Литературная гостинная "Поэзия и сказания народов ханты и манси"
методическая разработка по теме

Билохвост Алла Юрьевна

Знакомство с творчеством народов ханты и манси, просмотр тематических мультфильмов, открывающих особенности поэзии народов севера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poeziya_hanty_i_mansi.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная гостиная «Поэзия и литературные сказания народов ханты и манси»

Цель:

  1. Знакомство с творчеством народов ханты и манси;
  2. Закрепить знания по истории ХМАО.

Задачи:

  1. Воспитание любви к родному краю;
  2. Воспитание бережного отношения к природе;
  3. Воспитание сопричастности к окружающему миру.

Ход мероприятия

В1: В последнее время все больше внимания уделяется духовному становлению личности, истокам формирования национального характера. Задумываясь над этими вопросами, мы обратимся к фольклору северных народов. Наша Родина - Ханты-Мансийский автономный округ. Знакомство с фольклором ханты и манси поможет нам расширить представление об окружающем мире, проникнуть в загадочные души этих народностей, научиться трепетно относиться к их уникальной культуре.

В2: Фольклор ханты и манси связан с системой верований, с потребностями людей, с их повседневной жизнью.  В устном народном творчестве ханты и манси наблюдается взаимодействие пяти сфер. Это человек, мир духов, стихии природы, животный и растительный мир. Главным связующим звеном всех пяти сфер является человек.

И теперь мы предлагаем Вашему вниманию мультфильм, снятый по мотивам сказки ханты, под названием «Пумасипа».

В1: У ханты и манси одним из главных механизмов существования культуры является ориентация на образ идеального, совершенного человека. Многочисленны и разнообразны модели совершенной личности: «Добрый молодец», «Храбрый джигит», «Золотые руки» и т.д.

В2: У народов Севера идеал человека выражается через Ворнэ - добрую лесную богиню, воплощающую в себе лучшие человеческие качества. В сказках  ханты и манси постоянно подчеркивается, что совершенный человек талантлив, добр и справедлив, он бесстрашно борется со злом и побеждает его даже ценой своей гибели.

В1: Среди достоинств совершенного человека центральное место занимает трудолюбие, трудовая сноровка. Честь человека, утверждают хантыйские и мансийские сказки, в умении и желании трудиться для людей, и тогда люди тебя признают, назовут мастером.

В2: Так признали люди Мыколку из сказки «Мыколкина Кямка»: «День красен солнцем, а Человек - трудом и добром, - тихо проговорил Мыколка. - Волка ноги кормят. Человека - руки. Умные руки дело найдут, а в деле добро обретут» или «Так Мыколка нашел в своем деле добро, которое обещала ему Кулнэ - Женщина Рыба».

В1: Именно в связи с трудовыми умениями хантов и манси возникает мысль о том, что совершенным человеком не рождаются, а становятся. 

Предлагаем Вашему вниманию короткометражный позитивный мультфильм  «Шаманские гости»

В1: Уроки, которые преподносят сказки коренных жителей, воистину неоценимы:

1) Будь милостив ко всему живому, бери у природы лишь самое необходимое.
2) Чти заветы предков, трудись в поте лица, не отступай перед трудностями.
3) Не совершай дурных поступков.

В2: «Пословица - цвет народного ума», - считал В.И. Даль. В них ханты и манси отразили моральный облик рыбаков, охотников, оленеводов. «Легким трудом не проживешь, человеком не станешь», «От крика дело не делается», «За ленивое дитя сердце больше болит».

Пословицы мудры, употребляются умно, умело. В загадках и народных песнях тоже не обходится без образа человека:

В1 :Ты - глаза мои и сердце,
Ты - печаль моя и счастье,
Ты учила сына с детства,
Чтобы жил он с сердцем настежь.

В2: Особое значение в произведениях ханты и манси приобретают взаимоотношения человека и природы. Поклонение природе - характерная черта их культуры. Например, «Большая зима» начинается для этих народностей в ноябре.

В1: Хантами и манси обожествляются некоторые растения (старые, искорёженные или такие, у которых несколько верхушек). Они предполагают, что там находится прибежище бога, а чаще рассматривают само дерево как божество. Такие обжитые духами места называются у народов севера «святым колдовским местом». В старой мансийской сказке говорится: «Там, где лес особенно темный и густой, находится дом доброй лесной женщины Миснэ. Там стройные лиственницы уходят за облака, плечистые кедры обнимают землю так, что не видно неба. Миснэ, воплощение добра и чистоты, помогла людям в голодное время поймать много-много рыбы».

В2: Пусть ни солнца, ни лучей,
Воет вьюга злая, 
А у Миснэ из очей 
Льётся ласка мая.

Предлагаем Вашему вниманию обрядовый девичий танец народов ханты.

В1: Среди всех видов деревьев у ханты и манси особым почитанием пользуется лиственница.

В2: Встреча и общение главных героев с духами происходит в лесу. По описанию леса мы понимаем, что ожидает героя в дальнейшем - опасность и тревога или радость и спокойствие. Чрезвычайно интересным в традиционной культуре ханты и манси является взаимодействие животного мира и людей.

В1: Из животных у них наибольшим почитанием пользуется медведь. Он именуется младшим братом человека и всех зверей. Образ медведя занимает значительное место в сказаниях, священных песнях, обрядах.

В2: Вот одно из преданий. Во владениях каждого сообщества существует ничья земля - угодья духов. Это самые обильные птицей и зверем участки тайги. Здесь нельзя ловить рыбу, собирать ягоды. Если зверь, преследуемый охотником, забегает туда, то погоня прекращается. По преданию, на одно из таких угодий забрёл охотник и убил двух лосей. Ночью к его костру явились поочередно медведь-мертвец и человек–покойник. Охотник, спасаясь «от гостей», всю ночь просидел на болоте, держа в руке горящую головню. Наутро убитые лоси встали и ушли в лес.

В1: Как и в этой поучительной истории, так и в других случаях природным мстителем выступает медведь. Так называемый культ медведя, особенно в форме медвежьего праздника, одна из ярких примет северной культуры.

В2: Большая роль отводится в устном народном творчестве и собаке. У ханты и манси она элемент культурно-экологической системы. В народе постаревших собак не бросают и не убивают, а содержат наравне со всеми. У ханты бытует поверье, что собака берёт на себя несчастья и даже смерть хозяина.

В1: Много добрых сказок, песен и загадок посвятили они этим животным. Вот примеры некоторых загадок:

1.Собой не птица, не поёт, если кто к хозяину идёт - она знать даёт.
2.Уши чуткие торчат, хвост взлохмаченный крючком, у двери она лежит, зайки домик сторожит.

Предлагаем Вашему вниманию мультфильм  «Собака»

В2: Самобытная традиция связана с культом очеловечивания лягушки, которая называлась «между кочек живущей женщиной». Ей приписывали способность дарить семейное счастье, определять количество детей, облегчать роды. По рассказам ханты, молодой мужчина мог «присушить» понравившуюся ему женщину. Изображение лягушки, вышитое бисером на платке, держали перед рожавшей женщиной для того, чтобы обеспечить новорождённому крепкое здоровье и долгую жизнь. У ханты существует запрет отлавливать лягушек и использовать их в качестве насадок.

В1: Но самые лучшие сказки и песни, лучшие поверья и сказания - об оленях. Вся жизнь северян связана с тундрой. Спасение для людей - олени. Олень воспет как нечто лучшее в мире, первые мольбы и моленья - к нему. Уже малые дети знают об олене очень много - вплоть до того, что различают 18 возрастных периодов в растущем оленёнке.

«Олень... Словно дерево ветвистое растёт на его голове. Глаза его смолистые, ласковые. Свет их тёплый и ясный. Они греют оленеводов в пургу. Дают ему крылья - и он летит на своей нарте, словно вьюга:

Голубого снега стрелы
Вьются под копытом белым.
«Вий-ю, вий-ю» - ветер злится,
«Вий-ю, вий-ю» - нарта мчится!»

Предлагаем Вам отвлечься от нашей темы и прослушать песню, которую исполняют «обские девушки» на языке манси (песня).

В2: Фольклор ханты и манси - это словесный документ, отражающий историческую истину (иногда в несколько приукрашенном состоянии), это история и летопись народа. Фольклор отразил духовность народа, его мудрый ум, национальный дух, его мировоззрение, нравы, обычаи и силу.

В произведениях народов Севера предстаёт живая земля, которая неизмеримо старше любого человека, поселившегося на ней.

Нужны мне крылья да ещё дорога,
Которой нет и не было длинней.
Пусть бьётся в сердце радость и тревога.
Пускай звучит, как песня, скрип саней.
Пускай метель шаманит в исступленье,
Пускай заносит мной пробитый путь, -
Стучите в сердце мне копытами, олени,
Дыхание земли, в мою врывайся грудь

На этом мы заканчиваем знакомство с творчеством народов ханты и манси.

И, так как, наше мероприятие завершают нашу неделю знакомства с нашей малой Родиной, предлагаем Вам викторину для проверки Ваших знаний.

Викторина:

1. Сколько районов расположено на территории нашего округа?

а) 7;
б) 9*;
в) 12.

2. “Балтымка” – речка в Октябрьском районе. Что означает это слово в переводе с хантыйского языка?

а) богатая речка; 
б) речка гостей*;
в) маленькая речка.

3. Какое из религиозных течений не получило распространение у коренных народов Западной Сибири?

а) христианство; 
б) язычество; 
в)иудаизм*.

4. Сколько городов расположено на территории нашего района?

а) 1*; 
б) 2; 
в) 3.

5. Кто составляет коренное население округа?

а) коми, зыряне; 
б) ненцы, манси; 
в) ханты, манси*,

6. Назовите самый молодой центр нефтеперерабатывающей промышленности в ХМАО.

а) Урай; 
б) Нягань*; 
в) Сургут.

7. По территории округа протекают две крупнейшие реки Азии. Что это за реки?

а) Сосьва; 
б) Обь*; 
в) Конда; 
г) Иртыш*.

8. Единственным промышленным предприятием на территории Югорской земли был…

а) кирпичный завод; 
б) мыловаренный завод*; 
в) рыбозавод.

9. Какова протяженность реки Обь?

а) 3650 км*; 
б) 2700 км; 
в) 1200 км.

10. Сколько населенных пунктов насчитывается в нашем районе?

а) 12; 
б) 25*; 
в) 20 .

11. В каком году был основан город Нягань?

а) 1985 г*; 
б) 1990 г.; 
в) 1980 г.

12. В нашем округе 10 заказников (особо охраняемые территории).

Вопрос: Как называется заказник, расположенный на территории Октябрьского района?

а) Васпухольский; 
б) Сорумский; 
в) Унторский*.

13. С какого года заготовка и обработка древесины приобрели самостоятельное значение?

а) 1906 г.; 
б) 1917 г.; 
в) 1920.*

14. В пределах какой природной зоны расположен наш округ?

а) лесо-степная; 
б) лесная*; 
в) лесо-тундра.

15. В каком году был основан город Ханты-Мансийск?

а) 1945 г.; 
б) 1950 г.*; 
в) 1960 г.

16. Что является основной пищей оленей?

а) ягоды; 
б) трава; 
в) мох* (ягель)

17. Сколько заповедников расположено на территории округа?

а) 1; 
б) 2*; 
в) 3.

18. Что выращивали местные жители нашего района, после проникновения земледелия в бассейн реки Конда?

а) рожь*; 
б) пшеница; 
в) кукуруза.

19. Кто был первым заведующим агрономическим делом в Березовском и Сургутском уезде?

а) Панкратьев; 
б) Дудин-Гаркавич*; 
в) Скалозубов.

20. Осетр – ценная порода рыб. Какова может быть максимальная длина осетра?

а) 1,5 м; 
б) 2 м; 
в) 3 м*.

21. Кедровка или ронжа – главный специалист по заготовке кедровых орехов. Сколько кг орехов может заготовить за осень в своих кладовых одна птица?

а) 10 кг; 
б) 50 кг.; 
в) 90 кг*.

22. Назовите представителя семейства собольих, обитающих в нашем округе?

а) бобр; 
б) лисица*; 
в) волк.

23. Сколько видов рыб обитает в реках и озерах округа?

а) 25; 
б) 40 
в) 33*.

24. С 1890 года распространением грамоты среди остяков занималась община, учрежденная в Кондинском монастыре. Кто был создателем первого передвижного учебного пункта в д. Низямы?

а) купец Николай Порамов;
б) монахиня Нина Лепехина*;
в) архиепископ Георгий Тобольский.

25. Где было открыто первое государственное уездное училища на Югорской земле?

а) в Кондинском; 
б) в Сургуте; 
в) в Березово*.

26. После введения христианства в Западной Сибири, где находился центр церковной епархии?

а) Тобольская епархия*
б) Пермская епархия;
в) Московская епархия.

27. Как называлась церковь в п. Октябрьское, построенная в 1654 году?

а) Юганская; 
б) Свято-Троицкая*; 
в) Обдорская.

28. Большую роль для Югорской земли сыграла деятельность …

а) Березовского уездного училища;
б) Самарской ремесленной школы;
в) Тобольского губернского музея*.

29. Первая национальная хантыйская школа в юртах Мулигорт была открыта в …

а) 1917 г.; 
б) 1924* г.; 
в) 1940 г.

30. Что такое “урман”?

а) массив леса среди болот; 
б) глухой хвойный лес;*
в) небольшой лесок из осин и берез.

31. Что такое “курья”?

а) старое русло реки или протоки;
б) глубокое тихое место;
в) залив, уходящий в леса и болота*.

32. Что такое “запор”?

а) рыбозаградительное устройство на реке*;
б) охотничья с ловушками для зверя;
в) сооружение в воде для хранения пойманной рыбы (садок )

33. Что такое “яр”?

а) одиночная невысокая гора(камень);
б) низкое, болотистое место, впадина (буерак);
в) крутой, обрывистый берег реки*.

34. Что такое “елань”?

а) выгоревшее место (гарь);
б) место, поросшее небольшим березняком*;
в) невысокий мысок на реке (стрелка)

35. Кто такие “ вогулы”?

а) ханты; 
б) ненцы; 
в) манси*.

36. Что такое “заимка”?

а) скрытая ловушка;
б) земельные владения с постройками вдали от поселения*;
в) название обуви.

37. “Фактория”- что это такое?

а) административное деление земли;
б) торгово-снабженческий пункт*;
в) вид сельскохозяйственной продукции.

38. Что такое “путик”?

а) вид ловушки;
б) охотничья тропа с ловушками для зверя*;
в) сооружение для хранения рыбы.

39. Что такое “кочкарник”?

а) кочковатое болото*;
б) заболоченное место;
в) трясина на болоте.

40. “Неудобица” – что это такое?

а) деревянная постройка;
б) непригодная для обработки земля*;
в) неудобное место для охоты.

41. Из какого волокна плели раньше ханты и манси сети для ловли рыбы?

а) леска; 
б) крапива*; 
в) пенька.

42. Из какого материала были сшиты непромокаемые рыбацкие костюмы у ханты и манси?

а) оленья кожа; 
б) брезент; 
в) рыбья кожа*(налим)

43. Что такое “производящее” хозяйство, которым занимались коренные жители округа?

а) охота, рыболовство;
б) земледелие, скотоводство*;
в) собирательство (ягоды,грибы,орехи)

44. Как называется женская двойная шуба из меха оленей?

а) малица; 
б) сах*; 
в) гусь.

45. Что такое “ясак”?

а) одежда; 
б) орудие лова; 
в) сбор подати*.

46. Из какого материала изготавливали остяки рубашки?

а) лен; 
б) кожа; 
в) крапива*.

47. Из чего изготавливали народности севера свое летнее жилище-чум?

а) шкуры оленя; 
б) береста*; 
в) полотно.

48. Что служило налобным украшением у женщин коренного населения?

а) кулон; 
б) платок; 
в) очелье*.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Одежда народов ханты и манси"

Данная Презентация раскрывает особенности в одежде обско- угорских народов, и рассказывает о практическом семинаре "Ровдуга"....

Доклад «Этнокультурное образование детей через знакомство с традиционными праздниками народов ханты и манси»

В данной статье рассматривается этнокультурное образование детей на примере детского традиционного праздника "Трясогузки"...

Исследовательская работа "Семантика чисел и их смысловая роль в русских народных сказках и в сказках народов ханты и манси".

В ходе работы оригинально решаются вопросы в области словесности, связанные с анализом  художественного текста: через интепретацию семантики чисел в русских народных сказках и в сказках народов х...

Сочинение о роли культуры в жизни человека, семьи, общества, государства. «Самобытная культуры народов ханты и манси»

Конкурсная работа  для участия в издании книги «Ступени осознания  культурного кода»...

Исследовательская деятельность учащихся по краеведению на фольклорном материале народов ханты и манси (из опыта работы)

Исследовательская деятельность по краеведению на фольклорном  материале народов ханты и манси решает главную задачу – патриотического воспитания учащихся, которое начинается с любви к &laqu...