Главные вкладки

    Материал по теме:
    Медиабезопасность

    Натфуллина Зейнеп Алтушевна

    Материалы по медиабезопасности: Федеральный закон, план работы школы по медиабезопасности, разработки уроков и внеклассных мероприятий.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

     

    РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

     

    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

     

    О ЗАЩИТЕ ДЕТЕЙ ОТ ИНФОРМАЦИИ, ПРИЧИНЯЮЩЕЙ ВРЕД ИХ ЗДОРОВЬЮ И РАЗВИТИЮ

     

    (в ред. Федерального закона от 28.07.2012 N 139-ФЗ)

     

    Принят
    Государственной Думой
    21 декабря 2010 года

     

    Одобрен
    Советом Федерации
    24 декабря 2010 года

     

    Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

        

    Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона

     
        1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в том числе от такой информации, содержащейся в информационной продукции.
        2. Настоящий Федеральный закон не распространяется на отношения в сфере:
        1) оборота информационной продукции, содержащей научную, научно-техническую, статистическую информацию;
        2) распространения информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена Федеральным законом
    от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и другими федеральными законами;
        3) оборота информационной продукции, имеющей значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества;
        4) рекламы.
     

    Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

     
        В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
        1) доступ детей к информации - возможность получения и использования детьми свободно распространяемой информации;
        2) знак информационной продукции - графическое и (или) текстовое обозначение информационной продукции в соответствии с классификацией информационной продукции, предусмотренной частью 3 статьи 6 настоящего Федерального закона;
        3) зрелищное мероприятие - демонстрация информационной продукции в месте, доступном для детей, и в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, в том числе посредством проведения театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий;
        4) информационная безопасность детей - состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию;
        5) информационная продукция - предназначенные для оборота на территории Российской Федерации продукция средств массовой информации, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ) и базы данных, а также информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий, посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", и сетей подвижной радиотелефонной связи;
        (в ред. Федерального закона
    от 28.07.2012 N 139-ФЗ)
        6) информационная продукция для детей - информационная продукция, соответствующая по тематике, содержанию и художественному оформлению физическому, психическому, духовному и нравственному развитию детей;
        7) информация, причиняющая вред здоровью и (или) развитию детей, - информация (в том числе содержащаяся в информационной продукции для детей), распространение которой среди детей запрещено или ограничено в соответствии с настоящим Федеральным законом;
        8) информация порнографического характера - информация, представляемая в виде натуралистических изображения или описания половых органов человека и (или) полового сношения либо сопоставимого с половым сношением действия сексуального характера, в том числе такого действия, совершаемого в отношении животного;
        9) классификация информационной продукции - распределение информационной продукции в зависимости от ее тематики, жанра, содержания и художественного оформления по возрастным категориям детей в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;
        10) места, доступные для детей, - общественные места, доступ ребенка в которые и (или) нахождение ребенка в которых не запрещены, в том числе общественные места, в которых ребенок имеет доступ к продукции средств массовой информации и (или) размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях информационной продукции;
        11) натуралистические изображение или описание - изображение или описание в любой форме и с использованием любых средств человека, животного, отдельных частей тела человека и (или) животного, действия (бездействия), события, явления, их последствий с фиксированием внимания на деталях, анатомических подробностях и (или) физиологических процессах;
        12) оборот информационной продукции - предоставление и (или) распространение информационной продукции, включая ее продажу (в том числе распространение по подписке), аренду, прокат, раздачу, выдачу из фондов общедоступных библиотек, публичный показ, публичное исполнение (в том числе посредством зрелищных мероприятий), распространение посредством эфирного или кабельного вещания, информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", и сетей подвижной радиотелефонной связи;
        (в ред. Федерального закона
    от 28.07.2012 N 139-ФЗ)
        13) эксперт - лицо, отвечающее требованиям настоящего Федерального закона и привлекаемое для проведения экспертизы информационной продукции и дачи экспертного заключения или осуществления классификации информационной продукции и проведения ее экспертизы.
     

    Статья 3. Законодательство Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию

     
        Законодательство Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов.
     

    Статья 4. Полномочия федерального органа исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию

     
        1. К полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации, в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, относятся:
        1) разработка и реализация единой государственной политики в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию;
        2) разработка и реализация федеральных целевых программ обеспечения информационной безопасности детей, производства информационной продукции для детей и оборота информационной продукции;
        3) установление порядка проведения экспертизы информационной продукции, предусмотренной настоящим Федеральным законом;
        4) государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.
        (в ред. Федерального закона
    от 28.07.2012 N 139-ФЗ)
        2. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, относятся разработка и реализация региональных программ обеспечения информационной безопасности детей, производства информационной продукции для детей и оборота информационной продукции.
     

    Статья 5. Виды информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей

     
        1. К информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, относится:
        1) информация, предусмотренная частью 2 настоящей статьи и запрещенная для распространения среди детей;
        2) информация, которая предусмотрена частью 3 настоящей статьи с учетом положений статей 7 - 10 настоящего Федерального закона и распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено.
        2. К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация:
        1) побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;
        2) способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
        3) обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
        4) отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;
        5) оправдывающая противоправное поведение;
        6) содержащая нецензурную брань;
        7) содержащая информацию порнографического характера.
        3. К информации, распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено, относится информация:
        1) представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия;
        2) вызывающая у детей страх, ужас или панику, в том числе представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий;
        3) представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной;
        4) содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.
     

    Глава 2. КЛАССИФИКАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПРОДУКЦИИ

     

    Статья 6. Осуществление классификации информационной продукции

     
        1. Классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций, отвечающих требованиям статьи 17 настоящего Федерального закона) до начала ее оборота на территории Российской Федерации.
        (в ред. Федерального закона
    от 28.07.2012 N 139-ФЗ)
        2. При проведении исследований в целях классификации информационной продукции оценке подлежат:
        1) ее тематика, жанр, содержание и художественное оформление;
        2) особенности восприятия содержащейся в ней информации детьми определенной возрастной категории;
        3) вероятность причинения содержащейся в ней информацией вреда здоровью и (или) развитию детей.
        3. Классификация информационной продукции осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона по следующим категориям информационной продукции:
        (в ред. Федерального закона
    от 28.07.2012 N 139-ФЗ)
        1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;
        2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;
        3) информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;
        4) информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;
        5) информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона).
        4. Классификация информационной продукции, предназначенной и (или) используемой для обучения и воспитания детей в образовательных учреждениях, реализующих соответственно основные общеобразовательные программы, основные профессиональные образовательные программы начального профессионального образования, среднего профессионального образования, в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации в области образования.
        5. Классификация фильмов осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и законодательства Российской Федерации о государственной поддержке кинематографии.
        (в ред. Федерального закона
    от 28.07.2012 N 139-ФЗ)
        6. Сведения, полученные в результате классификации информационной продукции, указываются ее производителем или распространителем в сопроводительных документах на информационную продукцию и являются основанием для размещения на ней знака информационной продукции и для ее оборота на территории Российской Федерации.
        (в ред. Федерального закона
    от 28.07.2012 N 139-ФЗ)
     

    Статья 7. Информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет

     
        К информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая информацию, не причиняющую вреда здоровью и (или) развитию детей (в том числе информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображение или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия).
     

    Статья 8. Информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет

     
        К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 7 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:
        1) кратковременные и ненатуралистические изображение или описание заболеваний человека (за исключением тяжелых заболеваний) и (или) их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства;
        2) ненатуралистические изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;
        3) не побуждающие к совершению антиобщественных действий и (или) преступлений эпизодические изображение или описание этих действий и (или) преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим.
     

    Статья 9. Информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет

     
        К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 8 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:
        1) эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);
        2) изображение или описание, не побуждающие к совершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий;
        3) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.
     

    Статья 10. Информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет

        
        К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 9 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:
        1) изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания, смерти без натуралистического показа их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;
        2) изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);
        3) информация о наркотических средствах или о психотропных и (или) об одурманивающих веществах (без их демонстрации), об опасных последствиях их потребления с демонстрацией таких случаев при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к потреблению таких средств или веществ и содержится указание на опасность их потребления;
        4) отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани;
        5) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие оскорбительного характера изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.
     

    Глава 3. ТРЕБОВАНИЯ К ОБОРОТУ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПРОДУКЦИИ

     

    Статья 11. Общие требования к обороту информационной продукции

     
        1. Оборот информационной продукции, содержащей информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
        2. Оборот информационной продукции, содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей в соответствии с частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона, в местах, доступных для детей, не допускается без применения административных и организационных мер, технических и программно-аппаратных средств защиты детей от указанной информации.
        3. Требования к административным и организационным мерам, техническим и программно-аппаратным средствам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
        4. Оборот информационной продукции, содержащей информацию, предусмотренную статьей 5 настоящего Федерального закона, без знака информационной продукции не допускается, за исключением:
        1) учебников и учебных пособий, рекомендуемых или допускаемых к использованию в образовательном процессе в соответствии с законодательством Российской Федерации в области образования;
        2) телепрограмм, телепередач, транслируемых в эфире без предварительной записи;
        3) информационной продукции, распространяемой посредством радиовещания;
        4) информационной продукции, демонстрируемой посредством зрелищных мероприятий;
        5) периодических печатных изданий, специализирующихся на распространении информации общественно-политического или производственно-практического характера.
        6) информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", кроме сетевых изданий;
        (в ред. Федерального закона
    от 28.07.2012 N 139-ФЗ)
        7) комментариев и (или) сообщений, размещаемых по своему усмотрению читателями сетевого издания на сайте такого издания в порядке, установленном редакцией этого средства массовой информации.
        (в ред. Федерального закона
    от 28.07.2012 N 139-ФЗ)
        5. В присутствии родителей или иных законных представителей детей, достигших возраста шести лет, допускается оборот информационной продукции, предусмотренной статьей 9 настоящего Федерального закона.
        6. До начала демонстрации посредством зрелищного мероприятия информационной продукции ей присваивается знак информационной продукции. В случае демонстрации нескольких видов информационной продукции для детей разных возрастных категорий указанный знак должен соответствовать информационной продукции для детей старшей возрастной категории. Указанный знак размещается на афишах и иных объявлениях о проведении зрелищного мероприятия, а также на входных билетах, приглашениях и иных документах, предоставляющих право его посещения.
        7. Демонстрация посредством зрелищного мероприятия информационной продукции, содержащей информацию, предусмотренную статьей 5 настоящего Федерального закона, предваряется непосредственно перед началом зрелищного мероприятия звуковым сообщением о недопустимости или об ограничении присутствия на такой демонстрации детей соответствующих возрастных категорий.
        8. В прокатном удостоверении аудиовизуального произведения должны содержаться сведения о категории данной информационной продукции.
        (в ред. Федерального закона
    от 28.07.2012 N 139-ФЗ)
     

    Статья 12. Знак информационной продукции

     
        1. Обозначение категории информационной продукции знаком информационной продукции и (или) текстовым предупреждением об ограничении распространения информационной продукции среди детей осуществляется с соблюдением требований настоящего Федерального закона ее производителем и (или) распространителем следующим образом:
        1) применительно к категории информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, - в виде цифры "0" и знака "плюс";
        2) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, - в виде цифры "6" и знака "плюс" и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания "для детей старше шести лет";
        3) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, - в виде цифры "12" и знака "плюс" и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания "для детей старше 12 лет";
        4) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, - в виде цифры "16" и знака "плюс" и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания "для детей старше 16 лет";
        5) применительно к категории информационной продукции, запрещенной для детей, - в виде цифры "18" и знака "плюс" и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания "запрещено для детей".
        (в ред. Федерального закона
    от 28.07.2012 N 139-ФЗ)
        2. Производитель, распространитель информационной продукции размещают знак информационной продукции и (или) текстовое предупреждение об ограничении ее распространения среди детей перед началом демонстрации фильма при кино- и видеообслуживании в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Размер знака информационной продукции должен составлять не менее чем пять процентов площади экрана.
        (в ред. Федерального закона
    от 28.07.2012 N 139-ФЗ)
        3. Размер знака информационной продукции должен составлять не менее чем пять процентов площади афиши или иного объявления о проведении соответствующего зрелищного мероприятия, объявления о кино- или видеопоказе, а также входного билета, приглашения либо иного документа, предоставляющих право посещения такого мероприятия.
        4. Знак информационной продукции размещается в публикуемых программах теле- и радиопередач, перечнях и каталогах информационной продукции, а равно и в такой информационной продукции, размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях.
        5. Текстовое предупреждение об ограничении распространения информационной продукции среди детей выполняется на русском языке, а в случаях, установленных Федеральным законом от 1 июня 2005 года N 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации", на государственных языках республик, находящихся в составе Российской Федерации, других языках народов Российской Федерации или иностранных языках.
        (в ред. Федерального закона
    от 28.07.2012 N 139-ФЗ)
     

    Статья 13. Дополнительные требования к распространению информационной продукции посредством теле- и радиовещания

        
        1. Информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную пунктами 1 - 5 части 2 статьи 5 настоящего Федерального закона, не подлежит распространению посредством теле- и радиовещания с 4 часов до 23 часов по местному времени, за исключением теле- и радиопрограмм, теле- и радиопередач, доступ к просмотру или прослушиванию которых осуществляется исключительно на платной основе с применением декодирующих технических устройств и с соблюдением требований частей 3 и 4 настоящей статьи.
        2. Информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную пунктами 4 и 5 статьи 10 настоящего Федерального закона, не подлежит распространению посредством теле- и радиовещания с 7 часов до 21 часа по местному времени, за исключением теле- и радиопрограмм, теле- и радиопередач, доступ к просмотру или прослушиванию которых осуществляется исключительно на платной основе с применением декодирующих технических устройств и с соблюдением требований частей 3 и 4 настоящей статьи.
        3. Распространение посредством телевизионного вещания информационной продукции, содержащей информацию, предусмотренную статьей 5 настоящего Федерального закона, сопровождается демонстрацией знака информационной продукции в углу кадра в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в начале трансляции телепрограммы, телепередачи, а также при каждом возобновлении их трансляции (после прерывания рекламой и (или) иной информацией).
        (в ред. Федерального закона
    от 28.07.2012 N 139-ФЗ)
        4. Распространение посредством радиовещания информационной продукции, содержащей информацию, предусмотренную статьей 5 настоящего Федерального закона, за исключением радиопередач, транслируемых в эфире без предварительной записи, сопровождается сообщением об ограничении распространения такой информационной продукции среди детей в начале трансляции радиопередач в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
        (в ред. Федерального закона
    от 28.07.2012 N 139-ФЗ)
        5. При размещении анонсов или сообщений о распространении посредством теле- и радиовещания информационной продукции, запрещенной для детей, не допускается использование фрагментов указанной информационной продукции, содержащей информацию, причиняющую вред здоровью и (или) развитию детей.
        (в ред. Федерального закона
    от 28.07.2012 N 139-ФЗ)
     

    Статья 14. Особенности распространения информации посредством информационно-телекоммуникационных сетей

     

    (в ред. Федерального закона от 28.07.2012 N 139-ФЗ)

     
        1. Доступ к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", в местах, доступных для детей, предоставляется лицом, организующим доступ к сети "Интернет" в таких местах (за исключением операторов связи, оказывающих эти услуги связи на основании договоров об оказании услуг связи, заключенных в письменной форме), другим лицам при условии применения административных и организационных мер, технических, программно-аппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.
        2. Сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", не зарегистрированный как средство массовой информации, может содержать знак информационной продукции (в том числе в машиночитаемом виде) и (или) текстовое предупреждение об ограничении ее распространения среди детей, соответствующие одной из категорий информационной продукции, установленных частью 3 статьи 6 настоящего Федерального закона. Классификация сайтов осуществляется их владельцами самостоятельно в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
     

    Статья 15. Дополнительные требования к обороту отдельных видов информационной продукции для детей

     
        1. В информационной продукции для детей, включая информационную продукцию, распространяемую посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", и сетей подвижной радиотелефонной связи, не допускается размещать объявления о привлечении детей к участию в создании информационной продукции, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.
        (в ред. Федерального закона
    от 28.07.2012 N 139-ФЗ)
        2. Содержание и художественное оформление информационной продукции, предназначенной для обучения детей в дошкольных образовательных учреждениях, должны соответствовать содержанию и художественному оформлению информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет.
        3. Содержание и художественное оформление печатных изданий, полиграфической продукции (в том числе тетрадей, дневников, обложек для книг, закладок для книг), аудиовизуальной продукции, иной информационной продукции, используемой в образовательном процессе, должны соответствовать требованиям статей 7 - 10 настоящего Федерального закона.
     

    Статья 16. Дополнительные требования к обороту информационной продукции, запрещенной для детей

     
        1. Первая и последняя полосы газеты, обложка экземпляра печатной продукции, иной полиграфической продукции, запрещенной для детей, при распространении для неопределенного круга лиц в местах, доступных для детей, не должны содержать информацию, причиняющую вред здоровью и (или) развитию детей.
        2. Информационная продукция, запрещенная для детей, в виде печатной продукции допускается к распространению в местах, доступных для детей, только в запечатанных упаковках.
        3. Информационная продукция, запрещенная для детей, не допускается к распространению в предназначенных для детей образовательных организациях, детских медицинских, санаторно-курортных, физкультурно-спортивных организациях, организациях культуры, организациях отдыха и оздоровления детей или на расстоянии менее чем сто метров от границ территорий указанных организаций.
     

    Глава 4. ЭКСПЕРТИЗА ИНФОРМАЦИОННОЙ ПРОДУКЦИИ

     

    Статья 17. Общие требования к экспертизе информационной продукции

     

    (в ред. Федерального закона от 28.07.2012 N 139-ФЗ)

     
        1. Экспертиза информационной продукции проводится экспертом, экспертами и (или) экспертными организациями, аккредитованными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, по инициативе органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, общественных объединений, граждан на договорной основе. В случае несогласия с результатами проведенной экспертизы информационной продукции заинтересованное лицо вправе оспорить экспертное заключение в судебном порядке.
        2. Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти осуществляет в установленном им порядке аккредитацию экспертов и экспертных организаций на право проведения экспертизы информационной продукции, включая выдачу аттестатов аккредитации, приостановление или прекращение действия выданных аттестатов аккредитации, ведение реестра аккредитованных экспертов и экспертных организаций и контроль за деятельностью аккредитованных им экспертов и экспертных организаций.
        3. Сведения, содержащиеся в реестре аккредитованных экспертов и экспертных организаций, являются открытыми и доступными для ознакомления с ними любых физических лиц и юридических лиц, за исключением случаев, если доступ к таким сведениям ограничен в соответствии с федеральными законами.
        4. Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти размещает в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на своем официальном сайте следующие сведения из реестра аккредитованных экспертов и экспертных организаций:
        1) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, организационно-правовая форма юридического лица, адрес его места нахождения, адреса мест осуществления экспертной деятельности (в отношении аккредитованных экспертных организаций);
        2) фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, адреса мест осуществления экспертной деятельности (в отношении аккредитованных экспертов, являющихся индивидуальными предпринимателями);
        3) фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество физического лица, наименование и организационно-правовая форма экспертной организации, адреса мест осуществления экспертной деятельности (в отношении аккредитованных экспертов, являющихся работниками экспертных организаций);
        4) номер и дата выдачи аттестата аккредитации;
        5) номер и дата приказа (распоряжения должностного лица) уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти об аккредитации эксперта или экспертной организации;
        6) вид информационной продукции, экспертизу которой вправе осуществлять аккредитованный эксперт или аккредитованная экспертная организация;
        7) сведения о приостановлении или прекращении действия выданного аттестата аккредитации.
        5. В качестве эксперта, экспертов для проведения экспертизы информационной продукции могут выступать лица, имеющие высшее профессиональное образование и обладающие специальными знаниями, в том числе в области педагогики, возрастной психологии, возрастной физиологии, детской психиатрии, за исключением лиц:
        1) имеющих или имевших судимость за совершение тяжких и особо тяжких преступлений против личности, преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, умышленных преступлений против здоровья населения и общественной нравственности;
        2) являющихся производителями, распространителями информационной продукции, переданной на экспертизу, или их представителями.
        6. Порядок проведения экспертизы информационной продукции устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с соблюдением требований настоящего Федерального закона.
        7. Экспертиза информационной продукции может проводиться двумя и более экспертами одной специальности (комиссионная экспертиза) или разных специальностей (комплексная экспертиза).
        8. Срок проведения экспертизы информационной продукции не может превышать тридцать дней с момента заключения договора о ее проведении.
        9. Оплата услуг экспертов, экспертных организаций и возмещение понесенных ими в связи с проведением экспертизы информационной продукции расходов осуществляются за счет заказчика экспертизы.
     

    Статья 18. Экспертное заключение

     
        1. По окончании экспертизы информационной продукции дается экспертное заключение.
        2. В экспертном заключении указываются:
        1) дата, время и место проведения экспертизы информационной продукции;
        2) сведения об экспертной организации и эксперте (фамилия, имя, отчество, образование, специальность, стаж работы по специальности, наличие ученой степени, ученого звания, занимаемая должность, место работы);
        3) вопросы, поставленные перед экспертом, экспертами;
        4) объекты исследований и материалы, представленные для проведения экспертизы информационной продукции;
        5) содержание и результаты исследований с указанием методик;
        6) мотивированные ответы на поставленные перед экспертом, экспертами вопросы;
        7) выводы о наличии или об отсутствии в информационной продукции информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, о соответствии или о несоответствии информационной продукции определенной категории информационной продукции, о соответствии или о несоответствии информационной продукции знаку информационной продукции.
        3. Экспертное заключение комиссионной экспертизы подписывается всеми экспертами, участвовавшими в проведении указанной экспертизы, если их мнения по поставленным вопросам совпадают. В случае возникновения разногласий каждый эксперт дает отдельное экспертное заключение по вопросам, вызвавшим разногласия. Каждый эксперт, участвовавший в проведении комплексной экспертизы, подписывает часть экспертного заключения, содержащую описание проведенных им исследований, и несет за нее ответственность.
        4. Экспертное заключение составляется в трех экземплярах для передачи заказчику экспертизы информационной продукции, для направления в течение двух рабочих дней со дня подписания экспертного заключения в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти и для хранения у эксперта или в экспертной организации в течение пяти лет.
        (в ред. Федерального закона
    от 28.07.2012 N 139-ФЗ)
        5. Информация о проведенной экспертизе информационной продукции и ее результатах размещается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на своем официальном сайте в течение двух рабочих дней со дня получения экспертного заключения.
        (в ред. Федерального закона
    от 28.07.2012 N 139-ФЗ)
        6. Повторное проведение экспертизы конкретной информационной продукции допускается в порядке, установленном процессуальным законодательством, при рассмотрении судом споров, связанных с результатами проведенной экспертизы информационной продукции.
        (в ред. Федерального закона
    от 28.07.2012 N 139-ФЗ)
     

    Статья 19. Правовые последствия экспертизы информационной продукции

     
        В срок не позднее чем пятнадцать дней со дня получения экспертного заключения федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, принимает решение:
        1) о несоответствии информационной продукции требованиям настоящего Федерального закона и вынесении предписания об устранении выявленного нарушения в случае, если в экспертном заключении содержится вывод о наличии в данной информационной продукции информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, либо о несоответствии знака информационной продукции определенной категории информационной продукции;
        2) о соответствии информационной продукции требованиям настоящего Федерального закона и об отказе в вынесении указанного в пункте 1 настоящей части предписания.
     

    Глава 5. КОНТРОЛЬ (НАДЗОР) В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ ОТ ИНФОРМАЦИИ, ПРИЧИНЯЮЩЕЙ ВРЕД ИХ ЗДОРОВЬЮ И (ИЛИ) РАЗВИТИЮ

     

    (в ред. Федерального закона от 28.07.2012 N 139-ФЗ)

     

    Статья 20. Государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию

     

    (в ред. Федерального закона от 28.07.2012 N 139-ФЗ)

     
        1. Государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
        (в ред. Федерального закона
    от 28.07.2012 N 139-ФЗ)
        2. Государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, осуществляется с учетом требований Федерального закона
    от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
        (в ред. Федерального закона
    от 28.07.2012 N 139-ФЗ)
     

    Статья 21. Общественный контроль в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию
        1. Зарегистрированные в установленном федеральным законом порядке общественные объединения и иные некоммерческие организации в соответствии с их уставами, а также граждане вправе осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации общественный контроль за соблюдением требований настоящего Федерального закона.
        2. При осуществлении общественного контроля общественные объединения и иные некоммерческие организации, граждане вправе осуществлять мониторинг оборота информационной продукции и доступа детей к информации, в том числе посредством создания "горячих линий".
        (в ред. Федерального закона
    от 28.07.2012 N 139-ФЗ)
     

    Глава 6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ ОТ ИНФОРМАЦИИ, ПРИЧИНЯЮЩЕЙ ВРЕД ИХ ЗДОРОВЬЮ И (ИЛИ) РАЗВИТИЮ

    Статья 22. Ответственность за правонарушения в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию

     
        Нарушение законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
    Глава 7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     

    Статья 23. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

     
        1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2012 года.
        2. Положения части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона не распространяются на печатную продукцию, выпущенную в оборот до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
     

    Президент
    Российской Федерации
    Д.МЕДВЕДЕВ

     
        Москва, Кремль
        29 декабря 2010 года
        N 436-ФЗ



    Предварительный просмотр:

    Урок медиабезопасности для старшеклассников

    1. Примерное вступительное слово учителя

    Наш сегодняшний урок – не совсем обычен. Он посвящен проблеме медиабезопасности. К сожалению, вопросы сохранения личной и общественной безопасности в мире СМИ не входят пока в программу дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности», поэтому возникла необходимость посвятить этому отдельный урок.

    Иногда именно средства массовой информации, печатные и электронные, оказываются источником угрозы жизни и здоровью людей, в первую очередь детей и подростков. Наверное, вы слышали многочисленные истории о том, как ваши ровесники становились жертвами преступлений, если вступали в виртуальное общение с незнакомыми людьми, а потом соглашались на встречу с ними.  К сожалению, есть случаи, когда старшеклассники оказывались на скамье подсудимых и были осуждены за то, что, уверенные в своей безнаказанности, оставляли в социальных сетях посты, которые позже судом были квалифицированы как экстремистские высказывания. Наверное, если бы ребята были вовремя проинформированы о том, что их может ждать за эти высказывания, они бы не стали этого делать.

    Учитывая подобные факты и угрозы, Государственная Дума Российской Федерации в декабре 2010 года приняла закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Он вступит в силу с 1 сентября этого года. Собственно именно это событие и является формальным поводом для нашего сегодняшнего разговора.

    А для начала вам предлагается просмотреть фильм, который называется «Осторожно: Информационное общество! Урок по технике медиабезопасности». Перед началом фильма к вам обратится Уполномоченный по делам ребенка Челябинской области Маргарита Николаевна Павлова.

    1. Просмотр фильма.
    2. Обсуждение фильма. Возможные вопросы для организации обсуждения:

    - Насколько актуальна для нашего времени проблема медиабезопасности?

    - Известны ли вам лично случаи, когда кто-то из ваших знакомых пострадал из-за некачественной информации в средствах массовой информации или в средствах массовой коммуникации? В чем, кстати, различие между этими понятиями?

    - Как вы думаете, чем может объясняться тот факт, что процент активных пользователей Интернета среди российских школьников выше, чем среди европейских?

    - Правы ли, на ваш взгляд, эксперты, видящие в этом прямую угрозу физическому и психическому здоровью молодых?

    - В чем состоит специфика Интернет-активности российских школьников?

    - Что такое кибербуллинг?

    - Какие еще угрозы таит в себе Интернет и вообще медиасреда?

    - Куда можно обратиться подросткам в случае необходимости по поводу различных медиаугроз?

    4. Раздача памяток «Древо познания 2.0. Натурально выращенные советы по исследованию сети Интернет». Знакомство с памяткой. Обсуждение ее.

    Возможные вопросы для организации обсуждения:

    - Что такое качественная пресса? Какие СМИ вы бы отнесли к качественным? Чем она отличается от «желтой» прессы?

    - Известны ли вам случаи из реальной судебной практики в отношении старшеклассников? С какого возраста наступает судебная ответственность?

    - Что такое выходные данные печатного издания? Какая информация размещается в выходных данных?

    - Кто такие издатель, редактор, владелец СМИ? Какие цели могут преследовать эти лица?

    - Что такое скрытая реклама? Приведите примеры.

    - Какие правила вам кажутся обязательными для исполнения в целях безопасности, а какие представляются надуманными? Почему?

     

    1. Викторина по медиатематике.

    - Когда в России появилась первая печатная газета? (1702 г.)

    - Как она называлась и кто был инициатором ее создания? («Ведомости», Петр I)

    - Какие виды СМИ вам известны? Сколько их? (4: периодическая печать, радио, телевидение, Интернет-СМИ)

    - В каком из видов СМИ регистрация имеет добровольный характер? (Интернет-СМИ)

    - При каком тираже печатное периодическое издание должно регистрироваться? (1000 экз.)

    - К какому году относятся самые старые сохранившиеся в мире газеты? (1609 г., Германия)

    - Когда было изобретено радио и когда оно стало видом СМИ? (1895 г.; 20-е годы XX века)

    - Какой вид СМИ наименее затратен? (радио)

    - Что такое государственные, официальные СМИ? Примеры в разных видах СМИ (те, которые учреждены и финансируются органами госвласти; федеральные – «Российская газета», канал «Россия1», «Радио России»; региональные челябинские – газета «Южноуральская панорама», канал ОТВ, Радио ОТВ)

    - Во всех ли странах существуют государственные, официальные СМИ? Если нет, где их нет? (не во всех, пример – США)

    - Что такое предварительная цензура? Когда она была отменена в СССР/России? (это обязательный контроль за содержанием всех материалов СМИ перед публикацией или перед выходом в эфир; отменен в 1990 г.?)

    - Считается, что первая в мире страна, отменившая предварительную цензуру, - это Англия? Когда это произошло? (1694 г.)

    - Какой вид СМИ имеет аудиовизуальную природу и потому очень сильно воздействует на сознание и психику? (ТВ)

    - Какой вид СМИ отличается интерактивностью, мультимедийностью и сверхоперативностью? (Интернет-СМИ)

    - Приведите примеры деловых СМИ (Бизнес FM, Коммерсант FM, газеты «КоммерсантЪ», «Ведомости», РБК, Эксперт ТВ и т.д.)

    - Как называется челябинская областная газета для школьников? (ЧиП, Читай и пиши)

    - Когда празднуется Международный день свободы слова и печати? (3 мая)

    - Какое советское издание (еженедельник) занесен в Книгу рекордов Гиннеса как издание с самым большим тиражом в мире? Это было в эпоху перестройки. (газета «Аргументы и факты», более 33 миллионов экз.)

    - Указ о создании какого вида телевидения недавно подписан президентом РФ? (общественного ТВ)

    - Какой из ныне существующих партийных газет в 2012 году исполняется 100 лет? («Правда», КПРФ)

     



    Предварительный просмотр:

    План урока медиабезопасности для средних классов

    Цитата

    Только тот свободен, кто самостоятельно мыслит и не повторяет чужих слов, смысла которых он не понимает

    Ключевые слова: свобода, общение, массовая коммуникация, угроза, ответственность, здоровье, успех.

    Вид деятельности

    Содержание

    Слово учителя


    Беседа






    Запись на доске



    Беседа










    Запись на доске


    Беседа



    Основа успешной жизни и деятельности нашего класса – общение, обмен мнениями, сообщение важной информации. Возможности общения, расширяются, когда мы пользуемся средствами массовой коммуникации: пресса, телевидение, радио, компьютер, интернет и т. п.


    Коммуникация (от лат. «сообщение»)

    Средства массовой коммуникации – СМК.


    Средства массовой коммуникации сегодня дают безграничную свободу в самопроявлении и в контактах с другими людьми. Например, получение новостей, подготовка к урокам и образование, просмотр фильмов и обсуждение интересных тем, новые знакомства.

    Но вместе с этой свободой возникает и большая ответственность, поскольку возрастает риск и угроза здоровью, чести и достоинству. Вред может быть причинен вам и вашим близким людям. Самое опасное, что не всегда понятно, когда нанесен вред, вами могут манипулировать.


    Манипуляция (управление).


    Таким образом, нужно научиться защищать себя, быть ответственным за свою свободу. Давайте посмотрим фильм, посвященный этой сложной теме.

    Закрепляющая беседа

    (после просмотра фильма)

    Вопросник для беседы:

    1. Как вы понимаете слово «свобода»?
    2. Что такое безответственная и неконтролируемая свобода? Что она может принести человеку?
    3. Что такое средства массовой коммуникации? Чем они полезны для человека?
    4. Какие угрозы и опасности таятся в СМК? Чем они вызваны?
    5. Что такое кибербуллинг?
    6. Почему нужно помнить, что виртуальные друзья должны быть только виртуальными?
    7. Что такое игромания?
    8. Что значат словосочетания «навязывать информацию», «манипулировать»?
    9. Какие вы знаете нарушения прав детей и подростков в интернете? Куда нужно обращаться за помощью?
    10. Что значит осознать свободу и быть ответственным?

    Викторина

    Что относится к средствам массовой коммуникации (СМК)?

    Печать, радио, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись, интернет.


    Как называют журналистику по ее влиянию на общество, когда она становится властью?

    Четвертая власть.


    Назовите самую старую газету города Челябинска и области.

    «Челябинский рабочий».


    Назовите журнал, создателем и редактором которого был А.С. Пушкин

    Современник


    Назовите федеральные (общероссийские) телеканалы.

    Первый канал, Канал Россия-1, Канал Культура, НТВ, РЕН-ТВ и др.


    Вид телепередачи, в котором один или несколько приглашённых участников в присутствии зрителей ведут обсуждение предлагаемых ведущим тем. Приведите 1-2 примера.

    Ток-шоу. Прямой эфир, Пусть говорят, Поединок с Вл. Соловьёвым


    Информация о товарах и различных видах услуг с целью их продажи, создания спроса на них.

    Реклама


    Распространение заведомо ложных сведений в печати, СМИ, личной переписке и на словах (публично). Является преступлением.

    Клевета.


    Ведущий шоу на музыкальном телеканале – это

    Виджей (ви-джей).


    Какие юмористические программы Вы знаете?


    Изображение или картинка, которая отражает характер и внешность владельца страницы в социальной сети

    Аватар (аватарка).


    Как называется свободная универсальная интернет-энциклопедия?

    Википедия.


    Как называется вредоносная компьютерная программа, уничтожающая электронную информацию?

    Вирус


    Что такое блог?

    Веб-сайт, основное содержимое которого  – регулярно добавляемые записи (посты), содержащие текст, изображения или мультимедиа.

    Анкета (Тест)

    «Проверь себя…»

    Краткий тест, с помощью которого можно определить степень зависимости от Интернета (по материалам исследований К.С. Янг. Цит. по: http://www.psyline.ru/inzav.htm, авторский интернет-проект врача-психотерапевта И. Рассказова)

    1. Чувствуете ли Вы себя озабоченным Интернетом (думаете ли Вы о предыдущих он-лайн сеансах и предвкушаете ли последующие)?

    2. Ощущаете и Вы потребность в увеличении времени, проведенного в Сети?

    3. Были ли у Вас безуспешные попытки контролировать, ограничить или прекратить использование Интернета?

    4. Чувствуете ли Вы себя усталым, угнетенным или раздраженным при попытках ограничить или прекратить пользование Интернетом?

    5. Находитесь ли Вы он-лайн больше, чем предполагали?

    6. Были ли у Вас случаи, когда Вы рисковали получить проблемы в учебе или в семье из-за Интернета?

    7. Случалось ли Вам лгать членам семьи, врачам или другим людям, чтобы скрыть время пребывания в Сети?

    8. Используете ли Вы Интернет для того, чтобы уйти от проблем или от дурного настроения (например, от чувства беспомощности, виновности, раздраженности или депрессии)?


    Реципиент считается интернет-зависимым в случае пяти или более положительных ответов на эти вопросы.


    Так, Кимберли Янг приводит четыре признака:

    1. Навязчивое желание проверить e-mail
    2. Постоянное желание следующего выхода в Интернет
    3. Жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени в Интернет
    4. Жалобы окружающих на то, что человек тратит слишком много денег на Интернет.


    Тест на зависимость от телевидения

    Предназначение. Данный тест предназначен для выявления уровня зависимости от телевизора и телевидения.

    Инструкция

    Ниже приведён ряд утверждений. Постарайтесь внимательно прочитать каждое из них. Если Вы согласны с утверждением, тогда отметьте слово "Да". Если несогласны, тогда отметьте слово "Нет". Постарайтесь в каждом утверждении выбрать "Да" или "Нет".

    Задания

    1. Я смотрю телевизор каждый день, если есть возможность. да / нет

    2. Я помню как выглядят все или почти все главы следующих государств: США, Великобритании, Израиля, Франции, Германии, Италии, Венесуэлы. да / нет

    3. По крайней мере один раз в несколько дней я делюсь с кем-нибудь увиденным по телевизору. да / нет

    4. В мои планы входит покупка нового телевизора в обозримом будущем. да / нет

    5. При виде некоторых знаменитостей меня охватывает сильное раздражение. да / нет

    6. Как правило, уже по первым звукам рекламного ролика я могу угадать что рекламируют в данном ролике. да / нет

    7. Иногда я ложусь позже, чем следовало бы, из-за телевизора. да / нет

    8. Я интересуюсь жизнью некоторых телезвёзд. Я ищу дополнительную информацию про них в газетах, журналах или интернете. да / нет

    9. Хотя бы иногда я изучаю программу телепередач. да / нет

    10. У меня есть любимые телекомпании, и я ревностно слежу за борьбой телекомпаний. да / нет

    11. Некоторые телевизионные знаменитости для меня служат эталоном красоты: я копирую их иногда в одежде, в причёсках, в манере разговаривать и т. п. да / нет

    12. Коротая время в ожидании любимой телепередачи, я иногда смотрю другие малоинтересные передачи. да / нет

    13. Прямо сейчас я могу назвать несколько любовных интрижек телевизионных звёзд. да / нет

    14. В настоящее время у меня есть хотя бы один любимый телесериал, серии которого я стараюсь не пропускать. да / нет

    15. Смотря какое-нибудь шоу, я активно сопереживаю участникам: подсказываю им в уме, иногда вслух ругаюсь, думаю как бы я повёл себя на их месте. да / нет

    16. Когда была последняя Олимпиада, я старался каждый день смотреть репортажи с неё. да / нет

    17. Если бы у меня сломался телевизор, я бы постарался починить его в течение двух недель или же купить новый. да / нет

    18. Некоторые песни звучат по телевизору так часто, что уже меня раздражают. да / нет

    19. Было бы неплохо, если по телевизору чаще показывали жизнь обычных, реальных людей. Хотя бы таких как я. да / нет

    20. Я так устаю за день, что только телевизор может меня развлечь. Телевизор для меня средство отдыха. да / нет

    Обработка результатов

    Подсчитайте количество положительных ответов на вопросы теста (сколько отмечено слов "да").

    0 - 5 баллов. Вы человек свободный от телевидения. Вас нельзя назвать вполне современным человеком, потому что Вы не в курсе последних телесплетен, не знаете как выглядят "известные" политики или какие-то деятели шоу-бизнеса. Похоже, что Вам это и не нужно. Возможно, что интернет заменил для Вас телевидение или же "работа на двух работах". Ну что ж, это Ваше право, и слава богу, что никто это право отнять у нас не может. Самая большая опасность, которая подстерегает Вас - случайно Вы можете оскорбить заядлого телемана, обвинив его в зависимости от телевидения. В общении с телеманами не допускайте категоричности в оценках и суждениях касательно обитателей телевизора. Не старайтесь перевоспитывать телеманов. Самое хорошее, что можно сделать, - выдернуть друга или родственника из любимого кресла и пойти вместе играть в футбол, в театр, на собачью выставку...

    6 - 10 баллов. Нормальный результат. Телевизор для Вас - источник сведений и небольшое развлечение, которое нужно для отвлечения, переключения. Скорее всего, Вы человек внутренне свободный, хотя иногда и подвержены слабостям. Вы вполне современный человек, и Вам есть о чём поговорить в кругу таких же современных людей. Вам нравится, когда кипит жизнь вокруг Вас. И Вам нравится, когда кипит жизнь внутри телевизора. Если Вам по роду Вашей профессиональной деятельности необходима интеллектуальная трезвость, творческое начало, некая индивидуальная самобытность и самоотдача, тогда следует ограничить себя от просмотра телепередач. Если же Вы простой трудяга, который кое-как доползает до квартиры чтобы поесть-поспать, тогда не стоит ограничивать себя. Однако по выходным старайтесь смотреть телевизор минимально: пойдите погуляйте по парку или ещё где-нибудь; позанимайтесь спортом, садоводством; сходите в музей, театр или клуб; устройте себе поездку в другой город.

    11 - 15 баллов. Вы слишком много времени проводите у голубого экрана. Если Вы не телевизионный критик и не продавец телевизоров, то задумайтесь хорошенько а надо ли вам ЭТО. Если Вы любите спортивные передачи, то подумайте, а сами Вы спортом давно занимались? Если Вы обожаете, например, шоу с красивыми артистами, то посмотрите на себя в зеркало и попробуйте доказать себе, что стали хотя бы чуточку красивее от просмотра подобных шоу. Вы ещё не совсем конченый человек. Попробуйте себя ограничивать. Например, один сериал в день + программа новостей. Не обманывайте себя тем, что телевизор для Вас - источник многих полезных знаний (например, рецептов кулинарных блюд). В книгах и интернете этих знаний в миллион раз больше. Если телевизор для Вас - средство борьбы с одиночеством, то попробуйте что-то другое. Может быть, где-то рядом находится ещё один такой же одинокий человек. Или же допустим, какой-нибудь одноклассник уже двадцать лет ждёт удачного случая встретиться с Вами.

    16 - 20 баллов. Вы очень сильно зависите от телевизора и его обитателей. Про вашу жизнь можно сказать, что в ней имеется четвертое измерение. И это измерение - телевидение. Возможно, что Вы сильно стиснуты в первых трёх измерениях: жизнь ваша скучна, ограничена домом и работой (или учебой), у Вас нет друзей или им с Вами скучно ну и так далее. Попробуйте всё-таки что-то изменить в своей жизни: заведите друзей, домашних животных, хобби; поменяйте работу, жильё и пр.; займитесь спортом, совершенствованием своей внешности; ударьтесь в карьеру, читайте специализированную литературу. Иначе рано или поздно на Вас нападёт великая депрессия и будет Вам очень стыдно за годы единственной и уникальной жизни, проведённые у голубого экрана. Обратите внимание, что Вы уже настолько погрязли в телезависимости, что само собой это уже не пройдёт. И без силы воли тут пожалуй не обойтись. Можно, конечно, попробовать себя ограничивать в просмотре телепередач. Но самое хорошее - это выбросить телевизор ко всем чертям.

    Год разработки теста. 2008

    Постоянная ссылка. http://azps.ru/tests/kit/kit1000.html 

    Библиографическая ссылка

    1. Тест на зависимость от телевидения [Электронный ресурс] // А. Я. Психология (azps.ru) : [web-сайт]. 8.12.2008. – Режим доступа: http://azps.ru/tests/kit/kit1000.html (8.12.2008).

    Разработчик. Лаборатория azps.ru

    Раздача и обсуждение памятки

    «Мой компьютер. Безопасность в Сети»

    Основные правила работы в интернете для школьников средних классов

    Вы должны это знать:


    1. При регистрации на сайтах старайтесь не указывать личную информацию, т.к. она может быть доступна незнакомым людям.
    2. Используйте веб-камеру только при общении с друзьями. Проследите, чтобы посторонние люди не имели возможности видеть ваш разговор, т.к. он может быть записан.
    3. Откажитесь от уговоров незнакомых людей о личной встрече. Подобные предложения лучше игнорировать, а общение со слишком настойчивым человеком прекратить.
    4. Нежелательные письма от незнакомых людей называются «Спам». Если вы получили такое письмо, не отвечайте на него. В случае, если Вы ответите на подобное письмо, отправитель будет знать, что вы пользуетесь своим электронным почтовым ящиком и будет продолжать посылать вам спам.
    5. Если вам пришло сообщение с незнакомого адреса, его лучше не открывать. Подобные письма могут содержать вирусы.
    6. Не следует переходить по ссылкам в сообщениях от неизвестных адресатов. Это может быть небезопасно, поскольку сообщение может быть отправлено злоумышленниками.
    7. Не стоит обращать внимания на предложение бесплатных подарков, легкого заработка, сообщения о получении наследства и пр. Такие сообщения рассылают только мошенники.
    8. Если вам приходят письма с неприятным и оскорбляющим вас содержанием, если кто-то ведет себя в вашем отношении неподобающим образом, сообщите об этом.
    9. Если вас кто-то расстроил или обидел, расскажите все взрослому.

    Источники

    1. Астахов П.А. Рекомендации по проведению уроков медиабезопасности школьников
    2. Фонд развития интернет // http://www.fid.su
    3. Дети России Онлайн http://detionline.com
    4. Центр Безопасного Интернета (Национальный Узел Интернет-безопасности в России) http://www.detivrunete.ru/".HYPERLINK
    5. Чистый Интернет http://www.cleaninternet.ru
    6. Дружественный Рунет http://www.friendlyrunet.ru/


    Предварительный просмотр:

    План урока медиабезопасности для младших школьников

    Вид деятельности

    Содержание урока

    Время

    Вступительное слово учителя

    Ребята, сейчас мне вспоминаются слова из замечательного стихотворения детского писателя Сергея Владимировича Михалкова: «…даже маленький ребенок, не умеющий читать, только вылез из пеленок – просит книгу показать…» Эти слова говорят о том, что ребенку от рождения дается великий дар встречи с КНИГОЙ. Книги заслуживают огромного уважения, потому что это наши друзья. Они читаются нам с раннего детства голосами родных и близких людей. Они рассказывают нам об удивительных путешествиях смелых героев, отважных и умных, добрых и сердечных людях, живущих рядом с нами. Книги и нас учат быть такими же смелыми, мудрыми и добрыми. К ним относятся сказки, стихи, рассказы о природе и о том, как человек любит трудиться и умеет дружить. Ведь без дружбы и труда не вынешь и рыбку из пруда. Из этого состоит человеческое счастье. А мы все хотим быть счастливыми, ведь верно? Поднимите руку, кто НЕ хочет быть счастливым?

    Кроме чтения книг, журналов и газет, мы можем смотреть телевизор, слушать радио. Сейчас все это доступно в одном месте. Называется это место компьютер. Получается, что компьютер – это одна большая книга. Информации становится все больше и больше, и из-за этого современных людей называют «люди-медиа». Иногда даже взрослые люди не могут усвоить и понять всей информации и устают от нее.  

    Возникает вопрос: Всегда ли книги бывают друзьями?  Давайте посмотрим историю о том, как наш знакомый персонаж Губка БОБ однажды попал в таинственный мир информации. И узнал Великую Тайну. Вам могут встретиться незнакомые слова, смысл которых мы разберем прежде, чем вы посмотрите фильм: «Главный Закон планеты»

    5 минут

    Словарная работа

     информация, интернет, персонаж, опутана сетью, компьютер, явно, разочарование, «медиа-люди», современный человек, рачитель, развитие

    5 минут

    Основная часть урока

    Демонстрация сказки

    15 минут

    Вопросы по фильму

    1. Понравилась ли вам сказка?
    2. А за что она вам понравилась? Что интересного вы узнали из нее?
    3. Чем отличалась галактика «Лючия» от планеты «Земля»?
    4. Почему детей на этой галактике звали «лучиками» и «любятами»?
    5.  Что встречалось Бобу в Интернете такое, от чего у него кружилась голова и ему было плохо?
    6. Что самое главное понял Боб из своего путешествия по Интернету в поисках своего родителя-Переродителя?
    7. Что вы чувствовали, когда Боб попал в царство Темных Сил? А когда он преодолел трудности и все-таки попал в другое царство – Светлое, царство своей любимой седьмой планеты?
    8. А кто из вас хотел бы быть похожим на Губку Боба из этой сказки?

    5 минут

    Викторина

    1. Отгадайте загадки:

    Помогает нам учиться,

    Может с нами веселиться,

    По душам поговорить,

    Стоит лишь её открыть. (книга)

    Книга – это наш добрый друг. Раньше она была лучшим подарком, которому очень радовались все ребята, потому что книг было мало, а читать хотели все. Книги нам подскажут, посоветуют, ответят на самые разные вопросы. Если вам вдруг станет грустно, надо просто взять смешную книгу с красивыми картинками и прочитать её. И плохого настроения как не бывало. Вспомните  названия весёлых книг, которые вы читали.

    Зашёл сюда я почитать,

    И стало не до смеха:

    Здесь очень много книг стоит,

    Ведь здесь …. (библиотека).

    А знаете ли вы что ещё, кроме книг есть в библиотеке?

    Верно, здесь есть ещё журналы, газеты, различные словари, справочники, энциклопедии и многое другое. А на их страницах написаны мудрые строчки, которые читали и перечитывали ещё ваши мамы и папы, бабушки и дедушки. До сих пор не устарела книжная мудрость.

    Библиотека! Ты созвездье книг,

    Свеченье мыслей, чувств и нравов разных.

    И люди здесь, воспринимая их,

    Переживают настоящий праздник.

    2.  Без языка живет,

    не ест, не пьет, а говорит.

    (ответ: радио)


    3. Отгадайте, из каких произведений для детей эти фразы.

    – Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?.. (“Морозко”)

     – На столе стояло 3 миски с кашей... (“Три медведя”)

    – А почему у тебя такие большие глаза? (“Красная шапочка”)

    – Жили в том дворце дочери морского царя... (“Русалочка”)

    – Кажется, дождь начинается... (“Винни Пух”)

    – Повадился ту пшеницу кто-то по ночам топтать... (“Конёк-Горбунок”)

    4. На что глянет этот глаз –

    Все картинке передаст (фотоаппарат)

    5.  Говорят в Москве,

    а слышно по всей стране.

    (ответ: радио)

    6. Игра  «Сказки-перепутки».

    Отгадать, из скольких сказок состоит этот коротенький рассказ.

    Легла Снежная королева спать на горошинку, но заснуть не смогла, потому что Бременские музыканты всю ночь играли музыку под окном, а Кот в сапогах танцевал с Золушкой, а Мальчик с пальчик с Красной шапочкой пели песни. (7 сказок: «Снежная королева», «Принцесса на горошине», «Бременские музыканты», «Кот в сапогах», «Золушка», «Мальчик с пальчик», «Красная шапочка»).

    7. Стоит на крыше верхолаз

    И ловит новости для нас.

    (Антенна).

    8. Игра  «Доскажи имя».

    Микки ... (Маус)
    Гадкий ... (утёнок)
    Крокодил ... (Гена)
    Почтальон ... (Печкин)
    Доктор ... (Айболит)

    Красная .. (Шапочка)

    Аленький ..(цветочек)

    Золотой…(ключик)

    9.  Не пчела, а жужжит.

     (ЖЖ — Живой журнал)

    10. Игра «Верю – не верю»

    Верите ли вы, что...

     – в Японии ученики на доске пишут кисточкой с цветными чернилами? (да)

    – в Австралии практикуется применение одноразовых школьных досок? (нет)

    – авторучка была изобретена еще в Древнем Египте? (да)

    – шариковая ручка сначала применялась только военными летчиками? (да)

    – в Африке выпускаются витаминизированные карандаши для детей, имеющих обыкновение грызть что попало? (да)

     – в некоторые виды цветных карандашей добавляется экстракт моркови для большей прочности грифеля? (нет)

    11. Живет в нем вся вселенная,

    А вещь обыкновенная.

    (Телевизор)

    12. На доске:

    Они получили ее в подарок.

    Прочитайте предложение.

    Все ли вам понятно в нем?

     Кто получил подарок?

    Что получили в подарок?

    Значение каких слов требует уточнения? (они, ее).

    Назовите те слова, значение которых вам понятно (подарок, получили). Давайте попробуем вместо непонятных слов поставить понятные и «распакуем» предложение. Например, «дети получили книгу в подарок». Важно помнить, что слова – это великая ценность! Их надо учить в большом количестве, бережно к ним относиться и смело использовать в своей речи.

    13. Ребята, спросите дома у родителей, какими были ваши первые слова?

    14. Без крыльев, без тела

    за тысячу верст прилетело.

    (Радио)

    1. Виртуальная птичка-невеличка. (Твиттер)
    2. По волне, по волне
      Плывет музыка ко мне
      (Радио)
    3. День и ночь стою на крыше,

    Нет ушей, а я все слышу.

    Вдаль гляжу, хотя без глаз,

    На экране мой рассказ.

    (Антенна)

    1. По волне, по волне

    Плывет музыка ко мне

    (Радио)

    1. Стою на крыше,

    Всех труб выше

    (Антенна)

    1. В Москве говорят, а у нас слышно.

    (Радио)

     

    10 минут

    Раздача памятки

    «Основные правила путешествия по Интернету»

    5 минут



    Предварительный просмотр:

    УТВЕРЖДАЮ:

    ___________________

    Директор Уральской СОШ

    (Мокрушина З.А.)

     

                             

    ПЛАН РАБОТЫ

     по медиабезопасности

    в МОУ Уральской СОШ

    на 2012-2013 г

     

    № п/п

    Мероприятие

    Классы

    Срок

    Ответственные

    Работа с обучающимися

    1

    Беседа «Правила поведения в интернете: защита от вредоносных программ»

    5-11

    январь

    Учитель информатики

    2

    «Общие рекомендации по обеспечению безопасной работы в Интернете»

    1-11

    февраль

    Учитель информатики

    3

    «Тактика борьбы с вредоносными программами»

    7-11

    февраль

    Классные руководители

    4

    «Телефонные мошеничества»

    1-11

    март

    Классные руководители

    5

    «Владельцам пластиковых банковских карт: как защититься от мошенников»

    апрель

    Классные руководители

    6

    «Защита электронной почты»

    7-11

    май

    Учитель информатики

    7

    Тематическая линейка «Безопасность и мобильный телефон»

    1-11

    сентябрь

    Преподаватель-организатор ОБЖ

    8

    Урок по медиабезопасности

    1-11

    сентябрь

    Классные руководители

    9

    Классный час  «Игромания. Последствия зависимости»

    1-11

    октябрь

    Классные руководители

    10

    Анкетирование «Компьютерная безопасность»

    5-11

    октябрь

    Зам. директора по ВР

    11

    Тематические минутки на уроках информатики и ОБЖ о безопасной работе в сети Интернет

    8-11

    В течение года

    Учитель информатики и ОБЖ

    6.

    Оформление уголка по медиабезопасности

     

    Сентябрь-октябрь

    Зам. директора по ВР

    7.

    Оформление странички школьного сайта «Медиабезопасность»

     

    ноябрь

    Администратор сайта

    8.

    Конкурс презентаций  «Безопасный Интернет – детям!»

    8-11

    ноябрь

    Классные руководители

     8-11 классов

    9.

    Выпуск тематической газеты «Защити себя!»

    1-11

    декабрь

    Зам. директора по ВР

    Работа с родителями

    1.

    Общешкольное родительское собрание «Медиабезопасность детей и подростков»

    1-11

    октябрь

    Зам. директора по ВР

    2.

    Оформление странички школьного сайта «Медиабезопасность»

    1-10

    ноябрь

    Администратор сайта

     

    3.

    Разработка и распространение памяток по медиабезопасности

    1-10

    декабрь

    Зам. директора по ВР

     

    Работа с педагогическим коллективом

    1.

    Совещание при директоре

    «Организация работы по обеспечению медиабезопасности детей и подростков»

     

    сентябрь

    директор

    2.

    Педпоиск

    «Работа в социальной сети «Дневник.РУ»

     

    октябрь

    Зам. директора по УВР

    3.

    Разработка плана работы по медиабезопасности

     

    сентябрь

    Зам. директора по ВР

     

    4.

    Разработка режима работы компьютерного класса

     

    август

    Зам. директора по УВР

    1

    Совещание классных руководителей по вопросам обеспечения медиабезопасности детей и подростков

    Январь,

    сентябрь

    Зам. директора по ВР

    2

    Разработка плана работы по формированию и расширению компетентностей педагогов по вопросам обеспечения медиабезопасности детей и подростков. Подготовка методических рекомендаций

    январь

    Зам. директора по ВР

    3

    Мониторинг информированности педагогов о проблеме медиабезопасности и компетентностей педагогов по обеспечению медиабезопасности детей и подростков

    февраль

    Зам. директора по ВР

    4

    Совещание педколлектива «Организация работы по обеспечению медиабезопасности детей и подростков»

    март

    Директор школы

    5

    Лекция «Сохранение психического и физического здоровья детей в современной информационной среде»

    апрель

    Учитель информатики и обществознания

    6

    Итоговое тестирование педагогов и учащихся по вопросам медиабезопасности

    май

    Зам. директора по ВР

    4.

    Педагогический совет

    «Опасность современной информационной среды для детей и подростков. Основные законы РФ и международного права в области медиасферы»

     

    ноябрь

    Директор

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок медиабезопасности

    Презентация к Уроку медиабезопасности. Рекомендации школьникам (по возр. группам), родителям и учителям по безопасной работе в сети интернет...

    Материал по медиабезопасности школьников

    Материал содержит нормативные документы и интернет сайты по предотвращению интернет угроз...

    Урок медиабезопасности

    Материалы для родителей по безопасности детей в интернете...

    Урок медиабезопасности

    Этот классный час был проведен мной 1 сентября 2011 года.  С такой инициативой выступил  Уполномоченный  при Президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов. Цель такого класного часа: об...

    Урок по медиабезопасности

    Архив содержит ход урока и презентацию по медиабезопасности...