Уроки толерантности
классный час по теме

Кузовая Татьяна Валериановна

В данной работе приведена тематика классных часов по воспитанию толерантности у детей. На примере жизни  А.Нобеля разработан устный журнал, девизом которого являются его слова:"Моя Родина не там, где я родился, а там, где я работаю".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uroki_tolerantnosti.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 1

УРОКИ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПРИ ВОСПИТАНИИ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ

  КУЗОВАЯ Татьяна Валериановна, учитель химии высшей квалификационной категории, классный руководитель.

Номинация: воспитательная работа.

Амурская область, г. Белогорск

ВВЕДЕНИЕ

        История России представляет собой балансирование между крайностями: разнообразные культурные контакты между народами и одновременно противостояние окружающих Россию странам. Таков парадокс: постоянно воюя с соседними государствами, Россия гостеприимно впускала в свои пределы мирных иностранцев, часто доверяя им важнейшие дела и должности в государстве. Исторические факты свидетельствуют о том, что  порой иноземцы настолько  ассимилировались с русским народом, что выступали на русской стороне против своих же соотечественников. По выражению Н.А.Бердяева «русский народ есть не чисто европейский и не чисто азиатский народ. Россия есть часть света, огромный Востоко-Запад, она соединяет 2 мира». Отсюда берет свое начало выбор русским народом нравственных ценностей и жизненных приоритетов, бытовой традиции и духовного опыта. Согласно мнению ряда историков и философов, период существования Московского государства был «самым душным  и наиболее азиатско-татарским по своему типу». 19 век позволил русскому народу, благодаря реформам Петра1, высказать себя «в слове и мысли с Западом». В науке и образовании  русско-немецкие связи являют собой  яркий пример решения проблемы  межнационального культурного взаимодействия, и, прежде всего в его созидательном, творческом аспекте. Среди иноземцев  немцы в истории России издавна были не только самой многочисленной, но и наиболее инициативной группой.

        Обратить внимание на формирование толерантности к современной жизни меня заставило появление у школьников  некой агрессии, пренебрежения в отношении к приезжим, к детям из малообеспеченных семей. К сожалению, в разговорах с детьми видно проявление равнодушия к переживаниям своих сверстников, не всегда сочувствуют и понимают «чужаков».

        Среди участников разных возрастных групп психологи провели анкетирование «Насколько вы терпимы?». Условие одно: быстро отвечать, не задумываясь над ответами.

  1. Неприятна ли вам ситуация, в которой приходится отказываться от плана придуманного вами, потому, что такой же план придумали ваши друзья:

а) да,

б) нет.

2. Вы встречаетесь с друзьями и кто-то  предлагает начать игру. Что вы предпочтете:

     а) чтобы участвовали только те, кто хорошо играет,

     б) чтобы играли и те, кто не знает правил.

     3.         Вы спокойно воспринимаете неприятные для вас новости:

     а) да,

     б) нет.

     4. Вызывают ли у вас люди, которые в общественных местах появляются в нетрезвом виде:

     а) если они не переступают допустимых границ, вас это вообще не интересует,

     б) вам всегда были неприятны люди, которые не умеют себя контролировать.

     5. Можете ли вы легко найти контакт с людьми с иными, чем у вас профессией, положением, обычаями:

     а) вам очень трудно было бы это сделать,

     б) вы не обращаете внимание на такие вещи.

     6. Как вы реагируете на шутку, объектом которой вы становитесь:

     а) вам не нравятся ни шутки, не шутники,

     б) если шутка вам не приятна, то вы постараетесь ответить в шутливой форме.     7.Согластны ли вы с мнением, что многие люди «сидят не на своем месте», делают «не свое дело»:   а) да,   б) нет.

8. Вы приводите в компанию друга (подругу), которая становится объектом всеобщего внимания. Как вы на это реагируете:

    а) вам неприятно, что таким образом внимание отвлечено от вас,

    б) вы лишь радуетесь за нее (него).

9. В гостях вы встречаете пожилого человека, который критикует современное молодое поколение, превозносит былые времена. Как реагируете вы:

     а) уходите раньше под каким-либо предлогом,

     б) вступаете в спор.

класс

Всего учеников

0-4 очка

6-12 очков

14-18 очков

9 кл

112

42\ 37%

40 \35,7%

32\ 28,6%

10 кл

94

60\ 63,8%

20 \21,3%

14 \14, 9%

11 кл    

106

80 \ 75,5%

16\ 15,1%  

10\ 9,4%

Амурская область, как и многие области России, постоянно пополняется людьми из  бывших союзных республик России. Наша школа не исключение: здесь обучаются  дети из Казахстана, Украины, Белоруссии, Чукотки.

        Дети переселенцев беженцев - «лакмусовая бумажка» способности понять и почувствовать другого. В сегодняшней России официальный статус беженцев и вынужденных переселенцев имеет почти миллион человек, несовершеннолетних среди них 30%.  Почти каждый пятый ребенок –из многодетной  или неполной семьи. Сама жизнь породила для нас, учителей, острейшую проблему- как лучше адаптировать, ставших беженцами и переселенцами детей в уже устоявшуюся школьную среду? Очевидно, что эта проблема решается в зависимости от того, что это за дети. Одно дело, если это русские беженцы,  другое – экономические переселенцы ( в нашей области это китайцы, корейцы, вьетнамцы), третье- представители восточной культуры.

        Проведенное анкетирование на вопрос «Как вы относитесь к появлению китайцев в нашей области?» были следующие ответы: 48%  -плохо,  20%:  -нормально, 32 %  -равнодушны.

        Новые экономические отношения, исследования общественного мнение требуют воспитывать толерантное, т.е. терпимое отношение у учащихся к многообразию жизни. В своей работе я постоянно использую правила, которые помогают детям приспосабливаться к новым реалиям жизни:

  1. Моя точа зрения - не самая лучшая.
  2. Выслушай собеседника до конца.
  3. Утверждение, не проверенное практикой, не может быть истиной.
  4. Мое решение всегда субъективно, оно обосновано на моем мировоззрении.

Спецкурс, или цикл классных часов и бесед, я провожу под девизом: «Быть толерантным  - эмпатийно, приязненно относиться к многообразию жизни». Цель данного курса: способствовать повышению уровня творческой активности учащихся, воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям , культуре и традициям разных народов, формировать нормальные этнические нормы поведения, воспитывать гражданственность, достоинство, патриотизм.

Все занятия  планирую так, чтобы к 16 ноября провести итоговый вечер, к международному дню толерантности-16 ноября.

 Темы занятий:

  1. Устный журнал «Приключения иностранцев в России» ( приложение №1).
  2. Лекция «Китайский синдром в экономике России».
  3. Конференция «Мы 2 берега у одной реки»:

а) Изобретение бумаги в Китае. Шелковая бумага. Бумажные деньги».

б) Производство бумаги в Европе.

в) Производство бумаги в России.

Г) В союзе с механикой и химией - современное производство бумаги.

     4.Практическое занятие «Китай и медицина», «Китай и спорт» - приглашение врачей гомеопатов, акупунктуристов,  тренеров у-шу, гимнастики Тай-ц Зи Юань.

     5. Вечер  «Что скрывается в чашке чая».

  1. Творческие задания: Чайная церемония в Китае; сорта чая, выращиваемые на земле; лечебные чаи; подборка песен о чае (приложение №2).

                                                                                                                   

                                                                                                         ПРИЛОЖЕНИЕ №1.

Устный журнал «ПРИКЛЮЧЕНИЯ ИНОСТРАНЦЕВ В РОССИИ».

Моя родина там, где я работаю, а работаю я повсюду.

А.Нобель.

Этот устный журнал позволяет расширить знания учащихся об ученых, которые внесли большой вклад в развитие химической науки, воспитывать трудолюбие, творческое отношение к труду, патриотизм. В аудитории, где проводится занятие надо повесить портрет Альфреда Нобеля и российских ученых – лауреатов Нобелевской премии.

Вступление.

Издавна на Руси чтили тех иностранцев, кто своим трудом и капиталом, энергией и умом преумножал величие нашей страны, ее богатство. Пример тому – история семьи Нобелей в дореволюционной России, которая, к сожалению, в настоящее время мало известна. Свой талант и трудолюбие, свои капиталы Нобели вкладывали в развитие России на протяжении многих десятков лет. Три поколения Нобелей жили в России с первой половины 19 века и вплоть до 1918года. Братья Людвиг, Альфред и Роберт сыграли выдающуюся роль в становлении и развитии нефтяной промышленности нашей страны. Не это ли лучший пример для нынешних инвесторов и предпринимателей – зарубежных и отечественных, кто готов сегодня развивать не «черный», а «чистый» капитализм на пользу себе и во благо России?

        О приключениях и жизни семьи Нобелей наш сегодняшний рассказ.

Страница первая

Детские года Альфреда Нобеля.

Альфред родился в Швеции в семье талантливого изобретателя Эммануэля Нобеля 21 октября 1833г. Учился он дома, не посещая школу. Слабый, болезненный мальчик страдал удушьем, родители серьезно опасались за его судьбу: ведь из 8 детей Эммануэля только трое достигли зрелого возраста.

        Отец не жалел средств на обучение сына, а сильная, волевая мать постоянно опекала его. Однако слабое здоровье не мешало учиться ему с невероятным успехом. К 17 годам он владел 5 европейскими языками, включая  русский. С особым интересом он занимался органической химией, т.к. брал уроки  у самого Зинина.

        Именно в детские годы у него развивается такая черта характера, сдержанность, переходящая в замкнутость, - эту особенность он  сохранял во все годы.

Страница вторая

Успехи и талант отца – Эммануэля Нобеля. Семейный бизнес.

        Эммануэль Нобель человек незаурядный, энергичный, получивший полное техническое образование. В своей жизни он испытал немало успехов и неудач. Он успел поездить по свету, побывав даже в Египте, владел первой в Швеции резиновой фабрикой, преподавал в Стокгольме начертательную геометрию. Он изобретал плавающие мосты, надувные матрацы, но с особым интересом занимался взрывчатыми веществами и конструированием различных мин. В 1837г. Эммануэль, спасаясь от кредиторов, направился в Петербург, где проявляли большой интерес к его изобретениям. Кстати, свои подводные мины он со старшими сыновьями применил для минирования Финского залива от французско – английской эскадры во время Крымской войны. Получив за это крупное вознаграждение и золотую медаль от русского правительства, он выписал из Швеции всю свою семью.

        В 1842г. он основал в Петербурге компанию по производству боеприпасов и мастерские, где производились паровые машины и трубы центрального отопления (первые в России). Здесь же были отлиты первые декоративные пушки, которые и сейчас стоят близ Литейного моста в Санкт – Петербурге. Но Крымская война закончилась поражением, и огромное предприятие Эммануэля Нобеля обанкротилось. В 1859г. Эммануэль Нобель  возвращается в Швецию.

        Альфред же остается в Петербурге, с ним остались и братья. В начале 70 годов 19 века они контролировали оружейные заводы в Ижевске, а затем основали в Баку «Товарищество нефтяного производства братьев Нобель». Дело быстро набирало оборот, добывали нефть, производили и поставляли керосин, бензин, парафин и соду. Людвиг спроектировал первый в мире танкер, первые цистерны, один из первых использовал нефтепровод. Братья построили верфь в Астрахани, станцию по перекачке нефти в Царицыне, откуда шли железные дороги в Одессу и Латвию. К концу 19 века Нобели контролировали до 90% российской нефти, потеснив при этом компанию Рокфеллеров. Залогом успешного бизнеса братья считали – высокое качество, большое количество и невысокие цены. Братья Нобель высоко ценили талант и трудолюбие русских инженеров и рабочих. Не зря они доверили проектирование и строительство нефтепровода в 1876г. инженеру Шухову В.Г. Благодаря деятельности братьев Нобелей Россия уже в 1901г. вышла на первое место в мире по нефтедобыче.

        Таким образом, капитал братьев Нобелей, а позднее и их сыновей служил процветанию и росту могущества России, вот почему их имена не должны быть преданы забвению.

Страница третья

Изобретения Альфреда Нобеля

        Почти все  крупные открытия и изобретения Альфреда Нобеля связаны с нитроглицерином. В те годы в России было запрещено производство взрывчатых веществ частным лицам. И в 1862 г. Альфред вернулся в Швецию , где в пригороде Стокгольма отец построил предприятие по получению нитроглицерина.

        В 1863г. он делает крупное изобретение, сконструировав детонатор с гремучей ртутью. Мастерская Нобелей работала около 2 лет, но 3 сентября 1864 г. она взлетела на воздух. Но Нобель не стал искать более безопасной профессии. Он знал недостаток жидкого нитроглицерина, поэтому решил применить его в смеси с твердыми веществами. И в 1864г. нашел то, что искал. Идеальным материалом оказался кизельгур (диатомит). Попадая в поры инфузорной земли нитроглицерин приобретает смирный нрав. Нобель дал смеси название «динамит». 7 мая 1867г. «взрывной порошок Нобеля» был запатентован в Англии, а затем и в Швеции, России, Германии и других странах. В 1868г. Шведская академия наук наградила Альфреда и его отца золотой медалью. Работая в Париже, он пытался найти замену динамиту, который портился при долгом хранении. В 1875г. он наладил производство взрывающегося желатина, представляющего собой раствор пироксилина в нитроглицерине. А в 1887г. в лаборатории Нобеля родилось новое взрывчатое вещество – бездымный порох (баллистит), мощный, надежный, безопасный.

        Покидая Париж, Нобель принял важное решение: «Я мечтаю о покое и хочу посвятить себя научным исследованиям».

   

Страница четвертая

Завещание Нобеля

        Здоровье А.Нобеля резко ухудшалось. 4 декабря 1896г. произошло кровоизлияние в мозг, и 10 декабря Нобель скончался. Его перевезли в Сан – Ремо, в Швецию и похоронили на стокгольмском Северном кладбище.

         К моменту смерти Альфреда его исключительное трудолюбие и его предпринимательский гений дали ему 355 патентов, 90 предприятий в 20 странах мира. Согласно завещания А.Нобеля, средства поместили в специальный фонд ценных бумаг, % от них ежегодно делятся на 5 равных частей в виде премий за наиболее значимые для человечества открытия в области физики, химии, медицины, литературы, премия Мира, а так же премия памяти Нобеля по экономике. В октябре – ноябре оглашаются фамилии новых лауреатов. Церемония вручения премий происходит каждый год в день смерти А.Нобеля – 10 декабря, в концертном зале Стокгольма, где король и вручает премии лауреатам.

Страница пятая

Российские лауреаты нобелевских премий

1904г.  – И.П.Павлов (физиология).

1908г.  – И.И.Мечников (физиология).

1933г.     И.А.Бунин (литература).

1956г. -   Н.Н.Семенов (химия).

1958г.  -  П.А.Черенков, И.М.Франк, И.Е.Тамм (физика).

1958г.  -  Б.Л.Пастернак (литература), был вынужден отказаться от премии.

1962г.  -  Л.Д.Ландау (физика).

1964г.  -  Н.Г.Басов, А.М.Прохоров (физика).

1965г.  -  М.А.Шолохов (литература).

1970г.  -  А.И.Солженицын (литература).

1975г.  -  А.Д.Сахаров (премия мира).

                Л.В.Канторович (премия памяти Нобеля по экономике).

1978г.  -  П.Л.Капица (физика).

1987г.  -  М.А.Бродский (литература).

1990г.  -  М.С.Горбачев (премия мира).

2000г.  -  Ж.И.Алферов (физика).

2003г.  -  А.А.Абрикосов, В.Л.Гинсбург (физика).

                                                             ЗАКЛЮЧЕНИЕ

        Какая же страна заграница для этого космополита? Швеция – место его рождения; в России жили он, его братья, друзья, в русские предприятия им были вложены значительные его  средства; в Германии находится его крупнейшая фирма и технический центр; в Париже – дом и лаборатория; в Шотландии – летняя усадьба; в Швейцарии – вилла; во всех странах мира – его предприятия. Одинаково свободно он говорил на любом языке, и, кажется, ни одной стране не отдавал предпочтение : «Моя родина там, где я работаю, а работаю я повсюду».

                                                                                                             

                                                                                                              ПРИЛОЖЕНИЕ №2

ХИМИЧЕСКИЙ ВЕЧЕР

«ЧТО СКРЫВАЕТСЯ В ЧАШКЕ ЧАЯ»

ОФОРМЛЕНИЕ ЗАЛА: Физическая карта мира, где отмечены страны, производители чая – Китай, Индия, Цейлон, Россия (Краснодар). Рисунок чайного куста, чайные сервизы, самовар, рецепты приготовления чая.

Цели данного мероприятия:

  1. Познакомить учащихся с растением из рода тропических – чае.
  2. Напомнить учащимся о странах, производителях чая.
  3. Рассказать о сортах чая на земле.
  4. Показать и научить процессу чайной церемонии.
  5. Рассказать о рецептах лечебных чаев.
  6. Воспитывать культуру общения детей, посредством чайных застолий.

Первый ведущий: Чай принято считать  главным напитком планеты. Разные вкусы, разные способы приготовления, даже разные растения, используют для заварки, но, в основном, это изумрудно – зеленые листочки чайного дерева. Древнейшее искусство чая развивалось и совершенствовалось в следующих направлениях:

  1. Чай вырастить.
  2. Чай приготовить.
  3. Чай заварить.
  4. Чай подать.
  5. Чай пить.

Второй ведущий: А сейчас совершим краткий экскурс по биографии и географии напитка, который в любом уголке земного шара утоляет жажду, снимает усталость, спасает от палящего зноя, лечит недомогание, укрепляет дружбу и сближает незнакомых людей.

        Трудно сегодня достоверно назвать родину этого растения, но без сомнений и раздумий как напиток – чай - национальное изобретение китайцев, о чем свидетельствует летопись возрастом 4685 лет. Как вдохновенно описаны целебные свойства его в древнем медицинском трактате: «Пей медленно этот чудесный напиток, и ты ощутишь в себе силы бороться с невзгодами, так отягчающими нашу жизнь. Сладостный покой, что ты обретешь, можно лишь ощутить, описать его невозможно…». Чай это род вечно – зеленых тропических растений, листочки которых живут лишь год. По мнению поэта 18 века Лу -Ву «они должны иметь морщины, как кожаные сапоги на ногах татарского всадника, загибаться, как губы буйвола, расстилаться, как туман, возникший в долине, и блестеть, как озеро, едва подернутое вечерней зарей».

        Из Китая после 200-летней строжайшей тайны возделывания чай попал в Японию, в 1517г. в Европу, где как напиток утвердился лишь в 17 веке. Россия впервые услышала о «китайской травке» из уст казацких атаманов Петрова и Ялышева, вернувшихся из путешествия. Первое чаепитие на Руси состоялось в 1638г., когда московский посол Василь Старков привез от монгольского хана царю в подарок 200 огромных тюков сухого чая. «Питие доброе и когда привыкнешь, весьма вкусно» - признали на Руси.  Вскоре были изобретены и первые «чайные машинки» - самовары. Промышленное производство их началось на Урале в 1740 г. и в Туле в 1773г., когда Иван Лисицын основал первую самоварную фабрику.

Третий ведущий: Чай не только одно из величайших открытий, но и одно из чудесных творений рук человеческих. Чтобы добыть 1 кг. «зеленого золота», надо собрать около 3 тысяч верхушек чайных побегов – флешей. Далее уже технологические премудрости: брожение, сушка, закаливание, скручивание, ферментация, куножирование. Так готовят и черный  и зеленый байховый чай. Первенство по производству чая держит Индия, далее Китай и Цейлон. Самый лучший чай в мире растет в Индийском штате Ассам и называется дарджилингским. На высоте 2200м находится это чудное место, где прекрасно сочетаются температурный режим и редчайший годовой баланс солнечных и пасмурных дней, где собирают по 4 урожая в год, где каждый куст лелеют до 10-летнего возраста, а затем он плодоносит 135 и более лет. Здесь не применяют машин и минеральных удобрений, здесь человек лишь подрезает куст, а все остальное творит солнце.  

Четвертый ведущий: Среди различных диковинок Сочи привлекает внимание своеобразный памятник чаю. На высоком постаменте пятиведерный самовар. Культивирование чая в русских субтропиках началось в 40-е годы 19 века, первые кусты русского чая появились  в Солок – ауле, близ Сочи. Вот уже 85 лет как живой памятник растут они под окнами домика Иона Антоновича Кошмара, где  сейчас создан музей русского чая. На Всемирной дегустационной выставке в Брюсселе он был признан наравне с цейлонским.

Пятый ведущий показывает церемонию приготовления чая в Китае.

Шестой ведущий: показывает опыты :

  1. Возгонка кофеина.  На часовое стекло помещают растертые листья чая, покрыв их вторым стеклом, нагревают. Не верхнем стекле оседают в виде длинных, окрашенных игл кристаллы кофеина.
  2. Качественная реакция на кофеин.  На фарфоровую пластинку помещают несколько кристаллов кофеина, добавляют 2 капли концентрированной азотной кислоты, осторожно выпаривают досуха. Образуются амалиновая кислота оранжевого цвета.

Седьмой ведущий рассказывает о лечебных чаях, которые можно приготовить в домашних условиях.

Заканчивается вечер чаепитием, во время которого сообщается следующая информация:

  1. «Священный отец» чайных деревьев растет на Шаньдунском полуострове, возраст 600 лет, высота 16м, ствол в 3 обхвата.
  2. Англичане пьют чай с молоком, причем к нагретому не вскипевшему молоку доливают чай. Действие наоборот считается невежественным.
  3. Японцы считают, что запахи некоторых цветов стимулируют или тормозят работу мозга. По их мнению, запах жасмина возбуждает мысль и освежает человека.

В заключении можно провести опрос учащихся, понравилось ли им это мероприятие (в моем опыте отрицательных ответов не было).

Проделанная работа позволяет  сделать следующие выводы:

1.Изменившиеся отношения между людьми в современном обществе ставят эту проблему во главу угла, поэтому уделять внимание толерантности необходимо всем учителям на всех этапах воспитательного процесса.

2.Это позволяет адаптироваться нашим выпускникам к «взрослой» жизни, помогает понять необходимость терпимого отношения к другим.

3.Разнообразные  методы помогают выйти за рамки привычных форм учебной и внеклассной  работы и позволяют увлечь ребят предметом химия.

4. Целенаправленная работа по воспитанию толерантности – одна из главных ценностей человеческого существования в гармонии с миром природы  и общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентазия к уроку "Толерантность"

Презентация содержит ключевые аспекты урока: высказывания о толерантности, критерии  и формула толерантности....

Уроки толерантности

Сегодня все большее распространение в детской, особенно под­ростковой среде, получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин тому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгои...

Урок толерантности

На уроке толерантности в интерактивной, игровой форме ребята обсуждают вопросы:;1.Что такое толерантность?2 Можно ли научиться толерантности?3 Как преодолеть интолерантность в общении?4 Как созд...

Урок толерантности

Данный материал направлен на воспитание у детей миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать....

Классный час "Урок толерантности"

Данная разработка поможет классным руководителям 5-6-х классов провести интересный и содержательный классный час по воспитанию терпимости друг к другу и непохожим на нас людям....

Урок толерантности в 8 кл. «Что такое толерантность?»

Форма проведения: «круглый стол» с сюжетно-ролевыми задачами и проблемными вопросами.Цель: Познакомить учащихся с понятием  «толерантность», с  основными чертами толерантной и интолерантной ...