнце и ветре», по обсуждении которого ученики делают вывод, что сердечное тепло и любовь побеждает все. На этом же занятии ребятам предлагается к просмотру мультипликационный фильм «Крошка Енот», а в качестве закрепления разгадать загадки. Привожу пример одной из них:

У кого она в достатке,

С тем дружить легко и гладко.

Для души приобрету

Я у Бога … /доброту/

На занятии посвященном теме «Зависть» провожу такой эксперимент: вызваю кого-нибудь из детей, чтобы с его помощью показать небольшой эксперимент. Обычной черной ниткой необходимо обмотать ребенка (туловище с руками) и попросить порвать нитку, освободиться от нее. Он с легкостью сделает это, второй раз обмотать на несколько раз – уже труднее порвать, еще больше обмотать – еще труднее освободиться. Также бывает и с плохой мыслью, которая пришла в разум человека. Сначала ее нетрудно прогнать, но если начать размышлять над этим, если плохую мысль раскручивать дальше, то будет все труднее и труднее освободиться. Библия рассказывает о том, какая беда вышла от того, что человек не прогнал худые мысли. В конце занятия предлагаю просмотреть видеоклип на песню Светланы Копыловой «Окно».

Процесс сопереживания имеет огромное значение в развитии чувств ребенка, ведь то, что его волнует, интересует, выражает его сущность, его индивидуальность. Воспитание духовности, нравственного отношения к жизни, развитие художественного вкуса, комплексное приобщение ребенка к миру искусства является важнейшими задачами художественной педагогики.

Главный результат, который хотелось бы достичь, заключается в усвоении школьниками вечных ценностей: милосердия, сострадания, стремления к добру.

     Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день.

     Все мы взрослые желаем детям добра. Нам необходимо уберечь их от всего, что не чисто, от всего, что дурно. Нет единого на все случаи жизни совета, как воспитывать ребёнка. Каждый ребёнок уникален, уникальны и наши с ним отношения. Но, тем не менее, необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы в формировании личности ребёнка преобладали духовно-нравственные качества: доброта, любовь, гуманность, милосердие, чуткость, толерантность.

Список использованной литературы

  1. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. – 2005 - №11 – С. 68-71
  2. Артюхова  И.  С.  Ценности  и  воспитание/ И.С. Артюхова// Педагогика, 1999- №4.- С.78-80
  3. Бондаревская  Е.  В.  Нравственное  воспитание  учащихся  в  условиях  реализации  школьной  реформы: Учеб. пособие./Е.В.Бондаревская – Ростов-на-Дону: РГПИ, 1986- 361с.
  4. Нравственное  развитие  младшего  школьника  в  процессе  воспитания/ Под  ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой  – М.: Педагогика, 1979- 461с.
  5. Ожегов С.И. , Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка,   -М:Просвещение,  1995.- 478с.
  6. Педагогика/ Под  ред. Ю.К. Бабанского   – М.: Просвещение, 1983 – 384с.
  7. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения/В.А.Сухомлинский -М: Просвещение,1980.- 258с.
  8. Яновская  М.  Г.  Эмоциональные  аспекты  нравственного  воспитания:  Кн.  для  учителя./М.Г. Яновская  – М.: Просвещение, 1986.- 371с.

Доклад "Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках православной культуры"

Сегодня в воспитании школьников все больше внимания уделяется духовно-нравственному аспекту. В числе важнейших проблем воспитания серьезную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания школьников. Чему учить и как воспитывать, как научить ребенка любить Отечество, свою национальную культуру и традиции своего народа? Разрабатываются различные программы духовно-нравственного воспитания. В новый учебный план в Федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования включена предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Православная культура в образовательном учреждении имеет огромный воспитательный потенциал. 

Учитывая наш пока еще скромный опыт в преподавании нового курса, рано делать какие-либо выводы. Но мы можем поделиться некоторыми своими наблюдениями. И первое из них связано с общественным мнением по поводу изучения основ православия в школе. Начиная работу по введению ОПК, мы готовились к тому, что определенная часть родителей, прямо или косвенно выразит свои опасения по поводу нововведения. Но эти опасения были напрасны, сегодня большинство родителей проявляет заинтересованность в этом предмете все родители изъявили желания, чтобы их ребёнок изучал новый предмет ОРКСЭ.

Как известно, первыми воспитателями ребенка всегда являются его родители. Поэтому работа, проводимая в школе, без сотрудничества с родителями учащихся была бы неэффективной. Они должны стать помощниками и союзниками педагогов в духовно-нравственном воспитании детей

Проведенные анкетирования, беседы с родителями, показали, что основная их часть считают себя православными людьми. Но, вера – дело сугубо личное и мы не вправе вмешиваться в чужую личную и семейную жизнь. Цель нашей работы с родителями это познакомить родителей с православной культурой и историей, пробудить к ней интерес. Многие дети моего класса вместе с родителями посещают церковь не только в православные праздники, но и каждое воскресенье.

Православное воспитание не противоречит задачам светского воспитания, а обогащает и дополняет воспитательный процесс уникальными традициями русской педагогики и вносит в жизнь начальной школы особую одухотворенность.

Не могу утверждать, что 100% ребят глубоко вникают в изучение основ православной культуры, но для большей части это составляет значительный эмоциональный след, который заставляет их задуматься. И может быть повлияет на их дальнейший выбор между добром и злом, и на дальнейшую жизнь. В преподавании предмета ОПК считаю главным не знание каких-то терминов, устройства церкви и других обучающих элементов, прописанных в рабочей программе, а развитие интереса к духовным вопросам, воспитание способности противостоять злу и нечистоте мира. Важно чтобы учащиеся задумались о своей жизни, назначении человека, увидели, что жизнь без христианских идеалов бессмысленна.

На занятиях ОПК учащиеся рассматривают изображения икон и картин с сюжетами из Библии, знакомятся с православными праздниками, с литературными произведениями на религиозные и нравственные темы. Так на занятии по теме «Добро и зло» зачитывался рассказ «О солнце и ветре», по обсуждении которого ученики сделали вывод, что сердечное тепло и любовь побеждает все.

Чтение и разбор статей, рассказов, стихотворений, сказок из книг, просмотр видео материалов, прослушивание православных молитв помогают детям понять и оценить нравственные поступки людей. Дети читают и обсуждают статьи, в которых ставятся в доступной для них форме, вопросы о справедливости, честности, товариществе, дружбе, верности общественному долгу, гуманности, патриотизме.

Так при изучении темы"Десять заповедей”. Дети многое вспоминали то, что говорили им мамы и бабушки. Много интересного о прошлом они узнают от старых людей, , которые помогают детям познать тайны природы.

Главным результатом на уроках ОПК, заключается в усвоении школьниками вечных ценностей: милосердия, сострадания, стремления к добру. Бог пожелал, чтобы человек был счастлив только в нравственной системе ценностей. И если владея этими ценностями, учащиеся будут способны различать добро и зло, то сильной будет личность, сильным будет общество и сильным будет государство. видеоролик, "Человек, творящий добро в любом его проявлении, не только улучшает качество своей жизни, но и создает вокруг себя положительную ауру".



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья " РОЛЬ РЕЧЕВЫХ КОММУНИКАЦИЙ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"

статья на тему "  РОЛЬ РЕЧЕВЫХ КОММУНИКАЦИЙ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ " . В статье раскрываются методы и приемы работы учителя-логопеда с младшими школьниками по д...

Презентация "Духовно-нравственное воспитание младших школьников"

С 1 сентября 2010 года школа участвует в ИнКО по апробации ФГОС....

духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроке иностранного языка

духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроке иностранного языка...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках ОРКСЭ

Статья по итогам первого года работы по модулю ОМРК...

Доклад на МО воспитателей ГПД "Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях ГПД"

Доклад о духовно-нравственном воспитании младших школьников в рамках ФГОС....

Из опыта проведения занятий по духовно-нравственной культуре с младшими школьниками

Из опыта проведения занятий по духовно-нравственной культуре с младшими школьниками...

Формирование духовно-нравственных ценностей личности младшего школьника на основе взаимодействия семьи и школы

Духовно-нравственное воспитание личности обучающегося – одна из самых важных задач учебного заведения. И это закономерно, потому что в жизни нашего общества всё более возрастает роль нравственны...